Машиностроение 
5.07.2012

Зеленодольск запустит в реки и моря скоростных «Аллигаторов»

«АЛЛИГАТОРЫ» С ВЫСШИМ КЛАССОМ АВТОМАТИЗАЦИИ

Конкурс проводило министерство промышленности и торговли РФ, сообщил газете «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ЗПКБ по стратегическому развитию Сергей Решетов. Тема финансируется по федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы» (раздел «Скоростные пассажирские суда»). Полное название проекта: «Разработка концептуальных проектов скоростных пассажирских и автомобильно-пассажирских катамаранов морского и река-море класса различной вместимости для Черного, Балтийского, Каспийского, Азовского и Дальневосточных морей». Срок исполнения – 2012 - 2013 годы. В бюро тема получила шифр «Аллигатор». В конкурсе ЗПКБ обошло российско-финских проектировщиков. «Это создание концепции, - пояснил Решетов, - на основе которой конкретному заказчику конкретный исполнитель будет делать рабочие проекты. Этим исполнителем также может быть наше бюро».

Более подробно об «Аллигаторе» газете «БИЗНЕС Online» рассказал главный конструктор ЗПКБ по гражданской тематике Вячеслав Емельянов.

Будет создана концепция четырех судов: двух морских и двух – класса «река-море». Первый морской катамаран будет чисто пассажирским, на 450 - 500 человек, второй – автомобильно-пассажирским, на 250 человек и 60 легковых автомобилей. Пассажирский речной «Аллигатор» будет вмещать 250 - 300 человек, автомобильно-пассажирский - 200 человек и 40 легковушек. Все четыре судна – скоростные: и морские, и речные будут разгоняться до 30 узлов или до 55 км/ч (так меряется скорость на реке). Места для пассажиров – только сидячие. Экипажи – по 6 человек, что подразумевает высший класс автоматизации, когда судном управляет один человек на мостике. «Двигатели хотелось бы поставить отечественные, - рассказал Емельянов. - Ведь одна из целей этой ФЦП - создание импортозамещающего оборудования».

«Концептуальный проект закрепляет направление движения, следование мировым стандартам, безубыточность, - объяснил Емельянов. - Мы определим пассажиропотоки, основные характеристики судов, сколько они будут стоить, то есть будет технико-экономическое обоснование по всем параметрам. На основании нашей концепции можно будет объявить конкурс на технический проект, то есть на конкретное судно, у которого будет конкретный заказчик. И технический проект, и чертежи для строительства в случае чего сможем сделать и силами ЗПКБ. Собственно, на это и надеемся. В конце концов, у нас будет самый большой опыт по «Аллигатору». Считаю, у нас очень неплохие шансы».

ПОЧЕМУ КАТАМАРАН?

До сих пор в России такие суда не проектировались и не строились, но эксплуатировались. В 1990 году по заказу минфлота СССР в Норвегии построили два пассажирских катамарана – «Крымская стрела» и «Голубая стрела». Первая до сих пор (хотя и со значительными перерывами в эксплуатации) ходит по Черному морю в Украине, вторая – стоит на кильблоках в Ялте.

«А вот за границей такого рода судов очень много, - говорит Емельянов, - например, в Австралии и в Новой Зеландии, которые заслуженно считаются лидерами мирового катамараностроения. Мы специально заказываем санкт-петербургскому ЦНИИ Морского флота анализ их опыта – оптимальное решение будем выбирать в том числе и на основе этих выводов. Словом, тематика не совсем новая, но выработка концепции предполагает получение и чего-то совершенно нового».

Почему выбрана схема катамарана? Это условие конкурса по ФЦП. Главное преимущество таких судов – очень большие площади и хорошая поперечная остойчивость. «Что такое катамаран? Два корпуса, а между ними – мост, - объяснил Емельянов. - Корпус получается огромным. Например, мы делали технический проект речного катамарана - 36 метров длиной и почти 10 шириной. Если такое судно сделать однокорпусным, то у него никаких характеристик не получится – из-за плохого отношения длины к ширине».

По словам Емельянова, название «Аллигатор» не несет какого-либо смысла и взято с потолка: «Каждой работе надо присвоить шифр, вот и придумали сходу. Название чисто отвлеченное, ни с чем не связано».

Темой займется очень большой, по меркам ЗПКБ, коллектив - примерно сто человек. «Работы будет много, причем такой, которая потребует привнесения множества свежих идей», - рассказал Емельянов. По его словам, «Аллигаторы» способны заменить в том числе и устаревший парк татарстанских речников.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КАТАМАРАНОВ ЗАВИСИТ ОТ ВОСТРЕБОВАННОСТИ РЕКИ

Для газеты «БИЗНЕС Online «катамаранное» будущее российского пассажирского флота оценили отраслевые эксперты.

Андрей Сорокин – заместитель генерального директора ООО «Агат Дизайн Бюро» (Санкт-Петербург):

- Во всем мире начали увлекаться катамаранами, в том числе и в России, хотя у них есть определенные недостатки, особенно у морских. Например, клиренс небольшой, значит, удары будут при сильном волнении. То есть к немалому преимуществу катамаранов – большая площадь палубы – прибавляется большой недостаток, с которым до конца непонятно, как бороться. Для речки катамараны – более-менее, хотя и здесь у однокорпусников с системой стабилизации есть преимущества по экономичности и мореходности. Катамараны по сравнению с управляемыми двухреданными однокорпусниками потребляют больше горючего на одного пассажира. Они более дорогие в постройке… Но и преимущества, конечно, большие. Наше бюро тоже занимается катамаранами. Сейчас делаем проект для реки (но именно для реки!) с системой стабилизации. Скоро собираются запускать линию Красноярск – Дудинка, там как раз и будет действовать наш большой скоростной катамаран.

Те же крымские «Стрелы» сделаны все же для норвежских фьордов, а не для Черного моря. В 90-х на них возили в основном мешочников, и людям было все равно, на чем ездить, лишь бы добраться. Так вот «Стрелы» грузили под завязку, и люди почти не вставали с кресел, потому что были такие перегрузки на волнении, что некоторым ноги ломало. Для моря такие маленькие катамараны не годятся. В то же время в районе Мальты между островами, куда «Стрелы» отдавали в аренду, они очень хорошо себя показали, очень большие прибыли на них получали. Все зависит от района эксплуатации – где волн нет, там у катамарана преимущество. Почему отдали заказы норвегам? Потому что все верфи СССР были перегружены военными заказами, никто не занимался гражданским флотом, все «пассажиры» покупными были – из ГДР, Болгарии и прочих стран. Конечно, дешевле было купить у норвегов.

Есть и другая проблема. Если мы хотим перевозить по реке столь же небольшое количество пассажиров, как и сегодня, то смысла нет переходить на катамараны – они несоизмеримы с нынешними маленькими омиками. Они хороши там, где большой пассажиропоток, как, например, было в Советском Союзе, когда по реке перевозили немало пассажиров. Просто реку сегодня подзабросили – нет ни грузового потока, ни пассажирского. Заработает ли река, зависит от общего состояния государства. Пока признаков подъема не наблюдается, хотя потенциально пассажиропоток большой.

Владимир Чуранов – начальник отдела главного конструктора по судостроению ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»:

- Трудно абстрактно говорить о плюсах и минусах. В каждом случае делается технико-экономическое обоснование. Нужно знать, для каких целей предполагается использовать судно. Катамаран, безусловно, выигрывает в полезной площади - палуба шире, можно более свободно разместить пассажиров… В советское время немало строили небольших прогулочных катамаранов, в том же Нижнем Новгороде. В Зеленодольске «чистых» катамаранов не делали, построили только два корабля скегового типа – условно говоря, катамараны, но на воздушной подушке (малые ракетные корабли «Бора» и «Самум» проекта 1239 «Сивуч» - авт.)… В случае чего нашему заводу по технике нет разницы, что строить. Главное – габариты: позволят ли нам рациональное строительство катамаранов наши площади, это технологи должны смотреть.

Справка

ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» было образовано как ЦКБ-340 (п/я 12) при Зеленодольском заводе им. Горького приказом министра судостроительной промышленности от 18 ноября 1949 года для проектирования «больших охотников» за подводными лодками. В 1955 году бюро вышло из-под юрисдикции завода и стало самостоятельным предприятием. По проектам ЗПКБ было построено около 800 кораблей и судов для ВМФ, морских частей пограничных войск, народного хозяйства СССР и России, а также на экспорт. Для ВМС дружественных стран было поставлено около четверти построенных по проектам бюро кораблей. К постройке кораблей и судов по проектам ЗПКБ привлекались 10 заводов СССР и России.

В портфеле новаций бюро имеются нетрадиционные схемы кораблей и судов: это корабли и суда с аэродинамической разгрузкой, имеющие транспортную эффективность судов на подводных крыльях, но со скоростью в 2 - 3 выше, это суда-тримараны типа САР, обладающие повышенной мореходностью при малом водоизмещении. Бюро продолжает работу для ВМФ РФ, ФПС, народного хозяйства РФ и ВМС других государств по линии ВТС и рассчитывает на дальнейшее участие в подобных работах в будущем. Только в XXI веке на разных заводах сдано 10 кораблей и судов по проектам Зеленодольского ПКБ.

В федеральную целевую программу (ФЦП) развития гражданской морской техники до 2016 года включено для проектирования в Зеленодольском ПКБ и последующей постройки около 30 новых объектов. Это пассажирские, грузовые и аварийно-спасательные суда, танкеры, паромы, буксиры и др., в том числе суда смешанного «река-море» плавания.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.07.2012 09:13

    Камаз-Дизель не думает о судовых дизелях?

  • Анонимно
    5.07.2012 09:40

    Почему бы просто не возобновить строительство Метеоров? мне кажется удачная машина была и сейчас вполне не устарела концептуально. хотя я не эксперт в области...

    • Анонимно
      5.07.2012 11:28

      Метеор жрёт как бешенная лошить! 225 литров соляры в час при пассажировместимости 123 человека.

      • Анонимно
        5.07.2012 12:38

        а сколько это в сопоставлении с, например, ОМиком? При этом Метеор летит в точку "А" 1 час и тратит по вашему 225 л, а ОМ плывет уже часа 3-4 в эту же точку и тратит Х л/час. Под точкой "А" можно взять тот же Булгар.ПыСы: прошу извинить, если обсуждение перешло в границы технического форма. Просто интересно такое сопоставление.

        • Анонимно
          5.07.2012 15:27

          ОМ грузит 240 человек (сидячих, со стоячими около 300 запихнуть можно, но это нарушение) и кушает 60 литров в час. Да, идёт в 3 раза медленнее. Метеор 60, ОМ соотвественно 20км/ч.

    • Анонимно
      5.07.2012 21:32

      Метеор безусловно выдающийся проект. Однако, сегодня его повторить нельзя. Изменились Правила Российского Речного Регистра. Вновь построенное судно не будет им отвечать

  • Анонимно
    5.07.2012 10:26

    Что-то в последнее время много хороших новостей о ЗПКБ и вообще о речной-морской технике. Видать ОСК разбирается со своими делами лучше, чем ОАК

  • Анонимно
    5.07.2012 11:37

    Главное. чтоб пока наши умы проектируют, да мечтают река не высохла.

  • Анонимно
    5.07.2012 12:02

    Государство, государство.. что все на государство? Вот в Америке уже частники в космос летают, а у нас частный бизнес даже по реке не может плавать. А ведь до революции сколько купеческих пароходов плавало по Волге.

    • Анонимно
      5.07.2012 12:25

      Какой частный бизнес, если никто не знает что будет с его бизнесом через 5 или 10 лет? А теплоходы за меньший срок не окупаются.

      • Анонимно
        5.07.2012 13:35

        Вот государству и надо на это обратить внимание, на защиту бизнеса. А не самому осваивать водные просторы.

        • Анонимно
          5.07.2012 15:30

          пассажирский флот убыточен. У нас навигация короткая и вообще сухопутно перемещаться выгоднее. Флот вытеснили автобусы и личные авто.

  • Анонимно
    5.07.2012 12:10

    Знаю очень талантливого выпускника 2011 года из Татарстана по специальности "дизайн транспортных средств" с великолепным дипломным проектом речного трамвайчика в татарском стиле. Если кому интересно - могу кинуть ссылку демо-ролика.

    • Анонимно
      5.07.2012 13:18

      Кстати, выпустилось по этой специальности всего 4 человека. Штучная работа практически, штучные кадры!

  • Анонимно
    5.07.2012 12:33

    to 12.10: кидай ссылку здесь, если модераторы пропустят.

    • Анонимно
      5.07.2012 12:50

      Вот, пожалуйста: Проект- концепт водного пассажирского транспортного средства для Универсиады 2013 г. КАЗАНЬ «КОЛ ГАЛИ» Речной трамвайчик http://vk.com/rushavelsultanov?z=video7678115_162387376/e56829a311d00fc87dС музыкой, очень красиво и симпатично, и вполне профессионально! Один из лучших выпускников курса.

      • Анонимно
        5.07.2012 13:56

        ЗПКБ кстати тоже сделал трамвайчик, но выпускают его в Москве. Можно посмотреть здесь - http://www.riverfleet.ru/fleet/6515/

        • Анонимно
          6.07.2012 11:28

          Молодцы! Жалко только, что в ни в Казани, ни в Свияжске, ни в Булгаре ничего из зеленодольского нет. Вроде воды не меньше, чем в Москве

    • Анонимно
      5.07.2012 14:39

      to 12.33: спасибо модераторам, ссылку пропустили, как впечатления от просмотра?

      • Анонимно
        5.07.2012 16:21

        да, красиво. только не нашел, откуда капитан должен управлять этим трамваем. Красиво нарисовать можно, когда не учитываешь эргономику, экономику и технику. Трамвайчики нужны в Москве и Питере, где туристы катаются и любуются городом.Как диплом очень хорошо, надо подтягивать к опыту проектировщиков-дизайнеров ЗПКБ таких выпускников! будет в последующем смена им.

        • Анонимно
          5.07.2012 16:39

          Благодарю, мне были интересны впечатления незаинтересованого лица. Думаю, эргономику и техническую сторону можно было увидеть в других разделах дипломного проекта. Без их учёта - это не диплом. Мне понравился национальный характер трамвайчика - колоритно!

          • Анонимно
            6.07.2012 08:15

            а помоему это просто теплоход Москва раскрашенный. Это не проект нового судна, а просто дизайн обвеса надстройки. Даже не дизайн, а концепция дизайна, т.е. работать и работать.

  • Анонимно
    5.07.2012 12:51

    В Татарстане полно талантливого народа (хотя примазавшихся шарлатанов тоже достаточно). Создать бы какую комиссию дельную - чтобы разбирал предложения. Только не ИВФ и Идеи всякие

    • Анонимно
      5.07.2012 13:53

      Такую коммисию надо создавать в сети, чтобы любой мог высказать мнение. Иначе идеи будут воровать, а получать гранты и премии только свои да приближённые.

    • Анонимно
      5.07.2012 14:09

      Еще одну комиссию. И комиссара. С наганом.

  • Анонимно
    5.07.2012 13:52

    В Зеленодольске ЗПКБ всегда было элитой. Они это в очередной раз подтвердили. Вот где успешно реализован сплав поколений. Здесь ветераны и молодежь работают в одной связке. От ветеранов здесь никогда не избавлялись как на некоторых предприятийх города. Вот и результат. Никогда здесь не говорили: у нас столькото работниц находятся в декретном отпуске... это наше будущее. А кушать и жить хочется сегодня.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль