«Во-первых, [не принятый в школу ребенок мигранта] — это бандит. Во-вторых, если он не знает русского языка и не пойдет в школу, а где он будет учить язык?» — недоумевал сегодня на сессии Госсовета РТ депутат Расим Баксиков. Герой России, а следом и весь парламент выступили против запрета на прием в школу детей мигрантов, не знающих русского. Идея впервые прозвучала в прошлом году, а три дня назад приобрела форму законопроекта. Причем первым автором и лоббистом запрета выступает спикер Госдумы Вячеслав Володин, а минпросвещения РФ и Рособрнадзор уже ее поддержали. О том, как депутаты переживали, не будет ли маргинализации и криминализации юных мигрантов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Неожиданно депутаты Госсовета РТ выступили против законопроекта, который вводит запрет на обучение в школах для детей мигрантов, не знающих русского языка
Что еще за запрет?
Кажется, избранный недавно VII созыв Госсовета Татарстана сегодня впервые громко заявил о себе. На сессии в четверг парламент публично раскритиковал федеральный законопроект о реформе местного самоуправления, но это было не все. Осмелев, депутаты во второй части заседания неожиданно выступили против еще одной инициативы, идущей из Москвы. Причем ее лоббирует председатель Госдумы Вячеслав Володин. Речь о законопроекте, который вводит запрет на обучение в школах для детей мигрантов, не знающих русского языка.
Законопроект о запрете на прием в школу детей мигрантов без знания русского языка внесли в Думу три дня назад. В его авторах, помимо Володина, лидеры всех думских фракций и депутат Госдумы от Татарстана, председатель комитета по контролю Олег Морозов. Внушительный состав, который обычно сильно помогает принятию поправок к законодательству. Депутаты предложили дополнить тремя частями статью 78 федерального закона «Об образовании».
Во-первых, ввести обязательное тестирование на знание русского языка при приеме в школу. Как отмечается в пояснительной записке, владение русским является базовым условием «самой возможности обучения в Российской Федерации». «Обязательное тестирование вводится в целях обеспечения успешного освоения иностранными гражданами образовательных программ», — отметили авторы. Если ребенок провалил экзамен, к обучению его не допустят. Также в школы не примут тех, кто незаконно находится в стране. При приеме необходимо предоставить соответствующий документ.
В авторах законопроекта депутат Госдумы от Татарстана, председатель комитета по контролю Олег Морозов
Что сейчас? У школ есть право, но не обязанность проводить «языковую диагностику» поступающих детей. Как указали депутаты, проведенная в этом году проверка минпросвещения РФ показала, что проверку на знание языка проходили не все дети иностранных граждан. Какая доля такую проверку не прошла, в пояснительной записке не уточняется. Оговаривается также, что порядок проведения обязательного тестирования определит минпросвещения РФ, а необходимые методические материалы и критерии оценки разработает Рособрнадзор.
Тянуть с принятием Дума не намерена и, похоже, собирается воплотить идею в жизнь уже до конца года. 10 декабря законопроект будет рассмотрен на пленарном заседании в первом чтении, заявил Володин. Видимо, потому документ так оперативно разослали в регионы, а Госсовет РТ так быстро объявил публичную позицию. Ведь на следующей сессии, в декабре, республике выступать было бы уже поздно.
Причем сегодняшнее выступление депутатов можно рассматривать, вероятно, и как продолжение линии, заданной раисом РТ в недавнем послании Госсовету. Тогда, напомним, Рустам Минниханов показал пример политического мужества и заявил о важности мигрантов для татарстанской экономики. Нужно не ограничивать мигрантов, что «может значительно усугубить ситуацию», заявлял он, а упорядочить ее с учетом положительного опыта предприятий. «Наряду с решением жилищных вопросов и организацией обучения мигрантов надо обеспечить контроль за соблюдением ими правопорядка, правил пребывания на нашей территории, а также условий трудовых договоров», — обращался раис.
Его слова стали своеобразным ответом на призыв ограничить мигрантский труд в ряде отраслей, который властям РТ поступил от следственного комитета России в августе. Однако публичной реакции на это с тех пор так и не последовало. Хотя в ряде регионов РФ такие ограничения все-таки ввели. Так, например, с 1 января 2025-го в Подмосковье запретят привлекать иностранную рабочую силу в сферах торговли алкоголем и табаком, уличного питания в нестационарных торговых объектах, социальных услуг, а также в области спорта, культуры, досуга, здравоохранения и образования. Похожие ограничения ввели также власти Краснодарского края, Новосибирской, Калининградской, Курской, Липецкой, Воронежской областей, Крыма и других регионов.
Расим Баксиков предложил искать «другие способы»: «[Не принятый в школу ребенок мигранта] — это бандит»
«Если он не знает русского языка и не пойдет в школу, а где он будет учить его?»
Как правило, Госсовет РТ одним вопросом одобряет весь пакет поступивших федеральных инициатив. Но сегодня был не тот случай. На поправках к закону «Об образовании» решили остановиться отдельно. Глава комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов кратко представил суть предложенных изменений и предложил депутатам ознакомиться с позицией комитета в айпадах. Какая позиция, почему-то не сказал. Хотя не все избранники могли успеть, ведь комитет обсуждал инициативу за полчаса до начала заседания. Позже выяснится, что комитет законопроект поддержал, что удивило спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина.
«Уже все?» — поразился краткости докладчика Зарипова спикер парламента и передал слово депутату и руководителю исполкома совета ассамблеи народов РТ Ренату Валиуллину, имеющему «прямое отношение к этим вопросам». Впрочем, и для самого Фарида Хайрулловича тема должна быть знакомой, ведь он аж с 2007 года возглавляет ассамблею, в феврале был переизбран на пост председателя.
«Это один из сложных законов, — отметил Валиуллин, выступая на татарском. — Бесспорно, каждый живущий в нашей стране должен знать русский язык. В этом не может быть сомнений. В то же время возникают опасности в связи с этим, — предупредил докладчик и обратился к своему опыту работы с данной категорией граждан. — В случае если их (мигрантов — прим. ред.) детей не принимают в школу, куда они должны идти? Таких детей большое количество, и отказ в обучении может маргинализировать их или криминализировать». И законопроект не отвечает на вопрос, как избежать подобного сценария. «Нельзя считать, что в законопроекте все хорошо продумано. Я считаю, принимать закон в таком виде преждевременно, поэтому я против принятия законопроекта», — заключил спикер.
Его тут же поддержал Герой России Расим Баксиков, предложив искать «другие способы». «По поводу непринятия детей в школу. Во-первых, [не принятый в школу ребенок мигранта] — это бандит. Во-вторых, если он не знает русского языка и не пойдет в школу, а где он будет учить его? И в-третьих, это заранее делает предпосылки к тому, что патриотом его потом назвать никак нельзя будет. Просто будущий бандит!»
А вот глава регионального отделения ЛДПР Руслан Юсупов идею поддержал. Если дети иностранцев хотят учиться в российских школах, то они должны подготовиться заранее и нанять преподавателей для изучения русского языка. «Потому что очень много жалоб. Дети приходят, не зная русского языка, и оттягивают полностью весь класс. И это проблема очень большая. Поэтому я считаю, что надо внести закон и принять его», — призвал Юсупов.
«В случае если их (мигрантов — прим. ред.) детей не принимают в школу, куда они должны идти? Таких детей большое количество, и отказ в обучении может маргинализировать их или криминализировать»
Но Мухаметшин был иного мнения. «Может быть, предложения какие-то выработать нам надо?» — обратился он к своему заму Юрию Камалтынову и секретарю Госсовета РТ Лилии Мавриной. Маврина предложила поставить проект на голосование и уточнила, что комитет предлагает поддержать законопроект. Фарид Хайруллович переживал, что за такую позицию комитета голосовать нельзя — неверно поймут позицию.
«Этот закон мы не поддерживаем в данной части. Какие предложения мы выдвигаем?» — обратился он к Камалтынову и Мавриной. Члены президиума стали наперебой объяснять, что вопрос в любом случае необходимо ставить на голосование, поскольку от регионов требуется только выразить свое отношение, а не предложить поправки.
Однако Мухаметшин все же желал убедиться, что депутаты поняли суть вопроса. «Поняли, почему мы отказались? Вы поняли хоть, о чем речь идет? — обратился он к присутствующим. Прозвучал утвердительный ответ, но спикер все же решил объяснить: — Чтобы не создавать вот таким принятием вот такое решение, мы будем напрягать федерального законодателя, чтобы он нашел подходящее решение для того, чтобы снять эту проблему. Мы нуждаемся в мигрантах, они приезжают к нам, их дети должны проходить учебу. Но для этого надо создавать условия. Понимаете? Они (профильный комитет — прим. ред.) предлагают значит поддержать [проект] ФЗ».
Маврина и Камалтынов в очередной раз призвали председателя Госсовета поставить закон на голосование. «А как я могу поставить и аргументировать: давай поддержим? Или с задачей, чтобы не принимали?» — удивлялся Мухаметшин.
— Мы задачи не ставим. У нас задачи нет, люди сами определятся и проголосуют, — пояснила Маврина.
— Какие люди? — переспросил Мухаметшин.
— Депутаты! — в один голос ответили Маврина и Камалтынов.
После долгих уточнений председатель Госсовета все же вынес на голосование законопроект, но «с некоторыми сомнениями». «Коллеги, комитет вот такую озабоченность проявил и поддерживает этот законопроект. Но за этим должна последовать тоже наша работа дальнейшая — предложить свои варианты».
По итогам голосования решение принято не было. За проголосовали 20 депутатов, против — 27, воздержались 25 народных избранников. «Решение принято, переголосовывать уже не будем», — закрыл дискуссию Мухаметшин.
Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Госсовета РТ, предложение профильного комитета поддержать законопроект «не нашло поддержки». Согласно ст. 115 регламента, вопрос сняли с рассмотрения и какого-либо постановления не приняли. И хотя формально решения нет, позиция понятна: парламент против принятия инициативы в нынешнем виде. Теперь Татарстан, видимо, будет отражать свою позицию уже в Госдуме.
Уже в середине сентября минпросвещения РФ разослало в регионы рекомендации школам и детсадам набирать не больше трех детей мигрантов с плохим знанием русского языка в классы и группы
Ранее запрет поддержали глава СПЧ и Рособрнадзор. А как же Конституция?
Новой идею не назовешь. Еще летом прошлого года глава совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Валерий Фадеев призвал законодательно запретить прием в школы детей без знания русского и требовать от них изучения языка в специализированных центрах. Тогда в минпросвещения РФ докладывали, что 12% детей иностранцев, посещающих школы и детсады, плохо владеют русским или вовсе его не знают. Причем Фадеев публично раскритиковал норму Конституции РФ о том, что «каждый имеет право на образование»: «Не должен числиться в школе ни один ребенок, не знающий русского языка». Сегодня выяснилось, что российские школы недавно тестировали учеников-мигрантов на знание русского языка: 58% показали хороший результат, 18% знают язык плохо или не знают.
Вскоре идею запрета горячо поддержал глава Рособрнадзора Анзор Мусаев: «Почему мы должны брать в школу ребенка, который пришел в 7-й класс, не зная вообще ни единого слова на русском?» Как отметил чиновник, в странах Средней Азии достаточно центров для изучения русского, возможность такая есть.
Уже в середине сентября минпросвещения РФ разослало в регионы рекомендации школам и детсадам набирать не больше трех детей мигрантов с плохим знанием русского языка в классы и группы. «При слабом владении русским языком, особенно в сочетании с выраженными иными особыми образовательными потребностями, эффективное обучение, очевидно, не проще, чем обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья», — отмечали в ведомстве.
А на этой неделе глава минпросвещения РФ Сергей Кравцов уточнил, что специальные центры для обучения детей мигрантов могут быть созданы в течение двух-трех лет, вопрос прорабатывается. Кравцов оговаривался, что «надо дождаться уже окончательного решения по закону», но, видимо, не ожидал проблем с принятием. Но выходит так, что специальные центры подготовят через два-три года, а запрет вводится уже сейчас.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 305