Общество 
13.05.2012

«Летающий татарин» хотел купить в Казани дом

«СРАЗУ ЖЕ ПЕРЕШЛИ НА «ТЫ»

Инициатива приезда в Казань Рудольфа Нуриева (хотя правильно писать его фамилию, как он сам говорил, через две буквы «е», но в России принято именно такое написание) целиком принадлежит директору Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля Рауфалю Мухаметзянову.

Он встречался с артистом в 1989 году в Мариинском театре, где Рудольф в последний раз вышел на родную сцену в «Сильфиде» с Жанной Аюповой, затем разговор плавно перекочевал в дом друзей танцовщика – Нинель Кургапкиной и ее мужа. Нуриев с радостью встретил приглашение Мухаметзянова приехать в Казань, ведь это родина его матери и здесь живут его родственники. Но тогда из-за чиновничьих препон визит не состоялся. В первый раз в Казань Рудольф приехал в марте 1992 года, и это был ознакомительный визит. Основное его пребывание (почти две недели) относится к маю 1992 года.

- Я встречал его в Шереметьево, он вышел из самолета, мы поздоровались и практически сразу же перешли на «ты». В нем не было ни грана снобизма, он был очень прост в общении, очень демократичен. С ним в Москву прилетели его помощница Дус и его сервис-бой австралиец Нил, - вспоминает заместитель директора оперного театра Юрий Ларионов. Именно ему досталась обязанность опекать Нуриева в Казани.

«ЛИФТ, КОНЕЧНО, НЕ РАБОТАЛ»

- В марте Рудольфа поселили в гостинице Молодежного центра, тогда она была лучшей в Казани и пятый этаж занимали интуристы. Когда мы нажали кнопку вызова лифта, стало понятно, что он не работает. Нуриев словно ничего другого и не ожидал, и мы пошли пешком на пятый этаж. Было видно, что ему очень трудно идти, мы отдыхали на каждом этаже. Номер был обычный, двухкомнатный, Рудольф не выразил никакого неудовольствия, - рассказывает Ларионов.

В мае, учтя проблемы в отеле Молодежного центра, Нуриева поселили в коттедже возле парка Горького, домик тогда принадлежал кабинету министров. Поселить здесь Рудольфа стоило директору театра неимоверных трудов.

Рудольф попросил массажиста, его натруженное тело с множеством травм привыкло к массажу. Массажиста нашли, Нуриев поинтересовался: «А кто его будет оплачивать?» Ларионов ответил, что, вероятно, тот, кому делали массаж. Нуриев вздохнул, но массажиста оплатил, заплатив ему за пять сеансов 50 долларов. В ценах 1992 года это были неплохие деньги.

Ни для кого ни секрет, что артист был прижимист. Он объяснил это Ларионову так: «Я остался в Париже с 20 франками в кармане, сейчас у меня масса недвижимости, есть квартира в Париже с видом на Лувр, есть ферма в Америке, есть остров, много чего есть. Я сам зарабатываю себе на жизнь и знаю цену деньгам».

Двадцать франков в кармане – это цена одной чашки кофе…

МЯСО В КЛЯРЕ И БЕЛОЕ ВИНО

Обедать Рудольфа водили в ресторан «Науруз» на Кольце. Как правило, он заказывал себе кусок мяса и совсем немного - граммов сто - белого сухого вина. В «Наурузе» ему очень понравилось мясо в кляре. Кстати, за столом Нуриев никогда за себя не платил.

Визит Нуриева в Казань проходил тихо, журналисты его не атаковали. Интервью у него взяла лишь автор этих строк, с которой он очень охотно общался. На улицах его практически никто не узнавал. Но однажды, когда Ларионов и Нуриев вышли из «Науруза», к ним буквально подлетел молодой человек: «Вы Нуриев? Вы, правда, Нуриев? Подарите мне что-нибудь на память!» Рудольф подарил ему какую-то монетку.

Однажды Нуриева принял Мухаммат Сабиров - тогдашний глава правительства Татарстана. Он рассказывал Рудольфу об успехах республики, о добыче нефти и о КАМАЗе. Нуриев вежливо слушал.

СЕСТРА И ВНУК

Нуриев репетировал с симфоническим оркестром РТ в концертном зале и с оркестром театра. Окончив карьеру танцовщика, он, по совету Герберта фон Караяна, решил стать дирижером. Когда его спрашивали, почему он принял такое решение, Нуриев обиженно отвечал: «А что мне теперь, редиску на грядках что ли выращивать?» Он не мыслил себя вне искусства.

Рудольф репетировал деликатно, замечания музыкантам делал тихим голосом. Вообще он, вопреки расхожему мнению, был хорошо воспитанным человеком и уважал труд других людей. На репетициях часто присутствовали пожилая женщина в скромной синей кофточке и мальчик лет десяти – это была его троюродная сестра со стороны матери и внук.

И хотя Нуриев декларировал, что он гражданин мира, о Казани артист говорил с трепетом, все-таки это была родина его матери. Он даже как-то заметил, что хотел бы купить в Казани дом – недвижимость в России не повредит.

«ОРДЕНА-ШМАРДЕНА»

Май 1992 года в Казани был дождливым и холодным. Рудольф кутался в пончо, носил шапочку. На пончо был приколот странный орден. На вопрос, что это за награда, Нуриев ответил, что его никто никогда не награждал. «Нет у меня этих орденов-шмарденов. Вот увидел этот орден в Австралии и сам себя наградил». Орден был такой – в круг вписан крест. Символично? Пожалуй. Вся жизнь самого знаменитого татарина мира – это был крестный путь, путь служения искусству.

Нуриев свято соблюдал профсоюзную дисциплину, принятую на Западе, – делал перерыв в репетициях каждые сорок пять минут, отложив дирижерскую палочку. В перерыве никуда не уходил из зала. Нил - сервис-бой, очень похожий на известного киноактера Хельмута Бергера, приносил ему термос с чаем. Великий танцовщик предпочитал «Эрл Грей» с горьковатым запахом бергамота.

ГОНОРАР ЗАПЛАТИЛ ТЕАТР

Концерт, в котором оркестр под управлением Нуриева исполнил симфоническую поэму Чайковского «Ромео и Джульетта», прошел при аншлаге. При аншлаге прошел и «Щелкунчик» в оперном театре.

Главную партию в этом спектакле исполнила популярная в то время балерина Надежда Павлова. Любопытная деталь: в Казань она долго не соглашалась приехать на фестиваль, но когда узнала, что за дирижерским пультом будет стоять Нуриев, мигом приехала. Танцевала, правда, уже не очень…

После спектакля Нуриев сфотографировался с балетной труппой, а на вопрос, можно ли сравнить интриги в театрах на Западе и в России, ответил: «Вы – дети».

После «Щелкунчика» произошел судьбоносный разговор. Дирекция театра попросила Нуриева разрешить присвоить фестивалю классического балета (тогда безымянному) его имя. Увидев высокий уровень театра, Нуриев сразу же согласился.

В конце его визита, естественно, встал вопрос о гонораре. С гонораром за «Щелкунчика» проблем не было, но в филармонии, от которой Нуриев выступал с оркестром, начали как-то тормозить. Тогда Мухаметзянов просто взял и заплатил Нуриеву гонорар и за концерт с симфоническим оркестром тоже.

Сумму сейчас никто уже не помнит, но говорят, что цифра была отнюдь не астрономическая. Нуриев приехал не из-за желания заработать. Во-первых, его манила родина матери, он, гражданин мира, все равно ощущал себя татарином. И он получил отличную возможность поработать с двумя хорошими оркестрам, назвал их своим «полигоном».

«БАЯДЕРКА» ПРОШЛА ТОЛЬКО В ПАРИЖЕ

У казанского театра и Нуриева были грандиозные планы. Мечтали о совместных гастролях казанского балета и Нуриева в Америке и Европе. Рудольф собирался ставить в Казани «Баядерку» Минкуса. Напомним, что этот балет традиционно шел на Западе в двух актах, труднейший «акт теней» обычно купировался.

Нуриев третий акт восстановил и поставил этот балет полностью для себя и своей неизменной партнерши на Западе Марго Фонтейн.

В начале октября 1992 года в Гранд опера прошла премьера «Баядерки» в постановке Нуриева. На сцену его вывезли уже в кресле, болезнь прогрессировала. Планам, связанным с Казанью, не удалось сбыться – 6 января 1993 года «летающего татарина», «Чингиз-хана балета» не стало.

«НУРИЕВ – ЭТО НАШ БРЕНД, ТАКОЙ ЖЕ, КАК, НАПРИМЕР, ШАЛЯПИН»

На могиле Нуриева на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа стоит надгробье – чемодан, покрытый роскошным персидским ковром, выполненным из мозаики. Символ вечных странствий и восточной роскоши. Но это только лишь надгробье, памятника артисту нет нигде в мире. Так, возможно, он должен появиться в Казани? Вот что полагают эксперты «БИЗНЕС Online».

Рауфаль Мухаметзянов - директор татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля:

- Рудольф Нуриев – это татарин, который прославил нашу нацию, его знает весь мир. По масштабу личности, по популярности с ним трудно найти сравнения. Конечно, в Казани нужен памятник ему, у нас даже место есть хорошее – за театром вместо фонтана. В будущем году Нуриеву исполнится 75 лет, вот бы к этому времени успеть памятник поставить!

Асия Миннуллина - скульптор, лауреат госпремии РТ:

- Рудольф Нуриев связан с городом, он наша гордость. Надо делать такой памятник, но все должно быть серьезно, в этих случаях принято объявлять закрытый конкурс, в котором участвуют профессиональные скульпторы. И выбирается лучшее предложение. Открытые конкурсы, когда предлагают все, что угодно, мы уже переросли. Мы должны более уважительно относиться к памятникам.

Равиль Файзуллин - поэт, главный редактор журнала «Казан утлары»:

- Часто мы делаем то, что не надо, и не делаем то, что необходимо. Нуриев – это наш бренд, такой же, как, например, Шаляпин. Надо отдать дань уважения этому человеку и поставить ему памятник в городе, который он полюбил. Памятник может получиться очень красивый – у Рудольфа было потрясающе изящное тело, оно так и просится быть изваянным в бронзе.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.05.2012 10:55

    так и будут казань с уфой спорить, чей нуреев. а вот артистом балета, которого знает весь мир, он все-таки стал в питере

  • Анонимно
    13.05.2012 11:22

    Для меня открытие , что он был " прижимист" а попросту патологически жаден. Это перечеркивает мое восприятие любого человека, хоть и великого. Да и как может быть человек Великим если не готов служить людям, если даже не может оплатить свой счет в ресторане???!!! Он ведь попросту зарабатывает деньги и делает это всегда. Его главный идол Деньги. Такой порок души не может быть связан с высоким искусстом как формой служения людям. Простите если надругался над вашим идеалом. Но для меня это истина. Психопрокурор.

    • Анонимно
      13.05.2012 14:22

      Прокурор, ты псих, когда твой гость за себя платит - это не твой гость! Обидел!

  • Анонимно
    13.05.2012 11:51

    памятник нужен

    • Анонимно
      13.05.2012 14:34

      Сквер нужен, галерея барельефов - будьте проще - поставьте стелу на Кабане перед театром... - это его детство и его Казань.. - думайте в конце концов не как мер про 25 туалетов!

    • Анонимно
      13.05.2012 18:57

      У НАС летающие Татары покруче есть,мы им то еще памятник не поставили.

  • Анонимно
    13.05.2012 12:26

    а зачем Казани с Уфой спорить? свое имя фестивалю в Уфе Рудольф не давал, он вообще был учрежден после его смерти, состав артистов там ниже плинтуса. Так что ответ на поверхности.

    • Анонимно
      13.05.2012 14:24

      А что Казань для самого богатого на планете танцовщика сделала? Хотела на его спине въехать в Америку? А как Фонды Нуриева здесь представлены? А как в Минкульте работают с брендом? Гомосексуально?

  • Анонимно
    13.05.2012 12:45

    м-да, какой-то странный осадок остался после прочтения всех этих воспоминаний... что-то вроде "только бизнес, ничего личного"

    • Анонимно
      13.05.2012 14:33

      Автору воспоминаний не хватает ресурса... не о том, видимо человек был настолько грандиозный, что увидели только сандалии....

  • Анонимно
    13.05.2012 13:04

    Не надо делать из него идола! Просто уважайте талант не создавая кумира. Тогда не понадобится искать и/или оправдывать минусы.

    • Анонимно
      13.05.2012 14:25

      Правильно- потому что это и есть настоящий кумир миллионов, величайший артист, оставшийся в памяти человечества! Причем тут идол в провинции какой-то России? У вас ХОРОНИТЕЛЬНЦА!

  • Анонимно
    13.05.2012 14:18

    (м-да, какой-то странный осадок остался)О чём вообще беседа? Жил татарин Рудольф Нуриев. Сам пошёл в хореографическое училище, сам пахал в тридцать потов, сам выбился в лидеры балета мирового уровня. При чём тут Казань и Уфа? Тем более, как я понял из статьи, инициатива приглашения его была от Татарского оперного театра.Ну раз пригласили, то и оплачивайте. Почему он должен финансировать желание местного бомонда прислониться к его славе? И почему ради каких то этнических хотелок он должен быть спонсором? Вон, Кашапов из Челнов бегал с татарской идеей, спустил миллионы, спонсировал. В итоге живёт в Украине. Никто на Родине даже рублём не выручил.

    • Анонимно
      13.05.2012 19:56

      Нуриев был в свое время самым богатым на земле человеком - Бил Гейтс был беднее - вот! Чтоб знали!

  • Анонимно
    13.05.2012 14:21

    Никаких закрытых конкурсов как требует Минуллина - не должно быть - она уж натолкала в город водовозов-свинарей! Конкурс открытый, через Конгресс татар... А вообще у М. Гасимова уже лет десять три проработки, обсужденные многократно ( и в холее и с сквере, и перед Театром... Только не пускайте АСЮ - она так расстраивает народ наивным творчеством....

  • Анонимно
    13.05.2012 14:34

    казань активно примазывается к имени нуреева. если бы не был известен на весь мир, никто бы и не вспомнил, что татарин. тем более, что родился не здесь, учился в уфе и ленинграде

  • Анонимно
    13.05.2012 15:21

    Посмотрите документальный фильм "Контракт со смертью", в котором Рудольф рассказывает о своей жизни, в том числе и в СССР. Думаю Вы измение своё мнение об этом человеке

    • Анонимно
      14.05.2012 00:46

      Совершенно с Вами согласен.. Лучше самого Мастера никто не расскажет о всей значимости его Личности

  • Анонимно
    13.05.2012 15:44

    Считаю памятник Рудольфу Н. ставить не время. Не сочтите за ханжество, но учитывая уровень и масштаб воспитания улиц, такой памятник создаст провокации представителей традиционной и не традиционной сексуальной ориентации. Ещё и из других городов будет притягивать к себе. Думаю Казани это не нужно. Есть ежегодные замечательные фестивали, а значит и память о профессионале балета жива.

  • Анонимно
    13.05.2012 17:36

    Читаю комменты и понимаю, что, к сожалению, привалирует местечковая психология. Вся беда в том, что татарской идеей занимаются родившиеся и выросшие в Татарстане. Поэтому и мышление вбито в границы республики. Всегда начинают сравнивать с другими республиками. Очнитесь, местные татары! Татары давно уже имперский народ, наравне с русскими. И Россия современная стоит на двух государствообразующих народах- русских и татарах. От Калининграда до Камчатки проживает только записавшимися, кроме Татарстана, 4 млн. татар. Ещё около 30-40 млн. русских, имеющих от 12,5 до 50 % татарской крови. Давно уже надо все национальные вопросы решать совместно с русским народом. Далеко ходить не надо. Посмотрите национальный состав госструктур по регионам России. В национальных республиках при численности татар на 3-4 местах вы не найдёте и 10 татар, работающих в прокуратурах, МВД, налоговых,муниципалитетах и федеральных территориальных органах на весь регион. А теперь возьмите любую область: сотни татар на госслужбе и в бизнесе.

  • Анонимно
    13.05.2012 17:50

    никак не могу понять татар. Нуриев нигде себя татарином не называл. Как-то странно, выслеживать знаменитостей и везде искать татарские корни, что примечательно, как-правило не совсем чистые, кто-то из родителей или бабушка-дедушка. все из-за комплексов. Надо гордиться теми, кто живет в Татарстане, или кто жил, учился в Казани. Например, Чулпан Хаматова.

  • Анонимно
    13.05.2012 21:56

    Сначала спортивных объектов понастроили, теперь памятники ваять собрались, ну точно хотят созать нацию культурных спортсменов.Господа чиновники,когда больницы и поликлиники в порядок приведёте,вы сами то где лечитесь?

  • Ага
    13.05.2012 22:21

    По-моему, прозвище "летающий татарин" наиоскорбительнейшее."Скачущий еврей", "прямоходящий русский", "громоподобный чукча".В БО кто за заголовками следит? Обозначить национальную принадлежность Мастера - это попытка погреться в лучах его славы со стороны тех, кто волею случая оказался в подмножестве "татары" и ничем при этом не сподобился выделиться.

  • Анонимно
    13.05.2012 23:30

    "Летающим татарином" Рудольфа назвали на западе, ничего обидного в этом нет, не комплексуйте! памятник нужен, однозначно! и пусть его делает Миннуллина, она очень тонкий человек.

  • Анонимно
    14.05.2012 00:40

    Господа, все, что пишет корреспондент, не воспринимайте всерьез. Все, за исключением воспоминаний директора оперного и Ларионова, надергано из бульварной литературы о великом Артисте. Весь материал пропитан амикошонством - "мы с Рудольфом были на ты")) Грустно, что именно такой материал БО приурочило к открытию Нуриевского фестиваля. Меня совершенно не интересует, кто платил за Нуриева в Казани за обеды, меня совершенно не интересует, что директор оперного выплатил гонорар Артисту. Меня совершенно не интересует мнение корреспондента о замечательной балерине Павловой (кстати, в 90-х Павлова была в зените своей карьеры.) Мне бы хотелось, чтобы открытие Нуриевского фестиваля сопровождалось открытием Нуриевского зала в самом театре, как это сделано в "Гранд Опера". Потому что Великий Артист достоен Величия, а не воспоминаний о том, что он подарил кому-то монетку, потом у что был "прижимист") Нуриев - гордость Нации и писать о нем в стиле желтой прессы несолидно. Оставьте желтое желтому))

  • Анонимно
    14.05.2012 10:09

    вместо фонтана - хорошее место.

  • Анонимно
    14.05.2012 10:10

    Я так понял, что данный материал посвящен открытию Нуреевского фестиваля. Фестиваль носит имя Великого танцовщика, чей прыжок напоминал многим "полет над пространством сцены". Отсюда и "летающий татарин". Многим он помнится именно этим "Полетом", потому как поднял искусство танцовщика Нуреев на небывалую высоту. Мне пришлось побывать в его приезд в БКЗ. Я помню ТИШИНУ. Тишину зала, затаившегося в ожидании Нуреева. Я помню, как Он тихо вышел, Тихо поклонился залу, помню пристальное всматривание зала в его дирижерскую руку. Я помню бурные аплодисменты и огромный букет роз, который резко контрстировал с бледным лицом Великого Танцовщика (Нуреев был уже смертельно болен), Великого Художника упрямо не желающего осознавать, что Жизни приходит конец. И с недоумением читаю данный материал о "прижимистости", о "подаче какой-то монеты". Мне не хочется читать в материале о Нурееве о том, что Н.Павлова к тому времени уже сошла со сцены.. Да и какой смысл публиковать выдержки из книги М. Фонтейн, да еще и преподносить их в бульварно слоге... Сама книга намного глубже и серьезнее. Кстати, очень бы хотелось почитать то единственное интервью, которое Нуреев дал автору данного материала. Насколько мне изевстно, Нуреев НИКОМУ не давал интервью в тот его приезд в Казань.. Ему было уже не до этих банальностей).

  • Анонимно
    14.05.2012 10:16

    мне тоже очень не понравилась статья..зачем так некрасиво писать о человеке.наверное читателям было бы интересней узнать что-то новое о такой личности чем узнавать кто платил за его обед и сколько стоил его массаж..БО хорошая газета в плане скорости освещения событий и это плюс.но иногда репортажи крайне не очаровывают, а скорее наоборот

  • Анонимно
    14.05.2012 15:54

    А какую книгу написала Морго Фонтнйн? Она, кстапти, умерла за год до приезда Нуриева в Казань...

  • Анонимно
    14.05.2012 16:33

    "Боже! Я никогда не делала в танце и половины вещей, которые делаю теперь", - с удивлением признавалась Фонтейн, говоря о влиянии на нее Нуриева. А Рудольф признавался: "Если бы я не нашел Марго, я пропал бы". Ищите и обрящете))

  • Анонимно
    14.05.2012 20:02

    ужасный материал. БО в глазах желтеет. нельзя так очернеть человека. массаж, обеды... бр. неприятно. если его пригласили и за счет его сделали себе бренд и славу, театр и должен был платить. какие разговоры? контролируйте пожалуйста своих авторов. вас же без этой некрасивой желтизны много читают

  • О памятнике кому идёт речь? Плясун был геем! Народ с глубокой религиозной традицией не должен принимать его в свои ряды. У голубых национальности не бывает.

  • Анонимно
    17.05.2012 22:39

    За театром убирать фонтан -это значит разрушать ансамбль театра, как он был задуман архитектором Гайнутдиновым. Ведь театр это архитектурно-художественный памятник! Но его уже начали разрушать! В интерьере театра бесследно исчезли живописные панно великого татарского художника, народного художника СССР Чингиза Ахмарова -"Музыка", "Театр" и "Танцы". Это были произведения высокого искусства и их пропажа почему-то не стала предметом расследования, прокурорского запроса. Вопрос к директору театра, куда подевались эти произведения?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль