Теракты в Казани 
14.08.2012

Крайний за теракты

2.jpg

На должность начальника президентского управления РТ по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин был назначен в конце 2010 года, до этого он был заведующим сектором стран Азии и Африки департамента внешних связей президента

ПОЛТОРА ГОДА В НАЧАЛЬНИКАХ

Сегодня указом президента РТ Марат Гатин был освобожден от должности начальника президентского управления РТ по взаимодействию с религиозными объединениями в связи с переходом на другую работу.

Таким образом, Гатин продержался на этой должности чуть более полутора лет. Напомним, что он был назначен в конце 2010 года. Причем его назначение совпало с нурлатскими событиями, когда татарстанские силовики устроили спецоперацию по поимке нескольких боевиков в лесах на юге Татарстана с применением БТР и вертолетов.

Напомним, что тогда предшественник Гатина Ренат Валиуллин (пришедший на этот пост из исполкома Всемирного конгресса татар) за это поплатился должностью. На фоне произошедших событий 19 июля - покушения на муфтия Илдуса Файзова и убийства Валиуллы Якупова - переход Гатина на новую должность выглядит достаточно объяснимо.

ХАРАКТЕР ОКАЗАЛСЯ НЕ ТОТ?

Напомним, что первоначально при кабмине РТ действовал совет по делам религий, который был преобразован в августе 2008 года в управление по делам религий при кабинете министров РТ. Как рассказал тогда корреспонденту "БИЗНЕС Online" директор института истории АН РТ Рафаэль Хакимов (бывший советник Минтимера Шаймиева), это была довольно «беззубая» структура, к мнению которой мало кто прислушивался.

После громких событий в Нурлате накануне новогодних праздников в казанском Кремле принимается решение о том, что блок вопросов взаимоотношений с религиозными общинами отныне будет курировать не управление кабмина РТ, а аппарат президента. В результате кабминовское управление было ликвидировано, новое управление по взаимодействию с религиозными объединениями возглавил Гатин - прежде заведующий сектором стран Азии и Африки департамента внешних связей главы республики. Для Гатина это был настоящий карьерный взлет. По сути, если ранее он выполнял больше роль переводчика для первых лиц республики (он прекрасно знает арабский и окончил знаменитый университет «Азхар» в Каире) и организатора визитов иностранных гостей (его характеризовали как прекрасного протокольщика из команды Тимура Акулова), то с новым назначением стал руководителем целого политического (!) управления.

Последние полтора года работы в должности начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями стали для Гатина (и республики) очень неспокойными. Напомим, в этот период состоялась отставка предыдущего председателя ДУМ РТ Гусмана Исхакова, выборы нового - Файзова - и смена команды на местах в мусульманских общинах. Несколько месяцев назад предпоследним звоночком того, что в мусульманском хозяйстве все не так, стал громкий конфликт вокруг мечети "Кул Шариф". Фактически именно Гатин и его команда не просчитали, что грубое смещение Рамиля Юнусова Файзовым приведет к массовым акциям и жесткой конфронтации.

Звоночек не был услышан, и в июле грянул колокол уже на всю Россию – впервые за постсоветскую историю в Татарстане случилось убийство духовного лица и покушение со взрывом на муфтия...

IMG_6759.jpg

Эксперты связывают уход Гатина с произошедшими в Казани 19 июля трагическим событиями

Как отмечают опрошенные корреспондентами "БИЗНЕС Online" эксперты, в силу своего характера и новой обстановки Гатину тяжело давалась эта стрессовая и конфликтная работа. Мягко говоря, ее можно считать проваленной... Что уж тут говорить, когда вся умма взбудоражена, конфликты между центрами сил в разгаре, московские силовики произвели в РТ массовые аресты, Госсовет РТ прошел с самыми жесткими формулировками, какие могут быть ("необъявленная война"), а вся Россия звонит в Казань и спрашивает: что у вас происходит?!

Имя сменщика Гатина пока не раскрывается, но активно обсуждается кандидатура одного из районных глав. Известно, что теперь религиозный блок в аппарате президента РТ будет курировать первый заместитель главы аппарата президента РТ Марат Муратов - специально назначенный Рустамом Миннихановым политменеджер (этакий местный Владислав Сурков).

Что же касается нового места работы Гатина, то сейчас активно муссируется версия о том, что он может стать одним из замов директора заповедника "Казанский Кремль". Как известно, после недавнего ухода Юнусова по собственному желанию из заповедника одно из кресел заместителей стало вакантным. Если это произойдет, то символический круг замкнется...

«КАК ПОШЛА ВЕРТИКАЛЬ, ТАК И АНАЛИТИКА ПРОСТО ИСЧЕЗЛА»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам оценить произошедшие изменения экспертов:

Рафик Мухаметшин - ректор Российского исламского института:

Марат Гатин – это сформировавшийся специалист в области международных отношений. Он прекрасно знает протокол. И поэтому на вещи смотрит через эту призму организации встреч, приема иностранных гостей. В то же время на его новом месте работы требовалось больше аналитики. Этого ему не хватало. У нас с ним хорошие отношения, мы тесно и хорошо работали.

Вообще, на этом месте должен работать именно аналитик, который будет внимательно отслеживать и изучать ситуацию. Чтобы ситуацию держать под контролем, в управлении нужны именно специалисты.

Что касается его ухода, то думаю, что это связано со сложившейся чиновничьей практикой, когда после громких событий, а к последним, безусловно, относится покушение на представителей ДУМ РТ, чиновник, курирующий эту сферу, должен уйти.

Рафаэль Хакимов - директор института истории академии наук РТ:

- Марат Гатин – бывший аспирант Института истории. Как специалист он очень хорош, слов нет. Очень старательный, образованный, просто аппаратная работа очень специфична. Там недостаточно просто выполнять данные указания. Самому нужно ездить, общаться, смотреть. А это довольно трудная работа, не все могут ее выполнять. А Гатин великолепно выполнял именно указания. Типа сделай то, сделай это. На такой же должности должна быть не только аналитика, но и знания, что происходит в республике. И не только в республике. Когда я был советником, знал всех муфтиев России, невозможно было без этого работать. Фактически это должность советника, который сам анализирует, сам предлагает некие решения, из которых президент выбирает альтернативное.

Думаю, что уход Гатина связан с тем, что ему трудно в этой сфере работать. Там нужны железные нервы. Когда мы были с Набиевым вдвоем, он - в кабинете министров, а я - в аппарате, то мы отслеживали эти дела. Но нам же приходилось и ругаться, мы с муфтием тогда переругались со всем управлением по делам религии и Татарстана, и России. Гатин же - человек такой положительный, ругаться просто-напросто не может. А на этой работе невозможно без этого.

Управление, на мой взгляд, должно представлять из себя некую структуру. Вот был совет по делам религии, когда Набиев работал, так его надо было укреплять, а не ликвидировать. Думаю, что это была тактическая ошибка. Ошиблись и спецслужбы, которые ликвидировали свои аналитические отделы. У ФСБ, к примеру, исчез отдел, с которым мы плотно в свое время работали. И в МВД исчез. Да, сейчас их восстановили, но для грамотной работы потребуется время, специалисты, которые разбираются в этом с лету. И нужно, чтобы специалисты росли, а не просто сидели и выполняли указания. Но у нас в России как пошла вертикаль власти, так и распространился командный стиль «сказали-сделай» и все. Аналитика, без которой невозможно, просто исчезла.

Азат Ахунов - доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

- С момента преобразований совета по делам религий в управление президента Татарстана по взаимодействию с религиозными организациями структура потеряла свою некоторую автономность. К примеру, один из последних руководителей совета Ринат Набиев вел себя достаточно независимо. На мой взгляд, все-таки структура, которая курирует связи с религиозными организациями, должна иметь некоторую самостоятельность. Что касается Гатина, то достаточно осторожно и основательно начал входить в работу, ему не хватало собственной позиции, которая вырабатывается опытом и политическим весом, для формирования которых необходимо было время.

Справка

Марат Гатин родился в 1976 году р.п. Арск (Татарская АССР). Окончил Институт "Буус Аль-Исламия" Университета "Аль-Азхар" по специальности "арабский язык и основы ислама", Казанский государственный педагогический университет по специальности "филология" (2001 год), Каирский государственный университет по специальности "политология" (2006 год). Владеет арабским и английским языками.

С 2006 года - главный советник сектора стран Азии и Африки департамента внешних связей президента Республики Татарстан.

С 2009 года - заведующий сектором стран Азии и Африки департамента внешних связей президента Республики Татарстан.

С декабря 2010 года по 14 августа 2012 года - начальник управления президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями.

Женат, имеет дочь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.08.2012 18:33

    Такие ребята-будущее нашей республики.....За них не стыдно.....

    • Анонимно
      15.08.2012 03:34

      Да уж ребята себя проявили только с "хорошей стороны", и недавно уволенный Муфлиханов "знаток" международных вопросов и Гатин "специалист" по исламу. Спасибо Президенту что вовремя признает свои кадровые ошибки и исправляет их. А контору по религии надо полностью сменить новыми кадрами а то еще надворят дел.

  • Анонимно
    14.08.2012 18:59

    Марат в период своей работы не смог вжиться в волчье логово и когда требовалась оперативное вмешетельство государства уметь показать клыки. Такое качество приходит с мудростью после долгого опыта. Когда его назначали, Р.Н. в спешке недооценил важность и роль данной должности ну или переоценил способности Марата.

  • Анонимно
    14.08.2012 19:42

    Его назначение было ошибкой нового президента, и то что кадры были подобраны не по способностям а по лояльности к Гатину управление не работало а превратилось в бюрократическую контору. А что касается предшественников Гатина то им тоже было не сладко? но их знали почти каждый имам республики так как они работали "в поле" а не в кабинете

    • Анонимно
      14.08.2012 21:53

      +1. работа была большая

    • Анонимно
      15.08.2012 18:31

      а вы думаете он не ездил только сидел в кабинете?вы очень сильно ошибаетесь...я так думаю он сделал многое...не бывает так пришел на должность и расставил все по полочкам для этого нужно время...это нам обсуждать легко...а любому руководителю нужно время...

  • Анонимно
    14.08.2012 19:42

    Да он подвел и президента и республику

    • Анонимно
      15.08.2012 18:37

      знаете обсуждать очень легко...а вы сами попробуйте поработать на любом руководящем посту...потом посмотрим как вы заговорите...

      • Анонимно
        16.08.2012 13:05

        А мы и пробовать не станем, коли к такой работе не способны. Бери ношу по себе, чтоб не падать по ходьбе... Не можешь - не берись. Не тянешь - уходи сам, пока не турнули по зад коленкой. Всяк сверчок - знай свой шесток )))

  • Анонимно
    14.08.2012 20:13

    рамиль Юнусов не будет будет другой человек , очень скоро узнаете ...

  • Анонимно
    14.08.2012 20:15

    Проблема кадровых решений в Республике-это их местечковость. 2/3 татар живёт вне республики, и есть хорошие татары-представители других регионов, очень хорошо знающие региональные особенности России, в том числе и мусульманские проблемы. К сожалению кадровая политика в Татарстане вертится вокруг границ Вахитовского района. И в какой то мере калькируется ситуация с федералами в Москве, когда торжествует один взгляд, привыкший видеть Россию через решётку "Летнего Сада" Питера.

    • Анонимно
      14.08.2012 21:34

      На счет татар из других регионов - не смешите. Что толку, что они знают особенности своих регионов, они же в Татарстане будут работать (если следовать вашему предложению). Хотят работать в Татарстане, пусть приезжают и на общих основаниях претендуют. И если откровенно, какая разница, татарин или нет. Я считаю, что было бы гораздо лучше, если бы управление возглавил русский (или другой немусульманин), но хорошо знающий ислам. Правда, где таких найти.

  • спокойрый
    14.08.2012 20:19

    а может назначили бы на эту должность прямо из детского сада религия тонкая штука тут нужен взрослый человек который умудрен возрастом а не 36летний юноша пусть поработает на другой должности он еще свое взять успеет

    • Анонимно
      14.08.2012 20:45

      к сожалению власть не назначаеть мудрых, а назначает выгодных себе.

      • Анонимно
        14.08.2012 22:41

        в этот раз будет человек очень Мудрый . Ф.Г. удачи Вам и успехов в новых начинаниях!!!!

  • Анонимно
    14.08.2012 20:48

    Однозначно надо на такую должность аксакалов, с политическим авторитетом и весом (можно Исхакова предложить или еще кого-то).Когда назначали Марата, ничто не предвещало такой беды. Но даже у Р.Н. не хватило мудрости для дальновидности.

    • Анонимно
      14.08.2012 21:27

      Сюда Исхаков подошел бы лучше всех!Р.Н. подумайте хорошенько

      • Анонимно
        14.08.2012 21:40

        Исхаков был бы хорошей кандидатурой. И авторитет, опыт у него всесторонний, и народ его любит. Но он вряд ли примет это предложение, если оно возникнет.

      • Анонимно
        14.08.2012 22:09

        Это который исхаков - камиль, гусман или дамир? если посмотреть, все трое имеют отношение к исламу. камиль мусульманин светско-советский, гусман - салафит/ваххабит, а дамир, как и большинство татарских историков, евромусульманин. Уточните пожалуйста кого вы хотите назначить крайним до следующих аналогичных событий.

  • Анонимно
    14.08.2012 20:51

    Марата надо обратно в свой отдел.

  • Анонимно
    14.08.2012 21:14

    Марату тогда просто приказали, сказали "давай", не надо было его дергать. Это была кадровая ошибка Президента. Надо посмотреть, там (АП) еще много таких ошибок. Надо извлечь уроки и выводы сделать. АП - это не экспериментальная площадка на вшивость. Цена таких экспериментов - удар по авторитету всей республики (Булгария, Дальний, покушения).

    • Анонимно
      14.08.2012 22:00

      Что-то слишком много стало "кадровых ошибок" Президента. Спаленный местный бай Маннаф Сагдеев, спрыгнувший с горящего джипа Ильдус Фаизов, не справившийся с управлением ХК "Ак Барс" Крикунов, запоровший религиозные дела Марат Гатин. Рустам абый! Возьмите нормального начальника отдела кадров. Который хотя бы анкеты проверять умеет. Подводят ведь тебя. Ой подводят...

  • Анонимно
    14.08.2012 22:27

    В управлении не оказалось специалистов понимающих мусульманскую сферу, а те которые занимались этим направлением больше напоминали интриганов. По большой части они натравливали имамов против друг друга что усиливало напряжение в умме.

  • Анонимно
    14.08.2012 22:27

    В управлении не оказалось специалистов понимающих мусульманскую сферу, а те которые занимались этим направлением больше напоминали интриганов. По большой части они натравливали имамов против друг друга что усиливало напряжение в умме.

  • Анонимно
    14.08.2012 23:32

    Марат Илшатович честный и порядочный человек. Таких бы побольше в органах власти. Очень грустно, что таких отодвигают от власти. Реально общался с народом, работал в "поле". Успехов тебе Марат на новом месте работы !!!

    • Анонимно
      15.08.2012 09:29

      Не смог он пройти через воду и медные трубы. За 1 год он так зазнался что стало неконфортно возле него,

  • Анонимно
    15.08.2012 01:11

    Марат держись мы в тебя верим!

  • Анонимно
    15.08.2012 06:28

    Почитаешь комменты так впечатление, что управление не по делам религиозных объединений, а по делам мусульманских организаций. Может в этом все и дело? Вектор надо сменить может быть?

  • Анонимно
    15.08.2012 10:43

    Марат Гатин - человек чести и дела. Таких людей должно быть больше, тем более, во власти. Сил ему и терпения.

    • Анонимно
      15.08.2012 16:31

      Хороший человек - это не профессия, к сожалению. Каждый должен быть на своем месте, а он явно не дотягивал до уровня руководителя столь важного направления... Жаль, что взлетая высоко, забывают, что могут упасть еще ниже тех, на кого они с высока и бросить взгляда не хотели.

      • Анонимно
        15.08.2012 18:43

        а может вы ему завидуете?Марат очень честный и порядочный человек...а поливать грязью его не надо...

  • Анонимно
    15.08.2012 10:45

    Марат Гатин - способный молодой человек. Он еще себя покажет. Такие не потеряются. А ситуация по укреплению радикальных течений ислама назревает уже много лет. Глупо винить в этом только Гатина.

    • Анонимно
      15.08.2012 12:04

      Не смешите. Где покажет? На должности замдиректора музея-заповедника? Дали уж "прикорм", его предшественника Рената Валиуллина вообще никуда не пристроили. В Аппарат ПРТ обратно не берут. Так что не где ему себя проявить. А в целом согласен, что винить Гатина в этой ситуации глупо. Но он уж действительно слабый.

  • Анонимно
    15.08.2012 11:33

    Ты кто такой? Давайдосвидания! :)

  • Анонимно
    15.08.2012 13:47

    Ключевая фраза: "в России как пошла вертикаль власти, так и распространился командный стиль «сказали-сделай» и все. Аналитика, без которой невозможно, просто исчезла". Надо бы задуматься вообще-то!

  • Анонимно
    16.08.2012 13:17

    Марат достойный и честный человек, знаю его лично много лет, хотя друзьями не были. Ошибка была в назначении его на религию, там нужна хитрость и изворотливость, на самом деле лучше бы вернули его в Депертамент Внешних связей.

  • Анонимно
    18.08.2012 01:57

    да...лучше бы вернули...он один из самых сильных арабистов...вернулибы его обратно в отдел...он парень очень умный...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль