Общество 
31.05.2013

«Нижнекамский шинный комплекс»: 40 лет спустя

4.jpg
19 апреля 2013 года Нижнекамским заводом шин ЦМК выпущена миллионная шина

ШИННИК ДА НЕФТЯНИК ПРАЗДНУЮТ ВМЕСТЕ

Сегодня (31.05.2013) в Нижнекамске, в Доме народного творчества, вместе с Днем химика отпразднуют и 40-летний юбилей шинных предприятий. К профессиональному празднику химиков приурочены в этом году несколько круглых дат: 40-летие со дня выпуска первой продукции Нижнекамского шинного комплекса, 70-летие с начала разработки татарстанских нефтяных месторождений и 35-летие первой покрышки, выпущенной Нижнекамским заводом грузовых шин.

Днем рождения Нижнекамского шинного комплекса принято считать 29 апреля – именно в этот день в 1973 году была выпущена первая автокамера для «Жигулей». Однако летопись шинных заводов Нижнекамска неразрывно связана с историей нефтедобывающей отрасли республики и России, отчего и праздник для работников шинных производств получил название «От нефти к шинам».

1.jpg
29 апреля 1973 года выпущена первая автокамера размера 6.15х13 для автомобиля «Жигули»

С 1968 года, когда был заложен первый камень в основание шинного завода, к концу 80-х годов в Татарстане с нуля была создана отрасль по производству автомобильных шин. Нижнекамский завод стал передовым предприятием для всего Советского Союза, чего требовала и экономика страны: основная доля внутренних грузоперевозок уже к концу 60-х годов осуществлялась автотранспортом. Задачей Нижнекамского завода ставилось обеспечение шинами гигантов отечественной автоиндустрии – ВАЗа и КАМАЗа, а также насыщение ассортимента вторичного рынка. В 1986 году ОАО «Нижнекамскшина» взяло на вооружение принципиально новую технологию производства по итальянской лицензии и тем самым в период перестройки лишь усилило лидерские позиции в отрасли.

Бизнесмены помнят и сегодня, как в эпоху бартера нижнекамские шины стали валютой на рынках республики: кто с кем только не расплачивался вагонами шин по взаимозачету – за «резиновые» деньги даже строились новые предприятия. Советская промышленность рушилась, а ОАО «Нижнекамскшина» конкурировало с зарубежными производителями вплоть до начала 90-х годов, когда и шинники не выдержали общего экономического упадка из-за проблем с поставками сырья и сбытом продукции. В 90-х годах уровень производства перестал играть решающую роль на рынке – пришло время осваивать маркетинговые стратегии. Как итог, новая рыночная политика укрепила шинное производство в партнерстве с нефтяниками. В 2000 году решением кабинета министров РТ госпакеты акций «Нижнекамскшины» и «Нижнекамского завода технического углерода» были реализованы ОАО «Татнефть». Председателем совета директоров «Нижнекамскшины» был избран генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов.

2.jpg
Генеральный директор ОАО «Татнефть» Тахаутдинов, первый заместитель генерального директора, начальник УРНиН ОАО «Татнефть» Маганов на Нижнекамском заводе шин ЦМК

ШИНА – ОНА И В АФРИКЕ НИЖНЕКАМСКАЯ

К настоящему времени шинный комплекс «Татнефти» включает в себя ОАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК» и еще 7 предприятий, которые реализуют полный цикл услуг: научные исследования, производство, реализация и сервисное обслуживание. На российском шинном рынке доля нижнекамского комплекса превышает 30%, и производство продолжает расти. В прошлом году шинные заводы «Татнефти» перешагнули планку в 13 млн. штук шин.

За время владения шинным комплексом ОАО «Татнефть» инвестировало в развитие отрасли более 30 млрд. рублей, обновив технологии и реформировав структуру управления производством. Крупнейшим проектом стало строительство «Нижнекамского завода шин цельнометаллокордной конструкции» (ЦМК) стоимостью 18 млрд. рублей. Конвейер завода шин ЦМК был запущен в 2009 году, по качеству его продукция сегодня конкурирует с товарами мировых производителей. Нефтяная корпорация инвестировала и в другие крупные проекты шинного комплекса – реконструировала и модернизировала производство ОАО «Нижнекамсктехуглерод», ЗАО «ЯРПОЛИМЕРМАШ-ТАТНЕФТЬ», завода массовых шин, запустила новый бренд «КAMA EURO» и построила цех для производства резиновых смесей.

3.jpg
За последние 11 лет в развитие предприятий шинного комплекса ОАО «Татнефть» инвестировало более 30 млрд. руб

Благодаря производственной политике «Татнефти» аудиторы британского сертификационного органа URS вручили всем без исключения предприятиям шинного комплекса свидетельства о соответствии стандартам ISO 9001 и ISO/TS 16949. Автогиганты АвтоВАЗ, КАМАЗ, ПАЗ и УралАЗ присвоили нижнекамским заводам статус «надежный поставщик».

Сегодня шинный комплекс «Татнефти» выпускает более 190 товарных позиций по основному продукту – это легковые, сельскохозяйственные, цельнометаллокордные, грузовые и легкогрузовые шины. По статистике, каждый пятый автовладелец в России «обувается» в шины КАМА или КAMA EURO. Торговый дом «Кама» экспортирует продукцию в 70 стран мира. Кроме ближнего зарубежья, это страны Азии, Африки и Восточной Европы, а также Куба и Новая Зеландия.

АРМЕЙСКАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРИКРЫТЫЕ ТЫЛЫ

Сегодня в большом зале Дома народного творчества соберутся ветераны труда и передовики шинного производства – их ждут награды за работу и концертная программа самодеятельных творцов предприятий нефтехимического комплекса «Татнефти» и нижнекамских артистов.

Среди приглашенных Владимир Шестаков – пенсионер и ветеран труда ОАО «Нижнекамскшина», награжденный орденом Октябрьской революции и орденом «Знак почета».

5.jpg
22 мая 2012 года с конвейера завода грузовых шин сошла юбилейная 70-миллионная шина

– Я как пришел после армии электромонтером, так и работал по этой специальности практически со дня основания завода массовых шин, – говорит он. – На пенсию в 2008 году вышел бригадиром ремонтников. Честно говоря, в 1973 году я устроился на завод ради квартиры – только женился, а тут жилье получить можно было быстро. Так и прошла вся жизнь на заводе, и ни минуты я об этом не жалел. Никогда не забуду, как меня выбрали делегатом 25-го съезда КПСС, где я лично встретился с министром нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР Федоровым… Для меня завод – это армейская дисциплина и порядок. А с приходом «Татнефти» еще и прикрытые тылы – на «социалку» нефтяники не скупятся.

Делится своими воспоминаниями и главный инженер завода грузовых шин Юрий Филимонов, в 1977 году начинавший карьеру шинника инженером-конструктором на заводе массовых шин. 18 лет он отработал заместителем главного механика на заводе грузовых шин, затем до 2011 года был помощником директора по реконструкции. По его словам, в 70-х на заводе дневали, ночевали, работали даже по выходным.

– Тогда мало кто имел опыт работы в шинном производстве, – вспоминает Юрий Иванович. – Мы учились у приезжих специалистов в основном с краснодарского и барнаульского заводов. Профессионалами были разве что руководители – директор ЗГШ Николай Кадыров, начальники цехов Виталий Балдин, Леонид Овсиенко, Юрий Лобжанидзе... Благодаря им, а также сменившим их руководителям Петру Кушниру, Николаю Бобику, Якову Будницкому мы прошли свою школу. Сегодня работы не меньше, но перемены радуют – ОАО «Нижнекамскшина» стало современным производством. Приятно, что обновляются не только цеха, но и социальные объекты. Например, столовые стали уютными, сейчас на очереди бытовые корпуса.

Заводские столовые отремонтированы в последние два года по программе реорганизации объектов общественного питания, одновременно на предприятии заработала и фабрика-заготовочная. Важной мерой поддержки семей работников является обеспечение благоустроенным жильем по программе социальной ипотеки. С 2005 года в рамках программы семьям работников шинного комплекса предоставлено 1,6 тыс. квартир. Социальные проекты «Татнефти» распространяются и на здоровье, и на воспитание детей шинников. Кроме того, ОАО «Татнефть» капитально отремонтировало оздоровительный лагерь «Чайка», где прошлым летом отдохнули более тысячи детей работников нефтехимического комплекса. Осенью и зимой в «Чайке» отдыхают сами сотрудники и ветераны предприятий «Татнефти».

Справка

В шинный комплекс ОАО «Татнефть» входят: ОАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК», ОАО «Нижнекамсктехуглерод», ОАО «Нижнекамский механический завод», ЗАО «Ярполимермаш-Татнефть», ООО «Научно-технический центр «Кама», ООО «Торговый дом «Кама», ООО «Татнефть-Нефтехимснаб», ООО «Энергошинсервис».

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль