Новости ONLINE 
1.03.2013

«Тот, кто приходит в ЖКХ, прекрасно понимает, что будет иметь дело с неконтролируемыми средствами»

IMAG3076.jpg

ВЫ ХОТЬ РАЗ ПРОБОВАЛИ ДОКАЗАТЬ, ЧТО ГОРЯЧАЯ ВОДА У ВАС НЕДОСТАТОЧНО ГОРЯЧАЯ?

В декабре прошлого года были награждены победители 8-го конкурса «50 лучших инновационных идей для РТ», организованного инвестиционно-венчурным фондом РТ (ИВФ). Всего за 8 лет на конкурс было подано более 8 тыс. заявок, 1323 из них - в 2012 году. По традиции газета «БИЗНЕС Onlinе» совместно с ИВФ публикует серию материалов о наиболее интересных проектах.

В номинации «Социально-экономическое развитие РТ» победил проект, который мог бы коренным образом преобразовать ситуацию в ЖКХ. О сути предложения газете «БИЗНЕС Online» рассказала завкафедрой «Экономики и управления в городском хозяйстве» КГАСУ, профессор Анна Романова.

– Анна Ильинична, в последнее время только и разговоров о необходимости внедрения критериев эффективности ЖКХ. В чем уникальность вашей разработки?

– Наше исследование – совместный труд с доктором экономических наук, главным идеологом исследований ЖКХ на нашей кафедре Маргаритой Давыдовной Мироновой.

Прежде всего мы хотели показать, что сегодня нет критериев оценки качества жилищно-коммунальных услуг. Оно ни нормативом, ни распоряжением и никаким иным документом не определяется. Оценка происходит в основном на уровне потребителя по принципу наличия услуги: либо она есть, либо нет. К примеру, горячая вода. Если она недостаточной температуры, как это доказать? Конечно, есть регламент: вы должны вызвать представителя управляющей компании либо ТСЖ, должен прийти старший до дому, инженер, в общем, целая комиссия в вашей ванной должна померить температуру воды и зафиксировать факт недопоставки услуги. Но это в идеале. А в реальной жизни много вы знаете случаев, когда обслуживающая организация оперативно откликалась на подобные жалобы?

Вот сейчас на сайте мэрии Казани есть рейтинг управляющих компаний, и он в основном сводится к учету отказов, то есть невыполненных заявок. Но, кроме этого, ведь есть и другие вещи, которые можно количественно учесть. И наш проект направлен на то, чтобы разработать такую систему.

БЕЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА НЕ ОБОЙТИСЬ

– Что конкретно вы предлагаете?

– Мы разработали систему оценки эффективности той или иной организации. То есть критерии, по которым можно объективно определить качество работы, конкурентоспособность управляющей компании или ТСЖ. Система состоит из двух групп показателей – качественных и производственно-технических: ресурсопотребление, рентабельность, коэффициент модернизации, коэффициент аварийности и так далее. Для оценки каждого показателя разработана формула. Отмечу, что в оценке качества работы организации участвуют и потребители… В итоге выводится интегральный показатель, который наглядно демонстрирует, насколько эффективна та или иная компания или ТСЖ в сравнении с конкурентами. Если наша система будет внедрена в ЖКХ, городские власти и сами организации смогут наглядно увидеть, где у них узкие места и как их можно ликвидировать.

– То есть если управляющие компании примут вашу систему, они смогут управлять своими рисками?

– Конечно. Но при условии, что ее участниками станут абсолютно все обслуживающие организации. По сути, интегральный показатель – это уровень конкурентоспособности, он определяет внутриотраслевой уровень. И естественно, контролирующая инстанция сможет в любой момент запросить этот расчет и сравнивать между собой организации.

– Как думаете, УК и ТСЖ заинтересуются вашей разработкой?

– Думаю, им это не интересно. Как не интересно и повышать свой рейтинг на сайте мэрии. Не так уже много народу смотрит этот рейтинг. И вообще, у нас само понятие конкуренции на рынке ЖКХ фактически отсутствует. Если вы живете в доме, который обслуживает данная управляющая компания, у вас нет выбора, вы будете пользоваться услугами только этой организации. И это можно назвать неестественной монополией. Есть естественные монополии – «Водоканал», к примеру, ведь абы кто заниматься поставкой воды не может. А УК – неестественные монополии, здесь должна быть конкуренция.

– Но ведь по закону собственники жилья могут отказаться от услуг одной управляющей компании и выбрать другую…

IMAG3087.jpg

– Я была на собраниях жильцов – люди на свои вопросы либо не получают ответов, либо получают хамство. На практике, если человек хочет поменять управляющую компанию, он сможет это сделать, только поменяв свое место жительства.

– То есть для того, чтобы внедрить вашу систему, необходим административный ресурс?

- К сожалению, без него не обойтись.

КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ ЖИЛЬЦОВ?

– На ваш взгляд, каковы основные проблемы в сфере коммунальных услуг?

– Проблема номер один – неэффективное расходование средств. Куда уходят деньги, ни один потребитель проверить не может. Мы получаем платежку и видим – стоимость услуг опять выросла. И не поймем, на что конкретно требуются наши деньги. Почему растет сумма на управление домами? Что входит в эту расценку, которая, складываясь из всех квартир, вырастает в астрономическую сумму? Почему у нас появляется строка «капитальный ремонт», которого нет? Вот эта непрозрачность и связана с неэффективным управлением.

Лет 10 назад я ездила на учебу в Москву. На курсах были слушатели из разных регионов, но когда коллеги узнали, что я из Татарстана, стали восхищаться нашей системой ЖКХ. Мне говорили: «У вас передовой опыт, у вас лучшая тарификация услуг, у вас персональные субсидии, у вас собираемость услуг 101 процент в Альметьевске!» С одной стороны, приятно слышать. С другой – я понимала, что красиво отчитаться – это одно, а найти реально довольного нашим ЖКХ человека – другое. Вы видели хоть в одном ЕРЦ специалистов, которые бы людям спокойно объясняли, на что пошли те или иные средства из вашей счет-фактуры? Нет! То есть организация, которая аккумулирует средства жителей, не считает нужным докладывать, на что пошли эти деньги… Или экспертиза тарифа – вы ее никогда не добьетесь. Ее тяжело сделать даже по административному указанию – коммерческая тайна! Хотя мы, как потребители, имеем право видеть калькуляцию услуги. На самом деле, тот, кто приходит в этот бизнес, прекрасно понимает, что будет иметь дело с неконтролируемым поступлением средств. Так почему бы не заработать? Еще одна проблема – наша безграмотность и неумение требовать положенного.

А еще совершенно не проработаны профессиональные стандарты для людей, работающих в отрасли. В строительстве есть тарифно-квалификационный справочник, где написано, что должен знать и уметь рабочий соответствующего разряда. В ЖКХ такого нет, возможно, поэтому работающие в отрасли люди не имеют должного образования и не очень стремятся его получить. Может, у кого-то есть и два высших образования, но специализированного нет, и никто не может заставить их получить дополнительную квалификацию. А ведь есть вещи, которые в учебниках прописаны, и их нужно знать.

– В своей работе вы указали, что для внедрения вашей системы требуются инвестиции…

– Под инвестициями мы понимаем создание программного продукта для этой системы оценки, чтобы в дальнейшем программу можно было установить в управляющие компании и чтобы все это контролировалось исполкомом или министерством строительства. Наша разработка не требует каких-то существенных затрат.

– Как вы можете оценить значимость конкурса инновационных идей от ИВФ?

– Это великолепная поддержка. На церемонии вручения наград победителям меня поразили темы участников проекта. Насколько талантливы наши люди! И то, что их поощряют, замечательно. Для нас победа в этом конкурсе – это повышение своего научного реноме, самоутверждение в какой-то степени. А молодые ученые просто счастливы, для них это повышение их рейтинга в вузе и, конечно, деньги, которые вручаются за победу в конкурсе.

На правах рекламы

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.03.2013 09:02

    Надо не только награждать...но и помочь людям внедрить проект. Борьбу с «неестественной монополией» управляющих компаний ЖКХ поддерживаю.

  • Анонимно
    1.03.2013 09:42

    Умница! Удачи в решении самой злободневной проблемы!

  • Анонимно
    1.03.2013 09:55

    О сути работы расскажите

  • Анонимно
    1.03.2013 10:28

    Для того что бы обсуждать "неестественную монополию" Ук ,вы на личном примере попробуйте провести собрание с жильцами и получить согласие 2/3 от всех жильцов и после этого вы сделаете свои выводы

  • Анонимно
    1.03.2013 10:30

    Все это известно уже и давно готово в лучших вариантах у чинуш, но кто ж будет рубить сук который плодоносит. Костьми все лягут- это огромные деньги, причем единственные в таком количестве + капремонт(остальное просто мелочь) для районных глав. Обычно работает связка глава+замглавы по жкх(грязная работа). Беспредел твориться полный, потому что людям-жильцам пофигу.Просьба проверить АВИАСТРОИТЕЛЬНЫЙ район.

  • Анонимно
    1.03.2013 10:33

    Я предлагаю в системе ЖКХ ввести саморегулирующие организации, по примеру строительного СРО. И все! Нарушены права квартировладельцев, завышены тарифы - граждане обращаются в СРО. При подтверждении факта, СРО незамедлительно компенсирует гражданам ущерб за счет собственного компенсационного фонда, а дальше разбирается самим ЖКХ вплоть до отзыва права заниматься этим видом деятельности.

  • Анонимно
    1.03.2013 13:02

    Флаг Вам в руки! Станьте своеобразной Олесей Балтусовой и добейтесь реализации Вашего проекта через Президента РТ. На городских чиновников надежды нет. Похоже у тех, кто занимается в мэрии ЖКХ образования тоже отсутствует. Это было видно из того, как начальник Управления докладывал о подготовке к зиме. В своем докладе он оперировал цифрами количества заготовленных ломов и метел. И это в 21 веке. Им не нужны перемены, им и так хорошо. Они за нынешних начальников УК держатся как за соломинку - что делать если те уйдут, самим что-ли работать? А в этом случае придется делать то, что у Вас в проекте. И не свалишь ни на кого. А еще вопрос - это количество этих самых монополистов. Их же ровно по количеству районов. Сотни домов они якобы обслуживают. Результат мы видим: он на наших тротуарах, помойках, в подъездах. И при таком раскладе, действительно, не поймешь куда уходят наши деньги. Правда можно судить по росту благосостояния начальников и работников высшего звена УК. Больше УК, больше конкуренции. Ждем, когда придут в эту область знающие люди. Еще раз - Флаг Вам в руки!

  • Анонимно
    1.03.2013 14:43

    до сих пор не понимаю, чем вызвано назначение старших по домам и совместное управление? Чем плоха предыдущая форма взаимоотношений УК и квартиросъемщика?

  • Анонимно
    1.03.2013 18:27

    Очень интересно написано. Остро. :). Пойду к автору на диалог и постараюсь помочь.

  • Анонимно
    1.03.2013 20:47

    Анна Ильинична - Вы умница!Те комменты,которые написали правы в том,что "неестественные монополии" ,в лице УК - это порочный круг и вотчина глав районов и его зама по ЖКХ! К сожалению это все знают,но никто ничего не знает, Как правильно отмечено,именно УК должны на конкурентной основе выбрать собственники,а не Главы районов! И еще многое другое... Успехов препод. КГАСУ - хорошее начинание.Спасибо.

  • Анонимно
    2.03.2013 22:45

    Чудесно... премия за работу,которая не нужна,не востребована и которая могла бы устранить этот раздражающий фактор -воровство в системе ЖКХ.А зачем? главное- с какой песней поедет Дина Гарипова на Евровидение.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль