29-летняя модель, дизайнер и писательница Элизабет Пипко рассматривалась в качестве одной из претенденток на должность пресс-секретаря Дональда Трампа. Место досталось не менее эффектной Кэролайн Ливитт, но роковая брюнетка тоже не осталась за бортом и возглавила пресс-службу национального комитета Республиканской партии. Девушка оказалась не так проста, как кажется, особый интерес вызывает ее происхождение — ее мать выросла в Ленинграде в семье знаменитого художника Марка Клионского, жившего в Казани. Подробнее о «казанском следе» в биографии Пипко, знаменитом деде и о том, почему семья иммигрировала в США, — в материале «БИЗНЕС Online».
Элизабет Пипко является живым воплощением американской мечты — дочь иммигрантов, приехавших в США с парой десятков долларов в кармане, добившаяся успеха. К своим 29 годам она уже набрала немало очков в своей политической карьере
Сторонница Трампа — «куколка» дедушки из России
Как оказалось, связь новоизбранного президента США Дональда Трампа с Татарстаном не ограничивается только татарскими корнями, которые в свое время у него обнаружил ныне покойный политик и яркий общественный деятель Фатих Сибагатуллин.
Пресс-секретарь национального комитета Республиканской партии Элизабет Пипко является живым воплощением американской мечты — дочь иммигрантов, приехавших в США с парой десятков долларов в кармане, добившаяся успеха. К своим 29 годам она уже набрала немало очков в своей политической карьере. Причем начинала свою карьеру как модель, снявшись для глянцевых журналов Maxim, Sports Illustrated, Grazia, Esquire, Harper’s Bazaar, L’officiel и пр. Ее пикантные фотографии в купальниках еще хранятся в сети. Но в 2016 году девушка бросила моделинг и ушла в политику. Впрочем, образование ей это позволяло — с отличием окончила Гарвардскую школу, имеет степень магистра в Пенсильванском университете.
Как Пипко сама пишет в соцсетях, тогда чувствовала себя потерянной и отчаянно нуждалась в новом направлении. И нашла себя в качестве волонтера в президентской кампании Трампа, после чего быстро определила свой статус как общественный деятель и уже через три года основала организацию Exodus («Исход»), агитирующую американских евреев, традиционно поддерживающих Демократическую партию, примкнуть к республиканцам.
Элизабет нашла себя в качестве волонтера в президентской кампании Трампа
Политическую борьбу с антисемитизмом определило происхождение Пипко, которое и стало главным предметом для обсуждения в СМИ. Дело в том, что Элизабет — внучка известного советско-американского художника еврейского происхождения Марка Клионского («На школьном вечере», «Письмо», «Сыны России (Пьета)», «Гонимый народ», «Еврейский мальчик. Одиночество», «Мадам Ричман», «Рабы не мы» и др.). Он и называл Лизу kookalka (куколка), о чем она вспоминала в своих мемуарах «В поисках своего места: воплощение американской мечты моих родителей». «Лучший друг, о котором я только могла мечтать. Дедушка, мне так повезло, что у меня есть ты», — писала Пипко в своих соцсетях.
Мать Элизабет — пианистка Елена Клионская, которая сейчас живет в Сакраменто, а отец — юрист, его в той же книге Пипко вспоминает как жесткого человека, образцового русского родителя, привившего ей дисциплину и привычку к тяжелому труду. В книге о нем говорится как об «очень суровом русском».
Но самой яркой личностью в ее родословной, безусловно, является дедушка-художник. В 1974 году он со своей семьей эмигрировал из СССР в Нью-Йорк из-за усиления цензуры и обострения антисемитских настроений. Как рассказывает в мемуарах Пипко, всего с $90 в кармане, а через границу ему удалось вывезти лишь часть своих картин, поскольку таможенники потребовали высокую цену за их вывоз. Однако Клионский быстро стал востребованным живописцем за рубежом, и это объяснимо: еще в то время, когда он жил в Ленинграде, его работы попали в Третьяковку и Русский музей, а в 1962 году он выставлялся в соседстве с Марком Шагалом в «Гросвенор галери» в Лондоне, и некоторые его работы мировой зритель мог увидеть на сборных выставках в Западном Берлине, Хиросиме, Риме и Нью-Йорке.
В эмиграции на него посыпались заказы на портреты политиков, культурных и религиозных деятелей (Голда Меир, Мстислав Ростропович, Стив Форбс, Диззи Гиллеспи, Гаррисон Солсбери и пр.), а среди покупателей его значится один из Ротшильдов. Тогда же Клионский начинает преподавать в школе визуальных искусств в Нью-Йорке и в пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии, выставляться в национальной портретной галерее в Вашингтоне, а позже в Русском музее в Санкт-Петербурге и Музее современного искусства в Лозанне. Примечательно, что Клионский был еще и удостоен чести создать памятную медаль Нобелевской премии мира для писателя и журналиста Эли Визеля, посвятившего жизнь близкой Марку Владимировичу борьбе против антисемитизма.
Марк Клионский в 1941 году был эвакуирован вместе с семьей из Минска в Казань
Казанский период Клионского, эмиграция, дружба с Ростроповичем
История семьи Пипко берет свое начало в Минске, где и родился Марк Клионский 22 февраля 1927 года у печатника Зева Вульфа и домохозяйки Елизаветы Розенштейн. На месте их дома, разрушенного в годы немецкой оккупации, сейчас стоит Белорусский художественный музей, в экспозиции которого имеются и работы самого художника. Но путь родословной Элизабет до Нью-Йорка пролегает не только через Ленинград, но и Казань. Ее именитый дедушка, будучи 14-летним подростком, в 1941 году был эвакуирован вместе с семьей и еще двумя сотнями членов еврейской общины из родного Минска в Казань.
Еще совсем в юном возрасте Марк уже проявлял большой интерес к искусству живописи, и, можно сказать, плоды его раннего творчества появились именно в татарской столице. В разговоре с «БИЗНЕС Online» искусствовед Дина Ахметова предположила: в военные годы в Казани как раз существовал объединенный художественно-театральный техникум, и Клионский по возрасту как раз подходил в его ученики. Юный Клионский в тяжелые военные годы, как и все, пытался зарабатывать чем мог, рисуя антифашистские плакаты и иллюстрации для городских газет. Тогда же в Казани работали студии при оперном и Качаловском театрах, в последнем из них Клионский занимался разработкой эскизов костюмов и декораций для постановок. Но ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию в музее драмтеатра не смогли.
После войны Клионский возвращается в Ленинград, где уже поступает в худучилище им. Серова, а затем в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Здесь внезапно вновь возникает казанский нарратив. Со слов Ахметовой, на живописном факультете его педагогом был небезызвестный художник-график Леонид Овсянников, выпускник Казанской художественной школы. После учебы Клионский быстро обретает известность как талантливый художник-соцреалист, портретист и становится самым молодым автором, чьи работы экспонируются в Третьяковке.
«Прощай, мой самый большой источник вдохновения. Мое сердце разбито навечно. Я буду любить тебя вечно», — попрощалась с дедушкой Элизабет в соцсетях
Одно из немногочисленных жизнеописаний судьбы нашего героя принадлежит журналисту и писателю Льву Сидоровскому, с которым «БИЗНЕС Online» удалось связаться. В своих воспоминаниях он написал, что на стене мастерской Клионского когда-то прочел надпись: «Тот, кто не помнит прошлого, обречен пережить его вновь» (цитата американского философа и поэта Джорджа Сантаяны). Эти слова, по мнению Сидоровского, как нельзя лучше описывают то, о чем писал в своих картинах мастер. Одна из самых знаменитых серий его офортов так и называется — «Чтобы люди не забыли».
Художник рассказывал ему и о причинах своей эмиграции: вынужденность писать лишь в соцреалистической манере сильно сковывала его творческие поиски, что примешивалось к ощущению себя «человеком второго сорта» из-за своего происхождения. Однако после его переезда в США в 1974-м, несмотря на то что уже у трапа художника встречали как мировую звезду, его не обошел «комплекс эмигранта». Работать за границей он стал десятикратно больше, чем на родине, экспериментировал со стилем и жанром, смешивал соцреализм с сюрреализмом и суперреализмом, американский и русский миры, наконец смог писать о важной для себя проблеме (еврейской идентичности, антисемитизме), но достаточно быстро родина притянула его обратно, и он написал одну из ключевых работ — пророческую «Россия беременна», созданную накануне перестройки. После этого Клионскому удалось успокоить свою тоску по родине: спустя 20 лет в эмиграции, в 1994-м, вернулся в Петербург. Тогда его встречали в Мраморном дворце, где он передал в дар Русскому музею портрет своего друга — выдающегося виолончелиста Ростроповича.
Так, на первый взгляд, не пересекающиеся миры американских выборов, истории Качаловского театра и Казани сошлись в одной личности — в Клионском, которого не стало в 2017 году в возрасте 90 лет. «Прощай, мой самый большой источник вдохновения. Мое сердце разбито навечно. Я буду любить тебя вечно», — попрощалась с дедушкой Элизабет в соцсетях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.