Общество 
20.05.2012

Фарид Бикчантаев: «Пусть у нас выступает даже атнинский театр. Но не эстрадные коллективы»

«САЛИМЖАНОВ НЕ БЫЛ ЗЛОДЕЕМ КЛАВДИЕМ»

- Фарид Рафкатович, во времена руководства Камаловским театром Марселем Салимжановым вас называли «наследным принцем». Были для того предпосылки?

- Меня по-разному называли. Более того, иногда, когда Марсель Хакимович меня видел, он говорил: «Вот идет наш Гамлет, принц датский».

- Ну, это другое. Он же Клавдием, если мы обратимся к шекспировским персонажам, себя не считал?

- Нет, злодеем Клавдием он не был. Напротив, я считаю, что у меня при Салимжанове были льготные условия, я жил, как у Христа за пазухой. Как бы нас с Салимжановым не пытались столкнуть, противопоставить. Такое бывало, и часто. Этим и коллеги грешили, и мои московские друзья, но Марсель Хакимович был особенный, он как-то мне сказал: «До тебя я перегибал палку. Мог надавить. Ни у кого не было такой свободы, как есть у тебя».

Салимжанов никогда не давил на меня, мои спектакли никогда не подвергались переделкам. И ставил я при нем практически все, что хотел. Ну, естественно, мы выдерживали баланс в репертуарной политике. Были пара-тройка случаев, когда Салимжанов приглашал меня и говорил: «Надо поставить вот этого автора. Поищи у него что-нибудь». У нас, например, в репертуаре одно время не было спектаклей по пьесам Галиаскара Камала, а они должны быть всегда, наш театр же его имя носит.

«ПРЕЗИДЕНТ СКАЗАЛ: «БЕРИ ТЕАТР»

- Когда уходил из жизни Салимжанов, было ясно, что вы станете воспреемником…

- Вот это как раз было непонятно! Все было очень непросто.

- И как же это вышло?

- Сорок дней без Салимжанова для меня длились долго. Потом тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев собрал специальное заседание, где решался вопрос о главном режиссере Камаловского театра. Меня на этом заседании не было. Как мне передали потом, там все было сложно. Окончательное решение принял все-таки Шаймиев. На следующий день он пригласил меня к себе.

Безимени-1.jpg
"Национальный театр существует в более сложной ситуации. С одной стороны, мы не имеем права терять «Голубую шаль», с другой – мы не можем не развиваться. Мы не должны замыкаться  в себе"

- И сказал: «Бери театр»?

- Что-то в этом роде. Мы беседовали минут сорок, президент меня наставлял. Мы говорили и о труппе, и о репертуаре, и о Марселе Хакимовиче. Очень добрый и подробный разговор был. Шаймиев умеет вести раскованную беседу, тогда собеседник раскрывается. Потом было представление меня труппе.

«ФОН БЫЛ ТЯЖЕЛЫЙ»

- Это, наверное, трудно: прийти в театр после такого сильного лидера, каким был Салимжанов, и доказать, что ты достоин занять это кресло. Как вы себя ощущали?

- Мне помогло, что к этому времени я уже 13 лет проработал очередным режиссером Камаловского театра.

- Очередной режиссер и главный – это абсолютно разные профессии.

- Согласен. Но ситуацию облегчало то, что у меня к тому времени уже были в театре ученики. С той, «салимжановской» группой актеров было уже сделано много спектаклей. Но фон… Фон был тяжелый, вы правы.

- Что было самым трудным?

- Наверное, все-таки выстраивание взаимоотношений с труппой, с теми людьми, которые практически всю жизнь шли бок о бок с Салимжановым. И хотя я с ними к тому времени уже много работал, момент проверки был. Но мы все в это время были растеряны, в театре вдруг на какое-то время повис страх: как все пойдет дальше, вытянем ли мы?..

«САЛИМЖАНОВ РЕПЕТИРОВАЛ КАК УРАГАН» 

- Десять лет показали, что вытянули. Но театр Салимжанова и театр Бикчантаева, они чем различаются?

- По почерку мы разные, но школа одна – ГИТИС, хотя в ГИТИСе учились у разных педагогов. Салимжанов учился у Андрея Лобанова и Андрея Гончарова, я у – Марии Кнебель, я «кнебелевец». У нас с Марселем Хакимовичем было большое различие в методологии. В сближении актера и материала мы отличаемся кардинально. Салимжанов был взрывной человек, просто ураган. Я репетирую тихо, хотя все зависит от пьесы. Для меня очень важен автор.

marsel_salimjanov.jpg
 "В сближении актера и материала мы отличаемся кардинально. Салимжанов был взрывной человек, просто ураган"

«МЫ УВАЖАЕМ ЗРИТЕЛЯ И НЕ МОЖЕМ ПОНИЗИТЬ ПЛАНКУ» 

- Есть две категории публики. Одна считает, что татарский театр – это только «Голубая шаль», и больше нам ничего не надо, мы за театр национальный. Другая полагает, что татарский театр должен развиваться по законам мирового театрального процесса. Правда есть и у тех, и у других. Какой вам театр ближе, какой театр вы строите? 

- Когда я пришел в кабинет главного режиссера, мне начали предъявлять претензии, что я сейчас начну разрушать все, что было при Салимжанове, заполоню афишу классикой русской и зарубежной. Эти люди толком не понимали, что делал Салимжанов, они не помнили, что в девяностые годы у нас в театре уже шел Ибсен, Шиллер, Гольдони, Эдуардо де Филиппо, Шекспир, Чехов, Островский. Генеральная линия Салимжанова была такова: не замыкаться в себе. Он был открыт хорошей драматургии. Конечно, национальный театр существует в более сложной ситуации, я говорю о любом национальном театре. С одной стороны, мы не имеем права терять «Голубую шаль», с другой – мы не можем не развиваться. Мы не должны замыкаться  в себе. В последние годы мы начали приглашать режиссеров, участвовать в фестивалях выезжать. Это по-новому формирует труппу. И потом, если ограничиться рядом названий, это значит, мы без уважения будем относиться  к нашему зрителю. Если мы зрителя уважаем, мы не можем себе понизить планку даже в таких жанрах, как легкая комедия.

«ТО, ЧТО КАЗАНЬ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ГОРОД – ЭТО МИФ» 

- Возможно, Камаловскому театру стоит обратить внимание на сегмент русскоязычного зрителя, сломать стереотип, что в Камаловский ходят только татары. Если театрал любой национальности придет в театр, он будет в него ходить.

- Такие шаги мы предпринимаем, и предпринимали. Но в Казани так немного театралов! Мы пробовали играть в малом зале и Чехова, и  Ибсена. Да, четыре-пять залов мы собираем, потом этот театральный зритель заканчивается. Ну нет у нас в достаточных количествах такого театрального зрителя, который смотрит спектакль, и ему все равно, где он его смотрит, лишь бы спектакль был хороший.

- То есть вы полагаете, что «Казань – театральный город» - это миф?

- Это миф. Вот сейчас на «Науруз», Эймунтас Някрошюс привезет «Идиота». Спектакль идет четыре часа. Мы рискнули поставить его в афишу дважды. Посмотрим, что из этого выйдет, наберется ли два зала на этот сложнейший спектакль.

- А что должно произойти в Казани, чтобы этот миф стал реальностью?

- Надо открыть еще минимум пять театров. Пять новых площадок. Ситуацию со зрителем в Казани  надо взрывать. А если вернутся к разговору, что к нам в театр должен ходить и русскоязычный зритель, то мы, наверное, кое в чем сами виноваты. Надо вернуть нашей театральной площадке ее именно театральный статус. К сожалению, она иногда ассоциируется с площадкой концертной. Это серьезная проблема.

- Но ее можно решить?

- Можно. Когда у нас выступают Райкин, театр Додина, Малый театр, Някрошюс – это нормально. Пусть выступает самарский, оренбургский театры, даже атнинский, все равно это театр. Но не эстрадные коллективы. На ближайшее время одна из моих задач - вернуть нам статус престижной театральной площадки.

- Каков средний уровень зарплат актеров?

- Около 15 тысяч.

- По первому образованию вы актер. Актерское образование помогает или мешает?

- Иногда помогает, иногда мешает, потому что я с трудом себя сдерживаю на репетициях, иногда так хочется выйти на сцену и все самому показать актеру. Но я понимаю, что это не всегда хорошо.

 

 

Эпизоды из спектакля по пьесе Зульфата Хакима "Телсез куке" ("Немая кукушка"), 2004 г.
Режиссер - Фарид Бикчантаев

 

«ДЕЛАТЬ В КИНО ГОСЗАКАЗЫ – ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ» 

- Но ваш эксперимент с фильмом «Куктау» был очень хорошим, несмотря на явные просчеты в сценарии и режиссуре что уж было однозначно хорошо – это ваша работа. Были еще предложения сняться в кино?

- Были, но я отказывался. При всех минусах «Куктау» - это пока наш единственный фильм, о котором стоит говорить всерьез. Не считая «Бибинур». Мне очень жаль,  что пока наше кино не развивается, Все полагают, что проблемы татарстанского кино в скудном финансировании, у меня другое мнение, все это ерунда. Я согласен с Салаватом Юзеевым, который полагает, что проблема татарстанского кинематографа в отсутствии авторского кино. Если мы будем уповать только на госзаказы, мы в кинематографе никогда и никуда не продвинемся. Делать госзаказы – это тупиковый путь.

- У вас никогда не было желания снять фильм? 

- У меня такого желания не было, но такие предложения ко мне поступали. Я обычно говорю в таких случаях: «А что же вы не предлагаете мне картину написать или дом спроектировать?». Кинорежиссер – это другая профессия, ей нельзя заниматься от случая к случаю, ей надо жить.

036.jpg
Ближайшее событие в театре – культурно-образовательный форум «Науруз», который пройдет в июне

«МЫ ПРИГЛАСИЛИ НАСТОЯЩЕГО ШАМАНА» 

- Ваш театр в последнее время отличается тем, что становится ньюсмейкером. Какие события нас ждут в ближайшее время? 

- Ближайшее событие – культурно-образовательный форум «Науруз», который пройдет в июне. Ждем очень интересных участников: театр Някрошюса, известного экономиста Геннадия Дадамяна, приедет ученик Анатолия Васильева Юрий Альшиц, он будет проводить актерские тренинги, из Тывы приезжает шаман, приезжает знаменитая певица Степанида, которая на прошлом «Наурузе» потрясла публику. О будущем сезоне пока не хотелось бы говорить, он в стадии формирования. Но он начнется с поездки, важной для нас. Мы везем на международный фестиваль в Пекин нашу «Принцессу Турандот», будем показывать китайцам китайский театр. Кроме этого, в июле-августе мы хотим завершить третий этап ремонта здания, президент РТ дал нам на это добро.

 

Справка

Фарид Бикчантаев родился в Казани в 1962 году. Мама – актриса Камаловского театра Наиля Гараева, отец – актер и режиссер Рафкат Бикчантаев. Окончил Казанское театральное училище по специальности «актер» и режиссерский факультет ГИТИСа в 1991 году. С 1989 года ставит спектакли на Камаловской сцене. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии РТ им. Тукая.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.05.2012 10:14

    Мне нравится татарский театр, хотя я и русский. Со многими перспективными напрвлениями развития Камаловского театра, да и в целом татарского театра, которые в своем интервью изложил Фарид Бикчантаев, я согласен. Фарид, ждем новых постановок! Спасибо!

  • Анонимно
    20.05.2012 10:36

    Хочется пожелать Фариду Бикчентаеву и коллективу театра новых интересных постановок, творческих удач и находок, которые станут интересны татаро- и русскоязычной публике, выхода театра на новый качественный уровень. Может быть даже, стать площадкой для зарождения татарского кинематографа, кузницей кадров для него.Фарида Романова, Ижевск.

  • Анонимно
    20.05.2012 10:53

    Мне не нравится татарский театр, хотя я и татарин. Со многими перспективными напрвлениями развития Камаловского театра, да и в целом татарского театра, которые в своем интервью изложил Фарид Бикчантаев, я не согласен. Театральному национальному искусству необходимо развивать тематику городской культуры. Сейчас вся татарская культура основана на культе деревни, деревенской культуре. Все, вплоть до национальной одежды ориентировано на деревню. От этого нужно уходить. Нужно развивать городскую национальную культуру, и театр должен быть в этом в авангарде.

    • Анонимно
      21.05.2012 09:00

      Я предлагаю вам смотреть изба 2 , как человеку с "городской культурой".Ходить на концерты димыбилан и набираться интеллекта.ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ХРАНИТЕЛЬ ТАТАРСКИХ ТРАДИЦИЙ,ОБЫЧАЕВ,УКЛАДА ЖИЗНИ.

  • Анонимно
    20.05.2012 12:54

    Вот и неправда! В камаловском ВСЕГДА присутствовала городская культура. А Фариду Рафкатовичу поздравления с юбилеем и наилучшие пожелания! Он и его команда смогут достойно представлять татарскую культуру. Мы в него верим.

  • Анонимно
    20.05.2012 13:00

    Лицо Фарида Бикчентаева на фото на редкость интеллигентное и не глупое однако! Значит наверно и театр хороший и пойду посмотрю!

  • Анонимно
    20.05.2012 13:03

    Постановки в этом театре разного уровня. Действительно, есть ощущение, что по большей части удовлетворяется спрос того сегмента зрителей, что идет в театр погрузиться в сюжеты татарской деревни вековой давности. Но есть и прорывы, спектакли на другие темы и для другого зрителя. Была недавно на "Турандот", удачный спектакль! Интересно, красиво, впечатлило...

  • Анонимно
    20.05.2012 13:08

    Фарид Рафкатович, неужели Вам 50? Не понял, о каком юбилее ведет речь корреспондент). Не верю. Для меня Вы всегда - принц Датский) И тогда, когда Вы были свободны при Марселе Хакимовиче и сейчас, когда на Вас висит "главный режиссер")Вы, как человек творческий, неуспокоенный, внесли в театр Камала, не ппобоюсь это сказать, европейский уровень. И самое любопытное, что Вы совершенно не конфликтуете с традициями камаловского театра, а наоборот, умело умеете дружить. Это дорогого стоит. После Ваших спектаклей по пьесам татарских драматургов понимаешь, как Вы любите свой народ, свлю нацию. Любите как-то очень мудро. То, что было в режиссуре Марселя Хакимовича, Вами очень бережно подхвачено и развито в каком-то вселенском масштабе. Я всегда на Ваших спектаклях вижу Вашу улыбку. Улыбку принца Датского)

  • Анонимно
    20.05.2012 14:28

    В чем несомненно прав Фарид Рафкатович, так это в том, что абслютный миф - театральная Казань. Кто повинен в этом? Мы. Возник недавно на Баумана "Театр АКТ" с вполне достойными ребятами. Так на первый же спектакль - плохая рецензия в газете, в которой корреспондент выдает свое мнение - МНЕ БЫЛО СКУЧНО. Прочитавший газету увидит прежде всего это слово - СКУЧНО. Хотя драматургия Донахью не рассчитана на безудержное веселье. Негать с того, чтобы попытаться узнатьрамотно пишем, неуважительно по отношению к только что возникшему театральному организму. Может быть, стоило начать с того, чтобы узнать программу театра, его цели и попытаиься как-то заострить внимание читателя имеено на этом, а не выводить собственные оценки в разряд непогрешимых. Мы, как огня, боимся мыслить, мы жаждем развлечений. Вот и театр Фарида Бикчентаева, прежде всего, обращен к людям мыслящим. И совершенно замечательно, что умело сочетает в своем театре глубокий мыслительный процесс с весельем, которое сродни иронии. Удачи его Театру.

  • Анонимно
    20.05.2012 17:30

    Театралы, не смешивайте профессиональные театры и худую самодеятельность. Если корреспондент хоть что-то написал про театр на Баумана, ему надо в ножки поклониться, нормальный театральный критик, уважающий себя, про ТАКОЕ вообще писать не будет. Там нет темы для разговора. Бикчантаев имел в виду пять профессиональных театров. Неужели вы не поняли?

  • Анонимно
    20.05.2012 18:18

    Люди, которые не состоялись в профессиональных театрах, идут играть что-то в театр на Булаке и на Баумана. Это нормально, им нужна какая-то отдушина. они имеют на это право. Но не надо все это воспринимать всерьез и ждать рецензий. Маргинальность не рецензируется. Критикам, как я понимаю, интересны такие театры, где творит, например, такой профессионал,как Бикчантаев. Это тоже нормально. Каждому свое.

  • Анонимно
    20.05.2012 19:46

    Я уважаю Бикчантаева как Художника. Здоровья ему, творческого вдохновения и желаю не терять чувства внутренней свободы. Это большая удача, что такой крупный мастер есть у татар. Несчастье в том, что такой один у нас. Нету других. Можно создавать и 5, и 50 театров (т.е. тратить на это занятие кучу бюджетного "бабла") и вот так попытаться "раскочегарить" театральную Казань. Но это тупиковый путь. Прежде всего нужны 5-10 амбициозных (небесталанных, естественно) молодых парней и девушек, которые не видят иного для себя смысла существования, как вне режиссерской театральной подмостки. И создавать приемлемые для них условия, и чтобы старая гвардия "не топила этих щенят, пока слепые". А относительно вынесенного заголовка, не соглашусь ни с журналистом, ни с уважаемым режиссером. Стопроцентно соглашаясь с оценкой "невысокой долей художественного содержания", да и просто низкопробностью современной татарской эстрады замечу однако, что эта эстрада не кормится из бюджета, дает худо-бедно существовать огромной армии национальных исполнителей, музыкантов, композиторов, поэтов-песенников и т.д. Да и не всем ведь потребителям искусства дано ощущать катарсис от трагедии Шекспира и "зонгов" Брехта. Особенно представителям города в первом поколении. Из татарских аулов, т.е. Не вина татарской эстрады, что в Казани для проведения концертов нет ни одной нормальный площадки, кроме как Камал театры. "Пирамида" - пафосно и дорого, КСК "Уникс" - по сути аудитория для лекции, Оперный - Рауфаль не пустит низачто, БКЗ - не то вообще, Филармония - зал маленький и акустика ужасная, можно еще перечислять долго. Не эстрадные концерты являются проблемой для театра. Главная проблема это стремительная ассимиляция нации, которая в процессе урбанизации напрочь отрекается от языка, традиции и ментальности. И чуть ли не единственным форпостом в борьбе за сохранение самих себя остается театр. Театр во главе с Фаридом Бикчантаевым. Тяжела его ноша, но как пишется в одной умной книжке "Аллах не даст человеку непреодолимых испытании. Кому много дано, с того и много спросится". Перефразируя "отца народов" добавлю, что другого Бикчантаева у нас для нас нет. Нужно любить того что есть. Мы и любим...

  • Анонимно
    20.05.2012 21:20

    Комент 17.30, у нас никогда не будет много театров,пока существуете Вы, воинственный и озлобленный Театрал. Девушка, поставившая спекиакль имеет профессиональное режиссерское образование и уже поставила спектакль на малой сцене камаловского театра. В спектакле заняты профессиональные актеры - Калаганова и ведущий актер ТЮЗа Ерыгин. Да и сама пежиссерша имеет актерское образование. Именно о таких театрах и говорит Бикчентаев. Может быть их профессионализм несколько противоречит Вашему представлению о нем, но это не значит, что в театре на Баумана работают НЕПРОФЕССИОНАЛЫ. Умейте сдерживать себя в выплеске Ваших эмоций, если уж и взялись дискутировать, то для начала хотя бы узнайте какйю-нибудь информацию.

  • Анонимно
    20.05.2012 22:01

    Представьте, я видел спектакль в театре на Баумана. и знаю, кто в нем занят. "Профессионализм" этих людей не выдерживает критики. Не всякий работающий в театре - профессионал, уровень дарования бывает разный. Нужен тюзовцам такой междусобойчик - ради Бога. Театральную культуру он не повысит, так зачем же копья ломать?

  • Анонимно
    20.05.2012 22:51

    Как Вы смело за "театральную культуру") Даже страшно. Начинаешь думать о том, что все-таки есть в Казани человек, знающий, как "повысить уровень театральной культуры") Так, может быть, Вам сразу в министры культуры России, чего с такими дарованиями в Казани отсиживаться?) Куда уж до Вас Фариду Рафкатовичу)

  • Анонимно
    21.05.2012 08:07

    Укыдым укыдым да, татар яырга булдым)Фэрид Рафкатович,театрга бик яратып йорибез, сезгэ hэм труппага бик зур рэхмэт!

  • Анонимно
    21.05.2012 11:29

    Господа одобряющие, зачем искуственно нахваливать? Невооруженным взглядом заметно, что проблемы есть - в театре, в постановках ФБ, в актерском составе. А с уходом Туфана абый - еще и с пьесами...

  • Анонимно
    21.05.2012 12:36

    Проблем не бывает только в мертвых театрах, а Камаловаский - театр живой. И проблемы Бикчантаев решает и будет решать. Что касается проблем с пьесами после смерти Миннуллина, то знаете, Шекспир, Чехов и Мольер тоже умерли, но театры после их смерти не закрылись. Так что и Камаловский устоит. Успехов Вам, Фарид Рафкатович!

  • Анонимно
    21.05.2012 13:43

    Бикчантаева беречь надо! Не ровен час в Москву пригласят, что тогда делать будем?

  • Анонимно
    21.05.2012 14:41

    Наш Театр - наша гордость. Я - русский. Но в камаловский хожу постоянно. Все постановки прекрасны. Желаю успехов и творческого долголетия.

  • Анонимно
    21.05.2012 15:16

    Русски театр, татарский театр - что за ерунда???? Есть Театр, просто Театр, который потрясает. Наши оперный, Качаловский, Камаловский именно таковы. Успехов им и процветания!!!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль