Топ-300 
14.01.2013

Самилов и Зиганшин: гонка двух лидеров

7.jpg
В конце ноября мэр Казани Ильсур Метшин, гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин (второй слева) и президент РТ Рустам Минниханов открыли первую очередь Ленинского моста (фото: tatarstan.ru)

ТРИ БОГАТЫРЯ: САМИЛОВ - ЗИГАНШИН - АХМАДЕЕВ

Два года подряд Топ-55 крупнейших стройкомпаний Татарстана возглавляет «Нефтегазинжиниринг» (НГИ) из Нижнекамска с выручкой 22 млрд. рублей. Как известно, эта компания является частью огромного строительного конгломерата, вращающегося вокруг УК «Камаглавстрой» во главе с депутатом Госсовета РТ Валерием Самиловым. Напомним, что наш рейтинг основан на отчетности по итогам 2011 года (такова специфика налоговой отчетности в стране – "СПАРК-Интерфакс" только осенью обновляет отчетности по непубличным компаниям за предыдущий год). Тем не менее это единственный путь как-то отследить деятельность (взлеты и падения) наших крупнейших бизнес-компаний, особенно регионального сегмента.

Если говорить о 2012 годе, то самиловский "Нефтегазинжиниринг" заинтересовал авторитетный журнал Forbes. Компания заняла 125-ю строчку в топе непубличных компаний уже России. «В 2003 году «Татнефть» собиралась строить в Татарстане крупный комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО». Для участия в тендере на подряды местная строительная компания «Камаглавстрой» создала дочернее предприятие «Нефтегазинжиниринг», которое стало генподрядчиком строительства части предприятий ТАНЕКО. Но в 2012 году первые очереди кластера ТАНЕКО заработали, и теперь компания (она работает независимо от материнского «Камаглавстроя» как специализированное предприятие по строительству объектов нефтехимии) вынуждена искать новые большие заказы», - объясняет Forbes снижение выручки (-26%%) у гиганта. Интересно будет посмотреть финансовые итоги за 12-й год – Самилов так и не пошел ни в одну громкую стройку. Даже тендер на строительство переработки для НК-ТАИФа группа Самилова проигнорировала, сознательно не заявившись на участие в нем. Кстати, НПЗ для ТАИФа будет строить человек №2 в нашем рейтинге, один из самых эффективных лоббистов в бизнес-среде республики.

Итак, следом за НГИ идет ПСО «Казань» Равиля Зиганшина (напомним, что это лидер строительного рейтинга от 2010 года, посвященного итогам года предыдущего). Как известно, весной 2011 года компания вышла из состава ТАИФа в самостоятельное плавание, сохранив за собой оставшиеся универсиадские контракты (Дворец водных видов спорта и стадион 45-тысячник). Уход из ТАИФа ПСО пошел на пользу. Итог 2011 года – рост выручки более чем на 40% - до 16 млрд. рублей; можно, наверняка, не беспокоиться за бизнес-показатели ПСО «Казань» в году минувшем: у всех на устах новый проект платной дороги по волжским островам и запущенная первая очередь моста через Казанку.

8.jpg
Генеральный директор ОАО "Управляющая компания "Камаглавстрой" Валерий Самилов (справа)

Тройку лидеров замыкает ООО «ЭНЕРГОГАЗКОМПЛЕКТ», выросшее на базе челнинского 7-го треста советского минмонтажспецстроя. Компания занимается промышленным строительством и давно работает за пределами Татарстана. Среди крупных заказчиков значатся "Газпром", "Роснефть", "Татнефть", КАМАЗ, ГАЗ, а среди контрактов - обустройство Ванкорского нефтяного месторождения, реконструкция Туапсинского НПЗ, металлургического завода в Аше и музея-заповедника «Московский Кремль». Компания нарастила выручку на 51,5%, выручка - 11,6 млрд. рублей.

ПРОЦЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ «ГРАНИ» И «КАЗАНЬЦЕНТРОСТРОЯ»

Настоящие чудеса эффективности и лоббизма показало ОАО «Татнефтепроводстрой» (29-е место в общем рейтинге и четвертое в строительном), специализирующееся на строительстве магистральных нефтегазопродуктопроводов. Именно эта компания, контролируемая семьей Пилишкиных, строила нефтепровод на ТАНЕКО и газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». За год выручка компании выросла на 122,6%, с 3,6 млрд. до 8 млрд. рублей.

Правда, есть еще две компании, которые показали еще более солидный результат, – ООО «Грань» Леонида Анисимова, который, как считается, входит в окружение шефа Сетевой компании Ильшата Фардиева, увечило выручку с 813,5 млн. рублей в 2010 году до 3,1 млрд. рублей. На корпоративном сайте компании среди объектов 2011 года указывается цех по приготовлению минерально-витаминных смесей (премиксов) для комбикормов в Набережных Челнах и пятиэтажный жилой дом на ул. Япеева в Казани. Но самым помпезным объектом компании «Грани» стал профинансированный АКИБАНКом Памятный знак в Болгаре. Его открытие состоялось в мае 2012 года.

Но на фоне всех остальных настоящим рекордсменом смотрится новичок рейтинга ООО СПО «Казань» - 100-процентная «дочка» ТАИФа. Ее выручка выросла с 2,1 млн. до 1,3 млрд. рублей. Одним словом, эффект низкой базы. Судя по всему, у СПО «Казань» все впереди. Ему в ближайшие годы предстоит построить еще одну дойную корову в империи ТАИФА – завод по переработке тяжелых нефтяных остатков ТАИФ-НК. В 2011 году помимо обслуживания подразделений материнской компаний СПО стало генподрядчиком 300 титула Новоуренгойского газохимического комплекса, который планируется завершить в 2014 году.

5.jpg
ОАО «Татавтодор» во главе с Айратом Шаймиевым (крайний справа) нарастило выручку на 11% (фото: tatarstan.ru)

Улучшил свои позиции в рейтинге «Казаньцентрстрой», поднявшись на 5-е место среди стройкомпаний и 31-е в общем рейтинге. Помимо традиционных завершенных объектов будущих Всемирных студенческих игр (чего стоит только одна Деревня Универсиады) и социоптечных домов (компания «Казаньцентрстрой» стала инициатором письма строителей к Рустаму Минниханову с просьбой пересмотреть стоимость строительства социального жилья в сторону увеличения) фирма получила заказ на еще один знаковый объект, а именно – на выполненный по эскизам Даши Намдакова «Казан» на правом берегу Казанки. В этом году он станет медиацентром Универсиады, а затем городским загсом.

Еще один татарстанский строительный гигант сработал на четверочку, без глобальных прорывов. Выручка девелоперской «дочки» «Ак Барс холдинга» осталась на уровне прошлого года - 6 млрд. рублей. Кстати, в 2012 году состояние дел вызывало опасение у миноритариев КамГЭСа из Тюмени, которые даже начали судебные тяжбы с компанией. Среди других неудач можно назвать срыв сроков сдачи стадиона Универсиады (здесь КамГЭС выступает одним из основных подрядчиков), что не прошло бесследно для КамГЭСа. Под конец года кресло гендиректора покинул его многолетний и проверенный рулевой Александр Евдокимов, перейдя на почетный пост председателя совета директоров.

ДОРОГИ И АРХИТЕКТУРА В ПЛЮСЕ

Неплохо себя чувствовали дорожники. К примеру, если ОАО «Татавтодор» во главе с Айратом Шаймиевым нарастило выручку на 11%, до 5,6 млрд. рублей, то ЗАО «Трест Камдорстрой» (считается, что оно контролируется окружением бывшего главы татарстанского миндортранса Владимира Швецова) по итогам 2011 года увеличило выручку вдвое, почти до 5 млрд. рублей. Здесь не последнюю роль, видимо, сыграла победа в тендере на реконструкцию аэропорта Анапы. Тем временем выручка ООО «Стройхимсервис» Ильмаза Заббарова, занимающегося строительством развязок в Казани и побеждающего в тендерах на новые объекты, подросла на 1,3 млрд. рублей. В плюсе ОАО «Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева, выручка выросла на 66,4%. Можно отметить, что компания не могла не откликнуться на призыв первого президента РТ Минтимера Шаймиева и поучаствовала в деле возрождения городища Болгар.

Традиционными участниками рейтинга крупнейших татарстанских строителей стали два проектных института – ГУП «Татинвестгражданпроект» (выручка чуть выросла на 4,9%, до 1,8 млрд. рублей) и принадлежащее топ-менеджменту ЗАО «Казанский Гипронииавиапром». Последнее улучшило финансовые результаты с 823 млн. рублей (2010) до 1,1 млрд. рублей (2011).

ОТКРЫТИЯ И АУТСАЙДЕРЫ

В некотором смысле открытиями Топ-300 этого года можно назвать две компании – ООО «Контакт-С» из Лениногорска и казанское ООО «Гранд-Строй». Первое, занимающееся строительством и ремонтом объектов нефтяной и газовой промышленности, в 2008 году вошло в состав холдинга дагестанского миллиардера Зиявудина Магомедова. В прошлом году компания, которую создавал известный лениногорский предприниматель Сирин Бадрутдинов, неожиданно попала в эпицентр конфликта вокруг распределения многомиллиардных тендеров на дорожное строительство в Москве.

Что касается ООО «Гранд-Строй», зарегистрированного в Казани по адресу ул. Кремлевская, 13, то оно увеличило выручку в 2,2 раза до 946,2 млн. рублей по итогам 2011 года. Единоличным владельцем компании выступает Рамзиль Солтанов. Любопытно, что данная строительная компания в 2011 году активно помогла исполкому Чистопольского района решать социальные задачи. В частности, исполняла госконтракты по программе переселения граждан из ветхого жилья, реконструировала ряд социальных объектов (например, гимназии №2). Всего ООО «Гранд-Строй» стало победителем в 74 госзаказах от исполкома Чистопольского района. В Казани у компании также были объекты: профессиональный лицей №34 (Казань), социальный приют для детей и подростков «Гаврош», казанская специальная общеобразовательная школа-интернат 1 - 2 им. Ласточкиной, Казанский радиомеханический колледж, здание художественного фонда по ул. Большая Красная и здание министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.

К аутсайдерам рейтинга можно отнести крупнейшее когда-то республиканское строительное объединение ОАО «Татстрой», которое по итогам 2011 года снизило выручку на 77,2%. Руководство компании в условиях отсутствия госзаказа вынуждено переориентировать группу на строительство коммерческого жилья и создание арендного бизнеса по сдаче в наем многочисленных помещений обанкротившихся «дочек». Также не лучшим образом сработало ООО «Камгэстеплоэнергострой», которое ранее входило в состав ТАИФа и вышло из состава империи накануне банкротства.

Крупнейшие строительные компании РТ Топ строительных компаний
Наименование компании Основной вид деятельности Основные акционеры на 2012 (последнюю отчетную дату) Объем реализации в 2011 году, тыс.руб. Относительное изменение, 2011 к 2010, %
1 ООО «НГИ» («Нефтегазинжиниринг») строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений на 29.09.2011 ОАО «УК КГС» - 100% (100% - ООО «УК КАМАГЛАВСТРОЙ» (100% - Михайлов Антон Сергеевич на 30.06. 2007)) 22405538 -23.6
2 ООО «ПСО Казань» строительство зданий и сооружений 29.03.2012 Зиганшин Равиль Хабибуллович - 100% 16094555 41.2
3 ООО «ЭНЕРГОГАЗКОМПЛЕКТ» строительство и капитальный ремонт промышленных и гражданских объектов на 16.08.2012 Ахмадеев Игорь Закивальевич -93,4%; Ахмадеев Олег Шакирьянович - 6,6% 11663201 51.5

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.01.2013 09:16

    и самилов и зиганшин суть есть карманы одних штанов. и кому эти штаны принадлежат тоже всем известно))

  • Анонимно
    14.01.2013 09:22

    Не понял, есть круче зиганшина еще что ли???

  • Анонимно
    14.01.2013 09:48

    а хде ООО АкТаш?

  • Анонимно
    14.01.2013 09:59

    1ый коммент +100500!

  • Анонимно
    14.01.2013 10:38

    При такой выручке, можно вернуть долги за выполнение работы ?

    • Анонимно
      14.01.2013 11:19

      В точку!!! Давайте все акты не оплаченные соберем? Трындец тогда им! Банкроты!!!

  • Анонимно
    14.01.2013 11:53

    Чем все они будут заниматься, если не станет новых проектов (типа Иннополиса или Универсиад)?

    • Анонимно
      14.01.2013 12:28

      к тому времени(лет через 20) и карманам и штанам будет по 75-80. пузо будут греть в монако

    • Анонимно
      14.01.2013 12:33

      Ну, судя по всему, строить дорогу по волге, ибо мосты же казани не нужны, легче волгу засыпать и по ней дорогу прокинуть

  • Анонимно
    14.01.2013 12:48

    репутация даннах товарищей среди суббподрядчиков давно известна

  • Анонимно
    14.01.2013 12:55

    строить псо казань качественно не умеет

  • Анонимно
    14.01.2013 13:39

    Строить дорогу по Волге еще время не пришло, вдоль Волги есть дорога и модернизировать её во мног раз дешевле. Если что-то хотите строить на Волге - постройте ещё один мост через Волгу, в районе Ключишь. Транзитным грузовика на сто километров сократится путь, вредные выбросы меньше будут попадать в наш город, всем от этого польза.

  • Анонимно
    14.01.2013 13:49

    О!сколько коммерсов на БО! Есть с кем поработать!

    • Анонимно
      14.01.2013 15:00

      Равиль, это Вы?!))))

      • Анонимно
        14.01.2013 15:10

        почти

        • Анонимно
          14.01.2013 15:38

          Почему не рассматриваете проект платного моста через Волгу, в районе Услона, путь ведь для дальнобойщиков короче будет и спрос будет. Для них выгоднее, к примеру, 100 рэ отдать и сократить 100 км, чем на дизель тратить как минимум 30-40 литров / на 100 км при цене в 30 рублей за литр. Просто пример.

          • Анонимно
            14.01.2013 18:22

            Ну Вы и вложитесь! Эдак 2 - 3 млрд. руб., а потом по 100 рэ будете тихонько возвращать свои инвестиции.

            • Анонимно
              14.01.2013 18:54

              А вы думаете, что ваша дорога по волге быстрее окупится?) Да не поверю =)

              • Анонимно
                14.01.2013 18:58

                Людям из верхнего услона 50км. объездная. Уж лучше он 50-нник заплатит и переедет к себе, чем будет по окружной болтаться. А по Волге мало того, что расстояние почти такое же, так ещё и деньгу плати, когда горьковская дорога не такая и плохая. Как пример.

  • Анонимно
    14.01.2013 14:13

    я тут пытался на работу устроиться к кому нибудь. в закупки. говорю опыт работы есть с загранконтрактами....таможня..... ничего не вышло.((((

    • Анонимно
      14.01.2013 14:58

      Надо быть чьим-то родственником....У нас главное не опыт и квалификация, а связи...

    • Анонимно
      14.01.2013 16:06

      иностранные компании??таможня? :) а зачем если можно все купить у таифа? зачем за пачкой сигарет идти в супермаркет если прям у подъезда есть ларек, который еще и к пачке спички бонусом даст.

  • Анонимно
    15.01.2013 10:32

    сколько денег они освоили мы уже все поняли. круто. а где посмотреть статистику по сдвижке сроков сдачи объектов?SIR

  • Анонимно
    15.01.2013 14:40

    Хахаха... Смешно! Рука руку моет...

  • Анонимно
    20.01.2013 11:48

    Какая новая дорога по Волге? Острова нужны под элитнуую застройку. Вот где деньги!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль