Общество 
24.08.2012

Александр Сладковский vs Ленар Айкаев: победа за закрытыми дверями

ЦЕНА ПОДПИСИ

Вчера судье Вахитовского районного суда потребовалось около четырех часов, чтобы вынести вердикт по иску о защите чести и достоинства бывшего директора ГБКЗ им. Сайдашева Ленара Айкаева, который он адресовал 98 музыкантам Государственного симфонического оркестра РТ и лично дирижеру Александру Сладковскому.

Напомним, причиной, которая заставила Айкаева подать иск о защите чести и достоинства, стало скандальное коллективное письмо от имени музыкантов оркестра, составленное в сентябре прошлого года. В нем они просили министра культуры Айрата Сибагатуллина принять кадровые решения относительно администрации ГБКЗ и лично Айкаева, который якобы вставлял оркестру палки в колеса и дискредитировал дирижера. Это письмо послужило поводом для ухода Айкаева с должности директора.

Айкаев во время перерыва в судебном заседании рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о своих требованиях в качестве истца. Бывший директор зала настаивал на размещении опровержения во всех СМИ, в которых было опубликовано письмо оркестра, и просил о компенсации морального вреда в размере 2 млн. рублей.

- Цена каждой подписи велика, - объяснил экс-директор. – Когда подписываются несколько человек, это одно, но когда подписи ставит весь оркестр – понятно, что каждый мог пойти на это по разным причинам, но все же…

Однако в итоге суд решил в удовлетворении иска Айкаеву отказать в полном объеме. Причем вчера судья не озвучил оснований, которые послужили поводом для отказа, и сообщил, что доводы суда будут прописаны в копии решения, которое участники получат через несколько дней.

- Я не знаю, какие могут быть основания для отказа, мне самому интересно будет получить на руки это решение суда, - объяснил сложившуюся ситуацию корреспонденту «БИЗНЕС Online» Айкаев. - К такому вердикту я был готов, хотя надежда на то, что иск удовлетворят хотя бы частично, была.

Экс-директор ГБКЗ рассказал, что будет думать, стоит ли обжаловать вчерашнее решение, только после того, как получит его копию на руки.

ЗАКРЫТЫЙ РЕЖИМ

Сторона Сладковского пока решила воздержаться от комментариев. Пресс-секретарь ГСО Наталья Лукина объяснила газете «БИЗНЕС Online», что прокомментировать исход дела они смогут после получения копии решения суда, то есть через несколько дней.

В Вахитовский суд сам Сладковский вчера не пришел, делегировав право представлять свои интересы юристу, который, как только началось заседание, ходатайствовал о проведении процесса в закрытом для прессы режиме. Судья, сославшись на то, что дело затрагивает интересы личности, ходатайство удовлетворила и попросила журналистов покинуть зал.

На слушание явились в качестве ответчиков пять музыкантов оркестра. Правда, все они уже не работают под началом дирижера Сладковского и недавно покинули ГСО. О причинах своего ухода артисты говорят неохотно, но самое интересное, что кое-кто из них пришел в оркестр из театра оперы и балета им. Джалиля и не менее значимых мест, успев поработать в ГСО всего лишь чуть больше года. На сегодня часть из них уже успела трудоустроиться в государственном камерном оркестре La Primavera Рустема Абязова. Другие же музыканты, среди которых есть настоящие звезды, стоят на бирже труда. Неожиданный уход таких музыкантов из ГСО, безусловно, вызывает вопросы.

В суде музыканты явно не в своей тарелке – вся история, приключившаяся с гневным письмом, по всей видимости, вызывала у них чувство неудобства. Тем не менее, они смогли рассказать о том, что ни один из музыкантов оркестра не был инициатором письма, они подписывали уже готовое обращение, составленное руководителем.

Юрист, представляющий Сладковского, по словам Айкаева, на судебном заседании отрицал факт распространения письма через СМИ. Однако у экс-директора имелись на руках письменные подтверждения от руководителей изданий, получивших прошлой осенью обращение музыкантов. В них главные редактора указывают – письмо действительно пришло от пресс-секретаря ГСО.

«СУД – НЕ ДЛЯ МУЗЫКАНТА!»

Коллеги истца и ответчиков по этому громкому делу предпочитают не комментировать исход дела и о своем отношении к скандалу говорят сдержанно.

- Там, конечно, ситуация была не простая, но сейчас возвращаться к этому было ни к чему, - полагает композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственной премии РФ Леонид Любовский. - Каждый из нас заинтересован в том, чтобы в городе и оркестр был хороший, и зал работал по своему графику, чтобы работали профессионалы, просвещая людей. Музыка должна воспитывать людей, и я хочу, чтобы музыканты объединились, а суд – не для музыканта. У нас есть другое сильное оружие – наше собственное творчество.

Заместитель директора Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля Юрий Ларионов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что склоняется к версии, согласно которой музыкантов оркестра письмо, обращенное к министру культуры, заставили подписать под давлением.

- Когда творческие работники подписывают коллективные письма, это всегда попахивает дурно, - считает Ларионов. - Обыкновенный творческий работник – человек не коллективный. Они индивидуалисты. А в таких случаях, когда происходит массовое единомыслие, инициатором становится руководитель. Творческие вопросы решаться должны в коллективе, а правовые - в суде. Все правильно. Но наши доблестные судебные органы и мне ведь в свое время отказали в иске о защите чести и достоинства к Филиппу Киркорову, хотя он меня оскорбил.

Справка

В конце сентября прошлого года скрытая полемика между руководством ГБКЗ им. Сайдашева и худруком государственного симфонического оркестра РТ перешла в фазу «войны на уничтожение». Музыканты написали коллективное письмо, в котором они просят министра культуры Айрата Сибагатуллина вмешаться в ситуацию. Буквально за неделю до этого Александр Сладковский в интервью «БИЗНЕС Online» в острожной форме рассказал о своем конфликте с директором ГБКЗ Ленаром Айкаевым. По словам Сладковского, в этом противостоянии он получил полную поддержку руководства республики, что выразилось и в беспрецедентном годовом гранте президента (120 млн. рублей) и автономии, которую получил оркестр, отделившись от ГБКЗ.

24 октября Айкаев ушел с поста директора, который он занимал с 2009 года. Сладковский, узнав о решении Айкаева от газеты «БИЗНЕС Online», был изрядно удивлен, но от комментариев отказался: «Ситуация с Айкаевым – без комментариев. Мне безразлично, где работают люди. Главное, чтобы они приносили пользу республике и стране. А конфликта у нас никакого не было».

В апреле Айкаев перевел свой конфликт в ведение судебной власти – он подал иск против Сладковского и в его лице всего ГСО. Позже иск был изменен: требования о защите чести и достоинства были выдвинуты к 98 подписантам письма в минкульт РТ.

Александр Сладковский — российский симфонический дирижер, заслуженный артист России. В августе 2010 года по личному приглашению директора ГБКЗ им. Сайдашева Айкаева возглавил государственный симфонический оркестр РТ. По инициативе и под руководством Сладковского в 2011 году учрежден международный оперный фестиваль «Казанская осень» на открытом воздухе. Сладковский стал первым художественным руководителем и организатором основанного в 2011 году международного фестиваля современной музыки «Конкордия» им. Губайдуллиной, а также международного фестиваля «Рахлинские сезоны» и международного фестиваля им. Рахманинова «Белая сирень».

Ленар Айкаев – бывший директор ГБКЗ им. Сайдашева, в настоящее время занимает должность заведующего научно-исследовательским отделом центра развития традиционной культуры при минкульте РТ. В 1991 году окончил нижнекамское музыкальное училище, поступил в уфимский государственный институт искусств. С 1994 года обучался в Казанской государственной консерватории по классу скрипки. В 2002 году стал доцентом казанской государственной консерватории им. Жиганова.

Государственный симфонический оркестр РТ был образован в 1966 году председателем союза композиторов РТ, ректором Казанской государственной консерватории Назибом Жигановым. Тогда по его инициативе в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин - народный артист СССР. В разные годы с ГСО РТ выступали исполнители с мировым именем - Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Ирина Архипова, Любовь Казарновская и многие другие.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.08.2012 10:20

    поражение айкаева было предрешено. как говорится, не судись с сильным. хотя по человечески жалко. оказался не в то время, не в том месте

    • Анонимно
      28.08.2012 17:10

      Еще не вечер! Смеется тот, кто смеется последним. Плакать можно без очереди.

    • Анонимно
      17.09.2012 12:29

      Почему когда оркестр стал жить хорошо, на него посыпалась вся эта ерунда???... да, раньше ели с грантов оркестра 4-5 человек и были счастливы, а теперь едят музыканты... Спросите каждого музыканта в оркестре -они ничего в жизни своей не видели лучше , чем приход Сладковского!!!! только оплата труда при Сладковском о многом говорит... Сам господин Сладковский конечно тот еще человек с характером, но благодаря этому характеру об оркестре узнали...

  • Анонимно
    24.08.2012 10:25

    По мне, зря вы товарищи музыканты выносите сор из избы, ибо это действительно дурно пахнет. Ленар, покажите себя как профессиональный музыкант-организатор, создайте детский оркестр. В РТ много талантов, которые не могут пробиться в одиночку.

  • Анонимно
    24.08.2012 12:32

    Мне лично симпатичен г-н Айкаев, но никак не Сладковский. Пару раз был свидетелем его "барских" выходок. Так не ведут себя достойные люди

    • Анонимно
      24.08.2012 13:37

      Ой, о чем вы! Достойные люди не заставляют подневольный коллектив подписывать кляузы, выкручивая руки. Попробовал бы кто унас в оркестре отказаться, посмотрел бы я на него!

      • Анонимно
        24.08.2012 14:11

        Знаете, я хоть и не музыкант, работаю в финансовой сфере: но когда на предыдущей работе начали так же "заламывать руки", заставляя подставить моих сотрудников, я просто уволился. Вы - прежде всего люди, и все разговоры из разряда "У меня не было выхода" - от лукавого. Хороший специалист найдет себе работу. Не в Казани - так в другом месте.

  • Анонимно
    24.08.2012 12:41

    Пиррова победа... Есть высший суд, и рано или поздно на гем придется отвечать дирижеру. А грешков у него предостаточно.

  • Анонимно
    24.08.2012 12:56

    ВСе это напоминает сказку про лису в лубяной избушке. Ее туда из жалости пустили, а она хозяев выгнала. И и у нас также - Айкаев привез Сладковского, долго лоббировал его, а тот, пролучив должность, его "ушел". А как быть с порядочностью и благодарностью?

  • Анонимно
    24.08.2012 13:55

    Господа "проигравшие", а не припомните, кто заварил всю эту скандальную кашу вокруг оркестра, что даже пришлось впоследствии инициировать судебное разбирательство для защиты чести? Знаете, когда проигрывает ответчик, то можно ещё найти какие-то слова, типа "засудили", но когда итец - пардон, но тогда похоже уже что-то "не склеилось" с аргументацией и доводами у самого истца... Хотелось бы конечно сказать, мол, "чума на оба ваших дома", но оркестр должен играть, а для этого у него должен быть главный дирижер, коим является г-н Сладковский. Думаю, что теперь слово за музыкантами, и если они останутся играть у Сладковского, а не начнут массово уходить из коллектива, то значит так тому и быть - Сладковский дирижер и точка. Если же коллектив начнёт "сыпаться", то значит нет у нас ни оркестра, ни главного дирижера, а есть только президентский грант. Хотелось бы надеяться на лучше...

    • Анонимно
      24.08.2012 14:07

      ничего в сладковском хорошего нет

    • Анонимно
      24.08.2012 14:54

      Правильно! Только оркестр то ведь уже сыпется. Вчера это видели единицы профессионалов, сегодня уже десятки людей. А когда начнут понимать тысячи, наш "главный дирижер" просто съедет из Казани, сказав, что ему тут не дали нормально поработать.

      • Анонимно
        24.08.2012 15:40

        Боюсь, что этого придется ждать очень долго. Никто и нигде его не ждет. В Москве и в Питере у него уже не получилось, приехал окучивать провинцию. Это - последний рубеж, увы. Так что наберитесь терпения, музыканты ГСО.

    • Анонимно
      24.08.2012 15:36

      уходить музыкантам? А куда им идти в Казани? Это легко говорить, что надо уходить, а у людей семьи, дети. Вот и сидят "крепостные" у барина. А "барин" мудрует над ними, как хочет, привечая наушников и лизоблюдов. Нет, прежде, чем советовать уходить, надо встать на наше место. Ноги не идут, а ползем репетировать, не зная, какая "кара" сегодня обрушится на наши головы. А вы посмотрите, какая смеянемость в управленческом аппарате оркеситра!

    • Анонимно
      28.08.2012 07:01

      Смеется тот, кто смеется последний. Сладковский хорошо у нас устроился, интригует, подсиживает. Где счетная палата, нужно проверить финансовые дела оркестра. а то этот господин совсем полетел, одни афиши оркестра чего стоят и кстати сайт - везде этот красавец в образе. Посмотрите сайты других оркестров, сразу все понятно.

  • Анонимно
    24.08.2012 16:12

    сладковский выскочка! я лично ,потерял к нему доверие!

  • Анонимно
    24.08.2012 17:05

    Читаем,анализируем,потом кой кому навешаем.

    • Анонимно
      24.08.2012 19:06

      "МЫ" - это, простите, "ХТО"...???

    • Анонимно
      24.08.2012 19:10

      не было сладковского. в оркестре была творческая обстановка. а сейчас одни скандалы.сплетни.раздор

    • Анонимно
      26.08.2012 01:35

      Ой, страашно, ой, боимся!

      • Анонимно
        26.08.2012 11:27

        Ну вот что это за эмоция? Или же вы просто дитя неразумное и вам нечем себя занять? Если же вы взрослый, сознательный и бесстрашный человек, то вам явно надо реализовывать себя где-то в друом месте, нежели писать здесь всякие глупости. Ветер вам в парус!

  • Анонимно
    24.08.2012 17:24

    Есть честь и достоинство. Господа айкаевцы, проиграв тяжбу, сохраните свои честь и достоинство, не мутите больше воду, дайте орвестру работать. Сумейте достоино выстоять, признав свое поражение. Может быть то, что случилось, научит вас сохранять хотя бы человеческую порядочность.

    • Анонимно
      24.08.2012 18:34

      О поражении говорить рано, и о порядочности не вам говорить. Порядочные люди ведут себя иначе, не пишут "коллективные" письма и не заставляют подчиненных их подписывать, зная, что они не могут им отказать. А так же не третируют беременных женщин.

  • Анонимно
    25.08.2012 00:50

    Суд с Айкаевым далеко не первый в Казани у Сладковского. и кое что он уже проиграл. До него ни один дирижер ни с кем у нас не судился. Значит, что то вынуждает людей в суд обращаться?

  • Анонимно
    25.08.2012 10:06

    Айкаев - самолюбивый человек. И это хорошо. Но, право же, не стоит замешивать в свои проблемы общественное мнение. Здесь е буде объективности. Обиженных много, много и сторонников. А что Сладковский судится - что ж, такова реальность. Нигде, по всей видимости, больше не пставишь точку в тяжбах. Только в суде. И дай Бог, чтобы все это завершилось и утихло.

  • Анонимно
    25.08.2012 13:06

    пригрел змею на свою голову айкаев!жалсменшейсь очень!обстановка в оркестре ужасная-все подозревают и боятся друг друга,хотя никаких заслуг к сладковского не было до приезда в казань,пока не получил грант у президента!короче,"рубит бабло",по собственному выражению вместе с женой-бизнес-вумен!"молодцы"!

  • Анонимно
    25.08.2012 13:10

    гранты большие,а работают-не бей лежачего!потрясно!куда смотрит минкультуры!да и не фсе чисто с покупкой инструментов и личными заработками супругами сладковскими!еще и смеются над нами-варяги!

  • Анонимно
    25.08.2012 13:14

    каждый коллектив имеет того руководителя,которого он достоин!

  • Анонимно
    25.08.2012 16:39

    репутация у сладковского в питере и москве,где пытался пристроится тщетно,не ахти!а у вас в провинции,в хорошем смысле,удалось через того же айкаева пристроится(на время,думаем!)сам сладков сказал_не будет гранта-слиняет!хочется верить!чужой он!

  • Анонимно
    25.08.2012 16:41

    платит приглашенным хорошо-те и хвалят его!та же казарновская!да,деньги решают многое,но не все-честь дороже!

  • Анонимно
    25.08.2012 16:43

    достал уже сладковский нас,а акаеву жизнь перечеркнул!жаль...

  • Анонимно
    25.08.2012 16:44

    бог все видит!!!!

  • Анонимно
    26.08.2012 10:13

    Ужас какой-то.На последнем выступлении музыканты фальшивили.Слушатели были в недоумении.Вся эта обстановка не способствует развитию музыкальной культуры.

  • Анонимно
    26.08.2012 12:23

    не повезло оркестру с руководителем-жалко людей!один дирижер может превратить работу артистов в удовольствие,а другой-в ад!как раз последний и есть нынешний главный дирижер!ситуацию может разрешить бескровно только одно-отсутствие гранта!нет гранта-нет сладковского!

    • Анонимно
      26.08.2012 13:07

      Да нет, лишатьоркестр гранта не надо, просто не нужно больше продлевать контракт со Сладкоским, раз он такой скандальный человек. Надо пригласить порядочного талантливого человека, пусть это будет и варяг, это не страшно. Кстати, и у нас в Казани такой есть - Рустем Абязов, например. Он дирижировал нашим оркестром, мы, музыканты, его знаем и уважаем. Все были бы ему рады.

  • Анонимно
    26.08.2012 12:25

    как средний трубач может быть ДИРИЖЕРОМ??!НОНСЕНС!!

  • Анонимно
    26.08.2012 12:28

    ЧУЖОЙ и есть ЧУЖОЙ!Деньги для них(жена-директор оркестра,далекая от музыки)-главное!

  • Анонимно
    26.08.2012 16:32

    покойный Мансуров вывел оркестр из филармонии,а тут с подачи Айкаева назначают сладковского и все теперь финансовые рычаги и парочки не весть откуда!да,"везет" музыкантам!

  • Анонимно
    26.08.2012 16:34

    Да.....большая музыка и мытье денег не совместимы.Думаю минкульту надо очень хорошо разобраться с этим делом.Там и руководитель адекватный.

  • Анонимно
    26.08.2012 16:36

    ох,уезжать им надо,пока не нагрянул финпол!

  • Анонимно
    26.08.2012 20:08

    ужас какой!!!до его приезда в музыкальной жизни казани было спокойно,а Мансуров был уже старый и у него было ИМЯ!

  • Анонимно
    26.08.2012 20:12

    в Москве скинули в Госоркестре им.СВЕТЛАНОВА хама Горенштейна;правда терпели 20 лет!!!и письма солистов,которых он приглашал,не помогли!человеком надо быть!

  • Анонимно
    27.08.2012 07:38

    к сожаленью за ГОРЕнштейна подписались такие музыканты как Гутман,Третьяков и другие-не помогло!их понять можно-сыграть с оркестром и заработать!и черта будешь благодарить,если он есть!

  • Анонимно
    27.08.2012 07:43

    к сожаленью-дирижированье-темное дело,всегда можно прекрыться громкими звуками и сотрясать воздух руками!!!но МУЗЫКА-дело тонкое!

  • Анонимно
    27.08.2012 07:45

    есть грант-есть сладковский,нет гранта...и это правда!

  • Анонимно
    27.08.2012 15:03

    сладковскому повезло с айкаевым-развел круто!на нем въехал в казань, а потом кинул благодетеля,но жизнь-бумеранг!главное переступить через нравственность,а дальше будет "легче"!репутация у дирижера "завидная",в москве может это нормально,но в "провинции" все на виду!

  • Анонимно
    28.08.2012 21:29

    Дайте оркестр Сладковского послушать, ну вас, с вашм Айкаевым)

    • Анонимно
      29.08.2012 15:25

      Извините, у Сладковского нет своего оркестра. Есть государственный симфонический оркестр РТ, который финансирует республика. Сладковский в нем - наемная рабочая сила, с которой заключают контракт на определенный срок. Оркестр, в отличии от Натана Рахлина, он не собирал и не создавал.

    • Анонимно
      29.08.2012 15:25

      Извините, у Сладковского нет своего оркестра. Есть государственный симфонический оркестр РТ, который финансирует республика. Сладковский в нем - наемная рабочая сила, с которой заключают контракт на определенный срок. Оркестр, в отличии от Натана Рахлина, он не собирал и не создавал.

  • Анонимно
    29.08.2012 01:07

    Стоит отметить,что Сладковский вытянул оркестр, но такого скандалиста нам не надо. Пора бы ему уже уезжать... Самое интересное, что общественное мнение формируется в правильное русло: все хотят попрощаться со Сладковским. А мне пришлось даже как-то поспорить с чинами о том что дело с Айкаевым пошатнет авторитет Сладковского и возможно станет отправной точкой из Казани. Одного не могут понять пришлые: нельзя трогать местных, если тронутого свои не признают и не любят, то после - начинают любить и поддерживать - он свой. Такова правда жизни. Сладковского спасет только извинение официальное перед Айкаевым.

    • Анонимно
      29.08.2012 15:26

      Дело же не в том, свой он или чужой. Дело в нравственности.

  • Анонимно
    6.09.2012 11:38

    В этом году приехали они на "Сайдаш аланы".На берегу Волги всем коллективом фоткались и уехали обратно. Даже инструменты не вытащили из футляров. Мол погода плохая, они у нас дорогие. Это ли не плевок на зрителя, на память композитора, на искусство!? Все это под руководством тов. Сладковского.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль