IT 
27.11.2012

«Мы планируем к 2016 году перевести 90 процентов услуг в электронный вид»

4.jpg
Роман Шайхутдинов: «Инновации должны быть не для пиара или удовлетворения сиюминутных потребностей, а должны носить системный долгосрочный характер»

ТРАДИЦИОННАЯ ТЕЛЕФОНИЯ ТЕРЯЕТ АБОНЕНТОВ В ГОРОДАХ ТАТАРСТАНА

- Роман Александрович, что сегодня происходит со стационарной телефонной связью в республике?

- С начала 2012 года операторы фиксированной связи подключили более 28 тысяч телефонов, что на три тысячи меньше аналогичного периода прошлого года. Отток с начала года составил 43,4 тысячи телефонов.

Возможно, что отток от традиционной телефонии в городах незначительно, но уже начинает превышать приток. Но стоит сказать, что в России, видимо, достигнута некая нулевая отметка, потому что в нашей стране голос в сотовых сетях растет на один процент в год. Это означает, что достигнут некий пик, дальше которого рост замедляется. Как человек говорил примерно два часа в сутки, так и будет говорить, если даже ему пятую трубку дать… Но отказ от телефонии происходит, скорее, в пользу передачи данных для интернета, ведь раньше у многих телефон использовался как модемное соединение, коммутируемое для доступа в интернет.

Технологии меняются, но голос никогда не уйдет, и проводной голос в том числе. Что может произойти? Произойдет примерно то, что происходит в Европе, когда абонент будет платить некоторую фиксированную сумму – так называемый «пакетный тариф». То есть будет платить фиксированную сумму, например, 750 рублей, при этом имея неограниченное количество интернет-сессий, кабельное телевидение и голос. Уверен, что будущее – за прямыми пакетными продажами.

- Считаете, что проводная телефония не исчезнет?

- Не будет такого понятия как телефония, а будет понятие покупки некого информационного пакета – с картинкой, звуком и интернетом. Провода никогда не пропадут, так же как не исчезли печатные издания.

«ПОДВЕСЫ НАДО УБИРАТЬ – ЭТО ОДНОЗНАЧНО»

- Кстати, о проводах: в Казани начали борьбу с так называемой «лапшой» - подвесными проводами. Но летом вмешалась антимонопольная служба и заставила отменить распоряжение правительства. Как изменилась ситуация?

- Ситуация не изменилась, и позиция республики – подвесы нужно убирать, потому что это не только не красиво, но и опасно и не технологично.

- Понимание с операторами связи есть? Управляющие компании перестали рубить по ночам, как это было летом?

- Управляющие компании рубить провода перестали. Но позиция не поменялась. Для того чтобы понять, что произошло летом, нужно прочитать текст распоряжения кабмина РТ 1159-Р, который был отменен. В нем говорилось о предельном сроке для того, чтобы убрать все подвесы. В этой части мы свою позицию скорректировали, но подвесы надо убирать – это однозначно. Примерно 80 процентов всех подвесов приходятся сегодня на ЗАО «Эр-Телеком Холдинг», ОАО «ТВТ «ТРК», ОАО «Вымпелком».

И на самом деле есть некоторая несправедливость в том, что кто-то из операторов строит канализацию, инвестируя в это огромные средства, но держит тарифы такими же, как у того, где инфраструктура примерно в десятки раз дешевле из-за подвесов.

- Какие пути решения конфликта сейчас есть?

- Необходимость ликвидации подвесов продиктована правилами благоустройства муниципальных образований, принятых советами народных депутатов. Если у оператора есть линии связи, размещенные с нарушением правил благоустройства, то он должен их убрать.

- Сколько процентов проводов уже убрано и сколько осталось?

- Убраны 18,3 процента от общего количества подвесных линий связи. Но при этом все операторы занимают конструктивную позицию. Мы, конечно, понимаем, что убрать все подвесы - это не дешевая работа. Зато нового уже никто не строит, и это уже хорошо. Очень важно, чтобы лицо города выглядело достойно, тем более у Казани, которая будет принимать Универсиаду. В первую очередь провода надо было убрать с домов вдоль дорог, где будут пролегать маршруты Универсиады. И операторы это сделали, а это 256 домов. Заметьте, убираются провода, только соответствующие определенным критериям (пересекающие дороги и т.п.).

1.jpg
«Убраны 18,3 процента от общего количества подвесных линий связи»

«ТАРИФЫ НА УСЛУГИ СВЯЗИ МОГЛИ БЫ БЫТЬ И НИЖЕ»

- Будет ли приватизация "Таттелекома"? Слухи ходят…

- У меня такой информации нет. Если смотреть на мировой экономический процесс, то консолидация на рынке - это процесс постоянный. Примеры в Татарстане, "Ростелеком" приобрел оператора "Телесет" в 2010 году, МТС в 2011 году купил ТВТ. Однако продажа "Таттелекома" была бы неправильной на данном историческом этапе.

- Вы удовлетворены степенью конкуренции и тарифами среди провайдеров интернета?

- Степень конкуренции между фиксированными операторами в городах Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск и Зеленодольск является достаточной для существования потребительского саморегулируемого рынка, чего нельзя сказать о других городах и районах республики.

Мы сталкиваемся также не только с конкуренцией между операторами проводной связи, но и с конкуренцией между технологиями проводного и беспроводного доступа. В настоящее время на российском рынке, а Татарстан - не исключение, происходят революционные изменения, когда меняется парадигма потребления услуг доступа в интернет, а виды и объем трафика определяются типом мобильного устройства. Мы наблюдаем миграцию от операторов фиксированной связи к операторам мобильной связи. Конкуренция идет за время пользователя, которое он проводит во всемирной паутине, и в этой конкуренции теперь все более активно участвуют мобильные операторы. Однако тарифы последних могли бы быть и ниже, так же как и тарифы операторов фиксированной связи.

Тарифы на услуги передачи данных проводных операторов могли быть ниже, но, поставив себя на место акционера, можно понять, что происходит. Многие думают, что проводные операторы, каждый год поднимая тарифы на услуги голосовой связи, извлекают супер-прибыли, но на самом деле оператор закрывает выпадающие доходы, которые связаны с оттоком абонентов. По действующей модели оказания услуг у оператора не так много источников выручки – это интернет, кабельное телевидение и голосовые услуги, которые подразделяются на местную, междугороднюю и внутризоновую связь. Причем доходы от местной и внутризоновой связи падают, потому что редко кто сегодня дома пользуется проводной связью.

3.jpg
«Ведем переговоры о том, чтобы «Почта России» организовать в республике межрегиональный автоматизированный сервисный центр сортировки почтовых сообщений. Ориентировочная стоимость - 1,5 миллиарда рублей»

«ЗАРПЛАТА СОТРУДНИКОВ ПОЧТЫ 8 - 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

- Какие планы с почтой России? (Константин)

- Мы ведем переговоры с федеральным центром о том, чтобы с ФГУП «Почта России» организовать в республике межрегиональный автоматизированный сервисный центр сортировки почтовых сообщений, в том числе международных. Для этого требуется определенный уровень компетенции и развития инфраструктуры. Это 400 рабочих мест, а сегодняшний центр сортировки почты - 200 мест. В зону прямого обслуживания нового центра будут входить республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, население которых составляет порядка 6,7 миллиона человек.

Срок строительства - два года. Ориентировочная стоимость строительства и проектных работ 1,5 миллиарда рублей. Сейчас ведутся работы, связанные с межеванием, уточнением границ и постановкой на кадастровый учет земельного участка площадью 6,47 га на трассе М7.

Планируется открытие отделения почтовой связи в жилом комплексе «Деревня Универсиады». УФПС «Татарстан почтасы», филиал ФГУП «Почта России» давно готова к предоставлению услуг, но проблема есть в том, что необходимо окончательное согласие учредителя КФУ – министерства образования и науки Российской Федерации.

- А как планируете улучшить качество почтового обслуживания?

- Действующая на территории республики почтовая сеть принадлежит ФГУП «Почта России». Все говорят о необходимости повышения качества обслуживания почты, но надо понимать, что зарплата сотрудников почты в среднем 8 - 10 тысяч рублей. Тем не менее министерство, рассматривая обращения граждан на некачественно оказанные услуги, проводит активные консультации по повышению качества обслуживания населения.

- Какой средний уровень зарплаты в министерстве информатизации связи РТ? (Наталья Лакомкина)

- От 10 до 30 тысяч рублей со всеми доплатами за выслугу. 30 тысяч – у заместителей министра. Примерно раз в год бывает премия.

ЧЕРЕЗ «НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ» ПОСТУПИЛИ 4,8 ТЫС. ЗАЯВЛЕНИЙ

- Часто ли вас сравнивают с предыдущим министром Никифоровым? (Римма Бикмухаметова)

- Наверное, сравнивают! Это свойственно людям.

- Часто общаетесь с ним?

- Бывает общение по рабочим вопросам как с профильным министром. Николай Никифоров, уходя, оставил большое хозяйство, мощную инфраструктурную базу, которую мы будем развивать дальше. Например, буквально перед уходом Николая Анатольевича заработала система «Народный контроль». Важно, что люди получили возможность не только высказать свои претензии и пожелания, но и присоединиться к этим высказываниям. Это принципиально отличающаяся система от привычной работы с обращениями граждан, когда человек, отправив обращение, через 30 дней получает ответ.

В системе «Народный контроль» люди могут поднять рейтинг заявки, прокомментировав ее, получить фотоотчет и ответ официальных лиц. Более того, мы будем просить указывать имя-отчество и должность человека, подписавшего ответ. Сегодня положительное решение в системе получили более 30 процентов заявок.

- Какова статистика «Народного контроля»?

- С запуска системы в апреле 2012 года поступили чуть более 4,8 тысячи уведомлений граждан.

- Так мало?! Надо раскручивать проект, пиарить положительной работой.

- Система ушла в «автономное плавание» - в технократичную эксплуатацию, когда основной пиар – это реальные дела, количество положительно решенных вопросов.

Проведенная органами власти работа – лучший метод популяризации системы. Понимая, что «Народный контроль» позволяет решать проблемы, граждане все больше пользуются системой. Так, по категории «Свалки», модератором которой является министерство экологии и природных ресурсов РТ, из 299 поступивших обращений решение принято по 260. Причем граждане видят качественную работу и положительно оценивают данное министерство (общая оценка +1443).

Есть, конечно, и негативные отзывы. Не всегда вопрос можно решить так быстро, как бы нам хотелось. Иногда требуется выделение дополнительного финансирования. Порой ответственность за решение вопроса лежит не на ведомстве, а на хозяйствующем субъекте, когда люди жалуются, например, на некачественную связь или просят установить ограждения во дворе. В данном случае ведомства, курирующие категорию, могут лишь рекомендовать.

Наиболее популярными категориями остаются «Состояние дорог», «Благоустройство территории» и «Организация дорожного движения». Несмотря на то, что данные направления всегда являлись трудно решаемыми в нашей стране, «Народный контроль» позволит в первую очередь адресно устранить наиболее актуальные заявления, и без внимания не останется ни одно уведомление.

6.jpg
«С 2006 года в Татарстане работает система электронного документооборота, к которой подключены 34 тысячи пользователей - государственных и муниципальных служащих, сотрудников коммерческих организаций»

- В системе «Народный контроль» сейчас процветают отписки чиновников вместо решения реальных проблем. Планируется ли использовать электронные услуги, чтобы выявлять реальную эффективность ведомств, отделов? (Тимур Ямашев)

- Надо понимать, что бывают и такие обращения, когда ветхий дом стоит в программе капитального ремонта на 2013 - 2014 годы, и прямо сейчас его не отремонтируешь… Минсвязи ответы не контролирует, кроме тех, которые относятся к нашей компетенции – качеству связи. Все 19 министерств являются ответственными за ответы.

«В ПЕРСПЕКТИВЕ – СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО НОТАРИАТА»

- Летом этого года в процессе общения с Никифоровым пришли к выводу, что при Иннополисе необходим аналог «Большое правительство». Когда данная структура будет создана, как туда будут набираться участники, какие у нее будут полномочия? Имеет ли домен открытый татарстан.рф к этому отношение? (Rashit Khayrullin)

- В Татарстане реализуется аналог "Большого Правительства" - "Открытый Татарстан". Проекты "Иннополис" и "Открытый Татарстан" не связаны друг с другом. Напомню, Татарстан вошел в список 17 пилотных площадок Российской Федерации, где будет внедряться модуль «Открытый регион».

Руководством Татарстана определены ключевые критерии открытости региона – это качество управления органов исполнительной власти и местного самоуправления, комфорт и безопасность граждан, инвестиционный климат и конкурентность бизнес-среды. Данные критерии легли в основу проекта «Открытый Татарстан». Первыми шагами на пути создания «Открытого Татарстана» стали внедрение системы электронного документооборота и создание сервиса «Народный контроль».

Для повышения эффективности управления с 2006 года в Татарстане работает система электронного документооборота, к которой подключены 34 тысячи пользователей - государственных и муниципальных служащих, сотрудников коммерческих организаций. В апреле 2012 года состоялся запуск государственной информационной системы «Народный контроль». Теперь свой вклад в улучшение благосостояния города, дорог, качества связи может внести любой желающий. Зарегистрировав «личный кабинет» на портале госуслуг, каждый может оставить сообщение о проблеме, прикрепить к нему фото или видеофайл и сделать отметку на карте. Особенность «Народного контроля» в том, что каждый житель республики может оценить работу министерств и муниципалитетов. В системе уже 4,4 тысячи уведомлений, которые были поддержаны 73 тысячами пользователей, и 25 тысяч оценок.

В дальнейшем Татарстан намерен внедрить механизм общественного контроля исполнения работ по государственным контрактам, электронные петиции для решения системных вопросов и публичную экспертизу законов и подзаконных актов.

В перспективе – создание электронного нотариата, электронной регистрации юрлиц и online-патентование.

- Разработана ли IT-стратегия развития РТ на краткосрочную и долгосрочную перспективу? Если да, где можно с ней ознакомиться? (Ильнур)

- Основополагающим отраслевым республиканским нормативным документом является Закон РТ от 13.11.2007 №58-ЗРТ «Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан», в котором определены приоритетные направления государственной политики в сфере информатизации, а также Закон РТ от 22.04.2011 №13-ЗРТ «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы».

Также постановлением правительства РТ от 16.09.2011 №771 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в РТ «Электронный Татарстан» (2011 - 2013 годы).

В целом работа осуществляется в рамках стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена президентом РФ 07.02.2008 №пр-212) и Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

«В КАЗАНИ СОЗДАНЫ 7 ОТКРЫТЫХ WI-FI ПЛОЩАДОК»

- Предыдущий министр инициировал множество интересных IT-решений по внедрению их в жизнь горожан. Но многие из них горожане и гости столицы так и не увидели: Wi-Fi развит слабо в парках и общественном транспорте, качество связи не на высоте, остановки общественного транспорта до сих пор не автоматизированы, провода линий связи растянуты до сих пор по всему городу, в Казанском Кремле до сих пор нет видео- и аудиогидов для туристов и т. д. Вы ведете себя достаточно закрыто и не объявляете о проектах и решениях. Вы больше министр-бюрократ или все-таки министр-инноватор? (Руслан)

- На вопрос о том, кто я - бюрократ или инноватор - отвечу, что инноватор, поскольку реализую самый большой инновационный проект "Иннополис" (смеется). А если серьезно, то инновации должны быть не для пиара или удовлетворения сиюминутных потребностей, а должны носить системный долгосрочный характер.

Бесплатный Wi-Fi в парках Казани есть. Сегодня в Казани созданы 7 отрытых Wi-Fi площадок: площадь у НКЦ, в речном порту, в парках имени Урицкого, Тысячелетия, Победы, Крылья Советов и на улице Сыртлановой.

Точки доступа к Wi-Fi внедряются в местах общего скопления студентов на территории всех вузов, строятся сети Wi-Fi в метрополитене, в парках и скверах. Сейчас формируется техническая возможность для организации Wi-Fi-зон в сквере на улице Мира и в парке «Черное озеро».

В адрес министерства за 9 месяцев 2012 года поступило 740 жалоб на качество связи. Операторы связи строят и вводят в эксплуатацию новые базовые станции. Для предоставления качественных и высокоскоротных услуг связи операторами связи проводятся работы по строительству ВОЛС на территории республики.

5.jpg
«На вопрос о том, кто я - бюрократ или инноватор - отвечу, что инноватор, поскольку реализую самый большой инновационный проект «Иннополис»

Также министерство совместно с операторами проводит работу по замене подвесных линий связи на подземные кабельные, о чем я уже говорил ранее.

- В Казани в части домов отсутствует техническая возможность подключения интернета со скоростью 100 Мбит. Вместе с этим ведется постоянное строительство новых провайдеров и модернизация старых. Нет ли у министерства связи РТ планов по подготовке административно-правовой площадки для инвесторов в части обслуживания внутридомовых сетей СПД и КТВ приведения их (и подъездов) в цивилизованный вид? (Марат)

- Вопросы обслуживания сетей входят в компетенцию управляющих компаний, товариществ собственников жилья и собственно жителей. Я согласен с тем, что количество трубостоек в некоторых домах велико, а метод прокладки сетей до квартиры от трубостоек не выдерживает никакой критики. Было бы логично застройщикам при строительстве домов предусматривать необходимый размер стояков для прокладки сетей и обеспечивать заранее «горизонтальную разводку» под штукатуркой, не нарушая внешний вид подъездов.

Этого сейчас не происходит. Горизонтальная разводка в подавляющем количестве городов осуществляется каким-либо одним из операторов по принципу «кто успел», поэтому каждый вновь приходящий оператор прокладывает дополнительные сети, что приводит к такому результату. В связи с этим министерством информатизации и связи РТ сформулированы предложения для учета в проектах предполагаемых к строительству домов.

- Как оказалось так, что на ул. Актайская, 1 нет конкуренции в подключении проводного интернета? (Альберт)

- Улица Актайская – это промышленная площадка Приволжского района Казани с невысотной и неплотной жилой застройкой до пяти этажей. Исторически так сложилось, что здесь работает один оператор. Другие не выходят, потому что не окупят своих затрат из-за недостаточного спроса со стороны потребителей.

- По поручению президента РТ Минниханова на совещании от 12.07.2010 года министерством были разработаны «Правила недискриминационного доступа операторов связи к существующей подземной и наземной инфраструктуре г. Казани» и были представлены на рассмотрение. Будут ли и, если будут, то когда эти судьбоносные правила утверждены и введены в действие? (RVA)

- Будут.

«БЕЗРАЗБОРНОЙ ЦЕНЗУРЫ» БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО

- Я согласен с тем, что необходимо контролировать интернет, особенно в плане доступа к нему детей. Как сделать так, чтобы и контроль осуществлялся и одновременно этот процесс не превратился в безразборную цензуру, подавляющую свободу слова? (Гарайшин)

- Понимаю ваше волнение по этому вопросу и согласен, что при оценке интернет-ресурса экспертами всегда присутствует человеческий фактор, но действующее законодательство (федеральный закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») довольно четко описывает признаки информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

В соответствии с законом, зарегистрированные в установленном порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации, а также граждане вправе осуществлять общественный контроль соблюдения требований упомянутого закона, что само по себе исключает введение «безразборной цензуры» и подавление свободы слова.

- Почему в «Электронном правительстве» «хромает» татарский язык? Не все министерские сайты, госведомства имеют татарский вариант сайта, если и имеют, то своевременно не обновляют. Дизайн «Электронного правительства» на русском языке давно поменяли, а татарский каким был, таким и остался... В «Электронном правительстве» нет места татарскому? (Римма Бикмухаметова)

- Мы ежемесячно проводим мониторинг новостей, которые появляются на татаро- и англоязычных версиях сайтов министерств и ведомств, входящих в состав правительства РТ, а также мониторинг татароязычных версий сайтов муниципальных образований.

Да, действительно «хромает» наполняемость некоторых сайтов на татарском языке. На эти факты обращается особое внимание, принимаются реальные меры по обеспечению качественного наполнения сайтов на татарском языке. Например, в качестве стимула есть номинация на лучший сайт на татарском языке в рамках ежегодного конкурса сайтов, входящих в состав официального портала Республики Татарстан. Какие сайты победят в этом году, станет известно на итоговой коллегии министерства информатизации и связи Республики Татарстан.

Что касается различий в дизайне, сейчас идет процесс объединения всех сайтов портала правительства в единую систему с обновленным дизайном. Исторически сложилось, что сайты создавались отдельно, и пока у некоторых из них разный дизайн.

2.jpg
«В адрес министерства за 9 месяцев 2012 года поступило 740 жалоб на качество связи»

«НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ БЫЛИ УСЛЫШАНЫ»

- Минсвязи России курирует СМИ. А ваше министерство?

- Нет такого юридического понятия как «курирует». Правильный термин – осуществление функций государственного управления. В России по отношению к СМИ их осуществляют надзорные и лицензирующие органы. Министерством информатизации и связи Татарстана такие полномочия не осуществляются, поскольку две выше перечисленные функции относятся к компетенции минкомсвязи.

- Когда ликвидировали "Татмедиа", ходили слухи, что эти функции передадут минсвязи РТ…

- Действительно, в августе этого года появился указ о ликвидации республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» и передачи части его функций нам, но этот указ был отменен. Наши рекомендации были услышаны, и сегодня к СМИ я имею отношение только как член правительства республики.

- Какие приоритеты вы определили для себя и для министерства?

- Приоритеты находятся в области создания электронных услуг населению и поддержки развития инноваций для реального сектора экономики. Мы планируем к 2016 году перевести 90 процентов услуг в электронный вид и реализовать проект "Иннополис". По сути, можно разделить на два направления – информатизация в области оказания услуг и взаимодействия органов госвласти с населением и развитие IT-индустрии.

- Когда вас пригласили на должность вице-премьера – министра связи РТ, это было для вас неожиданным?

- Да, было неожиданно.

- Вы успели почувствовать принципиальное отличие работы в бизнесе и на госслужбе?

- Как на Луне! (смеется). Но с точки зрения проектного управления, наверное, отличий нет. Просто здесь другие критерии эффективности, здесь задачи более масштабные и носят социально-значимый характер. От этого выше ответственность, и для меня, в частности, большая мотивация.

«БИЗНЕС ONLINE» ВСЕГДА ДОКАПЫВАЕТСЯ ДО ДЕТАЛЕЙ»

- Что вы думаете о газете «БИЗНЕС Online»?

- У вас есть своя ниша, и это, на мой взгляд, главное. Ваша ниша – это профессионально сделанный материал с глубоким проникновением. «БИЗНЕС Online» – квалифицированная площадка, что выделяет газету среди других. Вы всегда докапываетесь до деталей. Вот это правильно!

- Роман Александрович, спасибо вам за обстоятельный разговор. Со своей стороны мы готовы информационно сопровождать все ваши проекты.

Роман Шайхутдинов: «Особая экономическая зона – лишь шестая часть Иннополиса. Мы строим новый город». Часть 1-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • ПанАлекс
    27.11.2012 08:38

    По отчетам, услуги по приему документов на получение субсидий переведены в электронный вид, что позволяет гражданам не ходить за бумажными справками. Этот вопрос решен, так же как проблема очередей в д/с РТ.

  • Анонимно
    27.11.2012 09:36

    красиво говорит))

  • Анонимно
    27.11.2012 10:04

    У нас информатизация без четко поставленной цели. Конечно понятно что нужно сделать чтобы было удобней и быстрее получать госуслуги.А не задумывались что при этой самой информатизации можно снижать численность персонала госслужащих за счет автоматизации, а оставшимся начать платить нормальную зарплату?Если сравнить с автоматизацией производства на предприятии, то отпадает надобность содержать такие огромные штаты на совершенно неприемлемо-низком уровне поплаты за труд.Конечно у нас это скорее сравнимо не с автоматизацией, а с механизацией ручного труда, полумерами обходятся - вектор не тот.

    • Анонимно
      5.07.2017 08:31

      На счет зарплаты абсолютно согласен! Ну а численность то куда еще сокращать, огромное количество вновь вводимых информационных систем, кто их будет вести, зачастую информационная система вводится для дублирования работы...

  • Анонимно
    27.11.2012 14:27

    Обратите внимание - заместитель председателя правительства Респкблики офицально подтвердил что кабели связи режут управляющие компании

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже