Банки 
22.03.2012

Ильдус Мингазетдинов, Татфондбанк: «Мы приняли для себя амбициозные планы – вырасти в два раза»

ПЛАНИРУЕМ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЕЙ «2011 - 2013» ОТКРЫТЬ БОЛЕЕ 100 ОФИСОВ

- Ильдус Анварович, что показал мировой финансовый кризис, чему научил?

- Ильдус Мингазетдинов: В 2010 году стало понятно, что кризис затягивается. И пришло понимание того, что первый, кто будет «отходить» от кризиса, - это те физические лица, которые имеют работу, уверены в своем будущем, и при этом у них есть некая финансовая грамотность. Можно сказать, что положительная черта кризиса – это то, что люди перестали верить в авантюристические предложения. И в том году первое оживление, действительно, пошло – люди начали пользоваться кредитными ресурсами – и потребительскими, и ипотечными.

И мы тогда поняли, что розница для нас – это стратегическое направление развития. Команда специалистов банка начала разрабатывать план на среднесрочную перспективу на 2011 - 2013 годы, и в декабре 2010 года план был принят, мы приступили к его реализации.

Мы понимали, что нам надо будет приложить ряд усилий, чтобы клиенты, в первую очередь физические лица, не только пришли в наш банк, но и остались с нами. Контингент клиентов у нас разный – есть предприниматели, топ-менеджеры, спортсмены, и мы понимали, что им надо предлагать не тот пакетный банковский продукт, который имелся, а что-то новое.

IMG_5202.jpg
Ильдус Мингазетдинов: «На 1 февраля 2012 года активы-нетто Татфондбанка - 88 миллиардов рублей, кредитный портфель – свыше 51 миллиарда рублей. За прошлый год активы выросли на 28 процентов или на 19 миллиардов рублей»

Например, чтобы получить максимальную ставку, клиенту надо вкладывать деньги не менее чем на год. Но а вдруг у него в этот период времени появилась необходимость что-то приобрести, и ему деньги нужны на два-три месяца? И сегодня мы советуем не разрывать вклад, а взять кредит на этот период, потому что это ему будет выгодно. И клиент понимает, что банк ему помог.

Человек, один раз пришедший положить деньги на депозит, начинает «прикипать» к банку, когда понимает, что о нем здесь заботятся. И начинает в этом банке оплачивать коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, лечение, образование и прочее. И не ожидая того, мы получили эффект некой синергии по комиссионным сборам – прирост составил 98 процентов.

- Количество клиентов Татфондбанка возросло. За счет чего?

- Ильдус Мингазетдинов: Мы стали предлагать более качественные услуги и предприняли экспансию в другие регионы – за прошедший год открыли более 20 новых офисов и планируем в соответствии со стратегией «2011 - 2013» открыть более 100 офисов.

Мы приняли для себя амбициозные планы – вырасти в два раза. И надо отдать должное пришедшей команде специалистов, которая взяла на себя обязательства увеличить показатель в 2,5 раза. И сегодня мы идем по этому пути, достигая плановых цифр.

ЗА ДВА ГОДА НАШЕЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ МЫ НАМЕРЕНЫ ВЫРАСТИ
ПО КРЕДИТНОМУ ПОРТФЕЛЮ ФИЗЛИЦ В ПЯТЬ РАЗ

- А как вы приросли по кредитам?

- Ильдус Мингазетдинов: Кредитный портфель физических лиц за 2011 год вырос более чем в два раза (до 8,2 миллиардов рублей), в том числе за четвертый квартал на 42 процента. Хотя, конечно, старт был низкий, и нам было легче расти в тот период… Но мы сегодня планируем, что за оставшиеся два года нашей среднесрочной программы мы вырастем по кредитному портфелю физических лиц в пять раз!

- Чтобы вырасти в пять раз, сколько активов вы хотите привлечь?

- Ильдус Мингазетдинов: Общее количество активов мы планируем довести до 140 миллиардов рублей. Конечно, не только за счет Татарстана, но и за счет нашего присутствия в других регионах. Вот почему мы предлагаем более льготные условия тем, кто пользуется интернет-банкингом. И мы предполагаем, что к концу 2013 года мы сможем больше обслуживать клиентов посредством интернета и у нас будет меньше расходов на создание дополнительных точек продаж.

Еще раз повторю – финансовая грамотность населения повысилась, и кризис этому помог. Кроме того, значительно возросла компьютерная грамотность, и сегодня, когда есть защита, появилось большее доверие этим инструментам. А наш банк участвует во всех программах по защите электронных данных и операций.

Думаю, процесс перехода на дистанционное банковское обслуживание будет только ускоряться. Кстати, по оценке агентства «Эксперт РА», Татфондбанк вошел в Топ-15 среди всего банковского сообщества России по функциональности интернет-банка.

- Сергей Мещанов: Активной фазой продвижения интернет-банка стал прошлый год, когда в январе мы разработали трехлетнюю стратегию развития банка и поняли, что интернет-технологии переходят на первое место. И видя, что другие операторы развивают этот вид услуг, мы озадачились: каким образом через online-технологии меньше открывать точек продаж, как открывать вклады в online-режиме?

Мы поняли, что с помощью интернет-технологий эффективность работы банка будет расти. И эффективность, действительно, растет: число пользователей от тысячи исчисляется уже десятками тысяч. Рост идет колоссальными темпами, и мы видим, что людям это интересно, потому что на сегодняшний день дороже времени ничего нет. Мы понимаем, что, продавая эту услугу, мы, прежде всего, продаем то время, которое клиент экономит. И анализ показывает, что особенно активно этой услугой пользуются люди в возрасте от 23 до 50 лет. Конечно, с учетом сегодняшних пробок доехать лишний раз до офиса банка сложно, проще воспользоваться дистанционным банковским обслуживанием и удовлетворить все потребности.

ИМЕЯ БОЛЕЕ 80 ТОЧЕК ПРОДАЖ ПО ВСЕМ РАЙОНАМ ТАТАРСТАНА, МЫ ПОНЯЛИ,
ЧТО ДАЛЬШЕ НАСЫЩАТЬ РЕСПУБЛИКУ ОФИСАМИ НЕТ СМЫСЛА

- Зачем же вы собираетесь открывать 100 офисов Татфондбанка по стране?

- Сергей Мещанов: На сегодняшний день у нас по стране 110 офисов, в прошлом году мы «приросли» на 20 точек продаж. Имея более 80 точек продаж по всем районам Татарстана, мы поняли, что дальше насыщать республику нет смысла. Мы, естественно, для своей экспансии выбрали те регионы страны, которые по своему социально-экономическому развитию входят в Топ-20.

Прежде всего, мы остановились на Башкортостане – для нас это очень важный регион, и мы уже открыли там три точки продаж, и в этом году будем увеличивать свое присутствие в разы. Нам интересны и Москва, и Питер, и Новосибирск – география широкая. Мы, прежде всего, базируемся на городах-миллионниках, потому что потенциал там очень большой. Мы должны найти своего клиента и сделать для него обслуживание Татфондбанка простым, доступным, удобным и комфортным – за счет интернет-технологий и нового формата офисов.

Итоги прошлого года показали, что отлично «выстрелили» Новосибирская область, Башкортостан и т.д. Все показатели мы анализируем и двигаемся дальше.

Что касается формата офисов, то он везде разный. Приоритеты нашего банка – это розничный бизнес и развитие кредитования малого и среднего бизнеса. Соответственно, мы понимаем, что для этих клиентов нам достаточны офисы не более 200 квадратных метров, но с отдельным входом, и они должны быть расположены на «красной линии». Это необходимо для того, чтобы быть узнаваемыми. Мы хотим, чтобы клиенты знали, что наш банк расположен на первой линии, пользоваться им просто и удобно.

- Многие опасаются работать с банками через интернет: а вдруг кто-нибудь взломает коды и снимет со счета все деньги? Что Татфондбанк предпринимает для обеспечения безопасности?

- Ильдус Мингазетдинов: Мы участвуем во всех российских программах по безопасности. Мало того, в свое время наши собственные наработки в этих вопросах занимали ведущие места – это говорит о том, что вопросам информационной безопасности у нас уделяется большое внимание. За все время существования электронных услуг не было фактов проникновения и фактического снятия средств.

Случаи снятия денег бывали, но из-за того, что, например, клиенты свои электронные подписи хранили в ящике рабочего стола. Были и такие случаи, когда без ведома родителей деньги снимали дети.

Что касается банкоматов, то у нас все банкоматы оснащены камерами видеонаблюдения, поэтому можно отследить, кто снял деньги в определенный период времени.

Когда речь идет о снятии крупных сумм денег – свыше 100 тысяч рублей, операционист звонит клиенту, чтобы подтвердить правомерность этого действия. И таким образом пару раз несанкционированное снятие мы пресекали.

СЕЙЧАС МЫ ЗАНИМАЕМ 60-Ю СТРОЧКУ, А ХОТИМ ПОПАСТЬ В ТОП-30 ЛИДЕРОВ РОССИЙСКОГО РЫНКА

- Нет ли желания вернуться к идее ребрендинга, которая была три года назад?

- Ильдус Мингазетдинов: Действительно, были разные предложения, и мы их реально обсуждали… Но потом решили немного отложить этот вопрос. Тем более что название «Татфондбанк» на рынке воспринимается нормально. Мы же соответствуем всем параметрам: входим в систему страхования вкладов, в Топ-100 банков.

- Сергей Мещанов: Во-первых, у нашего банка 17-летния история, и мы ею гордимся. Во-вторых, Казань стала третьей столицей страны, и это уже можно пиарить.

Для нас важнее, чтобы любые маркетинговые действия обращались к более «тонким» категориям – нашей истории, продуктовой составляющей, качеству клиентского сервиса, правильной форматности офисов. И нам не нужно вкладывать сотни миллионов рублей в то, чтобы менять вывески.

- Но все-таки в других регионах ваш банк – иногородний. Недоверия к вам нет? Как воспринимают название «Татфондбанк», например, в Башкортостане или Москве?

- Ильдус Мингазетдинов: Во всяком случае, мы не видим какого-то отторжения. Ведь Казань и Татарстан сегодня на слуху. Это уже бренд!

- Сергей Мещанов: Например, в Уфе наш офис расположен на центральной улице, и мы окупили его за семь месяцев. Мы видим, что трафик только увеличивается, спрос очень хороший. Поэтому скоро мы торжественно открываем там уже четвертую точку - большой филиал в 640 квадратных метров. В Башкортостане мы будем выходить на дистанционные каналы, заходить в сети операторов бытовой техники, к концу марта выйдем с предложением к одному из сетевых операторов. То есть мы будем насыщать эту республику.

- Можно сделать вывод, что Татфондбанк видит себя федеральным банком, а не республиканским, каким он был 17 лет? Амбиции появились?

- Ильдус Мингазетдинов: Да, амбиции появились… Но скажем так: если уж не федеральным, то крупным региональным банком.

- Сергей Мещанов: У нас большие амбиции, и мы четко понимаем, где мы можем быть очень эффективными и успешными. Можно себя называть и крупным региональным, и федеральным банком… Можно назваться и кроссрегиональным.

- Но по сути Татфондбанк можно назвать федеральным – вы присутствуете во многих регионах…

- Ильдус Мингазетдинов: Мы отлично понимаем, что одним офисом зайти в Москву или Питер - это нереально, поэтому там надо делать целую сеть офисов шаговой доступности.

- Получается, что конкуренция на банковском рынке Татарстана достигла такого уровня, что вы не рассчитываете здесь на дальнейший рост?

- Ильдус Мингазетдинов: Конкуренция есть везде, особенно в городах-миллионниках, ведь все хотят туда попасть. Хотя, конечно, там нет такого количества местных банков, как в Татарстане. Но офисов федеральных банков достаточно, поэтому конкурировать приходится – качеством услуг, скоростью принятия решений, проработанными банковскими продуктами, широким спектром этих продуктов.

- Неужели в Москве и Питере до сих пор на банковском рынке есть место, чтобы зарабатывать деньги?

- Сергей Мещанов: Мы отлично понимаем, что в Москве более 600 операторов банковских услуг, но вместе с тем в Москве проходит более 60 процентов всех денежных потоков. И когда твоя доля в Татарстане по депозитам более 11 процентов, по кредитам – порядка 10 процентов, то мы это, безусловно, будем наращивать. Цель только такая! Это базовый регион, и мы свою долю присутствия в республике будем увеличивать.

Но при этом мы понимаем, что можно выходить и в новые регионы, удовлетворяя потребности клиентов. И выходить абсолютно разными схемами – и интернет-технологиями, и сетевыми операторами, и дистанционными каналами продаж, и т.д. И за счет этого мы, прежде всего, будем увеличивать свою эффективность. Рано или поздно мы не сможем в Татарстане выдавать на одного человека три кредита, потому что есть ёмкость рынка, есть доля проникновения.

- Ваша цель – войти в Топ-50 российских банков?

- Ильдус Мингазетдинов: Сейчас мы занимаем 60-ю строчку, а хотим попасть в Топ-30. Для этого мы будем увеличивать капитал.

- Когда и за счет чего?

- Ильдус Мингазетдинов: Капитал планируем увеличить в этом году на 2 миллиарда рублей за счет акционеров. Вы же знаете, что капитал может возрасти либо взносом в уставной капитал, либо прибылью. Конечно, мы будем прирастать и прибылью.

В ЭТОМ ГОДУ МЫ ВИДИМ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПО КРЕДИТНЫМ КАРТАМ И АВТОКРЕДИТОВАНИЮ

- Каковы итоги развития Татфондбанка за 2011 год?

- Ильдус Мингазетдинов: На 1 февраля 2012 года активы-нетто Татфондбанка - 88 миллиардов рублей, кредитный портфель – свыше 51 миллиарда рублей. За прошлый год активы выросли на 28 процентов или на 19 миллиардов рублей.

- Это большой скачок! А в каком сегменте у вас произошел рост?

- Ильдус Мингазетдинов: Мы приняли на себя амбициозные обязательства, и их выполнение у нас получается… В потребительском сегменте физических лиц за прошлый год мы выросли в 2,5 раза.

- Сергей Мещанов: В рамках потребительского кредитования у нас более 10 продуктов, и как следствие, на конец года у нас был кредитный портфель физических лиц - 8,2 миллиарда рублей. У нас 58 процентов - это потребительские кредиты, что соответствует 4,7 миллиардам рублей. В настоящий момент Татфондбанк представлен и в городах, и в селах, в зависимости от численности населения которых мы предлагаем разные продукты. Самое важное, что мы выдерживаем такую структуру, и в следующие два года потребительский сегмент у нас будет составлять 62 процента.

В первую очередь наши клиенты – это «зарплатники», а также субъекты малого бизнеса, которым мы предлагаем продукт «Свой бизнес». Отдельные продукты мы предлагаем жителям малых городов с численностью населения до 50 тысяч, владельцам личных подсобных хозяйств. То есть лицо нашего клиента – это клиенты с разным доходом.

Что касается рынка ипотечного кредитования, то мы его хорошо «нащупали» - в неделю уже выдаем более 100 кредитов. Мы работаем и по программе АИЖК, и по собственной программе, которая сейчас составляет 98 процентов от объемов выданных ипотечных кредитов в Татфондбанке. Программа АИЖК нас дополняет военной ипотекой и т.п. Мы постоянно мониторим, как идет строительство жилья.

В этом году мы видим большой потенциал по кредитным картам и автокредитованию. По автокредитованию в прошлом году мы увеличили портфель с 270 миллионов до 670 миллионов рублей, а в текущем году будем ставить цель довести его до 2 миллиардов рублей. Это амбициозные задачи, но они выполнимы, потому что за 2011 год рынок автокредитования вырос на 50 процентов с точки зрения проданных автомобилей.

ДУМАЮ, РОСТА СТАВОК ПО ВКЛАДАМ НЕ БУДЕТ,
СТАВКА БУДЕТ «КРУТИТЬСЯ» У ОТМЕТКИ 10,5 ПРОЦЕНТОВ

- Как за прошлый год выросли депозиты банка?

- Ильдус Мингазетдинов: Объем средств физических лиц превысил 29,3 миллиардов рублей, увеличившись за 2011 год на 24,3 процента. Объем средств на счетах юридических лиц вырос за 2011 год на 26,9 процентов и составил 12,6 миллиардов рублей.

- Ваш прогноз - ставки по депозитам и дальше будут расти?

- Ильдус Мингазетдинов: Думаю, роста не будет, а ставка будет «крутиться» у отметки 10,5 процентов. Во всяком случае, в своих планах мы исходим из этого.

- На сколько вы хотите нарастить свою депозитную базу в этом году?

- Ильдус Мингазетдинов: Планируем, что рост составит примерно 32 процента. Мы считаем, что это будет выше рынка, потому что прогнозы по банковскому рынку – 20 - 21 процент.

- За счет чего будет достигнут рост? Есть новые продукты?

IMG_5213 (4).jpg
Сергей Мещанов: «У нас нет цели сказать клиенту – забирай свои деньги, а наоборот, цель – их сохранить, но при этом предупредить о колебаниях на рынке и предложить ему варианты решения возникших проблем»

- Сергей Мещанов: Новые продукты есть. В первую очередь мы сегодня говорим о премиум-продуктах, в рамках которых клиент получает не только определенные услуги и персонального менеджера, но и размещает в Татфондбанке свои средства из трех-четырех банков. Кстати, по статистике сегодня каждый клиент одновременно обслуживается в 3,5 банках России. Мы же этих клиентов фокусируем у себя и именно в этом видим потенциал.

Второе – создаем форматные офисы, которые будут удобны клиенту, где он сможет получать консультации и привлекательные условия по вкладам – возможность досрочного расторжения и т.д. Мы также проводим различные акции. Например, сейчас запустили новый вклад «Пять звезд». И эти акционные продукты мы будем проводить поточно, чтобы клиент мог размещать средства под «интересные» тарифы.

КОГДА БАНК ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ЭТО ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ОН
КРЕПКО СТОИТ НА НОГАХ, ЧТО ЕМУ ДОВЕРЯЮТ ЛЮДИ И БИЗНЕС

- Вы собираетесь «перетянуть» вклады своих клиентов из других банков. Но ведь многие «растеклись» потому, что хотят свои вклады сохранить, держа в банке не более 700 тысяч рублей. Или VIP-клиенты об этом не думают?

- Сергей Мещанов: Когда клиент понимает, в какой бренд он приходит, что это за структура, какие сервисы он здесь получает, это играет большую роль. Мы научились коммуницировать с клиентом, выстраивать каналы продаж, и когда клиент приходит в отдельное помещение, когда с ним встречаются, информируют об изменениях, офисы банка есть во многих городах – все это влияет. Поэтому мы говорим, что Татфондбанк – это банк для всей семьи, который может полноценно удовлетворить все потребности.

- Ильдус Мингазетдинов: Ну конечно, и элемент доверия важен. Когда мы в этом году вернули 7 млрд. рублей зарубежных денег, внутри России многие операторы предложили нам свои ресурсы… Когда банк выполняет свои обязательства, это говорит о том, что он крепко стоит на ногах, что ему доверяют люди и бизнес.

- Если у вашего клиента на депозите образовалась сумма более 700 тысяч рублей, то есть свыше «гарантированной» государством, вы обеспечиваете сохранность этих денег, например страхованием?

- Сергей Мещанов: Страхование вкладов – эта услуга очень популярна на Западе, но не популярна в России. У нас инструменты страхования вкладов есть, мы их запустили, но спрос минимальный. Эта услуга логична и правильна, но не востребована в силу нашей ментальности. Когда гражданам предлагают страхование жизни или имущества, он это понимает. Но когда мы предлагаем застраховать вклад, он говорит – я вам деньги принес, а вы просите еще заплатить за это…

- Ильдус Мингазетдинов: Я думаю, финансовая грамотность населения все-таки будет расти, и мы все равно придем к этому.

- Какие отрасли экономики республики для вас являются приоритетными? Раньше было сельское хозяйство, а сейчас?

- Ильдус Мингазетдинов: На сегодняшний день нашим планом стратегического развития на среднесрочную перспективу приоритетным направлением является розница и малый и средний бизнес, по которым мы сегодня активно работаем, предлагая разнообразные продукты.

Что касается отраслей экономики, то ведь мы пользуемся рейтингами международных агентств, и вынуждены корректировать свой корпоративный бизнес, чтобы не вложиться в то, что международный бизнес считает очень рискованным. Мы вынуждены это делать, потому что международные рейтинги для нас важны, так как мы продолжаем работать с западными банками для привлечения ресурсов.

ПОДАРОЧНЫЕ МОНЕТЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ ОГРОМНЫМ СПРОСОМ –
МЫ ИХ ПРОДАЕМ СОТНЯМИ ПОЧТИ ЕЖЕДНЕВНО

- Татфондбанк – эксперт по монетам из драгоценных металлов. Высок ли текущий спрос на монеты? Увидим ли мы новые рекорды цен на золото и серебро в 2012 году?

- Сергей Мещанов: Когда мы говорим о золоте и серебре, то понимаем, что это очень волатильный инструмент. Если говорить о монетах из драгоценных металлов, то мы их делим на инвестиционные и подарочные. И вот подарочные у нас пользуются огромным спросом – мы их продаем сотнями почти ежедневно. В любом офисе Татфондбанка для монет есть отдельная стойка, где представлен перечень монет, и вы можете их выбрать. Есть монеты разного номинала, разных монетных дворов, потому что мы работаем со многими странами – от Новой Зеландии до Канады. Такие монеты в качестве подарков очень востребованы.

- Востребованы среди кого? Банкиров?

- Сергей Мещанов: Среди всего сообщества, потому что сейчас надо чем-то удивлять. А монетой из драгметаллов удивить еще можно.

- А золотые монеты в продаже есть?

- Сергей Мещанов: Конечно, есть. Вы спокойно можете купить монету «Георгий Победоносец». Его цена сегодня 15 400 рублей. Спрос на эти монеты сейчас большой, и цена может увеличиваться.

IMG_5250.jpg
Ильдус Мингазетдинов: «Есть такое правило: в чем зарабатываешь и тратишь, в той валюте и хранить надо. Если есть цель съездить в отпуск за рубеж, то и накопите на него в долларах или евро. А перекидывать вложения из одной валюты в другую – это только затраты и нервотрепка»

- Ильдус Мингазетдинов: Покупают на подарки, а один мой знакомый приобретает ежегодно монеты на день рождения своих детей.

- Сергей Мещанов: У нас есть монеты премиального сегмента, потому что и цена, и сами монеты очень разнообразны. Например, есть монета с символикой Олимпиады в Пекине, продается вместе с нефритовой статуэткой весом более 3 килограммов! В целом цены на монеты – от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей.

- Откуда вы получаете монеты? Всё гарантировано?

- Мы получаем по прямым каналам поставки, всё сертифицировано, у каждой монеты есть свой паспорт.

- В кредит у вас монеты не покупают?

- Сергей Мещанов: Драгоценные монеты – это все-таки роскошь, а не средства для существования…

- Ильдус Мингазетдинов: Конечно, на последние деньги их никто покупать не будет.

ПЕРЕКИДЫВАТЬ ВЛОЖЕНИЯ ИЗ ОДНОЙ ВАЛЮТЫ В ДРУГУЮ –
ЭТО ТОЛЬКО ЗАТРАТЫ И НЕРВОТРЕПКА

- Какие еще инструменты для инвестирования предлагает Татфондбанк VIP-клиентам?

- Сергей Мещанов: Инструменты разнообразные, и прежде всего, это существующие вклады. У нас есть и ОФБУ, и доверительное управление, и т.д. В прошлом году мы занимали высокие места по ОФБУ, и, соответственно, клиентам мы предлагаем вкладывать в эти инструменты. Также есть обезличенные металлические счета, инвестиционные монеты и др.

- Ильдус Мингазетдинов: Сейчас многие люди стали сами управлять своими средствами, и говорят нам, какие ценные бумаги им надо купить. То есть люди работают через нас как через брокеров.

- Сергей Мещанов: Но надо понимать, что у всех инструментов разная цена. На одной чаше весов – риск, на другой – доходность. Если ради повышения доходности клиент готов пойти на риск, мы готовы это делать. Мы идем от потребности клиента, поэтому предлагаем широкий спектр возможностей для инвестирования: и депозиты, и доверительное банковское управление, и инвестиционные монеты, и обезличенные металлические счета, и ОФБУ, и ПИФы. Весь перечень есть, и по степени риска это разные инструменты.

- В какой валюте вы рекомендуете хранить сбережения в 2012 году?

- Ильдус Мингазетдинов: Есть такое правило: в чем зарабатываешь и тратишь, в том и хранить надо. Если есть цель съездить в отпуск за рубеж, то и накопите на него в долларах или евро. А перекидывать вложения из одной валюты в другую – это только затраты и нервотрепка. Если же есть большие деньги, то можно хранить часть в рублях, часть в валюте.

- Сколько у вас сейчас банкоматов, и планируете ли увеличение их количества?

- Сергей Мещанов: На текущий момент у нас 306 собственных банкоматов. Кроме этого, мы объединяем сеть банкоматов с банками-партнерами, и таких банкоматов у нас более 1000. В прошлом году мы вошли в объединенную расчетную систему - это порядка 11 тысяч банкоматов.

- Эти банкоматы берут комиссию?

- Сергей Мещанов: Комиссия там есть, но совсем незначительная. И, согласитесь, очень удобно пользоваться такой большой сетью – 11 тысяч банкоматов. Человек, имея зарплатную карточку, может в любом месте воспользоваться ею.

МЫ НЕ ПОДБИРАЕМ КАДРЫ ПО ПРИНЦИПУ «СВОЙ»! ПОДБОР КАДРОВ ИДЕТ НА РЫНОЧНОЙ ОСНОВЕ

- Сколько банк инвестирует в свое IТ-направление, чтобы поддерживать высокий уровень Интернет-обслуживания?

- Сергей Мещанов: Все системы дистанционного банковского обслуживания существуют на стандартных платформах. В этом году в это направление мы инвестируем столько, сколько за прошлые пять лет вместе взятые.

- А как вы осуществляете внутреннюю защиту счетов клиентов, например, от ваших же программистов?

- Ильдус Мингазетдинов: У нас для этого есть служба безопасности, где есть группа, курирующая ИТ-технологии. Кроме того, есть служба внутреннего контроля, которая контролирует всех, в том числе службу безопасности. И мы понимаем, что это не зря выброшенные деньги. Люди сегодня отлично понимают, что после каких-то «неприятностей» карьерного роста у них не будет никогда, потому что при приеме на новую работу обязательно будут интересоваться его «историей».

Все свои банковские продукты и услуги мы разделили по степени риска и соответственно проверяем: чем выше степень риска, тем чаще проверки. И подбор кадров также идет: на ответственную работу сотрудники более тщательно проверяются.

- А как вообще вы подбираете кадры? Принимаете «своих» - по просьбе друзей, например?

- Ильдус Мингазетдинов: Мы не подбираем кадры по принципу «свой»! Подбор кадров идет на рыночной основе, кандидаты тестируются на знания, на психологическую пригодность. Например, есть люди, которые боятся денег, поэтому они в кассе работать не могут…

Но если даже человек устроился по чьей-то рекомендации, то ответственность у него выше, и мы ему сразу так и говорим – ты подводишь не только себя, но и рекомендовавшего тебя человека.

­- У вас есть какие-то соглашения с профильными вузами?

- Ильдус Мингазетдинов: Раньше мы очень плотно работали с КФЭИ, а сегодня – с КФУ. Мы даже делали заявки на дипломные работы по тем темам, которые нас интересовали в перспективе. Этих дипломников мы брали к себе на практику, и часть из них оставалась у нас работать. Сейчас мы более активно ведем набор сотрудников по всей сети офисов банка.

IMG_5265.jpg
Ильдус Мингазетдинов: «То, что сегодня люди приходят в рынок и скупают банки, это нормально: просто они, входя в рынок, не хотят открывать филиалы и тратить три-четыре года на достижение каких-то результатов, а вкладывают деньги в готовый бизнес и забирают его вместе с клиентами»

РАНЬШЕ ТАТАРСТАН ПУТАЛИ С КАЗАХСТАНОМ, А ТЕПЕРЬ, КОГДА ГОВОРИШЬ КАЗАНЬ,
ОТВЕЧАЮТ – «РУБИН». СПОРТ ДАЕТ УЗНАВАЕМОСТЬ

- Как вы считаете, на банковском рынке наметились изменения с приходом новых игроков?

- Ильдус Мингазетдинов: Я считаю, что идет нормальный процесс. Было бы хуже, если бы регулятор ужесточал какие-то правила, таким образом «выдавливая» кого-то с рынка. Мне кажется, когда это происходит естественным путем, это лучше. А то, что сегодня люди приходят в рынок и скупают банки, это нормально: просто они, входя в рынок, не хотят открывать филиалы и тратить три-четыре года на достижение каких-то результатов, а вкладывают деньги в готовый бизнес и забирают его вместе с клиентами. При этом они не говорят, что сразу будут что-то кардинально менять, но свои технологии привносят, заявляя о себе на рынке.

Татарстан – рынок привлекательный, это уже бренд. Было гениальной идеей развивать здесь спорт. Если раньше за рубежом Татарстан путали с Казахстаном, то теперь, когда говоришь Казань, отвечают «Рубин». Спорт дает узнаваемость.

Я ПРОШЕЛ ДВА КРИЗИСА – 1998 И 2008 ГОДОВ, И Я СВОИ ВКЛАДЫ НЕ ПЕРЕВОДИЛ В ДОЛЛАРЫ

- Если будут предпосылки к серьезному финансовому кризису, индивидуальный менеджер обязан позвонить своим клиентам, чтобы предупредить их?

- Сергей Мещанов: Персональный менеджер - это аналитик, который предвосхищает какие-то события в финансовом мире, поэтому, конечно, он обязан информировать о них своих клиентов. Кроме того, мы еженедельно нашим VIP-клиентам направляем отчеты - о рынке ценных бумаг, как сработали наши инструменты и т.д.

У нас нет цели сказать клиенту – забирай свои деньги, а, наоборот, цель – их сохранить, но при этом предупредить о колебаниях на рынке и предложить ему варианты решения возникших проблем. Самое главное, чтобы клиент чувствовал эту заботу и понимал, что с его деньгами ничего не случится.

- Ильдус Мингазетдинов: Я прошел два кризиса – 1998 и 2008 годов, и я свои вклады не переводил в доллары. Думал, что если я сам это сделаю, то это будет конец света… Я терял вместе со всеми, убеждая своих партнеров и людей, что пройдет время, и мы всё это вернем. И даже московские банки, в конце концов, все деньги вернули, причем, с процентом.

В 2008 году атака была на нас, но пострадали все банки. По объему снятых клиентами денег Татфондбанк был третьим. К счастью, ни один VIP-клиент не пришел тогда с желаем снять все свои деньги. Я это оценил.

- Читаете ли вы «БИЗНЕС Online»? Какие есть предложения к редакции?

- Ильдус Мингазетдинов: У меня в избранном первым стоит «Татфондбанк», вторым - «БИЗНЕС Online». Я специально на работу прихожу пораньше и 30 - 40 минут читаю всю прессу и начинаю, конечно, с вашей газеты. Я и дома вечером или в выходные просматриваю «БИЗНЕС Online». У вас отличный формат! Меня лично все устраивает.

- Спасибо вам за разговор. Успехов вам и клиентам вашего банка!

Справка

Мингазетдинов Ильдус Анварович родился в 1960 году. Окончил Казанский государственный финансово-экономический институт (1981).
1998 - 2003 - председатель правления ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
2003 - 2007 - председатель совета директоров ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
2007 - 2010 - исполнительный директор, председатель комитета по стратегии и член комитета по кадрам и вознаграждениям совета директоров.
Август - ноябрь 2010 года - председатель правления ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
С июня 2006 г. по н/в - президент ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
Кандидат экономических наук. Заслуженный экономист РТ. Депутат Госсовета РТ третьего и четвертого созывов, член комитета по бюджету, налогам и финансам.
Награжден медалями «За заслуги в противодействии распространению наркотиков», «В память 1000-летия Казани».

Мещанов Сергей Викторович родился в 1982 году. Окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова (2002, бакалавр экономики по направлению «экономика»; 2004, экономист по специальности «финансы и кредит»).
2003 - 2005 – начальник отдела потребительского кредитования ООО МКБ «Москомприватбанк».
2005 - 2006 – и.о. начальника отдела автокредитования ОАО «Банк Москвы».
2006 - 2007 – руководитель по развитию регионального розничного бизнеса департамента развития розничного бизнеса АКБ «Промсвязьбанк».
2007 - 2010 – управляющий директор управления продаж департамента сети, вице-президент банка «ВТБ 24».
Январь - февраль 2011 года – советник председателя правления, с февраля 2011 года - заместитель председателя правления ОАО «АИКБ «Татфондбанк».


1-я часть: Ильдус Мингазетдинов, Татфондбанк: «Мы стараемся предоставить наиболее комфортные условия, чтобы VIP-клиент оставался с нами. Это главная задача!»

ОАО «АИКБ «Татфондбанк»
Лицензия ЦБ РФ №3058 от 24.08.1994 г.

На правах рекламы

Предприятия: Татфондбанк
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль