Общество 
20.09.2012

Марсель Имамов, ПФР: «В стратегии развития пенсионной системы о «грабительских» тарифах речь не идет»

5.jpg

Марсель Имамов: «Я согласен с тем, что размер пенсии сегодня недостаточен»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА: КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ - НЕ МЕНЕЕ 40%

- Марсель Мукатдисович, предприниматели спрашивают, что будет со ставками страховых взносов – увеличат или понизят? К чему готовиться?

- В стратегии развития пенсионной системы предлагается сохранить действующий тариф, который на 2013 год установлен в размере 22 процентов и 10 процентов с сумм, превышающих величину базы начисления страховых взносов (512 тысяч рублей). То есть, ни о каких «грабительских» тарифах речь не идет.

Международная организация труда говорит, что коэффициент замещения должен быть не менее 40 процентов, то есть пенсия должна быть не менее 40 процентов от вашего заработка. Но тариф установлен в 22 процента, то есть вы отчислили в свою будущую пенсию только 22 процента. Где взять оставшиеся 18 процентов? Какой экономический механизм должно включить государство, чтобы доходность была достаточной для возмещения этих 18 процентов?

- А как это решается в других странах?

- Там взносы 60 процентов. А государство им возмещает только 40 процентов.

- Согласны ли вы с тем, что наши пенсионеры, в отличие от пенсионеров западной Европы, вызывают жалость, и складывается ощущение, что они просто доживают своей век, а не находятся на заслуженном отдыхе. Вашим родителям хватает пенсии или вы им помогаете? Возможно ли изменение ситуации, и какие прогнозы? (Анастасия).

- Я согласен с тем, что размер пенсии сегодня недостаточен. Что касается западных пенсионеров, то ни в одной стране мира они не живут и не путешествуют за счет государственной пенсии, а только за счет накопительной ее части, дополнительно участвуя в формировании размера своей пенсии. Если наш человек сверх 30 процентов, которые за него платит предприятие, ничего дополнительно не перечисляет, то, например, немецкий гражданин до 60 процентов своего дохода выплачивает в различные страховые фонды.

«НАШИ ЗАРПЛАТЫ ВЫНУЖДАЮТ РАБОТАТЬ И НА ПЕНСИИ»

- Моя мама на пенсии 6 лет, работает врачом. Пенсионер работающий. И, естественно, ее волнует вопрос будущего. «Неужели, - спрашивает она меня, - у меня собираются отнять пенсию, если я работаю? А ведь я только-только почувствовала себя человеком, не зависящим от доходов детей. Могу даже позволить себе поездку в мою любимую Францию». Ее вопрос ко мне я адресую вам. Государство вновь вернется в советские времена и заставит людей выбирать - пенсия или работа? (Настя).

- Польша, например, определила максимальный доход, который был конкретно у каждого человека, и определила эту цифру «максимумом»: если у человека максимальный заработок был 10 тысяч, а, выйдя на пенсию, он получает 7 тысяч, то пенсия будет 3 тысячи. Но как только человек прекращает работать, пенсия выплачивается в полном объеме. Этот подход мне кажется справедливым.

А у нас бюджетник, например, врач, выйдя на пенсию, получает из бюджета и пенсию, и зарплату.

3.jpg
«Что касается западных пенсионеров, то ни в одной стране они не живут и не путешествуют за счет государственной пенсии, а только за счет накопительной ее части, дополнительно участвуя в формировании размера своей пенсии»

- Но врач заработал эту пенсию!

- Если говорить не о наших конкретных условиях, а предположить идеальную ситуацию: если человек оформляет пенсию, значит, он признает, что больше не в состоянии трудиться! Конечно, в настоящее время наши зарплаты вынуждают работать и на пенсии. Но этого не должно быть! Необходимо выплачивать врачу такую зарплату, чтобы он не оформлял пенсию.

- Ни при какой зарплате никто не откажется от дополнительных денег, тем более от заработанной пенсии!

- Здесь надо говорить о другом: если человек не получает положенную ему пенсию какой-то период, то потом размер разовых выплат у него увеличивается.

- Так все-таки, что написано в стратегии – придется нам выбирать пенсию или работу?

- Нет, все остается по-прежнему: и пенсия, и зарплата в полном объеме. Никакого «потолка» нет, речь идет только о повышении минимального размера выплат. То есть пенсионер не будет получать ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте федерации, где он проживает.

- При увеличении минимального стажа для общей пенсии, будет ли увеличен необходимый стаж госслужбы, и сколько он составит? (ЗМА)

- Пока этот вопрос не рассматривался - остается по-прежнему 15 лет.

- Готово ли государство формировать корпоративную часть пенсии для бюджетных учреждений? (Агафонов И.К.)

- Этот вопрос рассматривался, но это дополнительная нагрузка на бюджет, и в предлагаемой стратегии этого нет.

- Можно ли унаследовать накопительную часть пенсии родителей или других ближайших родственников? (Альфия К.).

- Да, унаследовать можно в соответствии с гражданским кодексом.

4.jpg
«Чтобы начислить максимальный размер пенсии, гражданину дается право выбрать для расчета наиболее выгодный для него период рабочего стажа»

«А ГРАЖДАНЕ ДУМАЮТ, ЧТО ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ПРИДИРАЕТСЯ К НИМ»

- Когда пенсионный фонд повернется, наконец, к людям лицом? Почему при назначении пенсии от людей требуют нелепые справки о том, что человек работал в конкретной организации в советский период, несмотря на то что в трудовой книжке у него есть соответствующая отметка и печать той организации? Где эту справку сейчас взять? Организации уже 20 лет как не существует. Почему в случае, когда сгорел архив предприятия, и по этой причине предприятие не передало в центральный архив никаких сведений, не принимаются во внимание свидетельские показания о размере заработной платы, которую человек получал? В трудовой книжке есть отметка о том, что человек работал в организации, а, значит, он получал заработную плату, и его члены семьи знали об этом, включая размер заработной платы. Почему пенсионный фонд ведет себя так, что складывается впечатление, что цель пенсионного фонда - ущемить интересы пенсионеров, максимально уменьшить им и без того смешной размер пенсии? (Дмитрий)

- Можно сказать, что на сегодняшний день пенсионный фонд – это, может быть, единственная организация «с человеческим лицом», которая находится в шаговой доступности, поскольку в каждом районе работают клиентские службы с удобными часами приема, есть форма обращения через интернет и т. д.

Сотрудники ПФР заблаговременно извещают будущего пенсионера о необходимости написать заявление, предоставить соответствующие документы для оформления пенсии. И почему-то многие считают, что пенсионный фонд должен знать о каждом гражданине буквально все: место его работы или нахождения его предприятия. Всей информации, к сожалению, у нас нет, тем более за советский период, тем более, если он работал за пределами России – в бывших республиках СССР.

К сожалению, в трудовой книжке не пишется размер заработной платы, поэтому нам необходимы дополнительные справки. Чтобы начислить максимальный размер пенсии, гражданину дается право выбрать для расчета наиболее выгодный для него период рабочего стажа: либо за любые пять лет подряд до 2002 года, либо за 2000 - 2001 года, но по сведениям персонифицированного учета о страховых взносах. Как правило, все хотят предоставить справку о размере зарплаты до 2002 года.

Если бы пенсионный фонд не был ориентирован на человека, то мы назначали бы пенсию по тем документам, которые нам предоставляет гражданин. К сожалению, в трудовых книжках не все предприятия делают требуемые отметки. Человек приходит к нам через год после назначения пенсии и говорит, что, оказывается, в такой-то период он работал на другой должности с другой зарплатой. Но мы же не можем об этом знать, если нам не предоставят соответствующий документ!

- То есть справки нужны только о зарплате?

- Не только. К оформлению трудовых книжек есть определенные требования, но далеко не все предприятия, особенно в 90-е годы, выполняли их. Поэтому нам приходится просить уточняющие справки, подтверждающие номер приказа, плохо читаемую печать и т.д.

Мы имеем право не учитывать тот период стажа, который оформлен неправильно, поскольку по закону любое сомнение трактуется в пользу государства. Однако если этот период «привлекателен» для будущего пенсионера с точки зрения размера оплаты труда, мы вынуждены просить дополнительные документы, чтобы не уменьшить, а увеличить его пенсию. Это делается только в интересах самого человека! К сожалению, граждане недопонимают эти моменты и считают, что пенсионный фонд придирается к ним.

1.jpg
«К 2015 году мы планируем наладить электронную связь со всеми предприятиями и компаниями»

- А если архив сгорел?

- В этом случае, в соответствии с законом, должна быть представлена справка, что архив сгорел. А стаж определяется по свидетельским показаниям. Но по свидетельским показаниям нельзя определять размер заработной платы. Поэтому мы просим принести косвенные документы, например, профсоюзный, партийный или комсомольский билет, где отмечен размер взносов, и по нему можно определить размер зарплаты.

- Я родилась 7 марта 1955 года и вышла на пенсию в положенный срок. Пенсию рассчитали, наверное, по последнему месту работы. Хоть у меня относительно неплохая пенсия, хотелось бы узнать одно: имеет ли значение, что в период с 1978 по 1987 годы моя зарплата в среднем составляла 220 рублей? Работала я в предприятии РМУ-2 УСиКРа в Альметьевске. Сегодня этого предприятия уже нет. Если в связи с этим пенсию можно увеличить, куда сделать запрос о сумме моей зарплаты и перерасчете пенсии? (Салимова Илюса М., Ново-Савиновский район)

- Мы еще раз проверили размер назначенной пенсии по этому конкретному случаю, подняли все документы и убедились, что при назначении пенсии учтен максимальный размер зарплаты с ограничительным коэффициентом 1.2, о котором я уже говорил ранее. Даже если мы рассмотрим другой период стажа, то ограничение 1.2 все равно останется.

«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОТСТАЕТ ОТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

- По итогам работы за 2011 год отделение пенсионного фонда России по Республике Татарстан признано лучшим. По каким основным параметрам татарстанское отделение опережает другие? Как это сказывается на населении?

- Основная наша задача – это повышение качества предоставления государственных услуг в части пенсионного обеспечения. И наше лидерство в Российской Федерации подтверждает, что наше отделение оказывает услуги достаточно качественно, своевременно и т.д. В первую очередь это достигается внедрением новых технологий.

Сегодня мы стремимся к тому, чтобы пенсионер не приходил в пенсионный фонд, а мог все вопросы решать из дома. Начинается все с того, что предприятие формирует и направляет в ПФР электронное выплатное дело своего работника, и будущему пенсионеру нужно будет прийти в отделение ПФР только один раз – принести заявление (по закону оформление пенсии носит заявительный характер), определить форму доставки и получить пенсионное удостоверение. То есть, если сегодня будущий пенсионер приходит к нам в среднем три - четыре раза, то с внедрением новых технологий человек будет приходить только один раз.

- Но кроме заявления нужно ведь еще принести кучу документов и справок?

- Не нужно будет ничего больше приносить, поскольку за него все направило предприятие, с которого человек уходит на пенсию. Но речь идет о тех людях, которые будут выходить на пенсию в ближайшем будущем. За полгода до наступления пенсионного возраста гражданин получит письмо из ПФР, где будут обозначены его трудовой стаж и размер пенсии. Если человек с размером пенсии будет не согласен, тогда ему нужно будет предоставить уточняющие документы, которые, на его взгляд, не учтены в органах пенсионного фонда.

И мы приглашаем человека посетить управление ПФР за месяц до наступления пенсионного возраста. Через 10 дней после наступления пенсионного возраста человек получит пенсию по выбранной им форме доставки. Это – идеальная схема работы, к которой мы стремимся.

- Когда эта схема заработает?

- Уже сегодня в тестовом режиме она работает с теми, кто уходит на пенсию с крупных предприятий – КАМАЗ, Казаньоргсинтез, Нижнекамскнефтехим и т.п., с которыми у нас уже налажен электронный документооборот. А к 2015 году мы планируем наладить электронную связь со всеми предприятиями и компаниями.

Хотя уже сегодня с 99,9 процентами предприятий мы взаимодействуем в электронном режиме. Единственная проблема – индивидуальные предприниматели, но и им мы пошли навстречу – сами формируем за них пенсионную отчетность и направляем им требование для оплаты. Но если частный предприниматель достиг пенсионного возраста, по закону он сам должен подать нам заявление.

2.jpg
«У нас действуют мобильные офисы, которые по графику посещают самые отдаленные деревни, и гражданам не надо лишний раз ездить в райцентр. Наша услуга помогла сэкономить гражданам до 6 миллионов рублей в год»

Причем в рамках эксперимента у нас заключены соглашения со всеми кредитными учреждениями и негосударственными пенсионными фондами на прием этих заявлений от граждан, а они нам в электронном виде пересылают их. Эту технологию мы тоже пытаемся внедрить, но, к сожалению, законодательство отстает от возможностей современных технологий.

- Какие еще технологии у вас применяются?

- Кроме того, у нас действуют мобильные офисы, которые по графику посещают самые отдаленные деревни, и гражданам не надо лишний раз ездить в райцентр. Мы подсчитали, что эта наша услуга помогла сэкономить гражданам до 6 миллионов рублей в год.

У нас сегодня также налажена электронная связь по предоставлению информации в случае выплат по потере кормильца. А раньше студент или учащийся должен был ежегодно предоставлять соответствующие справки.

Наша задача – исключить визит гражданина в органы пенсионного фонда. Решение вопроса не должно зависеть от чиновника. На протяжении последних пяти лет наше отделение ПФР является лидером по внедрению подобных технологий.

«ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАМ ЗА КОММЕНТАРИЯМИ!»

- Как вы относитесь к спорту? Если положительно, то каким видом увлекаетесь? (Валера Шепелев).

- После работы по два раза в неделю – волейбол и хоккей, по одному разу – настольный теннис и бадминтон. В отделении ПФР есть волейбольная команда, и я принимаю в ней активное участие. А вообще у нас есть волейбольная, хоккейная, футбольная команды, команда по настольному теннису. Навстречу Универсиаде-2013 мы проводим собственные спартакиады. Более того, ПФР ежегодно проводит спартакиады, и наше отделение занимает в них призовые места.

У нас есть социальный проект для людей пенсионного возраста – мы привлекаем их к занятию спортом, и состоялась уже вторая спартакиада, участниками которой стали 6 тысяч пенсионеров.

- Читаете ли вы газету «БИЗНЕС Online»? Ваши впечатления и пожелания?

- Газету читаю ежедневно, в ней много актуальной информации для меня. За последние два года, считаю, газета «БИЗНЕС Online» приобрела свое лицо, возрос профессионализм ваших журналистов.

Мое пожелание вам – обращайтесь к нам за комментариями! Мы готовы по своим темам оперативно ответить на все ваши вопросы.

- Марсель Мукатдисович, спасибо за полезный разговор. Успехов вам!

Марсель Имамов, ПФР: «Повысить пенсионный возраст – это только сказать легко». Часть 1-ая

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.09.2012 08:37

    "Грабительские" тарифы не из за размера а из за крайней непрозрачности расходования средств Пенсионного Фонда! Вот, к примеру, в Челнах купили здание оф. центра в 7 к-се более чем за 300 млн.р. Целесообразность покупки и главное то, что эти средства не были утверждены в бюджете ПФ нормальным образом, возмутили граждан. Получается, по прихоти чиновников, средства граждан, перечисленные для пенсий, произвольным образом тратятся на дорогие покупки. Здание в 32 к-се осталось под ПФ но только полупустым, а кол-во мест и работников в зд. 7 к-са, обслуживающих ИП и юр.лиц, не увеличилось! А нам все время твердят про дефицитность бюджета ПФ! Когда люди не верят, что средства, направленные в ПФ, дойдут до адресата, они перестают платить. Или платят минимум, как сейчас, когда средняя з/п, с которой перечисляют взносы в ПФ составляет 5-6 т.р. в месяц.

    • Анонимно
      20.09.2012 12:00

      сегодня все 100% страховых взносов в пф идут исключительно на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам (ФЗ) и подлежат персонифицированному учету на счетах конкретного гражданина (ежегодные письма счастья ) для формирования его будущих прав на государственную пенсию и сам гражданин может контролировать сумму поступлений...

      • Анонимно
        20.09.2012 13:09

        Это такое чувство юмора? Не надо путать персонифицируемый учет и реальные денежные средства, проходящие через счета ПФ. Вот большинство считает, что накопительная часть пенсионных в ВЭБе - это живые деньги, и только знающие - что в "надежных ценных бумагах США", что в одну минуту могут превратиться в пустые долговые бумажки (а чтобы такого недопустить, США обеспечили невозможность вывода этих средств).

        • Анонимно
          20.09.2012 14:38

          с 2002 года в России введен ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ учет всех поступлений в бюджет пфр.. и сегодня в ВЭБе средства находятся в виде реальных денег (возьмите пример кредита на стр-во дорог 30 млрд) а на "бумажки" очень сложно что либо построить тем более доходность в США 2-3 % годовых а не 5,38 которые декларирует ВЭБ..откуда разница то? думайте

      • Анонимно
        20.09.2012 13:19

        "Письма счастья" - это всего лишь БУМАЖКА! и не более того! Эту бумажку на хлеб не намажешь!

        • Анонимно
          20.09.2012 14:52

          Эта бумажка позволяет вам принять единственное правильно решение касательно инвестирования в своей будущую пенсию

          • Анонимно
            20.09.2012 15:23

            Ну не смешите мои тапочки своими высказываниями! Какой будущей пенсии? Когда эта пенсия наступит? За последние 10 лет прошло ТРИ пенсионных реформы! И это не конец! думаю, что в ближайшие 10 лет (а мне именно столько до пенсии тянуть) будет ещё реформ 3-5. Так что здесь игра в одни ворота! У меня есть очень большой шанс просто НЕ ДОЖИТЬ до пенсии! А с этими бумажками, "письмами счастья", наследникам останется только в туалет сходить!

  • Анонимно
    20.09.2012 13:32

    я считаю в россии нужно тоже сделать потолок пенсии для работающих. может у кого-то тогда смысла не будет работать. уж достиг чел своего предела, ну дай другим работать, получай пенсию и сиди себе дома, на даче, с внуками... пользы больше будет, а то тут жалуются после 45 лет невозможно найти работу...

    • Анонимно
      21.09.2012 00:26

      Желаю Вам прожить на 7000 в месяц. Желаю Вам испытать труд санитарки лично на себе и получить за него еще 7000 в месяц. Всего - 14.000. Как Вам такой доход?)

  • Анонимно
    20.09.2012 16:53

    "- А как это решается в других странах?- Там взносы 60 процентов. А государство им возмещает только 40 процентов."Например в Германии работник и работодатель в сумме отчисляют в пенсионный фонд 19,4% ФОТ в равном проценте, т.е. по 9,7% от ФОТ (сайт ПФ РФ).Примерно такие же отчисления в США, но в развитых странах многоуровневые пенсионные системы,которые включают дополнительные пенсии, коэффициенты возмещения 50 - 60% (Германия, Франция, Швеция), в Италии за последние 5 лет 80%.Но с такой слабой экономикой, как в России, таких показателей достичь невозможно, поэтому дефицит бюджета, как покрывался, так и будет покрываться из гос.казны, если цены на природные ресурсы позволят.

  • Анонимно
    21.09.2012 12:14

    Читаю данного господина и поражаюсь его государственными речами. Ну, что "страшно далеки они от народа" - это истина. Не буду рассуждать о его копировании речей пенсионных чиновников России - это для нас принято. Пока кто-то не озвучит, мы не осмелимся на свое мнение, но чиновник - лицо госуларственное, какое уж тут свое мнение). Многое мне "понравилось" в пенсионной стратегии, но задело то, что дальше своего носа они (создатели стратегии) не видят. Особенно хорош абзац, где г-н Имамов рассуждает о том, что пенсионеры Запада путешествуют по миру, потому что накопили пенсию. Г-н Имамов, а Вы что, не в курсе, что подавляющее большинство нынешних пенсионеров выросли и состарились при советской власти, где никаких накоплений не могло быть и в помине? Вы что, не в курсе, г-н Имамов, предлагая так называемый пенсионный потолок для работающих пенсионеров, вы лишаете их возможности не только путешествовать, но и, элементарно, жить, не стесяняясь своих старых потрепанных пальто, стертых "прощай молодость". Вы что, не в курсе того, что пенсия учителя в лучшем случае 8000 рублей? Прибавьте к ним Ваш потолок в 3 тысячи - сколько получится? Правильно - 11 тысяч) Какие уж тут путешествия в заморские страны, быть бы живу на эти гроши. И Вы знаете, что никуда не денутся - будут работать за ваш мизерный потолок и считать каждую копейку, чтобы хватило на элементарный хлеб. В этом - цинизм государства. Плати меньше - работать-то все равно будут.) И все ваши рассуждения о том, что заработанную плату надо поднимать - тоже чистый воды блеф. Заработанная плата поднимается у нас на гроши, а коммунальные услуги и тепло растут на сотни. Вы, по всей вероятности, и этого не знаете?

  • Анонимно
    8.02.2013 16:41

    Где взять справку о зарплате ,если архивы В Грозном сгорели? Это беда многих людей ,и их никто не слышит.Люди проработали,имеют стаж,и приходится оформлять минималку из-за того что не могут взять справку о зарплате.Не у всех сохранились профсоюзные или комсомольские билеты.Хоть кто-нибудь нас услышит и поможет.,или мы должны доживать старость за чертой бедности? Помогите бывшим Грозненцам,которые не по своей воле остались ни с чем.А теперь еще и с пенсиями нас наказывают. Это просто крик души.Отнеситесь с уважением к нашей старости,от кого это зависит.И Вам будут благодарны тысячи людей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль