Общество 
8.09.2012

Пять казанских шедевров Карла Мюфке

100 лет назад, в начале сентября 1912-го в Казани произошло досадное событие. Заведующий Казанской художественной школой Григорий Медведев получил прошение об отставке от преподавателя истории архитектуры, теории перспективы и теней, строительного искусства, архитектурного проектирования, черчения, рисования и живописи, организатора архитектурного отделения и заведующего самой школой (1898-1900). Об этом потихоньку бы и забыли. Если бы при этом не закончилось 15-летие жизни и дел здесь одного из лучших зодчих всех времен города - Карла Людвиговича Мюфке.

РёР»-1.jpg
Карл Мюфке в 1901 г.

Не так уж и много он «натворил» в Казани. До последнего времени считалось – четыре здания. Любителям архитектуры они хорошо известны. Все они, как бы нарочито, представляют различные архитектурные жанры и показывают, что для Мастера это не препятствие.

Первым был цветной терем из русских былин – Казанская художка(1900 - 1905). «Русский стиль» тогда был особо почитаем в архитектуре просветительских учреждений. Он и был выбран без лукавого ансамблирования с соседними классиками-эклектиками. Терем встал лицом на огромный плац-парад (ныне – сквер Льва Толстого), но при этом лицо имели и прочие его фасады, что случалось весьма редко.

РёР»-2.jpg
Без деревьев на ул. Толстого здание выглядит мощнее (ноябрь 1904 г.)

Новое здание считалось лучшим в городе. Это понятно из строк «Казанского телеграфа» в 1903 году, полагавшего, что строящееся палаццо Шамиль «затмит красотой здание художественной школы». Вряд ли из ревностных чувств, но после внезапного пожара 2 декабря и разрушения крыши, Мюфке изменяет верх здания. Вместо боковых пирамид появились коньковые шатры с гребнями, а вместо центральной – стеклянный шлемовидный купол. Сегодня, несмотря на долгожданный возврат зданию первоначальной функции, крыша - пока еще без утраченного западного шатра, а стеклянная стена верхних живописных классов - все еще не наклонная к северному свету.

Наконец следует заметить, что раньше не существовало термина «прораб». Функцию ведения или наблюдения за строительством осуществлял архитектор, как правило – автор проекта. А в нашем случае ситуация была уникальной: заказчиком (как заведующий школой), проектировщиком (автором проекта) и строителем («прорабом») было одно лицо. Редко кому выпадала такая удача. В Казани такого не было никогда, но недавно «рекорд» Мюфке достойно повторил Виктор Токарев – заказчик, проектировщик и строитель «Вишневого сада».

ЛЕНИНСКИЙ МИФ

Второй работой Мюфке стало переустройство главного здания Императорского университета. Оно выдвигало две задачи. Во-первых, - поиск площадей для новых факультетов и институтов. Мюфке приходит к мысли снести старые одноэтажные, не связанные внутри с главным корпусом «глаголи» по бокам и вставить на их местах трехэтажные соединенные пристрои. Осуществить удалось только западное крыло, предназначавшееся для аудиторий и юрфака.

Восточное крыло, задуманное для анатомического, физического, химического и гигиенического институтов, не реализовалось по случаю начавшейся войны с Японией, а за ней революции 1905 года. Здесь Мюфке тактично внедряется в архитектуру русского ампира, придерживаясь традиций и мотивов классицизма.

Вторая задача переустройства университета – внутренняя перепланировка главного корпуса – без преувеличения делает Мюфке соавтором здания. Судите сами. Прежде уходящие в обе стороны от вестибюля центральные коридоры состояли из сдвинутых относительно друг друга отсеков, соответствовавших планировке старых домов, из которых собран главный корпус. Каждый их стык сопровождался узким проемом, которых было, аж, 15! Окна в торцах коридоров еле проглядывали. Мюфке, тщательно изучив конструктив строения, создает широкие, прямые и светлые коридоры, расчлененные арками. Лишь как рудименты старой планировки остались коридорчики-тамбуры деканата биофака и университетского профкома.

Ну, и как без микромифа? Иллюстрирующий массу публикаций сюжет картины Н.Жукова и Н.Самсонова «На сходку!», по которому Володя Ульянов со студентами бегут в актовый зал по трехмаршевой лестнице юрфака, - просто невозможен.

РёР»-4.jpg
Н.Жуков, Н.Самсонов «На сходку!»

Обе эти просторные лестницы вставил в середине вышепоказанных коридоров Мюфке лишь через 16 лет после сходки 1887 года. Их металлические ограждения – как и у мюфкинского западного пристроя. До перестройки же попасть в актовый зал по «нижнему коридору» - а именно так бросились «ошалевшие с визгом, криком» по сообщению тогдашнего блюстителя нравов Шестакова – можно было только по единственной узкой и темной лестнице в западном торце корпуса (где потом прописался мужской туалет).

Третьей работой Мюфке был, по выражению современников, «торт со взбитыми сливками» или свадебный подарок Алексея Ушкова - племянника крупного российского химического промышленника - жене Зинаиде, дочери директора бакрериологического института Николая Высоцкого. Дом этот хорошо воспет и, пожалуй, лидирует по фотопредставительству в интернете, вплоть до деталей экзотичного и многообразного интерьера.

Скажу лишь, что не видно даже вооруженному глазу: на самом деле перед нами три здания, мастерски объединенные в одно с помощью псевдобарочной пышной лепки и элементов модерна (поздняя эклектика). В полной красе дом предстал в 1908 году, когда были убраны последние леса, с которых неугомонный Карл Людвигович упал, сломав два ребра. К любопытному казусу можно отнести находку в 1997 году во время ремонта в полах подвала трех «стволов».

РёР»-6.jpg
Мюфке (в белом) на строительных лесах

А через два года более, чем мотивы нынешней Нацбибки (Национальной библиотеки) Ушков повторил при реконструкции старинного дома в Москве (ул. Пречистенка, 20). Вскоре он фигурирует уже как дом балерины А.М. Балашевой, подруги Ушкова. А в 1921 году по протекции Анатолия Луначарского в нем открылась «Московская школа Айседоры Дункан», в которой со знаменитой балериной жил Сергей Есенин.

И ИЗО МУЗЕЙ?

Четвертым произведением Мюфке стал его наконец-то собственный дом (ныне – ул. Хади Атласи, 28). По всей вероятности, это один из первых представителей «нового», как тогда говорили, стиля, впоследствии получившего имя модерн. Красивый и уютный особняк в тихом месте пользовался спросом и при советской власти. В 1930-м его приобрел КИКС для иногородних научных работников. Через год ТЦИК неудачно(!) пытался отменить покупку. Наконец, как и сейчас, в доме поселился детсад. Хотя одно время там-таки жили руководящие работники, включая первого секретаря Татарского обкома КПСС Игнатьева и предсовмина Абдразякова, но после дебатов в прессе особняк вернули детсаду.

На пятую в 1906 году работу Мюфке я натолкнулся случайно, изучая документы о жизни и деятельности одного уникального, всеми забытого казанца. В них засвидетельствовано, что «фасад и внутренняя отделка дома б. командующего войсками на углу улиц Карла Маркса и Комлева (ныне – Муштари) произведены под наблюдением архитектора К.Л. Мюфке». Это отнюдь не означает, что и проект нынешнего здания ИЗОмузея РТ составлен Мюфке, но отнимает авторство, как это принято считать, у его коллеги Федора (Фердинанда) Амлонга. Скорее всего, здесь использован авторский или образцовый проект, присланный из военного ведомства, из столицы. Все это никак не умаляет роли Мюфке. Ведь в досоветское время право ведения строительства в квалификации архитектора стояло выше, чем право составлять проекты.

РёР»-9.jpg
Дом командующего войсками Казанского военного округа

Почему же столь успешного зодчего потеряла Казань, что было потом? Об этом – потом.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.09.2012 10:47

    с удовольствием ознакомились с материалом. Приятно, что дом Мюфке принадлежит именно детям.

  • Анонимно
    8.09.2012 16:20

    Сергей Павлович, благодарю за ваши интересные публикации!

  • Анонимно
    8.09.2012 21:17

    Долгие годы молодости провел в зданиина ул.Толстого/К.Маркса, построенногоуважаемым Мюфке. Современным "токаревым"к сожалению не удается создать нечто подобное...Дажн канализацию не могут спроектировать как положено..Физик

    • Анонимно
      8.09.2012 23:53

      А Саначин что в Казани построил, стесняюсь спросить?

  • Анонимно
    9.09.2012 07:46

    Когда вернут последний этаж художественного училища в первоначальный вид ? В 1965г. по пути в детский сад наблюдал как его ломали и перестраивали..... уже тогда понимал, что -то не то делают...Вообще, архитектурному сообществу надо инициировать увековечивание памяти ушедших архитекторов внесших хороший вклад в облик города. Где улица Кафтырева, Петонди.Мюфке и др ?

  • Анонимно
    9.09.2012 09:42

    Да,раньше были Архитекторы с большой буквы.....Сейчас - убогие недоучки,которые имеют очень смутное представление об эстетике строительства.....

  • Анонимно
    9.09.2012 11:30

    Очень интересный материал! Большая благодарность БО за то, что помогаете автору вести этот замечательный блог! Каждую субботу получаю огромное удовольствие от исторических статей. Очень жду новых публикаций!

  • клио
    9.09.2012 12:09

    Начну с того, что у Сергея Павловича Саначина получилась отличная краеведческая статья. Об архитектуре старой Казани. Давно так качественно никто не писал именно об архитектуре. А это дорогого стоит. Что-то печатает журнал "Казань", который в последнее время вижу редко. В интернет люди теперь заходят чаще, чем листают страницы журналов...Другое дело современная архитектура Казани. Сфера, где вращаются не столько идеи, сколько деньги и чьи-то амбиции. НЕ думаю, что там нужен Саначин с его вкусами, идеями и взглядами. Современный дикий российский капитализм пока не способствует красоте и изяществу архитектуры...

  • Загадки, мифы и преданьяХранит старинная Казань.Дома с узорами и зданьяКак историческая ткань. Пропало многое бесследно,Хотя должны были стеречь.Пытаться надо худо-бедноТо, что осталось уберечь. Из рода Мюрке были Карлы,Что создавали красоту.Потомки будут благодарны,Узнав об этом налету.Художник, зодчий, архитекторБыл для Казани как презент.Он задал облику свой вектор,Внеся немецкий компонент.О том Саначин нам расскажет,Ему знаком ведь каждый штрих. И на неточности укажетИз побуждений лишь благих.

  • Анонимно
    8.11.2018 20:12

    Дом Сандецкого вызывает спорные вопросы. Кажется что дом не был построен с нуля а был реконструирован на месте другого здания.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль