Общество 
17.06.2012

Зуфар Гимаев: «Если ставят дорогую скульптору Намдакова - это, конечно, политика»

«НАМДАКОВ – ЭТО ПОЛИТИКА»

- Зуфар Фоатович, последнюю неделю в Казани только и разговоров о том, как поступить с коллекцией картин Геннадия Архиреева. Каково ваше мнение?

- В музее, думаю, конечно, будет лучше, чем в частной коллекции. Ситуация несколько накрученная, но вдову художника Светлану Колину можно понять. Печально, но государство не поддерживает таких художников. Если закупки делают, то суммы отпускаются копеечные. У нас даже на таких раскрученных художников, со сложившимся имиджем, как Урманче или Фешин много денег не дают. У нас вообще на культуру много денег не дают. Если ставят, скажем, скульптору Намдакова, дорогую, конечно, то это политика.

- Вы говорите, что лучше в музее. Но ведь наши музейные залы мало посещаются.

- Вообще не посещаются, и уже давно. Главная причина, что нет никакой рекламы. Даже на выставке нашего великого Николая Фешина не было много народа. Когда проходила его первая выставка в Казани, пришло около 30 тысяч посетителей, на последней уже было на порядок меньше. Тогда была реклама, сейчас – нет. А выставка последняя была великолепная, такой в Казани вообще никогда не было. Конечно, можно говорить о рыночной экономике, о том, что культура ценилась раньше, я с этим не согласен. Леонардо да Винчи как был великим мастером, так великим мастером и остался. Мы ведь и держимся еще только за счет культуры, и смотрим по телевидению одноименный канал, этот островок.

«ЧИНОВНИКАМ МЫ НЕ ИНТЕРЕСНЫ»

- Но в Казани есть, например, замечательный музей социалистического быта, его посещает много народа, если бы, предположим, в городе открыли музей андеграунда, как бы вы к этому отнеслись?

- Это было бы целесообразно. Наш андеграунд – это целый неизученный пласт в культуре Татарстана. Но открытие такого музея опять упрется в чиновников, а они не любят художников, как не любят и музыкантов, и артистов. Почему? Чиновники делают свои дела, и им просто не до нас. Мы им не интересны. Вот вам свежий пример. Сейчас очень и очень тяжело болен один из наших ведущих художников, положение тяжелейшее. Не буду называть его фамилию, это не суть важно. И что? Никто не спешит ему и его семье на помощь. А ведь еще лет пятнадцать назад все бы на ушах стояли. Семья не в состоянии его лечить. У этого художника есть своя галерея, если с ним что случится, что с ней будет? Думаю, она тоже может исчезнуть. Жаль, это художник – он очень высокого класса, в свое время тоже боролся с чиновниками, боролся за культуру…

- Архиреев тоже боролся.

- Боролся. А его, образно говоря, топили и душили чиновники. Как и Алексея Аникеенка. Сейчас такого нет. Никто не диктует, что можно писать, а что нельзя. Но с другой стороны – нужна ли нам такая свобода? Ведь искусству надо помогать, талант без поддержки чаще всего не выживает. А чиновники этого не понимают.

«ЧТО ЗНАЧАТ ЭТИ ЗАКУПКИ?»

- Чиновники – порода особая.

- Особая, согласен. Художники с их точки зрения, очевидно, это паразиты. Просят, чтобы у них закупали картины. Закупают иногда, но что сейчас значат эти закупки? Это же ерунда!

- А какое количество картин реально может продать художник государству в течение года?

- У нас в союзе сейчас 240 человек, это объединенные члены татарстанского и российского союзов. Из них активной художественной жизнью живут 40 - 50 человек. Двести человек – это балласт, они платят взносы и некоторые из них даже имеют мастерские. Но они не работают творчески, они работают на прожиточный минимум. Делают «китчуху», которую дешево продают в салонах. Среди них есть талантливые художники, которые могли бы много что интересного сделать в искусстве, но им в свое время надо было бы чем-то пожертвовать, немного «поголодать». А на это не все способны. Можно ли их осудить? Нет, конечно.

У художника семья, дети, жена, всех их надо содержать. У нас были очень талантливые художники, которые, например, сдали свои позиции в перестройку. Даже сам Харис Якупов в перестройку почти сдался. Художники растерялись – работы у них перестали покупать, заказов не было. В то время картины покупали у тех художников, что крутились у власти.

- Но потом же ситуация изменилась?

- Изменилась, и талантливые люди выжили. Кто-то сумел перестроиться и начать писать то, что требовал рынок. Те же, что перестроиться не смогли, рано ушли из жизни.

«МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ПОЛУЧИТЬ МАСТЕРСКУЮ»

- А ваш союз реально может помогать художникам?

- Реально союз помогает, хотя понятно, что система союзов сейчас уже не та, что была раньше. В свое время государство организовало все творческие союзы как элемент присмотра за деятелями культуры. Сейчас этого нет, и большинство людей понимает, что союзы нужны – это промежуточное звено между народом и властью. Наш союз, например, может помочь художнику получить мастерскую на льготных условиях. Это немало! Художник без мастерской, я считаю, это не художник. Есть среди художников, например, люди состоятельные, те, что выстроили себе коттеджи, но это единицы. Их уже трудно назвать художниками, потому что они много сил потратили на зарабатывание денег. Хотя среди них были люди, подающие большие надежды.

- У нас в Казани нет цивилизованного арт-рынка. Почему?

- Хотя мы часто говорим, что Казань – это третья столица, наша культура на третью столицу не тянет. Это чувствуется и верхних, и в нижних, и в средних эшелонах. Днем с огнем иногда трудно найти интеллигентного человека.

«НАМ ПРИШЛОСЬ СОКРАТИТЬ ШТАТЫ»

- Нижний Новгород – тоже не столица, но художественная жизнь там активная.

- Нижний ближе к Москве. Там выделяются деньги на проведение всероссийских выставок, фестивалей, биеннале, там прекрасные музеи. У нас все это пока как-то не развито, хотя в городе есть прекрасные коллекции. Я знаю, например, таких людей, и сам к ним принадлежу, мы можем ради одной хорошей работы поехать на край света. Тут я снова возвращаюсь к выставке Фешина. Когда она закончилась, многие только узнали, что она вообще была. Рекламы не было.

Хотя, например, у нас по телевидению часто идет реклама цирка, и цирк полон, молодец директор, что эту рекламу дает. А выставки? Если художник художнику не скажет, то никто и не узнает. У нас на рекламу нет ни копейки денег, чиновники, выходит, не заинтересованы в нашем продвижении. До кризиса, например, на каждый союз выделялись деньги, это были копейки, но были и им рады, мы могли ими пользвоваться. Сейчас этого нет. Сейчас мы имеем деньги только на зарплату аппарату, зарплаты это смешные. Не буду их даже озвучивать. Нам, например, даже пришлось сократить штаты.

- Вы столько времени отдаете союзу, а свои-то работы удается писать?

- Выходные и праздники для меня счастье. Можно подойти к мольберту. Союз отнимает много времени и сил, почти нет поддержки министерства культуры. Точнее поддержка есть, но она часто напоминает подачку.

Справка

Зуфар Гимаев родился в 1951 году в Намангане. В 1952 году семья переехала в Казань. Окончил казанское художественное училище и художественную академию им. Репина. Заслуженный деятель искусств РТ. Возглавляет союз художников РТ с 2008 года.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.06.2012 10:44

    Считаю, что реклама действительно поможет художникам продаваться и привить интерес к художеству людям которым в принципе дела нет нет до искусства. А те кто ценит высокое искусство не нуждаются в рекламе, просто их становится меньшей меньше

  • Анонимно
    17.06.2012 11:45

    Предлагаю Б.О. взять инициативу в свои руки, показать всем пример и начать рекламировать наших художников !

    • Анонимно
      17.06.2012 12:06

      у БО это хорошо получилось на примере скульптора Даши.

  • Анонимно
    17.06.2012 13:06

    Красивый человек, честное интервью, разумный взгляд на жизнь.

  • Анонимно
    17.06.2012 13:44

    Да,особенно слова от том,что в Казани нет интеллегенции правильные......По большому счету,нас сложно назвать городскими жителями.....Менталитет деревенский ....

    • Анонимно
      17.06.2012 15:32

      Вы о себе говорите и не обобщайте. Кстати, многие вышли из деревни и не всегда были городскими. Не надо снобизма. По уму и хватке деревенские дадут сто очков вперед тем, кто себя возомнил городским. Есть разные люди. Просто в городе плотность дураков не меньше, чем в деревне, но они теряются в массе. И они не столь заметны, но изображать из себя сына профессора в пятом поколении и пить водку как запойный алкоголик также традиция наших "интеллигентов".

  • Анонимно
    17.06.2012 13:46

    Интересное, актуальное интервью!Поддерживать надо не только художников, но и в целом культуру!!!

  • Анонимно
    17.06.2012 14:48

    Успехов Гимаевуу не только как председателю Союза, но и как художнику. У него замечательные картины.

  • Анонимно
    17.06.2012 18:05

    Гимаеву надо взять пример с Бикчантаева. Фарид никогда не жалуется, а двигается вперед. Такое ощущение, что первые 7 комментов здесь написали друзья и поклонники Гимаева. Еще пусть возьмет пример с Пиульской, Хайрутдинова, Нургалеевой - они двигаются вперед и никогда не жалуются. Тем более, что это за нападки на Даши Намдакова.Удивительно, как председатель Союза художников РТ огрызается на власть и тем более на Минтимера Шариповича. Гимаев - не рубите сук на котором сидите!!!

  • Анонимно
    17.06.2012 20:44

    Дело не только в рекламе. Специалисты меня поймут. Необходима система. В республике она сейчас зарождается. Все понимают, что нужно новое движение. Нужны продюсеры, менеджеры. Минкульт по-своему старается. Их там тоже не так много, знаю, что и им тяжело. Но все же они работают. А почему Гимаев не обратился к президенту или министру для начала - вот это вопрос. Зачем жаловаться в газете то. Предложи концепт. Плакаться хватит уже.

    • Анонимно
      17.06.2012 21:09

      Гимаев - не продюсер, он - Художник. Просто в трудное время принял бразды правления, и делает, что в его силах. Другое дело, пробовали уже "эффективному менеджеру" довериться - все потеряли почти. С попустительства властей, замечу. Поэтому претензии к нему считаю необоснованными. Сами члены Союза - устроили серпентарий, ни одно собрание ничего решить не может. Тупик какой-то...

  • Анонимно
    17.06.2012 20:54

    Я не художник. Но людей надо с детства приучать ходить на выставки художников. Нужна реклама наших художников, чтобы об их искусстве были телепередачи , встречи с ними.

  • Анонимно
    17.06.2012 21:01

    БО, спасибо, что поднимаете эту тему! А то в Казани - такой тухляк на художественном фронте, просто ужасно. Отдельные личности еще трепыхаются - но и их скоро не станет, либо физически, потому что все уже старики, либо творчески. Молодых художников Казани кто-нибудь вообще знает? Где они? А ведь каждый год худучилище выпускает их. Уезжают! И вот только тут еще на Гимаева не нападали: почему вы решили, что он "огрызается"? Он говорит правду! И еще, будучи истинным интеллигентом, делает это в интеллигентной форме, кто попроще бы жестче приложил. Правильно, говорит, на открытиях выставок - одни и те же лица, узнаем об открытии лично друг от друга. Уже полгода пытаюсь найти 150 тыс. руб на печать каталога работ известного художника - магнаты игнорируют, даже на прием не попасть, хожу, как будто подаяния прошу. Хотя одно упоминание в этом каталоге, уверяю вас, внесет имя компании-мецената в историю искусств. Позорище, денег немеряно, меняют лексусы на порше, а порше на лексусы - а потом жалуются, что "шарики не радуют". Тьфу. Минкульт? Не, не слышал...

    • Анонимно
      17.06.2012 21:22

      молодые и талантливые художники конечно есть. Они работают только на себя. И правы - это стечение времени и обстоятельств, когда вся страна находится в таком положении.

  • Надир
    17.06.2012 21:28

    Комментировать такие проекты, как скульптура даже не хочется... А насчет культурной жизни - нужно место, где жизнь будет происходить. Куда интересно прийти, где есть разнообразные сюжеты и виды деятельности. Не музей, не Кремль, где пахнет пылью и бабушки сидят за стеклянными перегородками, а место, где интересно, где можно посмотреть выставку, фильм, почитать книгу, попить кофе с 10.00 до 01.00. В Париже есть центр Помпиду, в Роттердаме есть музей архитектуры... А у нас Дом Печати на Баумана пустует (если еще не разобрали окончательно). Как вариант - вместо каких-то диких скульптур не понятно где...

  • Анонимно
    17.06.2012 21:39

    Господи, при чем тут полиика с Намдаковым?) Намдаков - гениальный скульптор мирового уровня, Татарстану нужно только этим гордиться. Вот, как сейчас французы гордятся памятником Марине Цветаевой Зураба Церетелли. И никому из них в голову не приходит, что здесь замешана политика). Когда мы научимся цнить искусство, а не ворошить политику?

    • Анонимно
      18.06.2012 02:17

      Что в Даши мирового? Ни одна его работа не востребована за пределами СНГ.

      • Анонимно
        19.06.2012 02:27

        Работы Д. Б. Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай).[7] Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман.[8][9][5] В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Достаточно? Или продолжить)

    • Анонимно
      18.06.2012 07:27

      Намдаков не политика,а каприз Шаймиева со своим чудовищем.До него никто его и не знал.

  • Анонимно
    17.06.2012 21:49

    Предлагаю не довольным оставлять свои контакты. Вам ответят из минкульта или Кабмина. Че огрызаетесь то. Предлагайте конкретные пути решения проблемы. А на Даши Намдакова ему еще далеко. Зря наезжает. Гимаев художник хороший и человек нормальный. Но ему помочь надо. А он не отстаивает позиции.

  • Анонимно
    17.06.2012 23:09

    есть одна проблема о которой просто не говорят, (это к вопросу о безработице) - например есть люди которые занимают аж три должности и больше по полной ставке или бабуля которой уже 87 лет, но она низашто не уходит.Хватит наверное, пустите других поработать...таких примеров масса. Ну кто-то поднимет этот вопрос или нет?

  • Анонимно
    17.06.2012 23:29

    Да уж,творческие люди в нашем городе нужны разве что своим друзьям,если они могут быть у этой категории людей и близким, если таковые имеются. Прав господин председатель. Сидят в худ. музеях и выставочных залах коммерсанты, если не сказать грубее и проще и плеватьим на тех, кто производит тот самый худ.продукт -искусство.О чиновниках история молчит, им не до искусства.Творите господа и не просите ничего за свое творчество.А лучше тоже сразу в коммерцию.Кому она нынче культура то нужна? А искусство еще что это такое?

    • Анонимно
      18.06.2012 10:57

      Если бы в России ценили искусство то не проиграли бы на ЕВРО. Посмотрите кто выигрывает-Германия, Англия, и т.д., где музеи и выставки на каждом углу. А Россия без культуры - драка, проигрыш в ЕВРО, скандал, коррупция и бутылка в зад. :-)

    • Анонимно
      18.06.2012 13:47

      А Гимаев разве не на пенсии? Я думал, он давно ушел. Там же есть перспективные ребята. Вот например, художник Хузин, у него, кстати, выставка в Хазинэ сейчас. Бизнес-онлайн - сделайте голосование, кто станет следующим председателем Союза художников. Жалобщиков долой! Нужен менеджер.

      • Анонимно
        24.06.2012 21:51

        Так вам нужен менеджер или художник-профессионал? Вы уж определитесь. Гимаев настоящий художник, а если у него иногда не получается быть менеджером, так это система не позволяет.

  • Анонимно
    18.06.2012 08:06

    если народ не двигается к искусству - двигайте искусство к народу. организовывайте выездные выставки в районных домах культуры (не забывая давать рекламу и часы работы не с 9 до 16-00), открытые выставки в парках, выезжайте к районы. моё мнение прививать интерес к творчеству необходимо начиная с шаговой доступности.SIR

  • Анонимно
    18.06.2012 21:37

    Молодые художники работают на себя и только, это верно, я говорю как молодой художник. Мы сидим по своим углам и стараемся выживать как можем. На проблемы минкульта и прочего у меня, например, просто нет ни времени, ни желания об этом думать, свои бы картины иметь возможность честно писать. По поводу интересного места тут высказывались.. ну да, пытались и место организовать... но это сложно, это дело не художника, а менеджера, продюссера, и опять же на это нужны ДЕНЬГИ. А где вот их взять, если еле еле концы с концами сводишь от продажи собственных картин (не в Казани)? В общем, мне, как художнику, не интересно копаться в этом всем... Гимаеву можно ставить памятник за то, что он вообще хоть что-то делает, что он в такое время на себя взял такую нелегкую ситуацию.

  • Неля
    18.06.2012 22:56

    Полностью солидарна с З.Гимаевым. Мой отец, скульптор Н.И.Адылов, народный художник РТ, говорил: "Как хорошо, что перестройка совпала с моим выходом на пенсию - хоть что-то имею. А как же быть молодым художникам? Не завидую я им..." И по поводу выставок: действительно абсолютно отсутствует реклама. И в школах, как мне кажется, больше должны уделять внимание своему национальному, современному искусству - все-таки это наша Родина - Татарстан. Мы должны знать своих современников, годиться ими...

  • Анонимно
    19.06.2012 00:06

    уважаемый автор! а где эксклюзив?

  • Анонимно
    25.06.2012 10:48

    Конечно, очень обидно, что такой талантливый художник, как Зуфар абый, вынужден тратить свое время и силы на борьбу с чиновниками. А другой стороны, кто если не он? ((( Всем ведь все равно (((И реклама нужна, и поддержка государства.Это же замкнутый друг, пока не будет рекламы, поддержки нашей культуры - не будет и бренда "татарстанский-казанский художник". А пока нет бренда, никто не будет покупать картины, частный инвестр не будет видеть в этом предмет для своих инвестиций.

  • Ульяна
    25.06.2012 22:32

    Очень радует, что есть еще в Татарстане подлинные деятели искусства, талантливые, преданные своему делу и посвящающие ему столько времени и труда, - такие, как Зуфар Гимаев. Спасибо за ваш энтузиазм и дай вам Бог сил и энергии в вашем высоком призвании!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль