Нефть и нефтехимия 
27.03.2012

Как ТАИФ-НК озолотился на бензиновом кризисе

«ЦЕНОВЫЕ НОЖНИЦЫ» ТАИФА

Не став таить в себе хорошие новости, ТАИФ-НК опубликовал бухгалтерский баланс за 2011 год непривычно рано. Обычно волна обнародования годовых отчетностей у ведущих предприятий РТ начинается не раньше апреля (крупнейшие нефтяные компании России, к слову, отчитались по МСФО еще в начале марта). До этого аналитики довольствуются лишь отчетами по ценным бумагам за четвертый квартал, из которых можно почерпнуть лишь некоторые производственные показатели без финансов. Парадоксально, но в случае с ТАИФ-НК все наоборот: производственные данные за четвертый квартал пока в секрете, а вот денежные – читайте, завидуйте.

Основные показатели финансовых потоков

Показатель

За 2010 год

За 2011 год

Прирост

выручка от реализации (млрд.)

93,5

124,2

+ 32,8 %

себестоимость (млрд.)

75

94

+25 %

операционная прибыль (млрд.)

10,2

20,2

+98%

чистая прибыль (млрд.)

7,4

15,8

+113%

Завидовать есть чему. С выросшей на треть выручкой в 124 млрд. рублей ТАИФ-НК может впервые выйти на второе место в республике, оттеснив "Нижнекамскнефтехим" на третье. В 2010 году, напомним, два крупнейших актива ТАИФа пришли к финишу ноздря в ноздрю – у НКНХ было 94,4 млрд., а у ТАИФ-НК – 93,5. По итогам первых трех кварталов 2011 года ТАИФ-НК вырвался вперед. Изменилась ли ситуация к концу года, пока неизвестно (НКНХ годовые итоги пока не подвел).

Впрочем, прирост выручки всецело вызван ценовой конъюнктурой. Физические объемы производства, равно как и глубина переработки, судя по всему, сильно не изменились – мощности и так загружены до предела.

Показатель

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

9 мес. 2011г.

Первичная переработка, тыс. тонн

7 466

7 556

7 672

8 060

8 106

6 194

Глубина переработки

69,3

71,1

74,1

73,3

73,5

75,3

Выход светлых нефтепродуктов, %

55,7

59,6

62,6

63,5

64,0

64,0

Ключевой фактор, конечно же, глобальный рост нефтяных цен. Но, судя по отчетности, себестоимость продукции ТАИФ-НК выросла лишь на 25%. А выручка, повторимся, увеличилась на 32,8%.

Этот разрыв сама компания в трехквартальной отчетности объясняет «устойчивым превышением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке над экспортными ценами при изменении структуры продаж», а также «увеличением цен реализации нефтепродуктов на 35%» с «увеличением разницы в ценах «нефтепродукты-нефть» на 21%».

Проще говоря, помог бензиновый кризис, не сходивший с первых полос с весны прошлого года. Тогда, напомним, в одних регионах России бензин начал заметно дорожать, а в других – и вовсе исчезать с АЗС. Владимир Путин обвинил нефтяные компании в сговоре, после чего на экспорт нефтепродуктов была введена запретительная пошлина (90% от нефтяной), не отмененная, кстати, до сих пор.

dinamika-cen.jpg
Динамика розничных цен

В Татарстане топливо с заправок не исчезало, зато цены росли, не отставая от остальной России. По данным сервиса «Яндекс-котировки», розничная стоимость литра бензина «АИ-95» в республике с января по сентябрь поднялась на 4 рубля (с 24,1 рубля до 28,1 рубля), после чего цены ушли в «предвыборный отпуск». Этого не скажешь о дизеле, который, так совпало, пошел дорожать практически синхронно с «политическими заморозками» на рынке автомобильного топлива. В конечном счете повышение свелось к тем же 4 рублям. В марте литр дизтоплива стоил 22,63 рубля, к декабрю поднялся до 28,6 рубля, став парадоксально дороже бензина. Оптовые цены, судя по жалобам владельцев АЗС, росли еще быстрее.

В ответ на все эти события автомобилисты регулярно устраивали автопробеги протеста, а в кабмине проходили успокоительные брифинги для СМИ. В зоне скандала неизбежно оказался и ТАИФ-НК, так как именно он практически полностью закрывает потребность Татарстана в дизтопливе (1,17 млн. тонн) и половину потребности в бензине (1,09 млн. тонн). Как заметил тогда начальник управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов кабмина РТ Роберт Гилязиев, «мы не для того заводы строим, чтобы из Москвы топливо возить».

Еще в начале прошлого года татарстанское УФАС по многочисленным жалобам транспортных компаний возбудило против ТАИФ-НК дело по факту завышения цены на зимнее дизтопливо и злоупотребления доминирующим положением на рынке. 16 августа комиссия ведомства, наконец, признала компанию виновной, но никаких предписаний не выдала, «в связи с добровольным устранением нарушения». О взыскании с ТАИФ-НК каких-либо штрафов в последующем также не сообщалось.

Сегодня мы видим сухой остаток тех громких скандалов - удвоение чистой прибыли ТАИФ-НК. По итогам года прибыль достигла рекордных 15,8 млрд. рублей.

КАК НЕ ДАТЬ ТАКОМУ 1,5 МЛРД. ДОЛЛАРОВ?

Еще большее восхищение, чем отчет о прибылях и убытках, вызывает баланс ТАИФ-НК. В 2009 году над компанией висел казавшийся огромным долг в 9,7 млрд. рублей. Уже в 2010 году все долгосрочные обязательства были погашены. А в 2012 год компания вошла и без краткосрочных займов. В соответствующей графе – не ноль буквально, но 32 рубля ровно.

Выплатив долги, компания начала накапливать кэш. В графе «денежные средства» – астрономическая сумма в 17 млрд. рублей, что в 4,25 раза больше, чем годом ранее. Впрочем, при желании тут можно разглядеть следы бухгалтерского «ботокса». На это указывает вздутая «кредиторка» - задолженность перед поставщиками, бюджетом и прочее. Не исключено, что компания аккумулировала на счетах деньги для расчета именно в дату составления баланса. После оплаты он мог схлопнуться на несколько миллиардов.

Основные балансовые показатели

Показатель

2009

2010

2011

Изменение 2011 к 2010 гг.

валюта баланса (млрд.)

38

36

51

+ 41,7 %

Внеоборотные активы (млрд.)

19

18,6

18

- 3,2 %

Оборотные активы (млрд.)

19

18

33

+ 83,3 %

Денежные средства (млрд.)

2,5

4

17

+ 325 %

Долгосрочные заемные средства (млрд.)

7

0

0

-

Краткосрочные заемные средства (млрд.)

2,7

1,0

0

-

Нераспределенная прибыль (млрд.)

8,6

13,8

23,6

+ 71 %

Чистые активы (млрд.)

14,7

20

29,8

+ 49 %

Кредиторская задолженность (млрд.)

12,9

14,8

20,6

+ 39 %

В любом случае с таким балансом ТАИФ-НК становится более чем завидным «женихом». Как не дать такому кредит? Это особенно важно именно сейчас, когда компания собирается броситься с головой в омут нового мегапроекта. Уже анонсированное строительство комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков обойдется в $1,5 миллиарда.

Плановый срок ввода установки в Нижнекамске намечен на 2015 год. Мощность по сырью составит 2,7 млн. тонн в год по битуму и до 0,7 млн. тонн вакуумного газойля в год. После ее запуска глубина переработки на таифовском НПЗ достигнет 95% против нынешних 75,3%. Во всем этом великолепии экспертов смущает только выбор технологии Veba combi cracker (VCC) от американской компании Kellogg Brown&Root (KBR), которая выглядит едва ли не венчурной (во всем мире еще не построено ни одного завода, работающего на ее основе).

Напомним, последовательным противником заключения рискованного контракта выступал гендиректор ОАО «ТАИФ-НК» Александр Бабынин, отстаивавший давно отработанную технологию UOP (входит в корпорацию Honeywell). Из-за этого в октябре прошлого года его отправили в отставку. Глубина противоречий оказалась столь сильна, что опытный руководитель ушел не только из ТАИФ-НК, но и вообще из ТАИФа, возглавив в конце прошлого года вновь созданную структуру «Татнефти» - инжиниринговую компанию "Инко-ТЭК". О перипетиях и рисках, связанных с выбором данной технологии, мы писали здесь и здесь.

Так или иначе, но именно с началом разработки нового проекта, хочется верить, связан и резкий рост - с 1,1 млрд. до 2,1 млрд. рублей - управленческих расходов ТАИФ-НК, произошедший в прошлом году.

УГЛУБЛЯТЬ ПРИДЕТСЯ

В любом случае выбора - углублять переработку или не углублять - у ТАИФа нет. К этому подстегивает, в частности, пресловутый режим «60 - 66», о котором мы неоднократно писали.

С его введением 1 октября прошлого года ТАИФ должен был бы платить повышенную экспортную пошлину за темные нефтепродукты, не получая в отличие от других компенсационных льгот по НДПИ. С 1 января в ответ на многочисленные обращения татарстанских властей льгота на общую сумму 37,8 млрд. рублей была дарована "Татнефти" с тем, чтобы она транслировала ее ТАИФу.

Однако, во-первых, льгота продлится лишь в течение пяти лет, а во-вторых, и сейчас ТАИФу все равно некомфортно. По крайней мере, в феврале, обсуждая проектирование установки по глубокой переработке нефти с главой KBR Тимом Чалландом, президент РТ Рустам Минниханов просил максимально ускорить процесс:

- Сейчас он (показывает на Шигабутдинова - ред.) платит огромные налоги, и ему выгодно быстрее запустить. Только в год он теряет 10 - 12 миллиардов рублей налогов, - заявил президент.

- Только в январе мы заплатили 1,2 миллиарда рублей, - с грустью констатировал глава ТАИФ.

Предприятия: ТАИФ, ТАИФ-НК
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.03.2012 09:11

    Молодцы!!! НАМ нужны рентабельные предприятия...!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!(желательно побыстрее).

    • Rinat_16rus
      27.03.2012 09:38

      ... А "НАМ" - это, для уточнения, кому? Акционерам? Потребителям?

      • Анонимно
        27.03.2012 09:52

        НАМ это НАМ! А ВЫ кто такой не НАМ что ли???

        • Rinat_16rus
          27.03.2012 11:49

          Я, собственно, тот, кто ежедневно плачу лишние рубли, сидящие в цене бензина и позволившие ТАИФу добиться сверхрентабельности и соответственно, дивидендов акционерам (или я что-то упустил и ТАИФ - чисто государственная компания и весь доход идет в бюджет?). А Вы, я понял, акционер ТАИФ-а? Тогда я понимаю и разделяю Ваше возмущение - кто-то не хочет мне дивиденды платить, ату его! Вообще, давайте всем доплачивать "на рентабельность, нужную НАМ" - электрикам, коммунальщикам, дорожникам, и т.д.

  • Анонимно
    27.03.2012 09:20

    Теперь самое время Таифу-Нк понизить цены на бензин и перестать бадяжить бензин нафтой.

  • Анонимно
    27.03.2012 09:49

    Первый комментарий совсем неадекват. Черным по белому написано, что ТАИФ заработал бешеную прибыль не за счет экономии операционных расходов, не за счет освоения новых рынков, а тупо за счет населения РТ и предприятий РТ. Чему тут радоваться. Сталина на Вас нет.

    • Анонимно
      27.03.2012 10:20

      Был бы Сталин, вы бы своим бесплатным трудом эту прибыль в лагерях обеспечивали бы.

  • Анонимно
    27.03.2012 10:26

    Эти прибыли результат бездействия уфас. Для пиара дело завели, а потом бочком-бочком. Вот цена их принципиальности.

  • Анонимно
    27.03.2012 10:37

    Это говорит о том, что ТАИФ имеет возможность без проблем снизить цены на бензин на внутреннем рынке. А мы гордимся, что за счет нас они заработали кэш....

  • Анонимно
    27.03.2012 10:59

    я вас не понимаю, по-мому нужно гордиться такими рентабельными предприятиями в РТ, и уровню налогов, которые они оставляют в бюджете. какие претензии к ТАИФ-НК то? они держат самые низкие цены на бензин в Казани. ТАИФ-НК первым раскрыл свою отчетность за 2011 год, и это тоже плюс для них. претензии должны быть в адрес татнефти, лукойла, которые держат высокие цены на бензин

    • Анонимно
      27.03.2012 11:25

      Татнефть не производит бензин (не считая Елховнефти), они берут его по давальческой схеме у ТАИФа. Татнефтепродукт также не производит бензин, они его покупают у ТАИФа. У Лукойла больше транспортное плечо и качество топлива у Лукойла выше по ГОСТу.

    • Анонимно
      27.03.2012 11:33

      про налоги тоже смешно. все налоги уходят в москву, а потом в виде подачок возвращается часть. единственные налоги которые платятся в РТ они от выручки и прибыли мало зависят, кроме налога на прибыль. А тут вопрос очень тонкий. Одно дело бухгалтерская прибыль, а другое дело налогооблагаемая прибыль. Так что Ваше суждение только федералам на руку.

  • Анонимно
    27.03.2012 11:06

    Рентабельность по чистой прибыли 12,8%, даже при рентабельности в 2,8% чистая прибыль составила бы 3,4 млрд. рублей. Тоже неплохая прибыль. Т.е. цены на бензин можно было бы снизить на 10% или на 2,5 рубля!!! и стоил бы бензин не 25,5 рублей за литр, а 23 рубля.

  • Анонимно
    27.03.2012 11:10

    Конъюнктура конъюнктурой, но она как бы для всех НПЗ, а не только для ТАИФ-НК.И вложения в реконструкцию у них серьёзные.Фото уже не отражает реальности, а к осени всё изменится окончательно.

  • Рамиль
    27.03.2012 11:13

    Бензин дороже, чем в Кировской, Самарской, Ульяновской обл и Башкирии, а калорийность ниже, поэтому расход выше. А нафтой на ТАИФ-НК не бодяжат, хорош наговаривать!

    • raf
      27.03.2012 12:05

      Качественный бензин при изготовлении затратный,думаю сам понимаешь,при высоких ценах на топливо Вы сохраняете свой рынок от непрошенных гостей.Вам остаётся только качества добиваться,через различные структуры,как то Суды,СМИ.В Самарской области,Ульяновской,топливо настолько некачественное топливо,что диву даёшься.Где есть заправки ТатНефти,там и стараются заправляться.

    • Анонимно
      27.03.2012 16:38

      В Уфе 92-ой 26.20.

  • Анонимно
    27.03.2012 11:25

    "Выручка гиганта..." - люблю красивые, профессиональные статьи, но перегибать не нужно.

  • Анонимно
    27.03.2012 11:30

    Таких "побед" в приличном обществе стыдятся, а не хвалятся. Деньги надо зарабатывать, а не тупо повышать цены на ГСМ

  • Анонимно
    27.03.2012 11:34

    Да, есть пролемы в заголовке и подзаголовках статьи. Не жизненно както, как в газете "Правда" в СССР.

  • Анонимно
    27.03.2012 12:29

    Как вы пишете кэш -это не прибыль, это нал, наличность... БО , идите в школу...

  • Почему мой папа не крутой.Я сейчас уже был бы магнатом.Бензобак мой не был бы пустойИ давно я был бы депутатом..Обо мне писали бы в БО.Говорили б, что я такой умный.Мол с нуля я нарубил баблоИ пиар устроил бы я шумный.

    • Анонимно
      27.03.2012 14:08

      ЖИЗНЕННОЕ...Хоть бензобак Ваш и пустой,Да и карман весьма свободен;Зато на мир взгляд непростой;Поэт таким скорей Создателю угоден; Когда бы сыт был, пьян и ноздри в табаке,То вряд ли был досуг слогать нам строки;И верно, должен жить художник налегке,А не разменивать талант свой на пороки...* * *[Благодарный читатель]

      • Как всегда, благодарный читательИзощрённый читаю фрейдизм.Вы мой редкий, хвалебный ругатель.Столько слов с окончаньем на изм.

        • Анонимно
          27.03.2012 17:45

          УТВЕРЖДЕНИЕ...Может я и ругальный хвалитель,Это мой индивидуализм;Мыслей в рифму особый ценитель,Будь они хоть "марксизм", хоть "фрейдизм"...* * *[Благодарный читатель]

  • Анонимно
    27.03.2012 13:14

    так про нее и речь. читайте внимательно. 15 млрд - прибыль. 17 - на счетах

  • Анонимно
    27.03.2012 15:59

    Мне без разницы, что Луковые везут бенз и под красивой упаковкой дерут такие цены. На Карсаре цена держатся на уровне 23.95-24.10 и мне важно это, как потребителю, высокое качество и ЦЕНА.

  • Анонимно
    27.03.2012 16:07

    После ухода Бабынина "ТАИФ-НК" покинуло более 40 специалистов, включая ведущих. И отток продолжается.

    • Анонимно
      28.03.2012 08:03

      конкуренция за кадры, нормальное явление, кто больше платит девочке, тот ее и танцует.

  • Анонимно
    28.03.2012 08:00

    хоть кто то работает рентабельно и в "белую", получает большую прибыль и платит большие налоги, неважно куда идут налоги в РТ или РФ, и как они потом из РФ возвращаюжтся в республику (тысячелетие, универсиада, чемпионат мира и т.д.), главное у компании есть прибыль, а значит средства на будущее, что в предверии все таки появления второй волны вселяет уверенность и в реализацию их планов по глубокой переработке. Можно пожелать только успехов.

  • Анонимно
    28.03.2012 22:19

    Почему то халява идет в афилированные фирмы.....

  • Анонимно
    29.03.2012 00:24

    Халява еще ходит в Фонды!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль