Общество 
20.03.2012

Казанские ливневки потребовали фантастических средств

ТОЧКА СТАРТА – УТОНУВШИЙ НА ЮЖНОЙ ТРАССЕ АВТОБУС

С приходом весны жители Казани вновь ожидают новых потопов в городе – еще памятны прошлогодние затопления, когда после дождя заливало целые улицы, а видеоролик с утонувшим на Южной трассе красным автобусом вышел в Топ-10 на Youtube.

Удивляться такому положению дел не приходится. Износ конструкции колодцев и дождеприемников – 80%, некоторые участки просто провалились, образовав ямы на дорогах, коллекторы и колодцы засыпаны песком и мусором.

Городские власти сделали первый шаг на длинном пути приведения этих сетей в порядок. В прошлом году на баланс казанской казны приняты 313 км ливневых коммуникаций и более 7,3 тыс. ливнеприемных и смотровых колодцев. Раньше они были бесхозными.

«Существующая система ливневой канализации формировалась в рамках застройки жилых кварталов крупными промышленными предприятиями, - рассказал на деловом понедельнике начальник комитета внешнего благоустройства Казани Игорь Куляжев. – Ведомственное жилье было передано в муниципальную собственность, но ливневок это не коснулось. Решение о передаче сетей в собственность города было принято в прошлом году, до этого комитет ЖКХ обслуживал только 41 километр сетей и 1,2 тысячи колодцев. Почему так получилось? До этого не было источников финансирования. Кроме того, прошлогодняя ситуация с ливнями в летний период показала необходимость проведения данной работы».

Сейчас столичные власти уже начали прочищать засоры, устанавливать люки и решетки. В этом году закуплено 850 люков, столько же дождеприемников и 750 решеток на сумму 13,5 млн. рублей. Еще около 100 млн. выделено на прочистку и содержание коллекторов и колодцев – заниматься этой работой будут 9 бригад и 10 единиц спецтехники ООО «Гидросервис-2000».

«В основном у нас 34 проблемных участка, порядка 70 километров ливневой канализации нам предстоит прочистить, - пояснил Куляжев газете «БИЗНЕС Online». - Эта работа уже началась – в выходные, к примеру, работали под мостом на улице Дементьева, там постоянно проблема с талыми водами… В первую очередь ремонтники заходят на основные магистрали: там, где максимальное движение и где подтопляются дороги – проспект Ямашева, Дементьева и другие».

3.jpg

ПОХИТИТЕЛИ ЛЮКОВ

По словам Куляжева, масса вопросов возникает при строительстве. В качестве примера он привел застройку комплекса «Казань XXI век». Компания не провела запроектированные работы по прокладке участка коллектора ливневой канализации большего диаметра до магистрали по улице Гвардейская. Пойдя по пути минимизации затрат, застройщик врезал свою ливневку без всяких расчетов к коллектору на улице Аделя Кутуя, заявил Куляжев. В результате систематически идет подтопление 13 домов частного сектора, где живут 92 человека. «Требования по выполнению техусловий ливневой канализации остаются, и думаю, что этот вопрос будет решен», - отметил Куляжев.

Еще одна проблема – это нехватка ливневых сетей. В результате, к примеру, в Юдино на площадке строительства домов по соципотеке сброс дождевых и талых вод неизбежно вызовет подтопление территорий…

Страдают сети и от воровства – и растаскивают элементы канализации отнюдь не бомжи, а вполне добропорядочные внешне граждане. Подъезжают на «Газели» и просто снимают чугунные люки!

Для борьбы с этим столичные власти перешли на закупку люков в антивандальном исполнении: чугунный люк снабжается петлями и замками, и снять его уже невозможно. Дорабатывают таким образом и решетки дождеприемников. Причем последние – это уже столичное ноу-хау: антивандальных решеток заводы не выпускают, и дорабатывать их приходится прямо в Казани.

Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" Куляжев, оснащение элементов ливневой канализации антивандальными механизмами автоматически приводит к их удорожанию на 15 - 20%.

- Заявка на поставку недостающих элементов была размещена на всероссийской электронной площадке согласно ФЗ-94. По конкурсу был выбран поставщик, предложивший наименьшую цену. Так, например, часть решеток мы заказали нестандартного размера 900 на 500 миллиметров - такие уже давно никто не производит. При этом, благодаря оснащению шарнирными механизмами, все люки можно легко открыть и почистить. Меньше чем за 12 тысяч их не хотел отдавать ни один производитель, однако закупили их за 8200 за штуку. Легкие и средние люки, которые стоят в районе 3 тысяч, запрещено устанавливать на дорогах с интенсивным движением, поэтому мы заказывали тяжелые – чугунные, соответствующие ГОСТу. Казанский завод предлагал их нам по 7800, московский производитель – за 8 тысяч. Город закупил их за 6,5 тысячи за штуку. То же самое касается дождеприемников, - пояснил глава комитета благоустройства.

По словам Куляжева, на первом месте при закупке стоял вопрос качества и защиты элементов от вандалов. Конечно, можно было купить обычные элементы, но при таком подходе уже через год-два придется потратить еще столько же бюджетных денег на замену поломанных и компенсацию украденных элементов…

«Совместно с УВД мы уже не единожды собирались по поводу воровства, - пояснил Куляжев. - Первое, что было сделано, – проинвентаризированы люки всех балансодержателей Казани, а их в городе порядка 90 тысяч – это тепловые сети, водоканал, телефонные станции. Проведены рейды по пунктам приема металла – те, что работают официально, люки не принимают, этим занимаются нелегалы».

Мэр Казани Ильсур Метшин поручил руководству столичного УВД почаще выезжать на внезапные проверки и нещадно закрывать те пункты цветмета, что не гнушаются подобным заработком.

НА ВСЕ ПРО ВСЕ НАДО… 10 МИЛЛИАРДОВ

Только на содержание сетей надо 400 млн. рублей ежегодно, а в 2012 году казанская казна нашла только 113. Но только на приведение сетей в нормальное рабочее состояние надо 5 млрд. рублей – без учета строительства новых ливневок.

Кроме того, ливневые стоки в Казани не очищаются – и через 90 выпусков прямым потоком уходят в Волгу, Ноксу, Казанку, Булак и систему озер Кабан… На достройку четырех законсервированных очистных станций не хватает 300 млн. рублей – и взять их пока неоткуда. Всего же городу до 2020 года надо построить 19 таких станций, общая сумма, которая необходима для этого, - 4,5 млрд. рублей. Это все равно, что купить для Казани автобусный парк в тысячу автобусов!

Но есть просвет и здесь: в рамках Универсиады будет выделено 373 млн. рублей для строительства очистных сооружений на выпусках ливневок, выходящих в озеро Средний Кабан. Хоть что-то…

Подводя итоги, Метшин отметил, что первый шаг на этом длинном пути сделан: бесхозные сети обрели хозяина. Вопрос ливневок крайне важен – это и состояние дорог, и фундаментов исторических зданий в центре Казани. Градоначальник поручил инициировать обращения к депутатам Госдумы РФ и Госсовета РТ - пути решения проблемы ливневок есть, но сил Казани на это пока просто не хватит.

ЭТА ПРОБЛЕМА СТАНОВИТСЯ ВСЕ АКТУАЛЬНЕЕ

По мнению экспертов, опрошенных газетой «БИЗНЕС Online», городские власти вовремя повернулись лицом к проблеме ливневок – пускать этот вопрос на самотек дальше уже нельзя.

Андрей Петров - АСП «М-стар», архитектор:

- Этой проблеме, конечно же, долгое время не уделялось должного внимания. Прежде всего потому, что проблема эта не столь очевидна и она не сразу бросается в глаза. Ну затопит один-два раза в год после сильного ливня некоторые улицы. Вроде бы и обратят на это внимание, но проблема не решается. Либо нет желания, либо возможностей… Старые ливневки не отвечают современным требованиям. При проектировке новых микрорайонов требуется возведение инженерных систем, которые помогут городу нормально функционировать. Я уже не раз говорил о том, что главная проблема - это отсутствие системного подхода к генеральному плану города, где должны быть продуманы все пункты. Город - это живой организм, он должен развиваться со всех сторон.

Виталий Логинов - председатель союза архитекторов РТ, гендиректор «ВЭЛП»:

- Проблема ливневок в городе с каждым годом становится все актуальнее. Основная проблема еще и в том, что нужно строить не только ливневки, но и очистные сооружения для них. Должны быть отстойники, первичная очистка для вод… Наши строители часто организуют поверхностный сброс, но это недопустимо. Необходимо учитывать вопросы экологии при застройке!

Однозначно необходимо заниматься реконструкцией этих сетей, и конечно, это требует немалых вложений.

Лилия Лысенко - замгендиректора по связям с общественностью ЗАО «ФОН»:

- Специалисты ФОНа могут только подтвердить большую значимость ливневок при строительстве, а также необходимость их реконструкции и очистки. Дело в том, что в процессе эксплуатации они забиваются мусором, песком и остатками специального состава (в том числе тем, которым посыпают дороги при гололеде). Сброс на рельеф местности в городах невозможен или как минимум нежелателен. К тому же это непросто - все естественные уклоны, овраги нивелируются при застройке, везде осуществляется благоустройство с асфальтированием. Именно из-за стока ливневых и талых вод происходит и эрозия почвы, увеличение оврагов и т.д. Если не оборудовать ливневками микрорайоны, то вода, конечно, будет со временем уходить по естественному уклону, но существует большая проблема смыва и разрушения плодородного слоя почвы, не говоря уже о подтоплениях и прочих проблемах на дорогах.

Есть определенные нормы по строительству ливневой канализации. К примеру, внутриквартальные коллекторы должны иметь диаметр не менее 300 миллиметров, более крупные - не менее 500 миллиметров и так далее.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.03.2012 14:21

    400 миллионов только на текущее содержание - да это просто фантастика! надо не подрядчика искать, а простым людям безработным предложить почистить ливневки за сдельную оплату. Они с радостью за 10 лимонов весь город почистят, а не за полмиллиарда!

  • Анонимно
    20.03.2012 14:39

    а почему эта статья расходов и вообще весь этот разговор не был начат еще до обсуждения городского бюджета, хочется спросить? ведь проблема существует не первый день, и министр финансов наверняка о ней слышал (а может и ездил даже в автобусе по лужам когда-нибудь по молодости). почему он деньги на ливневки городу не дал? они же важнее, чем монумент даши намдакова!

  • Анонимно
    20.03.2012 14:52

    Фантастика!400 млн это на 313 км ливневки!По 1,27 млн за километр в год.Это в месяц! на обслуживание 1км ливневки необходимо 105 тыс рублей.Нанять по 5 чел на километр, дать лопату, лом, щетку. 200 метров ливневки за 20 тысяч рублей в месяц будут блестеть в любое время дня и ночи.

    • Анонимно
      20.03.2012 17:38

      Самое главное, что ведь не стесняются даже! Увы и ах видно только одно..-воровство!!!"Президента РТ" на них не хватает!!!Алибаба

    • Анонимно
      20.03.2012 22:33

      так подрядись почистий, языком то не мешки ворочать. Покажи пример хотя бы на одной ливнёвке. Посрами подрядчиков распильщиков.

    • Анонимно
      20.03.2012 23:25

      Ну да... А представляете, там трубы есть по два метра диаметром. Или - по 20 см. Их лопатой не прочистишь, нужен хороший гидроудар, чтоб пробки выбить. А вы - про безработных с лопатами. Не получится. Наверняка такие цены - из-за применения спецтехники, которую еще и покупать надо. Посчитайте - один люк стоит 7 штук, люков - 8 тысяч. Под 60 лямов только на это надо. Каждый люк надо монтировать,закатывать асфальтом или бетоном - тоже и люди, и техника нужны. А вы про безработных, которые в основном - женщины. На бабах выезжать, что ли?

  • Анонимно
    20.03.2012 15:00

    Еще один распил....) а то берег казанки нвмывали намывали... денежек бухнули распилили, а теперь назад все вывозят... экономика по русски...У власти точно кадровый голод!, ни на что другое уже мозгов не хватает!))

  • Анонимно
    20.03.2012 15:18

    Нет Вы не правы это айти технология по Татарстански когда мы отступаем это тоже самое что мы наступаем все продумано сначала деньги в кучу потом деньги из кучи

  • Анонимно
    20.03.2012 15:36

    это все пресловутый ФЗ о госзакупках нормально работать мешает. ясен пень, если ты обязан привлечь подрядную организацию на основании конкурса, подрядная организация чувствует себя очень важной, необходимой и, конечно, дорогой. и заламывает цену. а когда других цен нет, ты должен купить за эту. вопрос: для кого и для чего принят этот закон? явно не для того, чтобы экономить бюджетные деньги...

  • Анонимно
    20.03.2012 16:04

    Даши с монументом не трогайте - ему премию Тукая дадут, монумент требует и острова ( проект мер обещал в мае показать)... занимайтесь прочисткой труб, господа!!!

  • Анонимно
    20.03.2012 16:39

    Пусть считает счетная палата, по-взрослому... Врут, лукавят... и наворачивают...

  • Анонимно
    20.03.2012 18:03

    Да богатой НАША страна и Республика небудет ! .Решетки , люки канлизацинные пропадают инопланетяни забирают не найти, лучше новый заказать за счет наших денег и милиция неможет найти их растворяют металоприемка вот только в чем ? Когда каждый будет заниматься своей РАБОТОЙ а не насилов. бут ... не один бомж не понесет здавать все это в металоприемку

  • Анонимно
    20.03.2012 23:02

    Какой бюджет потянет, если у дома Чистопольская,68 прекрасно работала ливневка до тех пор, пока там наши доблестные дорожники не развернули строительство развязки Чистопольская-Амирхана. И для проведения "качественных" работ они умышленно засыпали эту исправно функционирующую ливневку, естественно "временно". Теперь там постоянно образовывается огромное болото. Так деньги "целевым" образом тратяться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль