Общество 
4.08.2012

80 миллионов за локон Наполеона, его кровать и не только

ИХ НЕТ ДАЖЕ НА АУКЦИОНАХ

Коллекция, которая собиралась не один год, сейчас находится в Москве. Собиралась она в основном во Франции, причем многим предметам, которыми она располагает, позавидовали бы известнейшие музеи мира.

Например, локон Наполеона или его кровать. А лубок, столь редкий сейчас, медали, графика, игрушки, оружие? Аналогов не только в Казани, но и в России пока нет. И вряд ли уже будет. Например, работы Верне или Адама невозможно купить даже на аукционах, они все давно уже разошлись по разным частным коллекциям.

ЕДИНАЯ И НЕДЕЛИМАЯ

У владельца коллекции Сергея Арсеньева есть к потенциальным покупателям два условия. Первое – коллекция продается полностью, делить ее обладатель раритетов категорически не согласен. Второе – никаких частных рук, коллекция продается только музею и должна храниться только в музее. Оба эти условия в Казани соблюсти будет несложно. Поэтому наш город коллекционер рассматривает в первую очередь.

По какой причине владелец решил продать коллекцию, которую он начал собирать еще в 60-х годах прошлого века, он не афиширует. Решил – и решил, его право. Цена вопроса – 80 млн. рублей. Эксперты полагают, если бы коллекция была целиком выставлена на каком-либо аукционе, ее стоимость намного бы возросла.

МУЗЕЕВ МНОГО НЕ БЫВЕТ

Казань не бедна на музеи, но нельзя сказать, что уж очень и богата, хотя обладает несколькими уникальными коллекциями. В первую очередь стоит вспомнить коллекцию нашего замечательного земляка Андрея Лихачева, которую уроженец Спасского района Казанской губернии собирал с ранних лет на протяжении всей своей жизни. После его смерти брат Лихачева подарил коллекцию городу. Она стала основой двух музеев – сначала Национального, позже, когда его картинная галерея была преобразована, музея изобразительных искусств. Вот что может сделать одна коллекция.

Именно об этом и говорит директор музея ИЗО Розалия Нургалеева.

- На основе коллекции Арсентьева, если ее удастся приобрести, мы могли бы сделать музей войны 1812 года, музей, где к «французской» коллекции можно было бы прибавить наши экспонаты, рассказать о том, как в Казанской губернии зарождалось ополчение, - рассказывает Розалия Миргалимовна.

Коллекцию Арсентьева, конечно же, следует рассматривать, как говорят на своем профессиональном языке музейщики, именно в развитии. Война 1812 года, ополчение Казанской губернии – это действительно практически не изученная в Татарстане страница истории. Между тем она включает в себя много интересного.

НЕ ТОЛЬКО КАВАЛЕРИСТ-ДЕВИЦА

Когда мы говорим о войне с французами, естественно, первым делом вспоминается кавалерист-девица Надежда Дурова. Образ, ставший популярным благодаря пьесе «Давным-давно» и поставленному по ней Эльдаром Рязановым фильму «Гусарская баллада» с Ларисой Голубкиной в главной роли.

Действительно, прототип Шурочки Азаровой Дурова имеет некоторое отношение к нашему краю, в частности к Елабуге, где она прожила последние годы своей жизни и где упокоилась. Елабуга располагает отличным музеем Дуровой, но это отнюдь не музей нашего ополчения. А оно было серьезным и заслуживает отдельного разговора.

Суконная фабрика, пороховой завод работали на пределе сил, казанские помещики шли в армию, посылали туда своих крестьян. Из Чистополя бесплатно везли шерсть. Женщины сдавали в армейские фонды украшения. Молоствовы, Желтухины, Юшковы, Толстые - представители всех самых уважаемых дворянских фамилий Казанской губернии - стали ополченцами.

Причем в ополчении участвовали не только русские, но все те народности, которые населяли наш край. Любопытный факт: воззвание императора, который призывал к борьбе с оккупантами, было переведено на языки всех народов, населявших Российскую империю, а посему дошло до сердца каждого на его родном языке.

ИСТОРИЯ НАШЕЙ ПОБЕДЫ

Итак, если коллекция, в которой 567 единиц хранения, все-таки будет куплена Татарстаном, мы можем получить еще один музей – музей нашей победы. И он будет интересен и нам, и европейцам, которые непременно захотят увидеть вещи, связанные и с Наполеоном, и с войной, которую ему не удалось выиграть. И им будет интересно понять, чем же таким была Россия в этой войне?

А в Казани вполне реально будет создать не просто музей – клуб по изучению истории. Цена вопроса, напомним, 80 млн. рублей.

Пока решается, будут выделены эти деньги или нет, Арсентьев разрешил привезти коллекцию в Казань и сделать в музее ИЗО выставку (она должна состояться осенью). Есть и еще одна хорошая новость: из минфина РТ запросили документацию на коллекцию. Возможно, подвижки начались.

Впрочем, татарстанцам надо спешить, у нас появился конкурент. Калужский музей также нацелился на коллекцию Арсентьева.

ЭТА ТЕМА ПОКА ВОЗНИКАЛА ТОЛЬКО В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЯМИ

Насколько интересна для Казани покупка коллекции Арсентьева? Вот что думают по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».

Ирина Завьялова - директор литературного музея Боратынского:

- Любой интерес к истории стоит приветствовать. Тем более если речь идет о теме, которой в Казани никто специально не занимался, ведь в наших краях не шли непосредственно бои с армией Наполеона. Пока у нас об этой теме вспоминали только в связи с юбилеями. Но, возможно, это неверно, потому что в Казанской губернии было мощное ополчение, и оно заслуживает, чтобы его изучали и музейщики, и историки.

Алсу Бикташева - историк, профессор КФУ:

- Это очень хорошо, если появится возможность купить такую коллекцию. Как историк, специалист по XIX веку, могу вам сказать, что ополчение в Казанской губернии было очень серьезно представлено. Наши помещики вкладывали свои личные деньги и вкладывали гораздо больше, чем в других губерниях. С точки зрения антропологии времени, такую коллекцию нельзя упускать, она действительно может стать основой музея.

Фиринат Халиков - художник, лауреат госпремии РТ, член-корреспондент академии художеств РФ, автор исторических полотен:

- Нам нужны все музеи, и музей войны 1812 года в том числе. Ведь в этой войне участвовали и татары, и башкиры, они защищали общую родину. Такой музей обогатит нашу культуру.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (59) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.08.2012 11:36

    Неужели эти два условия можно выполнить только в Казани? Что-то здесь не так...

    • Justice
      5.08.2012 23:38

      Ни одного порядочного музея с национальным татарским колоритом в городе нет. Позорище !!! Что ни возьми - новодел: Свияжск, Булгар. Кто главный имидж мейкер всего этого ? Что, еще не все деньги бюджета освоили ? В городе, наверное, достаточно культурных центров, доступных простому посетителю, начинающие творческие коллективы, таланты имеют поддержку минкульта ?

  • Анонимно
    4.08.2012 11:59

    Как то нелогично получается - Казань не была ареной боевых действий, самое близкое находилась в 700 км от линии фронта, а музей 1812 года хотят сделать.Это не тот бренд, через который нужно привлекать туристов.У нас национальная особенность, здесь живут татары - наследники кочевников, восточный народ с европейской культурой. Мы город где сталкивается восточная и западная культура. Именно это нужно продвигать. А у нас даже указатели улиц на дорогах только на русском языках..Теряем эту особенность, становимся обычным городом с интересными достопримечтальностями и только..

    • Анонимно
      4.08.2012 12:12

      Кашу маслом не испортишь.

    • Анонимно
      4.08.2012 12:26

      Вот понятно как мелко и примитивно работает Национальный музей и филиалы... Инициатива иных на этом фоне превосходит разумное - думаю, что Наполеон и вправду тема для музея ИЗО - рустота заполняется фантомами - пора на песию... "музей"

    • Анонимно
      5.08.2012 20:54

      Что за воинствующий национализм.

    • Анонимно
      5.08.2012 22:02

      Война 1812 г. достаточно досконально исследована, и документально и территориально. Соглашусь, что Казань никак не вписывается в историологию Отечественной войны. Думаю, что наиболее выигрышным и перспективным направлением было бы обыгрывание истории и личностей Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Во первых - герои настоящие, оперировали на этих местностях, вопросы по ним решали императорствующие особы Российской империи. Тем более история проблем взаимоотношений народа и власти просто требует осмысления этих событий. И песни народные есть, и баллады, и сказания, и были. Только систематизируй, обыграй это - вот тебе и турпродукт. Сибиряк.

  • Анонимно
    4.08.2012 12:32

    Бред на 80 миллионов? Отдайте Балтусевой - она знает задачи.... не морочте голову народу - не там ищете....

  • Анонимно
    4.08.2012 12:48

    Кого интересует история войны 1812 года никогда не потащится в Казань. Поедут туда, где были реальные сражения, где проходят инсценированные баталии, где можно посмотреть реальную военную форму и оружие. А посмотреть локон Наполеона........... ну пучок волос, для историка, и любого, кто интересутся историей страны, это ничего не значит и никак не обогатит багаж знаний. Кто-то ходит в музеи чтобы удовлетворить интерес и обогатиться новыми знаниями, а кто-то поглазеть на знаменитые безделушки. Вся эта коллекция - ни уму, ни сердцу. Дорогие старинные цацки.

  • Анонимно
    4.08.2012 12:56

    Какая прелесть- "..готов продать..." Это суть сегодняшней жизни населения страны... А что, денег больше не на что потратить Республике? А кусочков фекалий Наполеона у него нет? Это же такая реликвия была бы!

  • Анонимно
    4.08.2012 13:03

    Правильно в статье написано - музеев много не бывает, пусть будет еще один, чем плохо.И об ополчении вспомним, и уникальные предметы в городе будут. Надо мыслить шире.

  • Анонимно
    4.08.2012 13:36

    По всему миру в частных коллекциях столько локонов волос Наполеона, что складывается впечатление, что после смерти его просто обрили налысо. Хотя имеются реальные сведения, что на закате жизни Наполеон не блестал локонами. У него и по-молодости имелись лобные залысины.

  • Анонимно
    4.08.2012 14:28

    Среди частных коллекционеров дураков значит не нашлось, а вот среди гос чиновников найтись могут, и если даже и не дураки, не чистые на руку )

  • Анонимно
    4.08.2012 15:06

    Если коллекционер не имеет необходимости получить навар с коллекции, он просто ДАРУЕТ свою коллекцию одному из гос.музеев. Если имеет желание именно ПРОДАТЬ, то продавать будет с большим наваром. Всем изветны случаи с Вексельбергом, а так же с коллекцией Растроповича-Вишневской. После смерти супруга Вишневская отказалась дарить коллекции фарфора, картин государству (её слова: нам государство ничем не помогало, а власти откровенно вставляли палки в колёса, почему теперь они просят всё отдать просто так). Она выставила всю коллекцию на одном из международном аукционе за довольно внушительную сумму. Вот тогда власти подсуетились и выкупили всё до начала торгов.А эта сделка с наполеоновским наследием смахивает на офёру.

  • Анонимно
    4.08.2012 16:12

    Да, надоели эти ханы и кочевники, этого добра и так полным полно, пусть даже и локон Наполеона, что с того, забавно же. Вот видели б вы какие музеи в Хельсинки -оборжаться - тупо висят одинаковые куски ткани разных расцветок, правда. Другой музей - резиновые сапоги, фонарики, кружки - самые обычные, а фильм показывают про то, как делают тубаретки. А вы - Наполеон, Наполеон...

  • Анонимно
    4.08.2012 19:08

    Бред какой-то.Поражает убогость и ограниченность суждений многих здесь присутствующих. Такое ощущение, только что приехали из деревни, и сразу: чо музей! пусь мне сперва каттэдыж построят!Музеи нужны, безусловно. Разные. Пусть и этот будет.Бред какой-то.

    • Анонимно
      4.08.2012 22:36

      Бред несете вы, господин хороший, а люди пишут, высказывают свое мнение. И не надо так свысока - "деревня". Вы что же род свой ведете от горожан Иерусалима? Наверное, отцы ваши недавно приехали из ближайших деревень, а гонора и спеси хватает на то, что род свой от князей Юсуповых и Глинских ведете.

      • Анонимно
        5.08.2012 22:04

        Да, именно от Юсуповых. А что, что-то не так?

        • Анонимно
          5.08.2012 23:05

          Почему не Глинских? Да хоть знаете, кто такие Юсуповы и где нынешние потомки рода Юсуповых обитают? Думаю, не коменты пишут.

          • Анонимно
            6.08.2012 12:45

            Ксения Николаевна Юсупова живет в Париже, на улице Пьер-Герен, 24. Это бывшая квартира ее деда и бабушки. Ее дочь Таня - в Афинах вместе с семьей. В Париже же живут и троюродные племянники Феликса Феликсовича. Вообще, у Юсуповых много родственников - посмотрите генеалогическое древо. Так что вы напрасно иронизируете.

      • Анонимно
        6.08.2012 01:00

        Я написал: бредом является то, что кое-кто здесь выступает против нового музея. Эта простая мысль должна быть доступна всем. А вы уцепились за совершенно постороннее суждение, и начали с ним яростно полемизировать, нафантазировав что-то про мою родословную. Я уже писал, что современные люди стали плохо понимать тексты. У вас это проявляется особенно. Читаете и не понимаете смысла прочитанного. Слишком много смотрели мультиков, а ведь чуть не завалили ЕГЭ, верно?

        • Анонимно
          6.08.2012 11:44

          Зачем обижаться, если сами и спровоцировали, указав тем, кто не согласен с ваши утверждением, что они из деревни. Хотел только напомнить, что большинство живущих сегодня в городе вышли из деревни. Возможно и ваши родители оттуда, так что имейте уважение. Хотя судя по дальнейшему тексту на это надеяться не приходится. Если у вас проблема с ЕГЭ, обратитесь к репетиторам. А выступать против нового музея вовсе не бред. Многие здесь правильно пишут. Во первых, какое отношение к Казани имеет Наполеон? Если строить или приобретать экспозиции по принципу все музеи хороши, то почему не быт папуасов Новой Гвинеи. было бы интерсно тоже, и таких музеев можно насоздавать кучу, были бы деньги. Вот и второй вопрос. Два миллиона евро за некоторые вещи Наполеона, да и принадлежали огни ему, не слишком ли много. Почему не купить картину знаменитого художника и выставить на всеобщее обозрение, как Монну Лизу в Лувре. Поток посетителей только к одной картине впечатляет. Конечно двух миллионов евро не хватит, но все же. И третье. Все эти попытки всучить коллекцию, минуя аукцион, вызывает подозрение о сговоре с музейными работниками.

    • Анонимно
      5.08.2012 20:44

      Музеи конечно нужны. Разные. Но все же это расход бюджета, так же как и образование, здравоохранение, благоустройство улиц, обеспечение безопасности людей. На все это нужны деньги, а их в бюджете не хватает, вот правительство и думает, какая задача первоочередная а какая второстепенная. А мы, граждане, всегда недовольны. Вот жители Чувашии, Марий эл и Самарской области жалуются что у них не поддерживается культура, не поддерживается спорт, не строится ничего красивого, а мы им говорим, зато у вас дороги лучше, улицы чище, налоги ниже, бизнес гнобят меньше. Получается, что и мы своим правительством недовольны и они своим. И что бы наше правительство ни сделало, все равно его будут ругать. Даст деньги на музей-зачем нам еще один музей когда на улицах пробки, пустит эти деньги на улучшение дорог и ликвидацию пробок-ах такие-сякие культуру не поддерживают.. Правда, если уменьшить расходы на содержание аппарата чиновников, то сэкономленных на этом денег вполне может хватить и на детские сады, и на дороги, и на музей.

  • Анонимно
    4.08.2012 20:53

    А я предлагаю, чем покупать новый интересный музей, пусть лучше эти 80 лямов сворует какой-нибудь чиновник. Ему-то они, ясен пень, нужнее!

    • Анонимно
      5.08.2012 20:35

      Смотря между чем и чем выбирать. Если между музеем и детским садиком, больницей или школой, то второе на данный момент городу нужнее, если между музеем и министерством или коттеджем чиновника, то я за музей,

      • Анонимно
        6.08.2012 01:02

        Так школа всегда нужнее музея. Выходит, музеи совсем не строить?

  • Анонимно
    4.08.2012 22:23

    Странное желание. У нас абсолютно плохо и мало показана родная история и культура, а здесь заезжий гастролер нам пытается втюхать, что-то иное, сомнительное. Наш директор удивляет: с одной стороны она гнобит родных художников, в то же время тащит за уши очень дорогую не нужную нам игрушку.

    • Анонимно
      5.08.2012 20:28

      А кого из татарстанских художников она гнобит?

    • Анонимно
      5.08.2012 20:29

      Нургалеева и сама в прошлом была художником. Зачем ей гробить своих коллег?

      • Анонимно
        6.08.2012 16:21

        Длина одежды в прошлом соответствует глубине мышления в настоящем...

    • Анонимно
      5.08.2012 20:31

      Почему гастролер-то? Обычный частный коллекционер.

    • Анонимно
      5.08.2012 20:32

      А почему Вы считаете что у нас мало и плохо показана отечественная история и культура?

    • Анонимно
      5.08.2012 20:35

      А почему Вы считаете что музей войны 1812 года Казани не нужен?

  • Анонимно
    4.08.2012 22:38

    За эти 80млн рублей в Казани можно построить сколько детских садиков? А для детской поликлиники в Азино найдутся деньги,пусть Арсентьев подарит часть коллекции музею.Вот тогда он будет настоящим русским патриотом.

    • Анонимно
      5.08.2012 20:23

      Согласен.

    • Анонимно
      5.08.2012 20:26

      Вроде как он продает недорого, но все же не бесплатно. Видимо, патриот, но не совсем.

    • Анонимно
      5.08.2012 20:26

      Вроде как он продает недорого, но все же не бесплатно. Видимо, патриот, но не совсем.

      • Анонимно
        6.08.2012 01:05

        Может просто деньги человеку нужны? Вам-то, нищим любителям халявы, такие деньги и не снились никогда, а коллекционер - человек серьезный. У него и расходы серьезные.

    • Анонимно
      6.08.2012 01:04

      Пусть подарит, говорите? ))) Какой хитрый халявщик вы, однако! А давайте пусть лучше он сам решит, дарить или продавать?

  • Анонимно
    5.08.2012 10:50

    1552 год . Как раз для наших мест . Вот народ хлынет со всего света. Варварство такого что случилось тогда точно удивить мир. Земля пухом моим павшим предкам. Татар малае.

  • Анонимно
    5.08.2012 12:57

    лучше в Париже татарский национальный музей откроем на эти деньги!

  • Анонимно
    5.08.2012 14:59

    Да музей и памятник защитникам ханство Татарстана и музей павшим защитникам героям от варваров не мешало бы . Надо написать В. В Путину чтобы он посодействовал открытию музея памятника в Казани.

  • Анонимно
    5.08.2012 22:08

    Бред.Кто потащиться в Казань, сомтреть на артефакты 1812?!Согласен, надо национальную особенность развивать - этим можно туристов заманить. Только похоже никакой концепции догосрочной нет у Минкульта и Нацмузея

    • Анонимно
      6.08.2012 01:07

      Что значит кто потащится в Казань? У нас в Казани живет мильен народу. Этого вам мало?

      • Анонимно
        6.08.2012 12:17

        И весь этот мильен попрётся разглядывать пучок волос. Лысые что ли все?

        • Анонимно
          6.08.2012 12:52

          Идиотизм какой-то. Вы пишете, что невозможно заманить туристов. Я вам отвечаю, что у нас вообще-то большой город, если кто еще не заметил, приехав из своей деревни. И аудитории для музея вполне хватит. Или музеи только для туристов? Я вас огорчу, во всем мире музеи существуют прежде всего для своих собственных горожан, чтобы развивались, знали культуру и историю. Вам-то, в деревне, ясное дело, музеи не нужны. Вы музеи рассматриваете через призму бабла: туристы и т. д.

          • Анонимно
            6.08.2012 13:55

            Какое умственное развитие может дать молодёжи разглядывание мраморного бюста (неизвестного автора) и сомнительного пучка волос?????????? То, что Вы постоянно называете всех, кто с Вами не согласен деревней, говорит о комплексе неполноценности деревенского жителя, который намертво засел в Вашем сознании. Я горожанин в 5 поколении. А если смотреть мою родословную ещё глубже, мой предок участник стрелецкого бунта в Москве, за что он и его семейство было выслано на Урал.

            • Анонимно
              6.08.2012 14:32

              Что вы зациклились на пучке волос? Сказано же: в коллекции 567 предметов. И если будет музей, в нем появится раздел об ополчении Казанской губернии, в нем, кстати, учествовал дед Дьва Толстого. Разве это не интересно и не познавательно? Вам, как потомку участника стелецкого бунта, это надо было бы понимать в первую очередь.

              • Анонимно
                6.08.2012 14:52

                Для того, чтобы по-больше узнать о Казанском ополчении, я не буду ждать открытия музея. Всё это можно узнать и сейчас, было бы желание. Спросите коренного москвича, питерца, казанца, как часто они посещают музеи. Думаю, Вы удивитесь, но в музеи как правило ходят приезжие. А из местных - позновательные экскурсии школьников.

                • Анонимно
                  6.08.2012 16:23

                  Ну и что, что вы сами узнаете? Изх-за этого музей не надо открывать? Вы же не единственный житель Казани, а дргуие, например, сами узнавать не хотят, а предпочитают ходить по эксплзции с экскурсоводом.

                  • Анонимно
                    6.08.2012 23:54

                    А другие сами узнавать не хотят, поэтому их будут добровольно-принудительно, по разнорядке сверху сгонять на выставку непонятно откуда взявшегося хлама.

                    • Анонимно
                      7.08.2012 13:07

                      Слово "хлам" применительно к музейной коллекции говорит о глубочайшем бескультурьи.

          • Анонимно
            6.08.2012 16:23

            А в нашей деревне в маршалу отношение безразличное, и в соседних тоже - вот к Берингу трепетно относимся.... а кто такая Нургалеева?

  • Анонимно
    6.08.2012 15:42

    Для того и музеи существуют, чтобы узнавать об истории. Конечно, можно узнать самому, в этом нет ничего плохого. Но удобнее воспользоваться тем материалом, что подготовили специалисты. Исходя из вашей логики, музей вообще не нужны, все можно узнать самому. Мягко говоря, смешное утверждение. Что касается посетителей музеев, то образованные москвичи и питерцы - завсегдатаи своих музеев. А маргиналы, они в любом городе никуда ходить не будут, им это незачем. Но зачем на них равняться?

    • Анонимно
      6.08.2012 16:25

      Исмходя из Вашей логики - просто необходимо ублажить хранителя 554 вещей, которые ему уже не нужны... купите что-нибудь у Даши! У него их есть!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль