IT 
16.02.2012

Казанские вузы учат с помощью IT избавляться от лишних преподавателей

МОБИЛЬНИК И СОЦСЕТИ

Вчера в казанском IТ-парке прошла международная конференция-семинар по современным технологиям обучения и внедрению системы электронного обучения или, как ее сейчас модно называть, e-learning. Спикерами выступили западные специалисты: Гарри Тьюбен - менеджер по СНГ и Восточной Европе компании Blackboard Inc. (один из международных лидеров в этом сегменте), Дэвид Льюис - руководитель департамента комбинированного обучения университета Glamorgan (Великобритания), и Пабло Ланга - ведущий консультант/архитектор Blackboard Inc.

Сам термин e-learning возник на Западе, является производным от английского Electronic Learning и означает систему электронного обучения. В это емкое понятие входит электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

Один из основных докладчиков Тьюбен отметил, что главный вопрос, которым должны задаваться преподаватели перед использованием средств e-learning: «Почему я должен использовать это?». По его словам, основные проблемы большинства вузов в российских регионах - отсутствие взаимодействия с производствами, а также закрытость ученых от иностранных коллег. Западный гость считает, что россиян, конечно же, спасут системы e-learning, позволяющие создавать онлайн-классы, интегрировать учебный процесс даже в соцсети, отслеживать оценки, использовать интерактивный цифровой контент вместо учебников и даже использовать в обучении мобильные телефоны.

КЛАССИЧЕСКИМ ВУЗАМ ПОДСПОРЬЕ

Иллюстрируя возможности электронных систем обучения, Тьюбен привел в пример Штаты. Так, одному из университетов в Новом Орлеане после катастрофы, вызванной ураганом «Катрин», электронное обучение помогло сохранить 87% студентов. Кроме этого, например, за рубежом такая система помогает экономить миллионы средств, проводя вузовские конференции в режиме онлайн, - это широко используется в Америке.

На вопрос из зала, не уничтожит ли электронное образование такой социальный институт, как собственно вуз, Тьюбен ответил, что беспокоиться не нужно: «Это современная тенденция, и она лишь позволяет укрепить данный институт. Это то же самое, как использование Facebook или Twitter для того, чтобы быть на связи с близкими людьми».

e-learning.jpg
Замминистра образования РТ Андрей Поминов считает, что применение информационных и коммуникационных технологий поможет преодолеть кризис в системе образования

SMS-КА СТУДЕНТАМ

Михаил Васильев - руководитель проектов группы компаний VP Group, в своем выступлении говорил про глобальные тренды в современной системе обучения. Это корпоративные слияния вендоров, предоставляющих платформы для e-learning (лидером является Blackboard Inc. – 60 - 70% рынка, далее идут Moodle, Desire2Learn и др.), сегментация рынка, современные решения в области коммуникаций (использование соцсетей, мобильных устройств в обучении) и т.д.

Современные решения, например, позволяют настроить систему, установленную в вузе, так, чтобы она сама могла проверить достаточность объема диплома студента, процент плагиата в тексте, а затем отправила студенту sms о полученных данных: переписать работу, увеличить объем и т.д. Кроме того, подобная система может позволить вузу сохранять связь с выпускниками путем занесения данных в базу.

Интересными являются и такие решения, как контроль посещаемости студентов с помощью карточек с фото студентов. Однако такой сервис предполагает сложную дорогостоящую систему с установкой камер видеонаблюдения, дверных считывающих устройств, поэтому в России не распространен… Чему, наверняка, тихо радуются наши студенты.

Васильев рассказал, что объем рынка решений в США к 2011 году составил $1,5 миллиарда. Для России данных по рынку нет, т.к. агентства пока не проводили соответствующие исследования. Кроме того, более 50% рынка составляют потребители в США, поэтому Россия в этом плане пока не является законодательницей трендов.

КФУ И КАИ В ПИОНЕРАХ

По словам Васильева, в России систему Blackboard Inc. используют СПБГУ, ЛГУ им. Пушкина, КНИТУ-КАИ, Петрозаводский государственный университет и ИКМ ВШЭ. В пресс-службе КНИТУ-КАИ газете «БИЗНЕС Online» подтвердили использование данной системы. Правда, дистанционное обучение внедрено на факультете довузовской подготовки, т.е. обучение абитуриентов. Также разработаны и внедрены в учебный процесс учебно-методические комплексы для технических и гуманитарных дисциплин.

В КФУ журналисту «БИЗНЕС Online» рассказали, что сегодня в вузе представлены все направления применения информационных и коммуникационных технологий в образовании e-learning. Казанский университет использует дистанционные технологии для обучения уже с 2008 года. Здесь применяется платформа LMS Moodle (LMS – система управления учебной деятельностью, используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа). «Более 200 курсов создано преподавателями КФУ и активно используются в учебном процессе. После присоединения ТГГПУ и КГФЭИ в копилку электронных образовательных ресурсов добавились ещё более 100 курсов», - сообщили в КФУ.

it-park.jpg
Участников конференции интересовал вопрос, не уничтожит ли электронное образование такой социальный институт, как собственно вуз

«РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ВЫБРАЛИ НЕ САМУЮ УДАЧНУЮ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ»

Своим мнением об идеях, прозвучавших на семинаре, с газетой "БИЗНЕС Online" поделились эксперты.

Михаил Васильев - руководитель проектов группы компаний VP Group:

- Российские вузы по количественному выражению пока больше используют отечественные установки. Однако российские системы локальны и нигде за рубежом, как правило, не используются. Мы делали опрос среди наших потенциальных заказчиков. Из информации тех вузов, которые ответили, следует, что 50 - 60 процентов университетов хотят развивать у себя систему e-learning. И только пять процентов ответили, что используют либо другую систему – свою разработку или какую-нибудь коммерческую. Вот, например, в СПБГУ (самый богатый университет в России) приобрели пять модулей системы Blackboard Inc. для высшей школы менеджмента. И мы признаем, что даже в этом университете возникают некоторые проблемы при внедрении системы. Однако не нужно ее бояться. Она может заменить лишь тех преподавателей, которые не представляют никакой ценности, не имеют собственных методик в обучении. Некоторые вузы боятся, что при глобальной сети для образования их материалы растащат. Однако можно защитить эти материалы, авторские права.

Светлана Павлова - генеральный директор компании «Дистанционный репетитор» (интернет-сообщество преподавателей дистанционного обучения, Москва):

- К сожалению, российские вузы выбрали не самую удачную модель дистанционного обучения – дистанционные курсы, рассчитанные на самообучение с периодическим контролем со стороны преподавателя. Чем плоха эта модель? Учиться в режиме самообучения могут высоко мотивированные люди, а таких единицы. Выстроенные таким образом курсы не работают, в результате складывается негативное отношение к дистанционному обучению в целом.

Мы считаем, что самая оптимальная модель онлайн обучения – это отнюдь не только пресловутые лекции-вебинары, которые сейчас становятся популярными, а активное взаимодействие между учащимися и преподавателями. Именно при таком подходе достигается максимальный эффект.

Учебным заведениям использование дистанционного обучения дает замечательную возможность изменить «знаниевый» подход в образовании на компетентностный. В дистанционном обучении преподаватель перестает быть источником информации, становится проводником в неизведанный мир. Но преподавателям сложно отойти от традиционных форм, избавиться от привычных стереотипов, заменить лекции-семинары на постоянное активное сетевое сотворчество. Сдерживает и отсутствие ИКТ-компетенций.

Догонять или слепо копировать зарубежный опыт бессмысленно, не все будет работать у нас. Громкие слова, но у России свой путь, особенности нашего менталитета, наши привычки, уровень мотивации заставляют искать другие формы. Опыт нашей работы с преподавателями всей России показывает, что истинных творческих педагогов-энтузиастов потрясающе много. Когда они делятся своими находками друг с другом, проводят открытые дистанционные уроки, мы двигаемся вперед, развиваем дистанционное обучение в России. Это еще не семимильные шаги, но очень скоро, я уверена, дистанционное обучение станет одним из ведущих в российской системе образования. Кризис российской системы образования можно преодолеть, в том числе с помощью дистанционного обучения.

Справка

Компания Vertical Portals (VP Group)

Основана в 2004 году. Компания осваивает новые направления в сфере управленческих и информационных технологий. За время существования компания стала ведущим системным интегратором в области информатизации образовательных учреждений, лидером в области информационного обеспечения промышленных предприятий, заняла ведущую позицию в области планирования и диспетчеризации логистических потоков.

Blackboard Inc.

Публичная компания, зарегистрированная на бирже NASDAQ (с 2004 года), компания с правовой формой ОАО зарегистрирована в штате Washington, D.C. в США. Blackboard Inc. первоначально создана слиянием двух компаний: CourseInfo LLC (Daniel Cane и Stephen Gilfus), и Blackboard LLC (Michael Chasen и Matthew Pittinsky). Начиная с 1997 года, компания работала как консалтинговая в альянсе с некоммерческой организацией IMS Global Learning Consortium. В 1998 года компания объединилась с CourseInfo LLC – компанией, занимающейся разработкой ПО для образовательной деятельности Cornell University. Первая линия собственного ПО для СДО (e-learning) называлась Blackboard CourseInfo вплоть до 2000 года. В настоящее время более 3700 образовательных учреждений используют продукты Blackboard в более чем 60 странах.

Андрей Поминов-замминистра образования. можете написать что выступил с приветственным словом

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.02.2012 10:51

    Образование уже давно требует повсеместное введение новых технологий и методик. А то есть ощущение, что я учусь в 20 веке. Из нововведений только презентации и все.

    • Анонимно
      16.02.2012 12:38

      Есть такой отдел в исполкоме "высшего образования" - что ТАМ делают интересно??? Может его перевести в ведение "Статистики".

  • Анонимно
    16.02.2012 11:35

    У нас в ИЭУП обучение по системе e-learning осуществляется на платформе Moodle. Среди плюсов можно отметить, что учиться можно в любое удобное время, там же сразу оценки выкладываются, учебные материалы постоянно обновляются. Ну, а среди минусов, наверное, только то, что не все студенты готовы сейчас принять новые технологии (я про старшее поколение).

  • Анонимно
    16.02.2012 11:45

    Внедрять новые технологии нужно, только вот проблема заключается в том, что технологии внедряются, но преподаватели этому не обучаются, и соответственно не понимают этих новых технологий,что вызывает отрицание и негатив.По поводу конференции есть моменты, которые мне не понравились: не была озвучена стоимость системы (хотя бы приблизительно), не были показаны основные преимущества, а выступление представителя КАИ вызвало только негатив к системе.Сходу могу назвать бесплатные аналоги тому, что было продемонстрировано: это всем известная система Moodle и сервис видеоконференции Openmeetings.

    • Анонимно
      16.02.2012 11:56

      платформа Moodle бесплатная для использования, техподдержки, но ее установка оччччень дорогая. так что тоже двояко здесь все.

      • Анонимно
        18.02.2012 01:00

        Бесплатным бывает только сыр в мышеловке (это о Moodle). Если мы хотим не постоянно догонять, а идти в ногу и даже впереди планеты всей -надо закупить эту платформу (ВВ) исрочно всему ВПО в РТ реально работать, а не терять время на разработку самопальных систем. Только не пойте о деньгах! На подобные разработки намного большие деньги в стране вузам выделялись,чем стоит ВВ,а воз и ныне там. Или не в том направлении деньги уходят, или "ученые" симулируют IT-деятельность и все на уровне ЭОРов сидят. Платформа ВВ позволяет управлять качеством образования,управлять индивидуальными образовательными траекториями, а мы еще и не продвинулись эту степь...

  • Анонимно
    16.02.2012 11:49

    В Институте экономики, управления и права (г. Казань) с полным или частичным применением дистанционных образовательных технологий обучается уже с 2005 года более 3000 студентов. Успех и популярность такой формы обучения зависит от системного управления этим процессом, от профессионализма преподавателей-тьюторов. Вуз за последние 6 лет подготовил более 660 преподавателей, обладающих инфокоммуникационными компетенциями.Управляет развитием этой системы Институт дистанционного обучения, а в каждом филиале созданы Центры ДО со своим штатом.

    • Анонимно
      16.02.2012 12:46

      От этого качество выпускников ИЭУПа что-то особо не растёт!!!

  • Анонимно
    16.02.2012 13:21

    Коллеги! О качестве образования выпускников ИЭУП судить Рособрнадзору.

  • Анонимно
    16.02.2012 13:56

    Обсуждаются технологии обучения в вузах, а не качество. Не злитесь.

    • Анонимно
      16.02.2012 15:06

      да нет пока ни в Татарстане, ни конкретно в Казани нормально функционирующих технологий! ну не умеют всё это использовать преподаватели в вузах наших!правильно сказал кто-то из спикеров, мало ценности в наших преподах и методик у них своих нет!

  • Анонимно
    16.02.2012 14:07

    Я слышал, что аккредитационные показатели ИЭУП уже дотягивают до университета.

    • Анонимно
      16.02.2012 15:06

      неплохой, кстати, вуз. знания реальные дают. уж точно не хуже, чем на пресловутом юрфаке в КГУ.

      • Анонимно
        16.02.2012 21:48

        Это точно. И это потому, что мой родной юрфак К(П)ФУ, который я закончил в 1989 г. сегодня стал совершенно другим. Многие известные профессора разъехались или ушли в мир иной, а те которые остались - работают в частных вузах за большее вознаграждение. Получается, что на факультете теряется связь поколений, не передается опыт. Ученые же, которые посвятили себя юрфаку К(П)ФУ целиком, например, проф. В.П.Малков, увольняются по смешным основаниям - видите ли человеку исполнилось 65 лет. Поэтому, как говорится, пошел вон товарищ! А то, что на кафедре уголовного права юрфака весит малковская фотография в форме иконы, то это никого уже не интересует ...

        • Анонимно
          17.02.2012 09:02

          В.Малков несмотря на свой возраст все же остается оч востребованным специалистом. В том же ИЭУПе преподает, часто в различных семинарах-конференциях участвует. У него опыт колосальнейший. Частные вузы таких вот активных "пенсионеров" с руками-ногами берут, т.к. они студентам дают фундаментальные знания. Валерий Павлович - корифей, адекватной замены ему в К(П)ФУ, да и во всем Татарстане нет.

  • Анонимно
    16.02.2012 15:53

    IT открывают огромные переспективы для образования. Например, можно дистанциооно приглашать экспертов из других городов и стран. Люди уже сейчас могут учиться не выходя из дома,видя преподавателя и общаясь с ним так же как в классе.Зря ктото говорит, что в Казани не используются IT в образовании.Знаю несколько УЦ, которые уже минимум 3 года именно так и работают. За этим будущее.

  • Анонимно
    16.02.2012 15:54

    Виртуальное обучение, вряд ли сможет превзойти реальное. Технические, медицинские, химические науки это сделать практически нельзя. Смотрите пока на жизнь взглядом обывателя, а не мечтателя.

    • Анонимно
      16.02.2012 16:31

      часть лекций можно переносить в виртуал, так что это не "мечтательский" взгляд!

  • Анонимно
    16.02.2012 16:51

    Уже 4 года таким образом учим технических специалистов.Согласен, что не всем это подходит.Но это больше в части практики(сложно будет показать хирургу как оперировать, например).А лекции,практически ЛЮБЫЕ уже сейчас можно переносить.

  • Анонимно
    16.02.2012 21:19

    Был, видел, слушал. Клево.... Но мы еще не доросли...

  • Анонимно
    17.02.2012 15:46

    Проблема не в самих технологиях, а в том, как их используют/внедряют. У нас же ждут от ИТ волшебства - нажал кнопочку и все случилось (и поехал Емеля на своей печке в город за подарками). Отдел внедрения, настройки ПО и работы с преподавателями и студентами по этому вопросу ой как нужен вузу. Это ОГРОМНАЯ работы, независимо от того Moodle это или Blackoard. В общем, переход на e-learning, это целая революция с кровью, потом и слезами. А народ (особенно преподы) от потрясений последних лет просто устали.

  • Анонимно
    17.02.2012 16:43

    Когда у сотрудницы КАИ спросили, сколько же институт заплатил ей за внедрение, они ответила - нисколько. Вот вам и потрясения преподов...

  • Bagira
    17.02.2012 18:59

    Я автор вопроса, который прозвучал на презентаци платформы Blackboard, а именно: « Как развитие современных дистанционных технологий может повлиять на традиционные образовательные учреждения? Нет ли угрозы их существованию, ведь их используют не только университеты?». Вопрос был задан не случайно. Сегодня серьезную конкуренцию университетам составляют альтернативные формы образования. Это корпоративное и внутрифирменное обучение, которые активно используют технологии e-learning и многое другое. Речь идет не о пользе или вреде этих форм обучения. Я однозначно за их разнообразие. Сама активно их применяю – третий год работаю в рамках международной программы МВА в виртуальноей среде MOODLE, есть свой сайт и много другое. Уверена, что по- другому нельзя. Если ты преподаватель университета, то сегодня это обязательный уровень твоей профессиональной компетенции. Не говоря уж о том, что этого требует новый ФГОС. Вместе с тем, если наши университеты и все кто там работают, не осознают, что их могут заменить другие организации и опаздают создать свою виртуальную обучающую среду, не будут мотивировать своих преподавателей – материально и морально – внедрять эти технологии, то наши мечты занять место в ведущих рейтингах так и остануться нереализованными. А университеты могут потерять свое "историческое" место. По роду своей профессиональной деятельности, (образовательной и научной) с 1976 года, ежегодно или раз в два года работаю в достаточно известных вузах Западной Европы и Северной Америки (США, Канада). К сожалению, можно констатировать наличие «цифрового» разрыва между нашими университетам и ведущими западными вузами. На ум приходит отрывок из диалога Алисы и Королевы «Алиса в Зазеркалье» Л.Кэролла: «Какая медлительная страна! - сказала Королева. - Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» А как мы? Хотим или можем?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль