Нефть и нефтехимия 
20.06.2013

«Татнефтепродукт» не смог заработать на растущем бензине

Согласно опубликованной на днях ежеквартальной отчетности, выручка ОАО «ХК «Татнефтепродукт» выросла на 5% – с 3,31 млрд. рублей в первом квартале 2012 года до 3,48 млрд. рублей в первом квартале 2013 года. Не последнюю роль здесь сыграли цены на топливо. По данным Росстата, индекс цен на бензин к показателю первого квартала 2012 года составил 108,9%. То есть цены выросли в среднем на 8,9%. Лидером роста цен стало дизтопливо: плюс 12,7%.

Казалось бы, выручка должна была вырасти более сильным темпом при сохранении оборотов и планомерном росте отпускных цен. Но все шло далеко не так гладко. В отчете компании сделан акцент на ухудшении условий конкуренции на рынке топлива. Отмечается, что на топливном рынке страны в последние годы наблюдаются непредсказуемость внутренних цен на нефтепродукты и непрозрачность ценообразования в связи с наличием вертикальной интеграции крупнейших нефтяных компаний, коллективного доминирования на рынках переработки нефти, ограничения доступа к топливам независимых участников. Рынок нефтепродуктов все более и более подпадает под контроль крупных нефтяных компаний.

Риски, отмеченные менеджментом «Татнефтепродукта», подтверждаются данными Росстата: индекс цен производителей вырос темпом 120,3%. Другими словами, производители топлива увеличили отпускные цены в 2 раза сильнее, чем это смогли сделать операторы АЗС. Пока ухудшение условий конкуренции оказывает ограниченное влияние на возможность увеличения выручки. Но если разобрать детали такого роста, то он достигается именно за счет оборота, а не за счет наценки. Необходимость подвинуться в наценке подтверждается опережающим относительным приростом себестоимости.

Себестоимость бизнеса ТНП в относительном выражении возросла на 5,1% до 3,1 млрд. рублей в первом квартале 2013 года. Но абсолютная прибавка основных издержек оказалась слабее, чем у выручки. Это сыграло в пользу роста валовой прибыли на 3,8% – с 368 млн. рублей за первые три месяца 2012 года до 382 млн. рублей за аналогичный период 2013 года.

Выручка и себестоимость ОАО «ХК «Татнефтепродукт», млн. рублей

1.jpg

Однако рост оборота повлек увеличение коммерческих расходов на 4,4% до 285 млн. рублей за январь-март 2013 года. Напомним, к таким затратам относят: расходы на транспортировку, погрузку, разгрузку, хранение, рекламу, упаковку, маркировку, а в случае торговых компаний также аренду помещений и оплату труда. В итоге три четверти валовой прибыли было поглощено коммерческими расходами. Фактически на этом этапе весь дополнительный прирост был нейтрализован, а операционная прибыль увеличилась на скромные 1,6 млн. рублей до 96,7 млн. рублей по итогам первого квартала 2013 года.

ДЕНЬГИ СТАЛИ ДОРОЖЕ

Отметим, что «Татнефтепродукт» в первом квартале 2013 года погасил все долгосрочные займы. В сравнении с итогом прошлого года кредитный портфель топливного трейдера полегчал на 94 млн. рублей до 3 млрд. рублей на конец марта 2013 года. Однако такое сокращение не обеспечило даже символическую экономию процентных платежей. Одной из основных причин стало изменение структуры займов в пользу коротких денег. Так, по итогам 2011 года доля долгосрочных кредитов составляла 84%, по итогам 2012 года – 29%, а в первом квартале 2013 года в портфеле остались только краткосрочные займы.

Кредитный портфель ОАО «ХК «Татнефтепродукт», млн. рублей

2.jpg

Дело в том, что по долгосрочным кредитам ставки колебались от 6,6% до 7,7% годовых. Сегодня краткосрочные кредиты, полученные во второй половине 2012 – начале 2013 года, обходятся «Татнефтепродукту» в среднем по 8,2 - 9,5% годовых. Получаем, что деньги для компании подорожали. Это подтверждается ростом процентных выплат на 36,5% – с 49,1 млн. рублей по итогам первого квартала 2012 года до 67 млн. рублей по итогам первого квартала 2013 года.

Рост ставок по кредитам – это объективно обусловленная тенденция ушедшего 2012 года и начала 2013 года. Инфляционные ожидания росли, ориентиром выступал уровень 7,2 - 7,4% годовых. Центробанк РФ не шел на смягчение учетной политики, оставляя ставку рефинансирования без изменений. Но теперь, принимая в расчет превалирование риска замедления экономики, регулятор может пойти на смягчение. Как мы отмечали в материале, посвященном индексу доходности вкладов, банки готовятся снижать ставки, и многие ведущие игроки уже срезали доходности по вкладам. Однако на сегодня нет полной ясности: будет ли стимулирование проведено за счет снижения ставок или за счет постепенной девальвацией рубля, либо мы увидим сочетание этих мер.

Тем временем прочие статьи были сбалансированы лучше: отрицательное сальдо составило всего 0,8 млн. рублей в первом квартале 2013 года против 15,4 млн. рублей в первом квартале 2012 года. Тем не менее чистая прибыль все-таки сократилась на 10,8% – с 28,7 млн. рублей за январь-март 2012 года до 25,6 млн. рублей за аналогичный период 2013 года.

Основные экономические показатели ОАО «ХК «Татнефтепродукт»

3.jpg
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.06.2013 08:19

    Из за них хотят сокращать бензозаправки в двое,(конечно чтобы вставить пистолет в бензобак работником АЗС я должен заплатить 10 рублей -отличный маркетинговый ход тем самым они отпугнули часть своих клиентов, еще после их него бензина у меня клапаны стучат как на "барабане", и при этом качество обслуживания у них на "3-", а больше всего напрягает это пересменка у них утром когда все начинают выезжать и заправлятся,в час пик, нет бы сделать в 5,30 или в 9,00 .Не советую там заправлятся

    • Анонимно
      20.06.2013 12:24

      Весь бензин одинаковый. Просто лукойл делает хорошую рекламу на федеральных каналах и соответственно продает такое же топливо, но дороже. Нужно поддерживать Татарстанского производителя, коль уж мы здесь живем! Алга Татнефтепродукт, Татнефть, Таиф.

      • Анонимно
        20.06.2013 13:26

        Неправда Ваша. На Лукойле бензин гораздо лучше. И производится не в Татарии. А чуть дороже из-за транспортировки с нефтезаводов Перьми, Нижнего Новгорода. Сам вот только что спросил у водителя бензовоза...

        • Анонимно
          20.06.2013 14:46

          Как не крути, бензин везде одинаковый. Косяки бывают у всех. И Лукойл не без греха. Главное чтобы заправка могла потом ответить за свой косяк, а вот таких заправок мало.

    • Анонимно
      20.06.2013 12:32

      Не правильная информация! Сейчас сервис бесплатный! Более того, на большинстве заправок такого сервиса, как заправка авто вообще нет, а на ТНП почти везде в городе. Очень удобно, в очередях не надо стоять, машину заправят, в бачок воду нальют, в магазине воду с жвачкой купят. Кстати даже 10р не жалко было.

  • Анонимно
    20.06.2013 08:29

    Чулпан трейд всю прибыль скачал!

  • Анонимно
    20.06.2013 08:59

    прибыль упала,MERSы AMG исчезли...ЗАМЫ на островах... КРУТО

  • Анонимно
    20.06.2013 09:05

    ЕЗЖУ ЗА - ГОРОД НА ЛУКОЙЛ. времени жалко, но машину жальче.

    • Анонимно
      20.06.2013 13:28

      Лукойловцы на мавлютова заправку открыли. Вместо ТНП. Очень удобно стало.

  • Анонимно
    20.06.2013 09:09

    безвозмездные займы в стоматологию.

    • Анонимно
      20.06.2013 15:34

      а краткосрочные займы, результат начала дружбы с Волга-Кредит Банком отсюда и переориентация, так проще выводить

  • Анонимно
    20.06.2013 09:15

    Лукойл лукойлу рознь.

    • Анонимно
      20.06.2013 13:30

      У Лукойла на чеке написано, что это Лукойл, а не ИП Кирякмясов или ЧП Аллякемов.

  • Анонимно
    20.06.2013 09:20

    Чулпан трейд -непотопляем.... Себя не утопишь.

  • Анонимно
    20.06.2013 09:29

    Бензин хороший на Лукойле, на ТАИФ-НК но не на всех заправках.

  • Анонимно
    20.06.2013 09:43

    сибнефть

  • Анонимно
    20.06.2013 09:57

    арскнефтепродукт отстой.

  • Анонимно
    20.06.2013 10:28

    Согласен со всеми комментариями. Посмотрите у нас в Нижнекамске, две заправки рядышком, Лукойл и ТНП. На Татнефтепродукте ни одной машины, а к Лукойлу стоит километровая очередь, хотя там и цена дороже ....Пусть сначала научаться контролировать качество бензина на своих заправках, а потм уже жалуются на производителей топлива

  • Анонимно
    20.06.2013 11:08

    Только Лукойл на Космонавтов. Даже в пятницу вечером час не жалко простоять.Зато потом машина поёт, и ест меньше.

  • Анонимно
    20.06.2013 11:08

    заправляюсь на лукойле на ул.Тэцевской - очередь днем и ночьюодин раз когда бензин кончился пришлось заправиться на ТНП - машина не тянет! думал из-за осадка в баке засорилось. Потом заправился на Лукойле - летает!

  • Анонимно
    20.06.2013 11:36

    Если машина "летает" - это говорит о том что в бензин добавили дополнительные присадки и в дальнейшем это скажется на двигателе.Машина должна нормально ездить, а не летать.Что касается качества бензина - сейчас бензин на оптовом рынке достаточно дёшев и нет смысла коммерсантам заливаться "бадяжным" бензином.скорее всего "химичат" на самих заправках сами операторы.

  • Анонимно
    20.06.2013 12:21

    ну на лукойле какое то экто 95 там так и пишут что мощность увеличиваетсяесли это официальная информация, и топливо сертифицировано, то думаю увеличение мощности идет не в ущерб двигателюа это "летает" может и есть то, как машина должна нормально ездить, просто не секрет, что настоящего 95 почти нигде нет, видимо на лукойле он близок к настоящему

  • Анонимно
    20.06.2013 13:48

    Уже шестой год, как купил тойоту, заправляюсь на Татнефти. Очень доволен. И качество топлива устраивает и обслуживание на уровне, всегда приветливо встречают и провожают.

  • Анонимно
    20.06.2013 13:56

    Многие думают, что Татнефтепродукт и Татнефть это одно и то же. Заблуждаются,на самом деле - это конкуренты. На Лукойле качество хорошее, но стоит дорого. Предпочитаю заправляться на Татнефти.

    • Анонимно
      20.06.2013 14:06

      Вы что, у Татнефти и нефть, и бензин сернистый. Поэтому если хотите сохранить ваш движок, вы неправильно делаете.

      • Анонимно
        20.06.2013 15:34

        согласен на все сто. от Татнефти уже 10 лет горький осадок от их вонючего Кичуйского бензина а Татнефтепроукт похоже Таифовский бензин продает, неплохой и довольно чистый. А про 10 рублей это наивное желание при учить нас деревенских платить чаевые, мой брат в Питере меньше двадцати заправщикам не дает. Минталисит...

        • Анонимно
          20.06.2013 15:59

          они с ТАИФ-НК бензин возят. ТАИФ-НК где нефть берет? Разве не у Татнефти?

  • Анонимно
    20.06.2013 14:02

    Советую всем попробовать на автодорстрое заправится, уже чуть больше года заправляюсь, нравится, а вот людей которые в очереди на Лукойле стоят часами не понимаю, пробовал и на Луколах заправляться, разници какой то не почувствовал.

    • Анонимно
      20.06.2013 14:45

      Я тоже на "автодоре" заправляюсь - там чуть дороже, но бензин хороший.

  • Анонимно
    20.06.2013 14:44

    На самом деле автора статьи немного жаль. Бедняге пришлось трындеть по поводу роста себестоимости и прироста коммерческих расходов, не видя изменения объемов в натуральном выражении реализованной продукции.Почти все доводы основываются на предположении, что объемы в натуральном выражении не изменились в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Что по факту может быть совершенно не так. Интересно, что человека волнует прирост коммерческих расходов на 12 млн., и как то мимо кассы уменьшение прочих расходов на 16 млн. Мне было бы интересно что 2012 такого крупного засело в прочих расходах и чего не было 2013 году.

    • Анонимно
      20.06.2013 15:19

      есть данные по натуральному объему реализации Татнефтепродукта? Поделитесь с общественностью. Если расходы уменьшились - в них не могло "засесть" "такого крупного".

  • Анонимно
    20.06.2013 14:52

    Не знаю, заправлялся на Лукойле, загорелся датчик двигателя, поехал в сервис, мне сказали менять топливо, я удивился, но все же послушался. И больно хорошо,топливо на Татнефтепродукте и Таифе намного дешевле, и качество хорошее! Вывод один: у многих срабатывает стадное чувство: там "много" машин заправляются, значит там хорошо! Бред!

    • Анонимно
      20.06.2013 15:43

      ЧУЮ Я статья полна "купленных" коммеентариев :)

      • Анонимно
        20.06.2013 15:47

        быть такого не может! БО же самая честная и принципиальная газета.

  • Анонимно
    20.06.2013 15:42

    Стадное чувство срабатывает как раз у тех, кто пытаясь поддержать отечественного производителя, заправляется на заправках "Татнефтепродукт". Ни для кого не секрет, что основной поставщик "Татнефтепродукта" - ОАО "ТАИФ -НК". Качестве бензина данного перерабатывающего завода, получающего бензин из высокосернистой нефти, мягко говоря оставляет желать лучшего...На сегодняшний день - ЛУКойл - самая высокотехнологичная компания в части оборудования для переработки нефти. Всем известно, что в России "чистого" бензина марки 95 нет вообще ни у кого. И только ЛУКойл имеет оборудования для получения чистого 92 бензина, а уж 95 как у всех с присадками.... вот только все получают 95 из 76 + присадки, а ЛУКойл - 92 чистый + присадки, разница, на мой взгляд очевидна. А стоимость в цене Татнефтепродукта и ЛУКойла объясняется не только транспортными расходами, а еще и тем, что Татнефтепродукт продает стремный "3" класс бензина, а ЛУКойл чуть дороже "5"!!!!!!

    • Анонимно
      20.06.2013 16:56

      воистинну...я тоже люблю лукойловский бензин, как, впрочем и мой автомобиль))

  • Анонимно
    20.06.2013 17:48

    Руслан сам то отпишись...за державу обидно...

  • Анонимно
    20.06.2013 17:57

    это прямо реклама Лукойла какая-то, с Алекперова гешефт полагается.

  • Анонимно
    21.06.2013 10:58

    на Татнефти уже месяц продаётся белорусский бензин - лучший на сегодня в восточной европе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль