Машиностроение 
26.07.2012

Ан-70 будет казанским на 40 процентов

КУРСОМ «САМАРА – УЛЬЯНОВСК – ВОРОНЕЖ – КАЗАНЬ»

Напомним, 9 июня в рамках рабочей поездки в Казань премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неожиданно заявил, что производство военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70 будет развернуто на базе ОАО «КАПО им. Горбунова». То есть на территории предприятия будет создано новое, независимое производство (его проектирует ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром»). Напомним, в 90-е машину предполагали делать на самарском ОАО «Авиакор – авиационный завод», затем - на ульяновском ЗОА «Авиастар-СП», далее - на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО).

Сообщалось, что предположительный объем капитальных вложений в казанский проект - 19 млрд. рублей, он позволит создать 2,5 тыс. рабочих мест. В соответствии с гособоронзаказом, до 2020 года должно быть выпущено 60 транспортников. Первые две машины должны быть выкачены из цеха к 2014 году. Сомнения по этому поводу высказал генеральный директор КАПО Васил Каюмов: «Требование – к 2014 году выдать первые два самолета. Это очень сложно». А министр обороны РФ Анатолий Сердюков в одном из интервью предположил, что срок сдачи первого Ан-70 российской сборки, скорее всего, отодвинут на 2015 год.

Тогда же «БИЗНЕС Online» выяснила, что работа по Ан-70 пока будет вестись по шести направлениям: три – по новому строительству (малярный ангар и доводочный ангары, сборочный корпус), три – по техническому перевооружению и реконструкции корпуса №1 КАПО (заготовительно-штамповочное и механосборочное производства, защитные покрытия и термообработка), с которым предполагается кооперация. Проект предполагает межрегиональное и международное сотрудничество: крыло будут делать в Украине, носовую часть фюзеляжа – в Новосибирске, панели – в Ульяновске, композиты – в Воронеже.

ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Как рассказал «БИЗНЕС Online» технический директор «ГипроНИИавиапрома» Сергей Лалетин, предложенное институтом техзадание производства Ан-70 рассмотрено в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), прошло минпромторг РФ и сейчас находится в правительстве РФ. Ведется работа по внесению проекта по организации производства Ан-70 в ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса. Утверждение документа планируется на сентябрь, но денежные параметры определены и одобрены. В целом, создание казанского предприятия по выпуску Ан-70 обойдется в 12 млрд. рублей.

Весьма любопытен момент, связанный с оцифровкой документации (напомним, проект Ан-70 стартовал четверть века назад, когда еще не было нынешних методов проектирования и строительства самолетов), на что запланировано отдельное финансирование. Изначально украинцы хотели взять половину этой работы, но, в итоге, у России, по словам Лалетина, «получилось немного больше - потому что производство фюзеляжа и финальная сборка тянут очень на много, а больше изготовления – больше оцифровки. Примерно 55 процентов». На перевод в «цифру» потребуется 2 млрд. рублей (это затраты только российской стороны) и немало времени – 2 года! Кроме того, на этой работе планируется задействовать 1000 человек. «Люди, в принципе, есть, - отметил технический директор. - В казанском филиале КБ Туполева - 1100 человек, но всех их, конечно, направить на это невозможно. Какие есть соображения? Сейчас почти закончена аналогичная оцифровка Ил-476, который запускается на «Авиастаре». Эти же люди могут заняться Ан-70».

С вопросом оцифровки связана и проблема интеллектуальной собственности на Ан-70. Она долго была едва ли камнем преткновения в отношениях между российской и украинской сторонами. По данным Лалетина, вопрос «утрясен», а украинские авиационщики настроены «очень позитивно»: «В начале июля я ездил в Украину, на «Антонов». Украинские коллеги настроены очень позитивно - это их машина (причем, очень хорошая), они хотят, чтобы она производилась».

Есть расчеты и по количеству работников нового предприятия. «Теоретически необходимо 832 производственных рабочих, 416 – вспомогательных и 208 – инженерно-технических работников, - сообщил Лалетин. - Изначально у нас была цифра побольше, но мы тогда думали, что в Казани весь самолет будем выпускать. Теперь же ясно, что доля Казани в общем цикле производства Ан-70 - 40 процентов. У нас будут делать детали фюзеляжа, сам фюзеляж, окончательную сборку, покраску и проводить летные испытания».

ДЕРИПАСКА НЕ ТЕРЯЕТ НАДЕЖДЫ?

Срок выпуска первой машины, по сравнению с изначальными сроками, серьезно передвинулся – не 2014-й и не 2015-й, а, по информации Лалетина, конец 2016 года. Своего рода подготовка производства в Казани будет произведена на ГП «Антонов», уточнил он: «Сейчас они заложили пять машин для своих нужд, и, минимум, две сейчас заказывает наше министерство обороны. Собственно, под это дело они проведут подготовку производства для большой серии». Что касается формы предприятия, то пока «хотят создать управляющую компанию, а на базе ее – СП».

Когда будет заложен первый камень предприятия, неизвестно. «Наверное, когда бумаги оформят, - считает Лалетин. - Надо же еще подписать разные документы, в частности, о том, что финальная сборка будет проводиться в Казани - думаю, это должно быть межправительственное соглашение между Россией и Украиной. Пока такой документ до конца не оформлен».

Не исключено, что именно поэтому с середины июня (то есть уже после заявления Медведева о Казани) в СМИ регулярно появляются загадочные сообщения о том, что производство Ан-70 готов развернуть самарский «Авиакор», входящий в корпорацию «Русские машины» Олега Дерипаски (крайние заявления «машин» датируются началом этой недели). В пресс-службе корпорации «БИЗНЕС Online» пояснили: «Мы заявляли, что «Авиакор», в принципе, был бы готов реализовать этот проект, что технические мощности предприятия и его историческая компетенция позволяют это сделать».

Между тем, «ГипроНИИавиапром» начал проектирование завода. К работе, по словам Лалетина, привлечены родственный харьковский институт и одна из казанских фирм, специализирующаяся на геологических изысканиях. Объемы выделенного на это финансирования Лалетин уточнять не стал, лишь сказав: «Деньги на это запланированы, но пока не получены. Сумма – небольшая». Проектирование должно быть завершено к 30 октября.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.07.2012 08:44

    Сараи можно быстренько прорисовать - как специалистов "слепить" за год-полтора, чтобы не ошибались? Историческая компетенция спасет?

  • Анонимно
    26.07.2012 09:22

    А вы забыли клич " Без булдырабыз"

    • Анонимно
      26.07.2012 23:08

      А вы забыли гастарбайтеров из Узбекистона и Таджикистона,быстро вам пепелац смастерят.

  • Анонимно
    26.07.2012 11:09

    Если ОАК откажется видеть что-нибудь еще, кроме Суперджета и валить все остальные (что мало вероятно), если правительству всерьез захочется возрождать собственную авиацию и оно запретит мантурову колебаться вместе с линией ОАК и скажет ему днозначно: "делать в Казани!" (а остались ли такие люди наверху) и, если КАПО всерьез, не оглядываясь ни на кого по-настоящему возьмется за дело (а умеет ли оно не оглядываться)- то проект будет реализован в Казани!

  • Анонимно
    26.07.2012 11:31

    Появились сообщения, что программе Суперджет отчаянно не хватает денег на раскрутку. И спасать его, похоже, будут всеми способами.

    • Анонимно
      26.07.2012 13:17

      Управделами Президента РФ сообщил о заказе в 2013г двух Ту-334 в Казани, похоже уже стали трезветь по поводу суперджетов.

      • Анонимно
        26.07.2012 15:32

        Нет, к сожалению ещё не начали по-настоящему "трезветь", т.к. проекту "ТУ-334" нужна хотя бы небольшая серия для нужд российских авиакомпаний, желающих развивать ближнемагистральные внутренние линии. Кстати, разве управделами Президента РФ уже сделало КАПО твёрдый заказ? По-моему, пока всё это не более чем декларации о намерениях...

  • Анонимно
    26.07.2012 13:22

    Неужто в Казани опять начнут собирать нормальные самолеты? Не верится. НО хочется.

  • Анонимно
    26.07.2012 13:23

    Интересно, даже если стройка реализуется в указанные сроки, (в чем большие сомнения) где они найдут 2,5 тысячи квалифицированных рабочих и инженеров (особенно в цех окончательной сборки). Переманят с КАПО. Там тоже кадровый голод.Кругом одни менеджеры - издержки сырьевого направления, однако.

  • Анонимно
    26.07.2012 14:13

    Мне кажется, в Казани специалистов уже не найти. Если клич по стране кинуть - наскрести, наверно, можно. Но где их селить? Хотя если зарплату сделать нормальную и построить действительно интересное современное производство - приедут, ведь сейчас на всех авиазаводах (говорят, даже на погосяновских) - за...ница с деньгами и технологиями.

    • Анонимно
      26.07.2012 15:37

      А главных на КАПО пригласили бы по конкурсу федеральному - пора менять и дать управдение профессионалам...

  • Анонимно
    26.07.2012 16:26

    На готовое легко управлять. Нет уж, спасибо. Сами. Пусть назначают конкурсы на другие заводы и "управляют" в Саратове и др. Татары сами мыкались, сами и будут управлять.

  • Под стоящее дело людей всегда найти можно. Рядом КМПО лежит, оттуда можно будет взять.Главное, чтобы это дело не превратилось в очередной распил и после окончания денег всем надоело....

    • Анонимно
      27.07.2012 09:01

      Потому рядом и "лежит", что "отпилили все " на чем можно было стоять! Да они одинаковые оба, "циркулярные"!

      • Анонимно
        28.07.2012 18:19

        этот проект в сегодняшних условиях бред сумашедшего и не более.думаю. до реального воплощения дело не дойдет. опомнятся

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль