Общество 
15.09.2012

«Но ведь президент наложил резолюцию на эти поправки, значит, он тоже должен быть ответчиком!»

«ПРЕЗИДЕНТ ТОЖЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ПРИЙТИ»

Рассмотрение иска прихожан мечети «Нурулла» изначально обещало быть резонансным. Напомним, прихожане остались недовольны принятием поправок в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», который, по их мнению, позволяет вмешиваться государству в дела религиозных организаций. Истцы настаивают на том, что иск коллективный и его инициатором не является имам мечети Габдулла Галиуллин – к слову, в 90-е годы являвшийся муфтием Татарстана, но впоследствии смещенный и замененный Гусманом Исхаковым.

Поправки в закон, вокруг которых разгорелся спор, были приняты Госсоветом 3 августа и стали ответной реакцией на покушение на муфтия республики и убийство духовного лидера мусульман Валиуллы Якупова. На следующий день их подписал президент Татарстана Рустам Минниханов. Прихожане мечети «Нурулла», имеющей один из самых больших приходов в Казани, решили оспорить две поправки. Первая гласит, что религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, должны требовать от кандидатов на должность духовного лица наличие религиозного образования, полученного в России или за рубежом, но в последнем случае «диплом должен быть принят в установленном порядке». И согласно второй поправке, религиозным организациям предписано заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, тогда как ранее это не являлось обязательной нормой.

Представляющий интересы истца юрист Тауфик Васильев начал с неожиданного заявления о том, что планировал увидеть сегодня на процессе Минниханова. Но главу республики перевели в третье лицо, выступающее фактически в качестве свидетеля.

- Но ведь президент наложил резолюцию на эти поправки, значит, он тоже должен быть ответчиком! - заявил Васильев и добавил, что, принимая такие поправки, Госсовет вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, а сами они противоречат федеральному закону. По словам Васильева, обновленный закон поможет назначать правительству своих имамов, лояльных к действующей власти и ДУМ РТ.

Выступление Васильева длилось около 15 минут, за это время он успел получить от судьи два замечания – за неуважительное отношение к Госсовету и президенту РТ. На каждое нарекание представитель мечети реагировал эмоционально и явно начинал раздражаться еще больше. Прихожане (их пришло в суд до сотни человек, часть из них находилась на улице), сидя в зале, энергично его поддерживали, когда тот говорил про ущемление прав, и даже записывали его слова, обращенные к судье, в блокнот.

ИГРА СЛОВ И КОНФЛИКТ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

Представлять интересы Рустама Нургалиевича на судебном процессе было доверено Наталье Фоминой - заместителю начальника государственно-правового управления президента РТ. Она сообщила присутствующим, что в Конституционный суд был направлен запрос о проверке соответствия федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» Конституции РФ.

Дело в том, что республиканские законодатели 3 августа заменили формулировку «вправе заключить» на более категоричное слово «заключают» в статье 27 «Трудовые правоотношения в религиозных организациях», которая ранее гласила: «Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками». А вот в федеральном законе слово «вправе» осталось, и это дало повод истцам говорить о том, что республиканский закон противоречит федеральному. С этой точки зрения заявка в Конституционный суд вполне объяснима – теперь федеральный закон, по всей видимости, будут пытаться «подстроить» задним числом под республиканский.

Представитель ответчика, желая расставить все точки над i, решила выяснить у представителя мечети «Нурулла», почему они, являясь частью ДУМ РТ, подают иск от себя лично и нарушают тем самым «внутриконфессиональное единство».

- Представители ДУМ РТ сидели в Госсовете во время принятия этих поправок, и они аплодировали, - с обидой заявил Васильев, объясняя, почему они отбились от остальных духовных деятелей. – А эти поправки вводят диктат и тоталитаризм, а насилие в любом виде несвойственно исламу.

Хотя представитель истца признался, что не против заявки в Конституционный суд, по словам Васильева, разобраться в противоречиях федерального закона Конституции необходимо было еще до принятия поправок на местном уровне.

ЗАКОНЫ ШАРИАТА В СУДЕ

Когда судья ушел выносить решение, обстановка в зале суда накалилась. Прихожане мечети поначалу коротали время за шумными разговорами и съемкой происходящего на планшетные компьютеры, а затем один из них громко огласил предложение, чтобы все присутствующие пересели «согласно законам Шариата».

- То есть женщины - направо, мужчины - налево, - заявил оратор, и большая часть зала стала пересаживаться, создавая при этом хаос. Одну из журналисток, оставшуюся на «мужской стороне», кто-то громко назвал мужиком, разгорелась перепалка. В дело пришлось вмешаться судебным приставам, но их в зале было всего два, и они явно не справлялись с натиском участников процесса. Кто-то крикнул, чтобы о случившемся доложили председателю Верховного суда РТ Ильгизу Гилазову.

Но вмешательство последнего не потребовалось – из совещательной комнаты вышел судья, объявив, что до проверки соответствия федерального закона Конституции РФ производство по иску будет приостановлено, а поправки, внесенные в региональный закон, останутся в силе.

Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.09.2012 11:55

    Ислам - молодая религия Может от этого весь этот подростковый максимализм?

    • Анонимно
      15.09.2012 12:18

      осталось подождать, когда она повзрослеет. каких-нибудь пятьсот лет

    • Анонимно
      17.09.2012 15:14

      А если бы какая-нибудь светская организация подала в суд, это тоже был бы максимализм?

  • Анонимно
    15.09.2012 12:30

    Религия (ислам, возникший в 7 веке, христианство - в 1 веке н.э. и т.д.), на мой взгляд, вообще является инструментом управления обществом, стадом, если хотите. В один ряд с религией (культурная инструкция по марионеткам), я ставлю алкоголь (деградация, отсутствие сознания, разума, воли, бесплодие), гороскопы (просто тупое программирование), ЕГЭ (страх у части детишек со всеми вытекающими относительно их будущего). Всё это звенья одной цепи.

  • Анонимно
    15.09.2012 12:55

    Удивительно, когда явное нарушение федерального законодательства не хотят исправлять. И прокурор молчит. Раньше бы всю плешь проел бы, что надо приводить в соответствие с российским законодательством.

  • Анонимно
    15.09.2012 14:19

    запретить...если кто то хочет исповедовать ислам-то велкам в мусульманскую страну..не надо в светской стране свои дурацкие требования диктовать.

    • Анонимно
      16.09.2012 10:41

      Может вы лучше в Калугу или Рязань переедете?

      • Анонимно
        16.09.2012 23:30

        Лучше в Москву. А ваш москвич - единомышленник переедет в Казань из Москвы?

    • Анонимно
      17.09.2012 15:13

      А Татарстан и есть - мусульманская страна. И не надо свои дурацкие комменты писать :)

  • Анонимно
    15.09.2012 15:42

    Если приходят в Верховный Суд пусть свои шариатские порядки оставляют за его пределами, или вообще тогда не ходят в светский суд.

  • Анонимно
    16.09.2012 11:18

    если кому-то не нравится велкам в россию из РТ и не надо в Татарстане (регионе со своими национальными и религиозными обычаями) предлагать устанавливать запреты на исповедование доминирующей в этом регионе религии.

    • Анонимно
      16.09.2012 17:37

      А все говорят, что Ислам толерантная религия... Где же ваша толерантность к другому мнению, религиям в Татарстане?

    • Анонимно
      16.09.2012 23:17

      Согласен. Готов уехать в Москву, предлагаю сделку с лицом татарской национальности (москвичом) обменяться квартирами. Пусть едет в Казань доминировать.

  • Анонимно
    16.09.2012 19:27

    Я думаю, что корень проблем в непонимании сути ислама. И даже те, кто живет в регионе, где об исламе можно многое узнать, пишут о молодости религии, о периодах фанатизма, которые происходили в Европе, а сейчас проходят в исламском мире. Вы смотрите на христианство и ислам как на однотипные, но самостоятельные религии, которые существуют в разновременные периоды и у разных народов. Это не так. Отличие в том, что ислам явился продолжением христианства, которое было критически пересмотрено Мухаммедом. Эта религия всеми своими корнями уходит в христианство, отличаясь от нее только формой, но не содержанием, кроме трех основных моментов. Все те мифы, которые трактуют возникновение человека от Адама и Евы и далее, остались почти неизменными. И первое отличие, это утверждение что бог един в прямом смысле, без деления на отца сына и святого духа. Все, что пишут о Христе, не отвергают и в исламе, кроме того, что Иисус был великом проповедником, пророком, но всего лишь обычным человеком. Через него бог донес до людей принципы, по которым должен жить человек, тем и отметил его. Второе отличие, которое утверждается в исламе - между богом и человеком нет посредников, нет церкви как института. Отсюда нет и отличия между людьми. Нет святых, которые ближе к богу и имеют право общения с ним, а рядовые должны искать возможность общения с посредником. Поэтому в исламе не было не благословления на земное царствование, не было и единых центров управления религией. Никто не может взять на себя право высказывать свое мнение и утверждать, что он говорит от имени бога. Последним пророком после Иисуса Мухаммед объявил себя. Третье отличие и оно наиболее сильно проявляется во взаимоотношениях ислама с окружающим миром, сводится к тому, что ислам предполагает, что верующий человек должен жить строго по тем понятиям, которые даны в святой книге, в Коране. Если в христианстве верующий для этого уходил в монастырь или становился затворником, не вмешиваясь в мирскую жизнь, то в исламе верующий должен активно устраивать жизнь по вере вокруг себя. И в этом смысле ислам уже приобретает черты такой большой партии, которая претендует на власть в обществе и собирается перестроить все общество под себя. Ну, примерно, как коммунисты это делали. Кстати, в этом и состояла идея Каддафи, которая изложена им в книге о «зеленом коммунизме». Так что все волнения в исламском мире – это попытка построить такое общество, когда религия будет активно вмешиваться во все сферы жизни. Христианство тоже вмешивается в жизнь общества, но считает, что существует принцип «богу - богово, а кесарю - кесарево». И поэтому стремится занять только идеологическую нишу, отстраняясь от конкретного управления государством, обществом. В исламе решили исправить этот подход. Так что же получается? Если с коммунизмом боролись и победили достаточно просто, хотя и долго, на экономическом поле битвы, доказав, что экономическая модель коммунизма не срабатывает. Хотя идеи коммунизма все еще витают в воздухе. И их нельзя назвать устаревшими. С исламом сложнее, ислам не претендует на то, что улучшит жизнь людей, даст им материальное благополучие. Поэтому материальные стимулы здесь особо и не срабатывают. Коммунизм ведь обещал райскую жизнь на Земле и на этом прокололся, а ислам таких обещаний не дает, наоборот, чем больше испытаний здесь, тем больше вероятность оказаться там в раю. Запад, активно пытается внедрить в сознание мусульман те ценности, которые работают в западном обществе. Но эти ценности, которые сегодня пропагандируются, возникли вопреки ценностям христианской морали, и также вступают с ними в противоречие. Не зря же постоянно возникают скандалы, связанные с оскорблением чувств верующих. Значит, современная западная модель поведения также отвергает и те принципы, на которых основаны христианские ценности. Я не веду о заповедях Иисуса, они имеют общечеловеческую ценность, и не могут объявляться христианскими. Таким же заповедям подчиняются и все остальные представители рода человеческого или не отвергают их. Конфликты христиан с моралью человека современного также происходит, но все почти происходит подковерно. А с исламом в открытую, доходя почти до войны. Только потому, что срабатывает третье отличие ислама от христианства. Шелдон.

    • Анонимно
      16.09.2012 22:48

      Понял, очень много неточностей и спорных моментов в вашей реплике, но это не суть... Теперь, прошу ответить более кратко, без воды: толерантен ли Ислам к другим религиям, и причем здесь западные ценности, когда людям, проживающим в Татарстане, имеющим другое вероисповедание/образ жизни,отличный от мусульман, чуть что, почти прямо говорят(некоторые мусульмане), чтобы убирались подальше?

      • Анонимно
        16.09.2012 23:31

        Хотелось бы все эти неточности и спорные моменты как-то уточнить. А по поводу толерантности религии могу сказать следующее. На тех землях, где исповедуют ислам, всегда было уважительное отношение к другим религиям. И в качестве примера могу сказать, что вот уже в течение почти 1500 лет на этих землях без особых проблем до сих проживают представителей многих религий, возникших на этих землях. А ведь если представить ислам как воинствующую религию, то за это время вряд ли бы уцелели эти общины. В той же Сирии живут достаточно большая община христиан, или в Иране до 1950 года проживало многочисленная община евреев иудеев. Да и во времена шаха они занимали там привилегированные позиции. Конечно, я не идеализирую. Религия, как и идеология, не очень склонна к сотрудничеству со своими идеологическими противниками. Но вот ГУЛАГ или Освенцим как-то в практике ислама не было. Она также пытается выжить тех, кто с ней не согласен, кто не исповедует их веру, но в основном создавая неблагоприятные экономические условия. Так было всегда, но вот в истории я не помню, чтобы было что-то подобное варфоломеевской ночи, когда за одну ночь католики вырезали около 40 тысяч протестантов, а затем началась резня по всей Европе. Разве в истории есть подобные факты, когда мусульмане вырезали просто так из-за религиозных разногласий представителей другого течения или другой религии. Да были войны, но они не заканчивались массовой резней. Поэтому сегодня в том же Египте сохранились копты, первые христиане. Их там сегодня 10 процентов населения. В Ливане 35 процентов населения христиане. В той же Сирии значительная община христиан. Еще раз хочу подчеркнуть, что корни ислама лежат в иудаизме и христианстве, т.е. в единобожье и вере, что человек произошел от Адама и Евы. Это не новая молодая религия, а продолжение старой с теми исправлениями, о которых я уже написал. А по поводу тех, кто сегодня говорит, чтобы немусульмане убирались подальше из Татарстана, а разве среди тех, кто говорит, что они христиане, нет таких, которые также говорят мусульманам, проживающим, например, в Москве? По моему, они не только так говорят там, но и просто убивают людей чужой веры или чужой крови. Поэтому советую не путать религию и его адептов. И вообще считаю, что надо остановиться в заигрывании с религией. Нельзя ее превращать в поле борьбы за умы людей. Надо больше заниматься просвещением, я уже как-то написал, что к 2050 году такое понятие как религия исчезнет. Не во что будет верить. Но вот когда в госдуме начинают принимать законы об уголовном наказании за оскорбление верующих, то уже стоит задуматься. Куда мы с такими законами придем? Если я скажу, что бога нет, то кто-то скажет, что это оскорбляет его веру, то так можно и в каталажку упечь всех атеистов. Это будет что-то, более похожее на то мир, который описали братья Стругацкие лет так сорок назад. Как то не думал, что мы можем и к этому прийти. Шелдон.

    • Анонимно
      17.10.2012 23:27

      Пришел Шелдон и все расставил по местам:-)Первое. И христианство и ислам религии АВРААМИЧЕСКИЕ- суть вышли из иудаизма. То, что автор тактично назвал "мифами":-) , это как бы Тора и проч. И проч. Еврейские темы. И Иисус и все исламские пророки до Мохаммеда были.. Да, вы удивитесь, но они таки были евреями:-) это не касается напрямую сути вопроса, но единожды солгав, кто тебе поверит?

  • Анонимно
    16.09.2012 20:35

    это с какого перепугу у нас ислам доминирует ?

  • Анонимно
    17.09.2012 01:25

    Из за таких как Вы я и перестал ходить в Мячеть. Сплошная ложь и выгода везде. Прикрываетесь Аллахом, которого в душе у вас нет. Где то хорошее, которое должно быть? Кому Вы помогли? Какие детские дома поддерживаете? Простые) немусульманские)? А? Детям с болезнями? Те о которых пишет Бизнес Онлайн?! Да вот и нет. Вы развратили религию. Я молодой. И нас таких много- тех, кого вы привели в Мячеть и тех, кто увидел Ваше истинное лицо.. И которые в лучшем случае ходят, как и я тогда, когда там никого нет или перестали ходить туда вообще..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль