Общество 
8.06.2013

Что делать, когда революция – в смыслах? Часть 3-я

«Всё моё», — сказало злато;
                                                                                                        «Всё моё», — сказал булат.
                                                                                                   «Всё куплю», — сказало злато;
                                                                                                    «Всё возьму», — сказал булат.

                                                                                    …………

                                                                                        Возвыся голову, мечу сказало злато:
                                                                                 — «Я все возьму за звонкий свой металл».
                                                                      — «Напрасный труд, давно все мною взято», —
                                                                                            Со скромностью меч злату отвечал.

                                                                                      (А.С. Пушкин и неизвестный оригинал)

 

МЕЖЕУМОЧНОЕ ВРЕМЯ

Нынешнее время не только кажется смутным – оно таковым по своей сути и является.  Время переходное – к другому образу жизни, образу общества и государства. Не факт, что обязательно к новому. В этом образе может быть много от позабытого старого.

Однако этот новый образ, несущий в себе и черты позабытого, еще только едва-едва просвечивает через господствующую ныне «рационально-научную» картину мира. И неизвестно, когда этот образ будущего выступит со всей очевидностью – в конце текущего года или к концу века. И проявится ли вообще – никаких гарантий нет, а если и воплотится, то какой ценой?

Каждый из вариантов зависит от сознания людей, и поэтому замыкается на круг самосбывающихся пророчеств, мрачных или светлых. Человейник всегда сам строит свое будущее, но сначала в голове или в душе (она и выбирает). Во что сильнее всего поверим, то и сбудется.

Но, пока что, кредитом доверия у большинства пользуется американский доллар… Бывает, лопочет некто что-то высокодуховное и «чисто-конкретно-моральное», а в ядре его словесности – червоточинка, где извивается U$-баксус вульгарис, а по-нашему – «бакшиш обыкновенный». Потому и стоит вертикаль курса $, подминая бумажное злато. Физическое же злато – подземное отражение солнечного света – выпаривается подземными мастерами из растопленного жира тех, кто пожирал процентную лихву. Злато на биржевой понт просто так не возьмешь. На биржах рассказывают умные сказки о темпах золотодобычи во время кризиса ликвидности.

7381.jpg
 

Раньше такое время называли по-русски межеумочным, т.е. промежуточным, лишенным ясности, точности. Заканчивается время расчетливых умников – наступило время межеумков, т.е. половинчатых, неопределенных людей без веры и воли, и, как говорится, без царя в голове.

У этих слов-образов – межеумок и межеумочный – есть яркие тюрко-татарские, алтайские, а возможно, и арабо-семитские аналоги. Русские и тюркские языковые образы удивительно остроумно дополняют друг друга, приоткрывая третий, более глубокий смысл. Он указывает на общий алтайский корень живой тюрко-славянской речи, что и отражено в Алтайском Билике (Билик – Знание с большой буквы, в котором вера в жизнь неразрывно соединена с наукой о жизни).

У тюрков и славян, по Билику, общие смысловые корни. Например, один из древнейших – ИС-КОН, или ДЬЖАР, ДЬЖИН и т.д. – каждый из корней образует пышный букет славянских и тюркских слов. Сейчас их можно использовать в качестве детектора лжи, например, для проверки родовых качеств «узких русских», «узких татар» и др., отрекшихся от своих державных предков (ДЬЖЕР-ДЬЖАР; для тюрка – Земля, для славянина – Ярило, Солнце).

Философия Билика, собравшая еще добиблейскую мудрость, позже была утилизирована вождями для прикладных военно-политических целей. Билик стал основой для Ясы Чингисхана, а Яса (писаный Закон) привела к закату первой формы живого (без священников-посредников) «единобожия». Тогда смысл слова и живой веры был другим – знающая вера и верное знание о единстве мира и созидающей силы – Тэнгре. Она каждый раз подтверждалась практикой жизни, иначе зачем нужна? Человек чтил Хозяина в последней инстанции, почитал Природу, как его воплощение, и подчинялся его воле. Только у современного межеумка, возомнившего себя хозяином, может возникнуть шизофренический вопрос – «веришь ли ты в Бога?». А осталась ли в тебе самом энергия жизни, чтобы верить в настоящее – в ее правду?

Потом народы и боги разделились, чтобы конкурировать и пиариться друг перед другом. Такова судьба любой, расчетливо использованной, идеологии – ее пожирают и продают посредники, разделяя других, чтобы удержаться возле удобной вертикали по-над буйными головами.

Но, все же, это было время настоящих революций и контрреволюций Духа. Чингисхан, как и Сталин, был созидательным евразийским контрреволюционером. Это видно по конечным результатам – мы до сих пор ими пользуемся, добавив от себя только антуражные технические фишки в основном для комфорта и женских капризов. Сторонники прогресса ради прогресса, любители айфонов и других ай-понтов, конечно, не поймут и не согласятся. Но подумайте, что принципиально изменилось в базовых условиях евразийской жизни, в человеческих нравах и психотипах за последние 500 - 100 - 30 лет? Только видимость и суета сует …

Поэтому сейчас темпы жизни и лидеры другие – мелкие и суетливые. Не успел отцвести коммунизм (сразу же после прививки – «евро-коммунизма»), как тут же, после прививки глобализма, полинял либерализм. Если оставаться в той же колее рационального прогресса, то дальше по кругу, на следующей станции подземки, фашизм, полный порядок. Не тот, которым пугают публику, а прогрессивный, информационно-электронный.

Ау, когнитарии, где вы заблудились? Хватит уже блудить, вас опять используют! На этот раз по-английски: I have you…. «Я имею тебя, как средство для своего интереса».

В межеумочном обществе не живут, а играют спектакль.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ «ОБЩЕСТВА СПЕКТАКЛЯ»

Суть нынешней ситуации полезно рассмотреть в трех аспектах, с точки зрения трех основных субъектов – действующих лиц и, одновременно, исполнителей политического спектакля. Этими действующими лицами и исполнителями являются:

1) Верховная позиция – верхушка вертикали, которая попеременно играет роль то суррогата, то симулякра верховной власти. Сценография меняется в зависимости от того, какое сценическое действие нужно выполнить в данный момент. Одно дело, когда «Россия поднимается с колен». В таком случае по вертикали пробегает импульс суррогата советской символики. И, хотя он иногда напоминает даже живой вздох и биение подлинного сердца, но все уже в прошлом, за поворотом реки. Жалко, конечно, ведь, мы ж не звери. Но надо вовремя расстаться с прошлым. «СССР. Версия 2» бывает только в компьютерных играх.

В другой же ситуации, когда «эта страна вновь опускается ниже плинтуса», тогда срочно требуется подходящий симулякр. Он должен изобразить, что «и мы не хуже господ!», чисто лакейская привычка.

"Сколково" – взамен Кремниевой долины, академгородков и реальных рабочих мест для когнитариата – один из ярких многогранных симулякров смутного времени. По сути, это те же финансовые пузыри, но не в хозяйственной, а в виртуально-имиджевой отрасли. И лопаются они с тем же неприятным звуком, запахом и брызгами.

В этом можно рассмотреть важный предупредительный знак для местного: «Булдырабыз!» и некоторых бизнес-проектов, зачатых под сенью пафосного девиза. Людям свойственно ошибаться, но своевременно воспринятые знаки и упредительные меры помогают благоразумным. Недаром же интуиция уже не раз подсказывала Минниханову вовремя поприжать тормоза на поворотах. «Булдыксызлар!» – так он впервые гласно распекал еще в декабре позапрошлого года нерадивых министров и глав (см. – «Булдыксыз Булдыкту» в блогосфере «БИЗНЕС Online», январь 2012). Поэтому можно надеяться, что в критический момент тормоза не подведут республиканское руководство на местном отрезке вертикали. Нам бы только пережить Универсиаду, как говорится, «только ночь простоять, только день продержаться».

2) Оп!!!-позиция, т.е. та же самая позиция, но или уже слетевшая с верхушки вертикали и/или с бесстрашием безответственности стремящаяся вновь туда вернуться или заново подняться и/или только делающая вид, что она туда стремится, питаемая тщетной энергией от «бессилия собственного бесстрашия».

Непривычное написание имени этого действующего лица (Оп!!!-позиция) должно подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, лидеры этой социально-маргинальной группы, при всех видовых различиях, обычно громче всех кричат «Гоп!!!» еще задолго до заявленного прыжка. Но потом выясняется, что прыгать-то они и не собирались. Во-вторых, это не столько самостоятельно действующее лицо, сколько вольный или невольный исполнитель той роли, которая специально или подсознательно прописана или предписана верховной позицией.

Виртуозом Кремля по этой части был Сурков: создать политическую пропасть или, хотя бы, «овраг» («Отечество-Вся Россия») между политберегами, а потом пройти над умными головами по тоненькой… Но не самому, а выпустив вперед очередного клоуна, с «правым делом» подмышкой. Последний Бим-Бом до сих пор кувыркается в опилках манежа… 

Хотя, почему был? Он и остался благополучно в добром здравии и в более комфортном для творческого человека качестве «полит-криэйтора». По сути, он и в Лондоне отметился уже в новом качестве. И формальная отставка его недаром символически – день в день – совпала с похоронами БАБа. Одна эпоха сменяет другую, один «серый кардинал» – другого. По логике, второй, повторяя первого, скоро станет непримиримым революционером и другом-врагом России. А Лондон для России всегда был «колоколом» и штабом революций. Один, прости Господи, «то ли удавился, то ли был удавлен» (смутно напоминает известный евангельский сюжет), а другой, может быть, только расправил крылья для лебединой песни… Но об этом – позже. 

 3) Самодеятельные граждане – в строгом смысле этого слова, т.е. созидательная по жизни и потенциально самодостаточная часть общества, которая даже в сегодняшних условиях продолжает производить практически полезные блага и ценности, не только невзирая на неблагоприятные условия, но даже вопреки господствующему мейнстриму... Их отличительная черта в том, что они не только не примыкают к первым двум, но сознательно дистанцируются от них.

Правда, сохранение и развитие важнейшего и маржинального жизненного качества – умения и практического искусства организовать гармоничный хозяйственный обмен веществ с Природой и окружающим социумом, как всегда, сопровождается количественными потерями… Если не ошибаюсь, разумными от народа коллегами численность этой группы действующих лиц определена на сегодняшний день примерно в 5 млн. человек.

На текущий момент это основной и, по большому счету, - единственный отрезвляющий факт нашей театральной действительности. Он выделяется на фоне всей остальной двусмысленности и сохраняет надежду на то, что дурной спектакль рано или поздно прекратится, а на смену затянувшейся нудной трагикомедии по праву вернется настоящий праздник жизни. Благодаря живым людям «художественная самодеятельность» иногда оказывается ближе к жизни, чем «профессиональный театр».

Но это только возможность и шанс – восстановить полноценное общество и дееспособную власть, опираясь на небольшую часть граждан. Будет ли этот шанс реализован – зависит от горстки этих граждан, и никто не гарантирует им успех. И пока мы живем в «обществе спектакля», нужно еще раз внимательно рассмотреть все действующие лица.

Схема смеха.

Смеясь, общество расстается со своим прошлым
(кто-то из самых умных – Бахтин или Андропов)

Дальнейшее рассмотрение действующих лиц и исполнителей для наглядности и краткости лучше продолжить с помощью простой схемы. Дело в том, что самая примитивная схема помогает при наличии даже малой толики воображения представить:

  • системность и целостность рассматриваемого организма (в данном случае политического), а не его отдельные органы, которые нам лично более симпатичны,
  • разведать синергетические силы, потребные для преодоления очевидного тупика (если же смотреть по частям, то всем действующим лицам видится только тупик, что вполне логично),
  • разглядеть в нынешнем образе беспросветного тупика черты уже знакомого и пережитого в прошлом опыте образа жизни, который каким-то чудесным, иррациональным способом был уже не раз преодолен или разрешился сам собою. Без такого «просвечивания» старого в новом наше сознание просто неспособно отважиться на новый способ восприятия меняющегося потока жизни – это свыше человеческих сил. И, находясь на пределе сил, мы это новое обычно просто отвергаем по принципу: «Этого не может быть. Почему? Потому что!» Спасительную для таких критических случаев формулу содержит древняя «Книга пессимизма» (Екклесиаст): «Говорят: вот новое. Но это уже было в веках, бывших прежде нас…»

Рустам Курчаков

44.jpg
 

Читайте также:

Рустам Курчаков: «Что делать, когда «верхи не могут, а низы не хотят»?» Часть 1-я

Что делать, когда «верхи не могут, а низы не хотят»? Часть 2-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.06.2013 18:38

    Кто даст ответ на вопрос: граждане для верховной власти, или верховная власть для обеспечения интересов граждан. А иначе получается что все мы обслуживаем и подпитываем болото.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль