Общество 
5.09.2012

Рафик Мухаметшин: «Оторвавшись от традиционных ценностей, они могут утешать себя, что живут по Корану и сунне…»

IMG_2251.jpg
Очередное заседание комитета Госсовета РТ по культуре, науке и образованию было посвящено течениям в исламе. К повышению знаний чиновников в этой области призвал президент РТ

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Довольно сложную тему исламских течений обсуждали вчера на заседании комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. С лекцией, посвященной исламу в центральной части России, перед депутатами выступил ректор российского исламского университета Рафик Мухаметшин. К повышению знаний чиновников в этой области призвал президент РТ Рустам Минниханов 3 августа. Напомним, в тот же день прошло внеочередное заседание Госсовета РТ, на котором обсуждались резонансные теракты в Казани, направленные против духовных лидеров ДУМ РТ. Парламентарии также не остаются в стороне от этого образовательного процесса – помимо ислама, их познакомят и с положением дел в других конфессиях.

Мухаметшин начал с того, что отделять ситуацию в Татарстане от развития ислама в центральной России было бы неправильно – на всей территории от Центральной Азии до Поволжья принят ханафитский мазхаб. И, углубившись в историю ислама, пояснил возникновение самого этого понятия: развиваясь как мировая религия, ислам не мог не адаптироваться к традициям и обычаям других народов. «Проблему сохранения единства ислам закончил созданием богословских школ - мазхабов. Это оказалось очень важным этапом – с одной стороны, было сохранено единство религии, с другой – возникли определенные рамки, - пояснил Мухаметшин. – Но есть проблема институционализации – нет жестко выстроенной вертикали, встроенной в саму религию. Вертикаль религии не прописана в догматических основах самой веры – ислам демократичен, есть верующий мусульманин, есть Всевышний, и он без посредников строит свои отношения с Всевышним».

Если в исламских странах (например, Саудовской Аравии) роль жесткой связующей вертикали, отслеживающей соблюдение основ веры, играет само государство, то в поликонфессиональной стране сама религия такой вертикали не дает. Отсюда – отсутствие в России единого мусульманского центра: сегодня в России может быть 80 духовных управлений, завтра – 90, или 3 - 4… Канонически это нигде не прописано. Поэтому для духовных лидеров нет никаких догматических ограничений – можно создать свой муфтият, объяснил депутатам ректор РИУ.

IMG_2268.jpg
Рафик Мухаметшин: понятия «традиционного» ислама и ислама «чистого» - довольно условны

Именно поэтому Валиулла хазрат, в память которого вчера прошли в Казани первые «Якуповские чтения», считал, что государство должно более внимательно относиться к проблемам ислама. «Нет ни одного мусульманского государства, где дела мусульман управлялись бы только через какие-то религиозные институты, - процитировал мысль Якупова лектор. – Государство принимает участие в формировании конфессиональной политики – и это большая проблема».

КЛЮЧ К УСПЕХУ «ТРАДИЦИОННОГО» ИСЛАМА – В ОБРАЗОВАНИИ

Пояснил Мухаметшин также понятия «традиционного» ислама и ислама «чистого» - оба они довольно условны. Но если приверженцы традиционного ислама, живущие по Корану и сунне, уважают еще и обычаи своего народа, то сторонники «чистого» ислама стремятся вернуться к чистоте ислама времен пророка Мухаммада. «Когда эта идея абсолютизируется, она доходит до запрета посещения могил предков, отрицания обычаев и традиций народа, - пояснил лектор. – Понятно, что в Саудовской Аравии, когда хоронят просто в пустыне, могил ты просто не найдешь. Но мы живем в других условиях… Возникает проблема нравственности – с одной стороны ты приверженец «чистого» ислама, и одновременно ты даже не знаешь, в каком состоянии могилы твоих предков… В наших условиях совместимость общечеловеческих ценностей и общерелигиозных понятий выходит на первый план».

IMG_2287.jpg
Депутаты решили, что практика публичных лекций и семинаров о деятельности конфессий будет продолжена

Опасность начального обучения в условиях исламских государств ректор РИУ видит в самой системе образования, которая там создана. Она приемлема лишь для моноконфессионального сообщества. Возвращаясь сюда, молодежь, не впитавшая местных традиций, на ровном месте испытывает настоящий культурный шок. «Оторвавшись от традиционных ценностей народа, они могут утешать себя, что живут по Корану и сунне, но вековых традиций они не знают - это и является серьезным подспорьем радикализации», - добавил Мухаметшин. Именно поэтому духовное образование за рубежом, по его мнению, допустимо уже после того, как человек получит здесь, в РТ, определенные основы религиозных знаний. А интерес к религии у молодежи огромный – 85% молодежи в РТ относит себя к той или иной религии.

Поэтому нельзя не учиться, и особенно это касается религиозных деятелей. Иначе традиционный ислам становится непривлекателен для молодежи. В результате появляется даже понятие «бабаизма» - такой «бабай», пусть и честный, сводит ислам к исполнению определенных обрядов.

IMG_2276.jpg
С этого учебного года в школах вводится предмет, который называется «Основы религиозных культур и светской этики». Ученики ознакомятся со всеми основным религиями, имеющие своих приверженцев в республике

Сколько же в Татарстане приверженцев нетрадиционного ислама? Да, звучат определенные оценки их численности – но как эти оценки сделаны, непонятно. Как пояснил ректор РИУ корреспонденту «БИЗНЕС Online», ситуация здесь довольно запутанная. «С традиционным исламом все понятно – есть духовное управление мусульман, - сказал он. – Но что касается нетрадиционных течений, грань провести невозможно. Многие уверенно определяют себя как представителей ханафитского мазхаба, хотя мировоззренческие установки их могут быть совершенно иными. И назвать какие-то цифры просто невозможно».

Также невозможно определить по внешним признакам приверженцев того или иного течения. Если в девяностые годы эти люди как-то стремились по-особому брить бороду и усы, как-то иначе одеваться, то теперь все это размылось. Радикализация в Татарстане возможна с учетом наличия социально-экономических факторов – пока в республике можно найти работу, пока общество в целом более-менее обеспечено, ситуация останется стабильной, заключил Мухаметшин.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.09.2012 09:05

    Обрядовости, суеверий и необразованности хватает в любой религии! Если Мухаметшин говорит о бабаизме в исламе, то в православии есть всезнающие бабки. Эти лезут поперек священника и не стесняются. Сколько всяких суеверий вокруг похорон и поминок... То кисель поперек компота выпьешь, а то водки нальют - но ведь нет этого в книгах. Традиции и обрядовость, помноженные многократно на суеверие - взрывоопасная смесь, которая отвращает молодежь от любой религии.

  • Анонимно
    5.09.2012 09:19

    Теперь понятно, как получается, что муфтия не слушают даже некоторые имамы. Трудно себе представить, чтобы православный священник пошел поперек мнения епископа, да еще потащил за собой прихожан. Или создал свою епархию! В исламе это допускается изначально - демократия заложена в основу веры, а начальственную линию должно обеспечить государство.

  • Анонимно
    5.09.2012 09:42

    Пока наш муфтият не будет должным образом уделять внимание к религиозному образованию ситуация будет складываться не в пользу Татарстана. Необходимо свои мощные образовательные центры. Необходим свой телеканал, который будет рупором традиционного для нас ислама.

    • Анонимно
      5.09.2012 09:52

      Центры, каналы, муфтияты... Ислам - это живая религия и двигают её живые люди. Пока не будет искренних, грамотных и праведных наставников - проблемы будут только усиливаться. А их указом ведь не создашь, в отличие от центров/каналов/муфтиятов. А проблема ещё и в том, что даже если таковые уже есть - их окрестили ваххабитами и загнали в опалу.

    • Анонимно
      5.09.2012 16:32

      вот не уделяли в советское время внимания религиознам проблемам и их (проблем ) почти не было.

  • Анонимно
    5.09.2012 09:55

    Я одно не пойму - почему власти татарстана запрещают чистый ислам? ведь чистый ислам - это не означает террорист! это религия и по конституции нельзя ее запрещать. если кто-то дошел до такого чистого уровня, почему это преступление? почему из народа делают стадо овец? понятно пастуху удобнее пасти когда в стаде только овцы. но тут религия, это невозможно.

    • Анонимно
      5.09.2012 16:34

      а что такое "чистый" ислам?

    • Анонимно
      6.09.2012 17:33

      Проблема в том, что приверженцы т.н. чистого ислама отвергают действующий социально-политический порядок. Они не признают конституцию РФ и РТ, не признают светский характер государства и т.п. Они выступают за шариатские нормы. А совместить принципы светского многоконфессионального государства и шариат невозможно. А раз так, хотим мы того или нет, сторонники чистого ислама будут потенциальными или реальными врагами светского государства. И наоборот, в Саудовской Аравии все те, кто выступает за светские ценности (отделение религии от государства), являются врагами, так как с точки зрения саудитов эти ценности несовместимы с нормами шариата.

  • Анонимно
    5.09.2012 10:01

    Богу Богово.Всевышний вырулит!

    • Анонимно
      5.09.2012 12:06

      В исламе нет такого постулата... это в христианстве кесарю - кесарево. В исламе нет такого разделения между светским и духовным.

  • Анонимно
    5.09.2012 10:10

    Вывод один - власти сами нагнетают обстановку. ведь эта борьба с чистым исламом приведет к ответной борьбе - с традиционным исламом...

    • Анонимно
      5.09.2012 10:36

      точнее самой властью

    • Анонимно
      5.09.2012 12:05

      Речь о борьбе, по-моему, не идет. Но если "чистый ислам" салафитов отрицает местные традиции вплоть до создания джамаатов и далее - джихада в разных формах, это же ненормально. Будь чист в своей религии, но принимай окружающую действительность! В идеологии борьба должна быть все-таки словесной, а не бомбообразной.

  • Анонимно
    5.09.2012 10:35

    С какой стати кто-то должен быть обязательно приверженцем "традиционного ислама"? У нас вообще-то свобода совести. Могут быть любые догматы. А преследовать надо за преступления совершенные в реальности, а не выдуманные.

  • Анонимно
    5.09.2012 11:25

    Для 9:55 ПОтому что власти могут остаться без власти. Чистый ислам предполагает шариатское государство и религиозного духовного лидера во главе его. Вообще интересно, как "демократическая" религия скатывается до религиозной полиции, которая даже может арестовать за накрашенные ногти!

    • Анонимно
      5.09.2012 11:41

      Пусть у себя в общине наказывают за окрашенные ногти, а к другим не лезут.

  • Анонимно
    5.09.2012 11:32

    Дожили - 85% молодежи РТ уже относит себя к той или иной религии. Отсутствие молодежной политики, достойного образования привело к мракобесию.Церкви и мечети растут как грибы. И это в эпоху кибернетики, биоинженерии и прочих достижений науки. Куда катимся? Или это цель нашего правительства - сделать нас баранами с помощью религии.

    • Liko
      5.09.2012 12:07

      Толко не цель государства, а цель власти. Задумайтесь. Во что превратился канал НТВ после покупки Газпромом. Скандалы, сплетни, катастрофы, и Луч света от Светы из Иваново (девочки без образования и воспитания). Что из себя представляет канал ТНТ также принадлежащий Газпрому. Программы для дебилов там доминируют. Почему власть настойчиво советует народу идти в ПТУ? Пусть отправят своих детей в ПТУ тогда. Почему не отправляет? Вот мол у нас слишком много людей с высшим образованием. А как разница, что выпускники ПТУ быстрее побегут за станки? С чего бы? Они скорее воровством и пьянством займутся чем работать за станком. Сама по себе идея о том, что у нас много людей с высшим образованием не выдерживает никакой критики, потому что в современной стране доля людей с высшим образованием еще выше и квалифицированные кадры всегда в цене. Они востребованы. НО не в России. Потому что нам выделяют роль свалки и грязных производств в мировой системе разделения труда. Если не хватает IT специалистов почему не открыть в разы больше мест для них? Власть нам всяческим образом - на тв, путем выдвижения в полпреды "рабочих" и т.д. - настойчиво советует стать дебилами. Зачем?

      • Анонимно
        5.09.2012 12:21

        Да, с самокритикой у вас всё нормально. А вот отношения с властью (кстати с которой?) надо учиться строить

        • Liko
          5.09.2012 17:04

          В том-то и дело, что у нас построение отношений со властью везде и во всем - это харакири нашей стране. Почему я должен строить отношения со властью? Я должен бизнесом заниматься, а они должны мне помогать т.к я формирую добавленную стоимость, которую они потом распределяют. Коллосальные траназакционные издержки и отсутствие власти закона приводит к тому, что мы сейчас имеем. Государство должно минимизировать транзакционные издержки. Для любого нормального государства - привлечение инвестиций и новый бизнес - это счастье. Для нашего - пока не откатишь все и вся - никакого бизнеса. В этом что ли построение отношений со властью? Вы не понимаете просто элементарно эффект коррупции и построения отношений на конкурентоспособность страны и ее устойчивость. Многие у нас распил денег почему-то называют свои бизнесом и говорят мол нужно строить отношения со властью, наступив на глотку совести.

    • Анонимно
      5.09.2012 17:53

      85 процентов - чистой воды вранье. Мне сам покойный Валиулла Якупов говорил, что в мечеть ходит не более 5 процентов так называемого "исламского" происхождения населения. Но и в храмы РПЦ тоже ходит около 5 процентов "православных".

      • Анонимно
        5.09.2012 22:40

        Речь идет не о том, сколько народу ХОДИТ в мечети и храмы. Речь - о том, сколько опрошенных сказали, что они причисляют себя к верующим людям. Это немножко разные вещи.

  • Анонимно
    5.09.2012 12:37

    Ничего не поняла!

  • Анонимно
    5.09.2012 13:01

    полностью согласна с тезисом о том, что сохранение стабильности в Татарстане, как впрочем и любом другом регионе и самой России в целом, зависит от социально-экономической ситуации.если старики ищут в религии утешения, то молодежь - справедливости, которой нет сейчас в нашем обществе.

  • Анонимно
    5.09.2012 16:43

    Уничтожили институты пионерии, комсомола, сравняли с землей кодекс строителя коммунизма. А там была мораль, основы общежития. И они плох-хорошо, но соблюдались. Что власть дала взамен? Ничего!!! У нее даже нет общенациональной Идеи. Воспитание морали отдали на откуп попам и имамам. Вот они и наворотили. А теперь власть опомнилась и начала изучать основы религии. Да локоть рядом, но не укусишь. Время то упустили. Убийства, панк-молебны, бескультурье, аморальность. Считаю, что все это на совести нашей власти. А по вопросу восстановления справедливости в обществе лучше обратиться к классикам марксизма-ленинизма.

    • Анонимно
      5.09.2012 18:31

      Совесть и чиновник, Совесть и государство = несовместимы. \О чем Вы?

  • спокойрый
    5.09.2012 17:10

    многие не поняли разницу между чистым и традиционным исламом религия это способ сохранения душевного равновесия у людей способ купирования отрицательных эмоций в связи с тем что психология разных этнических групп разная и нормы религии разные даже в одном виде религии то что называют чистый ислам необходим для арабов что бы по мере возможности уьеречь их от того что сейчас у них происходит тунис египет ливия сирия ирак российские тюркоязычные народы в том числе татары совсем другой этнос очень далекий от арабского поэтому для него необходим другой вид ислама тот который развивают в татарии этот вид более успешно справляется с задачей религии ну а те кто хочет исповедовать так называемый чистый ислам пусть исповедает только при соблюдении законов страны а джихад пусть делает внутри себя борясь с ненужными соблазнами

    • Анонимно
      5.09.2012 22:44

      В том-то и дело, что "чистый" ислам подразумевает возвращение к истокам веры до образования религиозных школ. И считают, что все эти мазхабы - "загрязняют" ислам. Уход за могилами предков - наносное, потому что при Мухаммаде этого не делали. Все местные обычаи, которые приняты в соответствии с мазхабом, тоже "загрязняют" чистоту веры. А раз так - надо уходить от этих неверных (хиджра), образовывать свои общины (джамаат) и бороться за чистоту взглядов (джихад).

      • спокойрый
        6.09.2012 13:02

        вы не правильно понимаете ситуацию ислам важен не сам по себе а важен по той роли которую он выполняет поэтому так называемый чистый ислам подходит для арабов для тюркоязычных народов он не подходит он не способен выполнить предназначенную ему роль поэтому его видоизменяет под то чтобы он смог ее выполнить

  • Анонимно
    5.09.2012 20:02

    Все правильно, получив должность муфтия но не имея авторитета - ты никто для мусульман. А вот авторитет среди мусульман завоевать сложно.

  • Анонимно
    5.09.2012 21:44

    Пишущим баранам! Почему требуете только от властей ! Начните с себя. Воняете до не могу. Воспитайте своих детей. Сами хотя бы пару раз сходите в мечеть ( церковь) . Путь к истине зависеть от себя. Перестаньте жрать водку, курить , заниматсся блядством. А так мы себя считаем хорошими а где там плохие.

    • Анонимно
      5.09.2012 21:54

      Вы не нашутку разволновались.Не переживайте,все будет хорошо!

  • Анонимно
    5.09.2012 21:56

    Нет такого понятия "традиционный ислам"! Что за бред?! Есть ислам и различные течения и толкования, как в любой религии. Только в исламе все намного сложнее. Салафизм, суфизм, ваххабизм это искусственно созданные проявления якобы чистого ислама, возврат к основам шариата и.т.п. Не надо забывать, что Татарстан это ханафитский мазхаб! Иные течения нам не нужны. Нет чистого, грязного ислама, так же как и христианства, буддизма. Просто группа граждан использует религию для достижения своих меркантильных целей, а Фаизов единственный кто в последнее время РЕАЛЬНО пытается бороться с радикалами от ислама. Если запустить ситуацию будет поздно, арабская весна наступит гораздо раньше чем мы думаем. Все действительно серьезно, очень серьезно, страшно и плохо. Поверьте, я знаю что говорю и готов ответить за каждое слово.

    • Анонимно
      6.09.2012 09:28

      "а Фаизов единственный кто в последнее время РЕАЛЬНО пытается бороться с радикалами от ислама." - поясните пожалуйста в чём эта борьба заключалась? В том что облили грязью достойных людей? В том что из мечетей убрали популярных имамов и поставили на их место мальчишек из РИУ, которые читают проповеди по книжкам?Приведите реальные примеры. Вся эта реальная борьба с радикалами свялась к упрочнению собственной власти (заметьте не авторитета) и сотрясанию воздуха.

      • Анонимно
        6.09.2012 11:04

        Вы готовы назвать имена имамов которых убрал из мечетей Фаизов? Это не бывших ли комсомольских работников и прочих товарищей, внезапно решивших, что ислам это хороший способ денег заработать?И известно ли Вам, что 90% из них не имеют никакого образования, не говоря уже о профильном духовном образовании! Вы сами то давно в мечетях были?! Знаете что там творится, к чему там призывают?! В Казани порядка 3-4 мечетей осталось, где имамы вменяемые и адекватные люди, а по остальным у Прокуратуры и МВД были очень серьезные вопросы. Каких порядочных

        • Анонимно
          6.09.2012 14:50

          Да, готов! Нет, я говорил не о той категории граждан, которую обозначили Вы, а о людях, который действительно духовные лидеры мусульман - Камаль-эль-Зант, Шаукат хазрат и т.д. (думаю, Вы поняли, о чём я говорю).В мечети я бываю более чем часто, и обо всем знаю не понаслышке.Что касается образования, то, насколько мне известно Ильдус Фаизов тоже не славиться сильным богословским образованием.В Вашем комментарии я не услышал ответа: "а Фаизов единственный кто в последнее время РЕАЛЬНО пытается бороться с радикалами от ислама." - поясните пожалуйста в чём эта борьба заключалась?

  • Анонимно
    6.09.2012 12:26

    Под одним углом чистый, под иным уже не чистый, с другого боку уже совсем не то! Может все таки стоит ориентироваться на неизменные законы природы и логику? Опираться на научно доказанные факты и на их основе анализировать, понимать основы мироздания? Стоит ли опираться на проповеди и догмы, в результате которых страдают и гибнут люди?!В чем смысл такого разбирательства в "сортах чистоты", если неумолимо и неизменно работают только законы природы, вселенной, все остальное, как видим, легко меняется, по своему интерпретируются и какую цену за это платят люди?!!! РУМИ.

  • Анонимно
    6.09.2012 17:49

    тут вот о могилах речь зашла. я вот считаю уходить пора от нынешних принципов захоронения, ну на самом деле как старообрядчики, памятники воздвигаем, ограды, деревья сажаем, за землю боримся (побольше отхапать). давно пора на европейский уровень выходить, у всех одинаковые маленькие надгробные плиты, никаких оград и никаких деревьев, везде газонная трава. а содержать это можно отчисляя в год скажем какую-то сумму, все равно каждый тратит на краски, ограды и прочее...а в мусульманских странах и нет культа умерших, их почитают лишь молясь за них и давая садака, а все остальное исраф (по логике вещей верно ведь!!!)

  • Анонимно
    4.01.2013 16:34

    Ему надо разобраться с его собственными студентами - заходишь в РИУ, как в штаб Аль-Каиды - бритые усы при отпущенной бороде, укороченные штаны, рубашка навыпуск - это первые признаки ваххабита, неужели он этого не видит? Или делает вид что не видит?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль