Машиностроение 
20.06.2012

Как КАПО отправил в пике бизнес-партнеров, чтобы сделать спецсамолет для Кремля

«СТРЕМЯСЬ ПОДДЕРЖАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВИАПРОМ…»

Напомним, контракт на поставку «Трансаэро» пяти Ту-214 с опционом еще на пять машин ФЛК и КАПО подписали в феврале 2005 года. На то время это был крупнейший в истории российского гражданского авиастроения контракт. По некоторым данным, Ту-214 «Трансаэро», по сути, навязали. Дело в том, что компания, обязавшаяся приобрести или взять в лизинг не менее чем на пять лет новые самолеты семейства Ту-204/214, в рамках инвестиционного соглашения с МЭРТ РФ освобождалась от таможенных платежей на ввоз иностранных лайнеров. Впрочем, руководство «Трансаэро» данной договоренности не подтверждает. Косвенным указанием на ее реальность может быть недавнее высказывание генерального директора «Трансаэро» Ольги Плешаковой: «То, что нашему авиапрому, к сожалению, не удалось наладить массовое производство самолетов Ту-214, по-моему, обусловлено и тем, что этот проект не был прорывным. Он базировался на прежнем еще советском заделе и уже не отвечал потребностям нового времени. Мы, прямо скажу, стремясь поддержать отечественный авиапром, заказали 10 таких самолетов. Нам смогли построить только три».

Как бы то ни было, сдачу первого Ту-214 назначили на декабрь 2005-го, следующих четырех - на 2006-й, и еще пяти - на 2008 год. Однако первый Ту-214 «Трансаэро» получила в апреле 2007 года, второй - в ноябре 2008-го, третий - в октябре 2009-го. Следующий Ту-214 авиакомпания намеревалась получить к концу 2010-го, но 13 апреля этого же года президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Алексей Федоров заявил, что из-за большой стоимости платформы Ту-214 решено больше не строить коммерческие самолеты на этой базе, оставив только спецмодификации.

БАНКРОТСТВА, РАССТРЕЛЫ, БЕГСТВА ЗА РУБЕЖ, ВЫВОД МИЛЛАРДОВ…

Между тем именно Ту-214 были главным объектом приложения сил ФЛК – компании, с конца прошлого десятилетия не выходящей из сводок скандальной хроники.

Портал «Экономическая преступность сегодня» (ЭПС) посвятил ФЛК обширное исследование. Если кратко, то история такова. ФЛК была учреждена в 1997 году минземимущества РТ, «Татнефтью», банком «Зенит» и инвестиционно-финансовой компанией «Солид» как лизингодатель авиатехники КАПО. В 2001 году контрольный пакет (58%) перешел Росимуществу. 22 мая 2007 года ФЛК вошла в состав ОАК, которое сегодня контролирует 89,31% акций компании.

В конце 2009 года разразился скандал: ФЛК допустила технический дефолт по своим евробондам, которые были обеспечены протекцией ОАК и государства. Рейтинговое агентство Moody’s указало, что дефолт был допущен из-за неадекватного управления ликвидностью, ухудшения качества активов и проблем с корпоративным управлением. После дефолта иностранные инвесторы ФЛК направили письмо тогдашнему премьеру Владимиру Путину с призывом к правительству РФ и руководству ОАК принять на себя обязательства ФЛК.

С лета 2009 года начался процесс подачи исков к ФЛК. 2 июня 2009 года Главное следственное управление ГУВД Москвы (ГСУ) возбудило уголовное дело о выводе денег из компании. В нем фигурируют бывший первый заместитель генерального директора ФЛК Андрей Бурлаков (застрелен в Москве в сентябре прошлого года), исполнительный директор Виктор Драчев (скрылся в Великобритании, объявлен в международный розыск, следствие не исключает, что его уже нет в живых) и другие топ-менеджеры. ФЛК давно превратилась в «черную дыру», отмечает ЭПС, в которой исчез не один миллиард рублей.

19 августа 2011 года арбитраж Москвы по заявлению Совкомбанка ввел процедуру наблюдения в отношении ФЛК, сообщило РАПСИ. По словам юриста ФЛК, кредиторская задолженность общества составляет около 855 млн. рублей, тогда как дебиторская задолженность, уже присужденная в рамках судебных разбирательств, - около 4 миллиардов. У компании имеются также имущественные комплексы, самолеты, автомобили. Компания продолжает вести хозяйственную деятельность. Однако, пояснил представитель ФЛК, имущество арестовано судебными приставами, и у компании не имеется средств, чтобы выплатить задолженность перед пятью кредиторами (банк ВТБ, МДМ Банк, Mane Street Capital Holdings, LLC. и ЗАО «Спортивное общество «Сокольники»), которые обратились в арбитраж с заявлениями о банкротстве ФЛК.

ПРЕССУ ПОПРОСИЛИ УДАЛИТЬСЯ

В апреле этого года ФЛК подала в татарстанский арбитраж иск против КАПО. Первое заседание суда прошло на прошлой неделе. Лизинговый оператор требует от казанского авиазавода вернуть 223,9 млн. рублей, перечисленных ему за строительство «борта №22» - Ту-214 для компании «Трансаэро».

Представитель КАПО в суде отказался комментировать корреспонденту «БИЗНЕС Online» подробности спора, посоветовав обратиться в пресс-службу авиапредприятия. А в ходе судебного заседания, сославшись на коммерческую тайну некоторых пунктов обсуждаемого контракта, он заявил ходатайство о рассмотрении дела в закрытом для прессы режиме. Представитель истца его ходатайство поддержала, и в результате судья Рустам Камалиев попросил корреспондента «БИЗНЕС Online» покинуть зал суда.

Некоторую ясность внес источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли. По его данным, речь, видимо, идет о четвертой заложенной для «Трансаэро» машине (также начали делать пятую). Как рассказал источник, от дальнейшего строительства для «Трансаэро» отказались по многим причинам: кризисного состояния завода, проблем (мягко говоря) у самой ФЛК, а также наличия заказов на специальные Ту-214 от военных и управделами президента РФ: «На все это завода уже не хватало, и решение было принято в пользу спецзаказов, хотя это недальновидно. Словом, «Трансаэро» отодвинули, да она и не стала особо возражать – свою выгоду получила. А интересующий вас самолет отдали в управделами президента под салон… Но изначально, насколько знаю, вложения ФЛК оценивались не в 220 миллионов рублей, а примерно в 500 миллионов, но, возможно, эти деньги как-то «раскидали» по разным бортам… И кстати сказать, КАПО производило Ту-214 для «Трансаэро» себе в убыток: с каждой машины, которую оценивали примерно в 1 миллиард 150 миллионов рублей, он составлял 200 - 300 миллионов. Естественно, этого никто не компенсировал».

Отметим, что к 2015 году «Трансаэро» закончит выплату лизинговых платежей за тройку Ту-214, и они перейдут в ее собственность.

Справка

ФЛК учреждена в 1997 году нефтяной компанией "Татнефть", банком "Зенит" и инвестиционно-финансовой компанией "Солид". В 2002 году в число акционеров ФЛК вошло государство, приобретя допэмиссию акций. В настоящее время 89,3% ее уставного капитала принадлежит ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.06.2012 10:50

    И вправду шизофрения - как же работает КАПО с прогнозом убытка в 200 млн. с борта? Это кто ж там так экономичничает - это же не КАМАЗ - это самолеты

  • Анонимно
    20.06.2012 11:18

    Добивают отрасль, добивают. Правая рука не знает, что делает левая... Ну и КАПО молодцы - кинуть партнеров ради борта управделами президента. Думать головой же надо, думать о завтрашнем днем. О репутации, г-н Каюмов...

  • спокойрый
    20.06.2012 12:25

    проблема капо такая же как у всей промышленности некому работать нет людей которые могли бы работать токарями фрезеровщиками лекальщиками инженерами это очень напряженный труд который требует очень сильного сосредоточения нынешняя молодежь просто на это не способна а старики уходят на пенсию поэтому на капо в лучшие годы было 60000 сотрудников сейчас от силы 5000-6000тысяч и то большей частью управленцы

    • Анонимно
      20.06.2012 14:42

      Не способна только лишь потому, что приходится при этом думать где бы еще подзаработать. В этом все и дело. Нельзя денег не платить, и при этом требовать большой и сосредоточенной работы.

      • спокойрый
        20.06.2012 15:26

        друг для работы на станке или лекальщиком или инженером нужны определенные психологические способности которых нет у нынешней молодежи и все а все остальное по принципу кто не хочет тот ищет способ сделать а кто не хочет тот ищет причину почему он не хочет

        • Анонимно
          20.06.2012 19:31

          Не надо молодежь ругать. Все они могут. Что мы не знаем какую маленькую зарплату на промышленных предприятиях платят? Если владельцы не хотят платить нормально или нет возможности, пусть во Вьетнаме авиазавод строят и там Ту собирают.

        • Анонимно
          20.06.2012 20:32

          спокойрый, Вы совсем не знаете знаков пунктуации? Тяжело читать.

  • Анонимно
    20.06.2012 12:58

    Каюмов тут ни при чем - "бомбы" заложили товарищи постарше. А по большому счету вся эта затея с Ту-214 была совершенно ненужным проектом. Это удача, что кто-то в РТ смог пролоббировать их продвижение в президентский авиаотряд... Ох не зря Копылов застрелился. Понял, куда дело идет. Говорят, незадолго до этого, у него было несколько неприятных разговоров с руководством РТ.

    • Анонимно
      20.06.2012 15:53

      Конечно, надо было бы закрыть завод.

      • Анонимно
        20.06.2012 16:53

        Не завод закрывать, а Шапошникова к ответственности призвать надо было.

        • Анонимно
          20.06.2012 17:49

          А вот этого, уже серьезно, давно пожизненное заждалось...

      • Анонимно
        20.06.2012 18:41

        враги только и видят орушение КАПО - своих в планово-экономический отдел давно заслали....

    • Анонимно
      20.06.2012 17:42

      Копылов настоящий генерал был. Царство ему небесное. Нечета нынешним манагерам-юристам-экономистам. В половодье всегда навеху сами знаете что плавает.

      • Анонимно
        20.06.2012 17:50

        ..и в инете флудят тоже!

      • Анонимно
        20.06.2012 18:32

        ну ладно, 5-6 тыщ работников вместо 60 тыщ, плюс КАИ деморализованный - это весь ресурс Казани? Умных в столице нету - одни юристы ( наследники Ленина)? Не может быть, чтобы ОКБ "Сокол", ОКБ "Туполева", вертолетчики и судостроители не создали бы инженерную ассоциацию - с единой проектной программной базой - спасаться надо дружно и всем... иначе будет как в Воронеже и Саратове. Казань вряд ли получит снова "зека Королева" но тыщ двадцать инженеров-то наберется... это не хилая АН РТ с годичными собраниями - это реальный инженерный корпус ( не фермеры)! А КАИ как был "пуп Земли" так снова им и будет после Абруковых и Каюмовых... Короче, Ассоциацию извозчиков пришло время собирать и строить дерижабль ( для инженеров) - один, Казанский, не для Президента, а для АВИАЦИИ России ( и без Погосяна). Сил должно хватить - только опасайтесь Мера и Муратова... господа инженеры!!!

        • спокойрый
          20.06.2012 19:03

          ты бы друг каевец еще вспомнил зубца с мухиным как говорит одна пословица невозможно зайти два раза в одну и ту же реку обо всем этом можно только вспоминать

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль