Машиностроение 
7.06.2013

КАПО начинает модернизацию российской ядерной дубинки

1.-Ту-214-(регистрация---RA-64521)---новый-салон-УДП.jpg
Ту-214 (регистрация – RA-64521) – новый салон УДП

ИТОГ 2012 ГОДА – ДВА СПЕЦБОРТА

Изрядная часть отчета посвящена планам на будущее. Например, в 2013 году КАПО намерено выйти на безубыточность операционной деятельности. Весьма амбициозно, ведь в 2011-м компания получила операционный убыток в 1,26 млрд., а в 2012 году он сократился лишь незначительно – до 1,23 млрд. рублей.

«Решить задачу выхода на безубыточность, конечно же, необходимо, но не все здесь зависит от самой компании, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмет» Дмитрий Баранов. – Она может повысить эффективность собственной деятельности, сократить издержки, оптимизировать численность и оргструктуру, но если у предприятия будет мало заказов, то выйти на безубыточность вряд ли удастся. Поэтому многое в решении этой задачи будет зависеть от того, сколько и каких заказов будет у компании в 2013 году». И надо отметить, что итоги 2012 года к оптимизму не располагают.

Сначала – об основной продукции, специальных Ту-214. Как говорится в отчете, в 2012 году КАПО изготовило и сдало в эксплуатацию специальному летному отряду «Россия» (управделами президента РФ – УДП) два самолета (в планах было три): Ту-214-СУС (№524; салон – узел связи; приблизительная стоимость – 1,79 млрд. рублей) и Ту-214 (№521; салон повышенного комфорта; стоимость – 1,33 млрд.). Но эти данные требуют некоторой конкретизации. Можно ли №524 отнести к 2012 году, ведь первый полет он совершил еще 30 декабря 2011-го? №521, напротив, строился в 2011 - 2012 годах, но был сдан заказчику только в апреле 2013-го. «521-ю машину, действительно, начали сдавать в декабре, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» источник в авиаотрасли. – Но возникли некоторые технические проблемы, и ее держали до апреля, пока разобрались. А формально УДП и КАПО надо было оформить ее 2012 годом – на такое всегда идут, иначе за срыв контракта по шапке получат и УДП, и КАПО». Отметим, что аналогичная по количеству и срокам сданных бортов картина наблюдалась и в 2010-м, и в 2011 годах.

Кроме того, в прошлом году на сборке находились еще пять Ту-214:

- второй самолет легальной разведки Ту-214ОН, строящийся для минобороны по программе «Открытое небо» (первый Ту-214ОН сегодня проходит испытания, его полеты недавно можно было наблюдать над Казанью);

- Ту-214 с узлом связи для ФСБ; отметим немалую стоимость борта – 2,7 млрд. рублей, получить машину спецслужба должна до декабря 2013 года;

- три Ту-214СР (самолет-ретранслятор) для УДП; два из них планируется передать заказчику в 2014 году, третий – в начале 2015-го; общая цена контракта – 8,8 млрд. рублей.

«КОСМИЧЕСКИЕ» САМОЛЕТЫ И УГРОЗА ИЗ УЛЬЯНОВСКА

Какие спецборта запланированы на 2013 год? «Общество планирует завершить летные испытания и передать два самолета Ту-214 заказчику, а также завершить летные испытания двух самолетов наблюдения Ту-214», – сообщается в отчете. По всей видимости, передаваться будут ОН и борт для ФСБ, а под «самолетами наблюдения» подразумеваются два изготавливаемых для ГРУ разведчика Ту-214Р, которые в годовом отчете не упомянуты вообще.

2.-2013-год---переходный,-КАПО-интегрируется-с-Туполевым,-п
2013 год – переходный, КАПО интегрируется с «Туполевым», президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев принял дела у бывшего гендиректора КАПО Васила Каюмова, который назначен советником президента ОАК

Всего же в 2013 - 2015 годах планируется сдать 9 Ту-214: «В том числе для министерства обороны РФ –поставить пять самолетов, для управления делами президента РФ – три самолета и один самолет для ФСБ РФ». Кроме того, сегодня ведутся переговоры по заключению контракта на поставку трех Ту-214 для «Роскосмоса». Также в ближайшем будущем КАПО намерено начать переговоры о поставке неназываемым заказчикам еще пяти Ту-214. Определенные надежды связаны и с долгосрочным консолидированным заказом на закупку отечественной авиационной техники для нужд федеральных органов исполнительной власти, который должен быть утвержден в 2013 году.

Несмотря на относительную стабильность с заказами на специальные Ту-214, КАПО видит в этом сегменте определенные риски. Главная «угроза» исходит от коллег с ульяновского ЗАО «Авиастар-СП». И она предельно реальна. Наши соседи не только изготавливают специальные Ту-204, но и, по всей видимости, скоро приступят к сборке новейшего Ту-204СМ, который был сертифицирован 31 мая… Кроме того, указывается на усиливающуюся конкуренцию со стороны «производителей России и СНГ». Скорее всего, имеется в виду российско-украинский Ан-148, действительно, совершивший прорыв. Помимо всего прочего, на этот самолет есть появился и госзаказ: одну такую машину уже получило то же УДП, одну – МЧС, и еще одну заказало ФСБ.

Еще одно опасение связано со вступлением в ВТО и, соответственно, со снижением пошлин на ввоз иностранных воздушных судов, в том числе и для государственных нужд. В отчете дается прямой отсыл к спецверсиям лайнеров от Airbus, Boeing. «Данные риски начали проявляться, когда одной из структур государственной власти были закуплены два зарубежных самолета для перевозки государственных лиц», – прозрачно намекают авторы отчета на пару приобретенных управделами президента РФ бизнес-джетов Airbus-319ACJ.

«ЧЕТЫРЕ РАКЕТОНОСЦА В ГОД – ЭТО ОЧЕНЬ КРУТО»

Что касается боевой авиации, то в 2012 году КАПО передало военным после контрольно-восстановительного обслуживания два стратегических ракетоносца Ту-160, ремонт еще одного стратега должен был завершиться в марте. Но есть основания полагать, что затишье в области работ по машинам дальней и стратегической авиации закончилось.

Как указано в отчете, с этого года КАПО будет не только ремонтировать Ту-160, но и модернизировать их (предположительно у ВВС – 16 Ту-160). Также в этом году КАПО впервые начинает работы по капитальному ремонту дальних ракетоносцев Ту-22М3, взяв часть заказов у авиаремонтных заводов №150 (Люблино-Новое, Калининградская область) и №360 (Рязань). И здесь мы явно имеем дело с отголосками скандала с ОАО «Оборонсервис», в структуру «дочки» которого – ОАО «Авиаремонт» – и входили оба завода. Как выяснилось недавно, «Авиаремонт» регулярно срывал сроки выполнения контрактов, а деньги получал исправно. Как рассказал «Ъ» глава «Рособоронзаказа» Александр Потапов, такая ситуация сложилась из-за реформ Анатолия Сердюкова. «Раньше КАПО капитальный ремонт Ту-22М3 не делало, – рассказал источник «БИЗНЕС Online», – но у миноброны возникли проблемы с «Оборнсервисом» – эти два завода просто не успевали делать ремонт, поэтому сейчас часть их заказа отдали в Казань».

3.-Модернизация-Ту-22М3----дело-первостепенной-важности.jpg
Модернизация Ту-22М3 – дело первостепенной важности

Вдобавок КАПО будет еще и модернизировать Ту-22М3. Версия Ту-22М3М должна получить новую авионику, высокоточное оружие. По некоторым данным, сегодня боеспособны 40 машин из имеющихся 150 (всего в Казани было выпущено 268). Информация о модернизации, естественно, секретна, но в феврале 2012 года сообщалось, что минобороны намерено «переделать» 30 Ту-22М3. Кстати, именно этот самолет и стоит ныне в виде памятника перед заводоуправлением. Причем, по некоторым данным, это никогда не летавший борт, находившийся в высокой степени готовности, – просто в 90-е у военных не нашлось денег, чтобы доделать и купить эту машину. Может, поторопились в памятник превращать?..

План для КАПО – четыре модернизированных Ту-22М3 в год, сообщается в отчете. Но реально ли это? «Одну модернизированную машину «туполя» уже сделали (сообщалось, что этот самолет находится на авиабазе «Дягилево» в Рязаниавт.), – рассказал источник «БИЗНЕС Online», – и на основании ее, набив руку, надо следующие дорабатывать... Четыре самолета? Дай Бог. Ведь людей-то нет (кстати, в отчете говорится, что в 2011 году на КАПО работали 5225 человек, а в 2012-м их стало 4880авт.). И если проанализировать те планы, которые были по ремонту 70-ки (Ту-160 - авт.), то… там постоянные были сбои. Там, конечно, была вина не только завода, но и комплектаторов… Но четыре самолета в год – это очень круто. Ведь не то что на модернизацию, на поддержание завода деньги нужны: крыши текут, здания рушатся...»

По всей видимости, не в очень большом восторге от такого темпа и само КАПО. Авторы отчета сочли необходимым предупредить: «В сфере поставок продукции военного назначения основные риски связаны с несоответствием объемов технологического и капитального развития общества целям и задачам комплексной программы государственного вооружения РФ до 2020 года. Снижение данных рисков призваны обеспечить федеральные целевые программы развития оборонно-промышленного комплекса РФ. Однако на сегодняшний день объемы технологического перевооружения общества и сроки их реализации, заложенные в ФЦП «Развитие ОПК на 2011 - 2020 годы», ставят под угрозу выполнение долгосрочных программ реализации и ремонта авиатехники». И далее авторы отчета заявляют, что для решения проблемы необходимо «ускоренное финансирование мероприятий по реконструкции и техперевооружению», и они готовы привлечь необходимые для этого средства, но с условием последующего погашения долга из средств ФЦП.

«ЕЩЕ НЕДАВНО МЫ БЫЛИ НЕ В СОСТОЯНИИ ИХ ПРОСТО РЕМОНТИРОВАТЬ»

И есть основания полагать, что выход будет найден во что бы то ни стало. Модернизация Ту-22М3 и Ту-160 сегодня – один из фундаментальных вопросов жизни ВВС. Источники «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли утверждают, что во время недавнего визита в Казань министр обороны Сергей Шойгу учинил «туполевцам» большой разнос за срыв программы модернизации Ту-22М3. По итогам поездки министра пресс-служба минобороны сообщила о поручении в кратчайшие сроки развернуть полномасштабные работы по обслуживанию, ремонту и модернизации ракетоносцев. На этом был сделан акцент и во время представления коллективу КАПО нового гендиректора – президента ОАО «Туполев» Александра Бобрышева. «Времени на раскачку у нас уже нет, – заявил Бобрышев. – Затянувшееся решение вопроса, например, по 45-му изделию (Ту-22М3авт.) на сегодня уже есть». И президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян подчеркнул, что это повышенная ответственность перед руководством страны. А 21 мая на КАПО прошло заседание совета военно-промышленной комиссии при правительстве РФ по авиастроению. «На заседании обсуждались вопросы развития стратегической авиации, – сообщила пресс-служба предприятия. – В частности, речь шла о состоянии авиационного парка дальней авиации, поддержания его летной боеготовности, а также о перспективах развития авиакомплекса дальней авиации.

4Р°.-Р—Р°-модернизацией-ракетоносцев-пристально-наблюдаеС
За модернизацией ракетоносцев пристально наблюдает руководство страны

«Судя по всему, объединение КАПО и «Туполева» в единую структуру делается именно для решения этой стратегической задачи, – считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Но вопрос тяжелый. Самое неприятное – это двигатели. Двигателестроение у нас в жутком состоянии, и новых двигателей для улучшения характеристик наших ракетоносцев нет… Но раз речь зашла о модернизации, то это очень серьезный шаг вперед, поскольку совсем недавно стоял вопрос о том, как поддерживать летную годность этих машин, то есть мы были не в состоянии их просто ремонтировать».

В этом свете необходимо отметить одно интересное событие в жизни КАПО. Судя по отчету, 20 ноября 2012 года был зарегистрирован дополнительный выпуск ценных бумаг для пополнения оборотных средств. Это 3 419 913 обыкновенных акций номиналом 924 рубля, то есть номинальный объем составил 3,16 миллиарда. При этом ОАК перестала быть единственным акционером КАПО. 11 января 2013 года «Росимущество» приобрело пакет из 2 110 389 акций нового выпуска и в результате сегодня владеет 3,42-процентным пакетом.

Для чего это сделано? «Фактически через допэмиссию государство профинансировало само предприятие – модернизацию, конкретные типы авиатехники, что-то еще, – предполагает Гусаров. –Чтобы не нарушать правила ВТО и не финансировать из бюджета отдельное предприятие, сделали это через допэмиссию акций – как рыночную сделку, через покупку акций завода. Словом, понятно, что смысл не в акциях, а в деньгах, которые завод получил. Не исключаю, что на бомбардировщики эти деньги и пошли».

«Это было сделано для того, чтобы процесс получения заводом государственного финансирования в рамках некоторых целевых программ был как можно более быстрым, – сообщил газете «БИЗНЕС Online» источник в ОАК. - В следующем году предположительно этот пакет будет внесен в ОАК. Формально это ни на что не повлияет, только несколько усложняет корпоративные процедуры».

ОПЕРЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ БУДУЩИХ САМОЛЕТОВ ОАК

И несколько слов о других перспективных программах завода.

В 2012 году на КАПО начали готовиться к производству хвостового оперения для нового «грузовика» Ил-76МД-90А (Ил-476), который будет выпускаться в Ульяновске. Привлечение этого заказа, безусловно, можно занести в актив руководству КАПО и ОАК, ведь программа довольно масштабная, поскольку, как сообщалось ранее, военным требуется более сотни Ил-476. Первое оперение планируется передать в конце 2013 года, а в 2014 - 2015 годах выпустить по 6 комплектов. Проектная же мощность производства – 18 комплектов хвостового оперения в год. Более того, как сообщается в отчете, в планах – выпуск на КАПО оперения для всех новых гражданских самолетов ОAK. Вопрос только в том – когда они появятся. Ведь серию того же широко разрекламированного самолета МС-21 ряд экспертов прогнозирует только на 2019 год.

5.-Михаил-Погосян-уже-давно-задумал-сделать-КАПО-местом
Михаил Погосян уже давно задумал сделать КАПО местом производства оперения для Ил-476

«Про оперение разговор был еще с приходом в ОАК Погосяна (февраль 2011 годаавт.), – рассказал источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли. – Первой задачей для КАПО он сделал оперение для Ил-476. Но имелась большая проблема. Деньги на организацию производства Ил-476 Ульяновск уже все «съел». То есть на какие деньги забирать оснастку из Ульяновска и размещать здесь? Непонятно. Да и Ульяновск особо не горел желанием отдавать оперение – у них у самих нормальной загрузки нет. Но раз ОАК приказал учредить такую кооперацию... А бред про оперение для всех новых самолетов ОАК я даже комментировать не буду. Вспомните хотя бы разговор, что на КАПО будут крылья делать для всей корпорации…»

Большие надежды авторы отчета возлагают и на технопарк. Напомним, соглашение о его создании на территории авиазавода было заключено в августе 2012 года между КАПО, ОАК, правительством РТ и КАИ-КНИТУ. Планируется, что в капитально отремонтированных корпусах к 2015 году разместятся до 50 резидентов, имеющих лицензию на изготовление авиационных деталей и узлов.

Вместе с тем любопытно, что в отчете нет ни слова о проекте строительства на территории КАПО завода по производству военно-транспортного самолета Ан-70, о котором заявлял в Казани летом прошлого года Дмитрий Медведев. С одной стороны, можно сказать, что казанский авиазавод лишь предоставляет территорию, с другой – уж больно сильно акцентировалось именно место производства. Да и территорию под проект уже начали расчищать. Неужели и впрямь ничего не будет?

«Потянет» ли КАПО программу модернизации дальней и стратегической авиации? (07.06.13-08.06.13)
32%Поскольку это дело военной безопасности страны, будут действовать по принципу «не можешь – научим, не хочешь – заставим»
26%Это очень достойная задача, которая должна подтянуть весь завод
10%Благодаря объединению с «Туполевым» – да
5%Если не вернут завод Татарстану, ничего не получится
27%Если набрать со всей страны кадры, то должно получиться
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • ПанАлекс
    7.06.2013 10:51

    Ну что вы пишете: "государство профинансировало.. модернизацию...". Вы же сами пишете, что убытки за 2 года 2,49 млрд.р., - вот их и профинансировало государство! В стране с рыночной экономикой уже после 1го года таких убытков пошла бы смена руководителей на 90%, а тут профукали миллиарды и ... ничего: "планов громадье"!

    • Анонимно
      7.06.2013 11:30

      Никто "не профукал миллиарды". Это операционный убыток, связанный с недозагрузкой мощности.

    • Анонимно
      7.06.2013 12:04

      1,2 млрд убытка. 4 бомбардировщика. Чтобы войти в ноль надо на каждом по 300 млн. рублей = 10 млн. долларов заработать. Может не надо)

  • Анонимно
    7.06.2013 13:47

    И вместо сердца "пламеный мотор" - это не просто проблема - это кирдык! Мало того что сложнейший цикл, так ведь инженеров-технологов в радиусе 500 километров живых нету - одни директора-моторостроители беспомощные - посмотрите на корпус гальваники моторного завода вдоль дороги - все сразу ясно - где моторы....

  • Анонимно
    7.06.2013 13:49

    КАПО надо закрыть. В КАИ авиционные специальности надо тоже закрыть за ненадобностью, вместо них готовить менеджеров по продажам и по покупкам. А ещё менеджеров по освоению бюджетных средств. И самое главное: надо начать готовить менеджеров по искажению итогов выборов.

    • Анонимно
      7.06.2013 14:34

      чем такую ерунду писать, занялся бы лучше чем нибудь полезным

    • Анонимно
      7.06.2013 14:38

      На КАПО надо Мэра с командой - мигом все разрулят и имидж создадут - доказано жизнью.

    • Анонимно
      7.06.2013 22:35

      каи передвигает "пуп" спереди назад - выборы перевернули тело и мозги всех факультетов - учите немецкую матчасть

  • Анонимно
    7.06.2013 14:04

    люди, будьте бдительными! фирма Фарус продает зем.участки в Царицыно, которые как раз и попадают в зону аварийной посадки судов ОАО КАПО Горбунова.не ведитесь на их обещания, там не разрешают строительство!

    • Анонимно
      7.06.2013 14:38

      земельные участки царицыно ни как не попадают в такие зоны, вы видимо очень плохо разбераетесь

      • Анонимно
        7.06.2013 14:55

        да он про авиацию и оборону, а не про спекуляцию землей аэродромов....

  • Анонимно
    7.06.2013 17:46

    На счет кадров: на заводе началасть программа "Приведи друга" и получи в подарок 200 рублей, а если он проработает 3 месяца без нарушения дисциплины и т.д., то еще тыщенку накинут.

    • Анонимно
      7.06.2013 18:26

      Сетевой маркетинг в авиастроении - смело, как МММ - так все взаправду?

  • Анонимно
    7.06.2013 18:01

    С завода ушли самые ленивые - осталось 4900 работников, из них самих рабочих - около трети. А сумасшедшая кооперация со смежниками - там то что - или КАМАЗ будет заготовки и агрегаты подавать? Хотя...

  • Анонимно
    7.06.2013 18:30

    Это ведь Стратегическая авиация, но стратегом оказался Погосян - как все устроил,а? "Приведи друга!"

  • Анонимно
    8.06.2013 11:13

    Все равно молодцы! Страна подымается из руин, укрепляет боеготовность . А что касается самолетостроения запомните: самолеты от отечественных производителей( строителей) это - Суверенитет Росиии! Где гарантия что иномарках нет чип для отказа всего , в случае войны!

    • Анонимно
      8.06.2013 12:02

      Из руин Погосяна не подняться - закидает компонентами.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль