Общество 
15.06.2012

«Финансирование высшего образования подобно икре на бутерброде в каком-то привокзальном буфете»

ПСЕВДОВУЗЫ И ОБМАНУТЫЕ НАДЕЖДЫ

Объясняя логику слияния вузов эксперты круглого стола главным образом упирали на то, что наличие огромного количества высших учебных заведений привело к девальвации высшего образования. Михаил Эскиндаров - ректор финансового университета при правительстве РФ, прокомментировал ситуацию следующим образом: «Мы видим множество псевдовузов, которые сегодня выдают дипломы, при этом забывая дополнять их знаниями. И мы на рынок выпускаем огромное количество людей, которые надеются, что с помощью этого диплома они получат какие-то преимущества и добьются успеха в жизни. А на самом деле – это обман людей и обман надежд, и это самое страшное, что сегодня делается».

Привели эксперты и цифры — если в России около 3 тыс. вузов на 143 млн. населения, то, например, в Италии — всего лишь 56 вузов на 60 млн. Ректоры назвали ситуацию, когда кафедра состоит из 4 - 5 преподавателей, просто несерьёзной. Таким образом, главная задача слияния — сконцентрировать профессорско-преподавательский состав вокруг крупных вузов, во-первых, а во вторых, сконцентрировать в них государственное финансирование. Которое, как считает ректор воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий, — размазано по тысячам учебных заведений, как икра на бутерброде в каком-то привокзальном буфете.

Отвечая на вопрос о том, сколько же высших учебных заведений останется в стране, выступающие остановились на цифре, которую озвучил премьер-министр Дмитрий Медведев, — около 250 учебных заведений. При этом выступающие отметили, что сокращение - не самоцель. Также был бы не верен и подход «один регион — один вуз».

«В рамках территории необходима соревновательность и конкуренция, ибо опять же отсутствие этого будет существенным тормозом для регионального развития» - заявила генеральный секретарь российского союза ректоров Ольга Каширина.

Именно в конкуренции и соревновательности она видит развитие высшего образования. При этом ставка будет делаться на Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Именно через высшее образование, по мнению специалистов, может быть достигнуто развитие этих территорий.

«ЛЕКТОР ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В АУДИТОРИЮ, ВЫХОДЯ ИЗ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ»

Главным двигателем системы высшего образования собравшиеся видят серьёзную научную деятельность. Отметив, что заниматься ей под силу только крупным учебным заведениям.

«Достаточно посмотреть, как малые вузы участвуют в федеральных целевых программах – ноль результата, не выигрывают никаких грантов, ни в каких проектах не участвуют»., - отметил ректор финансового университета при правительстве РФ. В пример опять была приведена Европа, где в образовательных центрах обучаются сотни тысяч студентов, которым преподают и лауреаты Нобелевских премий, и вообще видные учёные. Борис Лёвин - ректор Московского государственного университета путей сообщения, поддержал необходимость связи вузов с наукой, заявив, что вуз без науки – это не вуз:

«Лектор должен входить в аудиторию, выходя из научной лаборатории. Конечно, это объединение позволило сконцентрировать и возможности, с точки зрения оборудования, имеющейся техники, и, самое главное, людской потенциал. Это объединение дало, безусловно, свои результаты. Я вам приведу пример: только по прошлому году наши ученые выполнили исследорваний на 806 миллионов рублей. Бюджета здесь нет, это все хоздоговорная тематика. Вот вам, пожалуйста, показатель того, что ученые востребованы с точки зрения решения конкретных научных задач».

ЧТОБЫ ПЯТЬ ВУЗОВ ПОПАЛИ В СОТНЮ, МОТИВИРОВАНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАК МИНИМУМ 100

Несмотря на общий оптимистичный настрой, связанный с объединением вузов, к вопросу о незавидном положении российского высшего образования в международных рейтингах выступающие подошли осторожно.

«Это было бы панацеей, но понимаем, что для того, чтобы пять вузов попали в сотню, мотивированы должны быть как минимум 100. Для того, чтобы попасть в 500, нам нужна команда, которая выйдет в мировое пространство. Мне кажется, что наше государство сейчас нацеливает и мотивирует вузы к командной работе» - сказала Каширина.

Не обошли выступающие стороной и проблемы объединения вузов. Круглый стол проходил на фоне митинга студентов горного университета, протестующих против объединения. Все выступающие назвали главными бенефициарами процесса объединения вузов - студентов. А акцию протеста — недоработкой администраций высших учебных заведений. Ректор МИИТА рассказал, что в результате объединения, которое произошло на базе его вуза, недовольных не осталось, а глава ВГУ, сообщил, что процесс слияния должен быть не только максимально открытым, но и максимально честным: студенчество любую неправду быстро распознаёт, и в результате возникают подобные сегодняшней акции протеста.

КФУ — ФЛАГМАН

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, насколько эффективным можно назвать слияние вузов РТ на базе Казанского университета, генеральный секретарь российского союза ректоров, назвала КФУ региональным флагманом процесса слияния высших учебных заведений.

«Тот импульс, который он задает, по-моему, это позитивная динамика. Насколько я знаю, очень много вузовских инфраструктурных проектов - и социалка, и IT - объединяют вуз, это правильное партнерство. И еще раз говорю: платформа союза ректоров, советов ректоров регионов. Исходя из этих соображений, Татарстан - это наиболее показательный пример в этом плане».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.06.2012 14:02

    А как же конкуренция? Не хочу в ПФУ...

    • Анонимно
      15.06.2012 19:02

      Не хочешь не иди, без тебя обойдутся.

      • Анонимно
        15.06.2012 20:45

        Да конечно обойдутся! Что я? Население.... А вообще, мы жить вам не мешаем? Может, уехать? Из города? Из страны? Пробок не будет, мешаться не будем? Обойдетесь?

  • Bagira
    15.06.2012 14:03

    Сегодня отечественное образование переживает непростые времена. Почти 20 лет постоянного реформирования, разрушительные 90-е годы, когда государство по сути дела отказалось от своих социальных обязательств и хроническое недофинансирование бюджетной сферы девятым валом накрыло работников образования и науки, здравоохранения и культуры. У меня до сих пор в памяти 40 или 50 процентные выплаты заработной платы, классическая фраза: «Деньги вышли из Москвы», когда отчаянно хотелось найти ту дорогу, по которой они идут. Именно тогда появляется необходимость работать сразу в нескольких местах, потому что иначе было не выжить. Мое счастье, что все места моей работы в вузе, академии наук, на административных должностях (декан, начальник отдела, проректор,зав.кафедрой и т.д.) дополняли друг друга и позволяли двигаться вперед. Открылись границы и благодаря знанию английского языка я начала активно участвовать в грантах, что делаю с успехом до сих пор. Возможно, сказалась генетика. В моей родословной с обеих сторон более 12 поколений учителей и преподавателей высшей школы, просветителей, духовных деятелей, писателей, шахматистов, художников, ученых и врачей.В 90-е годы социальные институты профессионального образования и прежде всего высшая школа помимо образовательной начинают выполнять функции «передержки» молодежи, чтобы не пополнить армию безработных и не допустить роста криминальной среды, открывается большое количество новых бюджетных и коммерческих учебных заведений. Также в особых условиях Татарстана открываются республиканские вузы, которые становяться эпицентрами инновационного образования. Не могу не сказать об одном из них. Это Татарско-американский региональный институт, который был открыт в 1993 году по инициативе великого ученого и педагога Мирзы Исмагиловича Махмутова, при поддержке руководства Республикии Татарстан и ее Академии наук. Я благодарна судьбе, что она позволила мне работать с ним и ректором ТАРИ Шакировой Дилярой Мансуровной. Удивительная интеллектуальная среда, в которой бурлил котел «инноваций», реализовавались концепции «опережающего образования», полилингвальной и мультикультурной коммуникации. Татарская, русская, английская, арабская речь, которая постоянно звучала в наших стенах, создавала неповторимую атмосферу глобального пространства. С момента создания ТАРИ в нем реализовывались программы многоуровневого образования НПО-СПО-ВПО. В последнем сегменте присутсвовали и бакалавриат и специалитет. Студенты отбирались в основном через Республиканский конкурс «Будущие лидеры Татарстана". Наши выпускники получали Паспорт карьеры и Сертификат компетенций, которые позволяли им продолжать обучение за рубежом и не испытывать трудности при трудоустройстве в России и других странах мира. В 2004 году было принято решение об объединении ТГГПУ и ТАРИ, а по сути это была ликвидация последнего. Кто от этого выиграл? И когда я сегодня слышу и читаю, что, дескать «развелось тут» много вузов, нужно закрывать, сокращать и оптимизировать, то не надо забывать той положительной роли, которую сыграли эти учебные заведения. В том числе и тогда когда говорят о высоком уровне инноваций в Татарстане и что переход к рыночной экономике в России обошёлся без кровопролития. Нельзя забывать, что высшая школа построена на научных школах и направлениях, которые возглавляют конкретные ученые и это дело не одного года. Любое изменение может привести к их безвозвратной потере. Безусловно, необходимо повышать качество образования, но это должно происходить публично и рационально с участием всех стейкхолдеров (заинтересованных участников). Также должны быть гарантии, реальные механизмы социальной защиты, трудоустройства или достойной компенсации тем, кто попадает в жернова оптимизации и модернизации. Только вместе, а не после того.

    • Анонимно
      17.06.2012 12:36

      Высококачественное прогрессивное образование опирается на деятельность энтузиастов и подвижников в образовании. Коллектив единомышленников сформировать трудно, а разрушить ли поглотить легко. Критерием качество образовательной деятельности является применение полученных знаний, карьерный рост и востребованность выпускников вуза. Не мешайтесь вузам развиваться не сливая их.

  • Анонимно
    15.06.2012 14:30

    кажется, ребята стали вырастать из своих шортиков, скоро штанишки оденут, - а кто, как ни министерство образования и правительство РФ наплодило эти псевдовузы? Тогда не стоит говорить про ответственность, - у членов правительства коллегиальный иммунитет на все свои действия, иначе говоря, они не в ответе за ситуацию в сфере образования, это алчные ректоры вузов такие, всё хотят быть ректорами и не меньше, вот и приходиться им уступать, плодить лицензии.

  • Bagira
    15.06.2012 15:03

    Рекомендую прочитать последние материалы: http://www.vz.ru/society/2012/6/15/582095.htmlhttp://www.kommersant.ru/doc/1951240азрушать - не строить.

  • Анонимно
    15.06.2012 20:48

    Еще неизвестно, что бы было с молодежью в эти непростые годы, если бы не было такого количества вузов.

  • wasser
    16.06.2012 11:20

    По моему личному мнению правильно сделали что всех объединили,а то не поймешь чему там учили в этих вузах, сейчас хоть контроль будет за тем, чему учат.

  • Bagira
    16.06.2012 13:11

    А судьи кто?

  • Анонимно
    17.06.2012 08:33

    Вы говорите, что объединение благо? А куда деть историческую славу образования и науки объединяемых? Растворить... Посмотрите на действия руководства КФУ, там ни интелекта, ни науки, ни образования. Сплошная политизация и коммерционализация. Жаль преподавателей и студентов. Они остались без имени.

  • Анонимно
    18.06.2012 16:51

    говоря об отсутствии интеллекта и научного подхода у руководства университета рекомендую записаться на прием к любому или прийти на публичную встречу, например в политклуб Сковордка, уверенна пообщавшись измените мнение на первом же предложении, которое услышите.Интересных,работающих и требующих от других во много раз меньше чем от себя в работе людей всегда опасались. Не торопитесь делать заявления типа вашего.Этим вы показываете что сами не блещете интеллектом.Наконец то ясная политика, понятная и разумная.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль