Машиностроение 
26.12.2012

КАПО оказалось аутсайдером плана Путина

1.jpg

КАПО ЗАКАЖУТ ЧЕРТОВУ ДЮЖИНУ

Напомним, 4 октября на совещании в Ульяновске президент РФ Владимир Путин заявил, что консолидированный госзаказ на отечественные воздушные суда - «путевка в будущее» для авиазаводов, без него они не смогут развернуть серийное производство самолетов. Предполагается, что такой подход обеспечит эффективную загрузку предприятий, позволит им планировать долгосрочные программы развития, снизить издержки. «Мы обсуждаем технику гражданского и специального назначения, которая востребована как в минобороны, так и в МЧС, МВД, ФСБ», - уточнил тогда президент России и высказал надежду, что эти «громадные средства» принесут «кумулятивный системный эффект». Сообщалось, что речь шла о крупном госзаказе на Ту-204СМ, Ту-214, Ан-148, Sukhoi SuperJet.

Но, как выясняется, вполне реальная «путевка в будущее» ожидает лишь два предприятия – ульяновское ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Как сообщил источник газеты «Известия», в 2012 - 2020 годах российские федеральные структуры закупят 105 самолетов. На Воронеж приходится 57 (!) Ан-148 и 8 Ил-96-300 – 65 самолетов. Ульяновску закажут 13 Ту-204СМ, 4 Ту-204-300 и 5 Ил-476 – 22 борта. Про пятерку Sukhoi SuperJet, приходящуюся на ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение», особо говорить не будем, этот лайнер и без того в фаворитах российского правительства. А вот данные по ОАО «КАПО им. Горбунова» сильно разочаровали – заводу якобы закажут всего 13 Ту-214.

А ведь до сих пор казанский авиазавод был основным поставщиком самолетов для государственных нужд. В 2002 - 2012 годах главному заказчику казанцев - специальному летному отряду «Россия» управления делами президента РФ (УДП) – было поставлено 9 Ту-214 разных модификаций. Сегодня в процессе испытаний находится Ту-214 «салон». В ноябре УДП заказало КАПО еще три Ту-214СР. Также в процессе исполнения – четыре долгостроя для министерства обороны РФ – два Ту-214ОН (программа легальной разведки «Открытое небо») и два Ту-214Р (разведчик). Еще узел связи делается для ФСБ. Всего – 17 бортов.

Для сравнения: на Воронежском авиазаводе для УДП построили Ил-96-300, в процессе постройки - два Ил-96-300ПУ и два Ан-148-100ЕА. Из Ульяновска было поставлено всего два Ту-204-300, и на 2014 год запланировано финансирование в 940 млн. рублей на строительство еще одного. Всего – 8 самолетов.

И вдруг - такой поворот.

ШТУЧНЫЙ ТОВАР КАЗАНИ НЕ ПОМОЖЕТ

С точки зрения конкуренции между Казанью и Ульяновском обращает на себя внимание заказ сразу большого количества еще только проходящего сертификацию Ту-204СМ. Не так давно директор Ульяновского филиала КБ ОАО «Туполев» Станислав Рыжаков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что перспективы проекта Ту-204СМ пока «средненькие». В основном это замена большого парка самолетов, которые эксплуатируются в спецотрядах России. При этом Рыжаков подчеркнул, что Ту-204СМ, который предполагается продавать в формате обычного салона, ни в коем случае не конкурент Ту-214, который в основном поставляется в варианте ретрансляторов, узлов связи, разведчиков. Но уникальность вариантов Ту-214 как раз и работает против КАПО – государственным структурам просто не нужно столько таких машин, в то время как в обычных бортах потребность довольно большая.

Как это ни печально осознавать, но, по всей видимости, мы имеем дело со стратегической ошибкой. Как считает источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме, у Казани был выбор: либо худо-бедно, но серийно выпускать обычные пассажирские Ту-214, либо стабильно, но штучно делать борта для УДП и военных. На совмещение уже сил не оставалось. Выбрали второе, хотя это недальновидно: на два спецсамолета в год падают все накладные расходы - чтобы не было убытков, надо делать как минимум пять-шесть бортов.

До сего дня у Казани все же был шанс оставить у себя гражданскую туполевскую тематику – если бы не нашлось заказов на Ту-204СМ и Ульяновск отказался от их выпуска. Вот что говорится об этой машине в государственной программе «Развитие авиационной промышленности» на 2013 - 2025 годы: «Ту-204СМ спроектирован в полном соответствии с современными и перспективными требованиями, однако до настоящего времени не сертифицирован авиационным регистром межгосударственного авиационного комитета. Проект является убыточным вследствие высоких накладных расходов из-за малой серийности… В случае наличия контрактов на поставку самолетов Ту-204СМ со стороны коммерческих и/или государственных заказчиков, ОАО «ОАК» принимает решение о постановке Ту-204СМ в производство на ЗАО «Авиастар-СП».

Теперь, по данным «Известий», заказчики появились – минобороны и МВД.

Кстати, есть косвенное подтверждение достоверности информации издания. В октябре источник «Военно-промышленного курьера» сообщил, что «Роскосмос» закупит три Sukhoi SuperJet и три Ту-204-300 или Ту-214. В публикуемой «Известиями» таблице видим именно такие данные.

СТАВКА – НА АН-70 И НОВЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» попросили прокомментировать сведения о проекте консолидированного заказа отраслевых экспертов.

Олег Пантелеев - главный редактор портала «АвиаПорт.Ru»:

- Со временем уход Ту-214, очевидно, должен был произойти, это вполне логично. Надо признать, что «Туполев» все самые современные наработки, которые есть в отечественном авиастроении, постарался интегрировать в Ту-204СМ. Переход на двухчленный экипаж – это серьезный шаг. Как бы мы ни говорили о том, что для госзаказчиков три летчика в кабине - не критично, переход на двоих - серьезное сокращение уровня расходов. Плюс – на Ту-204СМ появились новые системы: двигатели, кондиционирование и так далее.

Возможна ли модернизация Ту-214 по мотивам Ту-204СМ? С одной стороны, такая унификация была бы возможна – благо, все решения понятны, они в рамках одной фирмы. Но, наверное, не совсем логично осваивать производство на одном заводе, а потом наработки передавать - с дополнительными затратами и потерями времени! - на другое предприятие… Вообще ситуация, когда было, по сути, два Ту-204, которые, мягко говоря, несовместимы по многим системам, абсолютно никого не устраивала – ни перевозчиков, ни сам «Туполев» не мог эффективно работать. И отсутствие кооперации между КАПО и «Авиастаром» по самолетам семейства Ту-204 вызывало много сомнений. Надо было принимать какое-то решение. Понятно, что, если бы поток заказов был большой и требовалось бы все больше и больше новых Ту-204 и Ту-214, тогда параллельное существование двух проектов было бы пусть сомнительным, но хоть как-то оправданным. Но сейчас-то?..

При этом не думаю, что потеря Ту-214 - сколь либо серьезный вопрос для Казани. Потому что объективно тот объем задач, который планируется решать предприятиям авиапромышленности в 2013 - 2015 годах именно в рамках гособоронзаказа, грандиозен. И без того, чтобы вовлечь в процесс все имеющиеся ресурсы, все равно ничего хорошего не получится. Поэтому Казани будет более чем достаточно места в будущем портфеле заказов. Поэтому принципиально важный для КАПО вопрос – будет ли развернуто производство Ан-70. Он позволит КАПО существенно изменить ситуацию и получить свою долю заказов… И работы по стратегической авиации будут консолидироваться в вертикально интегрированной структуре, в которую войдет и КАПО. То, что ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиацииавт.) будет рано или поздно создан, и то, что КАПО будет претендентом №1 с точки зрения освоения его серийного производства, тут, полагаю, разночтений особых нет. Другое дело - когда это произойдет. Вопрос времени остается важным. Предприятие должно сохранить до этого момента и кадровый потенциал и иметь все возможности, чтобы оснаститься под новые технологии.

Роман Гусаров - главный редактор портала Avia.Ru:

- Начнем с того, что информация «Известий» не подтверждается другими источниками. ОАК якобы ее комментировать отказался, все отказались. Пока очень настороженно отношусь к этой информации. Похоже, кому-то нужен был информационный вброс. Не исключаю, что уши торчат из ОАК…

Какой консолидированный заказ будет на самом деле, сказать трудно. Не уверен, что такое количество самолетов и именно этих самолетов будет заказано. У нас много было обещаний что-то заказать и построить, но мы знаем цену всем этим обещаниям. Уже который год Погосян обещает строить по 20 «Суперджетов» в год… Цифры, о которых говорит источник «Известий», - это очень много на фоне имеющихся темпов производства. Дай Бог, чтобы этот заказ состоялся, но я не верю. Ведь сначала обещали 300 самолетов для государства купить, потом – 130, потом – 105, потом скажут, что денег нет, давайте купим 50 и совсем не тех самолетов…

Словом, думаю, пока говорить, что заказов на Ту-214 не будет, рано. С другой стороны, если посмотреть на крайние годы, КАПО было основным поставщиком авиатехники для государственных нужд. Но Ту-214 - это особая ниша. И ясное дело, что для государственных структур он не может быть массовым. И, в отличие от тех же Ил-476 или Ан-124, непонятно, как его еще использовать. Для КАПО, однозначно, надо искать другой продукт. Этот заказ на 13 самолетов (если он будет!) состоится и - все! Это как раз та передышка, в течение которой надо искать и осваивать новый продукт.

Была ли программа Ту-214 ошибкой? (26.12.12-)
6%Нет, программа могла бы пойти, если бы эти самолеты отдали в авиакомпанию «Татарстан»
16%Нет, просто этот самолет не смогли своевременно «раскрутить»
21%Да, просто правительство РТ тешило свои авиационные амбиции
28%Программу пассажирских Ту-214 можно возродить и сегодня
28%Да, об этом предупреждал еще последний советский директор КАПО Виталий Копылов
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.12.2012 08:22

    Почему руководство КАПО молчит? Не понятно

  • Анонимно
    26.12.2012 08:38

    Если это информация из "Известий", то надо еще подождать. Верить нельзя - это еще та бульварная газетенка. Она уже и Бышовца вместо Бердыева поставила.

  • Анонимно
    26.12.2012 08:41

    А как же ТУ 330? Вроде как было обещание что начнут их делать?

  • Анонимно
    26.12.2012 08:45

    А что тут сказать то? Не надо было "кидать" заказчиков раньше. А то понабрали заказов, а выполнить не могут, а если и выпоняют, то президент после полета отчитывает таких самолетостроителей.Будет урок на будущее

  • Анонимно
    26.12.2012 08:59

    Надо делать Ту -334. Это же наш самолет. Если ТУ-214 это и есть Ту-204, почему делать 2 одинаковых практически самолета.

  • Анонимно
    26.12.2012 09:03

    На сколько мне понятно сама внутреняя ситуация на КАПО далека от идеала, вот и нет заказов

  • Анонимно
    26.12.2012 09:04

    А ведь многие профессионалы говорят что суперджет полный отстой, но нет, будут делать

  • Анонимно
    26.12.2012 09:14

    Может быть Казанский валяльно-войлочный комбинат не давал в свое время необходимого опыта для руководства авиазаводом...

  • Анонимно
    26.12.2012 09:17

    Лоббисты Татарстана работают на Универсиаду, Иннополис, а то что реально может поднять республику уходит навсегда.

  • Анонимно
    26.12.2012 09:27

    Надо делать ТУ 334, это наша своя разработка, отвечающая мировым стандартам

  • Анонимно
    26.12.2012 09:55

    Заводу нельзя дать погибнуть, это же сколько людей, да и собственно целый район города.

  • Анонимно
    26.12.2012 10:01

    Привет Погосяну от Казани. Ждем перемен и заказав на КАПО!

  • Анонимно
    26.12.2012 10:28

    И это бы сделали нормально - не опозорились как с самолетом Медведева - кадров то квалифицированых не осталось! Вместо опытных рабочих и инженеров одни менеджеры водятся, только и умеют пилить и откатывать.

  • Анонимно
    26.12.2012 10:28

    Если российским авиационным властям не нужен КАПО, пусть отпустят в свободное плавание. Сейчас финансы найти пусть сложно, но можно. У украинцев есть двигатели, у туполевцев - проекты, можно попробовать выкарабкаться. Лучше так, чем тихо погибнуть.

  • Анонимно
    26.12.2012 10:35

    Россия не потянет ПАК ДА. Для этого требуется совершенно иной уровень управленческих компетенций, погосянам не по плечу, а других нет и не будет, погосяны не пустят. КАПО надо искать более реальную нишу.

  • Анонимно
    26.12.2012 11:11

    Теоритически можно отпустить КАПО в свободное плавоние, но думается не выживет завод, слишком много затрат.

    • Анонимно
      26.12.2012 19:22

      И теоретически нельзя на свободу - командование КАПО в строю не стояло никогда, - пока не сменят на генерал-майора ВВС, пусть ходят на свою "фабрику" - а вот придет Генерал - и до "свободного плавания" клманду КАПО допустят, но только после сдачи квалификационных авиационных экзаменов ( на КАМАЗЕ этому не учат),

  • Анонимно
    26.12.2012 11:16

    ой, знаете... поддержка это все замечательно, но я не хочу и надеюсь не буду летать на отечественных самолетах, опасаюсь как то. мне как обывателю боинги и аербасы надежней кажутся. сами пусть летают на том что поддерживают, впрочем, как и ездят и на отечественном автопроме, который тоже опекают от души

  • Анонимно
    26.12.2012 11:18

    В таблице представлен исчерпывающий список заказчиков на самолеты? Получается, что работа этих заводов обслуживает только силовиков - практически это военная авиация. Тогда прав был маршал Шапошников, что покупал Боинги для людей.Пассажиры давно летают на иностранных судах - они лучше... нет в России Заказчиков на самолеты пассажирские - только военные с железными скамейками для рядового состава...

  • Анонимно
    26.12.2012 11:34

    +100500

  • Анонимно
    26.12.2012 16:27

    Дорогой господин Наши планеры всегда были лучшие что военные ,что гражданские .Двигатели да мы утупали много овса едят .А вообще скоро Китай будет самолеты делать , а мы проведем Спартокиаду и.т.д.

  • Анонимно
    26.12.2012 17:01

    Проблема в том, что у нас в России странная логика правительства и руководителей?Скажите почему у нас бывший министр обороны не был в армии, и до назначения на этот пост вообще никакого отношения к армии не имел, он вообще налоговик, так же это относится к министру здравоохранения, медицины??)))так и в авиации генеральный директор КАПО вообще то только закончил политех и всю жизнь работал на камазе директором по экономическому развитию?))Когда приходят такие руководители их сейчас модно называть эффективными менеджерами, они начинают в цехе говорить свои умные идеи, то, что зачем вы делайте трехрядный клепочный шов, давайте экономить сделаем двухрядный, экономия же, а то, что нагрузка возрастет и уменьшится живучесть соединения???)))))Зарплаты нищенские на заводах, хорошие инженеры не будут там сидеть, а выучат английский и поедут работать в boeing или airbus. Станков нет соответствующим современным требованиям нет, приходится использовать 3 заготовки, что бы получить конечную деталь, и в конце все равно на нее выпишут лист устранения дефекта т.к. срезали ребро жесткости. выход есть, но этот выход не найдут эффективные менеджеры, т.к. просто они не получили то образование, для той должности которые занимают. И так сам выход: необходимо закупить новейшие импортные станки, потому что у нас станкостроение всегда страдало. обучить людей программным пакет CAD,CAE,CAM. повысить зарплату инженерам как минимум в 8 раз. И будет результат. Затраты по сравнению с вороством чиновников не такие большие как вы думаете.

  • Анонимно
    26.12.2012 17:10

    "Ульяновск и Воронеж – могут получить крупнейший госзаказ в истории отечественного авиастроения. Первому прочат строительство 22 машин до 2020 года, второму – аж 65" Ну что же остаётся только поздравить Воронеж с успехом.Воронеж становиться флагманом гражданской авиации России и в очередной раз подтвердил поговорку---Воронеж хрен догонишь!!!)))

  • Анонимно
    26.12.2012 21:45

    АН-70 летает с открытой дверью? О_о

  • Анонимно
    27.12.2012 14:28

    Почему бы им не заняться производством катеров, катамаранов и прочего речного и морского транспорта? На них огромный спрос, заработали бы себе содержание и без самолетов...

    • Анонимно
      27.12.2012 15:24

      Жалко завод. жалко людей. Но завод уже никто не спасет. От него все отвернулись

  • Анонимно
    27.12.2012 17:49

    Признаемся честно: наш авиапром в предсмертных судорогах. Будем летать на китайсах..как пить дать..А если нефть подешевеет- то вообще летать не будем((((

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль