Строительство продолжения Московского проспекта — событие судьбоносное для Челнов Строительство продолжения Московского проспекта — событие судьбоносное для Челнов Фото: Евгений Жура

Как Московский проспект должен был стать второй магистралью Челнов да так и не стал

Самая старая и проблемная автомагистраль Набережных Челнов — Московский проспект. По планам он должен был стать одним из ключевых в городе. Автор первого генплана автограда, архитектор Борис Рубаненко, отмечал, что большое внимание было уделено организации городского транспорта и сети магистралей. «Связь промышленных и жилых районов обеспечивает четкая система из пяти магистралей. Принятая система транспортного обслуживания позволит затрачивать для поездки на заводы в среднем не более 30–40 минут», — объяснял он принципы, заложенные градостроителями при строительстве города.

Полностью реализовать идею Рубаненко Челнам пока не удалось. Сегодня Московский проспект берет начало в северо-восточной части города пересечением с проспектом Яшьлек и упирается в поселок Орловка на пересечении с улицей Нариманова. Тем не менее по изначальной задумке он должен был стать второй после проспекта Мира транспортной артерией города.

Свое название проспект получил в честь столичных строителей из «Главмосстроя», которые начали застраивать северо-восточную часть Челнов (Новый город) со 2-го микрорайона. Тогда челнинские предприятия еще не возводили здания современных серий, поэтому блоки жилых домов приходилось везти из Москвы и Ленинграда. Блоки завозили по воде, разгружали во временном речном порту гидроэлектростанции. Москвичи подарили Челнам 1 млн кв. м жилья. В московские дома переселяли рабочих из временных поселков, которые приехали в Челны на всесоюзную стройку КАМАЗа.

Город строился буквально в чистом поле, поэтому проектировщиков ничего не сдерживало. Архитекторы спроектировали план линейного города с широкими магистралями. Интересная особенность Челнов — длинные проспекты, которые проходят через весь автоград. В Челнах был Ленинградский проспект (ныне Чулман), Ленинский (Сююмбике), 50-летия СССР (Хасана Туфана). Переименовали почти все городские проспекты. Свое историческое название сохранил только Московский.

Сейчас, чтобы напрямую выехать из Челнов в сторону Альметьевска, Нижнекамска и Казани, жители Нового города вынуждены стоять в пробках на центральном мосту. Второй вариант добраться до старой части города — объехать мост по автодороге №1 (трасса М7) или по дороге, которая находится по соседству с бывшей территорией завода ЗЯБ. 

Но оба варианта отнюдь не самые удобные — и там и здесь приходится делать крюк. Таким образом, в самом центре Челнов образовалось так называемое бутылочное горлышко — место концентрации пробок и ДТП. Поэтому строительство продолжения Московского проспекта — событие судьбоносное для Челнов.


Московский проспект продлят до Казанского

О планах продолжения Московского проспекта говорят уже более 10 лет, но каждый раз вопрос упирался в деньги. «В 2014 году нужно добиться финансирования и по отдельным отрезкам, участкам, начинать строить продолжение дороги по Московскому проспекту», — говорил, например, в 2012 году Василь Шайхразиев, занимавший тогда пост мэра автограда. «Заказываем проект по продолжению Московского проспекта, который свяжет новую и старую части города. „Татдорпроект“ проектирует мост и дорогу. Процесс осложняется тем, что есть вопросы, связанные с получением свободного коридора для будущего проспекта», — отмечал в 2018 году действующий градоначальник Наиль Магдеев.

Недавно реализацию планов вновь пришлось поставить на паузу из-за пандемии. Предполагалось, что работы по продолжению проспекта начнутся в 2020 году. Потом говорили и о 2021-м, и о 2022-м. И вот наконец в апреле глава исполкома Челнов Фарид Салахов заявил, что архитекторы города утвердили проект и направили документы в миндортранс и министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Более того, по словам Салахова, Набережные Челны предварительно включены в федеральную программу «Стимул» нацпроекта «Жилье и городская среда». Она подразумевает строительство инфраструктуры на условиях софинансирования из федерального (67%), регионального (29,7%) и местного (3,3%) бюджетов. «Речь идет о 2023–2024 годах. Будем работать, чтобы реализовать программу как можно быстрее», — сказал Салахов.

Мы серьезно занимаемся вопросом продолжения Московского проспекта. Разработан первый этап строительства продолжения дороги и моста через Челнинку. Есть определенные шаги, которые мы предпринимаем в плане получения финансовых ресурсов. Проект в ближайшее время будет реализован.
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов

Исполком автограда уже озвучил стоимость проекта: необходимо найти почти 1,5 млрд рублей (всего-то на 200 млн дороже, чем при Шайхразиеве). Москва в соответствии с программой «Стимул» должна предоставить около 1 млрд рублей, республика — более 400 миллионов. С учетом роста цен на стройматериалы и антироссийских санкций, вполне возможно, бюджет еще вырастет. 

Отвечая на расспросы  о продолжении проспекта, местные жители тяжело вздыхают. Их уютное тихое гнездышко вблизи города скоро превратится в один из самых оживленных транспортных узлов города Отвечая на расспросы о продолжении проспекта, местные жители тяжело вздыхают. Их уютное тихое гнездышко вблизи города скоро превратится в один из самых оживленных транспортных узлов города Фото: Олег Спиридонов

Согласно проекту, новая дорога начнется от пересечения Московского проспекта с улицей Нариманова, пройдет через дома поселка Орловка, а затем по мосту через речку Челнинку, который тоже должны возвести вместе с дорогой. Далее маршрут проляжет по Орловскому полю рядом с новым ЖК «Притяжение», задев край садоводческого общества «Юбилейный», и соединится с улицей Хади Такташа на ЗЯБе. Далее Хади Такташ соединяется с проспектом Фоменко в Замелекесье. 

Проект Московского проспекта утвержден. Сейчас идет этап поиска финансирования. Дорога необходима Челнам. Исторически так сложилось, что все въезжают в город и выезжают из него через центральный мост. Поэтому появление Московского проспекта, бесспорно, очень хорошо отразится на жизни города.
Малика Шамсиева главный архитектор Набережных Челнов
Малика Шамсиева главный архитектор Набережных Челнов

Строительство дороги будет разделено на несколько этапов. Первый продолжит магистраль от улицы Нариманова, пройдет вдоль ЖК «Притяжение» по Орловскому полю и завершится кольцом рядом с СНТ «Юбилейный»

Второй этап пройдет от кольца вдоль садоводческого общества и соединится с улицей Хади Такташа до пересечения с улицей Комарова. Протяженность новой дороги первого и второго этапов составит 7,7 километра. Ширина дороги — 50 м в двух направлениях по две полосы. «У нас в городе дороги всегда делаются шириной по 3,75 метра. Таков наш норматив. Это довольно широкая полоса», — подчерк