IT 
11.02.2013

Николай Никифоров: «Сейчас мы идем к плановой замене обычного паспорта на пластиковый, с электронным чипом…»

Минсвязи можно назвать, наверное, одним из самых любимых министерств президента РТ Рустама Минниханова, известного своими симпатиями не только к модным «яблочным» гаджетам, но и внедрению айти-ноу-хау. И первым делом президента сегодня повели на выставку достижений народного IТ-хозяйства. Сопровождали его посланец Татарстана в правительстве Дмитрия Медведева – глава минсвязи РФ Николай Никифоров и его приемник на прежнем посту Роман Шайхутдинов.

В холле казанского стеклянного IТ-парка был стенд с изображением Иннополиса и будущего IТ-университета. И Никифоров, и Минниханов особо не задержались у стенда, поскольку кому, как не им, знать все секреты будущего мега-проекта следующего 10-летия. Впрочем, Шайхутдинов все же напомнил, что официальный запуск первых объектов Иннополиса состоится в августе 2014 года. В число первых объектов для запуска войдут технопарк, жилье, IТ-университет. В этом же году предстоит зарегистрировать управляющую компанию «ОЭЗ Иннополис», завершить оформление согласующей и разрешительной документации и начать строительство первого пускового комплекса проекта. Необходимый объем вложений в инженерную инфраструктуру и первые объекты строительства Иннополиса, по словам министра, составляют 30,8 млрд. рублей.

Видимо, проникнувшись атмосферой мега-проектов, Никифоров новыми глазами посмотрел и на казанский IТ-парк, заявив: «Думаю, не ошибусь, если скажу, что можно было его построить в четыре-пять раз больше».

Дальше гостям представили белые терминалы, которые с легкостью можно было принять за новую версию приевшихся инфоматов - еще одного детища «Электронного Татарстана». Ан нет, то были терминалы аккредитации и покупки билетов на Универсиаду-2013 компании «Информатика». Некие решения в информатизации образования представлял опорный ГУП будущей «айтизации» Татарстана - «Центра информационных технологий». Из коммерчески успешных представленных проектов можно назвать портал Gruzobzor.ru, который с натяжкой можно было назвать татарстанским. Основатели оnline-сервиса оптимизации грузоперевозок Gruzobzor.ru сами из Уфы, но в прошлом году «прописались» в бизнес-инкубаторе челнинского IТ-парка. Сегодня появилась информация, что в проект вложился инвестфонд создателя Parallels Сергей Белоусов, как известно, еще один давний друг Татарстана.

4.jpg

СОТОВИКИ И ПРОГРАММИСТЫ ДАЮТ ОТРАСЛИ БОЛЕЕ 70% ДОХОДОВ

Обойдя выставку, высокие гости направились на итоговую коллегию татарстанского минсвязи.

Шайхутдинов свое выступление начал со стандартных показателей отрасли, кто сколько заработал. По его словам, в 2012 году отраслью информатизации и связи РТ получен валовой доход в размере 44 млрд. рублей. «Это на 10 процентов превышает показатель прошлого года», - подчеркнул министр и пообещал, что в 2013 году цифра еще увеличится до 46,2 млрд. Львиную долю этого показателя в 2012 году дали сегмент информационных технологий (40,7%) и сотовая связь (34,6%). Далее идут проводная телефонная связь (14,8%), почтовая связь (6,3%) и телерадиовещание (3,6%).

Правда, доля отрасли информатизации и связи в ВРП республики небольшая - 3,15%. Это пока очень далеко от мечты предыдущего министра – до трети валового регионального продукта…

Следующей была поднята модная тема электронных госуслуг. Прорывом в этой отрасли Шайхутдинов назвал разработку мобильных приложений для iOS и пользоватей смартфонов на платформе Android. «Социально-экономический эффект от внедрения госуслуг составил 2 млрд. рублей. Количество услуг для населения и бизнеса выросло с 86 до 138. Более 250 тыс. пользователей создали личные кабинеты», - перечислил министр достижения. При этом он сообщил, что возросло количество платежей через инфоматы и портал, а 65% платежей – безналичные.

Минниханов вспомнил о другом сервисе – «Народный контроль», дающем возможность пожаловаться власти на разные проблемы через интернет. «В прошлом году был запущен проект «Народный контроль». На полную катушку нас многие критикуют, но некоторые мнения предвзяты», - посетовал он.

1.jpg

УМЕР, НЕ УСПЕВ РОДИТЬСЯ

Не обошлось и без упоминания универсальных электронных карт (УЭК), выдача которых стартовала по всей России с января этого года. «Пока это всего лишь банковская карта с транспортным приложением. Перспективы остаются неясными», - заметил Шайхутдинов. При этом себестоимость карты достаточно высока – 300 рублей.

Присутствовавший глава российского минсвязи Никифоров, по сути, поддержал коллегу в вопросе УЭК.

«Это идентификатор для гражданина, и сегодня карта больше похожа на банковскую. Сейчас мы идем к плановой замене обычного паспорта на пластиковый, с электронным чипом. Это переформатирует предоставляемые услуги», - сообщил он. По его словам, внедрение УЭК оказалось действительно затратным проектом. Так, по подсчетам Никифорова, если выдавать УЭК всем подряд, то Татарстану это обойдется примерно в 725 млн. рублей. В связи с этим, по словам Никифорова, в ФЗ №210 будут внесены изменения, согласно которым статья об обязательной выдаче УЭК с 1 января 2014 года будет отменена. Напомним, что именно Никифоров был одним из активных сторонников идеи создания региональной, татарстанской УЭК, и теперь проект сворачивается, не успев начаться. Как говорится, опыт – сын ошибок трудных…

3.jpg

ВПЕРЕДИ МАСШТАБНЫЕ ТЕНДЕРЫ…

Отдельно коснулся Шайхутдинов будущих мега-проектов в образовании и здравоохранении. По его словам, не хватает учебников, однако это решается применением электронного фонда книг. Из новшеств – в 2013 году в Татарстане планируется внедрение электронной зачетки. Впереди аудит и обновление парка компьютерной техники в школах, а также учреждениях дополнительного и профессионального образования, то есть новые тендеры и закупки. Накануне масштабного обновления федеральные «Известия» написали о попытках лоббизма компанией Apple.

Что касается здравоохранения, то для отрасли уже закуплено свыше 12 тыс. единиц компьютерной и 6 тыс. единиц оргтехники, 325 терминалов электронной очереди. В 2013 году минсвязи попытается в очередной раз взять вершину, которую не удавалось покорить предшественникам, - ведение медицинской карты пациентов в электронном виде во всех учреждениях здравоохранения республики.

НЕПОБЕДИМАЯ ЛАПША

«Уровень проникновения услуг ШПД в интернет в Татарстане достиг 70 процентов. Это знаковая цифра. Всего в республике – 2,6 миллиона пользователей интернет. Количество абонентов сотовой связи выросло до 6,3 миллиона, уровень проникновения составил 168 процентов», - сообщил Шайхутдинов. По его словам, активно внедряется технология сети 4G: в Татарстане общее количество пользователей уже составило 8 тыс. человек. «С большими сложностями, но мы все же запустили. Все должно быть прозрачно и доступно. То, что могли сделать давно, из-за бюрократических вещей не смогли сделать несколько лет назад», посетовал Минниханов.

Напомнил министр и о запуске первыми в России вещания цифрового ТV в формате DVB-T2.

Отдельно зашла речь о такой больной теме, как перевод проводных линий связи в подземные кабельные коммуникации в городах Татарстана. Еще в бытность Никифорова шефом татарстанского минсвязи стартовала масштабная кампания по борьбе с «лапшей», подвесами линий связи. Ставилась мега-задача – спрятать к Универсиаде все подвесы под землю. Но задача оказалась нерешаемая и натолкнулась на сопротивление операторов связи, которые подключили ФАС. Антимонопольное ведомство признало данное принуждение незаконным. В итоге, чтобы не потерять лицо, властям пришлось с операторами договариваться.

В 2011 - 2012 годах в Татарстане было ликвидировано 705 км подвесных линий связи. Как отрапортовал Шайхутдинов, общая протяженность подвесных линий в городах РТ на начало работы (1.07.2011) составляла 3 559,6 километров. Протяженность линий на 16 января 2013 года составляет 2 851,9 километров. То есть по итогам кампании под землю удалось перенести 20% от всех подвесов. К слову, операторы инвестировали в перенос коммуникаций более 600 млн. рублей в 2012 году.

Никифоров сообщил, что Татарстан будет первой пилотной площадкой по переносимости номера – так называемой отмене «мобильного рабства». Помнится, что еще во времена руководства отраслью связи Татарстана он прочил республику в пилоты по переносимости номера. И вот - попытка номер два...

В рамках коллегии о подготовке к Универсиаде-2013 рассказал директор компании "МегаФон" в Татарстане Максим Нечеухин. Партнер Игр готовит особое техническое решение для строящегося стадиона, рассчитанного на 45 тыс. зрителей. "МегаФон" провел масштабные работы по строительству кабельной канализации в Казани и стал четвертым по ее протяженности после крупнейших проводных операторов. Это позволило расширить емкость сети в 3 тыс. раз, а значит обеспечить большее количество жителей надежной связью и доступом в интернет. Уже второй год на базе контакт-центра "МегаФона" работает информационная линия Универсиады, где информация предоставляется на русском, татарском и английском языках. Количество желающих узнать об играх с каждым днем растет, так, среднемесячный показатель 2012 года превысил 1,5 тыс. человек.

460.jpg

НИКИФОРОВ: «ПОЧТЕ - УВЕЛИЧИТЬ ВЫРУЧКУ ВДВОЕ»

Последним слово предоставили дорогому гостю - Никифорову. Он напомнил, что согласно указу, подписанному президентом РФ Владимиром Путиным, к 2018 году 70% жителей страны должны пользоваться услугами в электронном виде. Второй важный закон, по его словам, - запрет на требования в учреждениях и ведомствах у населения дополнительных справок.

«Уровень проникновения интернета в республике в 70% - это уже потолок насыщения (Шайхутдинов пообещал, что в 2013 году степень проникновения все же вырастит 75% - ред.). Теперь надо понять перечень деревень, где есть проблемы с сотовой связью, интернетом, местами, где даже нет возможности подключения фиксированной связи», - дал совет коллегам он.

Никифоров упомянул две важные инициативы: это возможность с 1 декабря этого года смены оператора без потери номера и отмена национального роуминга. Последняя законодательная инициатива находится в стадии обсуждения, добавил он.

По-прежнему тревогу вызывает состояние почтовой отрасли в стране. «Сегодня она часто находится в зоне критики. В стране 42 тыс. отделений. Есть проблема низкой оплаты труда. Чтобы повысить зарплату на 1 тыс. рублей каждому сотруднику, в пределах страны на это нужны 4,5 миллиарда рублей», - подсчитал Никифоров. По его словам, необходимо добиться того, чтобы между городами доставка почты занимала три дня, между населенными пунктами – 7 дней. Целью он назвал повышение объема услуг и выручки отрасли почти в два раза. Отметим, что российская почта находится в зоне критики с момента перехода Никифорова в Москву.

Минниханов включился в тему почты, уточнив, что «она должна быть современной». По его словам, это проблема по всей стране. «Если не будет инфраструктуры, то как почта за 7 дней будет перемещаться? Это не только тема министерства, это общая задача. К почтовой связи, особенно в селах, должны относиться по-особенному. Отличие от других отраслей в том, что она остается на откуп самой отрасли», - считает Минниханов.

«ПОТЕНЦИАЛ ОNLINE-ПЛАТЕЖЕЙ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, необходимо ли выделять бюджетные средства на создание мобильных приложений, и насколько реальны цифры по оплате услуг в Татарстане безналичным способом.

Дмитрий Еремеев - президент ГК Fix:

- Приложения для мобильных, безусловно, нужно создавать. Число пользователей мобильных ОС постоянно растет, в Facebook даже количество заходов с мобильных устройств обогнало количество заходов со стационарных компьютеров, и это очевидный тренд. Все больше пользователей переходят на планшетные компьютеры, телефоны стремительно умнеют и ими становится удобнее пользоваться для серфинга и коммуникации в интернете. iOS и Android - это лидирующие ОС, поэтому логично, что начали именно с них. Пользователю должно быть максимально удобно пользоваться сервисом. Честно говоря, я сам еще не являюсь пользователем наших госуслуг и недостаточно глубоко оценивал функционал. Однако одну из ключевых функций, на которую, я считаю, нужно обратить внимание, это рассылка push-уведомлений, например, об успеваемости в школе, о штрафах и т.д. Она бесплатна для отправителя и получателя, в отличие от sms более надежна. Также это возможность получить клиентскую базу, ведь установив приложение однажды, оно может регулярно обновляться, предоставляя все новую функциональность, напоминать о себе.

Оценить стоимость разработки мне достаточно тяжело, в целом из-за того, что я им не успел воспользоваться. Но, думаю, не ошибусь, предположив, что над ним вполне могут трудиться два-три профильных специалиста на полный рабочий день.

Что касается процента безналичных платежей, субъективно, это вполне вероятно. Основные платежи – это штрафы ГИБДД, комиссия по ним существенно ниже, если платить через сайт. Граждане ранее были приучены платить их через инфоматы госуслуг, установленные в зданиях ГИБДД. Однако, в общем виде, потенциал еще не раскрыт полностью. Процент платежей за ЖКХ через интернет, который хоть и не является государственным платежом, но является крайне важным, еще очень низкий, и здесь в ближайшее время возможны существенные точки роста.

По поводу комиссии на сайте (2,5 - 3%), могу сказать, что уже после вашей публикации в правительстве состоялся целый ряд совещаний, на которых мое мнение было услышано и проанализировано. Идет активное подключение банков по usonus, они дают более выгодные комиссии по своим картам, и в этом наши мысли с ЦИТом по направлению работы совпадают. Есть целый ряд аргументов в сторону повышения и уменьшения комиссий, кто и в каком виде будет их платить, стоит ли уменьшать комиссионное отчисление банков и ЦИТа. Обсуждение идет очень интенсивно и продуктивно, и я уверен, что решение будет найдено.

Руслан Якупов - руководитель направления развития web-сервисов ЗАО «ТаксНет-Сервис»:

- Создание мобильных приложений для госуслуг, конечно, нужно, поскольку это сделает получение государственных услуг в электронном виде еще более удобным и доступным. С мобильного телефона в любое удобное время можно пользоваться основными функциями портала. Жителям Татарстана предоставлена возможность оперативно сообщить о яме на дороге, несанкционированной свалке или другой проблеме благоустройства через мобильное приложение – отправить заявку в «Народный контроль» и сделать свой город комфортнее и чище.

Популяризация портала государственных и муниципальных услуг заметна, баннеры присутствуют во всех органах государственной власти и ведомствах, информация о возможности оплаты размещается на квитанциях, счетах.

Что касается 65 процентов платежей в Татарстане, осуществленных безналичным расчетом, то здесь, думаю, учтены только популярные услуги, такие как оплата штрафов, оплата госпошлины в ЗАГС, УФМС. Доля же оплат за коммунальные услуги все так же мала, поскольку большая часть жителей привыкла оплачивать через банк, Почту России. Считаю, что министерством уже проделана большая работа по переводу госуслуг в электронный вид и в каждом отчетном периоде данный показатель увеличивается.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.02.2013 18:59

    Нам бы еще 10% граждан, чтобы были как Никифоров умными и креативными, тогда бы вообще уже Татарстан в космос летал. Надо руководителям задуматься как вырастить новых из молодых, так как из нынешних 30-40 летних не получается инновационное общество создать.

    • Анонимно
      11.02.2013 19:20

      причем тут Никифоров? Такие айди-карты давно есть уже в Европе! хотите сказать, что это он придумал?)))

    • Анонимно
      12.02.2013 08:58

      и где вы инновации увидели в действиях никифорова?? сплошной пиар и слова. для отрасли связи ничего особого не делается. а иннополис никакого отношения к инновациям не имеет- это просто строительный проект. то чем так любят заниматься у нас-лишь бы что нибудь сторить и за федеральные деньги.))

  • Анонимно
    11.02.2013 19:23

    Если Иннополис - это наше все, то в ближайшее время мы узнаем о назначении его руководителя. И им окажется... барабанная дробь.... Марат Яшарович Муратов :)

  • Анонимно
    11.02.2013 19:26

    Если бы Никифоров не построил ИТ-парк, то многим нам выпускникам последних 2-4 лет, пришлось бы вкалывать на предприятиях за мизерную зарплату, а сейчас свое будущее можем строить своими руками внедряя передовые инновации. Это я к тому, что ИТ-парки в Европе существовали давно, но системно в Татарстане их выстроил Николай.

  • Анонимно
    11.02.2013 19:32

    Яшарч мужик государственный.

  • ПанАлекс
    11.02.2013 19:55

    Да, умеют у нас провал представить как успех. Очень сомневаюсь что отмена УЭК связана с экономией денег, - когда это министров волновала экономия бюджетных денег? Просто уже пришло время предъявлять работающий продукт (что бы с 01.01.2014 ввести по всей стране), а работающим то оказался только язык да лапшеразвесочная машинка. Кстати, попытался с помощью карт Мастеркард и Виза оплатить услуги ЖКХ, но оказалось что без комиссии можно оплатить телефон, ТВ, интернет, коммунальные услуги г. Москвы, Петербурга, Краснодара и т.д, только не ГРЦ в Татарстане. В самом "продвинутом" регионе IT...

    • Анонимно
      11.02.2013 20:05

      По УЭК понятно было еще в 2012 году что не успеют к сроку сделать, а сейчас пришло время новых технологических решений - формат предусмотренный для УЭК уже не годится, даже просто из-за прогресса.

    • Анонимно
      11.02.2013 20:50

      нужно оплачивать не через портал гос. услуг, а через интернет банк ваших пластиковых карт, так будет выгоднее и возможно даже без комиссий. А на сайте госю услуг изначально были комиссии, после того как РН пошумел и Богачев пообещал разобраться - на некоторое вмеря отключили комиссии, а потом опять включили - бесплатно никто не хочет работать)

  • Анонимно
    11.02.2013 19:59

    Заметьте одни пиар-сказки про будущее. А по УЭК-у - все мы стали свидетелями провала отсталости мышления. Министр слабо копирует старые идеи. За год работы - нулевой результат у Коли.

  • Анонимно
    11.02.2013 20:22

    А как же вот это понимать? :11 февраля 2013, 17:17 (мск) | Политика | "РИА Новости"Правительство РФ планирует отменить обязательную выдачу УЭКhttp://news.mail.ru/politics/11943413/?frommail=1

  • Анонимно
    11.02.2013 20:34

    Подвесы надо резать, это однозначно. А то, что они еще и деньги коммерческие вкладывают, это как ни крути только на пользу. Там же буржуи, они копейку по любому считают.

  • Анонимно
    11.02.2013 21:08

    Народный контроль нужный сервис, но если посмотреть на количество заявок со статусом "заявка решена" - становится грустно. Везде "в работе" и "мотивированный отказ" + обман. Уже один раз с жильцами дома поймали чиновников на обмане, когда боролись с рекламным плакатом на нашем доме (исполком Зеленод.района отчитался, что плакат сняли и в доказательство прикрепил фото СОСЕДНЕГО дома. Но ничего, мы их дружно с жильцами "добили", заставили снять). И еще: карта с заявками на сайте маленькая, неудобно пользоваться (не знаю, куда написать, чтобы увеличили).

  • Анонимно
    11.02.2013 21:46

    В новостных сайтах такая инфа: Карты решили не внедрять, так как их просто НЕГДЕ применять. Банки не изъявили прыти по их применению, да и практическа вся провинция не готова к их применению. И самое главное - федеральный бюджет не имеет желания финансировать это лабуду, а муниципальные бюджеты не имеют такой возможности. Очередной мыльный пузырь лопнул. Но даже это не помешает выпить за удачное освоение денежных средств! :-))

  • Анонимно
    11.02.2013 22:56

    Уважаемые комментаторы, давайте рассуждать здраво. В первую очередь - все эти новации направлены в сторону нас - населения Республики Татарстан, так как основная масса наличных денег находится у жителей. Наши правители пытаются посадить нас на электронные платежи, т.е. на перевод наших бумажных денег в виртуальные. Какой бабушке можно объяснить, что накопленные ею деньги уйдут именно на газ, воду и пр., а на не другие нужды ? Выше уже были комменты, что распространенными банковскими карточками нельзя оплатить коммунальные услуги, надо идти в банк, что-то там подписывать. Во-вторых - никто не отменял проценты за перевод средств. Я специально поехал в банк, где у моей УК открыт р/счет, чтобы оплатить платежи, и с меня все равно взяли % - как это ? Преславутые банкоматы "Электронное правительство" с недавнего времени также берут % (раньше не было). Я уже не говорю про терминалы ГИБДД (в том числе и мобильные), где просят до 30% от суммы внесенных средств. Не надо забывать, что между плательщиком и получателем платежа всегда есть посредник, который далеко не альтруист. В третьих - наличные деньги чего-то стоют, их всегда можно продать. Реформы благие, но не в нашей стране (если бы Татарстан находился где-нибудь в Малайзии - то другое дело). Вывод - Все действия правителей направлены на отъем денег у населения, к сожалению так.

    • Согласен с Вами, но еще более важный момент - это тотальный контроль. Вот она истинная цель всех этих нововведений. То, что не получится, другой вопрос. Затей таких еще куча будет, не раз прослезимся... А в остальном, лучше всех будем жить не ранее 20-го года. Все обещания не раньше

  • Анонимно
    11.02.2013 22:57

    Что там тянуть резину. Давайте сразу чип-паспорт в руку вшивать.

    • Анонимно
      11.02.2013 23:42

      Зачем так утруждаться. ДНК человека у каждого строго индивидуально, уже сейчас есть приборы которые за считанные минуты могут установить код ДНК. Плюнул в ТАБЛО прибора Полицеского и все данные высветились, кто перед ним.

  • Анонимно
    12.02.2013 10:19

    изготовлять этот пластиковый паспорт само собой будет "самая достойная" компания)))

  • Анонимно
    12.02.2013 10:41

    впереди масштабные тендеры... вот что основное))

  • Анонимно
    12.02.2013 11:11

    О чем говорить? Помню, лет 5-6 (или 7) назад Минтемер Шарипович с деловым видом сидел перед "одним" окном и ему за несколько минут все оформили. Он сказал, как все хорошо, никуда ездить в очередях стоять не надо. Я пытаюсь приватизировать квартиру: 1,5 месяца + десяток очередей со словами "будет готово через неделю" + еще раз очередь. А конца еще не видно

  • Анонимно
    12.02.2013 13:22

    А еще не собираются начинать вживлять чипы прямо в тело? Можно будет контролировать всех, специальные службы будут знать каждый шаг человека, не угодных или провинившихся можно будет просто отключить. Думаете фантастика?)

    • Анонимно
      12.02.2013 14:43

      На домашних животных как раз тренируются - владельцам ОЧЕНЬ удобно. Вот так и наши владельцы весь народ отчипирует. И будем как кошки-собачки всегда под контролем.

      • Анонимно
        12.02.2013 16:30

        Мы все давно уже прочипованны, благодаря мобильникам и домашнему интернету.Большому брату все о нас давно известно.

  • Анонимно
    12.02.2013 16:38

    В плане инноваций то, что в нашем городе LTE связь с ситема PayPass уже о многом говорит (мало кто в Мире иммеет такие возможности). УЭК карта идея хорошия, не понятен механизм контроля например: 1)подходит к вам полицейский и просит документы, а вы ему УЭК карту, он Вам ого пройдемте в машину или отделение card reader только там стоит (или всех оснастят проверяющими гаджетами?)2) Во многих магазинах при оплате картой просят паспорт, как они будут проверять УЭК карту? Бес проблемный контроль будет, если номер паспорта будет совпадать с номером УЭК карты, но тогда номер карты будет везде светиться, что даст возможность мошенникам получить его для своих злодеяний))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль