Строительство и недвижимость 
23.11.2012

За перевозку цемента Татарстан в год переплачивает 1 млрд. рублей

333.jpg
Потребление цемента в РТ приблизится к 2,2 млн. тонн. В связи с этим на конференции активно обсуждалась идея создания собственных производств

КОГДА «ХЛЕБ» ИДЕТ НА СПОРТИВНЫЕ ЗРЕЛИЩА

Вчера в Казани в отеле «Джузеппе» завершилась двухдневная конференция «Цементный рынок регионов, испытывающих дефицит цемента на примере Татарстана. Перспективы развития и возможности создания собственных производств». Среди участников помимо чиновников из минстроя РТ и казанских строителей оказались и гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Таганрога.

Отметим, что цементная тема достаточно актуальна для Татарстана, который не обладает крупным месторождением сырья для строительства завода-миллионника, но является крупным потребителем «хлеба строительства». В этом году, по прогнозам экспертов, потребление цемента в РТ приблизится к 2,2 млн. тонн. В связи с этим активно обсуждалась идея создания мини-заводов. Об активном обсуждении этой темы, которое развернулось летом 2009 года на заседании научно-технического совета минстроя РТ, писала газета «БИЗНЕС Online».

В этом году конференция началась с краткой справки о состоянии цементной промышленности и потребления в России и Татарстане. Докладывал Юрий Ерокин - директор ООО «РуЦЕМ.РУ» и организатор научной встречи. По его оценкам, потребление цемента в России в этом году составит 64 млн. т, из которых почти 4 млн. т будет импортная продукция. При этом основным средством доставки сухих смесей в нашу страну является железнодорожный транспорт (70% от всей логистики), а остальное - автотранспорт. По словам Ерокина, именно в этом и заключается узкое горлышко для цементного рынка России. Он вспомнил лето 2007 года, когда в стране было две марки цемента – «цемент есть» и «цемента нет». Тогда же цены на «хлеб строительства» достигали 6 тыс. рублей за тонну. Напомнил специалист и о сезонности. По его словам, зимой отмечается избыток подвижного состава, а летом - его дефицит. К этим проблемам в России добавляется и выбывание локомотивного состава.

БЕЗ КРИЗИСА ПОСТАВИМ РЕКОРДЫ

«Татарстан по нашим прогнозам к 2020 году увеличит потребление цемента с нынешних 2 млн. до 4 млн. тонн. Все это без учета кризисного сценария. Отсюда могут возникнуть транспортные проблемы с его доставкой. Поэтому для Татарстана нужны мощности по производству 1 - 1,5 млн. т цемента. Республика тогда сможет даже экспортировать цемент за пределы региона», - оптимистично заявил Ерокин. Приглашенный специалист из минстроя Оксана Модина добавила к этому, что сегодня 60 - 70% поставок цемента в Татарстан приходится на трех производителей: "Евроцемент", "Мордовцемент" и "Вольскцемент". Среди положительных моментов представитель минстроя РТ отметила построенные в Казани цементные терминалы. Это «Цеммаркет», дилер «Мордовцемента» на 5 тыс. т, и ЗСК «Булгар» (входит в ГК ФОН, которое ранее планировало строить собственное помольное производство цементного клинкера, но, как выяснилось на конференции, производители цемента не заинтересованы в появлении таких полупроизводств) на 3 тыс. тонн. Также начались работы по строительству терминала на 5 тыс. т компании «Вольскцемент».

В завершение своего выступления Модина призвала представителей цементных заводов подключиться и сделать свои предложения по разрабатываемой министерством системе централизованных закупок для нужд государственных строек.

С тезисом, что нужно создавать в Татарстане свое цементное производство, согласились не все. Так, Владимир Гузь - управляющий партнер консалтинговой компании «СМ Про», для начала посоветовал провести анализ реализованных и готовящихся к запуску проектов. «Поволжский регион – это профицитный регион с точки зрения цемента. Здесь представлены такие крупные предприятия как "Мордовцемент", "Ульяновскцемент", "Вольскцемент", "Южно-уральская горно-перерабатывающая компания", "Строительные материалы" (Башкортостан). Рынок достаточно конкурентный, запускаются новые производства. Так, в 2014 году в Пензе должен быть запущен завод «Азия-цемент», планирует запуск второй очереди оренбургского предприятие (ЮУГПК), намерен расширяться "Вольскцемент", - предупредил эксперт. - В то же время прогнозируется (без учета кризисных сценариев), что в России потребление цемента к 2020 году вырастет до 90 - 120 млн. т в год. Впрочем, к 2017 году может быть сформирован временный дефицит цемента, но в случае повышения импорта он будет нивелирован».

666.jpg
По словам Юрия Ерокина, именно в логистике заключается узкое горлышко для цементного рынка России

5 МЛРД. НА ЗАВОД

Далее аналитик отметил, что сегодня традиционный советский «мокрый» способ производства цемента в краткосрочной перспективе не уступает по экономике сухому. «Сухой способ производства экономичнее «мокрого» из-за кредитной нагрузки только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При себестоимости цемента в 1,5 тыс. рублей для того, чтобы погашать тело кредита и проценты, добавочная стоимость должна быть на уровне 2 тыс. рублей. С учетом доставки и прочих расходов цена у потребителя 4 - 4,5 тыс. рублей. То есть на начальном этапе сухой способ не генерирует достаточный денежный поток», - рассказал Гузь.

Говоря о перспективах создания цементных мини-заводов (100 - 300 тыс. т в год), гость рассказал о своем опыте сопровождения подобного проекта в Нижегородской области. По его оценкам, при запуске подобного производства нужно ориентироваться на 5 млрд. рублей инвестиций. В то время как некоторые его коллеги говорили о том, что себестоимость мощностей на тонну выпуска продукции оценивается в $280 - 300.

Среди плюсов создания собственных цементных производств Гузь назвал экономию на логистике. За перевозку и перевалку цемента Татарстан в год переплачивает 1 млрд. рублей, а по оценке Ерокина цифра еще выше – 1 - 1,5 млрд. рублей.

222.jpg
В жаркой дискуссии участники сошлись во мнении, что сырьевые и материальные возможности позволяют создать в РТ цементный мини-завод, но ключевая роль в этом вопросе принадлежит политическому решению

В ходе дискуссий активно озвучивалась идея по переработке так называемого дефиката (смесь известкового молока и грунта, получаемая в результате переработки сахарной свеклы). В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Лев Бернштейн - руководитель НИЦ «Гипроцемент-Наука» - отметил, что при ежегодном получении в Татарстане 100 - 120 тыс. т дефиката, в республике должны образоваться отвалы, которых может быть достаточно для строительства цементного завода. Другой гость из Москвы напомнил, что именно добавки в цемент могут стать перспективным направлением. «Если в России объем добавок в цемент составляет 8,3%, то в Китае этот показатель равен 38,6%», - добавил Ерокин.

БЫЛА БЫ ВОЛЯ

Он также высказался в поддержку заводов-малышей, отметив, что в Китае работает 3 тыс. малых цементных производств, выпускающих 600 млн. т продукции. Владимир Жарко - технический директор «СМ Про», заявил, что сегодня есть три технологии для строительства мини-заводов: «сухой» способ - $312/т, с печами энергит - $254/т и завод с отечественным оборудованием на «мокром» способе - $265/т. «Целесообразно все-таки строить завод не на 10 тысяч тонн в год, а на 300 - 400 тысяч тонн», - пояснил Жарков.

В ходе дискуссии гости из Москвы доказывали, что даже при таких ценах, при цене перевалки и транспортировки цемента, которые тратит Татарстан в год – 1 млрд. рублей, подобное производство окупится через 3 - 5 лет.

Порцией холодного душа для участников диспута стало выступление Равиля Садыкова - замдиректора ЦНИИгеолнеруд. Он подтвердил, что в Татарстане есть 114 карбонатных месторождений, которые теоретически могут быть использованы для разработки. Но оказалось, что одно из крупнейших месторождений сейчас находится в курортной зоне Бакирово, а второе было отдано под нужды нефтедобычи и размещение коммуникаций, трубопроводов. «Единственное крупное месторождение – это Татарская Бездна в Дрожжановском районе РТ, но там огромное количество собственников, с которыми нельзя прийти к общему знаменателю», - пояснил Садыков. Также он упомянул о неудачных попытках Татарстана покупки месторождения в Марий Эл и несостоявшемся альянсе со структурами экс-мэра Москвы Юрия Лужкова по выходу в Кировскую область.

111.jpg

Но тут в разговор вмешался директор «Татцемсервиса» Эдуард Давлетшин, который констатировал, что у месторождения в Дрожжаном всего один собственник – это район, но почему-то, несмотря на подписанные предварительные договоренности, проект за два года так и не продвинулся. «Все говорят о том, что нет финансирования», - признался Давлетшин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online. В итоге жаркой дискуссии стороны сошлись во мнении, что сырьевые и материальные возможности позволяют создать в Татарстане цементный мини-завод, но ключевая роль в этом вопросе принадлежит политическому решению.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.11.2012 09:01

    а кто экономить-то будет? собственники с целью выхода на окупаемость?сомневаюсь, что цемент татарстанского производства будет стоить дешевле привозного, даже после того как проект окупится.

  • Анонимно
    23.11.2012 09:12

    А у нас куда не плюнь - везде переплачивают, ибо откаты и коррупция

  • Анонимно
    23.11.2012 10:37

    Дрожжановский район рядом с Ульяновском. Стоимость перевозок дешевле не станет.

  • Анонимно
    23.11.2012 11:20

    Мы не только цемент возим, но и металл и другие строительные материалы.В магазинах Метро-строй и других все товары завозные, начиная от гвоздя кончая материалами для покрытия крыши.Цемент должны выпускать там, где есть сырье и там дешевле будет.А товары повседневного спроса в магазинах- 80% Китайские, тоже завозим.Кроме того не Татарстан(правительство) оплачивает цемент,а за счет заказчика и потребителя оплачивается. Так что, неправильно поднимают вопрос, надо завести, а что выгодно выпускать у себя на собственных рессурсах, надо производить у себя.

  • Анонимно
    23.11.2012 11:43

    бетон у нас возят из Нижнекамска, а свои ЖБИ простаивают(

    • Анонимно
      23.11.2012 13:54

      ах, какие строители глупые - наверно им нравится переплачивать...

  • Анонимно
    23.11.2012 13:41

    А где участие АИРа???

  • Анонимно
    23.11.2012 14:34

    "сомневаюсь, что цемент татарстанского производства будет стоить дешевле привозного" - Вы слышали такое слово - конкуренция? А то что прибыль останется у местного производителя, то что налоги будут платиться в Татарстане, то что появятся дополнительные рабочие места, возможно утилизация отходов и прочие плюсы?И наконец то что на одного работника цемзавода - 3-5 сопровождающих рабочих места - ремонт, перевозка, бизнес?

    • Анонимно
      23.11.2012 15:15

      Надо начинать делать тогда грузовые самолеты цементовозы1. Лучше нас их не сделают,и в Ульяновск и Саранск будем возить.

      • Анонимно
        23.11.2012 17:06

        В Казани есть уже цементный завод и он лучший и самый дешевый в Казани! И эта фирма делает лучший и качественный и поэтому самый дешевый товарный бетон в Казани и все без всякого пиара и выпрашивания денег!

        • Анонимно
          23.11.2012 17:19

          Да и мы скоро начнем строить еще один цемзавод в 5 раз крупнее и завалим татарстан цементом!

        • Анонимно
          23.11.2012 18:08

          А как они называются ,подскажите?

          • Анонимно
            23.11.2012 19:13

            Их весь город знает! ЖБИ Ресурс плюс!Они еще добавки в бетон делают для экономии цемента!

        • Анонимно
          25.11.2012 20:20

          Вы вообще представление имеете что такое цемзавод полного цикла? Наверняка нет, разбавить цемент добавками - это не полное производство. Одна лаборатория для контроля качества от 1 млн. у.е. Живопырки вообще опасны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль