«Если приносят откровенные «человейники», сразу предупреждаю: казанцы в таком жилье жить не будут, у людей поменялись взгляды», — говорит Ильсияр Тухватуллина о попытках «протащить» архитектурный ужас. Основная проблема — качество проектов и мыслительный застой. А ведь именно окружающая среда с детских лет формирует сознание, и в городе не место безликости. О том, почему Тухватуллина стремится побудить дух соревновательности у архитекторов и девелоперов, зачем сама возит застройщиков на экскурсии в Москву и что дает выпускникам КГАСУ открытая защита дипломов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильсияр Тухватуллина: «В Казани работают немало профессиональных архитекторов. Я общалась с ними, и у нас было взаимопонимание по подходам к качеству городской среды, нашлось понимание того, какой она должна быть, по аналитике территории»
«Самым большим откровением для меня стал уровень архитекторов Казани»
— Ильсияр Мисхатовна, в октябре будет два года, как вы стали главным архитектором Казани. Согласиться на такую работу наверняка было непросто — все-таки от непосредственного проектирования, от создания своих объектов надо было перейти к управлению процессами формирования городского облика. Это ведь разные вещи. Сделали ли какие-то открытия для себя?
— В Казани работают немало профессиональных архитекторов. Я общалась с ними, и у нас было взаимопонимание по подходам к качеству городской среды, нашлось понимание того, какой она должна быть, по аналитике территории. Они уважают себя и свою профессию, стараются развиваться, ищут новые подходы. Я считала, что все так думают и делают!
Но оказалось, что это не так. К сожалению, есть люди в профессии, которые не понимают, для кого они делают свой продукт. Работа и заказы поставлены на поток, как конвейер. И близко не стараются проанализировать свой участок, взглянуть на него в контексте с окружающей застройкой. Некоторые, как выяснилось, не знают, что такое фотофиксация, как ее делать с самых ключевых точек, что такое развертка и так далее.
Так что мир архитекторов оказался более многогранным, чем мне до этого казалось.
— Видимо, такой подход ваших коллег и становится причиной того, что управление архитектуры тонет в проектах низкого качества. Помнится, в декабре прошлого года на встрече с девелоперами при участии мэра Казани вы говорили, что 40 процентов проектов приходится возвращать…
— Да, к сожалению, вынуждена констатировать: очень большая проблема с качеством, комплектностью проектной документации. Многие делают проект, рассматривая его только в границах территории. А вот дальше — на то, где подъезды к участку, как формируются пешеходные связи и как облик будущего здания увязывается с окружающей застройкой, — часто не смотрят.
— В чем дело, почему процветает застой архитектурной мысли? Проблема, видимо, в сложившемся менталитете?
— Условия для работы у всех одни. Но почему результаты разные, одни делают классные проекты, а другие — не очень? Мне кажется, некоторые быстро успокаиваются: сделали один вариант проекта — и всё, не переживают и не волнуются. Нужно самому себе не давать успокаиваться, самого себя раздражать новыми задачами, делать все лучше и лучше. Надо учиться постоянно, ну и представлять, что ты живешь в этой среде.
Для меня, как для главного архитектора, важен облик города. Я не могу, не имею права утверждать плохие проекты: не согласовываю до тех пор, пока они не будут вписаны в городскую ткань по всем правилам. И эта моя позиция становится раздражителем для коллег: выходить из зоны комфорта не очень приятно. Кто-то прислушивается к советам, делает это с радостью. А кто-то категорически не слышит, и вот тогда у нас происходят жесткие беседы.
— Мы слышали, что некоторые жалуются на вас: мол, главный архитектор не согласует — и всё.
— Жалующихся хватает, я знаю этих людей. Но я ведь не просто не подписываю недоработанный проект. Я всегда думаю, как можно выйти из положения, как сделать так, чтобы предложенные решения были достойны Казани. Мы готовы совместно работать с архитекторами. Очень помогает поддержка команды исполкома, мэра столицы РТ. Как говорит Ильсур Раисович (Ильсур Метшин — мэр Казани — прим. ред.): «Смелее вперед! Я когда начинал, то же самое было!» Мне непросто, он очень поддерживает меня в этом плане.
— Но, наверное, есть и те, кто стремится повышать свой профессиональный уровень?
— Конечно. Радует, что у нас сформировалась команда архитекторов, которая ездит на различные архитектурные форумы. Они смотрят новые объекты по стране, изучают методологию, новые технологии и строительные материалы. Их никто не заставляет, они сами стремятся к новому знанию. Важно увеличивать свою насмотренность, исследовать архитектуру в других городах, странах. Надо учиться постоянно, подтягивать уровень и обязательно участвовать в конкурсах, отслеживать их — это стимулирует!
«Цель конкурса — понять, как можно реализовать территорию правого берега Казанки на концептуальном уровне»
Казань берет курс на проведение архитектурных конкурсов и определит территории средовой и акцентной застройки
— Давайте о конкурсах. Многие архитекторы скажут: зачем тратить силы на участие в конкурсе, если проект потом может уйти в корзину? Ведь милое дело работать с заказчиком, когда ты знаешь, что твою работу в итоге точно оплатят…
— Конкурс — это информация о тебе, заявка. Если ты не выиграл, то участвуешь в следующий раз, тебя все равно начинают замечать и запоминать. Кроме того, получаешь возможность сравнивать себя с уровнем развития других архитекторов. Это путь твоего творческого роста.
В Казани необходимо нарабатывать такой опыт, и мы будем стремиться к тому, чтобы девелоперы объявляли конкурсы, особенно в том случае, если у них в разработке какая-то новая территория и совершенно непонятно, как с ней работать. Здесь одним из выходов становится такой творческий конкурс, конкурс идей.
— Что касается денег, можно вспомнить международный конкурс на лучшую концепцию развития правого берега Казанки. Благодаря позиции инвестора, компании Kravt, он был прекрасен по деньгам для победителя: по 1,5 миллиона рублей из общего призового фонда в 8 миллионов. С такими денежными призами в Казани конкурсов, кажется, не проходило. Но, кроме денег, есть ведь еще одна возможность для победителя — это последующее проектирование объекта. Но в конкурсе по концепции многофункционального комплекса на Сибгата Хакима подобного не было — почему?
— Цель конкурса — понять, как можно реализовать эту территорию на концептуальном уровне. И у меня возникали опасения, что иностранные архитекторы даже не станут заявляться. Я была уверена, что они не придут, учитывая сжатые сроки и что в условиях прописывалось отсутствие авторства. И в итоге я удивилась, когда больше половины участников оказались иностранцами.
Мы получили хорошую обратную связь от участников — они поблагодарили нас за организацию работы. В частности, представители англо-испанского консорциума, которые приезжали в Казань, говорили, что это самый честный и открытый конкурс, в котором они участвовали. И они оказались приятно удивлены тем, как город работает с архитекторами и застройщиками. У них все иначе, каждый район города живет как будто в своем мире, и такой открытости нет.
На участке общей площадью 8,9 га, ограниченной улицей Сибгата Хакима, территорией гостиничного комплекса «Ривьера», акваторией Казанки и будущим парком, проектирование которого сейчас ведется под руководством французского ландшафтного архитектора Мишеля Пена, планируется создать многофункциональный комплекс с гостиницей и концертным залом. Участок, на котором расположены отель «Ривьера» и аквапарк, в эту территорию не вошел.
Учитывая знаковость данной территории, в Казани был объявлен международный конкурс. В ходе конкурса поступило 188 заявок из 44 стран, на суд профессионального жюри было передано 50 концепций, а в шорт-лист вошло 23 проекта.
Однако определиться с абсолютным победителем экспертам не удалось. В результате было решено не присуждать первое место, второе разделить между тремя командами и еще троим участникам отдать третье. Всего определились 6 призеров. Еще одну команду архитекторов решил поощрить заказчик конкурса — за тщательную и оригинальную проработку.
Окончательную концепцию вынесут на общественное обсуждение. Об этом заявил президент РТ Рустам Минниханов.
«Мы получили хорошую обратную связь от участников — они поблагодарили нас за организацию работы»
— Выбран ли проектировщик по территории на Казанке и как вообще движется проект? Ведь позиция президента и мэра — не допустить ошибок на этой знаковой территории напротив Кремля.
— На данный момент заказчик находится в стадии заключения договора, принципиальный момент — обязательное согласование проекта с городом. Архитекторы, особенно с именем, могут быть амбициозны. За рубежом, например, принято, что слово архитектора объекта является чем-то вроде незыблемой конституции для застройщика и архитектор отстаивает свое профессиональное видение. Но для города, как вы правильно заметили, очень значимо это место на берегу Казанки. Важно, чтобы была сохранена непрерывность будущего парка у воды. Важно, как будет выглядеть новый объект. Поэтому, пока город не согласует получившийся проект, работа считается непринятой: я полагаю, что такой пункт должен присутствовать в договоре на проектирование.
— Мы говорим о классных проектах, новых идеях, конкурсах. Но ведь город не может состоять исключительно из архитектурных шедевров, иначе он превратится в поляну для самовыражения и амбиций: «Смотрите, какой у меня дом (ну не знаю) — треугольник)!» — «А у меня вот ромбокубооктаэдр, это круче!..» Так можно получить город-китч, а есть ведь и обычная рядовая застройка, которая создает возможность для восприятия архитектурных акцентов.
Любой уважающий себя и свою профессию казанский архитектор хотел бы вписать себя в историю мировой архитектуры, чтобы его проект произвел вау-эффект и был в самых крутых мировых журналах. Поэтому нужно показать, где в городе должна присутствовать акцентная архитектура, а где более средовая. Командам архитекторов следует понимать, что не только амбиции должны быть не первом месте и город не должен пострадать от этих идей.
Как минимум при разработке проекта планировки мы уже учитываем эти вещи. Часть из них уже вошла в правила землепользования и застройки (ПЗЗ), где видно, какие точки в городе для нас очень важны и где должна быть архитектура высокого уровня, то есть акцентная. Казань пришла к тому, что на территориях нужно выделять специальные зоны, где будет рядовая застройка, а где могут быть реализованы новаторские идеи.
Кроме того, я за сохранение собственного лица каждого из районов Казани. В районах надо не только выявлять наиболее интересные здания. Важно учитывать память — историю места, специфику и уникальность каждого района: как он формировался, какие события там происходили с течением времени, что там есть такого, чего более нигде нет. Надо стремиться к узнаваемости архитектурного стиля, поддерживая при этом его уникальность. Так мы сохраним преемственность, ощущение идентичности места у людей, которые многие годы живут на той или иной территории.
Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина (слева), заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовенкова (вторая слева) и ландшафтный архитектор Мишель Пена
«У застройщиков кардинально меняется подход, когда говоришь: «Представьте, что здесь будут жить ваши дети»
— На ваш взгляд, есть ли у девелоперов вообще желание слушать специалистов или максимальный выход квадратного метра с каждого участка земли по-прежнему на первом месте?
— Приведу пример. На одной из встреч с застройщиком мы как раз отработали одну территорию. Они привыкли гнать типовые проекты в керамограните и пришли с очередными башнями. У них уже был согласован проект планировки территории, с банками имелись договоренности, сроки поджимали. Но я не согласовала их проект и пригласила архитектора этой компании, чтобы подумать, как быть.
Мы сели и на этой же территории за три часа сформировали застройку по-другому — более сложную, разноэтажную, с уютным двориком. Первоначально напротив дома стоял многоуровневый паркинг, и, представьте, человек открывал бы в квартире окно и видел перед собой серую стену. Мы сделали так, что там появился одноэтажный объект с лаундж-зоной, спортивным залом с витражами, сквозь него было видно детскую площадку. Появились окна в ванных комнатах на верхних этажах, разнообразная типология квартир, выход на террасу — более сложная, интересная среда.
Квадратные метры мы те же самые сохранили, на том же участке. А подход совершенно другой, и это устроило застройщика. Поэтому важно убеждать.
— Для застройщика это тоже выгодно! Разные лоты, которые можно дороже продать, столько маркетинговых ходов придумать. Да и люди, наверное, готовы доплатить за качественную среду. Пусть, например, с квадратного метра на 500–1000 рублей дороже, но это несоизмеримо лучше для жизни.
— Вообще, у застройщиков кардинально меняется подход, когда говоришь: «Представьте, что здесь будут жить ваши дети». Каждый день я об этом говорю архитекторам и девелоперам. У меня самой принцип: я стараюсь жить в тех проектах, которые проектировала, чтобы понять ошибки. От других требую того же самого, что и от себя.
Творческие люди часто очень ранимы, они совсем не жесткие и не циничные, их быстро можно погасить и задавить. Я поняла, что архитекторы просто не доталкивают идеи до верха, до заказчика, зачастую просто неспособны его переубедить. Но это важно! В моей практике был опыт, когда при строительстве ЖК «Берег» застройщик уже заказал окна, но выяснилось, что в них расположение горизонтального импоста не соответствовало проекту. Предложили согласовать новый вариант. Я отказалась: изначально рисунок профиля делался с учетом общей композиции построения фасада, его пропорций. Мы, конечно, спорили, я была готова снять свою авторскую подпись с проекта. Компания все же пошла навстречу и отменила заказ. Представляете, какие это затраты?
ЖК «Берег»
Важно понимать, что цельная картинка будущего объекта собрана в голове архитектора. Доведет он ее до реального воплощения без изменений или нет, зависит и от наличия характера, и от понимания заказчика, и от работы всей команды, в том числе и застройщика. Но чаще получается, что в процессе подготовки рабочей документации, а затем и строительства решения, заложенные в эскизном проекте, претерпевают значительные изменения в худшую сторону. Поэтому я призываю уважать мнение архитектора — прислушиваться к нему, не менять цельности объекта по кусочкам.
Архитектор — сложная профессия на стыке логики и фантазии, на стыке мысли и реального воплощения. Это человек, который придумывает и формирует пространство, в котором мы живем. Это пространство может подавить, а может вдохновить. И от осознанности архитектора зависит комфортность среды. Поэтому выбирайте архитекторов, которые любят свою профессию, которые любят будущих жителей своих объектов, которым не все равно, что они проектируют и чему помогают реализоваться.
— На ваш взгляд, есть ли у застройщиков понимание комфортной среды? Наверняка сначала было непонимание — кто-то считал, что вы, например, злоупотребляете полномочиями, писал жалобы…
— Есть такие застройщики, которые вообще ничего не понимают, — надеюсь, это все же пройдет. А есть те, кто стремится обучаться. В работу архитекторов и девелоперов я, конечно, старюсь привнести соревновательный дух, без этого не будет достижений. Многие начали меняться, появилось желание привнести свою фишку. И вот это уже прогресс.
— Когда мы готовили топ-50 строителей, наши собеседники отмечали: за год главный архитектор провела серию экскурсий для девелоперов. Вы показывали примеры объектов Москвы — зачем, они же и сами могут посмотреть?
— Это как раз к вопросу насмотренности: нужно изучать опыт создания качественной среды, а Москва здесь ушла очень далеко вперед. Когда едет вся команда — руководство, строители и архитекторы, отдел продаж и даже эксплуатирующие организации, — тогда получается хороший эффект. Команда начинает лучше работать, стремясь к общему знаменателю. Я вожу только тех, кто сам хочет, никого не уговариваю. Первыми захотели поехать команды СМУ-88, «Унистроя», ТСИ и #Суварстроит — мы ездили по жилым комплексам. Затем экскурсия была по реновации промышленных предприятий, рынкам.
Ну а цель — выйти на совершенно другой уровень. И, надо сказать, после этой поездки некоторые застройщики даже забрали обратно на переделку свои эскизные проекты.
«Многие ведь после окончания вуза уезжают из республики — в Москву, за границу. А если выпускники хотя бы полгода поработают в Казани, у них уже будет больше рабочих связей»
— И что, любой застройщик к вам может прийти и сказать, что он хочет поехать с вами?
— Конечно! Я открыта.
— Просто какая-то общественная деятельность главного архитектора… Вы также начали плотно работать со студентами, знакомить их с потенциальными работодателями. Есть ли вообще эффект от таких встреч? Их берут на работу?
— Да, в конце июня мы провели первую публичную защиту дипломных проектов. В КГАСУ собрали застройщиков, инвесторов, руководителей архитектурных компаний и дали выпускникам-дипломникам пять минут на защиту своей работы. Так вот, несколько руководителей компании после этого сразу отметили себе, кого они возьмут к себе на работу.
Цель таких встреч — остановить отток умов из города, и мы будем проводить открытую защиту дипломов ежегодно. Многие ведь после окончания вуза уезжают из республики — в Москву, за границу. А если выпускники хотя бы полгода поработают в Казани, у них уже будет больше рабочих связей. И даже если они все-таки уедут, больше шансов, что они потом вернутся с хорошим багажом, опытом и насмотренностью. Мы собираемся проводить эти мероприятия массово, чтобы не потерять классных и талантливых специалистов — Казани их не хватает. Кроме того, совместно с КГАСУ мы включились в работу по темам курсовых и дипломов: предлагаем студентам практические площадки и конкретные территории, которые в будущем работали бы на реальные потребности города, например те же бывшие центральные тепловые пункты, которые стоят во дворах и пустуют. Позиция города — там должны быть функции, которые работают на жителей данной территории. Можно, например, открыть библиотеку или спортзал — чтобы сделать правильный выбор, надо обязательно общаться с жителями. Уже есть пример, когда в бывшей котельной сделали спортзал, и он востребован: туда ходят из всех соседних домов!
Не надо ни с кем советоваться — просто покатайтесь по городу (не только по Казани) и посмотрите. Если вам нравится тот или иной объект, присмотритесь к его функциональному построению, объемно-пространственным решениям, качеству отработки узлов. Надо понять, насколько комфортно вам находиться здесь, стали бы вы сами жить в таком доме. Ну а затем просто выпишите понравившиеся вам как жителю здания. Узнайте, кто делал эскизный проект, кто — рабочую документацию, вел ли автор авторский надзор или нет.
Вероятно, это самый простой способ выйти на архитектора, с которым вы сможете найти общий язык.
— Вы и сами с отличием окончили Казанский государственный архитектурно-строительный университет — кафедра градостроительства, кажется, считается высшей ступенью для архитектора?
— Да, принято выделять несколько ступеней в архитектуре. Дизайнеры в основном занимаются обустройством помещения внутри, архитекторы проектируют объемы здания, но могут быть и дизайнерами. А градостроители могут выступать и дизайнерами, и архитекторами — данная компетенция позволяет проектировать большие комплексы, районы и города. То, что я окончила кафедру градостроительства, сильно помогает мне в работе.
Помню, на четвертом курсе у нас была практическая работа: требовалось сделать концепцию развития территории, ограниченной улицами Тихомирнова, Татарстан, Нурсултана Назарбаева и берегом озера Кабан. До этого мы привыкли небольшими кусочками проектировать — школу, например, или жилой дом, а здесь был целый огромный район! Этому надо учиться, чтобы уметь охватывать большие территории. Работая над территорией, я, можно сказать, физически почувствовала, как мозги в голове перестраиваются, шевелятся!
Почему-то кафедра градостроительства сейчас не пользуется такой популярностью у абитуриентов, а зря! У нас огромная потребность в специалистах по территориальному планированию, и это надолго, они будут востребованы. Сейчас в республике идет большая работа по выработке общей схемы взаимодействия между районами, и там нужны специалисты такого уровня. Они могут разрабатывать генпланы не только городов, но и агломераций.
«В альбоме собраны элементы, которые свойственны казанской архитектуре. Эти элементы прослеживаются в облике мечетей, старинных особняков и домов исторического центра, в архитектуре слобод, промышленных кварталов XIX века»
О татарской архитектуре и нормативах
— В комментариях «БИЗНЕС Online» частенько пишут о татарской архитектуре. А есть вообще такое понятие? Или, может быть, есть видение того, как привнести в архитектуру национальные элементы?
— Я считаю, что точнее вести речь о казанской архитектуре в исторической ретроспективе. Мы подготовили специальный альбом, чтобы было наглядно видно, что она собой представляет. Первоначально каталог собирался для работы с объектами, находящимися в районе речного порта. Но его можно использовать и на всей территории Казани.
В альбоме собраны элементы, которые свойственны казанской архитектуре. Они прослеживаются в облике мечетей, старинных особняков и домов исторического центра, в архитектуре слобод, промышленных кварталов XIX века. Это торговые галереи, маркизы, глазурованный кирпич, чугунные козырьки, сочетание различных материалов между собой, сочетание цветовых оттенков с характерными для нашей местности натуральными материалами; кессоны на фасаде, лекальный формованный кирпич, приставные колоны, балконы сложной формы, закругленные углы, галереи между зданиями, индустриальный дизайн и так далее. С этими элементами можно работать и вшивать их в новую архитектуру, чтобы историческая преемственность прослеживалась в облике казанских зданий.
— В разговорах с девелоперами часто проскальзывает недовольство избыточными требованиями по парковкам. Часть уже построенных многоуровневых паркингов — просто памятники неизвестно чему: их превращают в какие-то торговые центры, потому что машино-места в них не покупают. Получается, они не нужны людям вообще, но их приходится строить! Парковочные требования ограничивают и строительство в историческом центре, где просто нет земли. Какова ваша позиция — будут ли эти нормы эволюционировать дальше?
— Вообще, я против холодных многоэтажных парковок. Когда застройщик строит многоэтажный гараж в 9 этажей… Посмотрите по городу — ну не ставят люди так свои машины! Поэтому мы рассматриваем расширение ограничений высотности паркингов не выше 6 этажей.
Кроме того, в прошлом году мы внесли изменения в норматив, снизив его до одного машино-места на 75 квадратных метров жилой площади. Я считаю, что это более сбалансированная норма, она ближе к реальности. Следует учитывать сложившуюся на данный момент квартирографию: сейчас в домах около или почти половины квартир — однокомнатные. Но не во всех квартирах живут. Многие покупают их как инвестиции или чтобы сдавать.
Архитектору тоже стоит подумать, как быть. Ведь есть огромное количество видов парковок — те же обвалованные: они смотрятся как холм, а наверху может быть спортивная площадка. Возможно, это непопулярное сейчас мнение, но более комфортны подземные паркинги. Они, во-первых, зимой теплые, а летом прохладные, во-вторых, человеку комфортнее спуститься вниз и забрать машину. Да, по себестоимости они выше, и в этом беда — у людей нет такой покупательной способности.
— А вообще, вы как-то контролируете, соблюдают ли на практике казанские нормы градостроительного проектирования? Вот, например, есть там такая вещь, как снижение площади озеленения при сохранении уже растущих больших деревьев — помню, один такой проект проходил «историческую комиссию» Минниханова.
— Вы говорите сейчас о проекте офисного здания на Подлужной, где застройщик принял решение сохранить большую растущую иву? Конечно, мы интересуемся тем, что получится в реальности! Стройка идет, старое дерево действительно сохраняют. И при сдаче объекта мы обязательно посмотрим, все ли с ним хорошо.
«Вряд ли я скажу что-то, чего вы уже не знаете. Готовится к освоению территория речного порта, и вообще город ставит цель выхода к Волге — это в приоритете»
Точки роста Казани и прелести агломерации: «Если нет дорог и инженерной инфраструктуры, мы не разрешаем строить жилье!»
— Где сейчас наиболее активно идет жилищное строительство? Какие территории в ближайшее время начнут осваиваться?
— Вряд ли я скажу что-то, чего вы уже не знаете. Готовится к освоению территория речного порта, и вообще город ставит цель выхода к Волге — это в приоритете. В частности, здесь совместно с РЖД рассматривается проект выноса технического парка станции Казань-1, что даст мощный толчок развития в этой части города (отмечу, что сам вокзал остается). Строится Вознесенский тракт, и вокруг него также перспективная территория под застройку — появится и новое жилье, и социальная инфраструктура. Вы писали о проектах в Адмиралтейской слободе — один из них уже прошел межведомственную комиссию при президенте РТ, также активно развивается территория бывшей промзоны улицы Родины. Продолжается развитие в «Лаишевском узле», на границе Приволжского района. Идет работа над освоением земель старого аэропорта, концепцию тоже показывали мэру и президенту РТ. Вот, пожалуй, наиболее крупные направления.
Очень много застройщиков сейчас стремится строить в пригороде, осваивает новые земли, где нет ни дорог, ни коммуникаций. Сейчас у нас в проектах планировки территории прописывается этапность ее освоения. Город требует сбалансированности: если нет дорог и инженерной инфраструктуры, бессмысленно строить там жилье. Если есть какие-то дороги, инициатору застройки необходимо провести расчеты: сколько данная дорога потянет жилья при условии, что появятся садик и школа.
Мы просим застройщиков обратить внимание на городское ядро, где уже есть инженерная инфраструктура. Центр Казани — очень рыхлый, там много пустых складов и территорий. В идеале нужно для начала максимально уплотниться в самом городе, а потом уже идти в пригород.
— У меня такое чувство, что центр скоро будет выглядеть как дырка от бублика, поскольку жилье масштабно строят на подъездах к городу — в Лаишевском, Пестречинском, Высокогорском районах… Мы ранее писали об этом: только в одном казанском поселке Константиновке жилья строится больше, чем во всей Елабуге или Агрызе, например! Почему так происходит?
— В Казани очень жесткие условия по тем же садикам и школам, а в районах такого нет. Поэтому вокруг Казани и появляются такие «грибочки»: чистое жилье без всего, и все эти люди потом едут в город. Об опасности стягивания людей в столицу РТ не раз говорил и президент Татарстана Рустам Минниханов.
Но агломерационные процессы диктуются жизнью. Есть такое определение: агломерация — это не только и не столько о транспортных связях и плотности застройки, это о плотности высокотехнологической деятельности. В агломерациях как раз можно сбалансировать все интересы. Чтобы село жило и сохранялось, нужно создать полностью укомплектованный подцентр со всеми необходимыми сервисами для жизни, чтобы люди за 15 минут до них добрались и им не нужно было бы ехать в Казань. Понятно, что в оперный театр надо ехать в город, но основное — детские сады и школы, спорт, медицина, магазины — как раз должно быть в этих подцентрах! И агломерация решает соответствующие вопросы.
Мы должны как можно быстрее запустить процессы развития Казанской агломерации, проанализировать ситуацию по рабочим местам, чтобы создавать их там, где они нужны. А там, где не хватает жилья, можно было бы его построить. Поэтому одна из задач агломерации — сохранение села, в том числе за счет обеспечения в сельской местности достойного уровня инфраструктуры.
Ну и потом, агломерация — это не только о школах, садиках и рабочих местах. Это анализ развития промышленности, добычи полезных ископаемых, их связки с трудовыми ресурсами. Это и вопросы миграции — куда и почему едут люди, где им надо добираться вахтой, это и производственная логистика. Масса всего.
— Хорошо. Давайте пройдемся по проектам: как продвигается проектирование речного порта? Ранее говорили, что там будет миллион квадратных метров жилья. Не изменился ли прогноз? Есть ли общие требования к архитектуре данного места?
— Есть разработанный мастер-план, туда сейчас подтягивается инженерная инфраструктура с учетом нового объема строительства. В рамках строительства участка Большого казанского кольца в этом году расширяют улицу Тихорецкую с двух полос до четырех на участке от Технической до Магистральной, идет перекладка коллектора. Подготовлен проект планировки 71 гектара территории в границах улиц Портовой, Девятаева и Меховщиков — это часть масштабного плана реновации речного порта площадью 247 гектаров.
Общая объемно-пространственная концепция на территорию разработана. В рамках концепции строительство еще не началось, эскизные проекты еще не согласованы. Но их разработка двигается вперед под руководством команды Татьяны Георгиевны Прокофьевой, рука об руку с управлением архитектуры. Одно из требований — обязательно увязывать новые жилые комплексы и общественные здания с концепцией.
— Какова максимальная высота зданий будет в районе застройки речпорта?
— Средняя этажность — в 7–9 этажей, но где-то акценты в виде высотных доминант должны присутствовать. Там нет ограничений по высотности, поэтому мы не исключаем строительство выше 100 метров при наличии технической возможности. Дело в том, что в самой Казани очень мало застройщиков, которые имеют опыт строительства выше 75 метров. В той же Москве, в мире давно перешагнули высоту в 100 метров. В районе речпорта ключевые точки с высотными акцентами определены. Все зависит от того, насколько смелый инвестор туда зайдет. Он должен быть очень опытным, поскольку там весьма сильные ветровые нагрузки.
— А Казанский кремль высотки закрывать не будут?
— Нет, мы ориентируемся на правила зон охраны Кремля. Соответствующие документы устанавливают ограничения по высотности как раз с тем, чтобы новое строительство не оказывало влияния на видовые характеристики кремлевского комплекса. В речном порту нет ограничений.
— Какие подвижки по территории станционного хозяйства Казани-1? Сообщалось, что технический парк РЖД у вокзала могут перенести, чтобы открыть земли у Волги, и вынести промзону в район аэропорта.
— Исторический вокзал должен остаться в центре города, и он там будет. Это нормальный европейский подход, когда в центр города приходят поезда. Но вот технический парк, который сейчас занимает огромное количество земли, нужно убирать. Тогда Казань прорвется наконец к воде — город должен пробиться к Волге, и надеюсь, это произойдет еще при нашей жизни.
«Исторический вокзал должен остаться в центре города, и он там будет. Это нормальный европейский подход, когда в центр города приходят поезда»
Не допустить инфраструктурных ошибок: в Казани создается институт развития города
— Вознесенский тракт: ожидать ли в тех краях какого-то жилищного строительства? Какие проекты планировки уже приняты, какие в разработке?
— Вознесенский тракт предусматривался еще генпланом 1969 года, и его строительство началось по поручению президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. Вокруг — обширные перспективные территории развития, проекты планировки которых находятся в разработке.
— Не раз говорилось, что из города нужно выносить промзоны — как вы оцениваете эти идеи?
— Позиция города такая: если это экологически чистые, наукоемкие предприятия, которые дают рабочие места, нет необходимости выносить их куда-то еще. Сейчас в Казани создается институт развития города, одна из задач которого — оценивать важнейшие городские проекты, в том числе анализировать состояние промышленных предприятий. Нет задачи вытащить их за пределы города — наоборот, есть производства, которые важно оставить на месте.
— Как быть с хрущевками? Пойдет ли Казань по сценарию Москвы, где их пустили под бульдозер?
— В Казани и кроме хрущевок есть множество площадок, которые не освоены! Поэтому я считаю, что в реновации по московским лекалам просто нет необходимости. Вы же видите, что в ходе программы капитального ремонта эти дома обновляются. Сейчас благодаря президентской программе «Наш двор» идет капитальный ремонт дворов, и хрущевки становятся более комфортными для жизни. Мое мнение — такой формат, уклад жизни имеет право на достойное существование.
«Сейчас благодаря президентской программе «Наш двор» идет капитальный ремонт дворов, и хрущевки становятся более комфортными для жизни»
«Единственное, что способно ускорить прохождение документации, — это качественный проект»
— Давайте вернемся к вопросу качества проектов. Это ведь очень тонкая материя! Для застройщика обычно чем проще, тем дешевле, все равно продашь с хорошей прибылью. А городу все же нужна разнообразная архитектура. Как быть?
— В Казань заходили, заходят и будут заходить и такие застройщики, которые вообще никогда не обращали внимания на архитекторов. Бывает, что приносят откровенные «человейники», но я сразу предупреждаю: казанцы в таком жилье жить не будут, поменялись взгляды у людей. И застройщики все же начинают понимать, что без архитектуры, без работы над проектом не обойтись. Бывает, это вызывает недоумение: «В других городах же проходит!» Я рада, что руководство города понимает необходимость качественной архитектуры и поддерживает эту мою позицию.
Единственное, что способно ускорить прохождение документации, — это качественный проект. И для меня неважно, кто его сделал — известная это компания или нет. Мы работаем для того, чтобы в Казани строились качественные объекты.
— И как вы объясняете тем же застройщикам, что проект нужно доработать?
— При рассмотрении документации мы учитываем перспективные планы развития города, которые далеко не всегда просматриваются на уровне архитектурных проектов. К примеру, сегодня при выходе на место девелопер и архитектор видят сложившийся сценарий жизни своей территории. В идеале они прогнозируют ее изменение с учетом появления своего объекта. Но при этом они могут не знать всех тонкостей того, какой вид данная часть города получит в будущем. А в управлении архитектуры и градостроительства все эти планы есть. Мы понимаем: вот здесь, например, проложат новую дорогу, и после застройки это здание будет выходить на первую линию, а в таком случае к застройке предъявят совершенно другие требования. Да, не завтра, но когда-то это случится, и игнорирование перспектив приводит к градостроительным ошибкам. Таким образом, мы и собираем пазл будущего города — зная, какое развитие его ожидает.
Поэтому главное управление архитектуры всегда выдает рекомендации, как надо дорабатывать проект, дотягивая его до определенного уровня, и к ним нужно прислушиваться.
«При рассмотрении документации мы учитываем перспективные планы развития города, которые далеко не всегда просматриваются на уровне архитекторов проектов»
— Есть ли за период вашей работы какие-то проекты, появлением которых вы бы гордились как главный архитектор Казани?
— Пока нет, но они скоро появятся. Цикл создания объекта от согласования эскиза до сдачи в эксплуатацию занимает несколько лет. И очень важно смотреть в будущее: все, что придумано сейчас, реализуется только лет через пять и может устареть. Поэтому крайне важно проектировать на 10–15 лет вперед. Нужно прыгнуть выше головы! Ведь для некоторых просто подпрыгнуть непросто, а пробить потолок и оценить опыт соседних городов, мировой опыт еще тяжелее. Многие еще не привыкли к этой мысли.
Совместно с коллегами мы стараемся осовременить то, что пойдет в застройку в уже строящихся жилых комплексах. Работаем над пластикой фасадов новых корпусов, материалами в рамках действующих проектов, уходим от скучных параллелепипедов. И очень радует, когда эти предложения принимают сами девелоперы.
Вообще, среда формирует сознание человека. И если мы хотим, чтобы наши дети рождались готовыми к новым открытиям, не боялись нестандартно мыслить, то должны формировать соответствующую городскую среду. Чтобы она была разнообразной, не типовой, не унылой! Тогда будущее поколение сформируется позитивно заряженными людьми. Безликая среда — повторяющаяся и однотонная — не стимулирует детей к развитию. Когда ребенок видит одинаковые объемы, он подсознательно думает, что ничего изменить не может. Поэтому у архитекторов и девелоперов важнейшая миссия: они отвечают за ту среду, которая формирует сознание. То, что построено по твоим проектам, потом уже не сотрешь.
Ильсияр Тухватуллина родилась 24 сентября 1975 года в городе Набережные Челны (ТАССР).
В 1998-м с отличием окончила Казанскую государственную архитектурно-строительную академию (архитектор).
1998–2000 — архитектор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром».
2000–2001 — архитектор ООО «Ас-Ком».
2001–2004 — архитектор, руководитель группы ООО «Творческая мастерская архитекторов Токаревых».
2004–2011 — главный архитектор проекта ООО «ГраДА».
2011–2014 — главный архитектор проекта, руководитель проекта в ООО «АДТ».
2014–2015 — заместитель генерального директора — главный архитектор ГУП «Татинвестгражданпроект».
2015–2019 — руководитель проекта, директор ООО «АДТ».
С октября 2019 года — главный архитектор города Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 372