«Чем старше курсант, тем ему сложнее освоить беспилотники», — рассказал нам новый герой рубрики «Инсайдер» — инструктор по управлению БПЛА в Татарстане. У нашего собеседника свой центр подготовки операторов, параллельно он сам собирает дроны-камикадзе. В месяц он бесплатно обучает по пять человек, о его услугах узнают через сарафанное радио. О том, как Татарстан затягивал удавку вокруг шеи «птичников», сколько стоит производство «подпольного» беспилотника и почему команде приходилось брать аккумуляторы из использованных электронных сигарет, — в материале «БИЗНЕС Online».
Нашему собеседнику около 40 лет. У него техническое образование, занимается дистрибьюцией. До начала СВО беспилотники были у героя увлечением, которое после мобилизации переросло в теоретические курсы на базе начальной военной подготовки
О герое
Нашему собеседнику около 40 лет. У него техническое образование, занимается дистрибьюцией. До начала СВО беспилотники были у героя увлечением, которое после мобилизации переросло в теоретические курсы на базе начальной военной подготовки. Со временем проект масштабировался и при патронаже волонтеров разросся до центра подготовки операторов БПЛА и FPV-дронов. Несмотря на технические ограничения, центр, со слов героя, дает ученикам крепкую теоретическую и практическую базу. Ежемесячно через школу проходят порядка пяти человек — военные в отпуске и на лечении. Помимо прочего, команда собирает дроны-камикадзе с помощью отвертки и паяльника.
Ежемесячно через школу проходят порядка пяти человек — военные в отпуске и на лечении
Об увлечении беспилотниками и запретах на полеты
- С беспилотниками познакомился в 2019 году. Друзья и знакомые занимались офф-роудом, а я снимал с их участием ролики. Понял, что есть возможность работать с неба, заинтересовался этой темой и купил себе первый квадрокоптер.
- Самое дорогое — покупка дрона. Беспилотники делятся на классы. Коммерческие продаются готовыми для конечного потребителя, они максимально упрощенные. В этих дронах все просто: управление, программное обеспечение. Есть самосборные FVP-дроны, которые дешевле, там меньше датчиков, комплектующих, но они гораздо сложнее в управлении. В 2 раза дешевле, но чаще ломаются, все управление на пилоте, сложной электроники по минимуму. Говоря о цене, коммерческий беспилотник стоит 120 тыс. рублей, FVP-дрон — около 40 тыс. рублей.
- У FVP-дронов большая градация. Это самосборные беспилотники, начинка зависит от задач. Есть спортивные дроны, которые участвуют в соревнованиях. Им нужны хорошая камера, мощные моторы. Необходим дрон для перевозки груза — потребуется крепкая рама, выше тяга.
- Отрасль зарождалась в 2006 годах, но была интересна и доступна узкому кругу людей. В 2016-м она стала более френдли для пользователей: квадрокоптеры сделали удобнее, выросло их качество.
- С того же года власти Татарстана начали ограничивать полеты, действовали очень лютые правила. Условно, чтобы сделать вылет, нужно было регистрировать дрон как воздушное судно. Пишешь письмо, отправляешь в представительство, которое этим занимается, ждешь рассмотрения и одобрения. После регистрации за 10 дней до вылета отправляешь запрос в диспетчерскую о том, что планируешь вылет. Со временем процедуру упростили. После 2020 года бюрократию перевели на «Госуслуги», ответ приходил в течение 10 дней. В 2021-м разрешили летать на высоте до 150 м и в пределах видимости без согласования. Было одно ограничение: не в черте города, не на массовых мероприятиях.
- У Татарстана имелись шансы стать френдли-регионом в этой части. В 2020 году энтузиасты создали ассоциацию пилотов, я тоже в нее вступил. У них была задумка с приложением для согласования полетов, но потом это почему-то сильно ограничили в республике. Хотя в условном Питере нет с этим проблем.
- Другая проблема — небольшое количество сервисных центров. Когда мой первый дрон сломался, большой сложностью было найти мастеров, потому что коммерческие дроны сам не починишь. Масла в огонь подливала компания-производитель, затачивавшая сервис на себя, чтобы только их центры ремонтировали беспилотники.
- После СВО жизнь бэпээлашников стала сложнее. Есть, конечно, 5–7 регионов, где все еще можно свободно летать, если не считать определенных ограничений. Татарстан, увы, в их число не входит. Можно летать и тайком. Если соблюдать определенные меры, то никто тебя не найдет.
После СВО жизнь бэпээлашников стала сложнее
Об организации школы для «птичников»
- После начала СВО хотелось углубить знания, но я не нашел ни одной школы или курсов и дело забросил. В сентябре, когда объявили мобилизацию, железобетонно решил: хочу обучать людей, пусть и знания по теме были небольшими. Встал вопрос: где это делать?
- Вышел на группу энтузиастов, с ними нашли человека, который занимается полевой медициной, топографа, военного инструктора. После один из инструкторов обратился к директору ДОСААФ, нам выделили несколько кабинетов. Это вылилось в курсы военной подготовки. Все организовали в очень сжатые сроки, в течение нескольких дней.
- Полетать, впрочем, не получилось. С учениками проходили только теоретическую часть — не позволяла площадка и количество дронов. На курсах изучали базовую, но полезную информацию: работу радиоканала, датчиков и т. д.
- В первой половине 2023 года поток учеников упал, группы не набирались. Появилась идея — основательно заняться обучением и производством систем для квадрокоптеров. Наш товарищ оплатил аренду помещения, завезли оборудование, три месяца занимались там. Затем нашли бесплатный вариант, друг нашей компании предоставил свою площадь под нашу деятельность.
- Начинали скромно: мои два ноутбука, два пульта для управления беспилотниками. В тот же период познакомились с волонтером, который предложил на своем 3D-принтере печатать модули. Производство каркасов, сбросов, хвостовиков пошло полным ходом. Помощь на этом не закончилась: он предоставил компьютеры, видеокарты. На освободившиеся финансы закупили пульты. Учебный класс вырос до четырех учебных мест.
- Впрочем, «утечка» все-таки прошла — известный в Татарстане волонтер увидел на видео бойца нашу локацию. Вышел на нас, предложил помощь, привез мониторы и клавиатуры. Учебный процесс стал комфортнее.
- Благодаря ему вышли на двух человек. Один помог закупить небольшие дроны, до 150 г, на которых можно летать в помещении. Решение идеальное, потому что закон о регистрации на них не действует, в зданиях летать не запрещается. Другой помог купить 3D-принтер, и мы начали круглосуточно печатать детали для дронов.
- Откуда у меня, гражданского человека, знания по боевому применению дронов? Как прошивать дроны, программировать, управлять, меня обучили товарищи, прошедшие курсы от военных. Позднее знакомый съездил на платные курсы по БПЛА, в методики которых он нас потом и посвятил.
Интересный момент: чем старше курсант, тем ему сложнее освоить беспилотники. У нас были ребята, которым понадобилось меньше 20 часов, чтобы всему обучиться, а были и те, кому требовалось гораздо больше времени
Об обучении управлению БПЛА
- Наши ученики в основном военные, находящиеся в отпуске или на лечении. Через волонтеров выходили с ними на связь, приглашали к себе и начинали обучать. Информацию передавали из рук в руки, координаты знали только избранные. Потенциальных учеников проверяли: мало ли кто может прийти и для чего ему эти знания.
- Интересный момент: чем старше курсант, тем ему сложнее освоить беспилотники. У нас были ребята, которым понадобилось меньше 20 часов, чтобы всему обучиться, а были и те, кому требовалось гораздо больше времени. С FVP-дронами нужно уметь мыслить в 3D-проекции, старшее поколение с трудом привыкает к этому.
- Геймерам легче дается обучение. У них есть понимание темы, навыки. Например, однажды из разведки обучались 7 человек. Самому старшему — 46 лет, младшему — 23 года. Последний за 40 минут освоил основы.
- В месяц через нас проходит порядка пяти человек. Работаем точечно, но комплексно: управление дронами, медицина, топография. Мы не агитируем, лишь передаем через волонтеров информацию, что можем обучить заинтересованных. Денег ни с кого не берем.
- Гражданские и коммерческие дроны легки в освоении. Разбить их практически нереально: у беспилотников есть привязка к координатам, в случае потери он возвращается на заранее обозначенную точку; датчики не позволяют влететь в препятствие. Нет, ты можешь его разбить, если постараешься. Но зачем?
- Другое дело — FVP-дроны и другие военные беспилотники. У них иной принцип управления, небольшое количество электроники и датчиков — судьба «птички» зависит только от пилота. Сегодня на СВО много систем для противодействия БПЛА. РЭБ (радиоэлектронная борьба — прим. ред.) — одно из основных средств борьбы с беспилотниками, «дронобойки». Одно дело — полет, другое — противодействие данным факторам.
- Обучение начинается с освоения коммерческих дронов на симуляторе — это занимает час-полтора. Для освоения же FVP-дронов нужно минимум 20 часов на симуляторе и потом еще столько же вживую налетать. Опытный оператор — это по крайней мере месяц полетов, в том числе и боевых.
- Чем мы отличаемся от курсов в зоне СВО? Наша школа учит основам. Сказывается отсутствие полноценной площадки, где мы бы могли отрабатывать боевые маневры.
- Вероятность попасть на обучение в зоне СВО небольшая. Операторы — это штатные сотрудники, они официально закреплены за подразделением. Отбор туда строгий, информация на курсах углубленная и не каждый может ее освоить. Ребят учат работать в условиях РЭБ, РЭР (радиоэлектронная разведка — прим. ред.) и других систем противодействия дронам. Знания направлены на боевое применение БЛПА, в том числе с полезной нагрузкой в виде снарядов. В современной войне все завязано на «птицеводе»: корректировка, наблюдение, управление боем. Если подразделение не имеет оператора, это очень печально.
- В нашем городе, кроме нас, и нет других школ по обучению операторов. По крайней мере, я о них не слышал. Знаю, что ребята в Казани пытались заниматься, но сложно сказать, чем это закончилось.
- В Татарстане подготовка «птичников» не развита по сравнению с другими регионами. Вот в Ижевске хорошая школа под патронажем регионального правительства, плотно занимаются подготовкой, знания дают хорошие. Республиканский госаппарат — машина неповоротливая. Заинтересованные люди есть даже среди чиновников, которые стараются и делают шаги в данном направлении. С ними всегда на связи, обратную связь поддерживаем. Но пока это все в кулуарах.
Дефицит с дронами в армии будет всегда. На СВО беспилотники — расходники, много их не бывает
О производстве дронов
- FVP-дроны-камикадзе производим с сентября 2023 года. По стоимости модулей на беспилотник не сориентирую. Пластик, например, закупают предприниматели города, какие-то детали, расходники приобретаем мы, что-то оплачивают бойцы, которые заказывают у нас компоненты для дронов.
- Производство беспилотников не требует высоких технологий. Чтобы собрать дрон, нужны отвертка и паяльник. Одна «птичка» обходится в 40 тыс. рублей. Недорого, но проблема с поставкой запчастей опять же. Те же антенны, найти которые непросто. Можно производить на местах, но потребуется оборудование, инструменты, — это 15 тыс. рублей.
- Конечно, можно закупить вспомогательные инструменты, с ним работа комфортнее. Вот ижевские ребята сами собирают аккумуляторы — с ними большая беда у сборщиков. Обычно их заказывают в Китае, но едут долго — кто-то все скупает. Стали искать в России — картина идентичная. Чтобы самостоятельно запустить производство батарей, нужно около 10 тыс. рублей. А если все оборудование считать — 25 тысяч.
- В прошлом собирали у людей вейпы и «одноразки» (одноразовые электронные сигареты — прим. ред.), аккумуляторы оттуда шли на сбросы. Тема рабочая — весят немного, доступные. От идеи все-таки отказались, они быстро выходят из строя — не для этих целей аккумуляторы создавались. Бывало, батарейка «умирала» в полете, а это, замечу, невыполненная задача. Перешли на использование питания самого дрона: ниже вес, выше надежность.
- По поводу сроков производства дронов-камикадзе. Сколько времени уйдет на производство, зависит от поставок. С недавних пор Китай ввел запрет на экспорт ряда компонентов для коммерсантов, из-за чего они не всегда проходят таможню. Если заказываешь как физлицо, товар проходит проще.
- Для последнего заказа пять недель ждали запчасти, затем полторы недели собирали 15 дронов. Но надо учитывать, что параллельно у нас другие дела, на производство остается 2–3 часа в день. Занимались бы только сборкой, дело бы шло быстрее.
- Самый долгий этап — тестирование. Самосборные дроны предстоит облетать, исключить брак. Процесс длится около месяца.
- На разные направления идут дроны с различной компоновкой. Простой пример — на некоторых направлениях ряд частот глушится. Одним подразделениям нужны «птички» для поражения живой силы противника, другим — бронетехники. Последние требуют снаряды большего калибра, соответственно беспилотнику нужна бо́льшая грузоподъемность. С нами на связи старшие операторы БПЛА, передают нам техзадание, а мы уже собираем «птички». Недавно отправили такую партию, ждем обратной связи.
- Почему не используем для сборки коммерческие дроны? У них много электроники, которая накладывает ограничения на скорость, переносимый вес, маневренность и противодействие РЭБ. FVP-дрон универсален: он может летать на скорости до 170 км/ч, датчики не ограничивают движение, и все зависит от мощности мотора. Закономерно такие дроны несут больше полезной нагрузки, до 4 килограммов.
- Много ли в Татарстане сборщиков? Я знаю в Альметьевске группу, тоже волонтеры, собирают беспилотники конкретному подразделению. Здесь, в столице республики, есть точно. Но отсутствие информации о сборщиках не означает отсутствие оных. Волонтеров много, думаю, но не забывайте о информационной безопасности — не все хотят отсвечивать.
- Дефицит с дронами в армии будет всегда. На СВО беспилотники — расходники, много их не бывает. Сегодня слишком много завязано на импорте из Китая — долго, дорого. Пока не построим что-то свое, закрыть все потребности не выйдет.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.