Ретейл 
11.01.2013

«Ритейлеры уходят в online под девизом – пусть покупают дешевле, но у нас»

МЫ ПОЙДЕМ В ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЮ

Конец 2012 года стал временем выхода на рынок оnline-торговли новых игроков как региональных, так и федеральных. Так, обновлен интернет-магазин компании «Мэлт», а в ноябре Казань вошла в число городов, где заработал оnline-магазин сети бытовой техники и электроники «М.Видео».

По словам Руслана Камалова - специалиста отдела маркетинга компании «Мэлт», интернет-магазин пока молодой, и пока сложно делать выводы об эффективности. «Развитие идет с отличной динамикой. Всего представлено более 20 тысяч наименований, - рассказал он. – Нас сложно сравнивать с номинальными интернет-магазинами, такими как, например, «Юлмарт», поскольку изначально мы являемся розничным ритейлером. По нашему мнению, в целом интерес к покупкам в интернете все более растет, но пока его обороты еще далеки от розничных показателей».

Ассортимент оnline-магазина «М.Видео» также насчитывает около 20 тыс. наименований техники различных категорий: аудио/видео и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для развлечения, а также аксессуаров. «В интернет-магазине представлен стандартный для данного региона товарный ассортимент, - сообщила газете «БИЗНЕС Online» менеджер по связям с общественностью компании Регина Роднянская. - Так как интернет-магазины в некоторых регионах открылись только в ноябре 2012 года, то данных по продажам еще нет. Будет корректно говорить об их результатах по итогам квартала. А в целом по компании, по данным «М.Видео», за полный 2011 год объем интернет-торговли вырос более чем на 90 процентов, а за 9 месяцев 2012 года продажи через интернет выросли на 60 процентов по сравнению с 9 месяцами 2011 года».

«М.Видео» запустила свой интернет-магазин еще более 10 лет назад, однако при этом до ноября этого года он работал лишь в Москве и Нижнем Новгороде. «За полный 2011 год выручка интернет-магазина в московском обороте составляет 15 процентов», - перечисляет оптимистичные цифры Роднянская. Она уточняет, что стратегия компании заключается в том, чтобы использовать все возможные каналы продаж, в том числе и интернет-продажи: «Это стратегия интегрированных продаж, и цель «М.Видео» заключается в том, чтобы к 2015 году занять первое место во всех каналах продаж».

Тут следует упомянуть и двух игроков, работающих в сегменте оnline-торговли в Казани – это питерский «Ситилинк» и «Юлмарт». Последний вышел в Татарстан летом 2011 года и уже сумел занять достаточно серьезную нишу в городе.

РОСТ ОNLINE ОБГОНЯЕТ ОFFLINE

Исследовательская компания Nielsen этой осенью отметила, что число потребителей, готовых покупать продукты питания и напитки оnline, увеличилось за последние два года на 44%. Чаще всего россияне покупают через интернет билеты на концерты и в театр (35%), бытовую технику (34%), компьютерное оборудование и приставки (34%), а также одежду и аксессуары (33%). При этом на сегодня на торговлю через интернет приходится небольшой процент от общего оборота розничной торговли.

Этот тренд газете «БИЗНЕС Online» подтвердили сразу несколько экспертов. Дарья Пичугина - аналитик "Инвесткафе", сообщила, что на торговлю через интернет пока приходится только 3 - 5% от общего оборота розничной торговли. «Общий объем электронной торговли составляет более 11 млрд. рублей. Темпы роста оnline-торговли составляют около 30 - 40% в год», - говорит она. Директор ИА "Инфолайн" Иван Федяков называет несколько другие цифры, объясняя их закрытостью системы оnline-торговли. «Если по итогам прошлого года оборот розничной торговли составил 19 триллионов рублей, то по оnline-торговле из-за ее закрытости для учета назывались разные цифры - от 300 до 600 миллиардов рублей. Исходя из этого соотношения, можно говорить о том, что на оnline-торговлю по итогам прошлого года приходилось порядка 3 процентов розничной торговли», - рассказывает он.

По словам Федякова, интернет-торговля порождает развитие таких крупных сегментов, как те, что связаны с IТ-торговлей, торговлей различными гаджетами. «В первую очередь проникновение в этом сегменте самое большое. Мы выбираем себе компьютер, сидя за компьютером. В мире самый большой объем продаж через интернет идет по всему, что связано с гаджетами, компьютерами, планшетами, смартфонами, ридерами. В остальных сегментах ситуация разная. Что касается DIY, то это просто удобно», - уточняет он.

Однако если торговать в интернете можно чем угодно, то зарабатывать удается очень немногим. Например, по статистике, собранной «Инфолайн», в рунете насчитывается 100 тыс. интернет-магазинов. Однако Федяков уточняет, что работающих из этого количества оказалось лишь 10%. «Большое количество закрывается, не выйдя на уровень рентабельности, точки безубыточности, потому что некоторые сферы деятельности с точки зрения логистических затрат не меньше, чем в оффлайновом магазине. Ценовая конкуренция в оnline достаточно высока, а лояльность очень низкая», - говорит он.

«ЛЮДИ НАЧАЛИ ДОВЕРЯТЬ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ»

Информацию аналитиков по популярным категориям покупок в интернете в Казани газете «БИЗНЕС Online» подтверждают владельцы местных интернет-магазинов, которые работают на всю Россию. Алексей Щукин - генеральный директор интернет-магазина «Подарки 116.ru», рассказывает, что чаще всего товары приобретают жители больших городов, у которых есть деньги не только на предметы первой необходимости, но и подарки, сувениры. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара. Казанцы также активны, их Щукин оценивает их на твердую четверку. По его словам, по сравнению с другими городами Казань в оnline-торговле более развита, чем соседи, а успехом пользуются прежде всего те магазины, что продают электронику.

«Наш интернет-магазин открылся в ноябре 2009 года. Оnline-торговлю я считаю успешным и достаточно перспективным проектом, потому что люди начинают доверять интернет-магазинам, увеличивается число покупок. Расплачиваются обычно кредитными картами или электронными платежами, не боятся совершать предоплату, - рассказывает директор «Подарки 116.ru». - Мы смотрим на посещаемость интернет-магазина, количество заказов. По этим критериям и определяем перспективность этого направления. Посещаемость в среднем растет на 50 процентов ежегодно. Наиболее популярные категории покупок: оригинальные подарки, настольные игры, приколы для розыгрышей». По его мнению, нежелание оffline-продавцов выходить в оnline объясняется тем, что налажен бизнес: «Они не видят смысла делать лишние движения. Думаю, отчасти, это банальная лень, нежелание развиваться по новым направлениям. Online-торговля имеет свою специфику, подводные камни, и ее тоже нужно изучать. Для многих оffline-продавцов это было бы полезно и прибыльно».

Ранис Хисамиев - директор проекта «Супер Мамочки», который вырос в интернет-магазин из популярного интернет-форума, считает, что Казань по оnline-торговле сильно отстает от Москвы, но находится в общем тренде по России. Данный проект существует с августа 2008 года, и ежегодно происходит двукратный рост. «По Татарстану лидер – Казань, после нее идут Альметьевск и Набережные Челны. Крупных игроков в Казани сегодня мало, есть несколько федеральных магазинов по продаже гаджетов, дискаунтеры. По продуктам питания оnline-торговля у нас вообще не развита. Наверное, в нашем регионе проще стоять в пробках и очередях, а в выходные поехать в «Ашан» или METRO. Транспортная ситуация в городе будет только ухудшаться, поэтому думаю, что по этому направлению будет серьезный рост», - надеется спикер.

Он считает проблемой, что оffline-продавцы пока до конца не верят в реальность оnline-торговли и не идут в сеть. «Вдобавок, оnline-торговля не так проста, ее нужно понимать, донести до программистов, что требуется. Все это не просто как по деньгам, так и по времени. «Связной», «Евросеть», «М.Видео» и другие крупные игроки понимают, что за оnline будущее. Считаю, что уже в ближайший год ситуация в оnline/offline рознице сильно будет меняться», - говорит Хисамиев.

СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОДАЖ

Если по России темпы оnline-торговли растут в десятках процентов, то в регионах, например, Татарстане, динамика медленнее. При этом обращает на себя внимание и то, что не все крупные розничные сети открывают интернет-магазины в Казани, ограничиваясь другим наиболее близко расположенным населенным пунктом.

Например, у X5 Retail Group интернет-магазин заработал в начале этого года, а в Казани – лишь в августе. «Online-торговля касается магазинов «Перекресток» и «Пятерочка плюс». Общий объем продаж с внедрением оnline-торговли вырос, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Владимир Русанов - начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью компании. - Это очень перспективное направление, и спрос на этот формат очень велик. Для экономии времени очень многие люди хотят, не покидая дома или офиса, сделать заказ, выбрать товар и получить его в ближайшем магазине. С нашей точки зрения, для нас это было правильным решением. Одним из показателей является то, что с начала года показатели по заказам постоянно растут». Назвать конкретные цифры по оnline-торговле, в том числе по Казани, собеседник издания затруднился. Сделать это можно будет в конце года. «Однако уже сейчас, с открытием интернет-магазинов в различных городах, видно, что идет рост, увеличивается популярность сервиса. Если бы продажи не росли, мы, разумеется, не развивали бы этот проект», - уточняет он.

Распространена и практика функционирования не полноценного интернет-магазина, а странички на сайте компании с описанием всех групп товаров, которые есть в наличии. Так, например, Руслан Шаракаев - директор магазина «Колеса даром» в Казани - говорит, что клиентам предлагается смотреть в интернете товары, заказывать их, однако расплачиваться только при получении в магазине. «Но даже благодаря такой оnline-странице с товарами объем продаж у нас увеличился», - резюмирует он.

ОNLINE – ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ КАЖДОГО РИТЕЛЕЙРА

Одной из самых развитых областей в оnline-торговле является продажа электроники. Крупнейшие компании-представители этой сферы имеют интернет-магазины и в Казани, о чем рассказали газете «БИЗНЕС Online». Евгений Геров - главный специалист отдела по связям с общественностью ГК «Связной», говорит, что интернет-магазин компании начал свою работу в 2002 году. «Конечно, общий объем продаж вырос. Интернет-продажи являются одним из ключевых драйверов и вносят большой вклад в рост общего оборота компании. В том числе благодаря активному развитию этого направления общий оборот «Связного» продолжает демонстрировать устойчивые темпы роста. Так, по итогам первой половины 2012 года общий оборот вырос на 99 процентов по отношению к первому полугодию 2011 года и составил 220,1 миллиарда рублей (включая НДС)», - говорит он. По его словам, оnline-продажи - важное конкурентное преимущество для каждого ритейлера. «Мы наблюдаем активный рост интернет-продаж в Казани. В течение последнего года размер казанской аудитории на сайте увеличился более чем в два раза, мы стали предлагать больше товаров с меньшим временем доставки», - рассказал Геров.

Всего на интернет-торговлю в «Связном» приходится 1,6% в общем обороте компании. Доля этого направления неуклонно растет, что обусловлено активными темпами роста интернет-продаж. Так, в первой половине 2012 года оборот интернет-магазина «Связной» увеличился на 231% по сравнению аналогичным периодом прошлого года и составил 3,6 млрд. рублей.

Вице-президент по коммерции компании «Евросеть» Виктор Луканин также считает правильным решением с точки зрения развития торговли запуск интернет. «Это одна из основных тенденций рынка, и мы были одними из первых крупных ритейлеров в России, которые ей последовали, игнорировать ее было бы ошибкой, ведущей к отставанию, - говорит он. - О росте объема продаж благодаря оnline-торговле пока говорить сложно, процесс не быстрый. Это связано как с особенностями потребительского поведения, так и низким уровнем проникновением интернета в России». Луканин рассказал нашему изданию, что рынок интернет-торговли в целом растет на 40 - 45% в год, а продажи «Евросети» - в 2,5 - 3 раза в год: «В Казани этот показатель пока меньше, чем в других городах в связи с недавним открытием здесь интернет-магазина, но он показывает надежный темп роста».

«РОСТА ВЫРУЧКИ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить развитие оnline-торговли в регионах и Татарстане, рост выручки благодаря оnline-направлению и его перспективы.

Иван Федяков - директор ИА "Инфолайн":

- Вырастет ли выручка компании при запуске оnline-торговли, зависит от сегмента, отрасли, самой компании. С одной стороны, оnline-магазин может получить ряд потребителей, которым раньше были недоступны товары этой сети. Например, если брать товары сети «Высшая лига», почти 50 процентов их оборота приходится на оnline-торговлю. При этом в Москве у них нет оффлайновых магазинов, то есть чистый плюс у них – 50 процентов. Бывает другая ситуация: когда известный в своем регионе магазин открывает свое оnline-представительство. Многим потребителям так удобнее. Потребители могут прийти и посмотреть на товар, но заказать его через интернет. Такая ситуация очень часто наблюдается в сегменте DIY, где товары габаритные. Учитывая все это, вопрос о росте выручки неоднозначен, ее может и не быть. Если компания действительно расширяет географию своих поставок, товаров, предлагает тот ассортимент, который невозможно было представить по концепции магазина, тогда открытие оnline дает прирост. В зависимости от сегмента ситуация с разницей может быть большая.

Многие, с кем я общался, отмечают, что интернет-торговля в регионах растет достаточно хорошими темпами. Многие сети меняют сейчас концепции выхода в регионы, включают в концепцию сразу запуск интернет-торговли. Для большинства игроков интернет-торговля уже не является выходящим из ряда вон элементов, напротив, это элемент стратегии, который надо учитывать. Не всегда интернет-торговля оправдывает ожидания, скорее, мы сталкиваемся с обратной ситуацией. 2 - 3 процента - это незначительная величина для розничных сетей.

Дарья Пичугина - аналитик "Инвесткафе":

- К сожалению, ритейлеры не раскрывают в отчетности отдельно, как выручка интернет магазина отражается на общей выручке. При этом рост интернет продаж для "М.Видео" в 2011 году составил 90 процентов, а вот X5 Retail Group наоборот сократил выручку в интернете на 61 процент.

Перспективы развития интернет-торговли достаточно велики. Обеспеченность населения интернетом растет, подключение становится более дешевым. Кроме того, товары через интернет можно приобрести дешевле, чем оffline. Наиболее развиты магазины электроники (такие как "М.Видео", "Связной", "Онлайн Трейд"), магазины продуктов питания ("Утконос"), книг (Ozon), одежды (Boutique.ru, KupiVip). В основном, интернет-магазины запускаются в таких отраслях, как электроника и бытовая техника, книги, одежда, подарки, продукты питания.

Тимур Самерханов - руководитель департамента методологии и регионального развития GfK:

- Интернет торговля бурно развивается. Растет общее количество интернет-магазинов по всей России. В 2008 - 2009 годах насчитывали порядка 435 магазинов (у которых нет offline-продаж), на текущий момент уже 1609. Если оffline-торговля приросла на 6,5 процентов, то интернет-продажи приросли на 36 процентов. За последний год доля интернет продаж в общем объеме увеличилась с 7 процентов до 7,8 процента. Помимо чистых интернет игроков, все больше и больше появляется интернет-магазинов, принадлежащих розничным игрокам, у которых есть оffline-магазины. Цель - защитить отток постоянных клиентов в другие интернет-магазины. Действуя под девизом – пусть покупают дешевле, но у нас.

Уверен, что медлительность некоторых оffline-игроков в переходе в оnline – это временное явление, рано или поздно все игроки создадут площадки в интернет среде, где будут предоставлять услуги конечному потребителю. Тем не менее, думаю, что ключевым моментом является затраты на рекламу, продвижение сайта и весьма сложной логистики. Чтобы осуществлять доставку товара требуется огромный автомобильный парк, а создавать проекты на год-три -лишь подпортит репутацию.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.01.2013 10:48

    Это к вопросу перспективности инвестирования в коммерческую недвижимость. Еще лет 10 и офисы и торговые площади никому не будут нужны.

    • Анонимно
      11.01.2013 11:07

      Вы очень оптимистично подходите к вопросу развития интернет-торговли. В обычных магазинах всегда будут клиенты, и через 10 лет и через 100лет.

      • Анонимно
        11.01.2013 14:38

        Не знаю как будет через 10 и более лет, но пока что примерно так:http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/371171/pochta_deda_moroza

        • Анонимно
          11.01.2013 15:42

          Вот лишь некоторые цифры, приведённые в это статье:Россияне стремительно освоили международный интернет-шопинг: уже 70% иностранных отправлений «Почты России» составляют посылки из зарубежных интернет-магазинов. Например, российские почтовики рассчитывали, что в предпраздничный сезон количество мелких пакетов из-за рубежа вырастет на 40-60%, а в реальности оказалось — на 100%. По экспресс-отправлениям зарубежные почтовики делали прогноз роста в 40%, реальный превысил 60%. «Почта России» раньше давала более скромные цифры: около 5,5 млн посылок от иностранных онлайн-ритейлеров в первом полугодии 2012 г. Российские интернет-магазины, по оценкам НАДТ, в 2012 г. отправили клиентам около 107-108 млн посылок с заказами. В этом году количество прибывших в Россию посылок, мелких пакетов и экспресс-отправлений из-за рубежа увеличилось вдвое до 21,6 млн, подсчитало ФГУП «Почта России». Причем около 70% из них, по оценкам почтового оператора, — заказы из интернет-магазинов. Значит, в уходящем году россияне получили от заграничных онлайн-ритейлеров около 15 млн посылок, около 80% которых - это иностранные отправления, прибывающие в Россию из Китая, США, Германии, Великобритании, Гонконга и Украины. Российский же рынок интернет-торговли значительно отстает по объемам от европейского и американского, говорится в исследовании ритейлера Enter. Объем российского рынка интернет-продаж в прошлом году, по его оценкам, составил $10,3 млрд — почти как рынков Бразилии ($10,2 млрд) и Индии ($10 млрд). Это меньше выручки одного крупнейшего американского онлайн-ритейлера amazon.com ($48,1 млрд). Объем рынка электронной торговли США за прошлый год — $194 млрд, стран Евросоюза — $260 млрд. P.S. Так что, кажется, нам явно есть куда расти, и абсолютно не только по показателям количества торговых площадей среди городов-миллионников...

        • Анонимно
          11.01.2013 21:30

          Уже года 3 (с пиходом МТ-он-лайн) покупаю всю домашнюю и иную технику только в интернет магазинах. После МТ появился игрок получше "Закажи 24", где-то пол-года назад он ушел из Татарстана, но 2 года успешно работает Юлмарт и примерно год Сити-Линк. Последние два и являются лучшими как по ценам, так и ассотрименту. Хотя "Связной" по части гаджетов по некоторым позициям подешевле. Интернет магазины указанные в статье в заглавии М.Видео, МЭЛТ безусловно проигрывают лидерам по ценам, а особенно ассортименту. по моим подсчетам за 3 года "оставил" в интернет-магазинах , а по-сути Он-Лайн МТ, Закажи, Юлмарт, Сити более 200 т.р., а еслиб это были обычные - более 250 т.р. Хочу поблагодарить основатилей Ю и С за качественную работу.

  • Анонимно
    11.01.2013 11:03

    Вообще тема очень интересная. Опыт покупки в таких магазинах большой. Но сервис страдает частенько. Плюс маркетинг очень хитрый.- Покупал книги в E5- все отлично, недорого. Только сервис в пятерочках сами знаете какой. Но все таки доволен и без предоплаты.- В связном 1 раз все нормально, забирал телефон в офисе. Во второй раз не очень обслуживание понравилось. Без предоплаты- Мэлт...тут все плохо. Реклама мага была большая, акция- "найдешь дешевле- мэлт продаст еще дешевле". Ну я нашел в инет-магазине в Москве дешевле на 2500руб(это 10%) за ноут. Написал им- пришел ответ- надо искать только в Казани и только оффлайн. Хитрецы из Мэлта идут лесом.- Заказывал сантехнику из интернет магазина в Москве. Привезли в срок, но забыли крепление. Без предоплаты. Водитель очень нервный и торопился сильно. Сервис надо улучшать.- Жена заказывала одежду с китайского интернет магазина. По предоплате, но пришло точно в срок и то что нужно. Качеством товара довольна.

    • Анонимно
      17.01.2013 15:49

      правило снижения цены вполне адекватное. давайте с китаем сравнивать цены, друзья? Вы сравниваете с московским интернет магазином? никто не запрещает: оплатите доставку примерно в тысячу рублей и сидите ждите на почте подсчитывайте экономию.

  • Анонимно
    11.01.2013 11:30

    большие очереди на выдачу товара в нескольких, недавно открывшихся пунктах выдачи Супермамок, говорят намного больше о темпах прироста он-лайн торговли за год чем статья и все эксперты.

  • Анонимно
    11.01.2013 12:31

    Супер мамки очереди да есть. вот только по ценам они теперь не очень - как минимум половину ассортимента можно купить на порядок дешевле(хотя кое что реально по низким ценам). сам являюсь онлайн покупателем - но продукты только в магазине берем, понятие "дата выпуска" очень важно для меня.

    • Анонимно
      12.01.2013 00:41

      Что значит на порядок дешевле?! В 10 раз что ли?? Вы нагло и беспардонно лжете, и вообще небось засланный казачок...

  • Анонимно
    11.01.2013 12:52

    да, супермамки рулят. у меня жена туда заходит каждый вечер минут на 20. по сравнению с ними розница отдыхает

  • Анонимно
    11.01.2013 13:07

    ага, типа прошлась по торговым рядам

  • Анонимно
    11.01.2013 14:10

    Я технику теперь не покупаю в обычных магазинах. Не один раз уже покупал в Ситилинке, все быстро, вежливо, и цены устраивают даже очень. Разница с М.Видео по одной из позиций была раза в полтора.

  • Анонимно
    11.01.2013 16:36

    Прикрыть нужно интернет магазины, налоги они не платят, тем более иностранные. Государству и бюджету одни убытки!

  • Анонимно
    11.01.2013 20:06

    супермамки-находила многое дешевле.

  • Когда решили заняться реализацией натуральных деревенских продуктов, очень остро стоял вопрос с чего начинать, открыть обычный магазинчик или в интернете, открыли виртуальный и надеюсь не прогадали)

  • vlad
    14.01.2013 13:24

    Уже года два ничего не покупаю у наших барыг.Одежду,обувь выгоднее покупать в англии и штатах.Даже с учетом доставки выходит в 1,5-5 дешевле,особенно во время распродаж.Скидки 80% обычное явление,на 200 зеленых можно одеться на зиму,с головы до ног,во все фирменное.У нас за такие деньги только аналогичную обувку в спортмастере купишь.Электроника с китая раза в два дешевле,чем в ситилинке.Единственная проблема при интернет покупках-это отвратительная работа нашей почты,хотя и самая дорогая в мире по ценам на услуги пересылки товаров.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль