Машиностроение 
7.08.2012

Авиакомпания «Ак Барс Аэро» долетела до антимонопольного законодательства

«ДО ПОСЛЕДНЕГО НЕ ХОТЕЛИ ЭТОГО ДЕЛАТЬ»

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев, авиакомпания будет отделять аэропорт в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. «Этот вопрос возник именно сейчас потому, что мы становимся большой компанией, а есть определенные обороты, которые подпадают под требования антимонопольного законодательства», - рассказал глава «Ак Барс Аэро». При этом он признал, что руководство компании не в восторге от такого поворота событий: «Мы до последнего не хотели этого делать, но настолько объемы выросли (новые самолеты приходят; за первое полугодие 2011-го мы по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли по перевозкам на 24 процента), что любые сделки, например по приобретению определенного оборудования, надо согласовывать с антимонопольными органами, а они не будут согласовывать, пока у нас аэропорт не будет выделен в отдельную структуру. Конечно, разделение - нежелательный элемент, но законодательство есть законодательство».

Вместе с тем Трубаев уверен, что, и став ООО, «Бугульма» будет подчиняться «Ак Барс Аэро». «Таким же образом авиакомпания «Татарстан» (АКТ) некогда владела аэропортом «Бегишево», - проиллюстрировал ситуацию руководитель бугульминского авиаперевозчика, - такая же примерно схема будет и здесь». При этом, по его словам, «Ак Барс Аэро» будет проще, чем АКТ с «Бегишево», поскольку «Бугульма» в силу естественных вещей – аэропорт одной авиакомпании: «У нас само по себе так, так оно и будет, по большому счету, поскольку транзита как такового нет».

Как «передел» оформится юридически, пока не ясно. «Выделение в отдельное структурное подразделение, наверное, так правильно сказать, - отметил Трубаев. - Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Предварительное решение совета директоров уже есть, думаю, это произойдет к концу года».

«БУГУЛЬМА» БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ, ПОКА ЕСТЬ НЕФТЬ

Участники рынка также считают «полноценное» разделение «Ак Барс Аэро» и «Бугульмы» нецелесообразным.

«Если аэропорт «Бугульма» остается в составе «Ак Барс Аэро», не вижу разницы для антимонопольной службы, - сказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. - Точно так же в свое время «Бегишево» был филиалом, структурным подразделением авиакомпании «Татарстан», на которую шло давление – выделить аэропорт из своего состава… И потом, в таких делениях должно быть разумное начало. Какой смысл отделять аэропорт, где базируется несколько самолетов и вертолетов, и вряд ли кто туда соберется летать? Так только можно лишнюю бюрократию создать. Словом, должен быть экономический смысл: большой аэропорт, многие авиакомпании собираются из него летать. Но я не слышал, чтобы кто-то собирался открывать рейсы в Бугульму, и его не пускали».

«Во всем мире практика такая - аэропорты отдельно работают, это хозяйствующие субъекты, обеспечивающие взлет, посадку, обслуживание пассажиров, авиакомпании в них просто получают услуги, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта «Росавиации» Шавкат Умаров. - Аэропорт – это одно, а авиакомпания – другое. Но я думаю, что «Ак Барс Аэро» как была хозяином «Бугульмы», так и останется. Это небольшой провинциальный аэропорт, который будет существовать, пока есть нефть».

«Закон говорит: авиакомпании и аэропорты должны быть разделены, чтобы исключить монополизацию, - разъяснил газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. - Но я считаю, что в связке «Ак Барс Аэро» - «Бугульма» экономической необходимости в этом разделении нет, ведь транзитным этот аэропорт никогда не будет, хабом - тоже. Но… законодательство для всех едино, поэтому они вынуждены его исполнять. Считаю, «Ак Барс Аэро» оставит аэропорт в своей структуре как отдельное юридическое лицо, вот и все. И, думаю, это антимонопольщиков устроит – формально закон будет соблюден».

В СЕНТЯБРЕ ОБЛЕТАЮТ НОВУЮ СИСТЕМУ ПОСАДКИ

Между тем Трубаев уверен, что у «Бугульмы» неплохие перспективы.

Напомним, в апреле 2010 года в Бугульме было открыто новое здание аэровокзала. Как заявил тогда Трубаев, теперь аэропорт в состоянии обслуживать территорию с населением 500 тыс. человек, и благодаря новому аэровокзалу «Ак Барс Аэро» надеется привлечь в «Бугульму» жителей соседних Альметьевска, Заинска и других городов, которые перестали пользоваться услугами аэропорта из-за их низкого качества (расстояние от «Бугульмы» до Азнакаево - 35 км, до Лениногорска - 38 км, до Альметьевска - 64 км). Тогда же о перспективах порта высказался президент РТ Рустам Минниханов: «Инвестиционная составляющая любой экономической зоны - наличие инфраструктуры. Это же касается и нефтяного края республики. Бугульма - его научный и промышленный центр. Необходимость аэропорта здесь велика. Он дает серьезные преимущества для привлечения инвесторов - как отечественных, так и иностранных. Наконец, это удобство для местных жителей, показатель высокого уровня их жизни».

5 марта этого года «Ак Барс Аэро» получила от Европейского агентства авиационной безопасности сертификат PART-145, позволяющий самостоятельно осуществлять комплексное техническое обслуживание самолетов СRJ200 в «Бугульме». В компании надеются, что оснащение и географическое положение базы привлечет на обслуживание авиакомпании Центральной и Восточной части РФ.

Давно говорилось о необходимости модернизации аэропортовой инфраструктуры. На днях Трубаев рассказал газете «БИЗНЕС Online», что на федеральные деньги уже установлена система посадки с одним курсом, в сентябре будет ее облет. В планах - система посадки с обоими курсами и достройка новой полосы. Сегодня используется ВПП длиной 2 тыс. м, позволяющая принимать Ан-24, Ан-32, Ан-74, Як-40, Ту-134, CRJ200, Bombardier Challenger 600 и все более легкие самолеты. Но еще в 1987 году начали строить ВПП длиной 2870, рассчитанную на борта размерности Ту-154. Но в 1990 году из-за нехватки денег проект тормознули. Любопытно, что на покрытую только слоем асфальта новую полосу несколько раз садились самолеты - экипажи принимали эту ВПП за основную. После этого на нее через каждые 200 м нанесли белые кресты… Так вот, полосу «Ак Барс Аэро» намерена достраивать за свои деньги.

ПРИБЛИЗИЛИСЬ К ПОКАЗАТЕЛЯМ СССР

«А вот достройкой новой полосы, конечно, придется самим заниматься, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Трубаев, - во всяком случае, первым этапом».

«Не совсем понимаю, зачем в «Бугульме» нужна еще одна, большая полоса, - говорит Хаким. - По большому счету, «Бугульма» - тупик. Это аэропорт конкретно для нужд нефтяников. Рядом – аэропорты Самары, Уфы, Казани, «Бегишево» с гораздо более развитой маршрутной сетью. Развивать еще один аэропорт буквально в 100 километрах от вышеперечисленных - в мировой практике мало таких случаев (когда рядом мегаполисы – это другой вопрос). Но, видимо, у «Ак Барс Аэро» свои планы».

«Потенциал аэропорта «Бугульма» - это мобильность населения региона, - отметил Закаржаев. - А «Бугульма» всегда был аэродромом нефтяников. Проблема и в том, что в небольшом Татарстане – три аэропорта: два международных и региональный, который после строительства полосы тоже, наверное, будет претендовать на этот статус (когда-то такой разговор был). И все они – в радиусе 300 километров. В любом случае они конкурируют друг с другом. Может быть, и не прямо, но если бы не «Бугульма», отправки из «Бегишево» возросли бы, и наоборот. Или если бы не «Бегишево», более половины его отправок шли бы из Казани».

«Да, в том регионе испокон веков была авиация, но чтобы появился массовый поток пассажиров - не думаю, - считает Умаров. – Впрочем, если в «Бугульму» будут приходить транзитные авиакомпании, да ради Бога, для аэропорта это было бы только хорошо».

Трубаев уверен, что вложения оправданны: «Если вторую полосу ввести в строй, перевозки возрастут, потому что она позволит принимать более вместительные воздушные суда, и поток увеличится. А поток там и сегодня есть - недаром мы второй рейс в Москву ввели. И потенциал загрузки у «Бугульмы» приличный, сегодня мы вышли на уровень перевозок времен СССР, хотя и не пикового периода. Словом, потенциал есть».

Напомним, что «Ак Барс Аэро» также летает из «Бугульмы» в Санкт-Петербург (два раза в неделю), Сочи, Нижневартовск и Сургут. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Ак Барс Аэро», за первое полугодие 2012-го авиакомпания перевезла из «Бугульмы» 13659 пассажиров и 6247 т груза. За аналогичный период прошлого года - 12950 человек и 4644 т груза. Соответственно, рост составил 6% и 35%.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (4) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.08.2012 10:20

    Действительно, загадочно - зачем Бугульме полоса на большие самолеты? Если только смутные шевеления по поводу региональной авиации дадут какие-то плоды. Как бы не увели аэропорт у Ак барса.

  • Анонимно
    7.08.2012 10:59

    Нужно оставить один международный аэропорт в Татарстане и нормально его развивать, а не устраивать местечковость.

  • Анонимно
    7.08.2012 13:34

    Пусть все развиваются. Только конкуренция сможет сделать любой бизнес эффективным. Загнется МАК, будем летать через Бегишево.Как только усилится конкуренция, сразу начнут искать нестандартные решения, привлекать а/компании. Потребитель выиграет.

  • Анонимно
    7.08.2012 19:30

    Столицу РТ в Бугульму!!!!Хороший,компактный и ухоженный город!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль