Машиностроение 
13.06.2012

КАПО намекнуло Кремлю: Нехорошо покупать «Эйрбасы»

ОЛИГАРХ ЛЕБЕДЕВ И ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РОГОЗИН КАК ЛОББИСТЫ КОНКУРЕНТА КАПО

Первым основным отраслевым риском для КАПО в области производства специальных Ту-214 названо усиление конкуренции со стороны производителей России и СНГ. А главным соперником названо ульяновское ЗАО «Авиастар-СП» с его Ту-204. «Доля предприятия в данном сегменте может уменьшиться в связи с появлением на авиационном рынке в ближайшее время нового самолета Ту-204СМ». Пожалуй, впервые в публичном отчете КАПО так говорится о ближайшем соседе.

Впрочем, это лишь констатация факта. Напомним, что недавно в интервью «БИЗНЕС Online» президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев откровенно признал, что завершающий сертификационные испытания Ту-204СМ – главный козырь его фирмы. И если с машиной все получится, перспектив у Ту-214 – никаких: «Все лучшее, что есть на Ту-214 (объем фюзеляжа в первую очередь), объединим с достижениями Ульяновска. Жизнь заставляет, и давно надо было это сделать. Должен быть один самолет, а не два – Ту-204 и Ту-214 – с почти одинаковыми функциями, но производящиеся по разной документации и на разных заводах. Экономика какой фирмы и даже страны это выдержит? Полный объем оснащения, подготовки производства - и всего по две-три машины в год».

Отметим, что «Авиастар» уже нарушил многолетнюю монополию КАПО на поставки бортов руководству России, сдав в этом году два Ту-204-300 в VIP-комплектации. А у программы Ту-204СМ есть влиятельные «двигатели». Несмотря на многие проблемы, твердое намерение стать стартовым заказчиком Ту-204СМ высказывает авиакомпания Red Wings председателя совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация» Александра Лебедева (45-е место среди богатейших бизнесменов России). Перевозчик готов закупить 15 самолетов. В прошлом году пассажиропоток Red Wings составил около 1 млн. человек (15-е место среди отечественных авиакомпаний). При этом Red Wings - единственная российская авиакомпания, эксплуатирующая только отечественную технику (восьмерка Ту-204-100).

Но главный «заступник» программы Ту-204СМ – курирующий оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин, заявивший, что сертификацию самолета завершат в середине 2012 года, и тогда же начнется его серийное производство.

ПРИОРИТЕТ – ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕХНИКА, НО…

Вторым основным риском в отчете КАПО называется «насыщение внутреннего рынка авиатехникой зарубежного производства». При этом подчеркивается «усиление предложения специальных версий самолетов аналогичного класса со стороны таких производителей как Airbus, Boeing». А далее следует расшифровка тезиса: «Данные риски начали проявляться, когда одной из структур государственной власти были закуплены два зарубежных самолета для перевозки государственных лиц».

Странно, что «одна из структур» не называется. Речь может идти только об одном, уже наделавшем немало шума в прессе приобретении. В 2010 году управление делами президента РФ купило для специального летного отряда «Россия» за 6,7 млрд. рублей два административных самолета Airbus A319-115XCJ (corporate jet). Первая из машин прибыла в Москву как раз на днях - 21 мая. Ожидается, что второй борт будет поставлен в четвертом квартале 2012 года… Пресс-секретарь управделами президента РФ Виктор Хреков был вынужден оправдываться: «Приоритетом является закупка отечественной авиатехники,.. но мы вынуждены закупать иностранные самолеты, которые отсутствуют в линейке отечественного авиапрома». Напомним, что чуть ранее для СЛО «Россия» купили французский административный джет Dassault Falcon 7x, а совсем недавно – два итало-британских вертолета-салона AugustaWestland 139.

Слегка лягнув управделами президента РФ, КАПО заставило вспомнить критику Ту-214 со стороны Дмитрия Медведева. Говоря о поломках президентских бортов, он заметил: «К сожалению, даже новые самолеты имеют проблемы, и в этом я убедился на личном опыте». В декабре 2011 года на КАПО с документами по президентскому самолету даже работали сотрудники генпрокуратуры РФ.

Впрочем, КАПО, похоже, не унывает. Если в 2011 году завод сдал два специальных Ту-214 (оба - СЛО «Россия» Ту-214ПУ и Ту-214СУС), то в 2012-м он завершит постройку для управделами одного специального Ту-214 и одного «салона». Также предполагается завершить наземные и летные испытания Ту-214ОН для министерства обороны. Кроме того, в 2011 году с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» заключен договор на изготовление Ту-214СУС (самолет – узел связи) для ФСБ. Но и это не все. В третьем квартале 2012-го планируется подписать с ОАК контракт на поставку управделами трех Ту-214СР для УДП РФ. Также сегодня идут переговоры по заключению контракта на поставку дополнительно ФСБ еще двух Ту-214.

«БЕЗ РИСКА УТЕЧКИ СЕКРЕТОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Для «БИЗНЕС Online» «опасения» КАПО относительно бортов западного производства прокомментировал главный редактор агентства АвиаПорт.Ru Олег Пантелеев:

- Есть вещи, которые действительно нужно воспринимать как угрозу, а есть – которые объективно таковыми не являются. Для перевозки первых лиц государства, когда речь идет о ядерном чемоданчике, специально защищенных системах связи, я не вижу предпосылок для того, чтобы носителями такой специфичной аппаратуры могли стать иностранные машины. А когда речь идет не о полетах первых лиц, а о перевозке каких-то передовых групп, то это вопрос исключительно экономики – машины должны быть эффективными с точки зрения решения простой, понятной транспортной задачи.

Кроме того, под машинами специального назначения, естественно, подразумеваются и некоторые самолеты, заказываемые минобороны. Там ведь опять же принципиален вопрос размещения специального оборудования, которое интегрировать на самолеты иностранного производства без риска утечки секретной информации достаточно сложно. Поэтому когда рассматриваем в целом ситуацию, есть опасение, что часть потенциальных сделок, когда речь идет о судах, не предназначенных для специальных миссий, к которым не предъявляются серьезные требования по составу бортового оборудования специального назначения, достанется иностранцам. А вот что касается спецбортов, то, думаю, на ближайшие годы больших проблем здесь не будет. Я бы сказал так. После появления лайнера МС-21, после того, как он продемонстрирует свою надежность, может быть поставлен вопрос о замене одного решения другим, но не раньше. И опять же вопрос заключается в чем? Одно дело построить самолет-платформу, другое – интегрировать в него некое специальное оборудование. Это довольно специфичная работа, которая все равно может остаться за КАПО, даже если базовый самолет Ту-214 производиться не будет. Это решение – прерогатива ОАК, заказчика, но исключать такого варианта нельзя.

Нет ли репутационного ущерба от покупки управделами президента России «Фэлконов», «Эйрбасов», «Аугуст»? Я тут особых проблем не вижу, особенно после того, как тендер на поставку вертолетов американскому президенту выиграли не американские «Белл» и «Сикорский», а, если не ошибаюсь, та же «Аугуста». Мир уже перестал в плане авиации делиться по национальному признаку и национальным границам. Есть компании, которые предлагают лучшие решения в той или иной нише. И я не считаю, что «Эйрбас-319» или какие-либо другие «Эйрбасы» или «Боинги» смогут заменить спецборта в парке наших компаний.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.06.2012 11:24

    Да,конечно.....Зачем ездить на Жигулях,когда можно Мерседес купить.....На Мерседесе лучше думается о российской промышленности......

  • Анонимно
    13.06.2012 12:35

    Пантелеев странный эксперт: завод это не Ателье по упаковке Президента - ни слова о потребностях и расчетах рынка РФ... Болтуны московские - на коленях Воронеж, Самара, уничтожен Саратов, пригибают КАПО... Где прогноз на 80-100 бортов в год для КАПО? В ай-ти деревне, на мониторах компьютеров - мираж в компьютерных играх? Ульяновск наполовину из казанскиз сборщиков пытается захватить кредитные потоки и Лебедев сумеет потихоньку "сломать" безумную дирекцию КАПО - года два-три... Погосян может уже выходить из игры: сцепились соседи, и драка будет настоящая... как с автовазом 20 лет назад и Камазом

  • Анонимно
    13.06.2012 12:53

    вот минниханов. прояви силу воли и купи пару отечественных самолетов! а чего там мечтать о строительстве нового авиазавода? сплошной бред

    • Анонимно
      13.06.2012 13:09

      Куда Минниханов должен купить пару самолетов, и на что? И самое главное - пара самолетов сделают погоду когда нужны партии в десятки бортов в год? Извините, но бред написали.

      • Анонимно
        13.06.2012 13:35

        Самолеты Минниханов может покупать как и танкеры и эксплуатировать их в воздухе Сибири, Урала, Казахстана, Туркмении - и где хотите... как и пассажирские суда - Волга "опустошенная и безнадежная" без крепкой руки джигита МРН! 3500 км от Москвы до Баку... и Ростова - кто возит? что возит? Татары еще в 1000 году в Московию хлеб по Волге отправляли помогая от голода на ОКЕ...

        • Анонимно
          13.06.2012 14:24

          Самолеты закупают авиакомпании, суда - речные пароходства. Минниханов не может вечно навязывать, что покупать. А сам он (вернее, республика) ничего не покупает.

          • Анонимно
            13.06.2012 19:17

            да не минниханов покупает эйербасы. а его друзья из акбарс аэрхолдинга. которые поглотили татарстан авиалинии

            • Анонимно
              14.06.2012 07:42

              Ак Барсу нужны самолеты для местных линий, а Ту-214 предназначен для полетов до Владивостока. Гонять его между Казанью и Москвой - это разорение. Ту-334 бы подошел, но выводить его в серию для сборки нескольких бортов глупо, для этого нужны заказы на 50 и более машин. Так что проблему можно решить только на уровне ОАК и федеральных структур.

      • Анонимно
        13.06.2012 21:29

        а вы думаете новый авиазавод будет в казани построен?фантазия мечтателя и не более

  • Анонимно
    13.06.2012 13:03

    да.сплошная говорильня у наших правителей

  • Анонимно
    13.06.2012 13:41

    В Самаре Хасис "баловался" много лет с заводом, Погосян вообще куражится с ОАК, а Премьер РФ "выдал" с АН-70 "супер-плюху"...Проверяя все закупки иностранных летательных аппаратов за 10 лет - легко взять 15% отката и определить прогноз КАПО на пять лет будущего разгрома - наверно единственный "живой боец", но старшины у него нету, а вместо Комбата приехал Премьер РФ из украинско-норвежского штаба...

  • Анонимно
    13.06.2012 15:13

    Короче у КАПО еще есть год два - без супер обновленного или принципиально нового самолета будут еще пару тысяч безработных.Вообще хочется спросить, а где же мы раньше были? Спали? Не, я конечно профан - всех деталей не знаю, может и подковерка была - но факт остается фактом - скоро машины у КАПО покупать не будут!!!

    • Анонимно
      13.06.2012 15:31

      Суперобновленного самолета не будет. Пожалуй единственный реальный шанс - подключиться к программам Суперджет и МС-21.Что делали? То же что и другие остатки разбитого отечественного авиапрома - недоумевали что вообще творится с отраслью

  • Анонимно
    13.06.2012 17:19

    сегодня эту отрасль уже не поднять.поздно. господа.уже пить боржоми

  • Анонимно
    13.06.2012 18:44

    Подзаголовок в статье "ОЛИГАРХ ЛЕБЕДЕВ И ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РОГОЗИН КАК ЛОББИСТЫ КОНКУРЕНТА КАПО" крайне некорректен и не патриотичен. Судите сами. В России, усилиями Погосяна и Минпромторга, родившего Погосяна, производство самолетов доведено до 7-9 единиц в год. Авиакомпаниям жить надо, и поэтому они завезли за последние пять лет 577 самолетов. Только в 2011 году их завезено 177 ед.Поэтому каждый выпущенный сегодня в России самолет - это ПОБЕДА, независимо от того - на каком заводе он выпущен. Если самолеты будут производиться в Ульяновке или еще где-то (в Казани, Самаре), то это надежда на то, что Россия останется авиационной. Если мы между собой будем мерятся..., то это ускорит конец.

  • Анонимно
    13.06.2012 18:49

    Чтобы быть конкурентоспособным в авиастроении необходимо постоянно обновлять и совершенствовать объект производства. Нам предлагают строить завод под устаревающее изделие. Когда будет новый завод уже не будет АН-70. Небходимо постоянно улучшать взаимодействие КБ-Туполев с заводом, занимаясь совершенствованием объекта производства или обновлять изделие авиатехники.Но это возможно только при новом руководстве предприятия. Старое упорно делает из флагмана самолетостроения заштатный агрегатный завод.

  • Анонимно
    14.06.2012 07:27

    Высказывание последнего поциента в статье понимается мной примерно так: "Конечно, нехорошо покупать спецборта у эрбаса или, там, боинга, это же, типа, небезопасно для страны, но накачивать страну дешевым хламом из-за кордона мы будем продолжать, ведь мы же за здоровую конкуренцию."Однобокое тупое мышление гуманитария не дает поциенту даже и намека на то, что авиапромышленность, которая нам досталась в наследство это ведь стратегическая отрасль, которая по-сути уже просрана, но поциент продолжает рассуждать о том, что будет гораздо более экономически выгодно держать это все хозяйство, чтобы у правительства были спецборта. Браво!

    • Анонимно
      14.06.2012 07:56

      Нужно пояснить "поциенту" - тупому гуманитарию что делать и как быть. А как ругать то тут мы все мастера.

  • Анонимно
    14.06.2012 23:12

    Если вы решили твердоСамолет угнать на Запад,Но не можете придумать,Чем пилотов напугать,Почитайте им отрывкиИз сегодняшней газеты,И они в страну любуюВместе с вами улетят.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль