Общество 
9.06.2013

Можно ли построить хорошую школу в отдельно взятой республике?

НАДО МАКСИМАЛЬНО ВЫПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Региональный законопроект основывается на федеральном законе, который в свое время вызвал множество споров, вокруг него развернулась настоящая борьба. Позиция фракции КПРФ и в ту пору была абсолютно ясной: мы были против этого федерального закона и разработали альтернативный, который получил широкую поддержку как школьных учителей, так и педагогов высшей школы. Многие проблемы, с которыми сегодня сталкивается российское образование, были бы успешно решены, если бы Госдума приняла вариант КПРФ.

Вот только несколько положений нашего проекта, которые могли бы упростить нам решение проблем образования здесь, в Татарстане.

Во-первых, положение о том, что 7% от ВВП должны быть потрачены на образование. Это мировая норма, которая позволяет реально развивать образование.

Во-вторых, освобождение от налогов образовательных учреждений, а именно те средства, которые они реинвестируют в образование, в том числе и на зарплату педагогам.

В-третьих, установить размер компенсации на оплату детских дошкольных учреждений на уровне 40% на первого ребенка, 70% на второго, 100% на третьего и последующих. Сейчас же предполагается компенсация значительно ниже, так, на первого ребенка она составляет всего лишь 20%. О каком подъеме рождаемости можно говорить в этом случае?

В-четвертых, о наполняемости классов: в классе должно быть не более 20 учеников, это позволило бы не только сохранить учительский корпус, который сейчас сокращают, но и уделять достаточное внимание каждому ребенку.

В-пятых, академические стипендии должны составлять 80% от прожиточного минимума, что позволило бы студентам сосредоточиться на занятиях, а не бегать по городу в поисках заработков.

К сожалению, эти положения не нашли отражения в федеральном законе, и теперь мы на региональном уровне должны попытаться максимально выправить ситуацию с учетом наших полномочий. Почему не начать строительство современной школы в нашей республике?

Первая задача – это, насколько позволяют наши полномочия и ресурсы, реализовать те лучшие предложения, которые звучали при обсуждении федерального закона и перед которыми была закрыта дверь. Образование – это та сфера, на которую мы не можем жалеть ни сил, ни средств. Не может служить оправданием и постоянная ссылка на федеральный центр – «они не додумали, они не доделали».

ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ «ДУШИТ» СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ

Одна из проблем, которая требует решения, – это финансирование школ по подушевому принципу. Этот принцип используется во всем мире, но нигде – как единственный. Логичнее всего было бы финансирование вести на две трети по душевому принципу, а на одну треть независимо от него. В проекте закона отчасти вопрос рассмотрен через понятие «малокомплектные школы», которые финансируются особым образом. Вместе с тем мы знаем, что введение понятия «малокомплектная школа» не спасло от ликвидации множество образовательных организаций в сельской местности. А значит, вопрос требует дополнительного регулирования.

К этому примыкает проблема, которая прямым образом связана с исчезновением школ, – это сам порядок их ликвидации. Кстати, изначально по проекту нового федерального закона это могла сделать комиссия, что открывало широкий простор для ликвидации школ. Сегодня закрыть школу нельзя без разрешения граждан, это прописано и в проекте нашего республиканского закона. Но каким образом будет происходить учет этого мнения и есть самый принципиальный вопрос. Мы знаем, что под красивыми словами «оптимизация» и «реорганизация» в Татарстане с 2009 по 2012 годы были ликвидированы 243 школы, 378 изменили характер деятельности, а 102 приостановили работу. Именно поэтому положения нового закона должны положить конец этой порочной практике.

КАК УДЕРЖАТЬ ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И ПРИВЛЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ

В законопроект следует добавить дополнительные социальные гарантии для учителей. Законопроект предусмотрел конкретные гарантии только педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Как быть с остальными педагогами? Законопроект всего лишь наделяет органы государственной власти Республики Татарстан правом устанавливать дополнительные меры государственной поддержки. Этого явно недостаточно.

Законопроект должен конкретизировать меры социальной поддержки. Возможно, стоит использовать опыт передовых регионов, где педагогические работники государственных образовательных учреждений, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами региона пользуются правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями в пределах нормы предоставления или им предоставляется безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилища.

Кроме того, стоит прямо в законе установить специальную систему стимулирующих выплат к ставкам заработной платы и должностным окладам, в том числе за работу, не входящую в круг основных обязанностей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ

Сегодня Татарстан является одним из крупнейших центров образования в России и местом расположения Казанского (Приволжского) федерального университета. И вопрос о введении дополнительных мер социальной поддержки в части проезда на общественном транспорте для учащихся давно стоит в повестке дня. Соответствующий законопроект я уже вносил в Госсовет республики, но документ этот не нашел должной поддержки и был отправлен на «доработку».

Новый закон об образовании не должен обходить стороной обеспечение дополнительных мер социальной поддержки молодежи в сфере транспортного обслуживания. Необходимость этого обусловлена повышением стоимости проезда и изменением системы оплаты для многочисленного студенчества Татарстана. Учитывая, что стипендии студентов очень малы, а некоторые учащиеся ее и вовсе не получают, повышение цен на проезд в общественном транспорте очень тяжело сказывается на их материальном положении. Минимальный месячный расход средств на услуги пассажирского транспорта совпадает или даже превышает размер стипендии в большинстве учебных заведений республики.

Подобные меры поддержки реализованы в ведущих образовательных центрах: в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в Москве студент может купить месячный проездной на все виды наземного транспорта за 235 рублей, и за 365 рублей на метро. В Санкт-Петербурге проездной на все виды транспорта, включая метро, стоит студенту 680 рублей. В Казани, для примера, такое удовольствие обойдется студенту в 3 тыс. рублей! Кроме того, в Казани проблема осложняется еще и тем, что некоторые вузы имеют учебные корпуса в разных частях города, а также общежития, расположенные вдали от учебных корпусов. Понятно, как велики транспортные расходы студентов этих вузов.

А ЕСЛИ ОЧЕРЕДЬ В ДЕТСКИЙ САД ЕЩЕ НЕ ПОДОШЛА?

Проблема нехватки мест в детских садах – боль всей России. Хотя в Татарстане сделано многое для решения этой проблемы, очереди остаются. Поэтому закон должен предусмотреть поддержку для тех людей, которые не могут определить своих детей в детские сады из-за отсутствия мест. В некоторых регионах такая практика уже есть. Родители, имеющие детей в возрасте от полутора до пяти лет, которые из-за нехватки мест не посещают дошкольные образовательные учреждения, должны получать пособие – не менее 5 тыс. рублей. Кроме прочего, это будет стимулировать органы государственной и муниципальной власти быстрее реагировать на проблему очередей в детские сады.

Кроме того, мы должны освободить семьи со среднедушевым уровнем дохода ниже прожиточного минимума и находящиеся в социально опасном положении, и детей группы риска от платы за содержание в дошкольных образовательных учреждениях, а также предоставить таким детям право внеочередного приема в детсады.

ДЕЛО НЕ В ЧАСАХ, А В КАЧЕСТВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Республиканский закон имеет свои специфические особенности, в частности, учитывает, принятое в Конституции РТ двуязычие. О том, в каких пропорциях должны распределяться часы на изучение русского и татарского языков, давно идут горячие споры. Учебные планы, в которых прописано равное количество часов на изучение двух основных языков республики, имеют немало противников. Проблема на самом деле непростая, у всех участников дискуссии достаточно убедительные аргументы. Плохо только, что в пылу прений они друг друга не слышат. Мне кажется, что суть проблемы не в количестве часов, а в том, что люди обучаются татарскому языку в равном объеме с русским, но в итоге не могут на нем говорить. Соответственно, время на изучение татарского им кажется потраченным впустую. Понятно, что и родители, и учащиеся недовольны этим, к тому же из-за этого «равенства», как они полагают, знание русского языка тоже хромает.

То есть дело в качестве преподавания татарского языка и существующих методик. Вывод из этого такой: нужны новые методики. Мы знаем, что разработаны современные методики изучения иностранных языков, которые позволяют овладевать языками в короткие сроки. Почему же не привлечь к разработке методик преподавания татарского языка таких специалистов? И, конечно, мало создать методики, важно подготовить учителей, которые смогут по ним работать. А то, что же получается? Сколько уже времени в школах обязательное преподавание татарского, а не то что русские, даже многие городские татары как не знали его, так и не знают. Выходит, средства вкладывались неэффективно.

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ВОЗВРАЩАЕТСЯ. РОДИТЕЛИ ДОВОЛЬНЫ, ДЕТИ ДУЮТСЯ

Споры вызывает и введение школьной формы. Это требование федерального закона, и с этим не поспоришь, тем более что форма отчасти позволяет нивелировать имущественное неравенство. Конечно, лишь отчасти, ведь у современной ребятни столько разных прибамбасов, которые обойти не удастся. К примеру, если у одной половины класса айфоны и айпады, другая половина стесняется дешевеньких мобильников. Кого-то привозят в школу на иномарке, кого-то на «Жигулях», кто-то вовсе идет пешком… Одни отдыхают на Лазурном берегу, другие – у бабушки в деревне. Так что одной формой проблему социального расслоения не снять. А вот защитить школу от религиозного вторжения форма, пожалуй, сможет. Надо только твердо придерживаться закона. Мы должны сохранить школы как светское учреждение в полной мере, иначе можем со временем получить междоусобицы там, где не ждали.

При введении школьной формы необходимо учитывать некоторые нюансы. Необязательно прописывать их в законе, достаточно постановления кабмина РТ. Форма должна быть недорогой – это раз. Семьи со скромными доходами, в которых несколько школьников, должны получать компенсацию на ее приобретение. В тех школах, где уже есть своя форма, оставить ее. И наконец, нельзя допустить коррупцию, вариант, при котором какая-то структура всем навязывает одну форму и заставляет ее покупать втридорога.

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Новый закон должен учитывать интересы детей с ограниченными возможностями. Важно, чтобы они обучались в школах вместе с обычными детьми. Надо убрать барьеры, не делить наше общество, воспитывать терпимость и сочувствие у одних и умение преодолевать трудности, адаптироваться в среде ровесников у других.

В законе должна быть прямо прописана цель – развивать так называемое инклюзивное образование: совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Одна из задач, которая вытекает из этого, – обеспечение детей-инвалидов в соответствии с медико-социальными показаниями транспортными услугами на период учебы, чтобы они могли посещать школы.

НАМ НЕ НУЖЕН КОНКУРС РОДИТЕЛЕЙ

Многих родителей возмущают конкурсы при приеме в общеобразовательные учреждения. В законе, с одной стороны, прописан запрет конкурсов. Но в тех школах, где ведется углубленное преподавание ряда предметов, конкурсы разрешены. Это неправильно. Конкурсы должны остаться только в школах со спортивным и творческим уклоном. В иных образовательных учреждениях они приводят к тому, что ребенок не может попасть в школу, расположенную в его дворе. Да и о каких способностях можно говорить, когда малыш идет в первый класс? Способности и склонности проявляются позже, а в 7 лет можно судить только о том, занимается ли ребенком семья. Почему, спрашивается, ребенок должен уметь читать и писать, поступая в школу? Он затем и идет в первый класс, чтобы его этому научили.

И еще: в законе прописано, что можно отказать в приеме, если в школе нет мест. Такой лазейки быть не должно. Для ребенка из микрорайона места нужно находить всегда. А то есть у нас директора, у которых никогда нет мест. На самом деле, они придерживают их для тех, кто выдерживает «конкурс родителей».

Артем Прокофьев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.06.2013 10:15

    Можно ли построить хорошую школу в отдельно взятой республике? А можно ли устроить локальный раек в отдельно взятой республике? Ответ- НЕЛЬЗЯ.

  • Анонимно
    9.06.2013 10:19

    Мир изменился и предстоят еще более глобальные перемены. А наша школа как застряла в серед 20 века так там и сидит. Наши выпускники(если не талантливые ученые или програмеры) никому в мире не нужны тк их образование не международное и отстало. Это значит такой выпускник лишен мобильности и возможностей найти работу не то что в другой стране но даже за пределами ПФО. Так и будут пополнять ряды условно работающих а по факту безработных.

  • Анонимно
    9.06.2013 10:28

    Идеи хорошие, но на все предложенное денег явно не хватит! Надо расставлять приоритеты. Студенты, например, могут обойтись без дешевых проездных.

  • Анонимно
    9.06.2013 11:31

    На днях по тв видел сюжет, как привлекают молодые кадры в село в российской глубинке:1. предоставление благоустроенного жилья.2. дополнительная оплата для сельских учителей: первый год + 3000руб в месяц, второй год + 5000руб в месяц, третий год + 10000 рублей в месяц. И это помимо первоначальной материальной помощи на обустройсво нового жилья в размере 1.000.000 рублей.

    • Анонимно
      9.06.2013 17:13

      Вопрос не только в деньгах при выезде в село. А прежде всего в том что выпускник заведомо обрекает себя на тупиковый путь. Вот Вы поедите в 20 лет в село учителем зная что и через 10 и через 20 лет Вы все так же будете учителем в этом селе? Воевать с родителями алкашами и копаться в огороде по вечерам. Это проблема глобальная. Но на Западе нет села в нашем понимании вообще! Там есть фермерские хутора. А дети учатся в ближайшем городке.

      • Анонимно
        9.06.2013 20:12

        А почему бы и нет? Правильно было бы всех выпускников вузов (бюджетные места) отправлять по распределению. пусть отрабатывают деньги, которые потратило на них государство. пы.сы. если пьют в Вашем селе, то это не говорит о том, что пьют везде. Есть регионы, где сельские школы укомплектованы больше нормативов для сельских школ. И школьные автобусы ездят, собирают детей со всех деревень и хуторов. И школы оснащены всем новейшем оборудованием.

  • Анонимно
    9.06.2013 11:38

    А вузовском образовании ни слова. Как это понимать?Образованные не нужны? Не было заказа? Дети из современных школ с интерактивными досками, компьютерами приходят в вуз. А там - обшарпанные стены, злые и голодные преподы, ну и последствия соответствующие...

  • Анонимно
    9.06.2013 11:56

    Поддерживаю.Только Артем, Вы не учли одно важное обстоятельство. Согласно статистике расходы на содержание школ - статья № 1 в расходах регионального бюджета. Чтобы решить указанные Вами задачи, нужно пересмотреть сбор и распределение налогов.

    • Анонимно
      9.06.2013 12:41

      Нужно пересмотреть приоритеты при расходования бюджета. До тех пор, пока приаритетом будет покупка (аренда) новой тачки для наЩальника, а не зарплата учителя - образование будет задыхаться!

  • Анонимно
    9.06.2013 13:24

    Полностью согласен в отношении обучения татарскому языку. Для не носителей языка, изучать татарский нужно как иностранный.

    • Анонимно
      9.06.2013 15:19

      Прокофьев как то очень скользко по этому вопросу говорит. Из его слов не понятно считает ли он что нужно уменьшить количество часов на татарский и высвободившиеся часы вернуть русскому языку или он всё же за сокращение часов на татарский для русскоязычных но компенсировать более хорошей методикой? Артём говорите яснее.

    • Анонимно
      9.06.2013 22:22

      Cвоим недалеким комментарием вы хотите сказать, что Татарстан не входит В Россию, если татарский по-вашему - иностранный язык?Казак поволжских плавней

      • venera
        10.06.2013 10:44

        Что же Вам везде враги мерещатся? Есть методика преподавания (не для носителей языка татарский и будет являться иностранным) и именно о ней шла речь. Для многих татарстанцев, проще выучить китайский, чем татарский по учебникам, рекомендованным для преподавания в школе. И дело не в том, что хороших учебников и разработанных методик нет, но вот почему они не доходят до школ и институтов - хороший вопрос к министерству образования РТ.

        • Анонимно
          10.06.2013 14:25

          Вы знаете китайский? Мандарин или кантон? По каким учебникам учили?

    • Анонимно
      10.06.2013 18:55

      У меня ребенок учится - в неделю на 3 занятия русским приходится 6 урока татарского (3 чисто татарский язык и 3 татарская литература). Причем, русской литературы у них нет вообще (второй класс). О каком равенстве часов идет речь? Если русский язык изучают в школе как дополнительный, второй иностранный! Нам он в таком объеме не нужен. Это дискриминация русскоязычного населения!!!Поэтому и по-русски плохо говорят, а уж про то, как пишут - молчу. И нельзя сравнивать татарскую и русскую литературу! Желаете изучать татарский как родной - милости просим в специальный национальный класс, которые есть во всех параллелях. А нам оставьте русский в нормальном объеме, а не в объеме национальной школы.

      • Анонимно
        10.06.2013 20:29

        Мне тоже непонятно, когда изучение родного русского языка в полном объеме может ущемлять права татар. У нас должны быть такие татарские школы, где родной татарский язык школьники будут изучать в полном объеме и с отличным качеством. Дайте всем нам свободу равного выбора родного языка, согласно закону о равенстве языков.

  • Анонимно
    9.06.2013 13:26

    Правильно сказано, что не надо всю вину перекладывать на федеральный центр, но верно и то, что налоговые доходы, которые остаются здесь не позволяют принципиально изменить ситуацию! А проблемы выделены правильно, хотя список можно и продолжить...

  • Анонимно
    9.06.2013 13:29

    Спасибо, Артем за то, что Вам не безразличен этот важный аспект. Но! Стоит ли привлекать молодые кадры так рьяно? Ведь последние 25 лет в педвузах не было и нет конкурса и входящая абитура и выходящие специалисты не дадут желаемого результата. Что скажете?

  • Анонимно
    9.06.2013 16:49

    Не надо винить только методику преподавания татарского языка. Здесь и вина учителей, администраций школ. Уроки ведут некоторые учителя не так, как положено по методике. Завучи не помогают, они заняты своими личными делами или занимаются всякими ненужными бумажными делами, чтобы потом отчитываться , похвастаться. Они не посещают уроки, а в своих дневниках пишут, что посетили уроки, анализировали.Раз в год учитель даёт открытый урок и о работе этого учителя делают выводы.

    • Анонимно
      9.06.2013 18:26

      Необходим комплексный подход. Если имеется хорошая методика и отличный учитель, то винить приходится учеников. Недостаточно огромных вложений в освоение татарского языка, нужна добровольность. Нельзя силой и принуждением заставить любить неродной язык.

      • Анонимно
        9.06.2013 19:15

        "Нельзя силой и принуждением заставить любить неродной язык" Вы правы, но вот не хотят это признавать власти Татарстана, хотя это очевидно, значит вывод может быть другим, может действительно, как кто то писал, что через языковой вопрос постараться вытеснить русскоязычных, а если это так то компромисса не видать. Увы.

  • Анонимно
    9.06.2013 19:44

    Про один вопрос все дружно забыли. Повысили зарплату учителям в школах, а руководителям кружков (педагогам дополнительного образования)нет. Во время Универсиады эти педагоги будут работать. А обычный труд их не котируется. Почему такое неравенство??

    • Анонимно
      9.06.2013 20:09

      Личность ученика, ее формирование и развитие, а также профориентацию обеспечивают педагоги дополнительного образования. Детское творчество должно высоко цениться, а труд креативных педагогов высоко оплачиваться.

  • Анонимно
    9.06.2013 23:06

    Проблем и задач - воз и маленькая тележка. Играть в законы не надоело? Кругом капитализм со звериным оскалом, студенты нищие и без проездных - а их весело в волонтеры тащут. Олимпиады еле- еле собираются. А главное - лучшие по-любому пакуют чемоданы, оставляя всех " с носом"! В остатке - снова писаки законов

  • Анонимно
    9.06.2013 23:55

    Можно ли построить хорошую школу в отдельно взятой республике? Можно! Но для этого директор этой школы должен иметь волю и ум. И ещё ему должно помочь государство деньгами. Для начала надо создать хотя бы пять таких школ.. не надо хвататься за всё сразу..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль