Строительство и недвижимость 
29.03.2012

Прокуратура указала кабмину, что республика строится не по своим правилам

МЕСТНАЯ СПЕЦИФИКА

Проверяя министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ на предмет исполнения градостроительного законодательства, прокуратура установила, что в Татарстане не утверждены республиканские нормативы градостроительного проектирования.

Это, по мнению ведомства, создает правовую неопределенность в вопросах разработки и утверждения документов территориального планирования. Ведь, по Градостроительному кодексу РФ, подготовка проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов ведется с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.

Информация об этой ситуации доведена до кабмина РТ, который и принимает решение об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования. А их разработку и согласование обеспечивает минстрой РТ.

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать требования прокуратуры отраслевых экспертов.

НУЖНЫ РАЗРАБОТЧИКИ ПО РАНГУ

Николай Васильев – начальник управления архитектуры и градостроительства минстроя РТ:

- В градостроительном кодексе России предусматривается наличие норм градостроительного проектирования на уровне федерации, возможно, субъекта федерации и местного самоуправления. И вижу здесь формальный подход прокуратуры: раз прописано – сделайте.

Мы такой документ собирались готовить, он у нас даже был заявлен на торги, но на эту работу нет республиканского финансирования, без которого минфин никогда не разрешит проводить торги. В этом году у нас появляется возможность выполнить задуманное, есть резерв, готова документация для объявления торгов, и это будет сделано. В кабмин направлены соответствующие документы.

Теперь по содержанию. При подготовке задания на разработку этих нормативов мы попросили заинтересованных лиц – архитекторов, проектные, саморегулируемые организации – оценить необходимости этой работы, сообщить, какие конкретно нормы не урегулированы действующим федеральным законодательством, строительными нормами и правилами. Нам ответили, что необходимости в региональных нормативах и таких уж острых, нерешенных проблем на сегодня нет. Тем не менее выпущены они будут. Есть в этом году средства, есть возможность заказать. Будет конкурс, будут такие нормы подготовлены. Фактически это будет сборник имеющихся нормативов.

Значительно более остро стоит вопрос местных нормативов. Скажем, нельзя на уровне республики урегулировать количество парковочных мест, ведь они существенно отличаются даже по районам Казани. Вот здесь надо действительно поработать. Но субъект федерации такие нормы сделать не может.

И надо понимать, что никакой революции республиканские нормы сделать не могут - законодательное поле сегодня очень жестко завязано на федеральном уровне и еще завязано с возможностью обеспечить эти нормы финансированием из республиканского и местного бюджетов.

Александр Дембич - заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ:

- Мне кажется, это перегибание палки. На самом деле только в 2011 году вышел новый свод правил – федеральные СНиПы. И поскольку мы входим в состав федерации, вполне можем пользоваться этим документом, определяющим все нормы для градостроительного проектирования.

Да, республика вправе в дополнение издать свои нормативные технические документы. Было бы неплохо, если бы они что-то дополнили, расшифровали применительно к особенностям развития наших территорий, поселений. Но на самом деле они ведь не должны противоречить федеральному законодательству? Не должны. Все равно должны укладываться в рамки федерального документа. Поэтому острой необходимости в них никакой нет. То же самое: есть федеральный градостроительный кодекс, нет, давайте сделаем еще и республиканский. Они в значительной части просто дублируют друг друга.

Отсутствие республиканских нормативов не препятствие к осуществлению градостроительной деятельности в целом. Да и есть вопросы посерьезнее. На мой взгляд, допуски, выдающиеся ныне действующими СРО, не охватывают стратегического градостроительного планирования вообще. Они затрагивают только выполнение схем планировочной организации земельных участков на отдельные здания и комплексы. А вот большие градостроительные проекты может делать кто угодно и как угодно. Тут нет никаких правовых норм. Вот бы чем лучше прокуратура озаботилась.

Сергей Саначин – архитектор-градостроитель:

- Тема актуальная. Как без этих нормативов определять даже такие простые вещи, как социалка – сколько должно быть детских садов, школ? Этого же всего нет в правилах землепользования и застройки. Не все же определяет рынок. Может быть, этих нормативов нет потому, что деньги сейчас в другие сферы уходят – в транспорт, Универсиаду, хотя любые проектные работы, по сравнению со строительством, не такие затратные.

Федеральных нормативов не может быть достаточно. Ведь, к примеру, уровень автомобилизации в каждом субъекте свой. Когда-то в республике такие нормативы были, их разрабатывал Георгий Иванович Солдатов – очень авторитетный в Советском Союзе человек, к нему даже обращались за консультациями разработчики федеральных СНиПов. Он просчитывал количество магазинов, почт, сберкасс, детских садов. Да, для плановой экономики это было более актуально, но сейчас застройщики все равно должны на что-то ориентироваться. В конце 90-х Казань (а почему-то не республика) инициировала разработку новых нормативов, но работа сорвалась - может, как раз потому, что это прерогатива республики.

В какие сроки реально уложиться? Это такая работа, которая во многом зависит от исходных данных, от сотрудничества разработчиков со специалистами из других отраслей - медицины, образования, ЖКХ. От всех них, а также от муниципалитетов должны поступать качественные исходные данные. И многое зависит от того, кто будет разработчиком. Российская гильдия градостроителей считает, что проекты градостроительной тематики (не архитектурной, а градостроительной!) - дело специализированных институтов, а не первых попавшихся архитекторов, не «гражданпроектов», которые должны делать в лучшем случае градостроительную документацию низшего ранга, то есть проекты планировки. А проекты высшего ранга – территориальные схемы, генпланы, кодексы – это прерогатива специализированных институтов. Таких авторитетных организаций в России не так много, но они есть – в Москве, Питере, Ростове-на-Дону, Омске, Новосибирске. Если наш кабмин привлечет к работе хорошую организацию, она сделает ее за полгода, а если привлекут кого попало, какой-нибудь местный институт, то он сам не сможет эту работу сделать - кого-то привлечет, возьмет на субподряд, и тогда срок будет в два-три раза больше.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Поддерживаю точку зрения С.Саначина. Местные нормативы нужны обязательно. Это инструмент в руках Правительства Республики и местных муниципалитетов по привлечению инвестиций и организации прозрачных "правил игры" для застройщиков. Простой пример - Москва, Питер, Краснодар и др. крупные города и области. Как Вы думаете, зачем Москва уже давно разработала и постоянно совершенствует свои МГСН ? Да потому что это мегаполис с населением 9 млн. человек и сравнивать его с Рязанью, Калугой или Мамадышем нельзя. В мегаполисах свои проблемы и "другие деньги". Москва успешно решает, опираясь на свои МГСН, многие вопросы по плотности, парковкам, социалке. У них даже есть такие нормативы, которых просто нет на федеральном уровне.Я считаю, что для Казани жить и развиваться не имея своих ТСН (РСН, МСН, как угодно называйте) - уже не комильфо.Общаясь с Н.Васильевым, понимаю, что Минстрою РТ это особо не нужно. А жаль. Местные нормативы как раз и являются операционным средством работы с застройщиками.Предлагаю редакции "БО" расширить дискуссию и организовать круглый стол для обсуждения проблематики с привлечением широкого круга специалистов.

  • Анонимно
    29.03.2012 11:11

    Полностью соглашусь с Сергеем Саначиным.Действительно, даже при проектировании проектов планировки, градостроительных концепций необходимы местные нормативные документы. В Москве, в Санкт-Петербурге почти к каждому федеральному СНиПу есть свой местный документ, в которые я частенько заглядываю (практикующий градостроитель)

  • Анонимно
    29.03.2012 12:16

    Дима, а Вы с Васильевым и не общайтесь... пусто в Минстрое, идей нету, а хочется быть "почетным" - как это не видит министр? Тормоз в самом Минстрое, встроенный... неужели навсегда? А ведь десять лет уже все упираются в это управление, в ТИГП... Частоное мнение Васильева становится решающим для Глав, Президента, Федерации

    • Анонимно
      30.03.2012 17:34

      Господа! Этот "тормоз" спасает исторический центр. Пусть это кому-то и не нравится...

  • Анонимно
    29.03.2012 12:24

    Васильев претендует на нормы около нормотворчества - оцените красоту "крючка"!Казуистика в самом наличии управления в Минстрое РТ, у которого нет правил, но есть полномочия - парадокс. Вот Прокурор и требует порядка: или убрать бездельников, или привести их в порядок по закону РФ!

    • Ваши комменты мне близки по духу, чувствуется, что Вы знакомы с проблематикой, и не первый год.Думаю, что проблема здесь не в одном Н.Васильеве. Николай Георгиевич и рад бы поработать на благо отчизны, да, думаю, у него связаны руки.Надо понимать, что такие серьёзные вещи без одобрения Министра не делаются.И вот тут я не понимаю, как так Ирек Энварович, выходец из "проектной" среды, не озаботился таким вопросом ? Тут же готов предложить свой вариант ответа, может даже где-то крамольный: Минстрой РТ НЕ ГОТОВ работать с частными (доморощенными или сторонними) инвесторами, девелоперами, застройщиками, причём со всеми и сразу. Минстрою удобно осваивать объёмы, финансируемые из бюджетов. Это не так пыльно, не так муторно, всё под контролем, объёмы колоссальные... а тут, какие-то, под ногами путаются...Но на дворе рыночная экономика, хочешь - не хочешь, а частники "приставать" будут, и уже начинают, например мы.Мы - это группа "АК БАРС Девелопмент", и являясь Советником директора по градостроительству и архитектуре, имея на руках портфель собственных проектов на несколько десятков миллиардов и несколько сотен гектаров земли, ответственно заявляю, что мы раскачаем эту лодку, а другие нам ещё спасибо скажут.И позвольте, "я не узнаю Вас в гриме... Фёдор Бондарчук ? Юрий Никулин ? Иннокентий Смоктуновский ?"Хотелось бы общаться не просто со словом "Анонимно".

      • Анонимно
        29.03.2012 14:19

        С таким-то названием, уж простите, но весьма трудно считать компанию (группу), как Вы изволили выразиться "сторонним инвестором"...

      • Анонимно
        29.03.2012 15:01

        Дим работай а,хватит трындеть...ты же умный мужик.

        • "Трындежь" в БО является частью моей работы ))

          • Анонимно
            29.03.2012 16:35

            Тогда это конечно никакой не "трындёжь", а попытка осуществлять "девелопмент" общественного сознания, что уж точно не имеет никакого отношения ни к строительству, ни к его нормам и правилам...

      • Анонимно
        30.03.2012 00:24

        да уж начинайте.мы присоеденимся.группа инвесторов.

        • Анонимно
          30.03.2012 17:13

          Инвесторы, уговорите Д.Пузырева организовать "Общественный департамент стратегического развития Столицы на 2012-2015гг" с правом градостроительных инициатив от Группы инвесторов, совместно с ТПП РТ... Дима не откажется, а может получиться красиво и динамично. Этот прием позволит обойти все "замороченные казанские процедуры" и даже Мерию: напрямки в Гордуму к угрюмым депутатам! А тем и деваться некуда!

  • Анонимно
    29.03.2012 13:03

    Министр на повышение идет,опомнились со своими нормативами-теперь сами пишите!!!

  • Анонимно
    29.03.2012 13:52

    Кто куда идет - без разницы. Регаменты регион может "махом" создать и закрепить: только бы не мешали Дембичи и Васильевы...

  • Анонимно
    29.03.2012 15:28

    Согласен со всеми, кто поддерживает необходимость местных нормативов. Согласен с теми, кто считает Васильева пустым местом в Минстрое. Минстрой от этого выглядит хуже. А то, что у них происходит внутри, это их внутриннее дело. Правила игры туманны и это кому-то выгодно.А Васильев должен работать или написать заявление, если ему не дают работать.

    • Анонимно
      30.03.2012 17:29

      Эх, аноним, аноним! Ну ясно же как белый день, что конкретно тебе мешает принципиальный Васильев, который открыто выступает против халтуры и жадных проектов.Дембич и Васильев - профессионалы. Правильно делают, что к их мнению прислушиваются.

  • Анонимно
    30.03.2012 10:48

    Нормативы надо написать!!!

  • Анонимно
    22.05.2012 08:41

    Нучто вы все сравниваете Васильева и Дембича?Человека оценивают по его делам, чего он стоит в этой жизни. Дембич занимается наукой, осваивает высокое знание, работает в практике градостроительства. Как у каждого работающего есть, вероятно, ошибки. А что Васильев? Пустое место: ни науки, ни одного проекта, тем более в области градостроительства. Степень получить не смог, проектирование не знает. У него и ошибок то нет в этом. В сухом остатке остается лишь желание "поучить", не работая, а существуя. А что не пыльно. Если бы министр заинтересовался градостроительством, то уверена, что пыли бы с Васильева слетело бы немало.А знаете почему он не уходит, хотя бы в знак протеста? Боится. Боится остаться вовсе не у дел. Он же ничего не умеет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль