Нефть и нефтехимия 
15.08.2012

«Нижнекамскшина» потеряла 95% чистой прибыли

МАРЖА РЕЗКО УПАЛА

Итак, согласно опубликованному на днях отчету ОАО «Нижнекамскшина» по стандартам РСБУ, компания сократила выручку на 31% - с 12,9 млрд. рублей в первом полугодии 2011 года до 8,8 млрд. рублей в первом полугодии 2012 года.

Напомним, что в середине 2011 года в отдельную непубличную структуру - ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» - было переведено производство соответствующих шин. Это оказало существенное влияние на объем выручки, обусловило кардинальное изменение средней численности персонала.

выр.jpg
Объемы выручки ОАО «Нижнекамскшина» 

Более объективно можно будет рассмотреть успехи по выручке в следующем году (если не произойдет очередных реорганизаций).

Тем не менее затраты не сократились в одном темпе с выручкой. Себестоимость снизилась только на четверть - с 11 млрд. рублей за первые 6 месяцев 2011 года до 8,2 млрд. рублей за аналогичный период 2012 года, что привело к снижению маржи. Так, доля валовой прибыли в выручке сократилась в 2 раза - с 14,4% за первое полугодие 2011 года до 6,9% по итогам первого полугодия 2012 года.

длоя.jpg
Доли валовой прибыли и себестоимости в выручке ОАО «Нижнекамскшина»

Несмотря на отсутствие коммерческих расходов в первой половине 2012 года, операционная прибыль ОАО «Нижнекамскшина» в сравнении с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 65% до 248,9 млн. рублей.

Отметим, что отрицательное сальдо прочих доходов и расходов поглотило большую часть прибыли от продаж. В результате чистая прибыль компании сократилась на 95% (в 20 раз) - с 338,3 млн. рублей за первые 6 месяцев 2011 года до 16,8 млн. рублей за первые 6 месяцев 2012 года.

Таким образом, рентабельность продаж сократилась на 2,43 процентных пункта - с 2,62% за первое полугодие 2011 года до 0,19% за аналогичный период 2012 года. Другими словами, с каждого рубля от проданных шин завод получил лишь 0,19 копеек чистой прибыли.

ХОРОШО ПОД ОПЕКОЙ "ТАТНЕФТИ"

Отметим, что у ОАО «Нижнекамскшина» долговая нагрузка на собственный капитал и резервы выросла в 2,5 раза – с немалой 10,8-кратной нагрузки в первом полугодии 2011 года до фантастической 27-кратной нагрузки по итогам аналогичного периода 2012 года. Безусловно, это запредельные показатели. Но обслуживание кратко- и долгосрочных займов обходится заводу в сущие гроши. Так,  2,65 млрд. займов обошлись в виде 140 тыс. рублей процентных платежей (или 0,01% годовых).  Разумеется, данное финансирование обеспечено благодаря высоким запасам ликвидности «Татнефти», которая в текущих условиях может себе позволить такую щедрость.

Отметим, что доля долгосрочных займов сократилась более чем в 2 раза - с 23,8% за первые 6 месяцев 2011 года до 10,6% за первые 6 месяцев 2012 года.

11.jpg
Доля шинных заводов в общероссийском выпуске, %

ДОЛЯ РЫНКА РАСТЕТ, НО…

Интересно, что доля ОАО «Нижнекамскшина» в общероссийском выпуске выросла на 3,9 п.п. - с 32,8% во втором квартале 2011 года до 36,7% во втором квартале 2012 года.

Отметим, что, по оценкам компании «Кордиант» (один из ведущих производителей шин), «Нижнекамскшина» занимает 13% общероссийского рынка шин (с учетом импортеров). Для сравнения: по итогам 2011 года этот показатель был на отметке 10,13%.

С учетом спада в экономике ЕС российский рынок выглядит лакомым куском в глазах многих производителей. К тому же темпы развития российской шинной промышленности одни из самых быстрых в мире. По прогнозам фонда TechSci Research, объемы производства шин в России в период с 2011 по 2017 год будут расти на 16% ежегодно. К 2017 году объемы автомобильного производства в России могут достигнуть 4,3 млн. единиц, и благодаря этому будут расти продажи шин в секторе первичной комплектации.

Заметим, что зарубежные игроки часто пользуются стратегией входа на рынок себе в убыток, чтобы отвоевать долю рынка. А так как ряд зарубежных игроков (Yokohama, Nokian, Continental) намерены не только импортировать продукцию, но и строят заводы в РФ, то борьба предстоит очень жесткая. Маржа будет символическая, и производителям останется уповать на госрегуляторов, которые могут ограничить минимальную рентабельность по отрасли.

Подчеркнем, что за первые 6 месяцев в 2012 году, несмотря на рост рынка, заводы на территории РФ произвели на 9,9% меньше - 14,55 млн. шт. против 16,15 млн. шт. за первые 6 месяцев 2011 года, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, ростом давления импортеров. Во-вторых, наметился спад в сегменте грузовых шин. Так, по данным компании «Кордиант», рынок грузовых шин в РФ показал в первом полугодии 2012 года падение на 16% в сравнении с 2011 годом.

Любопытно, что руководство «Татнефти» делает акценты на увеличении объемов производства. «Мы намереваемся выйти в 2012 году за 12, а можем и за 13 миллионов штук шин. Сегодня на шины "Кама-Евро" стоят клиенты в очереди!» - отметил в одном из своих интервью генеральный директор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов. Говоря о шинах "Кама-Евро", Тахаутдинов раскрыл еще один возможный контракт: как оказалось, елабужское подразделение Sollers просит для своего производства 400 тыс. штук шин.

Заметим, что при первичной комплектации шины поставляются с минимальной наценкой или даже ниже себестоимости в расчете на то, что покупатель авто приобретет в дальнейшем шины той же марки. Поэтому подобные заказы от автомобильных заводов могут обеспечить оборот, но не прибыль.

Таким образом, в условиях жесткой борьбы за долю рынка «Нижнекамскшина» имеет все шансы в очередной раз остаться без чистой прибыли по итогам 2012 года.

111.jpg
Доли кратко- и долгосрочных займов ОАО «Нижнекамскшина»

 

Основные экономические показатели ОАО «Нижнекамскшина»
Наименование показателя 1 п/г 2011 1 п/г 2012 Абсолютное изменение 1 п/г 2012 к 1 п/г 2011 Изменение в %
Выручка от реализации, млн. руб. 12898.8 8838.2 -4060.6 -31
Себестоимость, млн. руб. 11040.2 8225.6 -2814.6 -25
Затраты на 1 рубль продукции, руб. 0.856 0.931 0.1 9

Предприятия: Нижнекамскшина
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.08.2012 09:18

    это предприятие хотя бы работает, пусть даже в нули, в отличие от ТАНЕКО.

  • Анонимно
    15.08.2012 09:28

    А у Вас есть информация, что ТАНЕКО не работает?

    • Анонимно
      15.08.2012 11:23

      а что там работает? где бензин? где дизтопливо? через лет 5? или новый завод потом еще нужно будет построить?

  • Анонимно
    15.08.2012 09:48

    что будет если построят свои шинные заводы японцы и китайцы?

  • Анонимно
    15.08.2012 09:55

    Вывели грузовое производство в другое предприятие вот и снизилась прибыль. А на легковой шине много не заработаешь. Китайцы при поддержке своего правительства столько всякого хлама завезли по бросовым ценам. В Европе снижение продаж легковых шин за первое п/г до 40% доходит от страны к стране. Все что не продано валится на наш рынок.

  • Анонимно
    15.08.2012 10:00

    Только в нашей стране Йокогама запускала свой завод с задержкой в 2 года от плана. И убытков они понесли немало. Россия- территория без прибыли!!!

    • Анонимно
      15.08.2012 10:33

      Йокогама не очень хорошая резина (см. "за рулем"). Нормальные автовладельцы не будут экономить на безопасности и покупать всякий ш/п

      • Анонимно
        15.08.2012 10:59

        ставил турецкий Pirelli отлично откатался и цена интересная.

      • Анонимно
        15.08.2012 11:48

        Ну если иметь ввиду продукцию российского подразделения, то может быть, у нас многое становится плохим, к примеру - и сами ино.авто росийской сборки... А всю марку хаять не надо - резина сделанная на родине идет в заводскую комплектацию (летняя разумеется) многих японских авто (имею ввиду - собранных в Японии, а не отверточное производство в странах третьего мира). Говорю как пользователь этой резины с опытом 3 сезона, и еще минимум года 2 резина прослужит без проблем. А уж аргумент "резина плохая - смотрите...." - просто рассмешило. Название того издания, которое вы упомянули в среде любителей автотематики как-то больше упоминается как "За руБлем" и его тесты все менее и менее автортетны, по сравнению с другими автоизданиями.

      • Анонимно
        15.08.2012 12:35

        Ха-ха японское - плохое, ну тогда и немецкое наверное. Толко вот почему-то на собственные автомобили дороже 500 тыров никто отечественную резину обувать не хочет. Потребитель голосует кошельком!

  • Анонимно
    15.08.2012 10:35

    вся прибыль в тени на грузовом направлении, хотя спрос на грузовые шины тоже просел.

  • Рамиль
    15.08.2012 11:48

    Слово "маржа" в Татарстане звучит двусмысленно..

  • спокойрый
    15.08.2012 12:52

    низжнекамскшина реализацию продукции делает через тд кама который принадлежит татнефти поэтому падение прибыли у нижнекамскшины а вот у тд камы неизвестно

  • Анонимно
    16.08.2012 07:14

    Не "обувал" даже отеч. свое авто в эту резину и не собираюсь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль