Нефть и нефтехимия 
16.07.2012

Нефть стоит дешевле, но бензин доступнее не будет

НЕФТЬ ДЕШЕВЕЕТ, А БЕНЗИН ДОРОЖАЕТ

Отметим, что буквально за короткое время нефтяные котировки потеряли 10,8% - с $120 за баррель (на 30 апреля) до $107 за баррель (на 30 мая). Что не помешало ценам на бензин продолжить восходящую динамику. Так, за май в среднем по РФ цены на бензин подросли на 1,4%, а за год - на 7,2%.

Еще один интересный момент – индекс цен производителей на бензин снизился за год на 6,2%. Но индекс потребительских цен на бензин вырос на 7,2%. Возникает вопрос: такая сильная инфляция издержек у компаний, торгующих в розницу моторным топливом, или банальное стремление повысить маржу?

Одной из причин роста цен на бензин может выступить желание холдингов, включающих добычу, переработку нефти и розничную реализацию моторного топлива, компенсировать потери от снижения мировых цен на нефть.

Интересно, что цена на бензин марки АИ-95 постоянно стремится к отметке $1 за литр. Поэтому при снижении стоимости российской валюты цены на топливо начинают плавно подтягиваться к новому уровню. Так, 29 июня на бирже предлагали 32,4 рублей за доллар, т.е. при сохранении таких котировок в течение нескольких месяцев, мы неизбежно увидим данный ценник на АЗС Татарстана.

Динамика цен на моторное топливо
Май 2012 к апрелю 2012 Май 2012 к маю 2011
ИПЦ на бензин автомобильный, в т.ч. 101.4 107.2
марки А-76 (АИ-80) 101.2 107.7
марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) 101.4 106.8
марки АИ-95 и выше 101.4 107.6
на дизельное топливо 100.5 114.1
Индекс цен производителей на бензин автомобильный, в т.ч. 101.6 93.8
марки А-76 (АИ-80) 102.9 96.4
марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) 102.1 93.1
марки АИ-95 и выше 100.1 94.8

*данные Росстата

Заметим, что объемы добычи нефти, включая газовый конденсат, за год остались неизменными. Хотя в мае 2012 года получено на 3,3% меньше объема бензина, чем 12 месяцев назад. Данный фактор может оказать объективное влияние на незначительное повышение цен на моторное топливо.

Данные по объемам добычи и переработки нефти
Апрель 2012 Май 2012
Нефть добытая, включая газовый конденсат, млн. тонн 42.2 43.5
в % к предыдущему месяцу 96.6 103.2
Нефть, поступившая на переработку, млн. тонн 20.9 21.5
в % к предыдущему месяцу 92.4 103.1

*данные Росстата

ТАТАРСТАН ОБОШЕЛ МОСКОВСКУЮ ОБЛАСТЬ?

Как ни удивительно, но средние цены на бензин в нашей республике, согласно подсчетам Росстата, оказались несколько выше средних по стране. Здесь регион «третьей столицы России» обошел даже Московскую область.

Отметим ради справедливости, что непрозрачным моментом выступает расчет средней цены на «бензин автомобильный» Росстатом, так как в отдельности каждый вид топлива (от АИ-76 до ДТ) в РТ стоит дешевле, чем, к примеру, в Московской области. Но, «за что купили - за то и продаем».

Интересно, что у других областей, входящих в ПФО цены на бензин также оказались ниже, чем в Татарстане, несмотря на наличие у нас собственной нефтедобычи и нефтепереработки.

Заметим также, что в нашей республике есть, к примеру, замечательный завод ТАИФ-НК, который удостоен многочисленных наград за качество бензинов и дизельного топлива. За 2011 год произведено 583 тыс. тонн бензинов и 1,91 млн. тонн высококачественного дизельного топлива.

Средние цены на бензин и дизельное топливо май 2012
Наименование региона Бензин автомобильный АИ-76 АИ-92 АИ-95
Ленингpадская область 27.75 26.37 27.2 29.28
Республика Татарстан 27.48 25.08 26.35 28.63
Российская Федерация 27.4 25.17 26.76 28.89
Московская область 27.3 25.29 26.95 28.99

*данные Росстата

Подчеркнем, что в качестве существенного фактора обуславливающего повышенные издержки производства, транспортировки и реализации нефтепродуктов, можно рассмотреть уровень заработных плат. Так, Татарстан по данным за январь 2012 года обходит своих соседей по ПФО. Например, в той же Самарской области начислено в среднем 18,5 тыс. рублей, что на 8,6% меньше в сравнении с нашей республикой. Такой взаимосвязью можно объяснить повышенный уровень цен на топливо в РТ. Но есть данные по заработным платам в Московской области и в среднем по РФ. С учетом этих данных бензин в Московском регионе и в среднем по РФ должен стоить гораздо дороже, чем в Татарстане.

Дополнительно можно рассмотреть, что конкуренция в московском регионе выше, что обуславливает в среднем более низкие цены на топливо. Но в таком случае придется поставить под сомнение эффективность работы ФАС в Ленинградской области, где конкуренция также должна быть выше, чем в Татарстане.

Средняя заработная плата по регионам

Средняя заработная плата по регионам
Наименование региона Средняя начисленная заработная плата за январь 2012, тыс. руб.
Ленингpадская область 24.3
Республика Татарстан 20.1
Российская Федерация 23.5
Московская область 32.3

БОРЬБА ЗА ЭКОЛОГИЮ ИЛИ ЛОББИ ПРОДВИНУТЫХ ЗАВОДОВ?

Отметим, что с 1 июля 2012 года начали действовать новые акцизы на топливо.

Самое важное: повышение акцизов коснулось только низкокачественного топлива. Ставка акциза на автомобильный бензин классом ниже Евро-3 с 1 июля поднимается примерно на 6% - до 8225 рублей за тонну, акциз на Евро-3 увеличивается на 7% - до 7882 рублей за тонну. То же касается и дизельного топлива - акциз на дизель ниже класса Евро-3 растет на 5%, до 4300 рублей, на Евро-3 - увеличивается на 13% и сравнивается со ставкой более низких классов.

график-1.jpg

 Ставки акцизов на моторное топливо с 1 июля 2012 года,
рублей за тонну

Акцизы на моторное топливо Евро-5 довольно существенно снижаются по сравнению с уровнем, который действовал с 1 января: по бензину ставка упадет на четверть - до 5143 рублей за тонну, по дизельному топливу - уменьшится на 17%, до 2962 рублей за тонну.

Что же касается бензина класса Евро-4, то ставки остались неизменными, и составляют соответственно 6,82 тыс. рублей и 3,56 тыс. рублей.

Таким образом, самое сильное повышение пришлось на топливо стандарта Евро-3, которое фактически уравняли с продуктами классами ниже.

Любопытно, что в выигрыше будут те нефтяные компании, которые в скором времени перейдут на выпуск топлива Евро-5: акциз на этот вид бензин снизился на четверть - до 5143 рублей за тонну, по дизельному топливу - уменьшился на 17% - до 2962 рублей за тонну.

график-2.jpg

Прирост ставок акцизов моторного топлива
1 июля к 1 января 2012, %

Разумеется, на ценах АЗС это отразится вряд ли, так как сработает эффект маховика: цены повышаются поставщиками легко, но практически не снижаются.

Заметим, что главный бенефициар такой структуры акциза – «Лукойл»: руководство крупнейшей частной нефтяной компании РФ объявило о том, что с 1 июля 2012 года все принадлежащие ему заводы прекратят выпуск топлива Евро-4 и целиком перейдут на производство более экологичного бензина. На сегодняшний день бензин стандарта Евро-5 также производят «Башнефть», «Газпромнефть» и Рязанский нефтеперерабатывающий завод, входящий в группу ТНК-ВР.

ТАИФ-НК В ТРЕНДЕ

Отметим, что на ТАИФ-НК с 2008 года завод автобензинов (основу которого составляет установка каталитического крекинга) производит исключительно бензин, по своим параметрам соответствующий требованиям стандарта Евро-4.

С 26 июля 2012 года в результате модернизации установки гидроочистки предприятие начало отгрузку дизельного топлива экологического стандарта Евро-5. Одновременно здесь была проведена модернизация оборудования фирмой Shell Global Solution.

Что касается возможного снижения цен на АЗС от ТАИФ-НК - это маловероятное событие. Напомним, что еще весной 2009 года конкуренты открыто обвинили компанию в демпинге. Растущее недовольство других игроков вылилось в то, что в марте 2009 года тогда еще премьер-министр РТ Рустам Минниханов предложил компании повысить розничные цены на собственных заправках и снизить оптовые цены для республиканских АЗС до уровня уфимских НПЗ.

Заметим, что комплекс заводов "ТАНЕКО" вступит в игру на рынке моторного топлива только в 2013 году, когда будет завершено строительство установки гидрокрекинга и стартует производство дизельного топлива стандарта Евро-5.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.07.2012 08:17

    Я не понимаю есть электричество, неприродный газ почему его не используют? зачем тратят не восстанавливаемый ресурс? ведь газ и свет-это ресурс возпроизводимый...руслан

    • Анонимно
      16.07.2012 08:28

      Переход к иным источникам энергии должен быть простимулирован государством. А государство (читай - конкретные фамилии) сидят на нефтяной трубе. Там столько денег крутится, что никто из причастных не станет пилить сук, на котором сидит.

      • Анонимно
        16.07.2012 08:59

        Бензин никогда не дешевел: цены на нефть тут для наших АЗС не ориентир. О ценах как в Венесуэле можно только мечтать.

    • Анонимно
      16.07.2012 09:20

      Электромобили совершенно неэкологичны и недешевы

      • Анонимно
        16.07.2012 09:32

        Вот только не надо лапшу нам вешать про электромобили!

        • Анонимно
          16.07.2012 10:05

          почему лапша? Согласен с комментатором, что электромобили - те еще "экологичные" штучки.Перестаньте видеть только то что на выходе: да, электромобили не выбрасывают СО и бензином их не заправляешь. НО: срок батарей - 5 лет (потом их куда? на свалку, пусть отравляют почву?), электричество в нашей стране тоже не из воздуха делается. Так что пока электромобили далеко не панацея

          • Анонимно
            16.07.2012 22:33

            потом их куда? на свалку, пусть отравляют почву? сдавать идиот,а вот атмосферу от CO замучишься отчищать.

            • Анонимно
              17.07.2012 09:25

              Куда сдавать? в магазин Икея, вместе с бытовыми батарейками? А электричество из святого духа что ли вырабатывается? Там выбросов совсем нет, при производстве?

  • Анонимно
    16.07.2012 08:33

    Что за грамотей писал данную чушь?

    • Анонимно
      16.07.2012 08:50

      Точно, полный бред у нас самое справедливое госудраство!!!

      • Анонимно
        16.07.2012 09:03

        А после пуска Танеко будет бензин дешевле?

        • Анонимно
          16.07.2012 09:16

          После пуска ТАНЕКО бензин будет дороже, потому что надо будет отбивать затраты на строительство.

          • Анонимно
            16.07.2012 09:44

            Бензин будет дороже, потому что жадность границ не имеет.

            • Анонимно
              16.07.2012 11:09

              себестоимость бензина на танеко - самая высокая в мире из-за непонеятного исчезновения денег при строительстве

              • Анонимно
                16.07.2012 12:02

                там же на ТАНЕКО расширение планируют. Будет еще одна гигантская стройка.

  • Анонимно
    16.07.2012 08:53

    Даешь Е-мобиль вместо Автовазхлама.

  • Анонимно
    16.07.2012 09:20

    Очень не компетентная статья.Для информации:бензин в Казани от 24,9 до 26,5, т.е. средняя 25,7.Хотелось бы еще ниже, но также хочется получать объективную информацию.

    • Анонимно
      16.07.2012 09:30

      Скажите, плз, где это в Казани Аи-95 от 24,9 до 26,5? А?

    • Анонимно
      16.07.2012 09:31

      Полный БРЕД! Я заправляюсь на Лукойле и там бензин 95-й. Это самый низкий допустмый для ЛЮБОЙ иномарки и уже для любого современного автотаза стоит уже 29 в городе и 28-10 (вчера видел на трассе М7)P.S. Тот бензин, что у нас называется 92-й по мировым нормам подходит разве что для танков 39 года выпуска.

      • Анонимно
        16.07.2012 11:25

        Камри отлично кшает 92-й бензин, лучше Лукойловский, но можно и Таифовский

        • Анонимно
          16.07.2012 11:32

          Ну разумеется кушает. Можно вообще заливать все что горит. Удачных поездок на сервис!

    • Анонимно
      16.07.2012 09:48

      28,63 рублей 95-й был в мае. Где ты видишь 25 рублей? За 76-й что-ли? А где ты видел 76-й у нас?

    • Анонимно
      16.07.2012 11:22

      АИ-76 по 25,08; Аи-92 по 26,35; АИ-95 по 28,63 в мае. В мае такие цены были?

    • Анонимно
      16.07.2012 12:01

      Я указал цены на самый востребованный 92-й бензин

  • Анонимно
    16.07.2012 09:22

    Других альтернативных и доступных средств передвижения не будет пока нефть не будет стоить выше 150 долларов. Разработок гибридных, электрических, на биотопливе, на водороде, на пропане хватает. Но, в данном периоде массовый запуск, как и строительство соответствующей инфраструктуры не выгодно.

  • Анонимно
    16.07.2012 09:37

    Есть просто ложь, есть наглая ложь, а есть официальная статистика!

  • Анонимно
    16.07.2012 09:50

    Заправляюсь только у своих. Знаю как разбавляют бензин: 92-й с 80-м, а 95-й с 92-м.

  • Анонимно
    16.07.2012 10:06

    зачем снижать цены на бензин если его и покупали и будут покупать,причем те от кого зависит ценовая политика имеют прямое отношение к ТЭК в прямом и переносном смысле, так что зачем городить огород!

  • Анонимно
    16.07.2012 10:34

    Цена на бензин - один из главных налогов на население и никогда не упадет.

  • Анонимно
    16.07.2012 11:25

    присоединим Татарстан к Московской области и бензин подешевеет.

  • Анонимно
    16.07.2012 12:44

    А КАК ЖЕ НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ? Про которое не устают рекламировать???

  • Анонимно
    16.07.2012 13:57

    На словах наРОДНОГО у нас много и мы самые богатые. Только вот как хотя бы в той же Саудовской Аравии нас не обеспечивают. Они на песках качественно строят, а мы в средней полосе дорогу делаем в 5 раз дороже, чем в Китае.

    • Анонимно
      16.07.2012 16:09

      Дороги дорогие, бензин дорогой, авто дорогие, жилье - запредельно дорогое - похоже нас всех ( более 140 миллионов) дурят... 80 субъетов - по 20 генералов - 1600 + в Москве столько же - т.е. около 4 тысяч "умников" плюс тыщ 5 журналистов - остальные БААРРААННЫЫЫ!

      • Анонимно
        16.07.2012 16:20

        5 тыс. журналистов? и что все из них умные? или если не журналист, то не умный?

        • Анонимно
          16.07.2012 18:28

          Журналист - это диагноз... клиника, а умный или нет определяет их базар...

  • Анонимно
    17.07.2012 07:31

    Опус ни о чем. В структуре стоимости бенза около 53% отедает государсво, пеработка-логистика -40% (здесь же, надо полагать, прячется корупционная составляющая), стоимость сырья - 7%. Вопрос: как снизить цену?В РФ государство и коррупционеры забирают около 75-80%.Для справки, в США стоимость сырья - 73%, логистика-переработка - 16%, налоги - 11%.Делайте выводы, господа.

  • Рамиль
    17.07.2012 12:42

    Судя по пробкам в Казани цену на бенз можно поднять ещё в два раза..

  • Анонимно
    12.01.2013 01:21

    хрен дождешься низких цен

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль