Машиностроение 
31.05.2012

КАМАЗ готовится к новой волне кризиса

РАЛЛИ НА РАСТУЩЕМ РЫНКЕ

Согласно опубликованному отчету за первый квартал 2012 года, ОАО «КАМАЗ» увеличило выручку на 36,5% - с 19,37 млрд. рублей за первый квартал 2011 года до 26,44 млрд. рублей за первый квартал 2012 года.

Основной причиной роста стал рост реализации грузовых автомобилей и сборочных комплектов. Так, по итогам первого квартала 2012 года на рынке России ОАО «КАМАЗ» реализовало продукции на 42,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В том числе продано автомобилей полной массой 14 - 40 тонн (в том числе сборочные комплекты) – 9653 штуки, среднетоннажных автомобилей полной массой 8 - 14 тонн – 133 штуки.

Отметим, что доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн выросла на 3,9% - с 38,8% за первый квартал 2011 года до 42,7% за первый квартал 2012 года.

Совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн по итогам первого квартала 2012 года составил 22,6 тыс. штук, что на 32,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Таким образом, КАМАЗу удалось увеличить долю на растущем рынке, что подчеркивает реальное укрепление позиций в сегменте крупнотоннажных грузовиков.

Тем временем объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам первого квартала 2012 года составил 1,9 тыс. единиц, что на 68,9% больше, чем за аналогичный период 2011 года. В результате доля ОАО «КАМАЗ» на рынке среднетоннажных грузовых автомобилей РФ была размыта с 12,3% до 6,8% за первые три месяца 2012 года.

kamaz1.jpg

КОНТРОЛЬ СЕБЕСТОИМОСТИ

Заметим, что КАМАЗ смог удержать основные расходы под контролем. Издержки росли более слабыми темпами в сравнении с выручкой. Так, себестоимость выросла на 28,6% - с 17,84 млрд. рублей за первый квартал 2011 года до 22,95 млрд. рублей за первый квартал 2012 года.

Любопытно, что при росте на 36,5% оборота коммерческие расходы выросли только на 9,9%.

В итоге успешной оптимизации производственных и операционных расходов КАМАЗ в первом квартале 2012 года зафиксировал 1,5 млрд. рублей операционной прибыли. Годом ранее автогигант имел убыток в 70 миллионов. Для сравнения: по итогам всего 2011 года компания получила 1,43 млрд. рублей операционной прибыли. Другими словами, за три месяца 2012 года КАМАЗ сделал годовой объем прибыли 2011 года.

Интересно, что компания сократила прочие доходы и расходы на 23% и 25% соответственно. При этом положительное сальдо данных статей уменьшилось на 108 млн. рублей - до 672 за первые три месяца 2012 года. То есть это подчеркивает ведущий вклад в итоговый результат от основной деятельности компании.

В итоге чистая прибыль ОАО «КАМАЗ» выросла в пять раз – с 307 млн. рублей за первый квартал 2011 года до 1,56 млрд. рублей за первый квартал 2012 года.

kamaz2.jpg

СНИЖЕНИЕ НАГРУЗКИ В ПРЕДДВЕРИИ НОВОЙ ВОЛНЫ КРИЗИСА

Отметим, что ОАО «КАМАЗ» сократило краткосрочные займы на 39,7% - с 7,8 млрд. рублей за первый квартал 2011 года до 4,7 млрд. рублей за первый квартал 2012 года. Также на 4%, до 11,9 млрд. рублей уменьшились долгосрочные кредиты. Такая позитивная динамика привела к падению обшей кредитной нагрузки на 17,8% - с 20,2 млрд. рублей за первые три месяца 2011 года до 16,6 млрд. рублей за аналогичный период 2012 года. При этом выплаченные проценты снизились на 12,7% - до 255 млн. рублей.

Подчеркнем, что снижение долговой нагрузки и процентных платежей - очень позитивный сигнал в преддверии обострения проблем перифирийных стран ЕС и роста нестабильности на финансовых рынках.

Динамика кредитного портфеля ОАО «КАМАЗ»

kamaz3.jpg

ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТА ПЕРСОНАЛА И АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН

Стоит отметить, что в связи с изменением законодательства в налогообложении топ-менеджмент принял решение перевести весь персонал в головную компанию. Все сотрудники ОАО «КАМАЗ-Дизель», КАМ ПРЗ, «КАМАЗ-Металлургия» были переведены во вновь созданные соответствующие подразделения Завода двигателей, Прессово-рамного завода, Металлургического комплекса и т.д.

Таким образом, сравнивать динамику средней численности персонала в разрезе сравнения 2012 года с 2011 годом не имеет смысла.

Отметим, что по итогам первых трех месяцев 2012 года на оплату труда было направлено почти 3 млрд. рублей. При этом с учетом средней численности сотрудников и фонда оплаты труда средняя заработная плата на КАМАЗе выросла на 27,3% - с 18,3 тыс. рублей в первом квартале 2011 года до 23,3 тыс. рублей в первом квартале 2012 года. Однако при оценке динамики заработных плат стоит учесть и то, что ежегодные бонусы топ-менеджменту по стандартам РСБУ отражаются именно в первом квартале.

Интересно, что с июня 2012 года КАМАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю. По всей видимости, это антикризисный план компании на случай резкого падения спроса на коммерческие автомобили по образу четвертого квартала 2008 года. Считается, что данное мероприятие позволит избежать перепроизводства и затоваривания стоков.

Динамика выручки и капитализации ОАО «КАМАЗ»*

kamaz4.jpg

*Для первого квартала 2008 года $3 995 847 008 и курс 23,40 рублей за доллар США.
**Для первого квартала 2009 года $424 695 842 и курс 33,90 рублей за доллар США.

 

 РОСТ ПРОДАЖ ПРОИСХОДИЛ В ОСНОВНОМ В РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ

На вопросы газеты «БИЗНЕС Online» о некоторых деталях отчетности ответил Олег Афанасьев - директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ».

- Согласно отчету ОАО "КАМАЗ" за первый квартал 2012 года, средняя численность персонала составила 42847 человек, против 21446 человек в 2011 году. Чем вызван такой рост средней численности?

- Согласно отчетности по РСБУ, численность персонала указывается только та, которая входит в головную компанию, то есть в ОАО «КАМАЗ». Там не учитываются дочерние компании, такие как ОАО «КАМАЗ-Металлургия», ОАО «КАМАЗ-Дизель» и т.д. Мы, в связи с изменением законодательства в налогообложении, приняли решение весь персонал перевести в головную компанию. Все сотрудники ОАО «КАМАЗ-Дизель», КАМ ПРЗ, «КАМАЗ-Металлургия» были переведены во вновь созданные соответствующие подразделения Завода двигателей, Прессово-рамного завода, Металлургического комплекса и т.д, которые входят в головную компанию ОАО «КАМАЗ». Тем самым весь персонал теперь работает в одной головной компании. Фактически никакого увеличения персонала не произошло, но в отчетности это отразилось.

- Выручка ОАО "КАМАЗ" выросла на 36,5 процентов - с 19372 миллионов рублей за первый квартал 2011 года до 26440 миллионов рублей за первый квартал 2012 года. За счет каких факторов удалось увеличить выручку?

- Выручку удалось увеличить за счет сокращения издержек, снижения непроизводственных расходов, роста продаж техники и запасных частей (порядка 30 - 40 процентов к аналогичному периоду прошлого года). При этом рост продаж происходил в основном в розничном сегменте.

ИНВЕСТОРЫ НЕ СПЕШАТ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В КАМАЗ

Интересно, что при всем этом позитиве рыночная капитализация ОАО «КАМАЗ» находится гораздо ниже своих исторических максимумов, и несмотря на хорошие финансово-экономические показатели, инвесторы не спешат вкладываться в акции КАМАЗа. Так, компания потеряла 38,3% своей рыночной капитализации - с 53398 млн. рублей в первом квартале 2011 года до 32946 млн. рублей в первом квартале 2012 года. В абсолютном выражении потери составили 20,45 млрд. рублей.

Это при том, что КАМАЗ завершил с прибылью 2011 год, а в продолжении показал рекордный объем выручки первого квартала за последние пять лет и за первые три месяца превысил годовой объем операционной прибыли.

Для объективности отметим, что фондовые рынки ощущали на себе давление, связанное с проблемами долговой нагрузки периферийных стран ЕС. Так, общероссийский индекс ММВБ потерял 16,3% - с 1813,59 пункта в первом квартале 2011 года до 1517,34 пункта в первом квартале 2012 года. Хотя даже на таком фоне акции КАМАЗа были гораздо «хуже рынка».

Таким образом, пока ни новости о возможном увеличении доли Daimler AG или о слиянии с МАЗом, ни замечательные финансовые результаты не дают достаточного импульса для устойчивого роста котировок акций КАМАЗа. Хотя экономические итоги 2011 года и первого квартала 2012 года могут добавить уверенности топ-менеджменту в переговорах по изменению долей и предстоящим слияниям.

 

Основные финансово-экономические показатели ОАО «КАМАЗ»

Наименование показателя
1 квартал 2010
1 квартал 2011
1 квартал 2012
Абсолютное изменение 1 кв. 2012 к 1 кв. 2011
Изменение в %
Рыночная капитализация, млн. руб.
53219
53398
32946
-20452
-38,3
Выручка от реализации, млн. руб.
12878
19372
26440
7068
36,5
Себестоимость, млн. руб.
11972
17840
22949
5109
28,6
Затраты на 1 руб. реализованной продукции
0,930
0,921
0,868
-0,053
-5,7
Валовая прибыль, млн. руб.
906
1532
3491
1959
127,9
Коммерческие расходы, млн. руб.
591
889
977
88
9,9
Управленческие расходы, млн. руб.
515
713
1005
292
41,0
Операционная прибыль, млн. руб.
-199
-70
1509
1579
 
Проценты к уплате, млн. руб
391
292
255
-37
-12,7
Прочие доходы, млн.руб.
3026
4056
3123
-933
-23,0
Прочие расходы, млн.руб.
2521
3276
2451
-825
-25,2
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн. руб.
-137
307
1564
1257
409,4
Краткосрочные кредиты и займы, млн. руб.
8411
7806
4709
-3097
-39,7
Долгосрочные кредиты и займы, млн. руб.
13043
12419
11922
-497
-4,0
Кредиторская задолженность
12381
16703
21605
4902
29,3
Производительность труда, тыс. руб./чел
897
1222
617
-605
-49,5
Среднесписочная численность, чел.
14350
15852
42847
26995
170,3
Фонд оплаты труда, млн. руб.
579
868
2998
2130
245,4
Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.05.2012 08:50

    опять у людей уменьшится зарплата

    • Анонимно
      31.05.2012 09:31

      В Европе вообще заводы закрывают и люди со стажем 15-20 лет на улице остаются. Спасибо правительству России, что КАМАЗ поддерживают.

      • Анонимно
        31.05.2012 11:07

        Спасибо правительству России, что светит солнце и что завтра наступает лето! Ура, товарищи!!!

  • Анонимно
    31.05.2012 08:51

    Камаз положил глаз на МАЗ.

    • Анонимно
      31.05.2012 12:03

      Кто кого быстрее купит: Камаз - Маз или Мерседес - Камаз?

  • Анонимно
    31.05.2012 09:37

    Во всём виноват ВУЗ для градообразующего предприятия НЧ - его специалисты наворотили столько, что уже 15 лет предприятие не придёт в нормальный ритм работы, обеспечив тем самым законное право рабочим - право на труд. А Когогин тут не причём....

    • Анонимно
      31.05.2012 09:51

      Зачем нужно заводу руководство, которое "не при чем"???

  • Анонимно
    31.05.2012 09:42

    для 09:31Прекратите врать. В Европе уволенных государство поддерживает и очень серьезно, а не 850 руб. пособием.

    • Анонимно
      31.05.2012 10:08

      не нравиться - ищите лучше.

      • Анонимно
        31.05.2012 11:08

        Что будет с бедным Когогиным, если заводчане действительно найдут где лучше?

        • Анонимно
          31.05.2012 12:39

          Кто сказал, что Когогин бедный? Милионные бонусы за управление, плюс Камаз-Лизинг. Плюс "комплаенс" по полной. И акции завода еще есть.

          • Анонимно
            31.05.2012 15:37

            "Бедный" - в смысле "бедный душой". А Вы всё деньгами меряете.........

        • Анонимно
          3.07.2012 18:56

          как удалось бывшему госслужащему Когогину за 10 лет стать миллиардером, уж не потому ли что Камазу постоянно помогает Государство. 40,5 млн руб его доход за 2011 год и 8,9 млн доход альфии , какая же зарплата у рабочих камаза? где столь дорогие рабочие места?

  • Анонимно
    31.05.2012 10:24

    Реальные продажи а/м КАМАЗ за май упали в 2,5-3 раза, перспектив на июнь не видно. Запчасти пока продаются. Секрет успешности 1 квартала прост: все госзакупки ведомствами а/м КАМАЗ в 2012 г. проведены в 1 квартале. Да и старались успеть до повышения цен и тарифов с 01.07.

  • Анонимно
    31.05.2012 10:52

    Розница? Госзакупки! Даже оборонку напрягли: они же проштрафились в 2011 с выполеннием плана закупок.

  • Анонимно
    31.05.2012 11:42

    Приглашаю всех сокращенных или недовольных на стройку. Зарплату и свежий воздух гарантирую....... (8552)39-64-54

  • Анонимно
    31.05.2012 15:25

    11:42, а почему телефон нашего дилера даёте?)реавтоцентр не занимается строительством, это продажа авто и запчастей

  • Анонимно
    31.05.2012 15:42

    Здесь всё просто идёт подготовка к продаже доли автозавода Камаз, Даймлеру или ещё какому-нибудь скрытному покупателю для этого проводятся мероприятия по понижению покупной стоимости КамазаЭто работа для антимонопольной службы РФ

    • Анонимно
      31.05.2012 16:26

      Мерседес сам не переплатит за КАМАЗ. Немцы точно знают, что по чем. Квадратиш, практиш, гуд.

  • Анонимно
    31.05.2012 16:01

    "Дядя Вова" помог Камазу.

  • Анонимно
    31.05.2012 17:52

    Кризис волна за волной, ВТО уж на пороге, но не сдается наш отважный Камаз.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль