Политика 
21.01.2012

Ельцин был готов «взять Казань»

НЕУЖЕЛИ ГОРБАЧЕВ МОГ ЕГО АРЕСТОВАТЬ

Про первого президента Татарстана, ныне госсоветника РТ Минтимера Шаймиева написано немало книг и снят не один фильм. И откопать для премьерного показа нечто новое весьма непросто. Поэтому автор фильма журналист Андрей Караулов постарался захватить внимание зрителей, ошарашить их чуть не с первых кадров. Ах, юбилей? Ах, вы ждете хвалебных речей и од? Внимание…

Караулов:

- Я не знал, что в 91-м году, после ГКЧП, в эти дни Шаймиеву уголовным делом грозили. Это серьезно было, как вам кажется?.. Неужели Горбачев мог его арестовать, как ГКЧПиста, хотя ну ничего такого, чтобы где-то в республике была четкая поддержка линии ГКЧП...

Подробности о ГКЧП в то время немало писала республиканская пресса - правда, оппозиционная. Но юбилей - неподходящий случай для их обнародования, не так ли?

«Ну, не арестовали, и слава Богу», - констатировал Караулов.

ВСЕ-ТАКИ ВОЙСКА МОГЛИ ВОЙТИ В КАЗАНЬ

Но и такой затравки автору показалось мало - и он продолжил тему совсем уж убийственными предположениями: «А вот 92-й год. Как теперь понятно, все-таки войска могли войти в Казань. В республике знали, что такое возможно»…

Ответил на эти сногсшибательные вопросы Михаил Полторанин, очень авторитетная фигура 90-х, народный депутат СССР (избран в 1989 году в самый знаменитый перестроечный парламент Советского Союза), министр печати и информации Российской Федерации (с июля 1990-го по ноябрь 1992-го) и одновременно в 1992-м зампред правительства РФ, да еще и глава межведомственной комиссии по рассекречиванию (!) документов КПСС. То есть человек очень информированный.

Вот диалог Полторанина и Караулова. Экс-зампред правительства рассказывает:

- Это был 1992 год. Это был период, когда после призыва (Бориса Ельцина - авт.) ко всем нашим автономиям - берите полномочий столько, сколько вы можете съесть, - наши субъекты Федерации стали, в общем-то, брать полномочия. Ну а Татарстан тогда принял свою конституцию. Можно было просто сесть, договориться: ребята, давайте сделайте поправки в эту Конституцию…

- Но Ельцин решил вводить войска?

- Время пришло собирать камни. Ельцин тогда собрал группу - Шахрай, Грачев, был Ерин, министр внутренних дел, и был я, - и проработать операцию…

- Взятия Казани?

- По взятию Казани. Операция эта должна была повторить операцию…

- В Грозном?слову, войны в Чечне тогда еще не было - авт.)

- Нет, не Грозного, а Ивана Грозного…

Ну и дальше в фильме идут подробности, как разрабатывалась военная операция по взятию Казани: про десантников, про ВДВэшные бригады, про то, что все планеры, которых десантников предполагалось сбрасывать в Казань, остались на Украине … И про то, что эти самые десантники могли взорвать военные заводы, пороховой в том числе, и отравить Волгу…

Полторанин:

- Я тогда говорю: ребята, а в чем дело? Почему мы должны каждую свою республику брать штурмом? Надо поручать своим юристам, садиться…

Караулов настойчиво уточняет:

- Войска реально могли войти в Казань?

Полторанин уверенно отвечает:

- Да, могли.

ОТ ВОЙНЫ УШЛИ

В следующих кадрах Караулов обращается уже к Минтимеру Шаймиеву:

- Борис Николаевич Ельцин был готов ввести войска в Татарстан. 92-й год… Какой ценой заводы сохранили, от войны ушли?

- От войны ушли, - подтверждает Шаймиев.

- Вы знали об этом?

- Конечно, - коротко отвечает Шаймиев.

- Никогда об этом не говорили, Минтимер Шарипович!

- Зачем? А кому польза от этого?

…Дальше Караулов - и Шаймиев - рассказывают о знаменитом визите в Казань Бориса Ельцина - это когда за ним повсюду ходили националы с плакатами про независимость (об этом есть в фильме) и когда он, Ельцин, прокатился на трамвае № 2 (об этом нет). О том, как долго - три года - Москва и Казань работали над договором о разграничении предметов ведения и полномочий (Минтимер Шарипович тут очень тепло отзывается о Ельцине), а главное - над экономическими приложениями к этому договору.

Грозную тему борьбы Татарстана за суверенитет Караулов обостряет еще и неожиданным вопросом: убить Шаймиева могли?..

А подытоживает Сергей Кургинян, политик, режиссер, телеведущий:

- Я считаю, что ему в ноги поклонится Россия. Потому что, если бы взорвался Татарстан, сразу взрывается Башкирия. Две вместе эти республики перекрывают. Может, кстати, помимо пороховых складов, и эта мысль остановила… Взрыв по Волге - и территория раскалывается пополам… И тут роль личности в истории огромна. Вот именно такая тихая сила Шаймиева, его способность балансировать во всем, что касается политики, политический талант, какая-то внутренняя позитивность, неамбициозность. Вот у Шаймиева, оказалось, сила есть, а амбициозности нет. Вот нет этого соблазна, что будет суверенный Татарстан, и он будет с супругой сходить по красной дорожке, и караул будет стоять, когда он на Запад поедет…

Вот так автор плавно и творчески переходит от страшилок к юбилейным комплиментам.

В ТАТАРСТАНЕ ШАЙМИЕВЫМ ПРОВОДИТСЯ В ЖИЗНЬ СКРЫТЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Понятно, что в фильме прямо-таки звездный набор интервьюируемых. И, естественно, они к юбилею первого президента РТ находят вполне подходящие слова. Но, быть может, лучше всех о себе говорит сам Шаймиев. Например, когда высказывается, что без перестройки нельзя было обойтись. Когда уверенно утверждает про Ельцина (кем только не обруганного… впрочем, Борис Николаевич всегда умел держать удар), что если бы он возглавил СССР - страна бы не развалилась:

«Это я свое мнение говорю. Если бы был Ельцин, имел бы поддержку силовых структур, - чтобы Ельцин отдавал власть, страну? Нет, конечно. Нет!».

Ну а к вопросу о возможном развале уже не СССР, а России, - Рамазан Абдулатипов (с 1990-го - народный депутат РСФСР, в 1990-1993-м - председатель Совета Национальностей Верховного Совета РФ; с сентября 1993-го - первый зам. председателя госкомитета по делам федерации и национальностей) в фильме Караулова смело заявляет про Татарстан 90-х годов:

«Об отделении речь не шла! Никогда Шаймиев так вопрос не ставил. Мой друг Гаджиев применил такой термин: в Татарстане проводится в жизнь Шаймиевым скрытый федерализм»…

ДОБИЛСЯ БОЛЬШИХ ПРИВИЛЕГИЙ ДЛЯ ТАТАРСТАНА

Коротко - о прозвучавших в фильме комплиментах в адрес юбиляра, главных его достижениях.

Вячеслав Никонов, российский политолог:

- Шаймиев - человек, который смог сохранить национальный мир в Татарстане… Казанский кремль с мечетью и православным собором рядом - это символ того, как Шаймиев старался сплотить республику… И кроме того, конечно, занимая достаточно жесткие позиции в отношениях с федеральным центром и постоянно ставя условия, при которых Татарстан будет полноценным, нормальным субъектом Федерации, он добился очень больших привилегий - это одна из причин очень серьезного экономического успеха Татарстана.

Владимир Бусыгин, гендиректор ОАО «Нижнекамскнефтехим», и Александр Лаврентьев, в 90-е гендиректор, а сегодня председатель совета директоров ОАО «Казанский вертолетный завод», президент ассоциации промышленных предприятий РТ, рассказали, как тяжело было в годы перестройки их предприятиям - и как их поддерживал Татарстан.

Шаймиев же в фильме говорит: «Мы крупные предприятия оставили в распоряжении Татарстана. До сих пор контрольные пакеты акций, в нефтяной промышленности, например, и золотые акции, - в распоряжении Татарстана».

Есть оптимистичные кадры про соципотеку - показаны счастливая семья, получившая квартиру, и мрачноватый (уж как всегда) директор госжилфонда РТ Талгат Абудуллин, который, тем не менее, охотно, в деталях, с цифрами, доказывает преимущества соципотечного строительства.

Есть - и не могло не быть в юбилейном фильме - рассказ про возрождение Булгара и Свияжска, чем очень активно занимается сегодня Шаймиев.

Само собой, Караулов не мог обойти сельскую тему. Про успехи татарстанского села говорит и сам Минтимер Шарипович - про натуральное молоко, про обработанные пашни: «мы во времена социализма столько хлеба не собирали»; про поддержку фермеров, про инвесторов из самой республики - они свои, у них здесь корни… И добавляет: «Чудес не бывает. Особенно на селе», нужен «огромный труд».

Я МНОГО ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ У ШАЙМИЕВА

В фильме говорят про то, что Шаймиев создал политическую школу политики в Татарстане. И что ученик Шаймиева - сегодняшний президент Татарстана Рустам Минниханов. Он это подтверждает:

«Наверное, Минтимера Шариповича оценивать надо не только для республики - в целом для страны. Это человек, который оказался в нужном месте в нужное время, когда появилась новая страна - Российская Федерация. Конечно же, те процессы сложные, которые происходили у нас, - благодаря вот таким людям, как Минтимер Шарипович, в тех или иных регионах прошли менее болезненно, и мы сегодня имеем то, что имеем. Тот потенциал Татарстана, который был, он сохранен, он развивается. И та общественно-политическая ситуация, экономическая ситуация является результатом последовательной, согласованной работы, - как внутри республики, так и отстаивания позиций региона перед федеральным центром. Поэтому формирование новой страны, оно шло благодаря работе этих людей. Это в целом по стране. А что касается Татарстана… То, что у нас был такой руководитель на этом этапе, это, конечно же, во многом сформировало тот новый Татарстан, который сегодня есть.

Наше формирование шло под его влиянием. И я думаю, много чему я научился у него. Не всегда это понимаешь, когда работаешь. А когда уже приходится самому принимать решения, делать выводы, ты понимаешь, что твой учитель уже предвидел это, он знал. Опыт, он всегда нужен. Такие люди формируют то, что нигде не написано, нигде не сказано, а у них такое чутье, опыт очень полезный. Я надеюсь, мы тоже сможем передать свой опыт тем коллегам, с кем сейчас работаем».

…После фильма было сообщение о том, что в воскресенье, 22 января, в 19.30 на ТНВ можно будет посмотреть еще один документальный фильм про Минтимера Шаймиева «Жизнь, пронизанная добром».

Кино смотрела
Елена Чернобровкина

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.01.2012 10:29

    гдеб скачать это кино?

  • Роль Шаймиева в истории Татарстана и России будущими историками будет оценена по достоинству.Мне как участнику событий тех лет кажется,что роль Шаймиева в первые в истории татарского народа была взвешенной и успешной.Если мы возьмем период Куликовской битвы,то был федералист Тохтомыш и сепаратист Мамай и их политические действия привели к развалу государства Золотая орда и на их обломках возникла Российская империя,если возьмем Казанское ханство в последние годы,то был Камай,который провел курултай татарского народа о добровольном воссоединении с Россией и был хан Ядыгар ,который ранее участвовал в военных походах Ивана Грознова, живя в Астраханском ханстве,а придя на Казанский престол начал проводить сепаратисткую и агрессивную политику против Касимовского ханства и Московского государства и как результат после войны попал в плен и принял христианство,а казанское ханство фактически перестало существовать! В период Чеченской войны:Был Дудаев,Масхадов и Ахмад Кадыров и все эти политики свой народ провели через кровь ,разруху к благоденствию! Шаймиеву все ранее перечисленных политиков удалось в наше время воссоединить в одном флаконе,что позволило и народу Татарстана не увидеть тех трагедий,которые увидели наши предки при Мамае и Ядыгаре и самому Шаймиеву обеспечить себе и семье безбедное сосуществование и процветание Республики!

  • Анонимно
    21.01.2012 11:15

    Вот интересно, может ли историк с таким же успехом заниматься сельским хозяйством, как уважаемый господин Сиразин занимается историей? :)

    • Уважаемый аноним!Я в советские годы был дессидентом и неформалом,членом политклуба Бухарина и я как технарь и человек либивший историю ,но не ту, которая преподавалась в СССР и в ТаССР и сегодня вдалбливается лживыми историками в головы сограждан.У меня тогда плотником в ПМК работал историк дессидент Альберт Гарафеевич Муслимов,который с его слов написал около 50 кандидатских и докторских диссертаций нашим "историкам" и он меня в Москву возил к друзьям историкам для посступления в аспирантуру,но после собеседования с ними был ответ такой: С Вашими взглядами на историю в нашей стране можно только работать в сельском строительстве с Муслимовым вместе!Что я и делал начиная от рабочего,бригадира и кончил Ген директором строительного предприятия.Фермерство это продолжение моей работы в Татколхозстрое!А из историков Татарстана я могу только назвать добрым словом Рафаэля Базретдинова,который в одиночку поддерживает и восстанавливает Камаеово городище"Иске Казан",где жил великий Мурза Камай и вместе с Шаймиевым ,который восстанавливает Свияжск,то есть равноценные города для нелегкой истории Татарстана!

  • ПанАлекс
    21.01.2012 11:21

    Если бы не М.Ш., то мы могли жить в Татарстане как в Норвегии или ОАЭ. Когда пришел М.Ш. к власти уровень жизни был с ними сопоставимый. Даже как то жаль становится М.Сиразина - такая мешанина из псевдоисторических фактов и современности! Лучше бы ответил "как участнику событий тех лет" куда М.Ш. тратил федеральные налоги в 1992-1994, собранные с предприятий, но не перечисляемые в бюджет РФ (+ РФ исправно перечисляло на федеральные расходы)? Или почему при Шаймиеве за 90е годы Татарстан был лидером в РФ по темпам падения промпроизводства? (за исключением воюющей Чечни).

  • Анонимно
    21.01.2012 11:43

    В начале 90-х служил в спецслужбах. Ответственно могу сказать,что ни о каком штурме Казани десантниками никаких достоверных фактов не было и нет! Слухи, сплетни, провокации - да,было. На фоне растущего ультрарадикального национализма под флагом суверенитета,на фоне амбиций и безмозглости ряда российских т.н."политиков" распространялись слухи о десанте, о танковых колоннах в Марийке..не более того..заслуга МШШ, что он, прислушиваясь к слухам, не потерял разум,не стал разыгрывать какие-то политические карты - просто держал ситуацию,шел на компромисы и переговоры внутри республики и на российском уровне..

    • Господин из спецслужб!В печати были заявления Командующего приволжского военного округа Макашова:"Куда выйдет Татарстан из моего военного округа!"Было заявление Вице президента России Руцкого,что мы в клетке привезем в Москву МШШ. Я лично встречал начальника штаба приволжского военного округа генералла Шпака в Татарстане и проводил переговоры,где участвовал военком Татарстана,руководство МВД РТ и руководство спецслужб РТ....,О которым Вы почему то не знали и после этого совещания было вывезено в течении недели все оружие и выведены кадрированные части и дивизия из Кремля из Татарстана.И Шаймиев в отличие от Вас все знал и не припятствовал выводу войск и вывозу оружия со складов из Татарстана и не провоцировал те воинские части и политиков России и военных ястребов ,которые были сосредоточены на границах нашей республики!

  • Анонимно
    21.01.2012 11:47

    Объективно Шаймиева оценят тогда, когда он перестанет контролировать медиа-пространство. И оценка эта будет далека от той, которая превалирует сейчас.

    • Я как бывший председатель комиссии ВС РТ по гласности и СМИ могу официально заявить,что Шаймиев никогда не контролировал и не вмешивался в медио пространство! Такого "разгула" демократии и гласности и такого количества СМИ в Татарстане ,в том числе на татарском языке и как правило независимых больше не было нигде в России.За все время ,когда Минтимир Шарипович был Председателем ВС РТ и президентом он меня только один раз спросил:"Вы смотрите по ТВ политические и исторические передачи на татарском языке? И сказал,что русские татарстанцы славу богу ,что многие не знают татарский язык! Что они там говорят?!!! " После этих слов мы на казанском ТВ проводили разбор полетов после показа фильма про взятие Казани Иваном Грозным!Хотя цензуры не было и оргвыводов не последовало и фильм был как я потом заявил ассиметричным русским " историкам",которые неправильно преподносили историю Куликовской битвы,взятие Казани,историю"монголотатарского ига" и тд. А правда и истина всегда находится в середине!Но я могу сказать,что Шаймиев очень много читал и смотрел сам и обходился без суфлеров из своих пресслужб!

  • Анонимно
    21.01.2012 12:03

    Уникальный человек, чем то его история напоминает римского императора Диоклетиана. Жаль что современники не смогут разглядеть вблизи настоящую величину Шаймиева и его роль для народа и республики. И это тоже часть его роли. Мы больше восхищались бы им и сожалея об его уходе признавали его заслуги увидев контрастную разницу. С глубоким увожением отношусь к М.Ш. Шаймиеву. Здровья ему и его близким.

  • Анонимно
    21.01.2012 12:11

    Все крупные предприятия разобрала группа избранных. Всё предприятия построенные народом за годы советской власти были приватизированы! Были посеяны семена вражды. В виду отсуствия "социальных" лифтов, лучшие специалисты уехали из Тасср.

  • Рамиль
    21.01.2012 12:19

    При Шаймиеве на дорогах было фантастическое количество ГАИ. Штрафы были в три раза выше, чем в РФ. В Наб. Челнах на федеральной трассе поставили шлагбаум и брали дань с российских транзитных грузовиков.

    • Анонимно
      21.01.2012 22:36

      Не только с грузовиков, но с легковых автомобилей. Я ехал из Альметьевска в Казань на транзитном автобусе из Оренбурга. На плотине с водителя автобуса требовали деньги. Он сильно возмущался, говорил что везет в основном татарстанских пассажиров. Не помогло.

  • Анонимно
    21.01.2012 12:22

    Вся эта шумиха о 90-х, поднятая в СМИ за последние недели, уже достала. Кто тогда жил и работал и без помощников помнит, а молодёже плевать на 90-е, как плевать и на все советские годы. А 90-е не такими уж плохими были. Да, был период с 92-95, когда совсем было туго, особенно в Челнах, из-за проблем КАМаза. "Есть люди, которым приятнее думать о том, что пчёлы жалят, чем о том, что они дают мёд" Эмиль Кроткий.

  • Анонимно
    21.01.2012 12:26

    Какой контроль за медиапространсвом, извините? ТНВ-новый век, на татарском языке? Фильм посмотрите, там кроме всего прочего умные люди про калибр политический говорили. Так вот политик с мелким калибром попытался бы контролировать медиапространство, а Шаймиев занимался своим делом во благо людей и просто правильно его понимал, вот и все его медиа простанство. Но соглашусь, что поколение Дома2 проглотит все что ему покажут по телику. Только история все расставит по полочкам... Вот кстати пример из жизни был один совхоз в Высокогорском районе, совхоз миллионнер, был директор совхоза котрый построил школу, клуб, детский сад, мост, дороги, фермы, мелиорация и т.п. сам работал и других заставлял, жил в этоим же селе и переживал за дело. Люди жили и работали, но ворчали, потому что нельзя воровать, потому что увидит пьяным может по шее дать. Ну не любил его народ. А потом директор ушел на повышение, и пришла череда директоров временщиков приезжих который совхоз миллионер убили. Работы в савхозе нет, поля не сеют, савхоз разобрали по кирпичику и метаррическому винтику. Теперь народ ездит на работу в Казань или кудато еще и вспоминает своего первого директора с теплотой. Хороший был человек!

    • Да потому, что только в сравнении человек сможет оценить ценность того или иного фактора жизни и, тем более, личности. Слава Богу, что нам не пришлось сравнивать нынешнюю жизнь с разрухой, которую сполна хлебнули чеченцы. Все готовы быть умными задним умом, а тогда в начале 90-х никто не понимал, что происходит и что надо делать. И М.Ш. тоже не знал, но чувствовал тренд и следовал ему по наитию. Оказалось, что путь был выбран более-менее верно. А тот, кто скажет, что смог бы сделать лучше, чем М.Ш., тот просто будет самонадеянным трепачом.А ещё кто-то из комментаторов писал, что всю нефтехимию у нас поделили при М.Ш. Да, поделили, но не отдали федеральным олигархам! Вот, что важно! Сидят теперь в Лондоне два барбоса и судятся за 5 миллиардов (!) долларов, которые они ухитрились увести у России, а нам остаётся только наблюдать за их судом. А Татарстан смог сохранить у себя всё, что могло достаться дерипаскам с вексельбергами и прочей с ними шушерой. Вот в чём заслуга М.Ш., за что мы должны ему в ноги поклониться.

  • Анонимно
    21.01.2012 14:38

    Левинзон радуется что богатства Татарстана не достались Барбосам, которые судятся в Лондоне и т.д. Но они достались внутренним Барбосам таким же воровским способом. Не вижу никакой разницы какие Барбосы внутренние или внешние обворовали население Татарстана.На эти деньги они купили СМИ и публикуют хвалебные статьи о своих "великих" делах. А дурачки не умеющие думать - повторяют эту похвалу.

  • Анонимно
    21.01.2012 14:49

    Левинзон как всегда прав! Международные и федеральные олигархи конечно хуже татарских в тысячу раз!

    • X из Казани
      21.01.2012 15:43

      Разница в том, что деньги наших олигархов крутились у нас в Республике, а не за границей... Лично я считаю, что нам повезло, что в 90-х, у власти оказался более мудрый Шаймиев, а не кто-нибудь, кто думал больше о политических амбициях..., как Дудаев... и что многое в Республике приватизировали те, кто до сих пор живут и работают здесь, а не те, кто думал только о том, как быстро все здесь "прихватизировать", а затем распродать и свалить, опять же, за границу... , как это было в большинстве регионов России... Несмотря ни на что, в 90-е, у нас в Республике остались все отрасли..., в т.ч. и производственные и сельскохозяйственные и научнообразовательные..., что дало возможность быть более экономически самодостаточными..., по сравнению с другими, менее удачливыми, регионами... Главное, чтобы это не растеряли и в дальнейшем... А смогут ли - время покажет...

      • Анонимно
        22.01.2012 23:17

        Ну конечно! Федеральные и международные олигархи очень плохие! А вот наши! Они обязательно вложатся, если конечно будет поручение сверху. Очень демократично.Да Вы поймите, простому народу плевать на то, кто собственник. Главное, чтобы собственник зарплату хорошую платил. А вот тут у нас прокол: самая богатая республика имеет самые посредственные зарплаты. Видимо среда очень "конкурентная"...

  • Анонимно
    21.01.2012 15:50

    Согласен с Левинзоном. Плохо, конечно, что группа избранных стала олигархами, но татарстанские олигархи, в отличие от большинства московских, очень много вкладывают в республику, а не тащат 100% полученных денег за рубеж. Помнят, кому они обязаны и четко выполняют все поручения , заткни дыру в бюджете, профинансируй вот то, постной вот это,,

  • Анонимно
    21.01.2012 16:26

    История больше надуманая чем была на самом деле...трения о договоре разграничения плномочий конечо были, но не более того...

  • Анонимно
    21.01.2012 18:45

    Господину Сиразину. Вы как в 90-х раздували т.н. "военную угрозу" Татарстану, так и сейчас слова, еще раз подчеркну, дурковатых политиков того времени изображаете как реальную угрозу. И для вас еще раз повторю - не было ни десантников, ни танков, ничего! Не фантазируйте! Более того, что-то бывший председатель КГБ РТ Калимулин Рафаэль Гумерович никак вас не припомнит на том совещании, о котором вы говорите. Да и министр МВД Сергей Иванович Кирилов немного по-другому всю эту историю с выводом кадрированных частей вспоминает. Повторяю - были слова, угрозы, провокации - фактов военной угрозы, развертывания частей не было! Шаймиев проявил колоссальную выдержку в это время, не поддался на провокации как внутри РТ, так и из вне. Это его заслуга! А не ваша. Не примазывайтесь. "Господин" из так не любимых вами спецслужб.

  • Анонимно
    21.01.2012 21:14

    " Джеймс Бонд" из спецслужб,посмотрите передачу Караулова!Шаймиев знал ,Полторанин знал,а Вы говорите ничего не было!Тогда зарегистрируйтесь и мы узнаем что Вы из себя представляете! КРГ тоже посмотрит кто у него работал!

  • Анонимно
    21.01.2012 21:35

    Уважаемый Мурат! Спасибо за прекрасный лаконичный научный комментарий!

  • Анонимно
    21.01.2012 23:27

    Да ладно спорить. Забыли уже ученики своего учителя. А в денежных расходах оторвались от души. От того что назначенный бюрократ никогда не оценит соль земли.

  • В России все возможно, посидели в бане и развалили СССР, посидели, выпили и начали войну в Чечне. Могли выпить, кто-то мог сказать (Грачев или Ерин), что Казань можно и одним батальоном взять, а Ельцин мог и согласиться попробовать, вместо того, чтобы заявить о том, чтобы автономии брали суверенитета столько, сколько смогут. Это могло зависеть и от того, сколько выпили, какое настроение у господ. И военным иногда хочется поиграть в войнушку, медали потом нацепить, звания обмывать. Все могло быть. Но роль Шаймиева в том, что он смог изменить настроение господ в Москве, представив, что Татарстан требует много, но готов и на малое. Главное, чтобы считались с местной элитой. Он молодец, смог доказать, что как хозяйственник, как руководитель большой корпорации с названием «Татарстан», которую он сам создавал, он уникален. Но вот как большой политик, он стал им только уже ближе к концу своего правления. У меня возникает ощущение, что на пенсии он больше размышляет уже немного отстраненно от самой власти и у него явно проскальзывает неудовлетворенность сегодняшним положением в стране. Он видит системные ошибки, возникшие во время правления Путина. Но возникает и некая двойственность, когда он явно становится на сторону сегодняшней власти, пытаясь убедить, что только она может и разрешить груз накопившихся проблем, созданных этой же властью. Но вся проблема в том, что он лидер своего народа, а пытается стать общероссийским лидером. И вот тут возникает противоречие.

  • Было бы интересно и то, что сам Шаймиев скажет. Он дает интервью каналу Россия, а почему бы не и здесь написать!!!

  • Timur
    22.01.2012 05:40

    "Он видит системные ошибки, возникшие во время правления Путина." Думаю,Шаймиев видит многие вещи о которых мы только догадываемся.Главное его правило,не навреди республике и себе, является сдерживающим фактором.Хотя,еще будучи президентом частенько критиковал федеральный центр.Он говорил многие вещи, не боясь быть наказанным,снять с должности его было сложно,но вот пакостить по крупному, объявив о его смерти через купленного журналиста -пожалуйста.История дает уникальный шанс М.Ш.путем авторитетного влияния на Путина наконец то построить в России истинную федерацию,а не декларируемую.

  • Анонимно
    22.01.2012 09:39

    Шаймиев работает на Путина в первом туре!Поэтому он вчера опустил всех по России его конкурентов!У Шаймиева ,кто не знает про его корпорацию "Татарстан" за пределами Татарстана огромный авторитет среди избирателей!И самое главное он при следующих выборах татарского президента дает понять,что синица в его руках!

  • Анонимно
    23.01.2012 08:53

    Это что скрытая угроза для Казани от главного претендента на пост президентаРФ через одиозного журналиста типа вы татары там слишком не распускайте губы про преференции любого характера учитывая назревающий мировой кризас?????

  • Анонимно
    23.01.2012 10:57

    разыграв грамотно национальную карту, пригрозив народу тем что войдут войска построили "пирамиду".Ну и себя не забыли,чего стоит один ТАИФ.а сейчас за счет нищего народа восстанавливают памятники.

  • Анонимно
    23.01.2012 14:27

    Ну все ясно, история первого президента РТ отредактирована, можно теперь печатать в учебниках истории. И еще, по моему забыли пожар на заводе двигателей на КАМАЗе вспомнить.

  • Анонимно
    23.01.2012 17:20

    Куцые какие-то, мелкотравчатые размышления. Шаймиев уже достойно занял своё место в истории, выполнил свою историческую миссию.И как бы не пыхтели господа злопыхатели, он останется в истории нашей республики яркой личностью. А если где-то был не прав или ошибался - время рассудит и поставит всё на свои места. Слава богу, что время, Вам, господа, субстанция неподконтрольная

  • Анонимно
    23.01.2012 18:37

    Диоклетиан тоже детям всю республику отдал?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль