Общество 
9.04.2012

Даши Намдаков: «Для меня это был шок… »

ПРЕРВАННОЕ МОЛЧАНИЕ

Несколько недель, с подачи инициативной группы в Facebook, не утихают страсти вокруг «творения» московско-бурятского мастера Даши Намдакова – гигантской скульптуры крылатого барса (или рыси?), одобренной лично госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым. Скульптура изготовлена в Италии по заказу Татарстана и уже в мае будет установлена в Болгаре. Однако большинство экспертов, читателей «БИЗНЕС Online» и особенно религиозных деятелей считают, что в колыбели татарского ислама, коим является Болгар, ей не место.

До последнего времени сам Намдаков предпочитал не участвовать в скандале, никак не реагировал на многочисленные просьбы об интервью и комментарии и запрещал общаться с прессой членам своей команды. Единственное более-менее содержательное разъяснение позиции скульптора «БИЗНЕС Online» некоторое время назад дал Мункожап Бадмаев - коммерческий директор ООО «Ювелирная мастерская Даши Намдакова» - после того, как в сеть просочились первые фото подготовленной к отправке в Болгар «Хранительницы».

Однако Намдаков все же прервал молчание (по собственному ли желанию, или по настоянию татарстанских заказчиков – неизвестно, но скорее всего, если судить по медиаканалу – об этом попросили последние). Вчера, в воскресенье, в эфир программы «7 дней» вышло его короткое интервью гендиректору телерадиокомпании ТНВ Ильшату Аминову. Приводим стенограмму беседы.

«ЕСЛИ БЫ МНЕ СКАЗАЛИ: ВОТ МЕСТО, СДЕЛАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ ДЛЯ НАС -
Я, ВОЗМОЖНО, ПРЕДЛОЖИЛ БЫ ЧТО-НИБУДЬ ДРУГОЕ»

- Интересно узнать, как вам удалось создать скульптуру «Хранительницы» и что она означает?

- Это старая моя работа, она экспонировалась во многих музеях мира, и решение установить ее в Татарстане исходило не от меня. Если бы мне сказали: "Вот вам место и подумайте сделать что-нибудь для нас, я, возможно, предложил бы что-нибудь другое". Вот лежит череп рыси, я долго им любовался и думал, чтобы такое сделать, сделал каркас и начал накладывать на него мягкие ткани. В результате получилась эта скульптура. Все твердые части, зубы, - это реальные вещи, не выдуманные мной. Получилась такая скульптура.

Это был мой замысел художника, я не видел угрозы в этой открытой пасти. Я видел в ней другое – защиту детенышей, защиту семьи. Она всегда была в таком камерном размере, выставочном. Но когда мы начали ее увеличивать, она стала убедительнее. Ее рост, ее размер стал убедительнее в плане функции хранительницы. Сейчас я смотрю на нее и вижу: очень сильная вещь получилась. Но это мое мнение, мнение автора.

IMG_5314.jpg
Даши Намдаков: «Я ни в коем случае не хотел задеть религиозные чувства. Ни в коем случае»

«НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ СТОЛЬКО БЫЛО ПРО МЕНЯ НАПИСАНО,
И ОСОБЕННО В ТАКОМ КЛЮЧЕ»

- Скульптура «Хранительница» вызвала неоднозначную оценку в Казани, как вы к этому относитесь?

- В это время я как раз был в Италии и занимался другими проектами. Я слышал, что идет «большая волна», но старался туда не заглядывать – просто по совету своих друзей. Если хочешь испортить себе настроение – загляни в блогосферу. В результате все-таки решил заглянуть, и то, что я там увидел, меня просто потрясло. Потому что никогда такого не было, чтобы столько было про меня написано, и особенно в таком ключе. Для меня это был шок, я был потрясен и взволнован очень сильно. Я ни в коем случае не хотел задеть религиозные чувства. Ни в коем случае. Просто та работа, о которой идет речь, в большом размере ее еще никто не видел, даже фотография еще не публиковалась (очевидно, интервью было подготовлено до появления первых фото в сети). Пишут про какие-то вещи, копыта – ничего такого там нет.

- Вы сейчас едете в Лондон, где будет установлена ваша скульптура. Скажите, что это будет?

- Совершенно случайно года два назад приехали ко мне англичане и пригласили меня в Лондон. Сказали, что давно меня знают и хотели бы со мной пообщаться. Предложили мне сделать выставку и что-нибудь для Лондона. Познакомили меня с принцами, с герцогом Эдинбургским, был ужин в Букингемском дворце. И вот моя скульптура будет стоять в самом центре Лондона у мраморной арки.

«ДОРОГУ В МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ МИР МНЕ ОТКРЫЛ НАЗАРБАЕВ»

- А где еще установлены ваши монументальные скульптуры, и какая из них вас греет больше всего?

- Вообще, мне дорогу в монументальный мир открыл президент Назарбаев. Желающих заниматься монументальной скульптурой много, но чтобы тебе что-то доверили, это очень сложно. Я был на биеннале в Астане, меня познакомили с президентом, и он сказал: давай, предложи что-нибудь для нас. Я сделал скульптуру, макет показал президенту, он решил: давайте будем ставить. В результате в Астане стоит моя очень большая, гигантская скульптура. Назарбаев очень доволен. Публикации были очень хорошие на эту тему.

11 ИМАМОВ ПРОТИВ

Между тем, в скандал вокруг «Хранительницы» включились представители исламского духовенства из других регионов страны. В конце минувшей недели на мусульманском сайте ansar.ru появились жесткие высказывания ряда авторитетных имамов по поводу скульптуры.

Рафик Шабанов - имам-хатыб пензенской соборной мечети, первый заместитель муфтия Пензенской области:

- Скульптуры на мусульманских землях или около мусульман находиться не должны. Об этом не может быть и речи. Сейчас в Болгаре идет восстановление мечети, которая послужит для верующих - напоминаем, что когда-то здесь стояла такая же мечеть, и здесь впервые был принят ислам, а скульптура совершенно никакого значения для истории ислама и для правоверных мусульман не имеет. Для кого-то, может быть, эта статуя и «хранительница», но для нас, мусульман, хранитель - это Аллах.

Ильдус Исхаков - муфтий духовного управления мусульман Мордовии:

- Установка таких статуй - это большой грех, и он может, не дай Аллах, привести к многобожию. Отвечать за это перед Всевышним будут те, кто продвигает эту установку. Вместо того чтобы людям объяснять важность обязательных молитв, хаджа, поста в Рамадане, они сбивают их с прямого пути.

Любой памятник не принесет ничего хорошего для Болгар. Эта «Хранительница», по задумке автора, олицетворяет «мать», «защитницу земли». Но мы знаем, что покровительство и защита - атрибуты, которые должны относиться только к Всевышнему, если относить его качества к кому-то или чему-то другому, это является идолопоклонничеством.

Галимзян Бикмуллин - муфтий духовного управления мусульман Тюменской области:

- Я категорически против установки таких скульптур. Мы разве возвращаемся к язычеству? Только недруги ислама могли посоветовать установить такой памятник в Болгаре. Это просто издевательство над исламом.

Абдулла Бата - имам города Волжский Волгоградской области:

- Установка статуи в месте, где впервые был принят ислам булгарами - это, конечно, кощунство и чушь. Любые статуи - это какие-либо символы. Сначала он появится в одном месте, пройдет время, потом появится в другом. Кто-то, видимо, пытается извратить историю ислама в России.

Как животное может ассоциироваться с исламом? Это оскорбление для всех мусульман. Такое могло быть во времена джахилии, когда люди мало знали об исламе, сейчас же идет подъем религии. Болгар становится символом ислама, и власти должны прислушаться к мусульманам.

Альфред Мустафин - глава мусульман по Уральскому региону при ДУМАЧР:

- Если взять историю татарского народа, то вся она связана с исламом. АльхамдулиЛлях, мы мусульмане, и татарская нация сейчас ассоциируется исключительно с этой религией. Поэтому зачем отходить назад?


Конечно же, историю необходимо изучать, но не нужно делать из нее культа. Мое мнение едино с мнением мусульман, я против таких объектов в Болгаре. «Хранительница» никакого отношения ни к татарам, ни к исламу не имеет. Если ее установят, то это приведет только к фитне. Я надеюсь, Всевышний, ИншаАллах, наделит мудростью руководителей Татарстана, и они посчитаются с мнением мусульман и примут верное решение.

Мухаммад Байбиков - муфтий центрального духовного управления мусульман Ульяновской области:

- Ислам и языческий идол - это понятия несовместимые. Это неуважение и оскорбление мусульман. Власти должны были посоветоваться со знающими людьми, прежде чем объявлять о намерении ставить скульптуру в этом городе. Булгары, когда принимали ислам, избавлялись от идолов, сейчас же идет обратный процесс. Это вызывает только лишь негодование у верующих.

Ильгизар Сагдеев - заместитель муфтия духовного управления мусульман Самарской области:

- На основании шариата существует однозначное мнение, что установка памятников с изображением животных категорически запрещена, тем более в Болгаре. Сейчас ищут компромиссное решение - поставить статую подальше от места принятия ислама, но с точки зрения религии запрещено ставить такие изваяния где бы то ни было. И религиозный деятель не может такие действия одобрять.

Со стороны чисто культурной, эстетической, скульптура тоже выглядит ужасно, какой-то демон, настоящий шайтан. Да, в Татарстане в государственной символике есть изображение барса, но он там приятный на вид, и для символики региона подойдет.

Конечно, есть силы, которые подталкивают к установке статуи, все-таки в нее вложен миллион долларов. Но если ее установят, то уважающий себя мусульманин больше не поедет в Болгар. Для меня эта тема будет закрыта. Я, кстати, уже поставил подпись под обращением к Рустаму Минниханову против этой скульптуры.

Назымбек Ильязов - муфтий духовного управления мусульман Астраханской области:

- Наш пророк (мир ему) боролся с идолами, а теперь получается что мы изначально поклонялись им. Я думаю, что Минтимер Шаймиев не задумал плохого, только из добрых побуждений решил поставить скульптуру, видимо, он хотел как лучше, хотел показать свое расположение к татарскому народу, поскольку символ барса изображен на гербе Татарстана. Но тем не менее правила шариата этого не допускают. Этот памятник - лишнее в Болгаре.

Фатых Гарифуллин - председатель казыятского управления мусульман Тюменской области ДУМАЧР

- Барс был символом на территории Булгарии до ислама, поэтому он является элементом язычества. Я отрицательно отношусь к решению установить его, тем более в том месте, где был принят ислам - луч света и справедливости. Мне это явление абсолютно непонятно.

Сегодня люди утопают в безнравственности и коррупции. Мы наоборот должны пропагандировать веру, способствовать тому, чтобы строились мечети, площадки для распространения ислама, должны очищать людей от бездуховности, призывать к здоровому образу жизни. Мы дорожим ценностями нашей религии, видим ее актуальность на сегодняшний день. И вдруг откуда ни возьмись этот барс, да еще и крылатый. Это абсолютно непродуманно со стороны властей. Если они хотят статую сделать памятником прошлому, язычеству, то пусть поставят его где-нибудь в подвале музея.

Расим Кузяхметов - директор медресе «Шейх Саид»

- Установка такой статуи - это возврат к идолопоклонничеству, его первые ростки. Идолопоклонничество - это не прощаемый грех в исламе, и начинается он с малых поступков. Этому есть примеры в истории. Мое глубочайшее убеждение, что если скульптуру поставят, тет более под таким названием, то через поколения люди начнут поклоняться и ей. Хранителем всего сущего является только Аллах. Я думаю, название «Хранительница» выбрано неслучайно, в Татарстане идет явная идеологическая борьба.

Пророк (мир ему) говорил, что тот, кто увидит порицаемое, пусть остановит его рукой, если не может рукой, тогда словом, если не может словом, то хотя бы сердцем. Поэтому мы должны противостоять этой установке. Это наша обязанность перед Всевышним.

Абдулла Ишмухаметов - муфтий духовного управления мусульман Приморья:

- Пророк Мухаммад (мир ему) разбивал идолов, тем самым уничтожал корни язычества, а не возводил памятники грешникам, жившим до него. Вспоминается хадис, где говорится, что богобоязненность и вера мусульман век от века, год от года будет уменьшаться - сначала ученые и обычные мусульмане будут молчать, когда будут твориться беззакония и будет запрещаться одобряемое, затем они будут молчать, когда одобряемое станет порицаемым, а запретное одобряемым; и наконец они сами начнут призывать к запретному и запрещать приказанное Аллахом и им одобряемое.

Мне очень жаль констатировать тот факт, что мы живем в последней части хадиса, и даже среди ученых и религиозных лидеров в мире находятся те, которые открыто призывают к запретному. Причина же этого кроется в том, что в сердцах этих людей не осталось имана, а все оно заполнено страстями и любовью к этому миру.

Всем известно отношение ислама к изображению живых существ, а в особенности к приданию образа в форме (ваяние скульптур). Возведением монументов, скульптур, памятников и обелисков пусть занимаются люди отвергающие ислам, и если они это назовут исламской культурой, то этому все равно никто не поверит. Но мусульмане, а в особенности ученые и лидеры среди них обязаны придерживаться слов Аллаха и его посланника, не то пусть готовятся к аду.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.04.2012 16:36

    Представители мусульманской религии в РФ,люди грамотные,умные и преданные.Их не обманешь Шаймиевскими цитатами, который явно поторопился, и все думает, что ему многое позволено.

    • Анонимно
      12.06.2016 20:32

      Ну, грамотными их всех не назовешь, особенно когда кто-то говорит, что все татары мусульмане))) А вот по вопросу скульптур с ними солидарны многие!

  • Анонимно
    9.04.2012 16:38

    Даши слинял - понял очевидное. Интересно а наши заказчики поймут?

  • Анонимно
    9.04.2012 16:50

    Не переживайте-хорошая у Вас кошка получилась!

  • Анонимно
    9.04.2012 16:50

    Так, так. Значит череп накрытый тряпками хотим в Булгарах установить. Круто!

  • Анонимно
    9.04.2012 16:50

    Конечно, Назарбаев поступил практично, предложив создать скульптуру для конкретного проекта. В нашем случае взяли то, что уже было создано.Мне кажется, что надо было пойти по пути казахов, и если взяли за основу данную вещь, переформатировать её в эстетике. Что касается муфтиев, с каких пор они стали экспертами в чём то ? С таким упорством загонять наше бытиё в рамки религиозных канонов арабов. Кем они были бы, эти семиты, не открой там в первой половине ХХ века нефть? У нас собственная история. Собственная жизнь. Согласен, приняли ислам. Но жизнь это не мячик, одинаковый со всех сторон. И в одежде арабов, строя дом в тайге в метровом снегу и за минус 30, не построишь. Так что арабам - арабово, а татарам - булгарово.

    • Рустам
      14.04.2012 13:38

      Чтобы понять, кем были арабы до Ислама и кем они стали после Ислама, необходимо ознакомиться с историей. Халифат был передовым государством в свое время. После оккупации интервентов пережил падение. Сейчас мусульманские страны (пусть и на нефть) развиваются и являются примером не только в экономическом, но и духовном плане.А муфтии они эксперты в плане религии. Булгар - земля мусульманская. Вот они и дают свои комментарии.

      • Анонимно
        12.06.2016 20:35

        О какой оккупации речь?))) Халифат сам был тотальной оккупацией, а оккупантов просто погнали долой. Про экономическое развитие - откровенно насмешил))

  • Анонимно
    9.04.2012 17:11

    Даши подставили, он не причём. Это наши все передернули и перемудрили.

  • Анонимно
    9.04.2012 17:19

    МИЛЛИ ОРАТОРЫ протестуют, наверно здравый смысл Фондовых людей должен подсказать Валеевой: пора остановить и думать... К сожалению дальше - больше.... надо СТОЯТь! Даже не ввозите на территорию Российской Федераци - избавьтесь от нее любыми способами... не "давите" на народ России!

  • Анонимно
    9.04.2012 17:26

    Минтимер Шарипович с этой статей явно промахнулся... точнее не думал, что вызовет такой

  • Анонимно
    9.04.2012 17:35

    Шайтан всегда водит рукой грешника - часто он и не подозревает... а Шайтан всегда рядом.... Идол четко передает это, где бы не стояли: в Эдинбурге, Астане или Москве

  • Анонимно
    9.04.2012 17:44

    Очень хочется эту скульптуру видеть именно в городе! Со своей нашумевшей историей рождения она будет привлекать не меньше туристов. Предлагаю в парке молодоженов - и порядок там наведут и туристам с теплоходов будет где прогуляться недалеко от причалов. И главное, туристам будет что рассказать. Anti

  • Анонимно
    9.04.2012 17:55

    А ведь все началось с чисто эстетического момента - просто скульптура вызывает отвращение и мы, татары, не хотим ассоциироваться с ней. Но тут на трибуну вырвались ваххабиты. Спасибо "Бизнес-онлайну": мы можем видеть реальные масштабы угрозы, которую несут эти мракобесы для толерантного Ислама Поволжья. А лично я еще больше утвердился в своем атеизме.

  • Анонимно
    9.04.2012 17:59

    "- На основании шариата существует однозначное мнение, что установка памятников с изображением животных категорически запрещена, тем более в Болгаре. Сейчас ищут компромиссное решение - поставить статую подальше от места принятия ислама, но с точки зрения религии запрещено ставить такие изваяния где бы то ни было."Какая глупость. Если все это воспринимать, то нельзя вообще ставить памятники и скульптуры, нельзя делать картины с изображениями людей и животных, гербы и т.д. Это полнейшее безумие, все эти запреты и анахронизмы придуманы для того, чтобы загнать людей в жесткие рамки и подчинить, сделать послушными... Еще законы Шариата сюда же приплетены, как будто у нас не светское устроение. Булгар это не только город ислама. Это вообще древний город, языческие традиции это такая же история, от которой невежественно отказываться, как бы не кричали радикалы. Нельзя жить ограниченно...

    • Рустам
      14.04.2012 13:52

      Давайте тогда попросим Даши подумать, какое чудище можно поставить в Свияжске? Или в Москве (рядом с Храмом Христа). У них за всю их историю тоже много чего было на их землях. Каким интересно "анахронизмом" они нам ответят? Мусульман ругать легко.

    • Анонимно
      14.04.2012 14:34

      "Эти запреты" не придуманы, а даны нам Всевышним. Не для того, чтобы "загнать в рамки", а для нашей же пользы. Человек понимает некоторые запреты (не убей, не укради), некоторые же понять не может. Вот и критикует? Но кого? Бога? В Библии тоже есть "не сотвори кумира".

  • Анонимно
    9.04.2012 18:57

    Почему нельзя поставить скульптуру Даши в Казани. В столице будет скульптура известного архитектора , будет что показать иностранцам, а в Булгаре все будет спокойно. Как говорится "и волки сыты были бы и овцы целы"

  • Анонимно
    9.04.2012 19:07

    почему решили, что это идол? что за глупости? чем глупостями заниматься, лучше привести список имущества этих лиц и членов их семей. А то послушаешь, ка хорошо говорят. А списки имущества посмотришь и понимаешь-вот он бизнес!!!

  • Анонимно
    9.04.2012 19:13

    /Идол четко передает это, где бы не стояли: в Эдинбурге, Астане или Моск/Меня удивляет выраженная позиция, уперлись в шайтанов и идолов. В связи с этим у меня вопрос к представителям данного взгляда : а что же эти арабы, алжирцы, марокканцы прут в Париж и Лондон. Под сень горгулий, драконов и волчиц. А не переселяются в горы Афганистана и Пакистана, любоваться истинным шариатом и полным аскетизмом?

    • Рустам
      14.04.2012 13:49

      Это Вы у них спросите. Люди разные есть везде. Большинство арабов никуда не уезжает, а если и уезжает, то не оставляет свою религию и в Париж едет не горгулями любоваться, а работать работу, которую местные делать не хотят.

      • Анонимно
        12.05.2015 07:47

        Да, вот так сидят у себя дома и думают- что бы нам такого поделать за европейцев ленивых? Или все таки дома у них так плохо и работы нет, вот и едут хоть какие то деньги заработать? А ленивые европейцы еще и платить за работу вздумали. Вот идиоты то! Но ленивые

  • Анонимно
    9.04.2012 19:31

    Ответ на вопрос: уровень жизни и социальных гарантий в этих странах, но не в Вашей - сюда "не прут", отсюда уводят по 35 миллиардов зеленых в квартал, заодно и молодежь увозят, чтобы они там рожали своих( уже не российских) детей... Сидите в болоте - такая у вас родина... с идолами

  • Анонимно
    9.04.2012 19:57

    Почему Шаймиев хочет установить этого страшилище именно в Булгарах,а не в Свияжске?

    • Анонимно
      9.04.2012 20:16

      даже не в шайтане дело. нефиг деньги на фигню разбазаривать.Шаймиев - до сих пор этого понять не может. что важна история настоящих объектов, а не выдуманная мифология в бронзе

  • Анонимно
    9.04.2012 20:23

    Можно было еще у муфтия Санкт-Петербурга и Ленинградской области взять комментарий. Он тоже есть среди подписантов против скульптуры.

  • Анонимно
    9.04.2012 21:18

    Подонки в погонах подставили Сафарова,а Шаймиев подставил себя Сам! Неужели президент тоже примет отставку?

  • Анонимно
    9.04.2012 21:28

    Похоже,влип бабай в историю с этой сиськастой барсихой. Не понятно его старческое упрямство. Все против, а он - за! Неужели все дело в миллионе евро?

  • Анонимно
    9.04.2012 21:31

    Радует то, что большинство людей против этого страшной уродины. Наверное, не все так плохо в обществе. А кому нравится, могут поставить у себя в огороде это "произведение искусства". Но вызывает сомнение, что такие найдутся.

  • Анонимно
    9.04.2012 21:42

    сдает бабай

  • Анонимно
    9.04.2012 21:49

    / Ответ на вопрос: уровень жизни и социальных гарантий в этих странах, но не в Вашей / Вопрос не в этом. Прочитайте его ещё раз. Тем более социальные гарантии не заработаны приехавшими бездельниками. И я бы, будучи гражданином этих стран, был бы против раздачи пособий за мои налоги таким новоприбывшим. А что касается "увозящихся", туда им и дорога. Эта наша страна и Родина. Сколько их таких - уехавших и сгинувших. Через поколение забывших своё Я.

  • Анонимно
    9.04.2012 21:53

    При чем тут ваххабиты?Любой образованный человек знает, что в исламском искусстве нет изображений живых существ, даже если это мифология.Есть прекрасная архитектура, росписи, мозаика, но изображения животных и людей нет.Это Шаймиев обязан был знать!При этом никто никогда против установки памятников (которые мусульман не касались) не выступали, поэтому оставьте истерику.Но когда в единственное место, символизирующееся для мусульман с историей их религии решили (без участия этих мусульман)установить изображение, да еще с примесью многобожия, конечно же, мусульмане вскипели. Надо уважать чувства коренного населения.Исламу здесь более 1000 лет, у него есть прописка!Все отсальное - христианство, атеизм пришлое. Килмешэк - так называется это по татарски.Почему древнее не должно уважаться, а новое творить, что пожелает на самом святом для этого древнего месте??Поэтому прежде чем истерику разводить подумайте, есть ли у вас на это моральное право, может еще наоборот, извиняться надо вам?

  • Анонимно
    9.04.2012 22:30

    думаю,Даши дал хорошее, ровное интервью, никого не сдал, а наборот

  • Анонимно
    9.04.2012 23:11

    Большинство тех кто выступает за установку памятника не столько радетели современного искусства, сколько противники процесса возврата татар к мусульманской самоидентификации. Это видно даже из комментариев к данной публикации. Симптоматично что в защиту стали татарские неоязычники - тенгрианцы, которые надеются вернуть татар к язычеству. Обыкновенный фашизм. Для них татары-мусульмане - это порабощенное семитами (арабами), быдло поголовно исповедующее ваххаббизм. А 1000 летняя история ислама на данной земле, тупое недоразумение. К сожалению, неоязыческие взгляды не являются прерогативой маргиналов, но и определенной части татарской элиты. Эти люди не осознают тупиковость своих взглядов как для себя лично, так и для татарского народа вцелом.

  • Анонимно
    9.04.2012 23:18

    Да други, шайтан всегда где то рядом. Дикие танцы перед алтарем в святом храме (эти бл..е Pissy), теперь вот мусульман драконят (тихо ведь все было). Ох кому- то все это на руку... Будьте бдительны христиане и мусульмане татарстана...враг у ворот

  • Анонимно
    9.04.2012 23:38

    Я что то понять не могу,причём здесь мнение имамов. В мечети что ли ставят статую? Будут ставить в мечети возмущайтесь. Булгар восстанавливают как исторический центр для всех людей или для имамов?

    • Анонимно
      10.04.2012 08:32

      Поправь пробел в знаниях: кто такой имам? Набери в интернете... или спроси людей верующих Аллаху...

  • Анонимно
    9.04.2012 23:56

    Как не большая статуетка в офисе да оригинально, но 12-ть метров- полная бесмысленность. И проблема одна, что поставить это не куда!

  • Анонимно
    10.04.2012 00:00

    Х/к "Ак Барс" надо отдать - пусть противники боятся!

  • Timur
    10.04.2012 05:43

    Выход есть: Пусть сделают несколько эскизов и представят народу на обсуждение и голосование.Далее,статую на переплавку,кто допустил косячок, пусть из собственного кормана устраняют свою недальновидность,а может быть даже хамское отношение к собственному народу.

    • Анонимно
      10.04.2012 08:37

      Эскиз в скульптуре означает объемный макет композиции. Если их несколько, то сколько авторов участвует? Просили Шаймиева - делай через Конгресс татар, по международному конкурсу - есть татары в разных странах... Не дает Советник нашим выдающимся работать, а Валеева нарочно "сдвинула" всех к барсу, когда "правила" культурой Татарстана. Ей с рук сошли номера Булгар, да и сейчас много чего творится... НО это не Сафаров - что такое отставка ей неизвестно, она хнает "пенсию"!

  • Анонимно
    10.04.2012 07:37

    А по- моему, сильный образ, отличная скульптура! Может, действительно поставить в Казани

  • Анонимно
    10.04.2012 08:06

    Появилось уважение к Даши. Видно, что это вменяемый человек, чего не скажешь о наших татарских политиках. Практикующий мусульманин.

  • Анонимно
    10.04.2012 08:24

    Да , поставить в Казани, перед Татнефтьареной, чтобы заезжих фанов пугать.

  • Анонимно
    10.04.2012 08:24

    Конечно надо ставить в Казани, на Привокзальной площади отличное место,пусть гостей встречает. Сейчас там как раз все перекопали.

  • Анонимно
    10.04.2012 08:41

    Х/к "Ак Барс" подарить, для настроя на игру и на ужас для противников!

  • Анонимно
    10.04.2012 09:32

    Для кого Булгар? Для верующих.Значит там все должно быть чинно, спокойно, уютно.Какие ассоциации с "хранительницой"? -агрессия,нежить,необычное - так это ж находка для привлечения туристов.Надо поставить в тур зону.Статуя будет смотреться сильно

  • Анонимно
    10.04.2012 09:32

    Перед всевышним я не буду отвечать за Ваши грехи, а Вы не будите отвечать за мои...

  • Анонимно
    10.04.2012 09:42

    Наш АК БАРС всегда будет первым!!!;-)

  • Анонимно
    10.04.2012 09:55

    И реально ведь в Казани разместить, в Кремле перед дворцом Советника - там раньше Ленин со Сталиным сидели на лавочке, потом Мамлеева с Забировым их убрали при реставрации фонтана, и вот туда на клумбу..

  • Анонимно
    10.04.2012 10:35

    ЧелЯ человек православный, но всецело поддерживаю мнение большинства представителей мусульман. Мало того, что языческие традиции чужды и православным христианам, сама скульптура напоминает чудище из фильмов ужасов. Неужели великий Булгар символизирует этот ужас с крыльями? Тем более пугает переспектива установки сего "произведения" в центре города Казань, на Площади Свободы. Господа, посмотрите на него внимательно - он же из сатанинской тематики! Об этом говорит агрессивный оскал с зубами, как у пираньи и крылья как у демона... И не место ему в Великой Республике и тем более в ее столице, объединившей в себе большинство религий, проповедующих божественный Свет, а не язычество и не адскую тьму...

  • Анонимно
    10.04.2012 10:47

    Барсиху - в состав Ак Барса

  • Анонимно
    10.04.2012 10:50

    " Скульптуры на мусульманских землях или около мусульман находиться не должны" - а где они нашли мусульманские земли в светском государстве на территории светского музея? ее же не в мечети ставят. совсем мир с ума сошел.

  • Анонимно
    10.04.2012 11:07

    ЧелДа, и еще одно, задумка о установке скульптуры барса, изображенного на нашем гербе сама по себе неплохая, но неужели у нас в Татарстане нет скульпторов, способных создать скульптуру, которая олицетворяет все хорошее, что связано в наших головах с крылатым барсом и вызывает гордость и уважение к его изображению на гербе Республики! И вот тогда его можно установить например при въезде в город рядом с Буквой "М", как напоминание о том, что добро, справедливость, сила и честь являются качествами присущими не только крылатому барсу, но и Республике, на гербе которой он изображен!

  • Анонимно
    10.04.2012 14:27

    как все это на него похоже, обманул автора, обманул людей, проявил глубокие познания в истории и культуре. короче говоря, наш первый президент - истина в последней инстанции.

  • Анонимно
    10.04.2012 15:00

    Шаймиев построил нам ипподром сейчас в булгаре чудит.

  • Анонимно
    10.04.2012 18:45

    А это и есть продолжение ипподрома для населения: минтуризма замучает народ "веселыми прогулками"...

  • Анонимно
    11.04.2012 06:47

    Назарбаев подсуетился и порекомендовал Даши своему другу Шаймиеву. Вот так по рекомендации и оскверняют колыбель ислама.

  • Анонимно
    11.04.2012 16:24

    Да... С такой скульптурой и конец света не за горами.

  • Анонимно
    14.04.2012 19:27

    А привезут Идола в Казань? Или выбросят по дороге?

    • Анонимно
      14.04.2012 20:19

      увидеть то хочется...

      • Анонимно
        15.04.2012 08:21

        Одним глазиком на ИДОЛА-ИРОДА- искушает шайтан... а потом потрогать... а потом потереть некоторые места... а потом просто постоять ... так "дерево смерти Минсельхоза" и тянет свадебные кортежи к себе...

  • Анонимно
    15.04.2012 15:00

    Есть ещё и такие произведения высокого искусства:http://www.intertat.ru/blogi/item/3704-on-ne-hochet-prevraschat-bulgaryi-v-rezidentsiyu-allaha.html

  • Анонимно
    21.04.2012 00:36

    Пусть ставят у себя во дворах своих хором этих кошек и посмотрят смогут ли они сохранить хотя бы имущество,если вор залезет.

  • Анонимно
    24.04.2012 09:45

    "Познакомили меня с принцами, с герцогом Эдинбургским, был ужин в Букингемском дворце" - вот откуда корни растут. Это все элита мирового правительства и Бильдербейского клуба. Даши Намдаков сам неведает что творит, его ублажают и ему льстят, а мировому правительству нужно насадить людям безбожие и сатанизм.

  • "...если бы знал о месте установки его скульптуры, то предложил бы нечто другое." - это брехня! Что, скульптор выполнял заказ стоимостью в три миллиона долларов и даже не поинтересовался для чего и где его работа будет установлена? Не верю. Представьте себе портного, который сшил юбку, а заказчик остался недоволен. И тогда портной скажет, что он не знал о том, что заказчик мужчина, а то бы совсем другой фасончик предложил. Абсурдно? Выкрутиться пытается даша из нелепой ситуации.

    • Анонимно
      22.12.2016 14:05

      за три миллиона долларов разве интересует, где ее установят. главное, чтобы не передумали купить

  • Анонимно
    23.01.2013 14:54

    Дашизм не пройдет!

  • Анонимно
    23.01.2013 15:09

    ОДИННАДЦАТЬ ИМАМОВ ПРОТИВустановки "барссыхи" в г.Болгар, как и многие нерелигиозные наши соотечественники - тюрки булгары.Рафик Шабанов - имам-хатыб пензенской соборной мечети, первый заместитель муфтия Пензенской области Ильдус Исхаков - муфтий духовного управления мусульман МордовииГалимзян Бикмуллин - муфтий духовного управления мусульман Тюменской областиАбдулла Бата - имам города Волжский Волгоградской областиАльфред Мустафин - глава мусульман по Уральскому региону при ДУМАЧРМухаммад Байбиков - муфтий центрального духовного управления мусульман Ульяновской областиИльгизар Сагдеев - заместитель муфтия духовного управления мусульман Самарской областиНазымбек Ильязов - муфтий духовного управления мусульман Астраханской областиФатых Гарифуллин - председатель казыятского управления мусульман Тюменской области ДУМАЧРРасим Кузяхметов - директор медресе «Шейх Саид»Абдулла Ишмухаметов - муфтий духовного управления мусульман Приморьяhttp://www.business-gazeta.ru/cgi-bin/artic.pl?id=57529#cform

  • Анонимно
    20.12.2013 09:07

    Я человек нерелигиозный, полагающий, что религия - часть культуры, был и есть категорически против установки "Барссыхи" в городе г.Болгар на Волге. Речь идет о разрушении символического пространства традиционной булгарской культуры. Это вещи далеко не безобидные, так как часть художественной эстетствующей интеллигенции легко поддержала "дашизм", явление набирающее обороты, когда лезут со своим уставом в иной храм.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль