Уходящий 2023-й был для культурного Татарстана не самым богатым на события: все же, когда говорят пушки, музы молчат. Но под занавес года случилось событие с приставкой супер- — премьера сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», посвященного «казанскому феномену» конца 1980-х. Давно такого не было, чтобы кино в общественном обсуждении оставило далеко позади многие вроде бы очень важные социальные темы. Поэтому «БИЗНЕС Online» решил назвать человеком года в культуре РТ 2023 года «нашего человека» из «Слова пацана» — 24-летнего актера Рузиля Минекаева, сыгравшего в картине роль Марата. Однако на голосование мы выдвигаем дюжину кандидатов, так что читатели газеты могут сделать свой выбор, отличный от редакционного.
Этим летом минкульт РТ проводил очередной конкурс на госсубсидии, полагающиеся кинопроектам. Всего планировалось поддержать 9 фильмов различных жанров, на что было выделено 7 млн рублей, а самая жирная сумма на полнометражный игровой фильм составляла 2 миллиона
«Важнейшим из искусств для нас является…»
«Важнейшим из искусств для нас является кино и цирк», — именно так, как известно, полностью звучит хрестоматийная фраза экс-студента Казанского университета Владимира Ленина. При этом если обычно принято забывать в этой цитате про «цирк», то в Татарстане все последние годы было скорее принято игнорировать «кино». С цирком как раз все более или менее: несколько лет назад казанскую «летающую тарелку» капитально отремонтировали за 1 млрд рублей.
А вот о большом кинематографе в Татарстане словно бы забыли. Отдельные режиссеры, успевшие поймать где-нибудь в коридоре первое лицо республики, умудрялись выбивать средства на свои проекты, но подобной системной работы в республике не ведется. Этим летом минкульт РТ проводил очередной конкурс на госсубсидии, полагающиеся кинопроектам. Всего планировалось поддержать 9 фильмов различных жанров, на что было выделено 7 млн рублей, а самая жирная сумма на полнометражный игровой фильм составляла 2 миллиона. Конечно, серьезное кино на такие деньги снять невозможно.
Глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров давно носится с идеей республиканского фонда кино, где бы могли аккумулироваться серьезные средства, но власти смотрят на это предложение довольно равнодушно, при этом особо не скрывая скептического отношения к татарстанским режиссерам.
Но последние события показывают, что татарстанское кино все же живет, благодаря или вопреки. Героями 2023 года стали молодые режиссеры Ильшат Рахимбай и Байбулат Батуллин, чьи фильмы «Микулай» и «Бери да помни» прошли в российском прокате, да, не собрав большой кассы, но все же оказавшись заметным событием на общефедеральном фоне.
А если сюда добавить также присутствовавшие в прокате казахстано-татарстанский «Тарлан», продюсерский проект Миляуши Айтугановой, и документально-художественную трилогию «Заступница», «Осанна», «Святитель» Александра Барыкина, то ситуация не выглядит такой уж удручающей. Кстати, недавно по итогам питчинга в Москве финансовую поддержку министерства культуры России получила уже снимающаяся картина «Гора влюбленных» Салавата Юзеева.
«Я не осуждаю Марата — у него фактически не было выбора. К чушпанам в эпоху перестройки было особое отношение — с ними не здоровались за руку, их грабили, избивали, считали пустым местом», — говорил Минекаев в интервью «БИЗНЕС Online»
«Я за 10 минут выучил текст, прочитал и услышал в ответ: «А давай попробуем Марата!»
Силу же «важнейшего из искусств» показывает тот общественный резонанс, который получил сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», ставший колоссальным событием даже до окончания официального показа на онлайн-сервисах. Учитывая, что 8-серийная картина имела непосредственное отношение к столице РТ, логично, что человека года в культуре Татарстана в 2023-м нужно было искать именно там.
Но шоураннер Жора Крыжовников все же не имеет отношения к республике, а съемки в итоге проходили в Ярославле, да и неумение найти общий язык с властями Татарстана тоже можно отнести к провалам авторов проекта.
Еще один очевидный герой «Слова пацана» — музыкальный электронный дуэт «Аигел». Голос коллектива Айгель Гайсина уже была нашим человеком года в культуре 2017 года. И феноменальный взлет трека «Пыяла» из саундтрека к фильму Крыжовникова, когда по всему миру слушают песню на татарском языке, по-своему уникален. Но все же Гайсиной нет в нашем списке: как известно, она уехала из России после начала СВО, а недавно наговорила много чего в интервью популярному блогеру-релоканту — например, о перспективах «независимости Татарстана», что может помешать работать здесь тем, кто продолжает, несмотря на проблемы, продвигать национальную культуру на родине.
Рузиль Минекаев учился в татарской группе, был ведущим на «Шаян ТВ», принимал участие в проектах лагеря для одаренных детей «Сәләт»
Но все же у нашего человека года в культуре будет татарское лицо из «Слова пацана». Речь об актере Рузиле Минекаеве, сыгравшем в сериале одну из главных ролей — «пацана» Марата. 24-летний уроженец Нурлата оказался удивительно органичным в этой роли, те, кто застал в Казани 1980-е – начало 1990-х, видели таких «пацанчиков» в своих дворах. Даже удивительно, как правдоподобно существует в кадре Минекаев, родившийся всего лишь за год до миллениума.
«Я не осуждаю Марата — у него фактически не было выбора. К чушпанам в эпоху перестройки было особое отношение — с ними не здоровались за руку, их грабили, избивали, считали пустым местом. Думаю, Марат вступил в группировку, чтобы элементарно выжить в социуме. Поддержки от родителей, занятых работой, у него не было. Да и в целом идеология группировок тогда цепляла молодежь», — говорил Минекаев в интервью «БИЗНЕС Online», которое мы взяли до выхода фильма, понимая, что «Слово пацана» может сделать артиста знаменитым.
Рассказывал выпускник Казанского театрального училища и ГИТИСа также о том, как получил роль Марата. «Я пришел в августе прошлого года на „Амедиа Продакшн“ пробоваться на роль Вовы, брата Марата (он подходил мне по возрасту), — вспоминал Минекаев. — Но кастинг-директор взглянула на меня, сказала, что я вообще не похож на Вову, и предложила попробоваться на роль Андрея. Я за 10 минут выучил текст, прочитал и услышал в ответ: „А давай попробуем Марата!“ Еще через 10 минут я перевоплотился в Марата, и всем понравилось. Запись моей пробы отправили Крыжовникову, а чуть позже пригласили познакомиться с Андреем Николаевичем (Жора Крыжовников — это сценический псевдоним Андрея Николаевича Першина — прим. ред.). Мы пообщались, попробовали несколько сцен, и после этого я полгода ходил на ансамблевые пробы. Потом меня утвердили».
При всей свалившейся на него славе Минекаев все еще молодой и начинающий актер, «Слово пацана» — это первый его большой кинопроект, а в столичном театре на Трубной он в основном играет роли второго плана. При этом артист не чужд татарской культуре, в КТУ он учился в татарской группе, был ведущим на «Шаян ТВ», принимал участие в проектах лагеря для одаренных детей «Сәләт». Чем не герой для большого татарского фильма?
«Это первый случай на татарском актерском отделении нашего училища»
Самому Минекаеву не разрешено общаться с прессой до выхода последней серии «Слова пацана». Но мы поговорили о молодом артисте с мастером его курса в Казанском театральном училище, заслуженным артистом РФ, народным артистом РТ, одной из живых легенд театра им. Камала Ильдаром Хайруллиным.
— Ильдар Зиннурович, помните, каким был Рузиль Минекаев в годы обучения в Казанском театральном училище?
— Он приехал из Нурлата маленьким мальчиком, в училище его привела сестра. Глядя на подростков 15–16 лет, никогда не знаешь, кто кем будет. Рузиль полностью отвечал нашим требованиям: был симпатичным, старательным, скромным и даже стеснительным мальчиком. Я старался воспитать в нем интеллигентность, как и в остальных своих студентах. Рузиль был очень обаятельным — ему симпатизировали педагоги, а девочки в него влюблялись. Это сильный, трудолюбивый и требовательный к себе актер.
Еще в училище Минекаев говорил, что уедет учиться в Москву, и, как только поступил в ГИТИС, сразу получил главную роль в спектакле театра «Школа современной пьесы» (ныне Театр на Трубной — прим. ред.) с участием Татьяны Васильевой. Также во время учебы Рузиль работал в чайном магазине, чтобы обеспечить себя в Москве. Он не ленился, сразу пошел по правильному пути. То, что он сейчас добился успехов, о многом говорит.
— Удивляют ли вас успехи Минекаева?
— Узнать, что Рузиль будет играть в театре вместе с Васильевой, было неожиданно, но очень приятно, я так вдохновился! А о «Слове пацана» он писал мне еще во время подготовки к съемкам. Рузиль с такой любовью рассказывал, как их водили в тренажерный зал, учили драться в кадре. Он горел идеей, как и всегда в актерской работе. Я всегда знал, что Минекаев — хороший мальчик, а то, что его карьера так успешно развивается, очень радует.
Это первый случай на татарском актерском отделении нашего училища. Из выпускников русского курса в столице больших успехов добилась Чулпан Хаматова, а Рузиль первый, кто закончил татарское отделение училища и в Москве так здорово рванул.
— Как думаете, тяжелым для него будет испытание славой?
— В работе Минекаев уже себя показал, но испытание славой — опасная вещь, на ней погорели многие актеры. В это время важно быть скромным и слишком не высовываться. У Рузиля сейчас начинается срок испытаний. Дай бог, чтобы он его пережил, не зазвездился и остался таким же стеснительным человеком.
— Не можем вас не спросить о впечатлениях от «Слова пацана». Как вам нашумевший сериал?
— Сериал мощнейший — эмоциональный, трогательный и очень нужный. Кто-то говорит, что его не стоит показывать, но ведь гопники конца 80-х воспитывались на пионерских песнях (это я, кстати, прочитал в «БИЗНЕС Online»). Я считаю, «Слово пацана» надо показывать, чтобы знать о том, что было, и для того, чтобы этого не повторилось. Очень талантливая работа режиссера и потрясающая игра актеров. Я в восторге от фильма.
Топ-12 деятелей культуры Татарстана в 2023 году по версии «БИЗНЕС Online»
![Байбулат Батуллин](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/74f6/dsc00448.jpeg)
Байбулат Батуллин
режиссер
![Фарид Бикчантаев](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/27d8/farid-bikchantaev.jpg)
Фарид Бикчантаев
главный режиссер театра им. Камала
![Эльмира Булатова](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/d8d6/bulatova.png)
Эльмира Булатова
директор Казанского государственного цирка
![Олег Ивенко](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/f43a/oleg-ivenko.jpg)
Олег Ивенко
танцовщик, премьер балета театра им. Джалиля
![Эмир Кустурица](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/94b5/emir-kusturica.jpg)
Эмир Кустурица
режиссер и музыкант (Сербия)
![Альбина Латипова](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/0ac9/f9077396-18f6-4811-a16e-e0e2f9c56d12.jpg)
Альбина Латипова
оперная певица, солистка Большого театра
![Рузиль Минекаев](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/f600/ruzil-minekaev.jpg)
Рузиль Минекаев
актер театра и кино
![Ильшат Рахимбай](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/2e40/ilshat-rahimbay.jpg)
Ильшат Рахимбай
режиссер и продюсер
![Раиль Садриев](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/5833/rail-sadriev.jpg)
Раиль Садриев
худрук – директор Буинского государственного драматического театра
![Ришат Тухватуллин](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/90ec/rishat-tuhvatullin.jpg)
Ришат Тухватуллин
эстрадный певец
![Миляуша Хайруллина](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/0e4c/bophotos-205931-1.jpg)
Миляуша Хайруллина
композитор
![Елена Ямпольская](http://cdnp.business-online.ru/v2/23-12-16/5312/elena-yampolskaya.jpg)
Елена Ямпольская
председатель комитета Госдумы по культуре
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.