Политика 
30.05.2013

Непарламентские партии заговорили с трибуны Госсовета РТ

Сегодня депутаты Госсовета РТ приняли в первом чтении закон «Об образовании» – уже в новой редакции. Причем маленький эпизод сразу продемонстрировал важность документа. Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, немного смущаясь, попросил депутатов чуть отложить уже объявленное им обсуждение проекта, потому что президент Рустам Минниханов хотел бы поприсутствовать, но пока занят. Парламентарии спорить не стали и рассмотрели другой вопрос, дожидаясь главу республики.

С докладом о новом законе выступил первый замминистра образования и науки РТ Данил Мустафин. Он напомнил, что 29 декабря 2012 года был принят федеральный закон (ФЗ-273) «Об образовании», что и потребовало разработки нового республиканского закона. Он не повторяет ФЗ и, в отличие от него, гораздо компактнее, поскольку общие для всей России нормы не дублируются: в нашем законе 4 главы и 28 статей, тогда как в федеральном – 15 глав и 116 статей. Но главное отличие, конечно, в том, что, как подчеркнул докладчик, республиканский закон учитывает национальную и этнокультурную специфику Татарстана.

В законе, как порадовал Мустафин, «за каждый гражданином закрепляются права на бесплатное дошкольное, общее и среднее профессиональное образование и на конкурсной основе – на высшее».

- Татарский и русский, как государственные языки Республики Татарстан, изучаются в равных объемах, - процитировал Мустафин положения будущего закона.

Он также сообщил о новшестве:

- В целях создания конкурентоспособности системы образования впервые закреплена норма, направленная на взаимовыгодное сотрудничество с частными партнерами в соответствии с законодательством о государственно-частном партнерстве.

6.jpg
Фарид Мухаметшин

Что касается такого весьма болезненного вопроса, как зарплата («газета «БИЗНЕС Online» недавно рассказывала о зарплатах учителей в Казани), Мустафин заметил, что, «согласно федеральной норме, законопроект устанавливает требование по средней заработной плате педагогических работников общеобразовательных учреждений не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате по экономике РТ».

ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ», ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ВЗНОСЫ НА УЧЕБНИКИ»

Вопросы от депутатов первому замминистра были об условиях (нормального!) обучения детей с ограниченными возможностями, о школьной форме, о судьбе профтехучилищ…

Николай Рыбушкин спросил о том, что волнует многих родителей:

- Позволит ли принятие данного закона искоренить такое зло, как поборы с родителей в школах? Так называемые «вступительные взносы», так называемые «взносы на учебники» и так далее?.. Нельзя ли в этом законе написать одну статью, которая бы поставила преграду этим незаконным сборам? Опять-таки мы каждый (учебный) год начинаем с того, что разбираемся: в той школе собирали деньги на учебники, в этой… А куда бюджетные деньги деваются, которые мы выделяем?

Мустафин ответил:

- По существу, вопрос, связанный с привлечением как денежных, так и материальных других средств, подробно расписан в других законодательных актах. Но мы специально предлагаем ввести норму, что общеобразовательные организации не имеют права устанавливать никаких условий приема…

НА СЕЛЕ ШКОЛА – ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

На обсуждение закона «Об образовании» в Госсовет пригласили (это стало хорошей традицией) 15 партий, не представленных в татарстанском парламенте. Выступили, конечно, не все, но каждый постарался приобщиться к столь важному документу, который вообще-то касается всех поголовно: «Мы все учились понемногу… чему-нибудь и как-нибудь».

1.jpg
Рушания Бильгильдеева

Председатель татарстанского регионального отделения (ТРО) «Справедливой России» Рушания Бильгильдеева говорила о том, что «необходимо остановить бурные темпы коммерциализации образования» и что сегодня «особо уязвимыми становятся сельские школы»:

- Именно они подвергаются сокращению и объединению. При этом надо сказать, что это не всегда оптимальный процесс… На наш взгляд, в законе необходимо конкретизировать решение вопроса о закрытии сельской школы – в какой форме будет проходить учет мнений жителей, и указать кворум для принятия решения. Так как на селе школа – не только образовательное учреждение, но и центр воспитания и культуры…

Соучредитель ТРО «Молодой России» в РТ Ильнар Гирфанов напомнил, что эта партия активно участвует в работе совета непарламентских партий при председателе Госдумы РФ и «предлагает рассмотреть возможность создания совета непарламентских партий при Госсовете РТ». Идею поддержал Мухаметшин: «Предложения, которые прозвучали по созданию совета непредставленных и представленных политических партий, хоть его коммунисты и не очень воспринимают… Я лично считаю, что конструктивное взаимодействие со всеми политическими силами – это во благо».

У ПАРТИЙ, НЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ПАРЛАМЕНТЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ УСЛЫШАННЫМИ

По просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online» эту идею прокомментировал ее автор Станислав Александров – сопредседатель партии «Молодая Россия», замруководителя аппарата ассоциации юристов России:

- Предложение «Молодой России» создать совет непарламентских партий при Госсовете РТ я считаю абсолютно своевременным и актуальным. Сам факт поддержки этой инициативы председателем Госсовета Татарстана свидетельствует о важности вопроса и о понимании необходимости реализации этой инициативы в самое ближайшее время. Уже с прошлого года успешно работает федеральный совет непарламентских партий при председателе Госдумы России. На очередном заседании этого совета 29 января нынешнего года я и еще один представитель федерального руководства партии «Молодая Россия» Максим Рябцов предложили Сергею Нарышкину рассмотреть возможность работы региональных советов. Спикер Госдумы это одобрил… Совет непарламентских партий при председателе Госсовета РТ сможет выступить действенной и конструктивной площадкой для цивилизованного диалога между парламентом и непарламентскими партиями в политическом поле республики... У партий, не представленных в парламенте, появляется возможность быть услышанными, работать более предметно по совершенствованию законодательства, взаимодействуя с Госсоветом, вносить предложения и продвигать требования своего электората. Ведь за непарламентскими партиями стоит большое количество наших граждан, и активная работа в таком новом для республики формате совета непарламентских партий позволит эффективно представлять и при необходимости отстаивать интересы нашего населения, бороться за права людей».

НЫНЕШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ УВЕРЕНА, ЧТО СОЛНЦЕ ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ ЗЕМЛИ

Председатель ТРО Республиканской партии России – Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС) Марсель Шамсутдинов возмущался с трибуны Госсовета явным снижением качества нынешнего школьного образования и особенно его научно-естественной составляющей. Всевозможные технические кружки из школ куда-то «испарились». Результат печален: опросы показывают, что треть (!) нынешней молодежи (к слову, вслед за Шерлоком Холмсом) искренне уверена, что Солнце вращается вокруг Земли…

2.jpg
Марсель Шамсутдинов (слева)

Насчет татарского языка в школах Марсель был категоричен: «Учить надо!» Но уточнил, подойдя к столь острой теме как предприниматель:

- Главный вопрос здесь – вопрос мотивации. Школьники должны понимать, что если они будут изучать татарский язык, то, если станут госслужащими, учителями, врачами, будут получать надбавку, например, в 15 процентов за двуязычие.

В зале оживились и слегка зашумели. А лидер «ПАРНАСа» невозмутимо продолжил:

- Мотивационные мотивы в обучении – это уже вопрос не закона об образовании, а нашей политики, и кабинета министров, и уважаемого президента…

Лидер республиканского «Яблока» Руслан Зинатуллин сказал про законопроект об образовании:

- Эта тема крайне актуальна и важна для республики в целом и для меня лично, так как я сам являюсь преподавателем.

Зинатуллин отметил, что «закон в принципе неплохой», но внес конкретные «яблочные» поправки.

ПРЕДУСМОТРЕТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЗАЩИТУ, ЧТОБЫ ШКОЛЫ НЕ БЫЛИ ЛИКВИДИРОВАНЫ

От фракции КПРФ в парламенте РТ выступил депутат Артем Прокофьев. Про федеральный закон «Об образовании» он заметил, что «там еще слишком много надо дорабатывать», и предложил дельные вещи к республиканскому закону. Например, использовать при изучении татарского языка в школах РТ новые методики: пока у нас школьники хоть и учат татарский язык, но разговаривать на нем не могут, в итоге только хуже знают (потому что ему меньше внимания уделяется) русский язык.

5.jpg
Артем Прокофьев

- Нужны новые методики, – считает депутат. – Сегодня есть современные методики, которые раскладывают язык по косточкам и буквально за несколько занятий позволяют уже овладеть основами языка…

Говорил Прокофьев и о такой проблеме, как школьная форма:

- Что касается требований к одежде обучающихся… Есть вещи, которые здесь важны. Первое – неравенство приходит в школу. Вот форма, она, наверное, позволит выпячивание неравенства хотя бы на уровне школы сдержать… Следующее – это защита школы от религиозного вторжения, которое, мы знаем, тоже присутствует. Надо сохранить ее как светское учреждение в полной мере… Надо обеспечить, чтобы форма была недорогой. Должны быть компенсации небогатым семьям, у которых несколько детей учатся в школе, а денег не так много… Надо учесть ту форму, которая уже в некоторых школах существует. Как бы не получилось так – люди уже купили форму, а им говорят: эта не годится, теперь по закону нужна новая. Вот этого мы должны избежать… И еще одно – коррупция. Чтобы не получилось так, что какая-то структура всем навязала одну форму и всех заставила ее покупать втридорога…

Депутат говорил вслед за коллегами и о такой возмутительной практике, как массовое закрытие сельских школ. Прокофьев показал объемную стопку листов, которую захватил с собой, и пошутил:

- Вас, наверное, напугало, когда я выходил на трибуну с такой стопкой в руках, не собирается ли он вещать 20 часов?..

И уже серьезно продолжил:

- Это на самом деле пугающий документ – это список школ, которые ликвидированы в Татарстане по 2012 год включительно… Проблема очень серьезная. И может быть, в законе – наша фракция будет над этим работать – надо предусмотреть дополнительную защиту, чтобы школы не были ликвидированы.

В ответ на это депутат Госсовета РТ Файруза Мустафина, выступавшая от «Единой России», сообщила, что «в законе впервые четко прописано, как можно закрыть школу, и введен новый орган, который будет решать. Не только жители, экспертный совет, который будет определять… И если в эти экспертные советы попадут принципиальные люди и если они будут думать и размышлять, то вся эта тревога будет снята».

…Завершая обсуждение законопроекта, Мухаметшин назвал его «непростым, основополагающим, фундаментальным» и поблагодарил партии за конструктивные предложения. Закон был почти единогласно (при одном «против») принят в первом чтении.

3.jpg

ПОЧТИ БЕЗ ДЕБАТОВ

Остальные почти 40 вопросов повестки дня депутаты обсудили практически без дебатов, оперативно. Весьма эмоциональным получились лишь споры вокруг проекта закона РТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РТ». Закон проходил второе чтение, его представлял Марат Галеев – председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. А «коммунистические» поправки пытался провести руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов. И он-таки довел Марата Гадыевича до кипения, так что спикеру пришлось успокаивать обоих.

Понятно, капремонт – вопрос жгучий. Но, как сердито заметил Галеев, республиканский закон – он не о капремонте (за этим, пожалуйста, к ФЗ), а о его организации. Тем не менее, воспользовавшись столь удачным проектом, Миргалимов задал кучу горячих вопросов, тех самых, которые задают граждане на митингах и с которыми пытаются пробиться в управляющие компании…

Так, фракция КПРФ требовала открыть отдельный счет на каждый дом, заняться приватизацией мест общего пользования, дать жителям информацию о том, сколько с них собрано денег на капремонт и как они используются, дать собственникам право самим принимать решения о капремонте…

Впрочем, все эти поправки отклика у большинства депутатов не нашли. В ответ возмущенные коммунисты буквально через час после закрытия заседания Госсовета разослали по СМИ (газете «БИЗНЕС Online» тоже) сообщения, что 31 мая проведут пресс-конференцию об итогах очередной сессии Госсовета РТ, где выскажут мнение о проекте закона «Об организации проведения капремонта»…

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.05.2013 21:07

    Что у Шамсутдинова с рукой?

  • Анонимно
    30.05.2013 21:08

    Вот интересно, каждый имеет ПРАВО на среднее образование. А права отказаться от изучения какого либо предмета - нет. Все обязаны учить всё.

  • Анонимно
    30.05.2013 21:47

    Насчет закрытия и обьединения сельских школ... Господа Бильгильдеева рассказала об этой проблеме слишком общими фразами. А надо бы экономику просчитать, нужно ли строить школу в маленькой деревне на 10 учеников и содержать 14 учителей-математики, физики, химии, биологии, географии, истории, русского и литературы, татарского, иностранного, рисования, музыки, физкультуры и труда плюс уборщицу, дворника, директора и бухгалтера (как уж без них), охранника, плюс эту школу нужно отапливать, освещать, водопровод-канализация, компьютерный класс с интернетом тоже нужен... А, может быть, выгоднее содержать одну очень хорошую школу в райцентре или каком-то большом селе, а детей возить в школу на комфортабельном школьном автобусе? Пусть даже это будет роскошный дорогой автобус-самый безопасный, с мягкими удобными сиденьями, хорошей печкой и кондиционером, музыкой или даже телевизором, биотуалетом и.т.п., пусть даже им выдают какие-нибудь завтраки, хотя бы бутерброды (на случай если родители не успели рано утром завтраком покормить или ребенок в 7.00 не может есть (у многих людей аппетит появляется только через час-полтора после просыпания), пусть школьников возит отличный высококвалифицированный водитель, не пьющий, психологически устойчивый и любящий детей, пусть получает за свою нелегкую и очень важную работу высокую зарплату... Может быть, это будет дешевле и лучше? Я была в Канаде-страна большая, с суровым климатом, в городских квартирах жить не принято, особенно семьям с детьми, квартирах в многоэтажных домах как правило либо одинокие люди и бездетные супруги или иммигранты, получившие муниципальную квартиру в социальный наем (у них можно получить "от государства" квартиру не в собственность как в Советском Союзе), а вообще, молодые семьи как правило берут в ипотеку не квартиру, а дом в пригороде или вообще за городом. Так вот в Канаде повсеместно распространены школьные автобусы. И это очень хорошо. Кратко перечислю преимущества:- в нашей стране дети попадают в школу без всякого риска только если их возят или провожают в школу родители. Если ребенок идет в школу один с ним может произойти все что угодно. Маленького ребенка может сбить автомобиль, изнасиловать или убить маньяк (вспомните, убитая в Набережных Челнах и изнасилованная в Елабуге девочки были из многодетных семей, их некому было провожать в школу они ходили в школу одни без сопровождения взрослых), ребенок постарше может сам не захотеть пойти в школу и "не дойти до нее, потеряться по дороге", такое нередко бывает, подросток идет вроде как в школу, а сам мотается целый день где-то... Если учителя не начинают бить тревогу, то родители месяцами ничего не знают. Такого подростка также избить, ограбить, изнасиловать или убить либо втянуть в антиобщественное поведение-пьянство, наркоманию, токсикоманию, попрошайничаетство, сектантство, мелкие хищения или хулиганство, детскую порнографию или проституцию или вообще в преступную деятельность (сколько подростков даже из хороших семей в 90-е попало в преступные группировки). А если родители посадили ребенка в нормальный школьный автобус, а после уроков учителя снова посадили детей в школьный автобус, с ними с 90% вероятностью ничего плохого не случится. Я считаю, нам надо брать пример с Канады. Страна похожа на нашу-огромные расстояния, похожий климат.

    • Анонимно
      30.05.2013 22:48

      Поддерживаю!

    • Анонимно
      30.05.2013 22:51

      в этом вопросе не всё решает выгода

      • Анонимно
        30.05.2013 23:45

        Конечно не все решает выгода, но я писала не только о выгоде, а о качестве школьного образования (невозможно в каждой крошечное деревне на 5 дворов организовать современную конкурентоспособную школу, а если школы в таких деревнях изначально будут "отсталые", то, значит, мы смиримся с тем, что выпускникам этих школ будет практически невозможно поступить в вуз или устроиться на высоко оплачиваемую работу. Может быть, лучше, чтобы ребятишек из таких деревень на комфортабельном автобусе возили в современную конкурентоспособную школу в райцентре? Что касается обеспечения безопасности школьников и профилактики подростковой преступности и иных форм девиантного поведения это тоже очень эффективная мера. Насчет безопасности еще раз повторю-погибшая от рук маньяка Василиса Голицына-погибла из-за того, что ходила в школу ОДНА... Сколько читатели Бизнес Онлайн спорили и ругались. Кто-то осуждал родителей, дескать, не уследили, отпускали девочку из дома одну, другие возмкщались, а что делать, если родители работают или многодетная семья и некому провожать ребенка в школу. Если бы Василиса Голицына ехала в школу на школьном автобусе, скорее всего, она сейчас была бы жива.

    • Анонимно
      31.05.2013 07:06

      По поводу водителей школьных автобусов. Зарплата в районных отделах образования у водителей 4800. Какой нормальный мужик пойдет работать за эти деньги? Вот и работают там в основном алкоголики, которых ото всюду уволили.

      • Анонимно
        1.06.2013 12:34

        Вы правы сейчас все так и есть. Но я думаю, что если вместо того чтобы строить школы в каждой деревне из трех дворов направить те же деньги на приобретение безопасных школьных автобусов и оплату труда водителей, то можно будет платить водителю 40-50 тыс руб в месяц. И выдвигать требования в соответствии с таким уровнем зарплаты-брать на работу непьющих, не судимых, положительно характеризующихся соседями и бывшими коллегами, ну, и конечно, с опытом работы хотя бы лет 5.

  • Анонимно
    30.05.2013 21:53

    А что сейчас происходит с ЕГЭ, почему никто не высказался? Кому нужна эта профонация в нашем образовании, почему бы не вернуть нормальные экзамены? Кто за?

    • Анонимно
      30.05.2013 22:11

      Я против. Надо сохранить ЕГЭ, но бороться с коррупцией. При личном приеме экзамена слишком велик человеческий фактор (как сказал герой фильма: "волюнтаризм"). В подавляющем большинстве случаев ЕГЭ работает. Эту систему надо продолжать настраивать. Это движение вперед. Если отменять ЕГЭ, то как принимать в вузы? опять ездить в другие города и жить там неделями? Опять же возродится коррупция на универистетском уровне... и все по-новой, начинай сначала...

      • Анонимно
        30.05.2013 23:27

        Согласна с Вами. В 1995 году закончила специализированный гуманитарный класс очень хорошей казанской школы. После школы решила поступать на юридический факультет Казанского государственного университета. Весь июнь сдавала выпускные экзамены- общие (алгебра, русский+ литература, обществоведение), специальные (для гуманитарного класса- остальные классы сдавали просто английский язык-практика речи английского языка и англо-американская литература), региональный компонент (татарский язык), экзамен по выбору выпускникам (история). Можете себе представить, что это такое??? Только сдала эти экзамены, тут же вступительные экзамены на носу...нервы сдают, ни спать ни есть не хочется... Вступительные экзамены-все тот же русский+литература, все та же история и основы права. Ну зачем мне повторно сдавать сочинение и историю? Если я в июне сдала их на пятерку, почему я должна в июле еще раз это сдавать?! Если бы в 1995 году был ЕГЭ все для меня было бы проще- я бы сдала математику, я гуманитарий по характеру, сдала бы ее не более, чем на четверку, ну и ладно, для поступления на юрфак математика не нужна. А те же сочинение и историю я бы сдавала не два раза, а один раз и Слава Богу. Для поступления на юрфак нужно было сдать 3 вступительных экзамена-сочинение, историю и право. Если бы в1995 году мне "зачли" мои пятерки на выпускных экзаменах по литературе и истории, мне пришлось бы готовиться только к экзамену по праву. Кстати, об экзамене по праву.... Право в те времена не входило в обязательную школьную программу... Я не изучала право в школе. Так как я приняла решение о поступлении на юрфак КГУ достаточно поздно, перед выпускными экзаменами, то я успела записаться только на самые короткие курсы для поступающих на юрфак, продолжительностью в 1 месяц. Мне пришлось выучить право за месяц... Хотя, если бы я не тратила бы время на повторение уже сданных на школьных выпускных экзаменах литературы и истории, и мне пришлось бы готовиться только к экзамену по праву, мне было бы легче....А может быть, вместо права можно было сдать обществоведение, которое я успела изучить в последнем 11 классе? Противники ЕГЭ обычно выдвигают следующие аргументы:1- ЕГЭ невозможно применить на практике для оценки творческого таланта абитуриента. Согласна. Невозможно проверить с помощью тестирования, как человек поет, рисует, танцует, играет на музыкальных инструментов, бегает, прыгает, плавает и.т.п. Но тем не менее, во все времена для соискателей этих специальностей существовали некие "общие экзамены", например, желающие стать художниками, певцами, музыкантами, композиторами, актерами сдавали экзамены по литературе и истории. Так что плохого в том, чтобы им при поступлении "зачли" хорошие результаты выпускных экзаменов по литературе и истории и им пришлось бы сдавать только экзамены "по специальности", то есть "нарисовать, спеть, сыграть, станцевать". Мне кажется, что это было бы легче.

    • Анонимно
      31.05.2013 00:14

      ПрофАнация. От слова профАн.

  • Анонимно
    30.05.2013 21:58

    Сейчас начнут опять мусолить этот национальный компонент! Раз есть закон, надо выполнять!

    • Анонимно
      30.05.2013 22:19

      Закон конечно есть. Видимо и выполнять его надо. Только законы эти люди сочиняют.Вам сосед закон пропишет, Вы его будете выполнять? Надоело слушать такую галиматью.

      • Анонимно
        31.05.2013 00:20

        Вы правы. Только в древности считалось что законы даны людям от богов. А сейчас все мы знаем, что законы пишут люди, причем те, которых мы выбрали в депутаты. Поэтому когда мы идем на выборы депутатов Гос Думы или Гос совета или Каз гор Думы нужно думать, а какие законы напишут для нас эти кандидаты, когда станут депутатами. Это очень важно, потому что мы выбираем депутатов раз в 5 лет и в течение 5 лет мы вынуждены будем жить по тем законам, которые сочиняют и принимают они. Не лучше ли подумать об этом до выборов?

    • Анонимно
      30.05.2013 23:47

      Какой закон Вы имеете в виду? Вы хоть читали российский закон "об образовании" или так понаслышке?

  • Анонимно
    30.05.2013 22:18

    Господи, когда же мы поймем, что в нашей фантастически богатой стране главное богатство - не нефть, газ и алмазы, а мозги?! Стругацких читайте! У них есть, каким должен быть Учитель!!

    • Анонимно
      31.05.2013 00:07

      Читал я Стругацких. К сожалению, нам до этого далеко.

  • Анонимно
    30.05.2013 22:18

    Вообще за чем нужны эти массовые собрания гендиректоров, министров и глав районов. Нужно снизить численность депутатов Госсовета до 30 человек и пусть качественно оперативно без лишних расходов бюджета работают, а то приходят поздороваться с друг другом и поболтать. Сейчас еще Мухаметшин цепляется за каждую возможность статус свой поддержать, какой-то совет при Госсовете РТ хочет создать.

    • Анонимно
      30.05.2013 23:56

      Слышал звон да не знает где он... Вы хоть знаете, сколько депутатов Госсовета содержатся за счет бюджета? А? Как раз 30 человек!!! Остальные на общественных началах, это те самые директора, по поводу которых Вы так ерничаете. А я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы директор завода или холдинга бесплатно поработал в Гос совете. У них по крайней мере есть знания и опыт и люди они не бедные, не купишь их так легко...

      • Анонимно
        31.05.2013 10:05

        Уважаемый Всезнайка, перед тем как поправлять меня, изучите регламент работы Госсовета РТ, депутатов работающих на постоянной основе за бюджетный счет 20 человек, а не 30 как считаете Вы. По моему предложению, в следующий созыв остается 30 депутатов из них все также 20 на постоянной основе, а 10 приезжают только на сессии Госсовета.

        • Анонимно
          1.06.2013 12:46

          Ну если даже и 20, чем Вам остальные-то помешали? Посмотрите персональный состав депутатов-депутаты, работающие на постоянной основе, получающие зарплату за счет бюджета, как правило, отставные чиновники, например Васильев, Гадыльшин, Хакимов. Это не плохо, может быть даже хорошо, но депутаты должны быть разные. Должны быть депутаты от разных социальных и профессиональных групп, чтобы представить как можно более широкие слои населения. Поэтому должны быть депутаты-директора заводов, чтобы представлять интересы промышленности, депутаты-директора агрофирм и крупные фермеры, чтобы представлять интересы сельского хозяйства, депутаты-предприниматели, чтобы представлять интересы частного бизнеса, депутаты-профессора, чтобы представлять интересы высшего образования, депутаты-директора школ, чтобы представлять интересы среднего образования, депутаты-врачи, чтобы представлять интересы здравоохранения, депутаты-известные писатели, художники, артисты-чтобы представлять интересы культуры. Это умные деловые многого добившиеся в жизни люди, их знания и опыт могут помочь нашей республике, причем абсолютно бесплатно. Зачем же республике от этого отказываться? А поставить этих людей перед выбором основная работа или депутататство-многие откажутся, прежде всего директора предприятий и частный бизнес, для них депутатская зарплата это не деньги.

    • Анонимно
      31.05.2013 00:09

      У Мухаметшина и отец и мать учителя!!! Ему эта проблема по-человечески близка. Он болеет душой за образование как мало кто из чиновников...

  • Анонимно
    30.05.2013 22:31

    Какой ЕГЭ?! У выпускников спросите, что это за муть! Как они сдают! Что после таких ЕГЭшек в головах остается! Нам баллы нужны или знания у детей?

    • Анонимно
      30.05.2013 23:52

      Ну зачем вы так? Вы же выступаете не против самого ЕГЭ, а против его исполнения на практике. Согласен с вами-исполнение бездарное. Но сама идея правильная. Не нужно совсем отказываться от ЕГЭ, нужно наконец-то "довести его до ума"

  • Анонимно
    30.05.2013 22:56

    Прокофьев молодец, что поднял вопрос о школьной форме. Действительно, в старейших и престижнейших школах Великобритании существует школьная форма. Ее придумали именно для того, чтобы в школе не было сплетен, а тем более конфликтов на тему "кто бедный а кто богатый". В американских и канадских школах школьной формы как правило нет, но в этих странах молодежь даже из богатых семей традиционно одевается в стиле, известном в России как неформальный, а то и "неферский", то есть футболки и джинсу, зачастую рваную. Отличить дорогие джинсы от дешевых не так легко, как платье или костюм. Во французских школах едино школьной формы, как правило, нет, но есть своеобразный "дресс код", преследующий 3 цели: скрыть различия в материальной положении учеников, скрыть различия в религиозной принадлежности учеников и приучить их одеваться со вкусом (например, девочкам разрешен неброский макияж, но запрещен макияж вульгарный, запрещены те же рваные джинсы и.т.п.). Понятно, что Артем Прокофьев-коммунист, а коммунисты традиционно выступают за школьную форму, так как она действительно позволяет сгладить социальные различия между школьниками. И он прав. Его правоту подтверждены как практических опытом советских школ, так и практических опытом лучших школ в капиталистических и даже монархических странах. Однако сама по себе школьная форма эту проблему не решит. Так как я женщина, скажу о девочках, мне это ближе. Можно заставить девочек одеться в одинаковые форменные платья или костюмы, но кто-то оденет к форменному платью маленькие бриллиантовые сережки, а может быть, и колечко, а также платиновые часы с бриллиантами-какой-нибудь Брегет и будет хвастаться этим перед одноклассницами... Что с этим делать я пока не знаю, но считаю, что этот момент обязательно надо продумать. Есть и другие проблемы. Страна у нас большая в ней много разных климатических зон. В чем будет комфортно в Краснодаре, в том насмерть замерзаешь в Мурманске. Я училась в советской школе и с ужасом вспоминаю свою школьную форму. Мне кажется, что школьную форму для девочек придумала не женщина или женщина, патологически ненавидящая детей женского пола. Коричневые форменные платья шились из страшно колючей шерсти от которой чесалось все тело, при этом оно абсолютно не согревало, теплое нижнее белье под него было не одеть, а сама эта шерстяная ткань была слишком тонкой, жесткой и не прилегала к телу. Современная мягкая полушерстяная-полуакриловая водолазка с горлом, прилегающая к телу, согревает гораздо лучше. В тоже время некоторые девочки в этих платьях парились и обливались потом. Я была худенькая и все время мерзла в школьной форме, а полненькие девочки мучались от жары. Организм-то у всех детей разный. Кто-то худой, кто-то полный, кто-то склонен к гипотонии, кто-то к гипертонии, у кого-то "рабочая" температура тела 35,7, а у кого-то 37,5. Не могут они носит одинаковую форму!!! Кроме того, как можно было в условиях средней полосы России заставляет девочек ходить зимой в юбках!!! Ну скажите мне как можно идти по улице в минус 30 в юбке!!! Разумеется, мамы и бабушки заставляли нас одевать под юбки шерстяные панталоны или гамаши. Но в школах элементарно не было места для того, чтобы незаметно их снять. И мы корячились посреди коридора, а мальчишки норовили забрать нам юбки...кстати, даже продвинутая Великобритания не сразу пришла к пониманию этой проблемы. Во многих британских школах школьная форма для девочек предполагала только юбку, но никак не брюки. В середине 90-х известный британский врач-гинеколог, разумеется, женщина, мать девочки-подростка, подняла этот вопрос в медицинских журналах, на конференциях и семинарах. В результате медицинское сообщество Великобритании добилось разрешения девочкам ходить в холодную погоду в брюках. И это в Англии, где зимы на порядок теплее наших! Летом у нас была другая проблема. Примерно с середины мая в шерстяных школьных платьях обливались потом и задыхались все-и худенькие и полненькие. На улице + 25-28, кондиционеров в классах нет. Когда я училась в третьем классе в нашей школе разрешили весной носить так называемую "пионерскую" форму-синюю юбку и белую блузку. Как мы радовались!!! Кстати, по праздникам, даже если было холодно, пионеркам приходилось носить "пионерскую" форму. До сих пор не знаю что лучше, белая блузка 7 ноября или коричневое шерстяное платье 27 мая... Думаю, что и то и другое плохо. Дальше встал вопрос о том, а что делать ученица -не пионеркам, то есть октябряткам и комсомолкам, ходить им в жару в коричневых шерстяных платьях или белых блузках и синих юбках. К счастью, достаточно быстро в школе были введены аналогичная "октябрятская" и "комсомольская" формы... Директора школ "на местах" понимали всю абсурдность правил, установленных на всесоюзном уровне и старались как могли улучшить жизнь учеников, за что им огромное спасибо. Кроме того, более непрактичной одежды, чем советская женская школьная форма, я в жизни не видела. Ну зачем вообще нужен фартук? Особенно белый? Но Бог с ним с фартуком. А пресловутые белые манжеты? Ну как девочки 7-10 лет могут ходить в платье с белыми манжетами? Это же дети, они должны бегать на переменах, играть. Но даже если на переменах спокойно сидеть за партой, манжеты к концу дня все равно становились серыми, так как парты были пыльными и грязными, несмотря на то, что их каждый вечер вытирали, почему это было, не знаю, но факт. В общем, манжеты нужно было каждый день стирать. При этом шерстяные форменные платья стирать было нельзя-после стирки платье садилось на 1-2 размера. Специальных средств для стирки шерстяных вещей в то время не было, да и стиральный порошок был редкостью, стирали хозяйственным мылом. Поэтому каждый вечер манжеты отпарывали, стирали, гладили и пришивали на место. Старшеклассницы как правило делали это сами, за млпдшеелассниц это делали мамы или бабушки. Кстати, отстирывались манжеты с трудом. До сих пор помню, как бабушка учила меня отмывать их намыленной щеткой. К чему я все это вспоминаю? Да к тому что школьную форму вводить обязательно нужно, но предварительно все хорошо продумав, чтобы не повторить печальный опыт 70-х-80-х... От себя предлагаю: - ввести не единую утвержденную на всю Россию форму, а некий "школьный дресс-код" аналогичный французскому, не позволяющий продемонстрировать свое материальное положение (никаких элементов роспоши в одежде), обозначить свою религиозную принадлежность (никаких православных платков и крестов поверх одежды, тюбетеек, хиджабов и полумесяцев поверх одежды и.т.п.) и развивающее у школьников вкус в одежде (никаких мини-юбок-макси-поясов, вырезов до пупка или до ягодиц, чулочков в сеточку, брюк с заниженной талией, демонстрирующих пупок с пирсингом, макияжа а ля интердевочка, в то же время никакой рваной джинсы, мешковатых штанов, волос, крашеных в зеленый цвет и.т.п.). - при всем этом школьная форма для девочек должна быть красивой и женственной, не превращать их в "синих чулков" и потенциальных старых дев и в то де время, не превращать их в будущих интердевочек. Понимаю, что это очень-очень сложно, но лучше хорошо подумать сейчас, чем исправлять ошибки на ходу, когда закон уже будет принят.- школьная форма должна учитывать климат региона, лучше всего было бы утвердить несколько омеле кота форменной одежды в едином стиле на разные погодные условия- например, для девочек-блузка, пуловер, пиджак, юбка, брюки, для мальчиков-рубашка, пуловер, пиджак, теплые брюки, легкие брюки;- школьная форма должна учитывать особенности поведения детей и подростков, белые на крахмаленные воротнички и манжеты если и возможны, то только в праздничные дни... Простите за то, что я написала слишком длинно, просто очень уж наболело. С одной стороны, воз удаюсь советской школьной формой, как непрактичной, с другой стороны, возмущаюсь тем, что сейчас дети с первого класса пытаются показать друг другу "кто круче" Хотелось бы избежать перегибов и в ту и в другую сторону.

  • Анонимно
    30.05.2013 23:34

    Второй аргумент-плохо составленные вопросы по ЕГЭ. Но это ничуть не опровергает саму идею, задумку ЕГЭ. В конце концов, вопросы и тесты можно исправить и будет здорово, если при этом будет читываться мнение общественности. Третий аргумент-коррупция при сдаче ЕГЭ. Ну это вообще смешно. До введения ЕГЭ тоже можно было поступить в вуз за деньги, правда не во все вузы, элитные вузы этого гнушались, но уж по блату можно было поступить в вуз во все времена и при царе, и при советской власти, и при демократии, и при путинской стабильности до введения ЕГЭ и при путинской стабильности после введения ЕГЭ. Какую форму экзаменов не выбрала бы наша страна, без искоренения или хотя бы сведения к минимуму коррупции, взяточничества, блата, кумовства и.т.п., образование не будет хорошим...

  • Анонимно
    30.05.2013 23:40

    Смотрел трансляцию с сайта Госсовета. Закон плохой, не соглассованный с общественными группами (русских и татар), коррупционный, закрепляющий не эффективную модель плохого школьного и университетского образования. Зарплаты учителей и преподавателй вузов не вырастут

    • Анонимно
      1.06.2013 12:54

      К счастью, это еще не закон, а проект закона. И хорошо, что депутаты-единороссы парламентским большинством не приняли его за один день сразу в трех чтениях, а вынесли на хоть какое-то, жаль что не очень широкое, обсуждение. Может быть, хоть что-то поправят...

  • Анонимно
    30.05.2013 23:49

    Конституцию Республики Татарстан пока еще никто не отменял. В РТ 2 равноправных языка-татарский и русский.

  • Анонимно
    31.05.2013 00:11

    Моя бабушка в молодости работала с Мухаметшиным. И до сих пор говорит о нем "он такой интеллигентный человек. Сразу видно УЧИТЕЛЬСКИЙ СЫН". Я считаю, что это высший комплимент.

  • Анонимно
    31.05.2013 00:29

    Смотря какой сосед. У меня разные соседи. Одни соседи-алкаши, у них притон, все окрестные пьяницы к ним ходят "на огонек". Одно радует, никто из них на выборы не ходит, по-моему, они и не знают что такое выборы да и слава Богу. Другие соседи-всегда против всех. Чего не скажи, что ни сделай-все не так. Одно слово, скандалисты-сутяжники. Кто остается? Наша семья-убежденные демократы и семья нашего уважаемого соседа-ветерана Великой отечественной войны-убежденные коммунисты. Мы с соседями-коммунистами уже договорились, пытаемся что-то сделать, но пока не получается. Соседи-скандалисты (сутяжники) на контакт не идут, толко орут дурниной, соседям-алкашам на все плевать.

  • Анонимно
    31.05.2013 01:20

    "МАРСЕЛЬ ШАМСУТДИНОВ В ШОКЕ: ТРЕТЬ МОЛОДЕЖИ СЧИТАЕТ, ЧТО СОЛНЦЕ ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ ЗЕМЛИ". Не удивляйтесь и не возмущайтесь.Немало лет астрономия в школе преподавалась в течение одного полугодия и много лет НЕ ИЗУЧАЕТСЯ совсем.Весьма важный вопрос в образовании - перечень учебных предметов и качество образовательных программ.

    • Анонимно
      31.05.2013 09:24

      Так оно и есть. Помню у нас астрономия должна была быть в 9 классе. Я учился в 9 классе в 1992 году. Помню физичка нам сказала: "в этом году мы должны были изучать астрономию, но ее убрали из программы, а жаль, это очень интересный предмет"

    • Анонимно
      1.06.2013 12:55

      Господи, какая астрономия. Это в младших классах на природоведении изучают! Или теперь природоведение тоже отменили?

  • Анонимно
    31.05.2013 11:30

    Жаль, что депутаты своим проектом Закона Об образовании нарушают Федеральнеый Закон О языках в России, где не допускается называть 2 государственных языка, кроме русского. И ведь всем известно, что в РТ половина граждан нататарской национальности, и навязывать изучение татарского языка, ущемление их прав. Выходит, что Госсовет только для татар, а не для ВСЕХ граждан в РТ.

    • Анонимно
      31.05.2013 12:14

      Уважаемый, упомянутый Вами закон гласит обратное:Статья 3. Правовое положение языков1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.2. Республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои государственные языки.

  • Istorik
    31.05.2013 15:39

    Прокофьев опять передёргивает и повторяет мантру разжигателей межнациональной розни, наподобие Сулейманова!В Татарстане всегда русский язык знали хорошо!Тому свидетельство - высокое место РТ по ЕГЭ по рус. яз., победы в всеросс олимпиадах.А если где-то плохо сдают - то это не из-за того, что учат тат яз,а потому что учителя слабые или дети учиться не хотят!Между прочим, в тат гимназиях (где все предметы на татарском!), тат-тур лицеях рус яз сдают хорошо, а подчас и на 100 баллов!Сам, являясь выпускником татарской гимназии, занимал призовые места на городских олимпиадах по рус яз. Читал в школе и "Зиндан" Исхаки, и Войну и мир" Толстого. Все предметы были на тат, и никакую ущербность при поступлении в ВУЗ я не чувствовал.Вывод: Всё зависит от уровня самой школы, желания родителей и учеников. К сожалению , сейчас формируется элитарное школьное образование и слабое образование для детей родителей с низким социальным статусом. И пропасть здесь большая! Вот о чем нужно говорить КПРФ, а не торпедировать конфликт!

  • Анонимно
    31.05.2013 15:44

    Вот что сказала по этому поводу руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольга Артеменко «В законе о языках народов РФ равноправие рассматривается как право выбирать любой язык, - подчеркнула Артеменко. - Присутствие и того, и иного языка в системе образования, возможность его изучать как родной - в этом заключается равноправие. В законе нигде нет, что равноправие - это равное количество часов».И ещё рассказала как было в Коми--"Да, когда вводили, не подумали, что это станет источником напряжения. Но увидев, что стало, умные власти не стали раздувать эту проблему до федерального уровня, решили все сами. Взяли наш методический подход, оставили два часа в неделю…"

    • Анонимно
      1.06.2013 13:38

      Удмурты решили по-своему, а мы по-своему. В этом и смысл федерализма.

  • Анонимно
    1.06.2013 12:51

    Извините, ошибся. Но я, в отличие от Вас, не считаю себя всезнайкой только потому, что прочел регламент Госсовета. Я работал с Госсоветом 13 лет, последние 5 лет работаю непосредственно в Госсовете, не говоря уже о том, что я кандидат наук по специальности "конституционное право". Так вот, в разные исторические периоды было разное количество депутатов на профессиональной основе. А вообще, всезнайка-это вы, а я профессионал. Не спорьте с профессионалами

  • Анонимно
    1.06.2013 13:06

    Не знаю как сейчас, а нам о том, что такое солнечная система, какие в нее входят планеты, что Земля вращается вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли, рассказывали в первом классе, разумеется, простыми словами, а не на уровне астрономии. Я училась в первом классе в 1985 году. Помню, наши кураторы-пионеры (четвероклассники, бывшие вожатыми наших октябрятских "звездочек") устроили нам то ли викторину то ли конкурс на эту тему. Из 36 учеников нашего класса только один сказал, что Солнце это спутник Земли. Наверное, с Луной перепутал. Но с ним все было понятно, он сам учился на одни двойки, его старший брат учился в нашей школе на одни двойки, его отец до 30 с лишним лет все еще учился в институте, так называемый "вечный студент". Напомню, это четвероклассники проверяли знания первоклассников о солнечной системе и только один из первоклассников ответил неправильно. А сейчас 30%, да еще и старшеклассников. Что стало с нашим образованием! Раньше даже 10 летку не все заканчивали и после восьмилетки о солнечной системе знали, а сейчас дети учатся по 12 лет, из школы выходят 18-19 летним дяденьками и тетеньками, уже способными работать, служить в армии, но, что самое страшное, рожать детей и воспитывать их и голосовать на выборах. И при этом треть этих дяденек и тетенек не знают даже такую элементарщину...

  • Анонимно
    1.06.2013 13:10

    Марсель Дикаянович, пожалуйста, напишите статью об уровне знаний современных школьников, особенно старшеклассников, у Вас ведь дочь-старшеклассница, наверняка она Вам рассказывает, что и как. И приведите в Вашей будущей статье более подробные данные Вашего опроса, что еще не знают наши выпускники школ! Ваши слова о Солнце и Земле потрясли меня до глубины души, но, как я понимаю, это только единичный пример...

  • Анонимно
    1.06.2013 13:36

    Что Вы хотите, Марсель Дикаянович, от нынешних старшеклассников. Те, кому сейчас 15, родились в 1998 году, в год дефолта и экономического кризиса, в конце бандитских 90-х... Это значит, что их родители родились в период между 1970-1980 годом. Конечно, эти родители еще застали Советский Союз, но уже периода застоя, помнят перестройку, но в силу молодости восприняли ее только как огульное отрицание и ниспровержение всего, что было раньше, потом были пустые прилавки, очереди, воровство и хамство работников торговли, компромат на вороватых партийных и комсомольских работников, на их юность -17-20 лет пришелся "дикий" или "стихийный" рынок, когда получить высшее образование и стать учителем, врачом, да хоть бы даже и профессором означало обречь себя и свою семью на нищету, продавщица в киоске зарабатывала больше учительницы, а челночница на вещевом рынке, больше, чем профессор, когда стоять у прилавка стало выгоднее, чем сидеть за партой. А парням вообще выгоднее всего было быть братками. Обратите внимание, те, кто в 90-е ушел в бизнес в возрасте около 30 и старше в основном дожили до наших дней, мальчишки, за работавшие в 18-20 лет на мерседес или хотя бы десятку, сейчас в основном на кладбище или в тюрьме. Образование не относилось к числу ценностей большинства представителей нашего поколения. Обрадованными людьми, хорошими специалистами стали в основном дети и внуки потомственной интеллигенции, людей, которые говорили своим детям: "не пойдешь в институт-вон из дома!", "выйдешь за богатого и станешь домохозяйкой-ты мне не дочь", "мне не нужен сын-бандит" и тому подобное. Но были и другие родители, менее сознательные:" сын пошел в ОПГ? А как иначе? Сейчас без этого нельзя", "дочь сожительствует с криминальным авторитетом? Ну и что? Авторитеты уж тем хороши, что свои семьи могут хорошо обеспечить" и так далее. Плюс огромное количество ранних браков по "залету", заканчивавшихся рождением детей 17-18 летними девушками, в 90-сексуальная революция уже произошла, а предо хранятся еще не умели. Плюс тотальное пьянство и курение этих будущих матерей, несомненно приведшее к интеллектуальной деградации их потомства. Плюс наркомания-страшный бич молодежи 90-х. Многие мои знакомые-наркоманы, уже лет 10 как на кладбище. У многих из них остались дети, которым сейчас как раз по 15 лет. Вот и представьте себе, какие могли вырасти дети у этого поколения? Их родители сами не получили нормального образования, не смогли понять, зачем оно нужно "да зачем оно нужно? Я вот в школу не ходил, был двоечником, а всего добился-коттедж построил, иномарки себе и жене купил, каждый год за границей отдыхаем... Диплом, конечно, нужен "для престижа", ну так я купил себе 2 диплома и все нормально". Чему такие родители могли научить детей?

  • Анонимно
    1.06.2013 13:38

    В Канаде официальное двуязычие, в Швейцарии аж три государственных языка и ничего

  • Анонимно
    1.06.2013 13:41

    Вот ведь что странно. В Российской империи обучение было только на русском языке. А большевики во главе с Лениным выступали за обучение на языке народов России. Есть на эту тему чудесная мордовская книга.

  • Анонимно
    1.06.2013 13:48

    Современные коммунисты очень далеко отошли от принципов ленинизма. Ленин говорил "Россия-тюрьма народов", выступал "за самоопределение вплоть до отделения", говорил "чтобы объединиться, сначала нужно размежеваться" и выступал за обучение в школах на родном языке. Во многом поэтому в гражданской войне победили красные, а не белые. В начале 20 века многие народы России, в том числе и татарский народ, попытались бороться за автономию. При царе это было невозможно, а в гражданскую войну у этих народов появился исторический шанс, которым они умно воспользовались, поддержав большевиков, обещавших эту автономию и в какой-то степени, хоть и не на 100% сдержавших обещание. А белогвардейцы со своей "единой неделимой Россией" и " за веру (разумеется, православную!!!), царя и отечество (всю ту же единую и неделимую Россию)" были им не нужны, более того, вызывали злость и раздражение.

  • Анонимно
    1.06.2013 13:50

    Я заметила еще в школе, что против изучения татарского выступали и русские и татары. Их объединяла не национальность, а успеваемость- все они были двоечники.

  • Анонимно
    1.06.2013 13:53

    Молодежь вообще учиться не хочет-у них такой возраст, что одна любовь на уме. Если кто-то выступит за то, чтобы во избежание межнациональных конфликтов и для поддержания мира в республике нужно отменить изучение и татарского и русского-поддержат и это.

  • Анонимно
    1.06.2013 13:53

    Коммунисты теперь используют белогвардейскую риторику, вот смех-то!

  • Анонимно
    2.06.2013 11:16

    Шамсутдинов хорошо выступил. Ярко, но без истерии

  • Анонимно
    2.06.2013 14:39

    Прокофьев молодец, что поднял тему религии в образовании. Некоторые религиозные деятели изо всех сил стремятся влезть в образовательный процесс. Причем это не зависит от конфессии. Некоторые деятели РПЦ аж с середины 90-х требуют введения в школах такого предмета как Закон Божий. Некоторые мусульманские деятели призывают разрешить девочкам ходить в школу в хиджабах (а по сути разрешить родителям девочек заставлять девочек ходить в школу в хиджабах ибо девушка 16-18 лет, учащаяся в обычной светской школе может этого не захотеть или расхотеть под влиянием одноклассников). Я также слышала, что в Еврейской школе все дети (независимо от национальности) отмечают иудейские религиозные праздники (уж не знаю, правда это или нет). Но людям, пропагандирующим или даже просто оправдывающим такие вещи следует знать и помнить, что согласно Конституции РФ Россия-светское государство. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Более того, эта глава Конституции не подлежит отмене или изменению Вообще ни в каком порядке. Государственное образование в РФ-это светское образование. Каждый ребенок должен его получить. Захочет он после средней школы стать священнослужителем-пусть идет в духовное учебное заведение. В конце концов наши руководители РПЦ и ДУМ учились в СССР и не изучали Закон Божий или Коран в качестве обязательного предмета с первого класса. И это не мешает их нынешней успешной работе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль