Общество 
18.05.2012

Юсуп Якубов: «Если бы не было Универсиады, в Казани не появился бы новый инновационный вуз»

«САМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УЧЕБЫ И ПРОЖИВАНИЯ»

- Юсуп Диганшеевич, наверное, Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма - это самый молодой спортивный вуз России?

- Решение о переводе академии из Набережных Челнов в Казань было принято министром спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталием Леонтьевичем Мутко и президентом РТ Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. 1 июля 2010 года приказ был подписан, и перед нами встала задача за год создать все необходимые для работы структуры, решить организационные и кадровые вопросы, сформировать первоначальную материальную базу. Первый набор студентов в Поволжскую государственную академию физической культуры, спорта и туризма в Казани состоялся в 2011 году, и сейчас у нас учится 244 студента-первокурсника.

Пока не сдан в эксплуатацию учебный корпус академии, наши студенты учатся в других зданиях: по направлению физкультура – в училище олимпийского резерва, сервис и туризм – в академии тенниса, где расположены учебные аудитории, две кафедры, современный конференц-зал с видеосвязью. В учебном процессе задействован и бассейн «Буревестник», где есть учебные аудитории, компьютерные классы, расположена библиотека, деканат, две кафедры. В учебно-тренировочный процесс включен и третий наш спортивный объект – ледовый дворец «Зилант». На всех наших объектах есть бесплатный Wi-Fi, нам доступны российские электронные библиотечные фонды. Считаю, для своих студентов мы сегодня создали все условия для успешной учебы.

- А когда академия въедет в свое учебное здание?

- Строительство учебно-лабораторного корпуса академии практически завершено. Его титульное название - международный информационный центр Универсиады 2013 года. На две недели это здание станет главным логистическим центром Всемирных студенческих игр, а в остальное время до и после Универсиады будет служить образовательному процессу. Это очень современное здание, технически сложное, его площадь – 52 тысячи квадратных метров.

Помимо основного учебного корпуса академия будет располагать семью спортивными объектами. Материально-техническая база академии – одна из лучших в России, соответственно, наши студенты будут иметь самые современные условия для учебы и проживания.

- Какие еще спортивные объекты передадут вам на баланс?

- Кроме трех действующих объектов после завершения строительства мы должны будем принять на баланс многофункциональный стадион с искусственным покрытием поля и беговыми дорожками, расположенный между академией тенниса и бассейном «Буревестник», а также центр гребных видов спорта, центр гимнастики и дворец водных видов спорта. Кроме того, мы должны принять на баланс жилой кластер «С», а это восемь домов на территории деревни Универсиады всего на 3600 мест, для размещения наших студентов, участников соревнований и спортсменов-сборников будущего центра подготовки команд спортивного резерва.

- Получается, что Поволжская академия спорта очень скоро станет вузом, обладающим богатейшей инфраструктурой? А нечто подобное есть у других спортивных вузов России?

- В России всего 14 спортивных вузов. Каждый из них имеет свою историю. Но благодаря проведению Универсиады именно наша академия получит в наследие такую богатую инфраструктуру. Это решение руководства республики и страны сделает оправданными затраты на создание материальной базы Универсиады в качестве капиталовложений в будущее развитие города и даст возможность готовить специалистов высокого класса здесь, у нас, где созданы все условия. Современный подход в организации вуза, практикующийся сейчас в России, предполагает создание мощных студенческих кампусов с развитой многопрофильной инфраструктурой.

IMG_2395.jpg

«В этом году мы должны заработать 70 миллионов рублей, из них 20 миллионов рублей – в Челнах и 50 миллионов рублей в Казани»

«АКАДЕМИЯ НАБИРАЕТ СТУДЕНТОВ НА 405 БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ»

- По каким специальностям вы ведете набор абитуриентов на предстоящий учебный год?

- Сейчас наши студенты в Казани учатся по направлениям «физическая культура», «туризм» и «сервис». Ежегодно мы будем увеличивать набор направлений. В этом году добавится «адаптивная физическая культура» для подготовки специалистов, работающих с людьми с ограниченными физическими возможностями, «менеджмент» и «гостиничное дело».

При наборе в этом году мы планируем ограничиться бюджетными местами, тем более что количество мест для нас выросло в этом году до 405, из них 295 – на очной форме обучения. Коммерческий набор мы возобновим после Универсиады, когда в распоряжении академии для обучения студентов будет вся необходимая инфраструктура.

- По каким предметам у вас учитываются результаты ЕГЭ?

- Занимаясь подготовкой абитуриентов, все кафедры академии провели предметные олимпиады – по истории, биологии, физической культуре и иностранному языку. По всем этим дисциплинам, за исключением иностранного языка, у нас есть вступительные экзамены.

По результатам трех ЕГЭ (русский язык, история, обществознание) к нам поступают на направления «гостиничное дело» и «туризм». Будущие менеджеры и студенты направления «сервис» вместо русского языка предоставляют ЕГЭ по математике. Что касается направления «физическая культура», то учитывается результат ЕГЭ по русскому языку и биологии. Для спортсменов «биология» - специфический экзамен, его выбирают только те, кто целенаправленно идет в наш вуз. При поступлении абитуриенты сдают еще спортивные нормативы - так называемый творческий экзамен. Баллы за него плюсуются к баллам ЕГЭ. Причем те, кто поступает на избранный вид спорта, например, на футбол, хоккей, плавание или борьбу, конкурируют между собой.

- При первом наборе в академии были определенные требования к абитуриентам – не ниже мастера спорта. Удалось ли выдержать эту планку?

- Да, мы ставим перед собой задачу набрать качественных студентов – образованных и имеющих спортивные результаты. Но ограничивать абитуриентов какими-то планками мы не имеем права. Хотя прошлогодние показатели высокие: среди поступивших к нам на направление «физическая культура» 29 мастеров спорта, 56 кандидатов в мастера спорта и 48 спортсменов первого разряда. Это неплохой показатель. Мы стараемся его сохранить, активно работая со спортивными федерациями, тренерами, выезжающими на юношеские соревнования в другие регионы России и потенциальными абитуриентами - участниками турниров, приезжающими на соревнования к нам.

«РАБОТУ НАЙТИ ПРОСТО, ЕСЛИ ТЫ СПЕЦИАЛИСТ ВЫСОКОГО УРОВНЯ»

- Может ли подающий надежды спортсмен без вступительных экзаменов стать студентом академии? (Олег Воробьев).

- К сожалению, в наших нормативных документах нет положения, согласно которому мы могли бы принять без экзаменов победителей или призеров соревнований, поэтому вступительные экзамены сдают все. Но у спортсменов высокого класса есть возможность на творческом экзамене проявить себя лучше других.

- Есть такой вопрос от нашего читателя: «Смотрим всей семьей программу на ТНВ. Очень интересно. Хорошие и бодрые ведущие, информация легкая и не навязчивая, хорошие эксперты. В общем, интересная идея. Дочь хочет поступить к вам на туризм. Сложно ли? какие экзамены? И есть ли гарантия трудоустройства?»

- Действительно, на канале ТНВ еженедельно по воскресеньям в 11.15 выходит наша передача «Академия чемпионов». Было уже четыре ее выпуска. В этой программе среди абитуриентов мы объявили конкурс на лучший видеоответ на вопрос «Что для тебя значит спорт?» Мы знакомим зрителей канала с инфраструктурой и видами спорта, мастер-классы по которым ведут известные спортсмены и тренеры. Кстати, болельщики абитуриентов могут голосовать за понравившийся им ролик на нашем сайте. Победитель проекта перед стартом приемной кампании получит скутер.

По специальности «туризм» при поступлении нужны результаты экзаменов по истории, обществоведению и русскому языку.

Что касается трудоустройства, то ведь мы пока еще не подошли к выпуску – у нас учится только первый курс. Но темп развития туризма в Казани высокий – прирост составляет 10% ежегодно. Казань и Татарстан становятся привлекательными объектами для внутреннего туризма, и число фирм растет с каждым годом. Соответственно будет возрастать и потребность в квалифицированных специалистах. Я думаю, что туризм очень перспективное направление. А работу найти очень просто, если ты специалист высокого уровня.

«ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ НАЧНЕТСЯ 18 ИЮНЯ»

- Когда начинается прием документов в академию?

- Прием документов начнется 18 июня. По направлению «физическая культура» на бакалавриат документы принимаются до 5 июля; те, кто поступает на сокращенную программу обучения, могут подать документы до 10 июля. Это выпускники училищ олимпийского резерва, техникумов или колледжей физической культуры, уже имеющие среднее специальное образование. До 10 июля сдают документы и те, кто поступает в магистратуру. На все остальные направления последний срок подачи документов - 25 июля.

- Какой конкурс при поступлении у вас был в прошлом году?

- Самый большой конкурс в прошлом году был на специальность «сервис» - 8 человек на место. Из-за востребованности специальностей мы взяли 44 студента на внебюджетные места, в том числе по направлению «физическая культура». Работу с потенциальными абитуриентами мы ведем в течение всего года. Собираем данные в дни «открытых дверей», выездных мероприятий. Сегодня мы уже имеем представление о том, кто к нам придет учиться в этом году – в нашей базе данных порядка 350 имен.

- Кто в базе данных преобладает – представители республики или других регионов?

- В прошлом году мы впервые вышли на образовательный рынок, но при этом собрали абитуриентов из 40 муниципальных образований Татарстана. Четверть первокурсников поступили к нам, приехав из 15 субъектов Российской Федерации. География - от Южно-Сахалинска до Гродно. Двое наших студентов из Белоруссии и по одному - из Узбекистана и Туркмении.

- Для иностранных граждан обучение платное?

- Нет, они поступали на бюджетные места на общих основаниях. Законодательство это позволяет. Просто они сдают экзамены по нашим требованиям.

- Какие формы обучения есть в академии?

- Заочная форма обучения действует в филиале в Челнах, в Казани пока только очное обучение.

- А какой размер стипендий у студентов?

- Если студент учится без троек, то имеет стипендию - 1200 рублей. Часть студентов получает повышенную стипендию – 2400 рублей. С нового года введена практика ежемесячного поощрения студентов за особые успехи в учебе, в научной, творческой, спортивной и общественной деятельности. Сумму определяет сам вуз. Думаю, у нас это будет не менее 5 тысяч рублей. Это существенная прибавка к стипендии. Но есть одно требование – надо отучиться в вузе не менее двух семестров.

«ЗА 5 ЛЕТ – 5000 СТУДЕНТОВ»

- Какая максимальная загрузка академии предполагается, и когда вы к ней подойдёте?

- Нормативный максимум для академии - 4 тысячи бюджетных мест, с коммерческими местами - до 5 тысяч. В течение ближайших 5 лет мы должны выйти на эти цифры, принимая порядка 800 студентов ежегодно. Эти возможности у нас появятся после завершения Универсиады. В целом, если брать Казань и Набережные Челны, у нас сейчас 1702 студента. Еще 239 юных спортсменов - учащиеся колледжа физической культуры в составе академии в Челнах. В этом году там состоится первый выпуск, и многие ребята имеют шанс поступить и закончить академию за три года по сокращенной программе.

- Сегодня уже можно говорить о создании спортивного образовательного кластера на базе академии?

- Кластер есть, но надо наполнить его содержанием. В наш кластер входят училище олимпийского резерва, Альметьевский техникум физической культуры и спорта, Тетюшское педагогическое училище, где готовят учителей физкультуры. В рамках кластера мы рассматриваем и ДЮСШ, и всю инфраструктуру, которая есть в системе образования физической культуры. Нам надо выстраивать четкую последовательность и преемственность в образовании. Это тоже наша задача.

«КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ - ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ»

- Каков сегодня преподавательский состав в академии?

- Академия имеет свою историю и традиции, ведь мы ее не с нуля создавали. Сначала это был филиал Волгоградского института физкультуры, который работал в Казани с 1974 до 1986 года. Затем филиал переехал в Набережные Челны, где работал до 2010 года. За этот период он стал сначала институтом, а потом академией физической культуры, спорта и туризма. Когда было принято решение о переводе вуза из Челнов в Казань, часть преподавателей переехала.

Сейчас в вузе работает 130 преподавателей, в том числе 33 – в Казани. Ученые степени имеют 70% преподавательского состава, 24 из них – доктора наук и профессора. Общая же численность сотрудников академии, с учетом персонала спортивных объектов и филиала на сегодняшний день - более 500 человек. Коллектив растет. Конечно, мы приглашали преподавателей и из других вузов – по общим дисциплинам, по сервису и туризму. Один специалист приехал к нам из Волгограда, у нас работают люди, имеющие опыт работы в Москве, в Санкт-Петербурге. Сегодня мы ведем переговоры о привлечении узких специалистов из регионов России.

Квалификация преподавателей - основа образования. Можно иметь хорошие здания и сооружения, но качество образования в любом случае обеспечивают специалисты. Мы это понимаем и уделяем этому направлению работы большое внимание. Очень важно, чтобы преподаватели владели современными технологиями обучения, и мы при отборе к этому подходим очень щепетильно. Наши преподаватели имеют возможность регулярно повышать свою квалификацию.

Наша задача – дать студентам качественное образование по современным технологиям. Для этого мы создали вузовский сайт (www.sportacadem.ru), который активно используется в образовательном процессе, в том числе, он позволяет работать в системе дистанционного образования. Причем, мы ставим задачу преподавателям использовать эту систему в своей ежедневной практике работы со студентами. Это для нас очень актуально, потому что у нас учится много спортсменов, которые часто выезжают на сборы и соревнования. Если не будет современных систем обучения, студент будет оторван от образовательного процесса. Сегодня у нас все лекции - 100% - выставляются в интерактиве.

- Студент может посмотреть видеозапись лекции или прочитать ее в виде текста?

- Лекции пока можно только прочитать или посмотреть в виде презентаций, но мы будем выходить и на видеозапись. Студенты этой системой пользуются очень активно.

Защищая интеллектуальную собственность преподавателей, мы внедрили систему с ограничением доступа и введением индивидуальных паролей. У преподавателей появилась возможность использовать полноценные лекционные материалы, а у студентов получать и делать задания дистанционно. Помимо этого мы активно используем в образовательном процессе интерактивные доски. В течение двух месяцев в академии проводилось специальное обучение преподавателей, которые смогли успешно освоить или усовершенствовать свои знания этих технологий.

В целях стимулирования мы учредили внутривузовский грант. По итогам апреля за использование в процессе обучения интерактивной доски и регулярную работу в системе дистанционного обучения 10 преподавателей получат дополнительные материальные выплаты.

«СОЗДАН МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ФИСУ»

- А как обстоит дело с международным образовательным центром международной федерации студенческого спорта (МОЦ ФИСУ)?

- В рамках академии такой центр создан, им руководит Лилия Бариева. Сегодня мы совместно с FISU и российским студенческим спортивным союзом прорабатываем рабочие программы этого центра, а также вопросы организации обучения в его магистратуре для иностранных специалистов. Периодически центр совместно с исполнительной дирекцией Универсиады проводит образовательные курсы.

- Для кого проводятся эти курсы?

- Сейчас на курсах обучаются директора спортивных объектов, которые будут принимать участников и гостей Универсиады. Затем МОЦ ФИСУ проведет подготовку и переподготовку специалистов, работающих с волонтерами. Буквально на днях на выездную стажировку к нам приехали будущие спортивные менеджеры из московской инновационно-образовательной компании RМА.

В рамках исполкома FISU, прошедшего на днях в Казани, дирекцией Универсиады подписано соглашение о проведении в дни XXVII Всемирных студенческих игр конференции FISU, которая будет носить название «Университетский и олимпийский спорт: две модели – одна цель?», в подготовке которой будет участвовать и наша академия.

IMG_2392.jpg

«Средняя зарплата преподавателей академии - 21 тысяча рублей. Средняя зарплата доцента, кандидата наук - 31 тысяча рублей. Профессор имеет сегодня зарплату 38 тысяч рублей»

- В составе академии планировалось создание институтов повышения квалификации и переподготовки кадров. Наверное, эти планы отложены до окончания Универсиады?

- Недавно мы приняли сотрудника для организации работы центра подготовки и переподготовки специалистов, работающих в отраслях физической культуры, спорта, туризма и сервиса. Так что и по этому направлению работа начата.

Со временем факультеты академии будут преобразовываться в институты. Пока же у нас создан один факультет и открыты четыре кафедры. На следующий учебный год мы приглашаем дополнительно более 40 преподавателей. Соответственно, будем делить кафедры. Но это поступательное движение, количество факультетов, кафедр и преподавателей напрямую зависит от количества обучающихся в академии студентов. По нормативу, в зависимости от специальности, на одного преподавателя в вузе приходится от 6,7 до 10 студентов.

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА – НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ

- Какая основная цель академии - готовить спортсменов, тренеров или учителей физкультуры? (Андрей).

- По направлению «физическая культура» - это, безусловно, в первую очередь тренерские кадры. Если качество образования будет соответствовать, подготовленный специалист сможет работать во всех сферах физической культуры.

- Как вы думаете, тренер - это врожденный талант, хороший спортсмен или хорошо обученный специалист? Может ли выпускник вашей академии стать хорошим тренером? (Николай Иванович Кузнецов).

- Хорошо, если врожденные способности присутствуют, но качественное обучение – обязательное условие. Мы должны давать знания по высшей планке, а уж где работать, решать самому выпускнику: пойдет ли он работать тренером или учителем в школу, будет ли трудиться на спортивных сооружениях или выберет административную работу в спортивной сфере. Наша задача – дать качественное образование и возможность учиться у лучших преподавателей.

В перспективе на базе Поволжской академии мы должны иметь научно-исследовательский институт подготовки спортивного резерва. Чтобы не терять времени и приблизить эту цель, мы создали научно-исследовательскую лабораторию подготовки спортивного резерва, которой руководит талантливый человек, молодой ученый-генетик, доктор наук Ильдус Ахметов. Штатный состав лаборатории - два доктора наук, два кандидата. Сегодня лаборатория оснащена оборудованием на 3 млн. рублей, в этом году планируются еще приобретения.

- Лаборатория доступна для спортсменов?

- Да. За 4 месяца работы обследовано 140 спортсменов, из которых 40 – наши студенты. Кстати, наши абитуриенты, имеющие спортивные разряды, тоже могут пройти здесь обследование.

- Какие направления осваивает лаборатория – физиология, психология?

- Задача лаборатории – заниматься научным обеспечением учебного процесса и спортивной подготовки. Доктор наук, диетолог Наталья Рылова ведет в лаборатории направление по спортивному питанию. В Питере мы закупили для этого специальный программный продукт. Итоги своих исследований она скоро представит на научной конференции в Бельгии.

Сотрудники лаборатории владеют английским языком, сотрудничают с зарубежными учеными, публикуются в международных научных журналах. Ильдус Ахметов вместе с английскими коллегами в настоящее время реализует грант королевского общества Великобритании по спортивной генетике. На базе лаборатории начал работу научный студенческий кружок.

«ГОТОВЫ ОБСУЖДАТЬ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

- Вы сказали, что часть преподавателей переехала в Казань из Челнов и других городов. Но это ведь только легко сказать – переехали! А как вы их стимулировали? Где они здесь живут?

- По решению президента республики Рустама Минниханова мы получили квоту на социальную ипотеку. Поэтому практически все приезжие преподаватели уже к январю текущего года заселились в новые квартиры.

- А какая в академии зарплата у преподавателей?

- По итогам первого квартала средняя зарплата преподавателей академии - 21 тысяча рублей. Это уровень средней заработной платы в экономике Татарстана. Средняя зарплата доцента, кандидата наук - 31 тысяча рублей. Профессор имеет сегодня зарплату 38 тысяч рублей.

- Это мало! Как вы считаете, сколько должен получать преподаватель вуза?

- Если сравнивать с западными вузами, то, конечно, нужно платить более достойную зарплату. Но мы сегодня имеем то, что имеем. И если сравнить с уровнем вузовских зарплат в Казани, то, думаю, у нас ситуация неплохая.

Академии сегодня требуются специалисты. И мы готовы обсуждать формы сотрудничества. К примеру, недавно по рекомендации Шамиля Тарпищева из Федерации тенниса России к нам приезжал Владимир Фадеев - специалист высокой квалификации. Он проводил для тренеров академии тенниса двухдневный семинар, и есть договоренность, что он теперь будет с нами регулярно сотрудничать, повышая уровень подготовки наших тренеров.

Мы ставим перед собой задачу привлечения таких специалистов и по другим видам спорта, в том числе для повышения уровня спортивной подготовки наших студентов. Сейчас у нас работает профессор, заслуженный тренер Республики Татарстан по борьбе Азат Ахатов, преподает неоднократный участник Олимпийских игр, марафонец Равиль Кашапов.

IMG_2422.jpg

«Наша академия тоже часть наследия Универсиады. Если бы ее не было, в городе не появился бы новый инновационный вуз»

«ЛЕКЦИИ ЧИТАЮТ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОФЕССОРЫ»

- Как вы взаимодействуете с другими спортивными вузами страны?

- Мы активно взаимодействуем не только с российскими, но и с зарубежными вузами нашего профиля. На сегодняшний день подписан целый ряд соглашений о сотрудничестве. По нашей инициативе в прошлом году все 14 физкультурных вузов России подписали меморандум о сотрудничестве. Документально закреплены наши договоренности и с рядом зарубежных вузов: двумя университетами Великобритании - Восточного Лондона и Центрального Ланкашира, университетом сербского города Нови Сад, с Казахской академией спорта и туризма, с Тартуским университетом и с университетом Джорджии (США). Кроме того, Поволжская академия за это время стала полноправным членом европейской и международной ассоциаций университетов физической культуры и спорта.

- А что дает это взаимодействие?

- Благодаря приезжающим к нам иностранным специалистам, мы начали активно практиковать чтение лекций для студентов и преподавателей. Со своим опытом нас уже познакомили представители Манчестерского университета, Центрального Ланкашира, одного из крупнейших вузов США – университета Джорджии. С американцами провели видеомост, дав возможность нашим студентам и преподавателям не только послушать лекции специалистов по спортивному менеджменту и спортивной медицине, но и пообщаться со своими сверстниками и коллегами из-за океана. Кстати, это была еще и отличная языковая практика, так как разговор шел на английском языке.

Месяц назад в нашей академии для студентов были введены бесплатные дополнительные занятия по английскому языку три раза в неделю. Сформировано три группы по направлениям по 13 - 16 человек, которые в рамках курса изучают специальную лексику по учебной программе Оксфорда и Кембриджа. Для преподавателей академии подобные занятия проводятся на платной основе. К тому же на базе академии в Челнах работает сертифицированный центр, где можно официально сдать экзамен TOEFL, что очень важно для тех, кто готовится пройти обучение или стажировку за рубежом. Кстати, эту структуру в Татарстане имеет только наша академия и КФУ.

В рамках реализации соглашений, мы уже имеем договоренности о чтении лекций с профессорами зарубежных вузов, планируем производить обмен преподавателями и проводить лекции в режиме видеоконференцсвязи. Ищем и другие формы сотрудничества, ведь всегда полезно выходить за пределы своего вуза, чтобы понимать происходящие процессы, изучать методы и технологии подготовки студентов.

«ГАЛКИНА-САМИТОВА – НАША АСПИРАНТКА»

- Правда ли, что Гульнара Галкина-Самитова стала вашей аспиранткой?

- Да, это действительно так. Несколько лет назад она окончила нашу академию в Челнах, а теперь стала ее аспиранткой.

- Академия создана сравнительно недавно. О выпускниках, думаю, речь вести рановато. Но, может, уже сейчас можете похвастаться спортивными достижениями студентов? (Лакомкина Наталья Рашидовна).

- В Набережных Челнах у нас учится много студентов, имеющих высокие спортивные результаты. Среди них и олимпийская чемпионка Гульнара Галкина-Самитова, победитель Универсиады в Шэньжене тяжелоатлет Геннадий Муратов. В Казани среди первокурсников есть победители Кубка России и чемпионатов страны, победители и призеры международных соревнований. Ряд студентов – члены сборных команд России и Татарстана, 29 студентов, в том числе 14 из Казани, как подающие надежды спортсмены являются стипендиатами центра спортивной подготовки республики (ЦСП РТ). Наш казанский легкоатлет Александр Марков готовится к Паралимпийским играм, дзюдоистка Регина Капаева, став обладательницей Кубка Европы, имеет все шансы поехать в олимпийский Лондон в составе сборной России.

Ряд наших студентов играют в клубных командах - «Ак Барсе» и «Рубине». Это молодые спортсмены, которые стали чемпионами мира среди юниоров, победителями зимней Универсиады в Эрзуруме в составе хоккейной сборной страны. Наши студенты играют в составе волейбольного «Зенита», «Динамо» по хоккею на траве, есть молодые и перспективные стрелки, пловцы, борцы, теннисисты и бадминтонисты. Заметьте, среди них много первокурсников!

Студенческие сборные вуза успешно выступают в рамках республиканской спартакиады вузов. Наши борцы, пловцы, тяжелоатлеты и бадминтонисты стали первыми, успешно выступили легкоатлеты, футболисты, волейболисты, баскетболисты и недавно образовавшаяся команда черлидинга, ставшая участницей всероссийского фестиваля, впервые прошедшего в Казани в рамках студвесны-2012.

«СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА – ЭТО БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

- В Казани много спортивных объектов, построенных к Универсиаде. Насколько они доступны простым жителям? (Александр Михеев).

- Для нас очень важен социальный аспект. Все возможные формы бесплатного посещения спортивных объектов мы используем в своей практике: муниципальные ДЮСШ, расположенные на наших объектах не платят за аренду, в рамках «Пятилетки здоровья» объекты бесплатно посещают социально незащищенные граждане и пенсионеры. Естественно, бесплатно тренируются на спортивных объектах академии наши студенты. Молодежь вообще пользуется приоритетом: у нас самые низкие по городу цены на студенческие абонементы в бассейне – от 500 рублей в месяц (это сразу оценили жители деревни Универсиады), с августа будет действовать система скидок на «семейные» абонементы для детей и родителей, совместно занимающихся оздоровлением и спортом.

В академии тенниса месячный абонемент на посещение детской группы стоит от 1800 рублей. Сейчас мы запускаем летнюю программу по обучению школьников игре в теннис, активно используя летние корты. В «Зиланте» жители микрорайона берут коньки на прокат и пользуются крытым катком в свободное от тренировок юных хоккеистов и фигуристов время. Объекты сегодня очень востребованы, к примеру, «Буревестник» заполнен на 100 процентов , академия тенниса задействована почти на 90 процентов.

- Сколько инвестировано в спортивные объекты?

- Стоимость объектов – миллиарды рублей. Например, стоимость бассейна «Буревестник» - 517 миллионов рублей, академии тенниса – 1,2 миллиарда рублей. Это очень крупные сооружения, и они, естественно, капиталоемкие. Но в то же время это современные объекты, позволяющие не только проводить соревнования самого высокого мирового уровня, но и быть базой для подготовки высококвалифицированных специалистов.

- Что лично для вас проведение Универсиады 2013 года? Как вы считаете, Казань больше пиарится, или реально наша молодежь спортивная и нам есть, что показать, независимо от вливания бюджетных средств? (Лакомкина Наталья Рашидовна)

- Многие страны придумывают сказки для привлечения к себе внимания туристов, увеличения потока гостей, а Универсиада – это не просто привлекательный, но и по-настоящему социальный проект. Он работает, прежде всего, на преображение Казани, повышение статуса столицы республики и уровня качества жизни ее жителей. Универсиада - реальный толчок для дальнейшего развития города во многих направлениях - в инфраструктуре, образовании, спорте, культуре, самосознании жителей.

Все, что будет сделано для Универсиады – дороги, развязки, спортивные объекты, – останется жителям города. Безусловно, это крупнейший инвестиционный проект. Казань сегодня становится привлекательным для жизни городом, многие хотят поселиться здесь, реализовать свои возможности для профессионального роста. А PR-кампания – это всего лишь необходимый атрибут любого большого проекта.

Наша академия тоже часть наследия Универсиады. Если бы ее не было, в городе не появился бы новый инновационный вуз. Сегодня Поволжская академия уже не абстрактное явление! И молодые ребята и девушки смогут учиться и осваивать наши специальности в самых современных условиях, возможно, отказавшись от мысли уехать получать профессию где-нибудь в Англии или Германии.

- На ваш взгляд, в каком конкретном виде спорта сильна Республика Татарстан? Что нам нужно для того, чтобы стать в нем мировыми лидерами? (Лакомкина Наталья Рашидовна)

- Казань уже называется спортивной столицей России. Есть заслуги известных клубных команд, есть достижения спортсменов в индивидуальных видах: легкой атлетике, различных видах борьбы, стендовой стрельбе, гимнастике, плавании и др. Спортивные объекты Универсиады позволят многим из них повысить свое мастерство. Но главное, что начинающие спортсмены сразу могут тренироваться в условиях мировых стандартов, и это обязательно, в конечном итоге, скажется на их результатах. Взять, к примеру, гребной канал. Там действует ДЮСШ, и мы рассчитываем здесь вырастить своих чемпионов.

Конечно, наличие такой базы повышает требования к академии: иметь хорошие условия для занятий – значит давать хорошие результаты в спорте. Так что, создаваемая спортивная инфраструктура – это не только право, но и большая ответственность. Помимо всего, все объекты необходимо эффективно содержать. Мы получили уникальные сооружения, и отдаем себе в этом отчет.

IMG_2416.jpg

«В Набережных Челнах порядка 70 тренеров получают заработную плату около 60 тысяч рублей. Но для этого надо иметь результаты своих спортсменов»

«СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДОЛЖНЫ ЗАРАБОТАТЬ 70 МЛН. РУБЛЕЙ»

- При приемке объектов вы присутствуете?

- Конечно! Мало того, наши инженерные службы сегодня сопровождают строительство всех объектов, которые передадут нам на баланс. Если возникают вопросы, то наши специалисты ставят их перед строителями, требуют решения, устранения недоделок.

- А на чьи плечи лягут коммунальные платежи этих объектов?

- Во-первых, академия – федеральное учебное заведение, поэтому часть платежей идет из средств федерального бюджета. Во-вторых, мы оказываем платные услуги населению, соответственно, определенная часть средств зарабатывается нами и направляется на содержание и развитие наших объектов.

- Сколько вы должны заработать? План у вас есть?

- В этом году план - 70 миллионов рублей, из них 20 миллионов рублей – в Челнах и 50 миллионов рублей в Казани.

- Какие платные услуги вы оказываете?

- Это платные образовательные услуги, в Челнах именно этот источник является главным. Второе – платные услуги населению на спортивных сооружениях. Третье – проведение спортивных мероприятий на наших объектах. За первый учебный год мы уже провели 25 крупных соревнований разного уровня – межвузовских, республиканских и международных.

«ТАЛАНТЛИВЫХ РЕБЯТ ИЩЕМ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО»

- Сейчас мы наблюдаем некий «бум» в увлечении спортом. Готовы ли ДЮСШ к наплыву детей - есть ли достойные тренеры в достаточном количестве? Кто отсеивает «самородки»? (Юсупов Р.И.).

- Этапность подготовки специалиста для спорта очень важна. Мы начали взаимодействие с учителями физкультуры казанских школ, скомплектовали целую учебную группу, в которой по сокращенной программе учатся выпускники средних специальных учебных заведений из разных городов. Постепенно выстраиваем систему взаимодействия со спортивными школами, которая позволит отслеживать результаты учащихся по видам спорта. Мы стараемся заблаговременно найти талантливых ребят и привлечь их учиться в академию.

Эту задачу будет решать и созданный в академии спортивный клуб. Помимо развития и популяризации студенческого спорта среди целей его создания и привлечение ведущих действующих тренеров для занятий с нашими студентами и потенциальными абитуриентами.

- А с какими успехами в вузовских спартакиадах выступают студенты академии?

- Студенческая спартакиада проводится в этом году по 33 видам спорта, 29 из них – обязательные. Большая часть соревнований уже проведена. Мы пока вторые в общем зачете. Поскольку выступаем во всех видах соревнований, нагрузка на студентов приходится большая. Но ребятам учиться у нас нравится. Они и за команду преподавателей академии активно болели во время межвузовской спартакиады профессорско-преподавательского состава. В этом году она проходила по 12 видам спорта, и наш коллектив преподавателей и сотрудников стал здесь третьим.

- Как сделать так, чтобы учителями физкультуры в школы шли мужчины? Только ли в зарплате дело? (Айрат Зиганшин).

- И в зарплате тоже! Уже есть решения, в том числе и на республиканском уровне, согласно которому тренер, имеющий воспитанников-призеров российских и международных соревнований, получает ощутимые надбавки к зарплате. Например, в Набережных Челнах порядка 70 тренеров получают заработную плату около 60 тысяч рублей. Но для этого надо иметь результаты своих спортсменов. Конечно, это большой труд, и без квалификации и опыта здесь не обойтись.

«Я – СПОРТСМЕН-ЛЮБИТЕЛЬ»

- Каким видом спорта занимались или занимаетесь вы сами? (Руслан).

- Я – спортсмен-любитель. Люблю лыжи и плавание. Плавать могу часами, к сожалению, сейчас это редко удается. В команде сотрудников академии с удовольствием играю в волейбол.

- Как вы считаете, может ли здоровый образ жизни быть национальной идеей? (Людмила Исакова).

- Естественно, может! Россия сегодня находится в такой ситуации, когда численность населения сокращается. Отрицательная демография – угроза национальной безопасности. Всем очевидно, что эту проблему надо решать, в первую очередь, пропагандируя здоровый образ жизни населения. Конечно, здоровье населения – фактор многосложный, но его основу составляет здоровый образ жизни и занятия физической культурой.

- Вы читаете газету «БИЗНЕС Online»?

- Да, я ваш постоянный читатель.

- Юсуп Диганшеевич, большое спасибо за интересный разговор. Желаем удачи и процветания вашей академии!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.05.2012 10:47

    А что у нас в Казани открыли новый государственный вуз? Да еще спортивный. Давно пора было.

  • Анонимно
    18.05.2012 10:57

    ..."Коллектив растет. Конечно, мы приглашали преподавателей и из других вузов – по общим дисциплинам, по сервису и туризму. Один специалист приехал к нам из Волгограда, у нас работают люди, имеющие опыт работы в Москве, в Санкт-Петербурге. Сегодня мы ведем переговоры о привлечении узких специалистов из регионов России" ... В первую очередь надо казанских специалистов приглашать. Как никак они патриоты своего реиона и будут болеть за родной вуз. Иногородний рано или поздно все равно будет думать как вернуться на роодину... А через 4 года мы уведим кого подготовили...

  • Анонимно
    18.05.2012 10:58

    Ни в одном другом регионе ФЕДЕРАЛЫ НЕ ПОЙДУТ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЙ ВУЗ ДА ЕЩЕ ЗА федеральные деньги.

  • Анонимно
    18.05.2012 10:58

    В Казани и без Универсиады появился бы этот ВУЗ, и ректор был бы проворнее и настоящим мастером спорта... Но КФУ так вот и надо повторить подходы, как у спортсменов - уровень федеральный! Спасибо Президенту Минниханову и М.Барееву - реально все произошло!

  • Анонимно
    18.05.2012 11:14

    Якубов - молодец! А масером спорта быть не обязательно, главное в таких случаях: пахать! А он это может. И результат будет.

  • Анонимно
    18.05.2012 11:59

    Бареев создавал вуз под себя, как запасной аэродром. А Якупов временщик.

  • N.
    18.05.2012 13:38

    как постоянный читатель, благодарю за интересное полное интервью. замечу, что в Бизнес-онлайн цензуры практически нет. таких СМИ немного. молодежь у нас талантливая не перевелась, а порой затыкают.вопросы к приглашенным бывают разные, иногда специально масла в огонь подкидываешь,чтобы интереснее было,чтобы у гостя был простор для рассуждений.БО молодец! ...а вот с идентификацией комментаторов я бы порекомендовала ужесточиться. анонимность расслабляет.БО - ВЫ ЛУЧШИЕ, держите марку!

  • Анонимно
    18.05.2012 16:13

    Общался с Якубовым в процессе подготовки ряда газетных статей в бытность его работы депутатом в Госсовете. Очень толковый, вдумчивый и главное совестливый человек. Таких сегодня, увы, не много. Успехов и удачи ему!

  • Анонимно
    19.05.2012 11:13

    Попробуйте в Казани, где не было, например, школы синхронного плавания, найти качественного тренера. Надо привлекать лучших, в т.ч. из других городов.

  • Анонимно
    19.05.2012 15:31

    Просмотрели интервью. Нам очень понравилось его содержание, логика и полнота подачи материала. Считаем в нем было рассказано очень много интересного и полезного для жителей и абитуриентов нашего региона, т.к. в СМИ, к сожалению, вряд ли узнаешь столько информации про академию или какой-либо другой вуз. Коллектив кафедры иностранных языков гордится ректором академии.

  • Анонимно
    23.05.2012 12:12

    У ВУЗа нет своего даже здания, большие неудобства для студентов. Ректор слабоват, не сможет нечего прогрессивного придумать. Сидит , как всегда,и всего боится. А мастером спорта здесь быть совсем не надо. Многие спортсмены очень слабы на интеллект, сила есть-ума не надо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль