Общество 
31.03.2012

Асия Миннуллина: «У «Хранительницы» много атрибутов готического искусства»

«ЧТО ПОДУМАЮТ О НАС ПОТОМКИ?»

- Асия Миннивалеевна, в эти дни мы только и делаем, что говорим о скульптуре, вокруг нее идут практически политические дебаты. Я имею в виду Даши Намдакова. Это хорошо, что народ так взволнован?

- То, что идут дебаты – это хорошо, это говорит о том, что народ начал образовываться в областях, в которых он не понимал, он начал изучать этот вопрос. Раньше как было – приезжали москвичи, ставили памятники в Казани и уезжали. Эти памятники не всегда отвечали духу нашего города и часто оставляли горожан равнодушными. Я не хочу называть никого конкретно, но, думаю, казанцы меня поймут. Теперь у народа появилось неравнодушие, ему не все равно, что украшает наши улицы.

- А вы видели «Хранительницу»?

- Я недавно ее увидела. Дело тут вот в чем: скульптура многожанрова. Есть камерная скульптура – статуэтки, небольшие скульптурки. Вы можете их родственникам подарить, можете – на комод или стол поставить. Памятник, который стоит на улице, он относится к другому жанру, к монументальному искусству. Его живущее поколение оставляет будущим поколениям. Это – как письмо в будущее. Если он не деревянный, то простоит очень долго, бронза, например, прочный материал. Что подумают о нас потомки? Уже сейчас от «Хранительницы» идет агрессия. В малой пластике ее можно ставить куда угодно, хоть на сервант, она не воспринимается агрессивной, но выносить ее в большой форме на улицу нельзя! В этом случае она – уже другой вид искусства, у нее значение другое получится.

«ХРАНИТЕЛЬНИЦА» НАПОМИНАЕТ ГОРГУЛЬЮ С НОТР-ДАМ»

- В чем ее несоответствие?

- Например, в крыльях летучей мыши. Это – атрибут готического искусства. Это что-то напоминающее горгулью с крыши Нотр-Дам. Ассоциативный ряд в этом случае несет не ту информацию. Ошибка была в том, что люди, которые принимали решение ставить или не ставить «Хранительницу», они видели всего лишь статуэтку, она такая миленькая, с острыми крылышками. Но в монументальной форме она такой миленькой не будет! Для этого нужно, чтобы нашему руководству кто-то подсказывал при принятии таких решений, нужны профессионалы рядом. И таким профессионалам, которые у нас есть, надо доверять.

«РАБОТЫ НАМДАКОВА МУЛЬТИМЕДИЙНЫ»

- Когда вы были на выставке Даши Намдакова в прошлом году, какое у вас сложилось впечатление о его малой пластике?

- Она отвечает запросам времени. Красота такая, гладкость, финтифлюшки – в этом есть тяга современного человека ко всему этому. Человек, просиживающий в Интернете, со стрелялками, ужасными рисованными человечками – вот ему все это нравится. Ему хочется такого искусства, а работы Даши Намдакова они, как бы это правильно выразиться, немного мультимедийные.

«НЕЛЬЗЯ ВПИСЫВАТЬ МАДОННУ В ФАШИСТСКИЙ ЗНАК»

- Давайте пофантазируем. Представьте, что вам предлагают сделать скульптуру для Болгар, чтобы вы предложили?

- Надо думать, так сразу не скажу. Надо посмотреть ситуацию: что там есть и что там может быть. Знаю, что сейчас в Болгаре много чего построили, я там давно не была и этого не видела, надо увидеть объект и понять, что там просится. Скульптура – это не пианино, ее нельзя двигать туда-сюда. Если вписать Мадонну в фашистский знак, это будет не Мадонна, а всего лишь фашистский знак. Нельзя сказать: я бы поставил это и это. А вдруг там ситуация другая, она этого не хочет! У скульптуры много возможностей, она может, например, исправить пространство, может завершить недосказанность.

- Женщина-скульптор – это не самая часто встречаемая профессия…

- Наоборот! А Мухина, а Голубкина? У меня на этот счет теория другая. Женщина издревле много что делает руками – шьет, вяжет, например. У нее руки более подвижны. А мужчины брали копье и убивали мамонтов. И пластику женщина лучше чувствует. А исполнитель, это может быть мужчина. Ему перекинуть две-три тонны туда-обратно – это легко. А женщина еще сто раз подумает.

«МОЯ ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА – МОЯ БОЛЬ»

- Вы изначально хотели быть скульптором?

- Нет, я хотела заниматься хореографией, но по состоянию здоровья не смогла. Балет – это ведь тоже движение, пластика. После этого я пошла в художественную школу, где проучилась два года. Дальше поступила на художественно-педагогическое отделение Казанского художественного училища, скульптуре тогда Казани не учили, а ехать в Москву или Санкт-Петербург не рискнула, вряд ли бы поступила.

- А свою первую профессиональную скульптурную работу помните? Что это было?

- После училища я оказалась в Нижнекамске, работала там в художественном фонде. И там начала резать по дереву. А потом уже поступила в Мухинское училище. Первая моя городская скульптура была выполнена уже в Казани, и это был печальный опыт.

- Почему?

- Это был памятник афганцам возле Издательства. Там сделали «неправильные» камни, поначалу поставили не на то место, так что это моя боль на всю жизнь. Я до сих пор борюсь, чтобы памятник перенесли в другое место и правильно поставили. Слава Богу, наконец-то есть решение убрать памятник с этого пляжа.

«ОБЛИК НАШЕГО ГОРОДА МЕНЯЕТСЯ НЕ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ»

- Как бы вы оценили нашу городскую среду, насколько она грамотно выстроена?

- При строительстве любого дома надо делать привязку к местности. Любой дом должен быть в ансамбле города. У нас пока этого нет, и облик города меняется не в лучшую сторону.

- Хочу привести такой пример: в Париже есть старинная церковь Сен-Эсташ, рядом с ней авангардистский памятник – огромная каменная голова. И она не оскорбляет наши взоры. Значит, современное искусство, и искусство традиционное могут существовать рядом, не забивая друг друга?

- Я про это и говорю: скульптор грамотно вошел в среду. У нас, к сожалению, в последнее время появилось много зданий, которые режут глаз. Например, министерство сельского хозяйства на набережной Казанки. Ну что это такое? Его в народе «дом колхозника» называют? Так оно и есть.

- А как вам удалось так органично вписать памятник благотворителю на лужайке напротив цирка?

- Там были такие баталии! Меня заставляли поставить эту скульптуру на самом открытом месте рядом с Кремлем. Как бы выглядел памятник на фоне Кул Шарифа? Мне бы вообще хотелось передвинуть скульптуру ближе к деревьям, чтобы она была соразмерна человеческому росту. Понимаете? Человеческому!

«У НАС ПОНИЖАЮТ ГОНОРАРЫ»

- Памятник благотворителю – это был заказ тогдашнего президента РТ Минтимера Шаймиева. Как с ним работалось?

- Он все очень хорошо понимает, он прислушивается к мнению, у него чутье замечательное. Он чувствует красоту, хорошо чувствует.

- Скульптору в Казани в финансовом плане легко прожить?

- Когда есть хорошая работа, и она хорошо оплачивается, прожить можно. У нас же очень сильно понижают гонорары. Москвичи с именами, конечно, живут хорошо, к нам в провинции другое отношение. То, что затраты огромные, на это не хотят обращать внимание. Когда я назвала цену будущего памятника благотворителю, мне сказали: вы что, откуда такие деньги? И я рассказала всю технологию. Все затраты. И сумела убедить заказчиков.

- А сколько скульптор может получить за свою работу в Казани?

- Это же не колбаса, цена которой известна. Разная скульптура по-разному стоит. Там очень много показателей.

- Вы довольны своим памятником Качалову, который стоит в атриуме Качаловского театра?

- В общем, да, там место хорошее, хорошее освещение. Это не просто памятник Качалову – это Качалов, который играет роль Чацкого. Вот это как раз то самое зашифрованное письмо потомкам, о котором мы с вами говорили. «Горе от ума» будет читаться во все времена, и во все времена будет актуальным. Кстати, мне для этой скульптуры позировал во фраке Илья Славутский.

«КАК МОЖНО СТАВИТЬ СКУЛЬПТУРУ ПРОТИВ СОЛНЦА?»

- Что вы можете сказать о своей последней на сегодня работе по сказкам Тукая возле Камаловского театра?

- Ее поставили высоковато и не туда, куда я просила. Поставить скульптуру против солнца – ну как это можно было? Это опять моя боль на всю жизнь.

- У вас есть в Казани любимая скульптура, не только ваша, но и ваших коллег?

- Нет. Всегда чего-нибудь не хватает.

«НИКАС САФРОНОВ НАМ ЗАЧЕМ?»

- Расскажите о проекте, в котором вы будете работать вместе с Никасом Сафроновым.

- Мы не собираемся с ним работать! Просто на выставке «АРТ- галерея» он увидел работы моих учеников, и как сказал Сафронов, его осенило, что ими и персонажами из сказок можно украсить казанские дворы к Универсиаде. Но мы этим самостоятельно уже давно занимаемся, зачем нам Сафронов? В этом году моим ученикам в каждом районе Казани дают по три объекта, где они установят свои скульптуры. Мы хотим вернуть уют в наши дворы. Архитекторы наши прямолинейны, им души не хватает. А человек, он же дурак, ему уют подавай.

Справка

Асия Миннуллина родилась в 1952 году в Ленинграде. В 1955 году семья переехала в Казань. Окончила Казанское художественное училище и художественный институт имени В.Мухиной. Училась сначала на отделении стекла и керамики, затем перешла на скульптурное отделение. Работу начинала в Художественном фонде Нижнекамска. Была свободным художником. Сейчас доцент филиала художественного института имени В.Сурикова, преподает в Казанском художественном училище. Автор ряда скульптур, украшающих Казань. Лауреат Госпремии РТ имени Г.Тукая.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.03.2012 10:06

    Спасибо БО,интересно.Люди с фамилией Миннулины, как не странно, творческие и знаменитые, а также и умные.

  • Анонимно
    31.03.2012 10:48

    Понравилось про дворы. Как-то занесло в район Воровского, так там торцы хрущовок разрисованы незамысловатыми, но теплыми темами. Приятно.

  • Анонимно
    31.03.2012 10:57

    Талантливые люди в Татарстане...!

  • Анонимно
    31.03.2012 11:10

    Такая умница! Горжусь своей соотечественницей! Бо, спасибо за интервью!

  • Асия Миннивалеевна - замечательный скульптор и не единственный в Татарстане. Вспоминается Игорь Николаевич Башмаков ещё. Это и вызывает удивление, что при таком многообразном творческом потенциале республики чучело государственного символа поручили изготавливать скульптору, выросшему на другом конце планеты.

    • Анонимно
      1.04.2012 10:48

      Многообразие - это все таки больше двух.

    • Анонимно
      1.04.2012 16:11

      Матвей Левинзон и есть тот человек, который здесь не отличает символ от чучела.

      • Зачем Вы хотите меня обидеть? Я всего лишь выразил удивление по поводу привлечения скульптора из- за пределов Татарстана, потому что люблю свою Родин и знаю, что у нас много достойных художников. А назвал только двух скульпторов, потому что представляю их творчество лучше, чем других.

  • Анонимно
    1.04.2012 07:33

    В советское время бригадиры шабашников были чечены либо армяне.Почему не было местных? Те ушлые,делиться готовы на любых условиях,поэтому на стройках работали бичи отловленные на привокзальных территориях.О качестве таких построек не стоит даже говорить.Зато председатель колхоза имел хорошие деньги без боязни что кто-то проболтается и узнает весь расклад.Та же технология отработанная годами действует и в Татарстане.

  • Анонимно
    1.04.2012 13:39

    Судя по интервью у г-жи Минуллиной,что ни памятник то "боль на всю жизнь"...Странно как-то получается?

  • Анонимно
    1.04.2012 22:17

    Ну вот наверно студентам отдать остается - у нас нет скульпторов, знающих анатомию - поэтому педагоги "спрячутся" за студентов. У самих квалификация низкая, масса ошибок и композиционных и фактурных, а "студенты" - волшебная палочка: и замысел можно обкатать, и спросить со студента как с "форматора" нельзя.... Церетели в Казань не приедет никогда - пусто тута!

  • Анонимно
    2.04.2012 15:37

    Непрофессионализм в таких вопросах настораживает. smr

  • Анонимно
    10.12.2012 02:07

    Софронов? Этот блатной художник третьего разряда? Ему только придворные портреты писать! А вообще, слишком много сейчас ставят памятников во всех городах, пора бы и остановиться. "Сказки Шурале" нравятся, а вот Шаляпин-нет, зачем он вам такой, казанцы? Не скажу уж за один "датский"(к очередной дате) памятник, за который мне стыдно, впрочем, как и за память татарского народа, вернее-ее отсутствия в отношении некоторых своих сынов...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль