Машиностроение 
11.03.2012

Американский сенат хочет наказать Казанский вертолетный завод за Сирию

АНТИДЕМОКРАТИЧНЫЙ ВЫБОР ПЕНТАГОНА

На слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил законодатели Джон Корнин и Ричард Блюменталь выразили недовольство тем, что «деньги американских налогоплательщиков идут на приобретение вертолетов у России, которая продает оружие режиму Асада». «Одно из армейских подразделений сейчас закупает по меньшей мере 21 Ми-17 для афганских военных у Рособоронэкспорта, – цитирует Корнина "Газета.Ru". – Меня тревожит то, что среди клиентов Рособоронэкспорта числится армия США. Неужели США, имея столько своих альтернативных вертолетов, должны вознаграждать Россию, покупая у нее Ми-17, за ее действия в Сирии?» Как указал в ответе начальник штаба сухопутных войск генерал Реймонд Одьерно, «других вариантов удовлетворения оперативных потребностей афганских сил безопасности нет». Аргументы военных в пользу российских машин известны: идеальны в горных условиях, неприхотливы, надежны, дешевы, знакомы афганцам.

Сделка была заключена 26 мая 2011 года между командованием сухопутных войск и ОАО «Рособоронэкспорт». Но, как утверждает пресса (а Пентагон, собственно, и не отрицает), до июня 2010 года американцы уже купили для афганских ВВС 31 новый и подержанный Ми-17 (некоторые источники считают, что всего в Афганистане их будет 128). Причем закупки строились таким образом, чтобы обойти введенные самим же Вашингтоном в 2006 году санкции против Рособоронэкспорта - из-за его связей с Ираном. Пентагон покупал Ми-17 через посредников: у России приобретались гражданские машины, которые сторонние компании дорабатывали до военных версий и продавали Пентагону, сообщает портал ассоциации вертолетной индустрии. То есть крайним контрактом на 21 вертолет американцы лишь «легализовали» уже шедший процесс.

Причем процесс этот вызывал многочисленные вопросы у американской общественности и сената. В январе стало известно, что служба главного инспектора министерства обороны США провела аудит этих закупок. Согласно выводам аудиторов, организация импорта вертолетов неудовлетворительна. К тому же Пентагон оказался не в состоянии предоставить список всех своих Ми-17, а также данные о совокупной стоимости владения и ожидаемых эксплуатационных расходах для парка вертолетов этой марки. По мнению аудиторов, Пентагон, предположительно, недостаточно эффективно израсходовал $1,6 миллиардов.

ВАШИНГТОН – МОСКВА – КАЗАНЬ – ШАРДЖА - КАБУЛ

В РФ и США договор на поставку 21 Ми-17В-5, конечно, освещается по-разному. И дело не только в идеологических вопросах. В России контракт с армией США преподнесен как нечто небывалое. И такая точка зрения адекватна для имеющейся в РФ информации. Но вот американские СМИ утверждают, что КВЗ уже давно выполняет заказ Пентагона – пусть и через посредников, но это именно целевой американский заказ.

На известном неофициальном вертолетном портале oboronprom.narod.ru (аннотация гласит, что «сайт создан в рамках информационного обеспечения программы президента Российской Федерации по борьбе с коррупцией») есть занятные материалы по теме – переводы статей из американских СМИ и аналитические записки (судя по всему, какой-то из американских структур).

Суть выкладок журналистов и неведомых комментаторов заключается в следующем.

Энное количество лет назад управление закупок минобороны США решило приобрести для Ирака и Афганистана вертолеты Ми-17 – уж больно понравились, а также «налицо сильная работа российских посредников в США, сумевших заинтересовать даже должностных лиц в министерстве сухопутных войск». Но как обойти санкции против Рособоронэкспорта? Тогда «российские и американские представители» разработали следующую схему. Холдинг ОАО «Вертолеты России» обязывается поставить компании Airfreight Aviation Ltd (возглавляется россиянами, расположена в свободной экономической зоне эмирата Шарджа) 27 гражданских вертолетов производства КВЗ (сам завод участвовать в схеме не мог, поскольку с 1 апреля 2008 года «дочки» холдинга лишены права подписывать внешнеэкономические контракты, утверждают американцы). Она переделывает машины в военно-транспортный вариант и заключает контракт на их поставку с ARINC – «дочкой» известной американской финансовой инвестиционной Carlyle Group. Она и поставляет вертолеты министерству обороны Афганистана, которое выдает сертификат конечного пользователя, в котором указывается поставка гражданских вертолетов, но не оговариваются обязательства не переоборудовать их в военный вариант.

Все это изначально было связано со многими юридическими и техническими сложностями. Из этого законодательного и международного политического тупика можно было найти грамотный выход, но очень поджимало время. Не за горами были выборы президента США, то есть смена администрации. К тому же формировавшие сделки посредники шантажировали американскую сторону информацией о том, что цена на российские вертолеты вот-вот подскочит в два раза.

В общем, соблюсти требования российского, эмиратского, американского, международного законодательства в таких условиях было невозможно, то есть разработчики схемы с самого начала понимали, что затевают контрабанду. Тем не менее в середине 2008 года контракт заключили, а осенью Airfreight Aviation Ltd передала предоплату в 30 млн. евро. На МВЗ им. Миля было создано несколько бригад для командирования в ОАЭ. Оборудование, необходимое для переделки вертолетов в военный вариант, развернули на площадях в Шардже. Поставочная цена КВЗ за один вертолет в гражданской комплектации составила 4,5 млн. евро. Контрактная цена Airfreight Aviation Ltd за один вертолет в военной комплектации составит примерно $16 млн., хотя считается, что стоимость дополнительных работ ниже цены вертолета… Аналогичная схема действовала в направлении «Улан-Удэнский авиазавод – министерство обороны Ирака».

ТО ЛИ СГОВОР, ТО ЛИ ОПЕРАЦИЯ СПЕЦСЛУЖБ

Сколько вертолетов было поставлено таким образом, неизвестно. Но в одной из американских статей за апрель 2009 года говорится о контракте ARINC на $177,5 млн. на поставку в Афганистан 10 вертолетов. Возможно, о них идет речь в приводимом ниже американском новостном ролике от 4 октября 2010 года. В сюжете рассказывается о том, что в дополнение к недавно полученным шести новым Ми-17В-5 в афганские ВВС поступили еще четыре таких вертолета.

Если данные с oboronprom.narod.ru верны, становится объяснимой невероятная скорость исполнения контракта на 21 вертолет. По официальным данным, сделка начала прорабатываться в августе 2010 года. Контракт заключен 26 мая 2011-го. А уже 29 декабря, то есть через семь месяцев, из Казани в Афганистан отправились первые девять бортов. Остальные 12 будут поставлены до июля 2012 года. Учитывая то, что руководство заваленного заказами на несколько лет вперед КВЗ дает понять, что американский заказ стал для него сюрпризом, это рекордные темпы. Например, важнейший контракт на поставку Индии 80 Ми-17В-5 был заключен 5 декабря 2008 года с условием поставки первой партии в сентябре 2010-го (но отправили ее на год позже). Прошлым летом источник «БИЗНЕС Online» в вертолетостроительной отрасли предположил, что американские вертолеты «возьмут из индийского заказа». Но теперь можно предположить, что объемы были заложены задолго до официального контракта.

Данные сделки уже обрастают легендами, отмечается в материалах oboronprom.narod.ru. Муссируется информация, что это чуть ли не совместная операция российских и американских спецслужб. Но вероятнее всего другое. Данные по этим сделкам начали просачиваться в СМИ США летом 2008 года, говорится на сайте. За утечками, судя по косвенным «уликам», стоит ЦРУ, которое обошли в изначальной сделке. Бывшие (а может быть и нынешние) сотрудники разведуправления инициировали в палате представителей и сенате конгресса интерес к вертолетным закупкам. Причем уровень чиновников, лоббировавших данные сделки в министерстве сухопутных войск, министерстве обороны США, достаточно велик. Так, сенатор Джон Маккейн выразил опасение, что педалирование скандала, связанного с российскими вертолетными поставками для США, может смести «единственного нормального министра в этом правительстве» - имеется в виду министр обороны США Роберт Гейтс.

Но, подчеркнем, ничего этого не было бы, если бы не особые качества российских вертолетов.

И кстати, об отношениях Сирии и КВЗ. В советские годы завод поставил туда примерно 200 Ми-8/Ми-17 и 20 противолодочных Ми-14. По данным разных источников, сегодня в летном состоянии могут находиться до ста Ми-8/Ми-17 и 19 Ми-14.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.03.2012 08:52

    Вот бы такое про самолеты КАПО или моторы КМПО - нет ни тех ни других...

  • Анонимно
    11.03.2012 09:10

    Обама поможет!!! Куда они без Татарских вертолетов!?

  • Анонимно
    11.03.2012 13:04

    Нормальные политики США. Нормально стараются прибить конкурентов в России. А некоторые продажные политики России прибивают свою промышленность в угоду и за откаты Боинга. На счет Обамы не беспокойся это не Горбачев, свою Родину за дерьмократию не продаст. Вот положительный пример у нас под носом. Шаймиев и Минниханов. Своей малой Родиной как на базаре не торгуют. Путин тоже по возможности маневрирует. Если ему делают предложения от "дона Карлеоне" от которых России отказаться не возможно, то хоть цену требует достойную. Правильно народ на выборах их потдержал.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль