Общество 
16.03.2013

Рафаэль Хакимов: «Кто такие татары?»

РАННИЕ СТИХИ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ НУЖДАЮТСЯ В ПЕРЕВОДЕ С ТАТАРСКОГО НА ТАТАРСКИЙ

«Татарлыктан татар һич гарь итәрме,
Кеше үз исмене инкяр итәрме,
Татарлыкта татар угълы татармын,
Татар түгел димә — башың ватармын!»

Дәрдмәнд

Татарин от татарина не отречется,
Татарин именем татарским наречется.
Ты сын татарина и сам татарин,
Откажешься, смотри – башку продавим.

Перевод В. Думаевой-Валиевой

В конце XIX столетия оренбургский золотопромышленник, издатель лучшего в татарском мире журнала «Шуро» и самой тиражной газеты «Вакыт» Закир Рамиев (Дэрдмэнд) начал писать народным языком. Тукай в то время писал еще по-книжному:

И каләм! Китсен әләм, сән әйләбезне шадыман,
Без дә саяндә улалым тугры юла кадиман.

Рәфгы итеп Аурупан сән гарше әгъляя кадәр,
Нә ичөн бези дөшердең фәрше әднәя кадәр?

1906 г.

О перо! Пусть горе сгинет, светом радости свети!
Помоги, пойдем с тобою мы по верному пути!

Ты возвысило Европу до небесной высоты,
Отчего же нас, злосчастных, опустило низко ты?

Перевод А. Ахматовой

Ранние стихи Тукая нуждаются в переводе с татарского на татарский. А Дэрдмэнд призывал поэтов: «Ты, на базаре собирай слова!» То есть говори с народом на его языке, хотя и у него немало книжных слов. Через год Тукай писал уже народным языком:

Дуслар, тугры юлдан китик,
Ишаннарга һөҗүм итик,
Тозакларын вәйран итик:
Тагы бер кәрр кормасын!

Друзья! Пойдем путем прямым,
Святош-ишанов разгромим!
Порвем их сеть, да так – чтоб им
Уж не сплести ее опять!

Перевод Р. Морана

Первая русская революция всколыхнула татар, они почувствовали себя нацией, у них появились политические требования и все интеллектуалы заговорили на языке народа.

СТРОИТЕЛИ НАЦИИ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Трансформация любого народа в нацию – это сродни революции, поскольку это связано с властными полномочиями. Монархи правили подданными от имени Господа как абсолютные суверены, а говорили высоким стилем, по сути дела, на жаргоне. Революция в корне меняет ситуацию, объявляя всех равными и обращаясь к воле народа, а не Всевышнего. Подданные превращаются в граждан, и появляется потребность в общепонятном языке с тем, чтобы власть могла объясняться с народом.

У каждого народа свой способ трансформации в нацию, но некоторые общие сюжеты повторяются. Литературный язык опирается на народные говоры и затем становится официальным. В редких случаях «изобретается» новый язык, но не типа эсперанто, а имеющий реальные корни, как сербо-хорватский. Однако, сербо-хорватский, так же как и язык «тюрки» князя Гаспринского существовали относительно недолго. Удачным стал опыт восстановления мертвого языка иврит в Израиле. Татарский литературный язык опирался на говор татар Заказанья, но для его формирования должны были появиться социально-экономические причины, одного энтузиазма интеллектуалов недоставало.

Процессы «национализации» в Европе начались с Великой Французской революции. Россию они затронули в ХIХ веке, но беда в том, что империи не становятся нацией, ибо подданные - это не граждане. Российские подданные жили своей глубоко традиционной жизнью, говорили на разных наречиях и делились на сословия. Наибольшими правами были наделены православные, затем католики, мусульмане и в наиболее угнетенном положении оказались иудеи, для которых существовал запрет на профессии, им разрешалось проживать только в местах оседлости. Дело доходило до абсурда – избранный депутат Государственной думы в Петербурге был арестован за то, что он покинул черту оседлости и приехал в Таврический дворец для исполнения своих обязанностей. Не случайно евреи были наиболее активным народом в революционном движении.

Религиозные выступления в Волго-Уральском регионе, восстания в Польше и под предводительством Пугачева, затем Революция 1905 года пробудили гражданское сознание, что ускорило превращение народов в нации, прежде всего, в Прибалтике, затем у татар, азербайджанцев. Империя сопротивлялась, но жизнь требовала «национализации», то есть самоопределения народов и объявления равных гражданских прав.

Ученые любят рассуждать о нациостроительстве выдающимися татарскими интеллектуалами. Это разговоры для дилетантов. Глубинные причины лежали в экономике, а потому подлинными нациостроителями (если такое выражение вообще имеет какой-то смысл) были предприниматели. Именно они устроили прощание с долгим средневековьем.

4.jpg
Медресе "Мухаммадия" в Казани - одно из первых в России, где в начале XX века было введено новометодное обучение. Здесь учились Хусаин Ямашев, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Баки Урманче и многие другие известные общественные деятели, ученые, просветители

РЕФОРМАЦИЯ У ТАТАР

В ХIХ веке татары часто о себе говорили, что они мусульмане, указывая тем самым на сословную принадлежность. Вопрос об этнической принадлежности всплыл вместе с появлением капиталистических отношений, которые требовали от народа отдачи, присущей нации с высокой культурой. Шигабутдин Марджани, обращаясь к народу, воскликнул: «Кто же ты, если ты не татарин?» Сегодня ученые эти слова трактуют как спор «булгаристов» и «татаристов». На самом деле была иная парадигма этого спора – поглощает ли религиозная принадлежность этничность или наряду с религиозной сохраняется национальная принадлежность. Речь шла о становлении татар как нации, а не о выборе этнонима (самоназвания). Острие критики реформаторов было направлено на реакционных священнослужителей, стоявших на страже средневековой схоластики (мазхабов). Основная линия разлома проходила между кадимизмом (следование авторитетам) и джадидизмом (реформированным исламом).

Причина реформации у татар, была та же, что в Европе – капитализм. В ХIХ веке татары, вслед за русскими, обучаясь у них и одновременно конкурируя с ними, с головой окунулись в рыночные отношения, и их сословное положение с ограниченными экономическими и политическими правами перестало устраивать. Вместе с тем, вдруг обнаружилось, что шакирды медресе выучились «заморскому» арабскому языку, непонятному народу и ненужному фабрикантам, но не умели считать, не знали географии и бухгалтерии, они умели хорошо спорить об атрибутах Аллаха, научились морализаторству в проповедях, а для жизни не годились. Шакирды у Габдуллы Тукая так комментируют свое ученье:

Правду, Совесть,
Справедливость
Мы из памяти
Изгнали,
Мы испортились
Настолько –
Сатаны
Сквернее стали…

Перевод С. Ботвинника

В ответ на веление времени богатые меценаты стали финансировать новометодные (джадидские) медресе, возникшие благодаря подвижнической деятельности Марджани и Галимджана Баруди. Подобные медресе, включавшие множество светских предметов, русский, а порой и французский языки, быстро тиражировались предпринимателями. Реформация вступила в свою основную фазу, выйдя из богословских кругов на экономическую, просветительскую, а затем и политическую арену. Главным моментом этой реформации было преодоление средневековья. Не случайны слова Тукая:

Будем каяться, татары! Долгий сон прервется пусть.
Мы должны вступить, о братья, на прогресса мудрый путь.

Перевод А. Ахматовой

ДЖАДИДИЗМ – ПРОЩАНИЕ СО СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ

Старый татарский литературный язык был предназначен для узкого круга интеллектуалов. Народ общался на разных говорах, близких друг к другу, при этом люди могли себя идентифицировать по местности проживания (казанлылар, арчалар, буалар и т.д.). У них жизнь проходила на конкретной земле, где было хозяйство, средства жизни, родственники. Именно территория была опорой и надеждой, а не государство или абстрактный народ. Поэтому неудивительно, что местные самоназвания были в ходу, что вовсе не означало отрицание своей татарской принадлежности или наличие глубоких этнографических отличий. На самом деле различия между территориальными группами татар были незначительны. Даже татары и башкиры больше отличались размерами земельных наделов, а не языком и культурой. Такое «приземленное» сознание было естественным и соответствовало условиям сельской общины, где крестьяне жили своим миром и общались с соседями на сабантуе и джиене, но оно не устраивало капиталистов, которые нуждались в общенациональной системе образования, а значит и соответствующем языке.

Основой общенационального языка стал говор татар Заказанья. Тукай, Дэрдмэнд, Сагыйть Рамиев, вслед за ними прозаики обозначили этот поворот в татарской литературе и заложили основы общенационального языка. Но и этого было недостаточно для того, чтобы появился разговорный национальный язык. Требовалось всеобщее начальное образование. Этот вопрос решили предприниматели, содержавшие всю сеть татарского образования. «Стандарт», появившийся в литературе, закрепился в советское время в качестве официального татарского языка. Не случайно Тукай стал символом превращения татарского народа в современную нацию, а джадиды – символом прощания с долгим средневековьем.

ЯЗЫК – НЕ ВСЕГДА ПРИЗНАК НАЦИИ

Небольшой экскурс в историю высвечивает громадную роль общенародного языка в становлении нации, однако ирония судьбы заключается в том, что язык не всегда является признаком нации. Это трудно понять и принять, но факты упрямая вещь. Ирландцы в своем большинстве говорят на английском языке и не знают гэльского, при этом их национальные пристрастия достаточно ярко выражены. Американцы, австралийцы, новозеландцы также англоязычные нации, но они не стали британцами. Есть миллионы немецких швейцарцев и австрийцев, которые говорят на немецких диалектах и в то же время не хотят считать себя немцами. Франкофоны в Квебеке или в Швейцарии не стали французами. Евреи в разных странах говорят на самых разных языках. Если бы язык был главным признаком, тогда миллионы евреев, говорящих на идише (диалекте немецкого языка), пришлось бы причислить к немцам. Примеры можно продолжить. Во всех этих случаях язык оказывается средством коммуникации или выполняет политическую функцию, но не становится этнообразующим фактором. На это же указывает такой факт как двуязычие этнических групп. Жизнь постоянно сталкивает со случаями «неэффективности» языковой ассимиляции. Татары, перешедшие на русский язык, в своем большинстве остаются татарами, и это наблюдается по всей России. Татары, перешедшие на узбекский язык, сохраняют свою идентичность, хотя среди них есть даже известные узбекские писатели.

КАК ВЫЧИСЛИТЬ НАСТОЯЩЕГО ТАТАРИНА

Ученые изобретают показатели настоящих татар, дискутируя о количестве критериев. Если поставить себе задачу защитить диссертацию, можно придумать много такого, чего по жизни не нужно или даже не существует. Называются десятки разных признаков: язык, религия, культура, наличие государственности и т.д. По каждому из признаков, казалось бы, весьма убедительных, можно найти возражение. Польско-литовские татары говорят по-польски и не знают татарского, но мусульмане. Кряшены и нагайбаки – православные, при этом с сильным татарским самосознанием. Этнологи традиционно ссылаются на культуру, как важный признак этничности. Опираясь на него, казалось бы, можно объединить польско-литовских, астраханских, сибирских татар, кряшен и нагайбаков под общим знаменателем, но дело в том, что культура не гомогенна. Профессоры Казанского университета, будь то татары или русские, могут иметь больше общего между собой, нежели профессор-татарин и фермер-татарин. В сложном дифференцированном обществе возникает множество культурных систем, которые пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Из этой системы этническую культуру в чистом виде выделить невозможно.

Известный ученый Эрик Хобсбаум считает: «Мистическое отождествление национальности с некоей платоновской идеей языка, которая скрыто существует за всеми его несовершенными вариантами или парит над ними характеризует, скорее, идеологические построения националистически настроенных интеллектуалов, нежели реальное самосознание обычных носителей данного языка». К этому можно добавить, что столь же мистический характер носит отождествление национальности с религией или культурой. Более того, жизнь преподносит удивительные примеры ассимиляции удмуртов, башкир, марийцев, которые целиком переходят на татарский язык, ходят в мечеть, теряют традиционную культуру, но говорят, что они удмуртской, марийской, башкирской «крови». В результате мы оказываемся в ситуации, когда остается только один-единственный критерий определения национальности человека – его добрая воля.

В исламе достаточно сказать «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его» (шахадат), чтобы считаться мусульманином. Не надо знать арабского языка, носить чалму или хиджаб, нужно произнести формулу шахадата. По аналогии можно говорить о принадлежности к татарской нации – достаточно согласиться со словами Марджани: «Кто же ты, если ты не татарин?», чтобы считаться татарином.

«За все благодарю тебя, судьба,
Сполна испил я чашу благостыни.
Осталась лишь последняя мольба,
Я ничего не попрошу отныне.

Обременю последней просьбой той,
Ведь ты сама отчасти виновата,
Что я остался круглым сиротой,
Нет ни отца, ни матери, ни брата…

С тех горьких пор одной отрадой жив.
Судьба, послушай, как ты не сурова,
От матери навеки отлучив,
Не отлучай от языка родного…»

Сибгат Хаким.

Рафаэль Хакимов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (136) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.03.2013 11:12

    в романе Михаила Шолохова "Тихий Дон" действие происходит в хуторе ТАТАРСКИЙ. Вы Рафаэль Хаким агай не ответили на свой вопрос.

  • Анонимно
    16.03.2013 12:12

    С другой стороны понимаю Хакимова как ученого-практика. Действительно, сербы и хорваты, имея общие языковые корни, отличаются способом кодирования (латиница-кирилица), что послужило их разобщению. Настоящие профессора вузов не делят себе подобных по национальности, у них близкие культурные корни и общие интересы. Тоже происходит в дружной бригаде строителей. Татарстанцев многое объединяет, если мелодия песни красивая, то она берет за душу татарина, чуваша и русского. Если исполнитель талантлив, как наша Дина Гарипова, то неважно на каком языке она поет, ангийском, татарском или русском. Это наша общая культура. Мир аплодирует Бурановским бабушкам и мы тоже их поддерживаем. Многие у нас говорят о разделений и находят много признаков. Кому это нужно? В объединении наша сила.

    • Анонимно
      17.03.2013 11:51

      Согласен сила в добровольном объединении, а не в безысходной ассимиляции.

  • Анонимно
    16.03.2013 13:04

    Сильно получилось, спорить не хочется...

    • Анонимно
      16.03.2013 16:16

      А я бы поспорил. Одназначно нужно знать свою историю, но и современность нужно верно соизмерять. А современность такова, что по-факту нынешние "фабриканты" не необходимы жизни представителей татарского народа, желающих изучать добровольно и сознательно выбранную предками и лично религию и язык своей веры, начиная с непонятного "фабрикантам" "заморского арабского языка". "Фабриканты" современности, напротив, ради сохранения в своих руках не своих "фабрик" поддерживают, если не сказать осознанно способствуют, деморализации нации путем внедрения средневековых девизов "Я тут хан" либо "Кто успел, того и лошадь", "Одна плетка хорошо, а два "чыбыркы бик якшы". Родной язык с помошью инавасии не могут поднять с уровня "кухонного городского" и "сельско-лапасного" до современного научного, литературного, производственного. Тактическая хитрость не может заменить принципы, понимание которых у современных "фабрикантов" в этой жизни не наступит. Еврейский народ сумел построить еврейское государство со своей верой и восстановленным!!! языком. А что, предлагают татарам? Сингапур?, Малазию? в рамках реализации каких-то прав какой-то группы лиц, которые булдыралар, на управление частью населения на определенной территории под названием Татарстан. Есть конечно альтернатива потерять национальную идендификацию по принципу "я раб тут?" либо "а кто я там?".

      • Анонимно
        16.03.2013 16:36

        А зачем Вам спор? Очевидно, что Ларионова в Фонде "Возрождение", или Иванов - главный по туризму в Минмолодежи, или Прокофьева - главная по архитектуре столицы, или Дембич - главный по генпланам городов и сел РТ - это те, кто сегодня внятно переставляют фишки на гуманитарном пространстве Татарстана и столицы в ожидании максимального потока ресурсов... а верхние "татары" настолько улетели, что множество очевидных трендов настроений и забот населения им недоступны ( вспомним случай ВКТ с интернетпорталом ии Хранительницу, или "Котел мера-Даши" и т.п. Появление нового учебника истории и осторота вопросы религии в школе и на улице - свидетельство, что споры тут неуместны - надо сидеть в засаде лет сто - танки все-равно по мосту пройдут... или Пираты Карибского моря.. спор ни о чем и ни с кем! Уго Чавес вот умер!

    • Анонимно
      17.03.2013 14:59

      Очень сильно получилось, особенно последние строки. Запоминается последнее, мудрая статья.

  • Анонимно
    16.03.2013 13:05

    Мне близка как татарская, так и русская культура, а также я люблю джаз, но это не мешает моей самоидентификации. Знание английского не отрицает мой родной язык, язык моей матери. Если у человека за душой ничего нет, то он в качестве социального лифта будет раскручивать свою национальную принадлежность. Настоящая современная татарская интеллигенция отличается широтой взглядов, и не отрицает "чужую" культуру.

  • Анонимно
    16.03.2013 14:23

    Хакимов вернулся на круги своя )))

  • Анонимно
    16.03.2013 15:00

    Сегодняшние разрушители нации тоже предприниматели. Тот же ВАМИН. Это ведь удар по сельчанам. Без подписи.

  • Анонимно
    16.03.2013 15:22

    Все-таки давайте больше думать об общем будущем. Например для себя я уже давно (еще при СССР) сделал однозначный вывод: "Татары - это те же русские, только татары, а русские - это те же татары, только русские!". И вся моя последующая жизнь доказывала (и доказывает) мне то, что, в чем в чем, а в этом выводе я уж точно не ошибся.

    • Анонимно
      16.03.2013 15:42

      А вот еще российское: горожане и крестьяне... - давайте всех называть просто "казаками" - и будет общая история и наполнится до краев....

    • Анонимно
      17.03.2013 19:19

      Вы можете сделать следующий шаг в развитии своего мировосприятия-все люди -человеки.

  • Анонимно
    16.03.2013 15:59

    Хоть бы про Тукая не врал,тот на турецком писал.Да и движение татаристов,судя по всему на турецкие деньги было сформировано.

  • Анонимно
    16.03.2013 16:02

    Хорошая статья.

  • Анонимно
    16.03.2013 16:13

    Очень содержательный материал. Полно понятий и терминов.Поэтому надо разбираться.Во-первых"Реформация (лат. reformatio — исправление, преобразование) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией".Согласен, что можно говорить о наличии (или отсутствии) реформации мусульман(или ислама) как исправление и преобразование.Можем ли мы этим термином называть социальные или социально-политические преобразования, этот вопрос требует изучения.

    • Анонимно
      16.03.2013 16:35

      Сложные процессы становления любой нации, в таком сложном окружении необходимо рассматривать в парадигме триединства Возрождение—Реформация— Просвещение (Жукоцкий В.Д.) и в разрезе трех видов деятельности Религия –Социология/Политика –Экономика/Предпринимательство и в терминах пассионарности Гумилева.

      • Анонимно
        16.03.2013 18:08

        В историю .. Реформация вошла как конкретное общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI века. Ф. Энгельс назвал это явление «буржуазной революцией № 1»: в нем соединились антифеодальные мотивы политического, экономического и собственно мировоззренческого характера. Раскол в католической церкви придал этому общественному движению подчеркнуто религиозную форму, но эта форма не должна скрывать гораздо большее содержание, касающееся всей целостности общественного мироустройства.

        • Анонимно
          16.03.2013 18:37

          Европа XVI веке встала на мучительный путь расставания с патриархальной христианской оболочкой европейской культуры. Протестантский дух тотальной капитализации (социализации) захватил сознание и всю систему общественных отношений. Он явно выходил за рамки церковной организации.Россия в целом, как и восточное христианство (православие), не пережила выраженных эпох Ренессанса и Реформации, да и последовавшая за ними эпоха Просвещения носила характер заимствования и внешнего влияния.

          • Анонимно
            16.03.2013 19:15

            Самое интересное в европейской Реформации то, что она, будучи фанатично религиозным движением, имела своей предпосылкой Ренессанс (замысловатую диалектику светского и христианского гуманизма), а результатом — грандиозную эпоху Просвещения, настоящую духовную революцию в светской культуре, поднявшейся на небывалую высоту благодаря развитию философии, науки, искусства и светской морали.

            • Анонимно
              16.03.2013 20:16

              Вызревание российской культуры для своего Ренессанса состоялось через 400 лет к концу 19 века, и логика этой Реформации оказывается привязанной к этому событию. Особенность российской связки Возрождение — Реформация — Просвещение состоит в том, что здесь все происходит быстрее, концентрированнее, а главное, с существенным наложением внешних влияний Европы. Логика догоняющего развития несла в себе не только колоссальные издержки, но и значительные преимущества, выдвинувшие Россию в 20 веке в центр мировой истории

              • Анонимно
                16.03.2013 21:59

                Эразм Роттердамский (один из творцов Реформации) в «Наставлении христианскому воину» (1511 г.) утверждает право и обязанность истинного христианина за буквой Священного писания чтить дух его «Ведь и Евангелие имеет свою плоть, и свой дух... Но тело без духа не может существовать, дух не выявляет себя вне тела»Такое представление о Священном писании и в наше время может носить характер переворота, ведь никто не знает заранее, какой дух привидится простому человеку за буквой евангельской. Не случайно в России Библия была переведена на русский язык только к концу 19 века, но и после она оставалась скорее «книгой для служебного пользования»Во многом это касается и ислама, и Корана.

              • Анонимно
                16.03.2013 22:18

                Те страны, которые не прошли церковную реформацию и естественное буржуазное развитие, должны были рано или поздно, накопив потенциал пассионарности, пойти по пути воинственной социально-культурной реформации, как во времена Французской революции. В случае же радикально-консервативного сопротивления возникла более жесткая форма социалистической реформации, как это произошло в России и во многих других странах догоняющего развития.

                • Анонимно
                  16.03.2013 22:41

                  Стратегия, обозначенная Эразмом, объективно включала в себя два варианта: охранительный — через церковную реформацию, и бескомпромиссный — через просвещенческую реформацию, ставшую революцией во всей системе светской культуры.Д. Мережковский и М. Горький — две знаковые фигуры российского ренессанса — охранительная и бескомпромиссная. Первая отвергалась светской и духовной ментальностью властвующих. Вторая была реализована в истории российской культуры 20 века великой культурологической миссией Советской эпохи.

  • Анонимно
    16.03.2013 16:14

    Интересно, что представляли бы из себя произведения великих русских писателей, если бы Пушкин, Достоевский, Л. Толстой собирали слова на базаре? :-))))))))))))Литература как раз призвана взращивать культурный национальный язык, а не тиражировать всё то, что говорится на базарах (в современном мире всё то, что говорится в подворотнях обдолбанными наркотой и упитыми пивом).

    • Анонимно
      16.03.2013 16:37

      Русская литература 21 века обходится без словарного наследия 19 века более ста лет - и ничего

      • Анонимно
        16.03.2013 17:00

        Вы, возможно, и обходитесь. А я пока ещё не забыл, что такое литературный язык.

        • Анонимно
          16.03.2013 17:55

          Так долго не живут! Информационный поток удваивается каждые три месяца, правда на английском....

          • Анонимно
            16.03.2013 21:39

            Поменьше смотрите зомбоящик и не зависайте в сети круглосуточно. :-)) Шариковую ручку в руке давно держали? :-))

    • Анонимно
      17.03.2013 14:45

      Пушкина не трогайте, а лучше почитайте, у него словарный запас все впитал.

  • Анонимно
    16.03.2013 18:06

    Рафаэль Хакимов пишет интересные и полезные статьи. Но в них НЕТ мощной динамики. Сильного ментального заряда (или предложения), который бы разбудил всех татар, объединил, дал нужный и непреодолимый импульс к развитию! А так мы, все время будем топтаться на месте, или ползти черепахой. Чтиво для- «в кругу семьи перед камином». Неторопливые мысли, ученого наслаждающего комфортом своего дома. А где действия?????? Даже вся подготовка к Универсиаде, ИТ –парки, ТАНЕКО и т.д., скучная экономика, которая кроме денег мало, что принесет татарам. Когда у татар, как народа появится главный вопрос – ЧТО ДЕЛАТЬ?????

    • Анонимно
      16.03.2013 19:06

      Пассионарности нет не только у ученых, ее нет и у народа РФ и РТ.Для этого необходимо запустить болезненные для все процессы Ренессанса, Реформации, Просвещения и Возрождения. Как бы это не было болезненно без них мы вообще не выживем.

  • Анонимно
    16.03.2013 18:10

    ЧТО ДЕЛАТЬ? Если 7- томную историю татар 20 лет пишем, а все написать не можем???Причем это гос. заказ. Выдохлись советские ученые еще на старте в 90-е годы.

    • Анонимно
      16.03.2013 20:45

      Видимо сложно 90 летнею историю растянуть на 7 томов.

      • Анонимно
        16.03.2013 21:52

        Тогда Ивана Грозного и Дмитрия Донского тоже аннулировать?

        • Анонимно
          16.03.2013 22:29

          Не надо путать Казанское государство с татарами.А по картам тех годов Казань вообще граница между черемизами луговыми и булгарами.Мутно все в этой исТории.

          • Анонимно
            17.03.2013 00:08

            Изощряйтесь дальше.

            • Анонимно
              17.03.2013 15:43

              Можно слепо верить советским и россиянским учебникам истории,а можно изощриться и раз в жизни посетить библиотеку хорошую,со старыми книжками.

  • Анонимно
    16.03.2013 18:22

    ЧТО ДЕЛАТЬ? Когда поступки простых граждан РТ опережают мысли ученых! Татарские ученые должны быть в авангарде жизни татарского народа, а не плестись в арьергарде.

    • Анонимно
      16.03.2013 19:01

      Согласен полностью! с поправкой.Татарские ученые должны быть в авангарде мировой науки (как Сагдеев, Валеев, Арбузов, Лобачевский, Завойский, Вишневский, Фукс) и жизни татарского народа, а не плестись в арьергарде.

  • Анонимно
    16.03.2013 18:27

    Я Рафаэля Хакимова пока воспринимаю, как ученого из провинции. Умный, но провинциальный.

    • Анонимно
      16.03.2013 19:17

      А разве политологи ученые? Скорее они журналисты, даже если работают директорами институтов или Председателями Советов директоров - пусть пишут как знают - от науки это далеко и не опасно....

  • Анонимно
    16.03.2013 19:14

    "Для этого необходимо запустить болезненные для все процессы Ренессанса, Реформации, Просвещения и Возрождения. Как бы это не было болезненно без них мы вообще не выживем".А вот об этом пожалуйста по подробнее!

    • Анонимно
      16.03.2013 19:26

      Обязательно расскажет. В здании на Большой Красной...

      • Анонимно
        16.03.2013 22:06

        РассказываюТаким образом средневековая Реформация образует универсалию культуры (в том числе сегодняшней): своим историческим эпицентром она имеет церковную реформацию, которую подготавливает ренессансное движение, а завершает эпоха просвещенческого культа разума. И хотя на этом процесс не заканчивается, и навстречу Реформации накатываются волны контрреформационного охранительства (до сих пор), суть совершаемого перехода культуры в новое качество от этого не меняется.

        • Анонимно
          16.03.2013 22:53

          Причем Ренессанс идейно подготавливает Реформацию, и в то же время приносит себя в жертву ей. Реформация продолжает начатое Возрождением и выступает формой его отрицания. Все потому, что Возрождение — это интеллигентская форма Реформации, а Реформация — это народная форма Возрождения. У этой народной формы есть свои лидеры и своя элита, свои вожди и соратники.

        • Анонимно
          17.03.2013 11:05

          Слушаем только тебя и радио.

          • Анонимно
            17.03.2013 15:47

            В Ливии уже до слушались.

            • Анонимно
              18.03.2013 09:32

              В Ливии к сожалению не Реформация, а Революция. И мы в РТ дождемся этого. Реформацию мирным путем делают умные люди, а Революцию -тогда, когда власть превращает их в толпу, в том числе такими угрозами как "расскажет на Большой Красной". Сегодня придут за нами, а завтра за вами!!!

  • Усталец
    16.03.2013 19:48

    Чак-Чак.Эчпочмак.Сабантуй.Вот три непременных атрибутов-спутников настоящего татарина. Можно добавить перемяч и кыстыбый.И самая главная идентификационная черта-отличие:приветствие "Исенмесез".

    • Анонимно
      17.03.2013 00:12

      Поясните глупым - это самоирония или пренебрежение.

      • Анонимно
        17.03.2013 00:40

        Это восхищение!

      • Анонимно
        17.03.2013 12:37

        Вероятно, я сам виноват , что чересчур лаконично изложил моё видение по-данному вопросу, и кому-то непонятны мои аргументы. Разнообразие национальной кухни, отражает суть быта и образа хозяйствования- землепашество,животноводство,гостеприимство. Сабантуй-национальное культурное наследие, свидетельствующее о трудолюбии и характере народа. Приветствие "исенмесез" - уникальное свидетельство исторической памяти народа о трагических сбытиях, имевших место быть на территории современного Татарстана. Так что,на мой взгляд,: "Чак-Чак - Сабантуй - Исенмесез", признаки материальной и нематериальных культур, носителя которых можно назвать татарином. То есть люди, празднующие Сабантуй, приветствующие друг друга подобным образом и угощающие вышеприведенными продуктами и есть татары. Много ли регионов в России, где такое триединство, скажем на протяжении последних ста-ста пятидесяти лет имело место быть на непрерывной, и самое главное, на осознанной, то есть привитой родителями,основе? Я ответил на Ваш вопрос о самоиронии или пренебрежении?.

  • Анонимно
    16.03.2013 20:37

    Ценностные основы татарского бизнеса - вот источник его энергии и общественной активности. Бизнес поддерживал медресе, прессу, книгоиздательство, библиотеки.... .При отсутствии гос. финансирования татарского образования, бизнес, в какой то мере, взял на себя его роль. Купечество совместно с духовенством создавали первые школы в Центральной Азии и Казахстане. т.е это было явление не ограниченное территориально, но ограниченное во времени. тем не менее, результаты оказались исторически очень значимыми. Разумеется такое стало возможным в условиях некоторой свободы, без чего капитализм не мог бы даже произрасти. И сегодня много фактов участия бизнеса в социальных проектах. Однако уровень гос. контроля над бизнесом и налоговая система не стимулирую его общественную активность.

  • Анонимно
    16.03.2013 21:09

    Простая и недоступная татарам правда о прошлом: татары вынуждены были сами учить своих детей в частных школах, поэтомуотцы и занимались своими детьми. Сейчас татары - иждивенцы, и нечего кивать на бизнес-патриотов. Торговые дома татар в ВКТ доказали - халява поразила нацию и никто в Казани частные школы для своих детей не открыл и не откроет - скорее в Европу частникам отдадут детей своих - к Гарри Потреру... ух, татары!

  • Анонимно
    16.03.2013 21:34

    Татарлар без, - татарлар! Япония янында Татарский проливтан башлап, Кытай татарлары торган жирлэр, hэм шуннан Эдрэн (Адриатическое море) дингезгэ чаклы сузылган мен елга якын яшэгэн данлы татар дэулэте кешел?ре. Наполеон империясе Наполеон яшэг?н кыска чорда данлыклы була, Александр Македонский империясе, Александр улгэнчегэ чаклы гына яши. Ул улгэч империя таркала, анын малае илдэн кача. Европа империялэре бары тик СМИ да бик зур реклама булганга гына истэ торалар. Аларнын казанышлары аз, бары тик сузлэр. Шул ук Наполеон, тормышын х?рлыклы тэмамлый. Э ана кондэ реклама. Татарларны баш тарихын Кытайда hэм Англиядэ белэлэр. Инетта поиск язасагыз: Эдуард Паркер "Англичанин и татары". Й. Халиуллин. 2 500 ел булган татар дэулэте турында язма.

  • Анонимно
    16.03.2013 21:47

    Опять у Хакимова ничего своего. Перепевы идей своих же сотрудников. обо все этом еще 10 лет назад написали в его же Институте Радик Салихов и Рамиль Хайрутдинов в 3 или 4 книжках и десятках статей. Почитайте оригинальную версию, по крайней мере не скучно будет. Экономическую историю татар, историю предпринимательства в академии подняли эти ребята. Молодцами были в свое время. У них были монографии по национальному банку, сберегательному банку, золотые страницы предпринимательства в компании с кем-то и завершили диссертацией

  • Ветер
    16.03.2013 21:56

    Рафаэль Сибгатович – это современный Татарский Макиавелли. Человек дальних горизонтов, формирующий повестку дня. Уникальная тонкая и изящная манера изложения, скрывает масштаб личности. Недаром говорят – архитектор Татарской модели.

    • Анонимно
      16.03.2013 23:26

      Хакимов татарский гений,но не вождь! У нас есть татарские вожди,но гениев среди мало!Татарин.

      • Ветер
        17.03.2013 16:59

        Конкретно эта статья имеет все заявки на вождисткое начало, цитируя консолидирующие строчки Дэрмэнта «Ты сын татарина и сам татарин, Откажешься, смотри – башку продавим.» и как бы предупреждая, что предтечей пробуждения национального самосознания является революционное брожение. Но психотип и темперамент у Рафаэля Сибгатовича более соответствует роли серого кардинала. Поэтому и все предшествующие статьи Хакимова есть завуалированный диалог на несколько высоком уровне с Центром. Худой мир лучше доброй ссоры. Татарин.

    • Анонимно
      19.03.2013 10:12

      Если Макиавелли - пусть пишет "О государе" в семи томах

  • Анонимно
    16.03.2013 23:31

    Ильф и Петров добавили бы: "отец татарской либеразии, бывший депутат республиканского совета, бывший советник нынешнего советника, родник исторической мысли, глыба современности"

  • Анонимно
    17.03.2013 00:15

    Молодец Хакимов.

  • Ermakov
    17.03.2013 00:45

    Рафаэль Сибгатович в своей статье «Кто такие татары?» http://www.business-gazeta.ru/article/76851/ пришёл, нам мой взгляд, к двум очень интересным выводам. С одной стороны: «…подлинными нациостроителями были предприниматели», а с другой стороны: «…один-единственный критерий определения национальности человека – его добрая воля».Кто-то, возможно, заподозрит в этих двух выводах противоречие, и будет волен углубляться в теоретизирование. Однако, хотелось бы заострить наше внимание на другой, практической, части вопроса. Уверен, это поможет понять, что никакого противоречия тут нет, а главное определить те точки воздействия, которые, на сегодняшний день, помогут поставить качественно иные, глобальные цели в самоидентификации татар. Как точно, просто и главное удобно, с практической точки зрения, при этнокультурной самоидентификации человека полагаться на его добрую волю. То есть оставить человеку право, независимо от каких-либо внешних признаков, знаний, умений и других качеств, считать себя татарином, русским, либо, например, представителем группы индейских племён яномама.А теперь главные вопросы. Действительно ли мы оставляем людям (включая наших детей) право на такую добрую волю? Действительно ли мы свободны от стереотипов и предвзятости? Можем ли мы искренне уважать и поддерживать выбор этнокультурной самоидентификации других людей? Боюсь, что нет. Боюсь, что та просветительская работа, которую начали вышеупомянутые «предприниматели» ещё не закончена. Именно это, на мой взгляд, в деятельности тех людей являлось самым важным – просветительство и воспитание человека с одной стороны способного к добровольной самоидентификации (положим, что худо-бедно это у них получилось), а с другой стороны воспитание в этом человеке искреннего уважения к добровольному выбору ближнего (над этим придётся ещё поработать). Говоря проще, для того, чтобы признать и уважать человека как татарина, русского или кого-то другого, в идеале, для нас должно быть достаточно двух слов, услышанных от этого человека, например: «Я татарин!». И не важно, знает ли этот человек татарский язык, историю, культуру, обычаи, неважно, где он живёт, какую религию исповедует, имеет ли кровное родство и наличие множества других внешних признаков. Наверняка, консервативно настроенные критики, воскликнут: «Как определить настоящего татарина? Где и как проводить границу?» В этих вопросах, а на практике в этом подходе и попытках определить границу, отмежеваться, сказать, что вот он настоящий, а ты нет, и кроется самый большой враг многочисленности любой этнической группы. И это настолько злободневно, настолько перекликается, и с проблемами переписи населения, и с проблемами бережного сохранения уникальных групп как кряшены, нагайбаки, польско-литовские татары, и настолько рядом с нами, что даже по ТНВ, в одной из передач, посвященной жизни татар за пределами Татарстана, представительница одной из татарских культурных общественных организаций сетовала, если можно так выразиться, на «этнический снобизм» казанских татар, которые считают себя «настоящими», а всех остальных «второсортными». Вот к чему приводят поиски границ того, где начинается настоящий татарин, и где заканчивается тот, что не очень. А на практике, этническая группа татар редеет, разбивается на субэтоносы, подгруппы и псевдоэтносы, люди, сомневающиеся и «отторгнутые снобизмом» уходят в другие группы.И абсолютно прав Р.С. Хакимов, когда подсказывает нам, что для того, чтобы начать считаться мусульманином и войти в эту огромную мировую группу достаточно произнести «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его», а чтобы тебя считали татарином, в некоторых случаях, ещё нужно очень сильно потрудиться.Критики на этом конечно не остановятся и скажут, что отсутствие границ это путь к полной ассимиляции и исчезновению. Однако, это не так, наоборот, это путь к обогащению, укреплению и росту интереса ко всему, что кто-то, когда-то сопроводил вольным словом «татар». И если мы считаем себя вольными, ставим эту свободу во главу угла, любим свободу и безграничность, давайте искренне соответствовать этой безграничности изнутри, по отношению к себе и к другим людям.Продолжение о других глобальных целях в самоидентификации татар следует в блоге http://www.business-gazeta.ru/readblog/283/135/

  • Анонимно
    17.03.2013 01:35

    Уважаемые коллеги!!!Все будем определятся, пора изменятся.Кто и как будут делать очередную Реформацию?, чтобы на этот раз разрыв между новой христианской и российской реформацией не составлял 400 лет.

  • Анонимно
    17.03.2013 09:53

    Советский тезис о расцвете и сближении наций все равно работает, несмотря на все препятствия.А вот профессор-татарин и фермер-татарин имеют много общего, если фермер Сиразин.

  • Анонимно
    17.03.2013 10:51

    Начнем вот с этих двух простых и гениальных пунктов1)Развитие медицины.2) Увеличение количества татар(увеличение рождаемости)Когда много народу, тогда и гениев больше, и прочих трудовых резервов.А все остальное, имеет меньшую важность. Именно эти два пункта дадут рассвет татарам как народу, как нации. И поднимут татар на мировой уровень!

    • Анонимно
      17.03.2013 12:23

      Где Вы такое видели?Чтобы развивать медицину нужны медицинские университеты мирового уровня, нужны медицинская промышленность, нужны оснащенные технологиями поликлиники и больницы.Содержание такой медицины обойдется не меньше чем весь доход казанцев.Мы должны будем платить за медицину всю з/п.

      • Анонимно
        17.03.2013 12:48

        Значит, поступаем еще проще. Перестаем пить курить. Начинаем заниматься спортом, т.е. вести здоровый образ жизни. И чтобы рожать здоровых детей в больших количествах, спортзалы не особо нужны. Необходимы спорт+нравственность и желание.Раз развитая медицина на сегодня лишь грезы.А то вы похожи на союз писателей РТ которые у Минниханова деньги просили, для того, чтобы они могли развивать татарскую литературу. А вот Г.Тукай денег не просил на развитие. И дома писателей у него не было, и Минниханова Р.Н. у него тоже не было.

        • Анонимно
          17.03.2013 14:54

          Полностью согласен.Здравые мысли и их реализация зависит конкретно от нас.Сможем ли мы их выполнить. А если не, то нечего ругать других.Для примера, я уже не курю давно и вся семья и родственники тоже.Научился работать дома.Для начала это не плохо.

        • Анонимно
          17.03.2013 15:56

          Про Тукая вы немного не в теме,все было как раз наоборот.Почитайте его современников,а не всяко разно статейки непонятно кого.

    • Анонимно
      17.03.2013 13:29

      Где-то я уже слышал о мировом господстве и исключительности одной нации.

      • Анонимно
        17.03.2013 13:35

        поднять на мировой уровень и мировое господство это не одно и тоже. Не надо подменять смысл. Это нагло и ехидно

  • Анонимно
    17.03.2013 12:52

    Читали книгу "Сто великих татар"?Так вот когда я ее читал, у меня настроение сильно портилось. Вначале я не мог понять почему. Но потом я понял, эту книгу следовало назвать "Плач ста великих татар"Для меня великие татары, это как Г.Тукай-характер кремень, сталь, булат.А сегодняшние накормленные культурные татарские деятели РТ (не все конечно)умеют только денег просить у власти.

  • Анонимно
    17.03.2013 13:37

    В любой уважающей себя стране народ нанимает (выбирает) власть для реализации разработанного командой специалистов и согласованного с обществом плана развития по определенной модели развития.Есть ли у нас такой план и модель того, чего мы пытаемся построить?Есть ли понимание у народа, что историю невозможно повторить? Мы не можем вернуться в горбачевский развитой и справедливый (зюгановский, мироновский, а они сидят в Думе) социализм 20-века (какие бы программы КПРФ не рисовала, мы не знаем механизмов их реализации, кроме ГУЛАГа) и гайдаровский (чубайсовский, ЕРосовский, они тоже сидят в Думе) капитализм 100 -летней давности с кустарными мастерскими и базаром вместо международной торговли новыми технологиями. Мы выбрали ЕР, КПРФ, СР и ЛДПР в Думу для принятия законов по которым мы должны реализовывать согласованные с обществом планы и модели развития или для их обогащения.У нас нет адекватных 21 веку ни планов, ни моделей развития, ни инструментов и механизмов их реализации.Мы выпали из истории!!!Но история возвращается к нам сама не только в виде Реформации и Просвещения, но и виде большого террора и очередной революции.

  • Анонимно
    17.03.2013 14:54

    "... в ХIХ веке татары часто о себе говорили, что они мусульмане, указывая тем самым на сословную принадлежность..." Новое слово в исторической науке? Давно ли мусульманство стало сословием?

    • Анонимно
      17.03.2013 17:26

      Самое смешное, что до революции большевиков, всё население Российской Империи делилось по ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ и по СОСЛОВИЮ. Т Е в документах писали, например: купец, мусульманин. Или: мещянин, православный. Не знать этого и называть себя историком - расчёт только на полных идиотов.

  • Анонимно
    17.03.2013 16:08

    Может не стоит так часто и помногу писать об одном и том-же.А честно и вменяемо написать - я хочу отделения от России,я хочу возрождения хАзарского Каганата,я хочу большой гарем и рабов..... К сожалению,пока сложилось такое мнение

  • Анонимно
    17.03.2013 16:18

    Дорогой РАФАЭЛЬ!Кто такие ТАТАРЫ????ЭТО ВОПРОС,ВОПРОСОВ России.Почти известно кто такие Русские,которые состоят из 40% мордвы,40% Татар,15% Славян,и остальное из других народов России и Европы.А Вот Татары,это Загадка.Проблема в большей степени в том что,начиная с падения КАЗАНИ,существующие АРХИВЫ и все письменные источники,имеющиеся на то время,cистематически и умышленно уничтожались,и я думаю к этому приложили руку,в качестве советников,священники ГРЕКИ.Хитрые греки вбивали в голову царей,такие мысли,что если у народа не будет письменных источников,значит этот народ не будет иметь будущего,плюс бесконечные пожары.Начинающие первые ЦАРИ полутатарского происхождения,вряд-ли сами бы додумались до этого.И до Романовых ближайшее окружение у престола, была высшая знать Татарского происхождения.А начиная с Царей Романовых,"это антитарское зерно посаженное греками,стало давать ростки,Романовы,которые практиковали приглашение на службу немцев,в результате,из выходцев которых, постепенно образовалась,высшая знать немецкого происхождения,и которые,практически оттеснили от престола,старую высшую знать Татарского происхождения.Эта новая знать немецкого происхождения,ещё больше проводила антитатарскую внутреннюю политику.Ведь не секрет, что ИСТОРИЮ как АКАДЕМИЧЕСКУЮ НАУКУ в России, разрабатывали и внедряли,первые профессора немцы, целенонаправленно делали из ТАТАР таких МОНСТРОВ,вбивая в голову населения враждебность к ТАТАРАМ,также введя в 18 веке понятие слово Татарское " ИГО "И естественно они,всё так запутали,что надо по крупицам выщипывать факты из:Китайских,Арабских,Армянских,Европейских,и наверное частично из Российских архивов.Всё эти архивы изучить и после этого можно наверное дать ответ на две загадки,Первый вопрос:Как так получилось что ТАТАРЫ, имеют корни и от Финно-Угров,от Тюрков,от Моноголоидных народов????Второй вопрос:Откуда появилось название ТАТАРЫ, у жителей Поволжья????А после этого вполне можно дать ответ на вопрос.КТО ТАКИЕ ТАТАРЫ??????ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК.

    • Анонимно
      17.03.2013 17:28

      Кто такие татары - это вовсе не вопрос-вопросов России. Этот вопрос, который интересует ТОЛЬКО татар. Остальную всю Россию этот вопрос вообще не интересует. :-))

      • Анонимно
        17.03.2013 20:11

        Этот вопрос,Вас антогониста ТАТАР,естественно не интересует.А в России живёт 140млн.Из которых не менее половины имеют Татарские корни и те кто образованны атакже думает о своих детях, ихнем будущем,им очень даже интересно.А другим необразованнымлюдям может,это не интересно.Это их право быть, не нормальным гражданином а винтиком который не знает своих корней.Из таких легче лепить орудие и использовать в личных целях,политикам.Простой человек.

        • Анонимно
          17.03.2013 21:09

          Извените за назойливость, но не подскажите ли Вы, из какого языка Вы взяли слово "ихнем"? В русском языке нет этого слова. ВООБЩЕ НЕТ!

          • Анонимно
            17.03.2013 21:59

            Вы ещё об этом у тёти Мани с хлебзавода спросите. Литературный русский - это конёк не многих.

            • Анонимно
              17.03.2013 22:28

              Так "простой человек" - это и есть та самая тётя Маня с хлебзавода, внучка Эллочки?

        • Анонимно
          17.03.2013 21:13

          Прежде чем утвержать о 70 миллионах граждан России, имеющих татаркие корни, попытайтесь хоть раз выехать за пределы РТ и задать первому встречному вопросы: "Вас волнует вопрос идентичности татар и кто такие татары?" В 99% вы получите ответ: "Нет."

          • Анонимно
            18.03.2013 16:27

            В 99,9%.

            • Анонимно
              18.03.2013 23:27

              «Вас волнует» – это из серии: «о чем нонче пишут в газетах».Надо спрашивать так: «А расскажите, ЯкубОвич, сын Якуба, Якубов сын, …». Обхохочешься на нашем «поле чудес». Чебаркуль, чебар-куль, кто-то подумает: "метеорит неземной", и только, а это озеро с рябью… О сколько нам открытий чудных… Мода на то и мода, чтобы меняться. Вот работают же люди, над имиджем компаний и целых стран, областей. Если 99% скажут, что предпочитают американские фильмы, это еще не значит, что они американцы. Это значит только то, что Голливуд хорошо делает свою работу. Надо хорошо делать свою работу, а не ходить по улицам с микрофоном и не орать на митингах в мегафон, не выискивать чьи-то происки. Глядишь, после очередной переписи, Нарышкины, Собянины, Шараповы, Ягудины, Перелыгины, Януковичи, Мурзины, Башкатовы, Кутузовы, Юсуповы, Мончаковы, Худайбердины, Тябердины, Ермаковы и т.д. ломанутся в другую сторону (начнут болеть за Рубин, а вы что подумали?).Работа таких как Хакимов же созидательная, собирательная. Пусть работает. Время покажет. А потомки оценят, проголосуют.

    • Анонимно
      17.03.2013 18:01

      Может просто сходить в библиотеку ,посмотреть хотя бы британику 17 века,почитать Ленина и этого достаточно,чтоб выкинуть из головы чушь про русских и татар.Сам термин татары не такой уж и старый,и в большинстве случаев можно определить одним образом-инородец.Татарами и немцев могли назвать.К концу 19 века,татарин, стало принимать и ругательное значение.Как народ появилось по декрету Ленина,он не любил казанцев.Еще многие специально путают тартария и татары,а это как огонь и вода,совершенно не сопоставимые понятия.Увы, но ваши представления созданы видимо телевизором и все ваши утверждения в качестве вопросов можно назвать винигретом из разных слухов.И ответом на них может быть только порция соли или сахара,в словесной форме,-чего захочет автор статьи.

  • Анонимно
    17.03.2013 20:13

    Какие национальности?! Была раньше политика разделяй и властвуй. Сейчас её выкинули на фиг и правильно сделали! А мы головы ломаем, умные слова говорим, а ведь рожи у всех рязанские! Посмотрите друг на друга!

    • Анонимно
      17.03.2013 20:49

      В том то и дело, что у одних рожи рязанские, а у других монгольские...

    • Анонимно
      17.03.2013 20:59

      Сразу вспоминается старый фильм Таковского про старину с эпизодом-Не убивай меня,я свой,я русский!-Да какой-же ты русский,рязанская морда!

  • Историк известный и пропагандистЗаняться решил просвещеньем.И как правоверный теперь джадидист Порадовал новым твореньем.Ещё раз спасибо, открыл нам глазаНа то, кто такие татары.В науке об этом давно уж бузаИ всякие пишут кошмары.Была Куликовская битва иль нет,И кем Бату-хан был в натуре,Один лишь историк пролил на то свет,Из тех, что был в номенклатуре.Про базис с надстройкой он тоже сказал:-В основе татар - бизнесмены.На них как строителей он указал, Они были нации вены.P.S.Не надо историю подлинно знать, Историком, чтобы считаться.А надо себя таковым называть И в этом себе лишь признаться.

    • Анонимно
      17.03.2013 23:50

      Абдрахманов Н.З. Готов отдать должное вашему мастерству экспромта, но в данном случае ваши вирши вряд ли уместны. История, как и философия, с давних времён является элементом культуры. Каждый мыслящий человек может высказаться по этим вопросам, независимо от своего прошлого и настоящего статуса. Это надо ценить. Другое дело, что не каждый может системно изложить свои идеи, если они есть. Хм... А если изложит, то обнажит свой интеллектуальный уровень. Вообще, вы не чувствуете в общественной атмосфере "электризацию"? Сейчас только сообщили, что в Москве православные активисты Народного фронта напали на отделение партии "Яблоко". Нам это нужно? Вот. И я думаю, что нам нужно "бесконтактное" и честное обсуждение разных мнений. Может быть так приблизимся к взаимоприемлемой истине.

      • Анонимно
        18.03.2013 13:35

        Уважаемый!Полностью согласен с Вашей точкой зрения.Необходимо обсуждение а не скоморошество.Надо попросить Уважаемых журналистов БО,организовать статью с каким-нибудь ПОЭТОМ.И там пожалуста будет простор для стихоплётства.ПРОСИМ ВАС ЖУРНАЛИСТЫ БО,Организуйте пожалуста.Простой человек

    • Анонимно
      18.03.2013 14:37

      Так давно Вас не было видно, г-н Абдрахманов. Мы скучали. Пожалуйста радуйте нас чаще.

  • Анонимно
    17.03.2013 23:33

    Раздумывая о татарском языке, татарской культуре, традициях усиленно пытаюсь как то избегать - затмить перед глазами образ нынешнего татарина-чиновника, говорящего на полутатарском-полурусском языке, рьяно доказывающего, что живет как мусульманин и мол ходит в мечеть, а в повседневной жизни порой совершает такие дела, за которые в мусульманской стране не то чтобы палец, голову снесли бы. Как стереть этот образ, сложенный за последние годы и наблюдая этих татар в госучреждениях, видя их по ТВ, читая про них статьи в газетах и журналах, наблюдая их замки в городе и РТ. Где пример для подражания ??? Где та умеренность/скромность, о котором говорит Ислам (Покорность-Смирение, если не ошибаюсь) красивая татарская литературная речь на экранах ТВ и в докладах ученых ??? Сплошное калькирование - с русского, либо с турецкого ! Для чего эти историчесие "раскопы" в татарском этносе и поиске чего то сверхобычного, сверх человеческого у татар ? Похоже, что это не менее, а возможно и более ассимилированная нация, что и русские. Почему считается более важным сохранить камни в булгарах, чем сохранить интереснейшие традиции, которые возможно еще сохранились в татарских деревнях.Студент

  • Анонимно
    18.03.2013 00:19

    Чтобы ответить на вопрос кто такие татары, сначала надо ответить на вопрос как формировалась русская нация. Потому что эти процессы взаимосвязаны и шли параллельно. Может быть в ближайшем будущем появятся некоторые ответы на то, кто такие русские. Это стало очень актуальным вопросом особенно после распада СССР и когда Киев оказался столицей другого государства. Сейчас надо будет новое объяснение, почему там, где начиналась история русских, оказался другой народ, почему Украина воссоединялась с Россией, при этом до этого никогда не выходила из нее, почему Иван Грозный разрушал русские города и истреблял население этих городов, куда так резко исчезли многочисленные степные народы, кто такие все таки казаки и т.д.

    • Анонимно
      18.03.2013 09:40

      Русский и татарский этносы формировались на одной территории не только параллельно, но и взаимосвязано (как и многие другие этносы в России), об этом, по моему, и пишет Р. Хакимов.Поэтому мы не можем отдельно ответит на эти вопроса

      • Анонимно
        18.03.2013 13:50

        Правильнее писать-русский и булгарский или советский и татарский этносы.

  • Анонимно
    18.03.2013 09:37

    Интересно читать!

  • Анонимно
    18.03.2013 09:39

    Когда Хакимов перестал быть советником президента, он стал более интересен и более объективен. Раньше он был более стереотипен, как господа из ВТОЦ. Сейчас в его взглядах все больше просматривается житейской мудрости.

  • raf
    18.03.2013 10:53

    Не помню у кого есть афоризм,что вначале надо взять власть в свои руки,а философы найдутся и обоснуют,в необходимости данного шага.В статье,хоть и приведены исторические ссылки,стихи,но факты передёрнуты.Вначале,Татарин-Татарка,это не самоназвание народа,кличка с отрицательным содержанием.Предпринимательством в царской России больше были заняты мишаре,их единство цементировала религия-Ислам,потому именовали себя мусульманами.Их речь отличается от казанского.Нацией сделала нас только Советская власть,чему должны мы быть рады.И Сталинское определение нации,написанное в 1913 году,носит научный характер,комплексный характер.В марксистко-ленинской литературе выделяют ассимиляцию естественную и насильственную.Гораздо важнее нам,противостоять второй.И наконец,генетики исследовали генотип человека и нашли,что племя проживающее в Африке,стало ареалом распространения человека по всему миру.Один ген содержится в 3,5 млрд человек.И у Чинхисхана,и у Путина,и у Сталина,и Дж.Вашингтона,и у Минниханова,скорее всего и у Р.Хакимова.

  • Анонимно
    18.03.2013 11:02

    Татар на данный момент может объединить идея - Идея трудолюбия и предпринимательства.Татары в связи с большей частью деревенским своим происхождением весьма трудолюбивы и напористы!

    • Анонимно
      18.03.2013 11:52

      Плохо себе представляю, как это может быть объединительной идеей, скорее разъединительной. В предпринимательтсве каждый сам за себя, даже с друзьями нельзя общий бизнес иметь, если не хочешь с ними поссориться.

  • Анонимно
    18.03.2013 12:40

    Зачем выдвигать татар на мировой уровень?Не лучше ли выдвигать казанцев или татарстанцев на мировой уровень? В единстве наций наша сила и путь к процветанию. Деление по национальному признаку на пути к прогрессу - это национализм в худшем своем проявлении. Это разобщает. Это контрпродуктивно.

  • Анонимно
    18.03.2013 13:15

    Как справедливо было замечено выше, с пассионарностью у автора слабовато. Вряд ли после прочтения статьи, можно ожидать наплыва тех, кто по «доброй воле» задрав штаны, побежит записываться в татары. Или выписываться из них. От статей в электрогазете (это не научный форум) от ученого-гуманитария ожидалось в первую очередь, что автор будет жечь глаголом сердца, ибо с позиции формальной логики сентенции автора легко ставятся под сомнение. Как минимум. Например, «…империи не становятся нацией» -на лицо смешение элементарно разных сущностей. Импе?рия (от лат. imperium — власть)- форма государственного устройства, правления,а под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии…или «остается только один-единственный критерий определения национальности человека – его добрая воля»Применим этот постулат к ребенку, тем более, к грудному. Получается, что ребенок не принадлежит ни к какой нации. Он же свою «добрую волю» элементарно не в состоянии выразить. Если допустить, что ребенок-человек, то, получается, что есть люди с нацией и без нации. Или ребенок – не человек? Правильно, наверное, было бы определиться с определениями базисных понятий: нация, народ, сословие, государство… Тогда, какая то появится основа для последующих рассуждений.

  • Анонимно
    18.03.2013 14:24

    Понятие нация взято от балды и поэтому не подлежит определению как таковое. Поигрались в эту дурь, выкинули и забыли!Времена дубин и мамонтов, когда надо было собираться в шайку, кануло в лета!

  • Анонимно
    18.03.2013 14:28

    Почему-то это добровольное определение своей национальной идентичности смахивает на то, что творится сейчас в большинстве европейских странах с добровольной сексуальной идентичности, в независимости от того, какой у ребёнка пол при рождении. Вот типа подрастёт ребёнок и сам решит кто он - мальчик или девочка, татарин или русский, узбек или баварец, мама или папа.

  • Анонимно
    18.03.2013 15:46

    что за бред?! Мы не татары!!! Мы булгары!!!!

    • Анонимно
      20.03.2013 10:00

      Может быть ты и булгар, единственный в Казани, а мы все татары!

      • Анонимно
        20.03.2013 17:11

        У кого предки на земле Казанской губернии лежат,те в основном булгаре,а все пришлые и коммунисты в основном татаре,т.е. чужие люди.Да и говорите только за себя,а не мы,не царь чай всеросийский.

  • Анонимно
    18.03.2013 22:58

    Сущий МИР нестабилен-парадоксален-разнообразен. Происхождение и цель его существования неизвестны. Происхождение человека и "что это такое" также неизвестно. Чел (кроме всего) обладает национальной (этнической)самоидентичностью. Свой-чужой. Факт. Кто главнее раньше определялось СИЛОЙ. Теперь это просто опасно. Надо привыкать к правилам ОБЩЕЖИТИЯ. Не теряя свою самоидентичность. Усал булсан - асарлар, жуаш булсан - басарлар. Мудр наш народ и феномен парадоксальности ему известен. Так что фермер (колхозник) возможно мудрее философа или историка. Где я вас спрашиваю тат тюбетейки по 50 руб.?

    • Анонимно
      19.03.2013 10:16

      В Турции и в Китае ваши тюбетейки, на Универсиаду будут с козырьком....

  • Анонимно
    19.03.2013 15:13

    Ну и кто татары?! )))) Ответ, так и повис в воздухе! Язык не всегда признак нации, но является его определяющим критерием, в основном. Незнание языка первый шаг к ассимиляции и потери идентичности со своим народом/нацией. Для меня важнее вопрос появления/формирования татарского народа, а не становление нации. Принадлежность к народу определяется культурой, традициями, обычаями и религией, хотя в нашем случае не совсем так..... Нация и народ, одно и то же, от латинского natio - народ. И непонятно, что хочет сказать Хакимов и что он ищет, идентифицируя нацию...Единую гаплогруппу для определенного народа ? Не найдет! Татарский народ существовал со своим языком, традициями и культурой и без появления предпринимателей. Сибирские, казанские, астраханские татары представляют один народ, остальное всё от лукавого...А то, что люди могли себя идентифицировать по местности проживания (казанлылар, арчалар, буалар и т.д.), так и сейчас мы говорим, бавлинские, арские и т.д. и что?!

  • Анонимно
    19.03.2013 16:50

    Вспоминается всероссийский показ кино "ОРДА" - там все и показано - ответ не последовал, значит татар просто нет в 21 веке...

    • Анонимно
      20.03.2013 08:41

      Этот фильм полная галиматья, из пальца высосан сюжет, лишь бы кого-нибудь унизить, без этого никак, слишком сильный стереотип по отношению к татарам.

  • Анонимно
    19.03.2013 19:23

    Хватит играться в свой-чужой и обрезать детей хватит, ИМ ЖЕ БОЛЬНО!!!!!!! Они потом ВСЮ жизнь мучаются вопросом- за что??? И обижаются на весь мир, и Всвоей обиде пытаются найти виноватых. Но если родители сделали глупость ПРОСТИТЕ их и не повторяйте сами.

    • Анонимно
      20.03.2013 13:12

      прекратите истерику, легкость протекания и большая распространенность венерического заболевания хламидиоз еще не повод отказываться от кардинального решения проблемы

  • Анонимно
    21.03.2013 20:05

    У знакомых, которые считают себя татарами полным полно внебрачных связей с русскими, с еврейками. Кто определит: какой национальности дети от таких связей? Есть умные?, высказывайтесь!

  • Анонимно
    21.03.2013 22:26

    Национальность имеет юридическое значение для гражданина РФ? Если не имеет, то это личное дело человека. Он может страдать или радоваться по этому поводу. В своей голове. Или в компании своих кондовых единомышленников, борцов за "графу №5", что мы и наблюдаем на просторах инета, трибунах политиков.

  • Анонимно
    22.03.2013 11:39

    В чём кроётся юридическое значение?

  • Анонимно
    23.03.2013 10:23

    Надо же как бывшим булгарам мишарам, казанцам, тептярам... присвоили нехорошую кличку того времени "татарин" и она прижилось, еще нам предлагают радоваться этому. Я например так и не понял какое у меня национальность, то ли мишарин, толи булгарин, но не мугу считать себя татарином. В документах XIV—XV веков, мишари назывались «мещеряками», а в более поздних XVI—XVII веков — под общим названием «татары».

  • Анонимно
    23.03.2013 11:29

    Царская Россия замордовала булгар до предела, что многие татары до сих пор не знают свою истинную историю. Историки тоже боятся показать истину иначе все станет на свое место и жестокая правда обретет чудовищную картину...

  • Анонимно
    23.03.2013 11:41

    В период формирования татарской нации мишари потеряли ряд признаков субэтноса, в первую очередь — особое самосознание. Но даже во время переписи 1926 года около 200 тысяч человек ещё отнесли себя к самостоятельной «народности» — к «мишарям». Мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, чокающие мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако в XX веке многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. В настоящее время не существует серьёзных исследований, ставящих перед собой цель выделить мишарей прежде всего как самостоятельную нацию.

  • Анонимно
    23.03.2013 14:50

    Царские архивы до сих пор засекречены. Значит, правда ужасная для нашего народа.Хакимов как тот курай. Как ветер дует, так он и поёт.

  • Анонимно
    23.03.2013 21:11

    Пионерами были, коммунистами были, татарами были. Сейчас понимаешь, что всё это чушь несусветная. Сейчас хочется хорошей зарплаты, хорошей работы, чтобы прекратился обман народа.

    • Анонимно
      12.05.2015 22:06

      вот станешь татаром снова, и, Алла бирса, все наладится...

  • Анонимно
    25.03.2013 00:30

    ДНК анализ покажет кто мы такие.

  • Анонимно
    16.12.2013 09:49

    Народ вы запутались, опомнитесь??? Наши предки (Булгары) переворачиваются от ваших слов.......!!!

    • Анонимно
      12.05.2015 22:04

      А наши Предки-татары только радуются, что наконец-то их потомки начинают вспоминать-воссоздавать свою подлинную историю, "...но официальные историки избегают упоминать многое из этого, а также из того, что пишет о татарах Челеби. Ведь многие сведения о татарах противоречат официальному «курсу истории России», оставленному нам романовскими идеологами.Но особенно интересно то, что Челеби сообщает об очень древнем происхождении татарского народа. «Сначала Творец обличье земли кочевниками-татарами приукрасил, а толь-ко потом от Пророка Измаила род арабов пошел … Во время Пророка Измаила и язык арабский впервые появился» — передает нам Эвлия Челеби сведения древних авторов. Многие народы, как тюркские, так и многие «нетюрки», как сообщает Эвлия Челеби, происходят от татар..." Из книги "Наследие татар" (авторы Г. Еникеев, Ш. Китабчы. Серия "Татарский след в истории России и Евразии". Автор проекта серии С.Х. Давлятшин).

  • Анонимно
    13.06.2014 11:15

    ТАТАР = ТАР + АР.ТАР (корень) = КАМЕНЬ; крепкий, как КАМЕНЬ.АР (суффикс) = ВОИН; Война.ТАТАР = крепкий, как КАМЕНЬ ВОИН.

    • Анонимно
      12.05.2015 21:54

      "камень" значит... Ну-ну. А вот на самом деле как: "...Поясним нарочно запутываемое официальными историками-западниками происхождение названия и самоназвания известного всем издревле народа "татар" - это прежде всего самоназвание могущественного некогда народа, то есть, татары сами себя называли испокон веков "татары", "татарский народ" - как "до эпохи монголо-татар", так и "в эпоху монголо-татар", так и после - до настоящего времени. Происходит название "татар" от тюркского слова "тотар" ("о" произносится близко к "а") - означает: "те, которые смогут держать (содержать) в порядке"- например, страну..." (Из книги "По следам черной легенды", автор Г.Р. Еникеев. Серия "Татарский след в истории России и Евразии". Автор проекта серии С.Х. Давлятшин).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль