Арбитраж 
6.06.2013

ОАО «КАМАЗ» vs ОАО «Элекон»: как поссорились Сергей Анатольевич и Николай Александрович

БРЕНД «КАМАЗ» ДОРОГОГО СТОИТ

Арбитражный суд РТ приступил к рассмотрению спора на 5 млн. рублей, предметом которого стали игрушечные модели автомобилей «КАМАЗ». Как выяснилось в ходе судебного заседания, завод «Элекон» выпускал «КАМАЗики» в течение почти 30 лет без получения лицензии на использование товарного знака в виде бегущей лошади и надписи KAMAZ латиницей. В 2007 году КАМАЗ зарегистрировал эти товарные знаки. По словам представителя предприятия Рената Шуварова, с этого момента КАМАЗ имеет право запрещать их использование другими лицами, чем предприятие активно пользуется. В 2009 - 2010 году автогигант стал инициатором ряда дел против производителей игрушек, запчастей и индивидуальных предпринимателей. Причина та же – борьба за уникальный товарный знак КАМАЗ.

Как было заявлено, в 2009 году между ОАО «КАМАЗ» и заводом «Элекон» было заключено лицензионное соглашение на использование товарных знаков автогиганта. Тогда завод «Элекон» стал единственным в России законным обладателем товарного знака КАМАЗ. Завод выпускал модели, которые в рознице стоили в районе 400 - 450 рублей.

Однако «законная идиллия» продлилась недолго – в июле 2010 года действие лицензионного соглашения закончилось. По утверждениям Шуварова, «Элекон» это не смутило, и завод продолжил использовать товарные знаки КАМАЗ. «Ответчик незаконно использовал товарные знаки до ноября 2011 года – практически больше полутора лет», – заявил Шуваров. В связи с этим КАМАЗ указал в своих исковых требованиях предельный размер компенсации – 5 млн. рублей. Сейчас выпуск моделей на «Элеконе» приостановлен.

При этом автогигант признает, что КАМАЗ сам никогда не производил подобные модели. «Мы всегда заключали лицензионные договоры на производство уменьшенных моделей. К примеру, на данный момент наши товарные знаки на законных основаниях используют ООО «Артик» и ООО «С-трейд»», – пояснил Шуваров.

УМЕНЬШЕННЫЕ КОПИИ КАМАЗА БРЕЖНЕВСКИХ ВРЕМЕН

Представитель завода «Элекон» Валерий Поляков, в свою очередь, обратил внимание суда на тот факт, что выпускаемые машинки стали известны в обороте задолго до приоритета товарного знака. «Завод в 1978 году начал производство уменьшенных моделей по прямому указанию компетентных органов, что подтверждается распоряжением министерства электронной промышленности СССР», – подчеркнул Поляков.

Представитель защиты, ссылаясь на ряд нормативно-правовых актов, заявил, что если использование обозначения началось и стало известно в обороте до даты приоритета товарного знака, оно не может быть признано нарушением прав на товарный знак. Кроме того, Поляков отметил, что права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки права приоритета, сохраняются.

По мнению Полякова, регистрация права приоритета КАМАЗа без каких-либо намерений производства уменьшенных моделей автомобилей является злоупотреблением права, а сумма исковых требований в размере 5 млн. рублей необоснованной. «Даже если допустить, что нарушение было, сумма компенсации никак не может превышать 350 тыс. рублей», – заявил представитель завода «Элекон». Как позже рассказал Поляков, завод «Элекон» прекратил выпуск моделей после истечения срока лицензионного соглашения.

Отметим, что Элекон не впервые сталкивается с подобными претензиями. В 2010 году Арбитражный суд запретил «Элекону» выпускать игрушечные модели автомобилей ЗиЛ и обязал выплатить зеленоградскому автозаводу 300 тыс. рублей компенсации за незаконное использование товарного знака ЗиЛ.

РєРѕРіРѕРіРёРЅ.jpg
Сергей Когогин

Заметим, что особую пикантность спору придает то, что и КАМАЗ и «Элекон» являются активами госкорпорации «Ростехнологии», а их руководители (Сергей Когогин – гендиректор автогиганта и Николай Колесов – ключевой совладелец «Элекона») входят в ближний круг шефа «Ростеха». Кстати, доля предприятия во главе с Сергеем Чемезовым в камском автогиганте составляет 49,9%, а в «Элеконе» – 25% через свою дочку – концерн «Радиоэлектронные технологии». То есть, по сути, «игрушечная» война идет между компаниями, имеющими почти родственные отношения.

В пресс-службе КАМАЗа не стали комментировать спор до завершения процесса, лишь пояснив, что цена лицензии зависит от объема качества и количества выпускаемой продукции. Генеральный директор ОАО «Элекон» Николай Ураев был краток. «Лицензионное соглашение было не продлено по причине снятия с производства ввиду низкого спроса. Цена лицензионного соглашения – это коммерческая тайна двух предприятий. Выпуск уменьшенных моделей сейчас не ведется».

По некоторым данным, поступившим из источников, близких к участникам спора, стороны, возможно, заключат мировое соглашение.

ЕСТЬ РЕГИСТРАЦИЯ ЗНАКА – ЕСТЬ ПРАВО

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнения экспертов относительно данного спора.

Григорий Бусырев – руководитель агентства «Артпатент»:

- При наличии регистрации товарного знака его использование в отношении однородных товаров будет являться незаконным. При этом не важно, производит ли сам владелец товарного знака аналогичную продукцию или нет. Также не имеет значения, был ли известен данный товарный знак (название) до его регистрации. Есть регистрация – есть право.

Другое дело – определение судом размера взыскиваемой компенсации за нарушение исключительного права. Здесь отсутствие реального производства у ОАО «КАМАЗ» уменьшенных моделей автомашин может сыграть в пользу завода «Элекон».

Наличие заключенного ранее лицензионного договора также может сыграть неоднозначную роль. С одной стороны – это может служить доказательством признания заводом «Элекон» исключительного права ОАО «КАМАЗ» на товарный знак и укреплением позиции истца. С другой стороны – основанием для определения судом размера присуждаемой компенсации, соразмерной сумме недополученного лицензионного платежа после прекращения действия договора, что может быть значительно ниже заявленной суммы.

Айрат Гатин – генеральный директор ООО «Юридический Центр «Правосудие»:

- Законом определено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, принадлежит право его использования всеми возможными способами, в том числе он может заключить лицензионный договор на использование товарного знака. Незаконное использование товарного знака влечет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Довод завода «Элекон» на факт использования товарного знака в обороте до даты его приоритета не подкреплен законодательными нормами. Если ранее судебная практика поддерживала указанный вывод, то после принятия части четвертой ГК РФ суды стали удовлетворять требования правообладателей товарных знаков.

КАТАСТРОФА ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

Дмитрий Илюхин – коллекционер, владелец 38 масштабных моделей «КАМАЗ»:

- Лично я отрицательно отношусь к прекращению производства моделей заводом «Элекон», так как на рынке масштабных моделей «КАМАЗы» представлены только в исполнении этого завода. Были попытки их производства фирмой «Бауер», но эта компания выпускает только одну модель, а именно 54 серию. Если «Элекон» прекратит выпуск уменьшенных «КАМАЗов», то другие серии просто пропадут. Также модели «Элекона» – это очень хорошее сочетание цены и качества, и многие начинают коллекции именно с них.

Прекращение выпуска моделей «Элеконом» знаменует практически катастрофу для коллекционеров. К тому же, многие лаборатории, которые делают ручные модели, делают их на шасси «элеконовских» моделек.

Игорь Кузьмин – казанский коллекционер:

- Конечно, прекращение «Элеконом» выпуска масштабных моделй для многих стало полной неожиданностью. По моему мнению, в будущем начнется ажиотажный спрос на эти модели, хотя наштамповали их еще предостаточно. По мере исчезновения из продажи моделей «Элекона» цены на них будут расти все больше, и определенная категория коллекционеров, особенно те, у которых собрана вся коллекция «Элекона», могут поднять неплохие барыши на перепродаже.

Справка

ОАО «КАМАЗ» создано в 1969 году. Занимается выпуском грузовой техники. Уставный капитал – 35,3 млрд. рублей. Основные акционеры госкорпорация «Ростех» (49,9%), «Автоивест Лимитед» (24,5%) и Daimler AG (11%). Гендиректору предприятия Сергею Когогину принадлежит 0,0028%.

ОАО «Завод Элекон» создано в 1939 году. Осуществляет разработку и производство электрических соединителей и специальных электроразрывных агрегатов. Уставный капитал – 106 млн. рублей. Основные акционеры ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (25%), входящее в структуру «Ростех», ЗАО «Ривер Парк» (21,7%), ЗАО «ИНгрупп» (21,7%), ЗАО «КАНфинанс» (21,7%).

Предприятия: Завод "Элекон", КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.06.2013 08:28

    Милая истроия....Великий завод строила вся страна,а теперь взрослые дяди пытаются сделать деньги еще и на игрушках....Видимо,большие Камазы совсем не продаются....Все мало им....Надо еще нахапать...

    • Анонимно
      6.06.2013 12:24

      Тут не нахапать, тут заняться им похоже нечем. Что, белые воротнички, в основном производстве все хорошо? Поставщики все вовремя делают? Покупатели хорошо платят? Заняться нечем?

  • Анонимно
    6.06.2013 08:43

    создание и продажа камазиков Элеконом своего рода позиционирование бренда, ведь за готовой продукцией очереди не видно.Хотя, в целом грустно от подобных историй в наших судах

    • Анонимно
      6.06.2013 12:22

      Вот вот, лучше бы Камаз всячески поддержал их. Ведь сувенирную продукцию камазу элекон делает за свой счет! Ну попросили бы компенсацию модельками, сделали бы комнату-музей у себя (хотя наверное она есть). Дарили бы иностранцам-посетителям.Элекон деньги просто так не отдаст. Тем более похоже закон то на их стороне.

  • Анонимно
    6.06.2013 09:01

    Гатин не прав. Да, в ГК РФ не прописано. Но есть судебная практика. Из дел по товарным знакам Аленка и Антигриппин следует, что введение в гражданский оборот обозначения тождественного с зарегистрированным товарным знаком не является актом недобросовестной конкуренции в форме нарушения исключительных прав на товарный знак. Если КАМАЗ будет и дальше "бодаться" может вмешаться УФАС по РТ

  • Анонимно
    6.06.2013 09:02

    введение в гражданский оборот до даты приоритета зарегистрированного товарного знака

  • Анонимно
    6.06.2013 09:36

    Не понял логику коллекционеров. Они должны радоваться, цена же повышается.

    • Анонимно
      6.06.2013 10:20

      это происки лобби коллекционеров) а возглавляет его сам КАМАЗ... у них то этих моделек огромное множество

    • Анонимно
      6.06.2013 14:49

      Цена будет повышаться. А вот новых моделей не будет. Это плохо. Моделизм - прежде всего часть истории отечественной промышленности и популяризация отечественных брендов.

  • Анонимно
    6.06.2013 09:40

    Камазики! В детстве, в 80-е, дороже предмета не было.

  • Анонимно
    6.06.2013 10:18

    КАМАЗ последовательно борется с нарушениями в сфере использования товарного знакаЭлекон говорит про низкий спрос, ок, больше не производите, но за незаконное использование заплатите.а вообще обычное дело, никакой политической подоплеки нет)

    • Анонимно
      6.06.2013 12:19

      Камаз бы поборолся за качество авто и конкуренто способность. Покупатель показывает рублем. А кричать что он у нас лучший - что же его немцы не покупают?Юр отдел, займитесь контрагентами, которые вам не платят. А pr-менеджеру бы следовало проинструктировать юристов на тему щекотливых дел, когда и в каком контексте Камаз светить.А вообще дело элекон скорее всего выиграет, патентные дела вещь уже не новая в нашей стране, практика на стороне элекона, юристы камазовские могли бы и почитать на досуге, прежде чем нести заяву.

      • Анонимно
        6.06.2013 14:51

        Качество страдает не только у взрослого КАМАЗа, но и у Элекона. Ох как страдает! Последние 10 лет модельки сделаны из рук вон плохо. Рассыпались еще в коробке.

  • Анонимно
    6.06.2013 11:10

    Свято место пусто не бывает. Перестанут делать на Элеконе, так из Китая навезут. Вот коллекционеры "обрадуются" - не то что масштаба, пропорций нормальных не будет ибо на одном (чаще всего инерционном) шасси клепают и хаммеры и фольксы жуки.

    • Анонимно
      6.06.2013 15:26

      Так уже везут. Они даже с электроникой, светят, пищат.

  • Анонимно
    6.06.2013 12:52

    1. Во-первых, камазовская автотехника как продавалась, так и дальше пользуется спросом у потребителей. Если в первом квартале 2012г. доля КАМАЗа на рынке РФ составляла 42,7%, то по итогам первого квартала 2013г. доля КАМАЗа увеличилась до 48,6%.2.Во-вторых, сегодня даже старшеклассникам известно, что при наличии регистрации товарного знака, его использование другим лицом без наличия согласия правообладателя будет незаконным. И, действительно, не важно производит ли сам правообладатель аналогичную продукцию, и был ли известен данный товарный знак до его регистрации.и не нужно забывать, что право на интеллектуальную собственность - право исключительное.А что касается спора в суде, то скорее всего между сторонами будет заключено мировое соглашение. Но заплатить пусть и меньшую сумму Элекону все рано придется.

  • Анонимно
    6.06.2013 13:04

    Пусть делают камазики, Когогин боится честной конкуренции, а вдруг они (Элекон)будут продавть в своем автосалоне Канавтоваз.

  • Анонимно
    6.06.2013 13:35

    А что коллекционеры не в курсе, что с 2006 года модели КАМАЗа высокой степени точности в масштабе 1:24 выпускает упомянутая в статье казанская компания ООО "Артик"? Модельный ряд насчитывает уже несколько десятков единиц. Эти модели подарены многим высокопоставленным гостям КАМАЗа.

    • Анонимно
      6.06.2013 14:56

      О! Конкуренты отписались. А то, что у коллекционеров самый ходовой масштаб 1:43 разве неизвестно? Артик - это штучное производство. Не верите? Посмотрите цену одной модели по сравнению с Элеконовскими. Космическая разница! Элекон был хорошо тем, что его продукцию модно было в каждом городе страны найти по доступной цене. Даже для детей. Если кто не знает, то производство на заводе по масштабам ничуть не отличалось от взрослого. Чего один склад готовой продукции стоил! Как на взрослом производстве.

  • Анонимно
    6.06.2013 15:24

    А это же фактически реклама КАМАЗу, пусть КАМАЗ платит за то что его продукцию рекламировали. Ведь компетентные органы давали задание Элекону именно с этим прицелом, а не просто так.

    • Анонимно
      6.06.2013 16:09

      КАМАЗ такая реклама не нужна.Сравнили КАМАЗ и какой-то непонятный заводик

      • Анонимно
        7.06.2013 00:14

        элекон что ли непонятный? Могу ошибаться, но у него оборот поболее камаза будет

      • Анонимно
        7.06.2013 08:04

        КАМАЗу, работающему 3 дня в неделю не нужна реклама заводика, работающего в две смены 6 дней в неделю. Мы уверены, что у КАМАЗа эффективный менеджмент.

  • Анонимно
    6.06.2013 20:58

    1 миллион из 5-ти уже есть, спасибо БО

  • Социум РТ
    7.06.2013 11:59

    " К сожалению, в настоящее время в России сложилась, по нашему мнению, крайне негативная практика, когда недобросовестные предприниматели регистрируют товарные знаки на товары в тех, классах по МКТУ, которые сами не производят, ограничиваясь получением платежей по лицензионным договорам. Все это приводит к удорожанию товаров отечественных производителей и, как следствие, к их неконкурентоспособности. Из стати БО следует, что жертвами похожих действий стало ОАО «Завод Элекон». Вместе с тем, согласно положениям ч. 6 п. 2 ст.1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией. В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.Данный спор должен заинтересовать антимонопольную службу и ее руководителя Артемьева, который в последнее время часто выступает за приоритет норм о защите конкуренции над нормами о защите интеллектуальной собственности.Тем более, как можно установить из анализа существующей правоприменительной практики (дело №А40-4504/2012, дело №А57-1702/2009, по делу № А65-27435/2005 – единственное основание для отмены решения антимонопольного органа, совершение нарушения до 12.10.2002 г.), в случае обращения ОАО «Завод Элекон» и/или ООО «Бауэр» (А40-114173/10) в УФАС, спор может разрешиться далеко не в пользу ОАО «КАМАЗ».Надеемся, что ОАО «Завод Элекон» сумеет преодолеть трудности и продолжить производство известной каждому с детства игрушки.

  • Анонимно
    19.06.2013 09:00

    Я не уверен, что дети будут фанатами отеч. автопрома, потому что среди игрушек авто - российских моделей не будет. Играя с иноземцами, любить свое -не будешь. спасибо топ-топам

  • Анонимно
    9.09.2013 11:37

    Я сам коллекционер и меня просто убила новость об остановке производства моделек на "Элеконе".Неужели долбаному камазу нельзя было закрыть на это глаза,ведь на этих машинках выросли наверное все дети в СССР.Лучше бы китайцам предъявили бы.Я надеюсь что всё утрясётся и Элекон будет дальше выпускать "камазики".

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль